Экологический паспорт мдоу «Детскийсад№24 «Подсолнушек»



Скачать 173.2 Kb.
Дата13.08.2016
Размер173.2 Kb.
Экологический паспорт

МДОУ «Детскийсад№ 24 «Подсолнушек»

 

Елец 2011 г.



 

1.                     Экологическая обстановка Липецкой области

 

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в области составили 406,6 тыс. т, что на 18,6 тыс. т больше, чем в 2001 г., в г. Липецк -383,2 тыс. т (больше на 12,8 тыс. т). Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит черная металлургия (89%), производство строительных материалов (4%) и электроэнергетика (1,4%). Как и в предыдущие годы, самым крупным загрязнителем атмосферного воздуха г. Липецка остается ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат". Выбросы загрязняющих веществ от этого предприятия увеличились на 11,7 тыс. т и составили 8% общих выбросов от стационарных источников. К крупным загрязнителям также относятся: ОАО "Липецкцемент", ОАО "ЛМЗ "Свободный Сокол", ОАО "Силан".



Значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит автотранспорт. Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в 2010 г. составили 165,5 тыс. т (29% общих по области выбросов), в том числе в г. Липецк - 75,8 тыс. т, г. Елец- 16,1 тыс. т.

На 01.02.2011г. лабораторией ОГУ «Гидротехнические комплексы» проанализированы пробы воздуха. Превышенная среднемесячная концентрация по диоксиду азота в 1,4 – 1,6 раза выявлено в Ельце. По остальным ингредиентам среднемесячная концетрация оставалась в пределах нормы.

Основными источниками водоснабжения являются реки Дон, Воронеж, Матыра, Сосна, их притоки и подземные воды. Общий забор воды из природных водных объектов составил 329,4 млн. мЗ , что на 6 млн. мЗ меньше, чем в предыдущем году. Из поверхностных источников забрано 126,2 млн. мЗ, из подземных - 203,2 млн. мЗ. На производственные нужды использовано 135,1 млн. мЗ (47,3%), на хозяйственно-питьевые - 126,1 млн. мЗ (44,2%). Общий сброс сточных вод в поверхностные водные объекты составил 190,7 млн. мЗ, что на 10,8 млн. мЗ меньше, чем в предыдущем году. Сброс загрязненных сточных вод снизился на 9,7 млн. мЗ - до 136,9 млн. мЗ. Из 54 очистных сооружений по очистке сточных вод эффективно (в проектных параметрах) работают 39, неэффективно - Липецкие городские очистные сооружения и очистные сооружения сточных вод биологической очистки МУП "Водоканал", г. Усмань.

По данным Управления экологии администрации г.Липецка, в реках области в 2011 г. не наблюдалось превышений ПДК соединениями цинка, никеля, хрома, свинца, фенола, азота. Кислородный режим рек был удовлетворительным.

С целью улучшения состояния водных ресурсов в рамках долгосрочной областной программы "Охрана окружающей природной среды Липецкой области (2002-2010 годы)" осуществлялось строительство очистных сооружений в пос. Лев Толстой (Лев-Толстовский район), с. Хмелинец (Елецкий район), а также реконструкция канализационной насосной станции очистных сооружений в г. Задонск.

Значительный ущерб окружающей среде наносят отходы производства и потребления. В области имеется около 300 мест размещения отходов, в том числе: полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов - 7; санкционированные свалки - около 100; несанкционированные места размещения отходов - более 80; места размещения отходов на промплощадках - около 40; шламонакопители, хвостохранилища - 30; котлованы, карьеры - более 20; могильник отходов. Не решена проблема санкционирования и проектного обустройства десятков мелких районных свалок. Всего 19 объектов размещения отходов имеют проект по обустройству и эксплуатации объекта и отвечают санитарным и экологическим требованиям. Санитарно-защитная зона отсутствует на 78 объектах.

С целью решения проблемы отходов велось строительство станции приема, сортировки и брикетирования ТБО в г. Липецк, полигонов ТБО в городах Усмань, Грязи и районном центре Волово.

Несмотря на рост производства и увеличение количества населения, город добился улучшения экологической ситуации: по результатам последних исследований специализированных научных институтов Липецк был исключен из списков наиболее загрязненных городов России.

Липецкая область входит в число немногих областей России, где проводится целенаправленная работа по улучшению состояния окружающей среды:

-реализуются областная и муниципальная долгосрочные программы по охране окружающей среды, за счет средств областного и муниципального бюджетов.

-расширяется сеть особо охраняемых природных территорий, с целью сохранения биологического разнообразия.

-осуществляется действенный экологический контроль, формируется экологическая культура населения области.

Главным итогом комплексной работы властей области и города, а также промышленных предприятий города стало:

- уменьшения вредных промышленных выбросов вредных веществ в атмосферу;

- реализация масштабных областных программ «Чистый четверг», «Охрана окружающей среды» и городской программы по благоустройству и озеленения города «Липецк – наш общий дом».

В городе Ельце введен в эксплуатацию второй стационарный пост наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха. Первые результаты наблюдения за загрязнением атмосферы не выявили превышений по определяемым ингредиентам: фенолу, сероводороду, диоксиду азота и диоксиду серы.

 

2. Характеристика непосредственного окружения детского сада

 

Вся зона, в которой расположен жилой район, Лучок, характеризуется крайне неблагоприятной экологической обстановкой. Это объясняется влиянием таких крупных промышленных зон, как завод «Гидропривод», ОАО «Энергия», прохождение рядом железной дороги.



Но также нужно выделить, что в непосредственной близости к ДОУ расположен Петровский парк, оснащенный большим количеством деревьев и кустарников, рядом протекает река Быстрая Сосна, по берегам которой также имеется большое количества зеленных насаждений.

ДОУ находится на пересечении двух улиц, характеризующихся не большими транспортными потоками.

В связи с тем, что сложившаяся экологическая обстановка в районе крайне неблагоприятная, следует уделять большее внимание оздоровлению детей. Необходимо чаще выводить детей в Петровский парк, учитывать неблагоприятную погоду (безветренные дни, когда происходит скопление всех вредных выбросов в приземленных слоях атмосферы).

Рекомендуется познакомить родителей с экологической обстановкой в районе и с результатами данных исследований и провести разъяснительную работу. Желательно провести описание участка Петровского парка, предназначенного для проведения экскурсий с детьми, выделить наиболее интересные природные объекты и оценить возможность их использования с точки зрения экологического образования.



3.Характеристика здания и территории детского сада

 

3.1. Общие данные:

Общее количество детей, посещающих детский сад, — 150.

Общее количество персонала — 35 человек.

Время постройки – 1967г.

Капитальный ремонт – 2008 г.

Наружные стены выполнены из кирпича

Внутренние стены – из кирпича.

Перекрытия – железобетонные плиты.

Перегородки – из кирпича.

Лестницы – железобетонные площадки и марши.

Кровля стропильная, покрыта металлочерепицей.

Учреждение состоит из 2-х этажного корпуса.

В здании расположены следующие помещения:

 

Наименование

Количество помещений

Групповая комната

6

спальня

6

Музыкально-физкультурный зал

1

Кабинет

3

Кладовая

3

Прачечная

1

Гладильная

1

Костюмерная

1

Медицинский блок

3

Пищеблок

1

Раздевальная комната для детей

5

Раздевальная комната для взрослых

3

Умывальная

6

Туалет

7

Щитовая

1

Вход в подвал

2

Лестничные клетки

2

 

В подвальном помещении размещены: бойлерная на теплообменнике, овощехранилище.

Общая площадь земельного участка —7 147 кв. метров.

Территория детского сада ровная. Газоны занимают 70—75% территории, остальная площадь приходится на плиточные, асфальтированные и грунтовые площадки, дорожки.

Затененность территории достаточно высока, что в летний период создает благоприятный микроклимат для прогулок.

Среди деревьев преобладают как лиственные, так и хвойные породы.

На территории имеются шесть групповых площадок, для каждой возрастной группе отдельные песочницы с песком (имеется протокол лабораторных испытаний № 15 от 03.07.2010г. с заключением представленного образца соответствующего СанПиН 2.1.7.1287-03). Кроме того, есть спортивная площадка, разделенная на зоны: площадка с физкультурным оборудованием, площадка для подвижных игр, прыжковая яма, имеется бассейн, для закаливания детей водой в летний период, «тропа здоровья», игровая площадка для занятий со спортивным оборудованием.

Территория детского сада огорожена забором высотой 2метра и в темное время суток освещается мощными фонарями дневного света.

3.2.             Зонирование территории

Попадая в детский сад можно сразу отметить, что коллектив ДОУ большое внимание уделяют экологическому воспитанию. На территории имеются все зоны для наблюдения и воспитания у детей экологической культуры.

Коллективом были благоустроены: сад плодовых растений, цветники, клумбы, газоны, рабатки, альпийские горки с искусственным водоемом, питомник, экологическая площадка (где находится «Птичий столб», цветочные и солнечные часы, флюгер - прибор для определения направления и силы ветра), питомник с саженцами хвойных и лиственных пород, огород, ягодник, фитоогород; обустроен «уголок пустыни», где « живут» черепаха и змеи, «сухой ручей», площадка с камнями песчаника.

3.3. Растительный и животный мир, почвенный покров

Растительный мир:

на территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, грибы — что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению детей с природой.

Деревьев на участке достаточно много. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев.

        Видовой состав деревьев: лиственные – тополь пирамидальный, береза бородавчатая, рябина обыкновенная, липа, каштан, яблоня, вишня, слива; хвойные - туя западная, ель голубая, ель обыкновенная, пихта, сосна.

        Кустарники: рябина черноплодная, сирень персидская, калина, боярышник, жасмин, можжевельник, смородина (черная, красная, белая), спирия.

        Газоны занимают 70—75% территории, они достаточно ухожены.

        Красоту и привлекательность территории ДОУ создают множества цветущих клумб и цветников, есть лилейник, розарий, альпийская горка, рабатки.

        Так же на территории детского сада имеется

        огород, где педагоги совместно с детьми выращивают культурные растения: редис, лук, чеснок, томаты, огурцы, капусту, кабачки, картофель, рядом расположен ягодник.

        На фито огороде прорастают такие лекарственные растения как: крапива двудомная, полынь обыкновенная, ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, лопух паутинный, тысячелистник, чистотел, зверобой, перечная мята, чабрец душистый, клевер, календула лекарственная, мать-и-мачеха, душица, земляника, валерьяна, физалис, ландыш.

Дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

Животный мир:

на территории детского сада встречаются:

     птицы: вороны, галки, голуби, сороки, дятел, соловьи, воробьи, синицы, трясогузки, снегири, сойки, свиристели, поползни, горлинки;

     различные виды насекомых: бабочек и жуков, в том числе божьи коровки, жужелицы, а также мухи, комары, стрекозы, сверчки, осы, шмели, пчелы, пауки, кузнечики). В экологическую тропу включен муравейник. Муравьи - животные барометры, активно помогают предсказывать погоду. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывая почти все "двери" своего дома.

В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками земли.

Так как рядом расположен Петровский парк, частыми гостями на территории ДОУ бывают белки, ужи и ежи.



Почва:

на территории детского сада преобладают чернозем со щебнем. Удобрения не используются, но привозится песок, камни, есть участки насыпных почв. На игровых площадках вытоптанность достигает 50%; грунт очень плотный. Вытоптанность газонов небольшая, как правило, покрытие растений составляет 90%. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев — тех, возле которых часто играют дети. У некоторых из таких деревьев обнажены и отполированы корни.



3.4. Загрязнение территории

Запыленность территории высокая, пыль от автодороги, смог от проходящих поездов фасад здания ),но с другой стороны здания, где находятся большая часть игровых и обучающих зон, воздух более очищен, так как на территории находятся большое количество хвойных и лиственных деревьев, кустарников, через забор раскинулся Петровский парк.

Ветровой режим благоприятный, так как участок с четырех сторон окружен высокими зданиями и деревьями, смягчающими порывы ветра.

Шумовой фон умеренный. Основным источником шума являются железная

дорога.

Территория посещается легковыми машинами и грузовиками, привозящими продукты. В результате асфальт загрязняется бензиновыми пятнами.



Участок в целом чистый, регулярно убирается штатными дворниками, на заднем дворе имеется контейнер для мусора, который вывозится два раза в неделю.

3.5                Оформление помещения.

В помещениях групп существует разделение на зоны, выделены: игровая зона, учебная зона, зона уголка природы.

В оформлении групповых помещений и коридоров используются гипсокартон, дерево, ткань, живые, искусственные и засушенные растения, картины, панно, фотографии, стенды.

В уголках природы имеется большое количество растений: т.к. бальзамин, герань, бегонии, фикус, фикус Бенджамина, амариллис, кливия, папоротник, сансевьера, драцена, бегония, хлорофитум, традесканция, фиалки, монстера, орхидея, аглаонема, антуриум, кордилина, маранта, плющ, рэо, спатифиллюм, хибискус и др.

Алоэ, диффенбахия, кактусы , и др. колющиеся растения в групповых помещениях не держат во избежание несчастных случаев.

До 01.10.2010 г. в каждой возрастной группе, в уголке природы жили рыбки, птицы и животные. В вступивших в силу новые «Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (зарегистрированных в Минюсте РФ 27.08.2010г., регистрационный номер 18267), в разделе 6.13. сказано, что «размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещения не допускается». В отдельных помещения возможно организация уголков и комнат природы. Так в соответствии с санитарными нормами в нашем ДОУ, в методическом кабинете был оборудован уголок для животных, здесь находится аквариум с рыбками (гуппи, золотая рыбка, скалярии, сомик) и морской черепахой.

Из птиц: волнистый попугайчик и кенар.

 

4. Влияние ДОУ на окружающую среду

 

Отходы: за день выбрасывается приблизительно 5 кг отходов. Практикуется использование бросового материала для изготовления поделок детьми.



Отопление центральное. На зиму производится утепление окон и дверей во всех помещениях.

Используемые химические вещества: хлорамин — используется для дезинфекции. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой и передается младшим воспитателям. Также используются стиральные и моющие порошки, сода. Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ - станцией.

 

5. Программы и методики

 

Образовательное учреждение работает по основной образовательной программе, разработанной на основе базовых программ «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой М 2005г.; «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловской, Л.М.Гурович СПб 2006г.; парциальные программы экологической направленности: Рыжова Н.А. «Наш дом — природа», Николаева С.Н. «Юный эколог», программа состоит из двух подпрограмм «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ»,программа Н.Н.Кондратьева «Мы».



Используемая методическая литература:

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», Гусев В. «Животные у нас дома», Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду», Петров И. «Растительный мир нашей родины», Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой», Гусев В.Г., Витте Л.А. «Наши питомцы», Рыжова Н.А. «Невидимые ниточки природы», Левитман М.Х. «Экология – предмет: интересно или нет?», Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», Рунова М.А. «Ознакомление с природой через движения» и др.



Дидактические материалы:

        Экологические игры:

        «С какого дерева листок», «Четыре времени года», «Что за птица?», «Тайны природы», «Фрукты или ягоды», «Лишний предмет», «Грибы, овощи, фрукты», «Во саду ли, в огороде », «Береги живое», «Дикие и домашние животные». «Чей домик?».

        Лото:

        «Где что растет», «Что за птица», «Какое время года», «Магазин “Семена”», «Вершки и корешки», «Зоологическое лото», «Дары природы», «Живая природа».

        Экологические кубики.

        Книга – фланелеграф «Кто, где живет? »

        Аудиозаписи «Голоса птиц», «В мире животных», «Шумы природы», « Четыре времени года».

        Трафареты: животные, листья деревьев.

        Наглядно – дидактические пособия по экологии из серии «Мир в картинках»

 

6. Основные направления работы

Обострение экологической проблемы в стране диктует не­обходимость интенсивной просветительской работы по фор­мированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском са­ду—первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство — начальный этап формирования лич­ности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания в нашем ДОУ явля­ется формирование у ребенка осознанно-правильного отно­шения к природным явлениям и объектам, которые окружа­ют его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе стро­ится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и разви­тия отдельных живых существ, некоторых биоценозов, зависимостей существования организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе об­щения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии рас­тений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологичес-

кой воспитанности. Это различные виды занятий по экологическому воспитанию, самостоятельные на­блюдения, проведение опытов, вопросы, стремление расска­зать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, вопло­щать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями), в течение года проходят экологические праздники и театральные экологические представления.

Взрослые, обучающие и воспитывающие детей, создающие для них необходимые условия, — это решающий фактор в эко­логическом воспитании. В ДОУ систематически проводится работа по повышению профессионализма и педагогического мастерства. К таким мероприятиям относятся следующие: педагогический совет, на котором представлены акту­альность, значимость эколого-педагогической работы в ДОУ; еже­месячного семинары-практикумы, на которых отрабатывают­ся содержание и методы экологического воспитания детей, технологии эколого-педагогической работы с детьми разного возраста; пропаганда экологических знаний среди родителей, ин­дивидуальная работа с семьей; установление связей с различными учреждениями (шко­лой, станцией юных натуралистов, обществом охраны при­роды) для взаимодействия по всевозможным аспектам эко­логического образования.

 


 

 

7. Выводы и рекомендации.

 

7.1. Благоустройство территории ДОУ.

Территория детского сада достаточно хорошо ухожена. Растительный покров на территории достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования.

Рекомендуется расширить видовой состав культурных растений, расширить цветники; посадить лекарственные растения, злаковые культуры; продолжить уход за огородом.

Вдоль западной стороны заборной изгороди желательно посадить лиану, которая наиболее эффективно поглощает вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах, и будет снижать уровень шума.

Необходимо вскопать почву вокруг ряда деревьев, т.к. в некоторых местах наблюдается сильное вытаптывание.

Для привлечения на участок птиц следует увеличить количество кормушек, развесив их на разных деревьях.

Чтобы частыми гостями на территории ДОУ были белки нужно соорудить «беличий домик».

На экологической площадки «поселить» сказочного героя, хозяина тропинки старичка – Лесовичка.

Для измерения осадков на метеоплощадке можно разместить дождемеры, сделанные из пластиковых бутылок.

 

7.2. Оформление помещения.

Внутренне оформление детского сада производит благоприятное впечатление. В помещениях есть необходимые условия и оборудование для экологического образования детей.

В целях оздоровления детей необходимо в групповых помещениях пересмотреть присутствие комнатных растений, влияющих на оздоровление детей. Рекомендуется ароматизировать спальные помещения засушенными травами, влияющими на длительный и спокойный сон.

 

7.3. Влияние на окружающую среду.

Необходимо провести детальный анализ использования воды и электроэнергии и, по возможности, сократить их потребление.

Также необходимо проанализировать состав отходов с целью сокращения их объема. Увеличить использование природных удобрений, перегноя листьев, в качестве удобрений.

 

7.4. Профессиональная и методическая база.

Для проведения занятий с детьми и организации методической работы, рекомендуется ввести ставку эколога. Пополнить существующий книжный фонд периодическим изданием "Экологическое образование" (научно-методический журнал). Регулярно проводить семинары по экологическому образованию среди педагогического состава. Доработать карточки-маршруты наблюдений на экологической тропинке по всем возрастным группам, и систематически использовать их в работе с детьми.

Посвятить родительскому собранию экологический вопрос, привлечь внимание родителей к оздоровлению детей. Заинтересовать их в проведении работ по благоустройству территории детского сада.

 

 



 

 

Примечание: Паспорт составлен на 01.02.2011г..
Каталог: files -> file -> docs


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница