Э. А. Рабаев к истории еврейских общин северного кавказа




Скачать 242.57 Kb.
Дата12.06.2016
Размер242.57 Kb.
Э.А.Рабаев

К ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

(Краткий очерк)

НАЛЬЧИК 1999

Данный очерк охватывает небольшой исторический период (1-Х вв.) из жизни еврейского народа, переселившегося на территорию Северного Кав­каза. Находясь в изгнании, но соблюдая законы Торы они смогли сохранить свою веру, культуру и традиции.

Работа названа "очерком" не случайно, так как мы еще мало имеем фактического материала для последовательного изучения и изложения истории еврейских общин в то далекое время. Не претендуя на подробное повествование исследованных данных, автор постарался ознакомить широкий круг читателей с некоторыми событиями и фактами многовековой истории еврейских общин Северного Кавказа.

Автор выражает глубокую благодарность доктору исторических наук, профессору А.И. Мусукаеву за оказанную помощь в подготовке рукописи.

Брошюра издана при содействии еврейского общественно-политического и культурного центра "Товуши" (г-Нальчик).



© Рабаев Э.А., 1999

"Евреи должны, стараться жить не навлекая на себя гнев со стороны окружающих народов"

Рабби Моше Вейсман

"Мидраш рассказывает"

Это небольшая по объему работа слабая попытка кратко осветить некоторые вопросы истории евреев, живущих на территории Северного Кавказа, с античных времен до конца Х века. Хотелось бы заметить, что до недавнего времени во многих исторических работах всячески умалчивалось об ан­тичном периоде жизни евреев, их влиянии на материальную и духовную культуру народов Северного Кавказа, Крыма, Причерноморья. Этот период, можно сказать, почти не изу­чен. И только совсем недавно занавес нам приоткрыла из­вестный ученый в. области античной истории и, эпиграфики доктор исторических наук, член Правления Еврейского обще­ства, Элла Исааковна Соломоник. Ею были подняты проблемы о недостаточности исследования вопросов переселения и жизни евреев на территории Кавказа.

Материальная культура евреев Северного Кавказа того времени имеет множество объектов сегодняшнего изу­чения. в него прежде входят: археологические раскопки, этнографические и эпиграфические исследования, сообще­ния античных и средневековых авторов, архивные данные.

Одной из самых ранних групп еврейских античных древностей Северного Кавказа являются археологические раскопки, сведения античных авторов, библейские рассказы. На наш взгляд, роковой судьбой всего еврейства было пер­сидское владычество, когда был разрушен еврейский храм в городе Элефантине 410 г. до н.э., организован погром в 405 г. до н.э. Евреям в Персии грозило полное истребление. Один из приближенных персидского царя Ксеркса (Ахащвероша) Гаман (Аман), люто ненавидевший евреев, докладывал ему:

"Есть один народ, рассеянный и разбросанный во всех облас­тях царства твоего; обычаи его отличаются от обычаев других народов, а царских законов он не исполняет. Если царю угод­но, пусть будет отдан приказ уничтожить всех евреев". И только счастливая случайность спасла евреев от полного уничтожения. В память о спасении евреи ежегодно устраива­ют праздник, который называется Пурим. Но антисемитские настроения правящей верхушки Персидской империи про­должались. Диаспора евреев увеличилась. Их исход со своей исторической родины способствовал созданию и укреплению многочисленных иудейских общин по всему миру. Одна из таких общин возникла на территории азиатской части Боспорского государства, вблизи современного города Анапа (в период античности — Синдская Гавань, Горгиппия), где евреи-переселенцы сравнительно быстро адаптировались, усвоив греческий, синдо-меотские языки. Из многих источников из­вестно, что характер двуязычия в те далекие времена наблю­дается у многих народов Северного Кавказа.

Евреи-переселенцы заимствовали не только языки местных народов, но и материальную культуру, некоторые обычаи. Переселение евреев не носил варварский характер. Они всегда приходили в чужую страну только с миром, прося защиты и покровительства. Об этом свидетельствуют "отец географии" Страбон и еврейский историк Иосиф Флавий. Согласно их сведениям, евреи, расселившись почти на всей территории Кавказа, встречали благожелательное отношение со стороны местных народов. Особенно это каса­ется синдо-меотских племен, создавших в то время сильное Синдское государство.1 Необходимо заметить, что синдо-меотские племена, положившие начало адыгскому (черкес­скому) этносу, имели, огромное влияние на культуру и об­щественный уклад других народов Северного Кавказа. Но и евреи диаспоры, по мнению академика А.Тюменева. став­шие горожанами того -или иного города, играли важную роль в хозяйственной жизни страны. По нашему мнению, многие античные города Северного Кавказа были столько же иудейскими, сколько и греческими или синдскими.2 Та­ким образом, тесная связь евреев и предков кабардинцев уже в те далекие времена была очевидна.

Сообщения античных авторов подтверждаются архео­логическими и эпиграфическими находками. Как правило, это надгробные изваяния, ^де- изображались основной символ иудейской религии менора, кроме этого изогнутый рог (шофар), пальмовая ветвь (лулав). Исходя из того, что эти древние еврейские символы часто встречаются на терри­тории Северного Кавказа, на наш взгляд, следует остано­виться на их значении.

Менора имеет форму семисвечника и символизирует сотворение мира в течение семи дней, причем средний обо­значает субботу — день отдыха. Начиная с 1 в. н.э. распро­страняется обычай, особенно в диаспоре, украшать изобра­жением меноры стены гробниц, саркофаги, надгробные из­ваяния и т. д. В противовес христианскому кресту менора становится главным символом иудейской религии. Лулав — нераскрытая пальмовая ветвь, употребляемая во время ут­ренней молитвы праздника Суккот, обозначает победу над врагами и даже смертью. Древние греки и римляне переня­ли этот еврейский символ и стали награждать пальмовой ветвью полководцев, которые одерживали победы на поле брани, а также победителей олимпийских игр. Шофар -рог, обычно бараний, в который трубили в библейский пе­риод для созыва войска, объявления наступления нового года. Позднее шофар стали использовать как символ при­хода Мессии, который возвещался трубным голосом.

Но вернемся к нашим археологическим находкам. Осо­бый интерес вызывают еврейские надписи, найденные в Ана­пе и Тамани, датируемые 1 в. н.э. Одна из них, наиболее легко читаемая, повествует нам следующее: "В царствование царя Котиса, 348 года (51 г. н.э. ) месяца Ксандика, 1 числа, Психарион, а также Сог и Ан — его дети. Кариец Сандан и кариец Аг и Метротим отпущены при молельне, гарантированными от захвата, беспрепятственными в проживании, при условии усердного посещения и почитания молельни, и стали свобод­ными под опекой общины иудеев". Это есть не что иное, как манумиссия — юридический акт отпущения рабов на волю. Но нам интересна эта надпись, прежде всего, тем, что она сооб­щает нам о существовании еврейских общин и молитвенных домов на территории Северного Кавказа, а может быть и всего Кавказа. Правда, археологи пока еще не обнаружили ни одной античной синагоги или молитвенного дома. Но архео­логия - наука сюрпризов. Надеемся, новые изыскания уче­ных дадут положительные результаты.3

Переселившись на северное побережье Черного моря евреи, как мы уже выше говорили, быстро адаптировались, стали говорить на греческом и других местных языках, хо­тя религиозным языком, безусловно, оставался иврит. Поя­вились смешанные браки. На одной из надгробных плит, найденной близ города Анапа, было высечено: "Здесь поко­ится Самуил, сын Севера". Эта надпись интересует нас, прежде всего, тем, что выполнена на греческом языке, первое имя еврейское второе - римское. По-видимому, мать Самуила, еврейка, имела сильное религиозное влияние на отца Самуила - римлянина по происхождению. Скорее всего, эта семья ревностно соблюдала еврейские обычая и традиции. Большое скопление иудейских памятников на территории Северного Причерноморья говорит о том, что еврейская община, в те далекие времена, была довольно-таки крупная. Только близ станицы Сенной (Фанагория), по свидетельству Э.И. Соломоник, было найдено более 70 над­гробных памятников с еврейскими надписями и изображе­нием иудейских символов, датируемые IV-X веками. Она же цитирует сообщение известного византийского хрониста Феофана 671г.: "... в городе Фанагории и его окрестностях около живущих там евреев проживают также и многие другие племена".4



Более запутана и менее понятна история еврейства на Северном Кавказе в эпоху раннего средневековья, когда было образовано множество самостоятельных и независимых госу­дарств. "Странна и непонятна история еврейского народа во­обще, — писал в 1906 году исследователь Б. Какителашвили, — но еще менее понятна история кавказских евреев". Из всех этих государственных образований нас особенно привлекает история Хазарского Каганата. Хотелось бы предостеречь чи­тателя, что автор не говорит о Хазарском Каганате как еди­новерном государстве. Во-первых, Хазария была многонацио­нальным государством, центром трех мировых религий — иу­даизма, мусульманства и христианства на Кавказе. Во-вторых, Хазария не была, в современном понимании, импер­ским государством, ибо вхождение в его состав тех или иных народов носил добровольный характер, принимал под свое покровительство гонимых и обездоленных. В-третьих, ни один из древнейших источников нам не сообщает о внутренних конфликтах в Хазарии, будь то на социально-экономической или религиозной почве. Наша задача — показать существова­ние и жизнедеятельность еврейских общин на территории Северного Кавказа и прежде всего на территории Хазарского Каганата. Как считают многие современные западные иссле­дователи, с этим периодом связано повсеместное принятие хазарами иудейской религии, процесс который начался, по-видимому, на территории Северного Кавказа. Российские, а особенно советские, ученые считали, что иудейскую религию приняла лишь верхушка хазарской знати. "Еврейская уче­ность процветала только при царском дворе" — утверждает советский исследователь М.И. Артамонов. Но об этом мы пого­ворим чуть ниже. Все это дает основание для существования множества теорий и гипотез возникновения государства — Хазарский Каганат, принятие хазарами иудаизма, происхож­дение самих хазар. Естественно, российские и советские ис­торики рассматривали историю происхождения хазар по пре­имуществу с точки зрения русской истории, отсюда попытка реконструкция истории Хазарского Каганата, во многом всту­пающего в противоречие с различными источниками. Более того, многие академические труды, изданные в советское время, умалчивают о принадлежности хазар к иудейской ре­лигии. А недавно появилась новая теория (Мататов, Мурзаханов), что горские евреи — это хазары, принявшие иудаизм. Нет. И еще раз — нет. Поистине — "все смешалось в доме Об­лонских". Вот одна из легенд о происхождении хазар, кото­рую нам оставил Михаил Сирийский, живший в 12; в.: "Из внутренней Скифии вышли три брата, которые дошли вместе до р. Танаис. Отсюда один из братьев — булгар отправился на запад и получил от римского императора Маврикия земли близ Дуная. Племя его стало называться булгарами. Два других брата пришли в страну алан, называемую Берсилия. Когда над страной стал господствовать другой народ, они бы­ли названы хазарами, по имени того старшего брата, имя ко­торого было Хазарик. Это был сильный и широко распростра­ненный народ" . Тюрки-хазары уже к 576 г. установили кон­троль и получили гегемонию над всей территорией Северного Кавказа и части Боспора. Под их контроль попали плодород­ные земли и торговые пути, связывающие Византию с Вос­точной и Центральной Азией. Без сомнения, свою роль и, наверное немаловажную, в этой торговле играли евреи Фанагории и Горгиппии, Крыма и Византии, Ирана и Армении. Та­ким образом, мы видом на карте Кавказа появление сильного и могущественного государства — Хазарского Каганата Рас­цвет и укрепление Хазарии привлекали к себе бедных, обез­доленные и гонимых людей. Такими были, увы, евреи. В этот период — от VI до Х века — большая часть еврейского народа жила на Востоке: в Вавилонии, Персии, Сирии, Палестине, Византии, Положение евреев Византийской Империи было особенно тяжелым. С принятием христианства и его укрепле­нием гонения на евреев были ужесточены. Византийские им­ператоры, в частности Юстиниан VI, относились враждебно к еврейским общинам. Византийские евреи всячески ущемля­лись в гражданских правах. Повсеместно разрушались сина­гоги, молитвенные дома, евреям запрещалась служба в ар­мии, занимать государственные должности, их насильственно принуждали принимать христианство. Император Лев (723 г.) издает указ, согласно которому все евреи должны принять крещение по греческому образцу, грозя им в противном слу­чае самыми страшными наказаниями. Этому отчаянно сопро­тивлялись иудеи, хотя непослушание каралось смертью/' Многие евреи были вынуждены бежать, искать счастье на новых местах. Так, большинство из них оказалось в Хазарии. С другой стороны, Арабский Халифат стремился распростра­нить свою религию и тем самым утвердить свое влияние на Северном Кавказе. Но умный и влиятельный предводитель хазар Булан предпочел третью религию - иудаизм, тем са­мым, укрепив независимость и самостоятельность Хазарского Каганата, который просуществовал около 400 лет - с VII в. до начала XI века, положив начало горско-еврейскому этносу. По приглашению Булана в Хазарию прибыли христианские и исламские миссионеры. Наряду с ними из Израиля прибыли еврейские ученые и мудрецы. Диспут был долгим. Только в конце, когда еврейские мудрецы склонили чашу весов на свою сторону, изложив ранний период истории израильтян со дня Сотворения мира и кончая вступлением еврейского наро­да на землю обетованную, решение было принято. В одном из посланий царя Иосифа говорится, что его предки "совершили над собой, своими рабами и служителями и всем народом об­резание и затем послали посланцев и доставили к. себе изо всех мест мудрецов израильских, и те объяснили им закон Моисея и изложили им в порядке заповеди. До настоящего дня мы держимся этой веры". Успех еврейских ученых при­вел к дальнейшему распространению иудейской религии на всей территории Хазарии. Это также способствовало прибы­тию в Хазарию евреев из Багдада, Армении, Хорасана. Ви­зантии и других стран. Один из еврейских мудрецов был из­бран главным судьей. В тоже время, они установили монар­хию, провозгласив своего военного предводителя Сабриэля царем. Таким образом, образование Хазарского государства. по свидетельству письменных источников, неразрывно связа­но с принятием хазарами монотеистического иудаизма. Более того, автор одного источника повествует, что иудаизированные предки, первыми пришедшие на хазарские земли, при­надлежали к колену Симеона, т.е. были выходцами из Пале­стины. Из этого можно сделать вывод, что предки горских ев­реев были жители некогда великой Хазарии, на наш взгляд, сейчас это мало у кого из историков вызывает возражение.

История иудаизации хазарского населения в настоя­щее время стала предметом повышенного интереса ученых всего мира. Первоисточники по истории Хазарского Кагана­та, особенно древнееврейские рукописи, заслуживают но­вого исследования, кропотливого изучения и осмысления. Евреи всегда относились к рукописям очень бережно. Из­вестен древнееврейский обычай, который запрещает унич­тожение, исправление рукописных текстов, содержавших имя Бога или отрывки из древнего Писания. Один из таких манускриптов (рукопись), дошедших до наших дней, был обнаружен американским ученым Соломоном Шехтером в 1896 году. в древней Синагоге Фустат-Миер недалеко от Каира. Этот ценный документ впоследствии стали называть "Кембриджским документом". Манускрипт представляет собой письмо, написанное на иврите царем Хазарии Иоси­фом, адресованное еврею Хасдаю ибн Шапруту, выдаю­щемуся вельможе при дворе Абдуррахмана III Кордовского Халифата, Русский ученый П.Коковцев перевел этот доку­мент на русский язык и опубликовал его в своей книге "Еврейско-хазарская переписка в Х в." в 1932 году. Получив прекрасное религиозное и светское образование, Хасдай возглавил министерство иностранных дел Кордова, покровительствовал ученым, его выбрали начальником еврейской общины всей Испании. Во время нахождения его у власти испанские евреи жили в спокойствии и безопасности. Од­нажды персидские послы сообщили Хасдаю, что в дальних краях, у подножья Кавказских гор, существует еврейское государство — Хазарский Каганат. Он был крайне удивлен. Незаме длительно Хасдай отправляет туда, через Византию и Русь посла с письмом к хазарскому царю Иосифу, прося его написать всю правду о таинственном еврейском госу­дарстве- Более того, он просит царя принять его на посто­янное место жительства, "Если бы я знал, - пишет Хасдай, — что есть у нашего народа свое царство на земле, я оста­вил бы свое высокое положение, шел бы по горам и доли­нам, по суше и по морю, но пришел бы в то место, где жи­вет господин мой, царь иудейский, увидел бы, как живет спокойно остаток Израиля". Через некоторое время Хасдай ибн Шапрут получил ответное послание. Царь Иосиф, в ча­стности пишет, что Хазарское государство по происхожде­нию не еврейское, его предки, принадлежащие колену Си­меона, бежали в Хазарию из другой страны, так как "не могли выносить ига идолопоклонников" и местный народ их радостно принял". Подтверждение тому, что пришлые ха­зарские евреи относились к колену Симеона, мы находим в трудах еврейского путешественника Эльдада Дани (IХв). Он пишет: "Колено Симеона и половина Манассии в стране Хазар, которая находится на расстоянии 6 месяцев пути от Иерусалима".6 Термин "идолопоклонники", по-видимому, можно отнести к жителям северо-западного Ирана. Именно в то время, при правлении Хосрова I Ануширвана (537-577) начались массовые преследования еврейского населения. Поселившись в Хазарии, пришлые правоверные евреи быстро адаптировались и ассимилировались с местным насе­лением, и как утверждает автор письма Иосиф "стали од­ним народом". Подтверждение этого мы находим и у визан­тийского хрониста Феофана: "Хазары - великий народ, вышедший из Берсилии". Заканчивая свое послание, царь Иосиф восклицает: "Наши взоры обращены к богу, к муд­рецам Израиля в академиях Иерусалима и Вавилонии. Да ускорит Бог обещанное освобождение Израиля, да соберет свой рассеянный народ еще при жизни нашей!". Наивысший расцвет в экономической и культурно-политической жизни Хазарский Каганат достиг в период правления трех царей: Вениамина (880-900 гг.), Аарона (900-920 гг.), Иосифа (920-960 гг.).

Согласно археологическим раскопкам и сообщениям средневековых авторов, хазары занимались интенсивным земледелием, садоводством, выращивали виноград, осваивали различные ремесла и промыслы, особенно было развито шел­ководство и изготовление шелковых и пурпурных тканей. Из ремесел наиболее распространенным было кожевенное, кра­сильное. "еврейская краска" славилась в тогдашней торговле. Гончарные печи, найденные археологами, остатки клейменной посуды, свидетельствуют о высоком мастерстве местных гон­чаров. Оружейники знали секрет производства булатной стали. На высоком уровне находилось градостроительство. Археоло­гические раскопки хазарских городов подтверждают, что во­круг каждого города строились монументальные оборонитель­ные стены с бойницами и сторожевыми башнями. Зная, что многие районы Хазарии подвержены частым землетрясениям, местные строители использовали гибкость камыша для созда­ния сейсмостойкости жилищ. К строительству многих город­ских укреплений привлекались иностранные специалисты. До­подлинно известно, что в 833 году хазарская крепость Саркел на Дону была построена византийскими инженерами. Но ос­новной статьей дохода Хазарского государства, безусловно, были широкие торговые связи. Важнейшими источником пополнения хазарской казны, по-видимому, был сбор налоговых пошлин с купцов, которые в то время активно использовали "Великую шелковую дорогу" из Китая и Средней Азии в Ви­зантию и обратно. Хазария была одним из просвещенных госу­дарством Кавказского региона. Во многих городах были осно­ваны шкалы, где изучалась не только Библия, но также трак­таты Мишны и Талмуда, большой частью палестинского про­исхождения, со всем их поэтическим богатством. В 1160 году хронист Авраам ибн Дауд, после падения Каганата имел бесе­ду с учеными евреями, бежавшими в Испанию. "Мы видели в Толедо некоторых из их потомков — ученых и они сообщили нам, что их остатки (предки) были раввинистами",8 т.е, учены­ми богословами. Исторический факт, что славянские просвети­тели, основоположники русской письменности, апостолы Кирилл и Мефодий умели писать и читать на иврите. Мало кому известно, что один из древнейших источников по истории Ки­евской Руси написан на еврейском языке (иврите).

Центром всей этой кипучей жизни, конечно же, была столица Хазарского Каганата — Семендер. расположенная на территории современного села Тарки близ Махачкалы В те далёкие годы Кавказские горы близко подходили к Хазар­скому (Каспийскому) морю, образуя тем самым узкий кори­дор, который можно было легко перегородить боевыми укре­плениями. Дошедшие сообщения древних авторов о Семендере, все без исключения, утверждают, что столица Хазарии была крупным политическим, торгово-ремесленным центром всего Кавказа. Расцвет и благополучие столицы Семендер от­ражены в известных записях арабского путешественника Ибн-Хаукаля. Вопреки распространенному мнению, будто ев­реи не любят и не умеют работать на земле он в своей "Книге путей и государств" пишет: "В хазарской стороне есть город Самандар. Были в нем многочисленные сады: говорят, они со­держали 40 тысяч виноградников. И были в Самандаре мече­ти, церкви, синагоги". Далее он сообщает, что Семендер яв­лялся "сборным местом", куда собирались добровольные дру­жины в случае военной опасности или агрессии. Таким обра­зом, уже к концу VIII столетия Хазарский Каганат — высту­пает как крупная политическая и военная сила во всем кав­казском регионе.

О силе Хазарии говорит тот факт, что многие госу­дарства и племена платили дань Хазарскому Каганату взамен на охрану их границ. "Они (хазары) неисчислимы, — сообщает еврейский путешественник Эльдад Дани, - и со­бирают дань с 25 царств". Но это не означает, что Хазар­ский Каганат был агрессивным государством, как это хотят представить некоторые историки. Напротив, Хазария все­гда стремилась решать все возникающие конфликты мир­ным путем. Первый письменный мирный договор, дошед­ший до нас, был заключен с Аланией царем Сабриэлем по настоянию мудрецов: "Как бы не возмутились народы про­тив войны нас и не присоединились также к нашим вра­гам".9 Благодаря этому договору вырос военный престиж государства хазар.10 Соседние племена стали остерегаться их. В дальнейшем потомок Сабриэля царь Аарон женил своего сына Иосифа на дочери аланского вождя, укрепив, таким образом, военный и экономический союз между Хазарией и Аланией. Более того, некоторые жители Алании стали "соблюдать Закон евреев". Аналогичные договоры были заключены с другими соседними народами. В 912 году был заключен дипломатический союз между Русью и Ха­зарским Каганатом. Многие историки воспринимают этот договор, как односторонний — в пользу Хазарии, что Киев, столица древней Руси. платил непомерную дань и оставал­ся под властью хазар вплоть, до 30-х гг. Х в., пока не был захвачен князем Игорем. Но вот что писал выдающийся русский историк В.О.Ключевский: "Хазарское иго было для днепропетровских славян не особенно тяжелым и не страшным. Напротив, лишив восточных славян внешней независимости, оно доставило им большие экономические выгоды. С тех пор для днепропетровцев, послушных данников Хазар, были открыты степные, речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам".

Итак, что можно сказать о периоде VII - Х вв. и какой он оставил след в истории Хазарского Каганата и всех на­родов Северного Кавказа? Во-первых, прекратились набеги и погромы многочисленных кочевых племен. Во-вторых, многие народы Северного Кавказа добровольно вошли в со­став Хазарии, создав, таким образом сильное многонацио­нальное государство. В-третьих, наступила политическая стабильность, были восстановлены утраченные транзитные торговые пути. Все это способствовало росту производи­тельных сил и расцвету Хазарского Каганата. Со многими государствами Хазария установила дружеские дипломати­ческие отношения. Правда, в начале Х в. между Хазарией и Русью пробежала "черная кошка". Поэтому славяно­хазарские отношения этого периода, хотелось бы выделить отдельной строкой. Славянская дипломатия в 1Х-Х вв. только-только зарождалась и велась, в основном, варвар­скими методами, прокладывая себе путь огнем и мечом. Это нашло отражение в известных записях Ибн-Хаукаля:"... ру­сы - народ варваров, живущие в стороне булгар". Утвер­ждение некоторых советских историков, что "в начале Х в. создаются благоприятные условия для усиления русско-северокавказских контактов" не выдерживает никакой критики. Взоры раннефеодальной знати руссов были устрем­лены на богатый и спокойный Восток. Один из крупных со­ветских востоковедов А.Л.Якубовский признает: "Русские славяне выступали в Х веке на Востоке не только как куп­цы. но и как крупная политическая и военная сила". Запу­гивая своих соотечественников родимечей, полян, витячей князь Олег направляет своих посланников с требованием не платить дань хазарам: "Не дайте козарам, но мне дайте". Вот так, не больше не меньше.

В 912 году, под видом налаживания торговых связей с мусульманским Закавказьем, Русь заключила договор с Ха­зарским Каганатом о проходе русских "купцов" по Дону и Волге к берегам Каспия. Таким образом, вероломно обманув царя Хазарии Аарона, руссы разорили и ограбили земли За­кавказских государств, уйдя оттуда с богатой добычей. Ал-Масуди повествует: "... руссы проливали кровь, брали в плен женщин и детей, грабили имущество и жгли деревни. Наро­ды, обитавшие около этого моря, с ужасом возопили, ибо им не случалось с древнейших времен, чтобы враг ударил на них здесь, а прибыли сюда только суда купцов и рыболовов". Эта вопиющая несправедливость взбудоражила народы Северного Кавказа. Более того, возвращаясь назад руссы были вызваны на битву с хазарскими мусульманами, которые пришли к царю Иосифу с просьбой: "Позволь нам отомстить, ибо этот народ напал на страну наших братьев — мусульман, проливал их кровь и пленил их жен и детей". И сечь состоялась, кото­рая длилась три дня и три ночи. Тридцатитысячному войску руссов противостоял 15000 отряд хазарских мусульман. Здесь интересно заметить, как сообщают средневековые авторы, что на стороне мусульман, в битве участвовали многие христиане, поданные Хазарского Каганата. "Бог помог мусульманам про­тив руссов и меч истребил их!" — пишет Аль-Масуди.

Этот бесславный поход руссов закончился полным их поражением. За совершенный обман Русь дорого заплатила. Дипломатические отношения между Хазарией и руссами были прекращены. Началось противостояние. Уже следую­щий поход 945 г. руссы, боясь Хазарии и ее союзников, со­вершили в обход их земель. Антихазарские настроения руссов подогревались их союзником Византийским импера­тором Романом I, который имел определенные виды на богатые хазарские земли, но боясь сильного Хазарского госу­дарства всячески заигрывал с ним. В 944 г. был заключен военный союз между Русью и Византийской империей, ко­торый стал новой вехой антиеврейских настроений. Особую неприязнь у Романа I к евреям вызывала религиозная обо­собленность и замкнутость еврейской общины. Он и цер­ковь стремились заставить евреев принять христианство, а христианам не переходить в иудейство. Многие византий­ские евреи были вынуждены покинуть Византию и пересе­литься в Хазарию. Узнав о деяниях Романа I, царь Иосиф предпринял адекватные меры и "ниспроверг многих хри­стиан".11 Более того, как сообщает Ал-Масуди, Иосифа поддержала Алания: "После 320 хиджры (932 г.) аланы от­казались от христианства и изгнали епископов и священни­ков, которых прислал им ранее византийский император".

Таковы были хазаро-русско-византийские дипломатиче­ские отношения кощу IX в. до середины Х века. Как мы ви­дим, Русь, стремясь любыми средствами закрепиться на тер­риториях государств Северного Кавказа и Закавказья, встре­тила ожесточенное сопротивление, и в первую очередь, со стороны Хазарского Каганата. Конечно, говорить о геополити­ческих притязаниях руссов еще преждевременно, ибо, как утверждает историк Т.М.Калинина: "Трудно предположить, что руссы собирались обосноваться в этих городах надолго, иначе они не стали бы подвергать богатые торговые центры столь сокрушительному разрушению".

Военная мощь русского государства особенно возросла при Святославе Игоревиче, дипломатия которого велась ис­ключительно силовыми методами.12 При его правлении Русь вступила в полосу продолжительных и тяжелых войн. Были покорены многие славянские племена, северокавказ­ские народы - ясы, косоги, Крым, Волжская Булгария и т.д. Изучая долгую трудную борьбу Святослава со славян­скими племенами русский ученый В.Пархоменко в 1924г. писал: "Такая яростная борьба могла иметь место только среди племен, которые борются за контроль над одной и той же территорией: она вызывается вытеснением корен­ного населения пришельцами". Непримиримыми стали от­ношения с Хазарией и Византийской империей.

В 965 г., как повествует русская летопись "Повесть временных лет" Святослав предпринял свой самый страш­ный и разорительный Восточный поход.13 Вот так обрисо­вал его уже нам известный Ибн-Хаукалъ: "Там виноград­ники и сад такой, что был милостыней для бедных, а если осталось там что-нибудь, то только лист на стебле". Полно­стью была разграблена и уничтожена столица Хазарского Каганата - Семендер. '"Пришли на него руссы, не осталось в городе ни винограда, ни изюма". Грабежу подвергались не только дома жителей, но и культовые сооружения - сина­гоги, мечети. Другой арабский источник, в подтверждение этого, повествует, что в городе Семендере "ничего не оста­лось от прежнего изобилия". После уничтожения столицы, та же участь постигла и другие города и поселения Хазар­ского Каганата. От такого сокрушительного удара Хазария уже оправиться не могла, хотя еще и продолжала сущест­вовать.'4 Многие евреи покинули свою родину, пытаясь найти счастье и покой на других землях.15 А кто остался был вынужден прятаться к жить в горах Кавказа. Может поэтому они стали называться горскими евреями? Но оста­вим этот вопрос пока открытым. Это дело рук наших уче­ных. Одно бесспорно, что легендарная история Хазарского Каганата становится теперь более загадочной и интригую­щей, которая оставила неизгладимый след в истории наро­дов Северного Кавказа.



КОММЕНТАРИИ

1 Правда, уже IV в. до н.э., при правлении Левкона I, Синдика утратила (.-«от самостоятельность и вошла в состав Боспорского царства.

2 В государственном музее г.Ростов-на-Дону хранятся множество ам­фор лекифов и другой античной посуды с надписями, носящие имена их владельцев. Наряду с греческими, римскими и синдо-меотскими встре­чаются еврейские. Например, Иуда, Симеон (Самсон), Заулон, Санбатион и другие. Кстати, многие лингвисты относят имя Санбатион (Саббатон) к семитскому происхождению, что означает "шаббат", т.е. суббота. (Э.И.Соломоник "Древнейшие еврейские поселения и об-И(нны и Крыму" Симферополь, 1997. С.14).

3 В 1957 году археологом Е.Жеребцовым проводились реставрационные работы по зданию, раскопанному в 1935 году в г.Херсонесе. При де­тальном изучении им были обнаружены на стенах различные надписи на греческом и еврейском языках. Одно из сокращений носило имя Бога Высочайшего. На стенах вырезаны менора, пальмовая ветвь и изогну­тый рог. Поэтому, на наш взгляд, утверждение Жеребцова Е., что это помещение было синагогой или молитвенным домом является правдо­подобным. (Е.Н.Жеребцов. "К изучению раннесредневековых памятни­ков Херсонеса". В.в. 1963, т.23. С.210).

4 Исследователь античной истории И. С. Чичуров также считает, что евреи имели широкое расселение в античное время по всему северному побере­жью Черного моря. Он утверждает, что еврейская община Фанагории пе­режила эпоху Великого переселения народов и сохранилась в период хазар­ского господства. Все что дает основание сделать вывод, что этнокуль­турные корни взаимодействия иудейской общины с местным населением имели давние традиции, задолго до возникновения Хазарского Каганата. (И.С.Чичуров "Византийские исторические сочинения". М., 1980. С.110).

5 Византийский император Василий всеми способами заставлял евреев принять христианство, обещая всякие привилегии, безопасность и зем­ли. Но когда его старания не увенчались успехом, он подверг огню и ме­чу более тысячи еврейских общин. Вот что писал об этом страшном времени еврейский поэт Шефотия:

Мы стучимся в Твои Двери, Боже, как нищие,
Услышь же нашу мольбу, живущий в горных!
Мы запуганы нашими притеснениями и оскорблениями,
Не оставь же Ты, Бог наших предков!
Пусть спасение явится нам перед глазами всех,
Пусть прекратится владычество злодеев.

См. С.М.Дубнов. "Краткая история евреев". Ростов-на-Дону, 1977. С.369 П

6 В Библии сказано, что Симеон и Леей были родными братьями, матерью которых была Лия. Согласно преданию им. была предрешена общая судь­ба быть рассеянными среди колен Израиля. Вполне вероятно, часть клена Симеона и Леей в те далекие годы была рассеяна Богом «плоть до столь отдаленной территории как Хазарин. Подтверждение этому мы находим в том, что помощники и сторонники царя Хазарии носили звание "леви". Священникилевиты являлись основными проповедниками иудей­ской религии. Именно к ним явился Бог и повелел построить в Хазарин "Храм во Имя Мое, и Я буду пребывать в нем". (П.Коковцев. "Еврейско-хазарская переписка в Х веке" Л., 1932. С.29). Отвергать или подвергать сомнению эту версию, на наш взгляд, нет причины.
7 Читая эти письма, мы еще рев убеждаемся, что они написаны в стиле посланий средневековой общины. Например: "дарующие любовь и доброту и предоставляющие милостыню", "стражи спасения, чей хлеб всегда дос­тупен каждому страннику и прохожему", "святые общины". "он был тем, кто дает, а не тем, кто берет". Более того, очень часто используется раввинистическое выражение, обобщающее возможность "вкушать плоды добродетелей в этом мире и мире грядущем" и благочестивое выражение надежды, что Иерусалимский Храм будет скоро восстановлен и Бог в ско­ром времени спасет свой народ. (П.Коковцов. Указ.соч. С.311-32).
8 Более литературно это высказывание может звучишь следующим образом: "Мы видели в Толедо некоторых сыновей их сыновей"
9 Главной причиной заключения этого договори была необходимость иметь аланов в качестве союзника, а не врага, так как они являлись самыми сильными и воинственными из всех соседних племен. Посредством этого дого­вора можно было предотвратить присоединение их к врагам хазар.
10 Военной опорой Хазарского Каганата были тюрки-мусульмане, кото­рые стали основной частью хазарской армии. Аль-Масуди сообщает: "Они (мусульмане) были людьми сильными и смелыми, и хазарский царь полагается на них в своих войсках". Численность армии в мирное время достигала около 7000 хорошо вооруженных воинов. Главной задачей войска была охрана границ Хазарии. Во главе стоял визир, который яв­лялся, используя современную терминологию, министром вооруженных сил страны. "Никто из царей Востока - отмечает Аль-Масуди, - не имеет наемной армии, кроме царя хазар". (В. Ф. Минорский "История Ширвана и Дербенда". М., 1963. С.82). Преследования Романом I евреев в Византии создали, таким образом, проблемы для двух государств. На почве антиеврейских настроений Роман I заключает временный военный союз с князем Олегом, подкупив его богатыми подарками.

Однажды ночью, в отсутствии хазарского военачальника Песаха, Олег захватил и разграбил хазарский город Самкерчь. Песах, в свою очередь, узнав о вероломном нападении, сам начал поенные действия против византийцев, осадив три города. По свидетельству письменного источника, Песах разгромил византийцев, убив 90 врагов, многих пленил, а остальных обратил в бегство. Плененные византийцы должны были служить хазарам закованными в кандалы. Этими военными акциями Песах разрушил коварные планы Византии и Руси.

Однако, Песах не удовлетворился византийскими победами. Он объявляет войну Руси, которая длилась более четырех месяцев. В ходе этой кампании Олег потерпел сокрушительное поражение и потерял нею добычу, награбленную в Самкерчи. На переговорах Олег сообщил Песаху, что Роман I обманом притек его на свою сторону. Услышав это, Песах потребовал от Олега начать военные действия против Ви­зантии. "И пошел он (Олег) против своей воли и воевал против (Визан­тии) на море четыре месяца". Измотанное войско Олега и здесь потер­пело поражение. "И пали там доблестные мужи его, так как македоня­не (византийцы) победили его (греческим огнем)".

12 Видные советские ученые Б.Д.Греков, М.Н.Тихомиров, а вслед за ними М.И. Артамонов, не отрицают, что Святослав стремился этими вой­нами к созданию империи со столицей Константинополь. В своих трудах они всячески сглаживают острые углы, не замечая как-бы, что Святослав был воин по натуре "слепым исполнителем воли византий­ских императоров, его походы носили разбойничий характер. После его "освободительных" походов города и поселения завоеванных государств прекращались в сплошное пепелище. На наш взгляд, его девизом было:

"Все средства хороши для достижения цели". (Б.Н.Греков "Киевская Русь". С.454, М.И.Артамонов "История хазар" Л., 1962. С. 426-429, А.Н.Сахарав "Дипломатия Святослава" М., 1982. С.95 и ел.

13 Войну Святослава против Хазарии поддержала Византия, которая, держа активный нейтралитет, всячески поощряла военные действия Святослава, так как во все времена Византия считала Хазарский Кага-111.ЧП своим главным противником и соперником на Кавказе. (Л.Н.Сахаров. Указ.соч. С.98).

14 Последний раз о хазарах упоминается в "Повести временных лет" 1079 годом, а М.Артамонов относит последнее сообщение о дербентских ха­зарах концу ХII века. (М.И.Артамонов. Указ. соч. С.443).

15 Часть евреев нашла прибежище в городах Крыма, Недалеко от Бахчиса­рая находятся остатки крепости-города Чуфут-Кале, что в переводе с татарского языка означает "Еврейская (жидовская) крепость". Исламский путешественник Эвилия Челеби, посетивший этот город-крепость, отмечает самостоятельность и независимость этого поселения. Говоря о населении, он сообщает: "Даже комендант замка, команда крепости, стража и привратники все евреи". (А.Г.Герцен, Ю.М.Могаричев "Чуфут-Киле - иудейская крепость" Симферополь. 1997. С.26).

Литература

  1. П.К.Коковцев Еврейско-хазарская переписка в Х в.. Л„ 1932.

  2. Повесть временных лет. (Подготовка Д.С.Лихачева) М., 1950.

  3. Б.П.Греков Киевская Русь. М., 1949.

  4. Т.М.Кашенина Сведения Ибн-Хаукаля о походах "Руси времен Святослава". Древнейшие государства на территории СССР. М., 1975.

  5. М.И.Артамонов История хазар. Л., 1962.

  6. А.ЮЯкубовский О русско-хазарских и русско-кавказских отношениях IХ-Х вв.//Известия АН СССР. М., 1946. №5

  7. В.А.Пархоменко У истоков русской государственности (VIII-XI вв.). Л., 1924.

  8. А.Н. Сахаров Дипломатия Святослава. М., 1982.

  9. А.Н.Сахаров Дипломатия Древней Руси: IX- первая половина Х вв.. М., 1980.

  10. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII вУПод ред. Б.Б.Пиогровского/ М.,1988.

  11. В.Ф.Минорский История Ширвана и Дербенда. М., 1963.

  12. Н.А.Иерусалимская "Великий шелковый путь" и Северный Кавказ. Л, 1972.

  13. С.А.Такарев Религия и история народов мира. М., 1976.

  14. В.А.Абаев Алания в X-XIII вв. Орджоникидзе, 1971.

  15. Еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1976. Т.9, 10.

  16. Э.И.Соломоник Новая находка в Крыму с изображением меноры // Вестник еврейского университета в Москве. 1994. №2

  17. Э.И.Соломоник Древнейшие еврейские поселения и общины в Крыму. Симферополь, 1997.

  18. И.С.Чичуров Византийские исторические сочинения. М., 1980.

  19. С.М.Дубнов Краткая история евреев. Ростов-на-Дону, 1997.

  20. А.Г.Герцен, Ю.ММогаричев Чуфут-Кале - иудейская крепость. Симферополь, 1997.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница