Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии д. И. Тихомирова 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования




Скачать 296.81 Kb.
Дата09.04.2016
Размер296.81 Kb.


На правах рукописи

КИСЕЛЕВА Маргарита Петровна

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Д.И.ТИХОМИРОВА

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Смоленск – 2006


Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет»

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор

СТЕКЛОВ Михаил Ефимович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

ОНИЩЕНКО Элеонора Васильевна
кандидат педагогических наук

ТАГИНЦЕВА Раиса Федоровна

Ведущая организация: Брянский государственный университет

Защита диссертации состоится « » 2006 г.


в часов на заседании диссертационного совета К.212.254.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Смоленском государственном университете по адресу: 214000, г.Смоленск, ул.Пржевальского, д.4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Смоленского государственного университета.

Автореферат разослан « » 2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Сенченков Н.П.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. В последние годы укрепилось мнение, что научные исследования в области педагогики должны раскрывать во всей полноте классическое наследие, вобравшее многовековой опыт воспитания подрастающих поколений. Сегодня повышенный интерес вызывает та его часть, в которой педагоги развивали идеи гуманизации школы, идеи духовно-нравственного воспитания, гражданской солидарности сословий и классов, гармонизации межнациональных отношений (И.Ф.Анненский, Н.В.Бунаков, П.П.Блонский, В.П.Вахтеров, М.И.Демков, К.Д.Ушинский и др.). В этом ряду педагогов прошлого имя Д.И.Тихомирова занимает достойное место, так как его педагогическая концепция духовно-нравственного воспитания внесла свой вклад в развитие педагогической мысли в дореволюционной России и имеет значение для обогащения современной теоретико-практической и методологической базы педагогической науки.

Актуальность духовно-нравственного воспитания особенно обострилась в последние десятилетия. Обусловлено это тем, что в конце XX — начале XXI вв. произошли кардинальные перемены в политике, экономике, культуре, межнациональных отношениях, религии. Существенные трансформации в современном обществе привели к духовно-нравственному кризису: рост детской преступности, сокращение выпуска отечествен­ной детской литературы и произведений искусства, спад интереса к труду, учебе, потребительское настроение среди подрастаю­щего поколения. Озлобленность, агрессивность, грубость, равнодушие, безучастность, не­нависть к людям иной национальности становятся характерными для части современной молодежи.

В связи с актуализацией духовно-нравственного воспитания представляется значимым изучение духовно-нравствен­ного воспитания в педагогическом наследии Д.И.Тихомирова.

Д.И.Тихомиров (1844 – 1915 гг.) – педагог, один из последователей К.Д.Ушинского, руководитель педагогических курсов, издатель детского журнала «Детское чтение» (впоследствии переименованного в журнал «Юная Россия») и журнала «Педагогический листок», наследие которого до сих пор мало изучено.

Взгляды Д.И.Тихомирова как методиста по родному языку нашли отражение в работах П.О.Афанасьева, И.И.Августевич, И.В.Прониной, С.П.Редозубова, Н.К.Снегова и других. Деятельность Д.И.Тихомирова как руководителя и организатора педагогических курсов нашла отражение в работе А.М.Вежлева. Освещению жизненного пути, оценке деятельности Д.И.Тихомирова как организатора народной школы были посвящены диссертационные работы Е.И.Семеновой и М.М.Ушакова. Все эти исследования проводились в 40– 60-е гг. прошлого столетия. Однако нами не обнаружено исследований, где предметом изучения было бы духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии Д.И.Тихомирова.

Педагогическое наследие Д.И.Тихомирова представлено его учебными книгами, методическими пособиями, рецензиями, статьями, отчетами об учительских курсах. Особо следует отметить многочисленные отчеты, имевшие не меньше значение, чем его методические разработки. В них излагался материал лекций и бесед, анализировались пробные уроки учителей, прилагались протоколы показательных уроков Д.И.Тихомирова, обсуждались важные педагогические проблемы. Отчеты о съездах и курсах рассылались всем участникам, печатались в журнале «Педагогический листок» или выходили отдельными изданиями и служили методическим руководством для учителей. Базовым стержнем педагогического наследия Д.И.Тихомирова является его педагогическая концепция духовно-нравственного воспитания.

Анализ философской, историко-педагогической литературы, педагогического наследия Д.И.Тихомирова позволил выявить ряд противоречий:

– между существующим опытом и традициями в системе духовно-нравственного воспитания, накопленными в истории педагогической мысли в России, и использованием этого опыта в современной практике образования;

– между значимостью педагогического наследия Д.И.Тихомирова, его позитивными идеями в области духовно-нравственного воспитания и недостаточной изученностью духовно-нравственного аспекта его педагогической деятельности.

Исходя из этого сформулирована проблема исследования: каковы особенности педагогического наследия Д.И.Тихомирова по реализации духовно-нравственного воспитания и возможности его использования в современных условиях.



Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретико-методологическая разработанность определили тему настоящего исследования «Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии Д.И.Тихомирова».

Объект исследования педагогическое наследие Д.И.Тихомирова.

Предмет исследования – духовно-нравственное воспитание в педагогиче­ском наследии Д.И.Тихомирова.

Цель исследования – определение и научное обоснование особенностей духовно-нравственного воспитания в педагогическом наследии Д.И.Тихомирова, раскрытие значения его концептуальных положений духовно-нравственного воспитания для современной прак­тики и теории воспитания.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать особенности развития идеи духовно-нравственного воспитания личности в исторических условиях России второй половины XIX – начала XX века.

  2. Выявить и обосновать основные периоды формирования и аксиологическую сущность педагогических взглядов Д.И.Тихомирова.

  3. Раскрыть концептуальные положения Д.И.Тихомирова о духовно-нравственном воспитании в педагогическом процессе. Выявить и охарактеризовать отношение Д.И.Тихомирова к религии как фактору духовно-нравственного воспитания личности.

  4. На основе анализа трудов педагогов и исследователей дать оценку вклада Д.И.Тихомирова в развитие отечественной педагогики.

Методологической основой нашего исследования являются системный подход; принципы историзма, научности и объективности; этико-философские и психолого-педагогические положения о воспитании как общечеловеческой ценности; о человеке как субъекте деятельности, по­знания, общения, саморазвития и самореализации; идеи гуманистической личностно-ориентированной педагогики; идея взаимосвязи и взаимообусловленности экономических, социально-политических, педагогических факторов в формировании духовно-нравственной личности.

Теоретическую основу исследования составляют:

  • историко-педагогическое и философское наследие по проблеме духовно-нравственного воспитания (Ф.Адлер, Н.А.Бердяев, В.П. Вахтеров, В.И. Додонов, П.Ф. Каптерев, З.И. Равкин, В.С.Соловьев, В.В.Розанов, К.Д.Ушинский и др.);

  • культурологические исследования по проблеме духовности и нравственности в образовании (О.В. Гукаленко, И.А. Колесникова, В.И. Додонов, В.Д. Никандров, З.И Равкин и др.);

  • современные исследования и публикации по проблемам духовно-нравственного воспитания (И.В.Бабурова, Н.Н. Баркова, Е.В.Бондаревская, И.Г.Баринова, Л.В.Куликова, П.Н.Перчун, Н.В.Рада, С.И.Тарасова и др.);

  • идеи о единстве воспитания и обучения (З.И.Васильева, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, В.С. Селиванов и др.);

  • историко-педагогические исследования и публикации, в которых нашли отра­жение гуманистические идеи классической педагогики, актуальные для современной практики воспитания (М.В.Богуславский, В.И.Додонов, С.Ф. Егоров, П.А.Лебедев, В.Я.Лыкова, З.И. Равкин, Н.П. Сенченков, М.Е. Стеклов и др.);

  • психологические труды, в которых обосновывается принцип единства сознания и деятельности, необходимость создания условий для развития и саморазвития нравственной личности (К.А.Абульханова-Славская, И.П.Башкатов, И.А.Зимняя, С.Л. Рубин­штейн и др.);

  • работы, статьи, выступления педагогов, философов, ученых (В.И.Додонов, Е.П.Белозерцев, А.А.Добросельский, Н.Д.Никандров, В.Л.Фефилова и др.), деятелей Русской Православной Церкви, обращающихся к религиозным идеям прошлого и настоящего, возможностям их использования в практике современной педагогики.

Методы исследования: изучение и анализ философской, педагогической, психологической ли­тературы, архивных материалов; сравнительно-сопоставительный анализ практической и теоретической деятельности представителей общественно-педагогического движения второй половины XIX - начала XX вв. систематиза­ция, классификация, обобщение фактов и явлений.

Источниковедческая база исследования:

  • архивные материалы Государственного архива Российской академии образования, Российского государственного архива литературы и искусства, научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки;

  • учебники и методические разработки, рецензии, статьи, отчеты Д.И.Тихомирова; отзывы, письма, труды педагогической и общественной мысли исследуемого периода; биографо-энциклопедическая литература, педагогическая историография, педагогические монографии, педагогическая публицистика исследуемого периода.

Организация исследования.

Первый этап (2004-2005 гг.) – изучение историко-педагогической литературы по теме исследования; выявление, анализ, обобщение архивных материалов; составление библиографии; публикация научных статей по теме диссертации.

Второй этап (2005-2006 гг.) – разработка проблемы и основных положений; определение структуры и логики изложения диссертации; дополнительный сбор архивных материалов; анализ педагогического наследия Д.И.Тихомирова в соотношении с современными тенденциями развития нравственного воспитания; апробация основных идей исследования, обсуждение полученных результатов на научно-практических конференциях, публикация материалов исследования и написание текста диссертационного исследования.

Третий этап (2006 г.) – публикация научных статей по теме диссертации; анализ и обобщение материалов исследования, формулирование основных выводов исследования, редактирование и оформление текста диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соис­кателем, их научная новизна: впервые проведено системное исследова­ние духовно-нравственного воспитания как целостного явления в педагогическом наследии Д.И.Тихомирова; введены в научный оборот новые архивные источники.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что педагогическое наследие Д.И.Тихомирова рассматривается как целостная система, внутри которой выделена духовно-нравственная доминанта; рассмотрена и научно обоснована концепция духовно-нравственного воспитания. Кроме этого, представленные материалы о жизни и литературно-педагогической деятельности Д.И.Тихомирова освещают более полно образовательно-воспитательный процесс в народных школах России во второй половине XIX – начале XX века.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что выводы и результаты исследования могут быть использованы в лекционной деятельности, в преподавании историко-педагогических курсов педагогических вузов и колледжей, при повышении образовательного уровня педагогов и тем самым существенно обо­гатить практическую деятельность современных педагогов и учителей по духовно-нравственному воспитанию; фактологический материал и обобщенные в диссертации положения могут войти в содержание учебных пособий для педагогических учебных заведений.

Достоверность основных положений и выводов исследования обеспечивается методологической обоснованностью его исходных позиций исследования; совокупностью методов исследования, адекватных задачам; привлечением широкого круга архивных источников.

Апробация работы и внедрение в практику результатов исследования. Материалы исследования и основные идеи работы обсуждались на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях: «Русская школа: история и современность, ценности и опыт работы» (Санкт-Петербург, 2005), «Теория и практика преобразования педагогических систем» (Рязань, 2005), «Проблемы вузовской и школьной педагогики» (Глазов, 2005), «Молодежь XXI века: ценностные ориентиры и инновационные технологии воспитательной работы» (Смоленск, 2005,2006) и отражены в публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Развитие идеи духовно-нравственного воспитания личности во второй половине XIX – начале XX века являлось результатом подъема общественно-педагогического, социально-политического движения в России. Вопросы духовно-нравственного воспитания привлекали внимание педагогов раз­личных общественно-педагогических направлений: государственно-охранительного; революционно-демократического; антропологического; образовательно-гуманистического; социально-гуманистического; свободно-гуманистического; духовно-гуманистического.

  2. Формирование педагогических взглядов Д.И.Тихомирова связано со становлением педагогической науки в России, с демократическим движением в стране, с его жизнедеятельностью и отражает преемственную линию прогрессивной мысли русской педагогики. Аксиология педагогических взглядов Д.И.Тихомирова представлена с гуманистических позиций, поскольку человек рассматривается им как высшая ценность общества и самоцель образования.

  3. Педагогические идеи духовно-нравственного воспитания представляют собой целостную педагогическую систему в наследии Д.И.Тихомирова, так как включают в себя цель, задачи, содержание, методы и принципы организации педагогического процесса, представления о роли учителя в реализации педагогических идей. Рассмотрение религии с точки зрения значимости духовных общечеловеческих ценностей обусловливает востребованность идей Д.И.Тихомирова о воспитательном воздействии религии на нравственное совершенствование человека и общества в целом.

  4. Д.И.Тихомиров внес значительный вклад в русскую дореволюционную учебную литературу, в подготовку педагогических кадров и в развитие русской школы в конце XIX – начале XX вв.

Структура диссертационного исследования определяется логикой историко-педагогического исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, указываются теоретико-методологические основы, методы и этапы исследования, отмечаются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, достоверность результатов, определяются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

В первой главе «Историографический анализ формирования педагогических взглядов Д.И.Тихомирова» проанализированы особенности развития проблемы духовно-нравственного воспитания в рамках исследуемого периода; рассмотрен профессиональный путь Д.И.Тихомирова; представлены архивные материалы (письма Д.И.Тихомирова к М.Н.Альбову, В.М.Лаврову, Д.Н.Мамину-Сибиряку, В.И.Немировичу-Данченко, А.П.Чехову и др.) и библиографические материалы, дающие представление о личности педагога с целью поиска истоков его педагогического мировоззрения, этапов формирования педагогических взглядов; рассмотрена аксиология педагогических взглядов Д.И.Тихомирова.

Анализ историко-педагогической литературы показал, что общественно-педагогическое движение второй половины XIX - начала XX вв. усили­ло интерес к вопросам духовно-нравственного воспитания, остро обсуждавшимся на страницах педагогической печати, на съездах, курсах и т.д. В формулировании целей нравственного воспитания большое внимание уделяется формированию мировоззрения подрастающего поколения.

В современных исследованиях, в историко-педагогической литературе нет единого подхода в определении основных направлений духовно-нравственного воспитания в дореволюционной России. Мы опирались в своем исследовании на мнение Н.В.Рады, что в развитии идей духовно-нравственного воспитания личности во второй половине XIX века наметились четыре направления:


  • государственно-охранительное (Н.А. Миллер-Красовский, С.А. Рачинский и др.). Нравственное оздоровление русского народа они видели в сохранении православных традиций;

  • антропологическое (В. М. Бехтерев, В.А. Волкович, П.Ф. Лесгафт и др.). Представители данного направления обращали внимание на то, что основой духовно-нравственного воспитания должны служить науки о душе, теле, назначении челове­ка;

  • революционно-демократическое (Н.А. Добролю­бов, Н.Г. Чернышевский, и др.). Представители данного направления выступали против произвола и насилия над личностью как условий формирова­ния духовно-нравственной личности;

  • гражданское (И.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский и др.). Искусство и литература рассматривались важнейшими средствам воспитания гуманизма и патриотизма, утверждали необходимость развития духовно-нравственных качеств личности через национальное искусство и эстетику.

Исследование показало, что определенным толчком к определению Д.И.Тихомировым своего предназначения явились свободолюбивые идеи (ненасилие над личностью, свобода и равенство) революционно- демократического направления. Дальнейшая динамика его идей духовно-нравственного воспитания проходила в русле гражданского направления.

В этот период значительно развивается деятельность таких педагогов как В.П. Вахтеров, М.И. Демков, Н.Н. Дергачев, В.А. Евтушевский, Н.А. Корф, В.П. Острогорский, И.И. Паульсон, Л.Н. Толстой, работавших над совершенствованием методов и средств воспитания в народной школе.

В это время зарождается новый тип школы, поддерживающей гуманные отношения между учителями и учениками; открываются курсы по подготовке городских учительниц.

Общественные процессы в начале XX в. также повлияли на эволюцию основных подходов к проблеме духовно-нравственного воспитания в России. Появились такие направления, как:



  • образовательно-гуманистическое (В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, А.А. Фортунатов), представители которого акцентировали внимание на гуманизации учебно-воспитательного процесса, его творческом характе­ре;

  • социально-гуманистическое (В.В. и С.Т. Шацкие), где вопросы духовно-нравственного воспитания личности рассматривались в тесном взаимодействии школы с окружающей средой;

  • свободно-гуманистическое (К.Н. Вентцель, Н.И. Горбунов-Посадов), сторонники которого призывали создавать условия самовоспита­ния, саморазвития личности без авторитарного влияния взрослых;

  • духовно-гуманистическое (М.И. Демков, К.Н. Победоносцев). Последователи этого направления подчеркивали особую значимость формирования духовно-религиозной направленности личности учащегося, что способст­вовало развитию общечеловеческих гуманистических ценностей: Истины, Добра.

Важнейшей особенностью развития идеи духовно-нравственного воспитания личности в начале XX в. явилось включение в ее содержание гражданских качеств личности.

К началу XX в. педагогические взгляды Д.И.Тихомирова окончательно сформировались в педагогическую концепцию, в которой нашли отражение идеи образовательно-гуманистического направления, ставившей на первое место воспитание гражданского долга перед обществом как главной нравственной обязанности.

Изучение творческой биографии Д.И.Тихомирова свидетельствует о том, что она была тесно связана со становлением педагогической науки в России, с демократическим движением. Современники Д.И.Тихомирова (С.О. Серополко, Б.И. Сыромятников и др.) называли его «истым шестидесятником», «народником-шестидесятником». По признанию самого Д.И.Тихомирова, эпоха 60-х годов и газета «Русские Ведомости», читателем которой он был, имели решающее значение в его жизни: именно они определили, «куда идти, к чему стремиться, в чем силы юные искать».

Шестидесятые годы оставили еще один след в его жизни. В конце 60-х годов он приглашается читать лекции на женских педагогических курсах Общества воспитательниц и учительниц. Курсы просуществовали до 1918 года и были тесно связаны с деятельностью Д.И.Тихомирова. Вступив в число лекторов этих курсов, он ценил их за свободу для развития педагогической мысли. За сорок лет их существования они превратились из одногодичных курсов в высшее по своей программе учебное заведение. Впоследствии им было присвоено имя Дмитрия Ивановича Тихомирова. Школа при педагогических курсах служила своего рода лабораторией по разработке вопросов преподавания родного языка, по внедрению передовых методов обучения, которые затем получили название «тихомировских».

Анализ архивных фондов, публикаций Д.И.Тихомирова, его автобиографии и литературной критики позволил нам выделить в биографии Д.И.Тихомирова пять основных периодов становления его педагогических взглядов:


  • 1-й период (1844 – 1858) – зарождение духовно-нравственных представлений, формирование мировоззренческих убеждений с актуализацией идеалов добра, справедливости, любви. На его нравственное развитие оказали влияние педагогический такт и авторитет отца, собственный житейский опыт общения с людьми и природой;

  • 2-й период (1858 – 1866) – формирование педагогических и общественно-политических взглядов. Идеи и взгляды прогрессивных педагогов, революционеров-демократов, «свободная по духу» среда Московской учительской семинарии, духовно-нравственный потенциал русской литературы явились толчком к окончательному выбору профессии, определению цели воспитания и разработке методов его педагогической деятельности;

  • 3-й период (1866 – 1877) – разработка педагогической концепции на основе сформировавшихся взглядов и первые попытки ее реализации. Личная ответственность в роли «образцового учителя», преподавательская практика, высокий уровень постановки образования в военно-учительской семинарии способствовали педагогическому самосовершенствованию, реализации на практике уже сформировавшихся взглядов;

  • 4-й период (1877 – 1905 гг.) – совершенствование и реализация педагогической концепции с тремя направлениями: общественно-просветительским, учебно-методическим, литературно-издательским;

  • 5-й период (1905 – 1914) – эволюционирование общественно-педагогических взглядов в соответствии с жизненными задачами и требованиями новой эпохи, выдвижение новых требований к книгам и школе – «воспитать в человеке свободного гражданина-деятеля».

Ретроспективный анализ развития духовно-нравственного воспитания российской педагогической мысли во второй половине XIX в. показывает, что процесс становления образовательной системы осуществлялся на основе поиска национального образовательного идеала.

В отечественной педагогике научное осмысление образовательного идеала с целью выявления новых подходов к воспитанию и образованию были предприняты В.Г. Белинским, Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым.

Долголетняя педагогическая практика, опыт и наблюдения, непосредственное изучение народной школы привели Д.И.Тихомирова в итоге к формированию идеала, к которому должно стремиться народное просвещение.

По его мнению, образовательные учреждения «должны быть открыты и доступны для всех и каждого из граждан страны, мужского и женского пола, — без различия племени и веры, сословий и состояний». Хотя он и не отрицал существование сословных школ, но они должны создаваться на средства этих сословий, а также отдельных лиц. Вслед за Н.Г.Чернышевским, Н.А.Добролюбовым он подчеркивал необходимость устранения социальных препятствий в приобщении детей к учению, необходимости учета жизненного опыта.

На селе школа – это еще и культурный центр («мирской дворец»), в котором размещаются библиотека и читальня; зал со сценой для театральных пред­ставлений, публичных чтений, литературных и музыкальных вечеров, общественных собеседований; книж­ный магазин и школьная столовая; общественный приют для сирот и общежитие для учащихся из соседних селений.

Образование, по твердому убеждению педагога, должно заключаться не в подготовке к службе государственной, а подготовке к жизни человеческой — личной, семейной, общественной, государственной, мировой. Поэтому, делает он вывод, «оно и есть потребность всеобщая».

С аксиологических позиций образование представлено Д.И.Тихомировым как общечеловеческая ценность и как ценность-средство.

Педагог через свои печатные труды, выступления на педагогических съездах и курсах пытался донести до каждого учителя важную мысль: такие ценностные качества личности, как доброта, порядочность, честность, трудолюбие, ответственность, достоинство, формируются и определяются через отношения человека к человеку, к природе, к обществу. Соответственно этому замыслу и создавался его учебник «Вешние всходы».

Аксиологический анализ педагогических взглядов Д.И.Тихомирова показал, что они основаны на гуманизме, суть которого заключается в признании абсолютной ценности человека, приоритета его прав на полноценную реализацию способностей и интересов. В основе его взглядов заключена обращенность к жизни человека, его отношению к собственному «Я», другому человеку, обществу, природе, принципам гуманизма. В логике такого подхода Д.И.Тихомиров определяет позицию личности как систему отношений, целей и ценностей, на которые направлена деятельность. В его структуре высших ценностей важное место занимают: истина, добро, красота, достоинство, свобода, право, образование, христианские ценности (милосердие, сопереживание, участливость).

При рассмотрении ценностных оснований духовно-нравственного воспитания в педагогическом наследии Д.И.Тихомирова важным методологическим ориентиром являются мнения таких ученых, как Н.А. Асташова, О.Г. Дробницкий, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.П.Тугаринов, которые воспитание нравственных ценностей тесно связывают с категорией «отношение», а свойство человека понимают как проявление отношения человека, его связи с окружающим миром.



Во второй главе «Характеристика концептуальных положений Д.И.Тихомирова о духовно-нравственном воспитании» исследована проблема содержания образования в контексте духовно-нравственного воспитания; представлена система педагогических идей Д.И.Тихомирова как основных компонентов его концепции; проанализирован взгляд Д.И.Тихомирова на роль религии в духовно-нравственном воспитании; определены педагогические идеи, которые могут быть использованы в практике современного образования; дана оценка вкладу Д.И.Тихомирова в отечественную педагогику.

Базовым стержнем педагогического наследия Д.И.Тихомирова является его концепция духовно-нравственного воспитания. Мы исходили из того, что в содержательном плане педагогическая концепция обеспечивается отражением в целях, задачах, принципах, содержании образования накопленного опыта и знаний педагога.

Сущность педагогической концепции Д.И.Тихомирова заключается в осуществлении духовно-нравственного воспитания в условиях педагогического процесса и включает в себя: 1) систему педагогических идей духовно-нравственного воспитания; 2) определение цели и задач воспитания и обучения; 3) принципы организации учебно-воспитательного процесса; 4) содержание образования; 5) представления о роли учителя.

В основе его педагогической концепции лежат следующие положения:



  1. опора на личный нравственный опыт, знания о морали, оценочные суждения с последующим соотнесением усвоенных знаний с житейским опытом, наблюдениями, чувствами;

  2. высокий уровень организации учебной деятельности, основанной на гуманистическом стиле учебного процесса, связи обучения с жизнью, доминировании человековедческого материала («человековедение») в содержании обучения;

  3. морально-мировоззренческий аспект: усвоение ведущих нравственных идей, их влияние на формирование нравственных идеалов, образцов взаимоотношений человека с обществом.

Основными педагогическими принципами являются: 1) принцип доминирования духовно-нравственной компоненты на всех ступенях и направлениях педагогического процесса; 2) приоритет воспитания в образовательном процессе; 3) принцип уважения личности в сочетании с требовательностью; 4) принцип связи обучения и воспитания с жизнью.

По мнению педагога, и воспитание, и учение преследуют одну и туже цель – «образование характера, т.е. того, что определяет и направляет деятельность человека».

В соответствии с целью была поставлена и задача, которую он понимал как «познание нравственности и воспитание нравственного чувства». Решению этой задачи должно быть подчинено все: знания (природа и человек в его отношениях к другому человеку, к обществу и государству); искусство, облагораживающее душу; гуманная дисциплина, воспитывающая волю; школьный труд и отдых; развлечения и удовольствия.

Главным средством воспитания, по мнению Д.И.Тихомирова, является образование (передача ученику знаний, мыслей, чувств, передача веками и тысячелетиями накопленного человечеством духовного богатства).

По определению Д.И.Тихомирова, существуют два основных источника духовного роста и нравственного развития человека:


  1. непосредственные наблюдения и «восприятия из окружающего»;

  2. самостоятельные переживания и восприятия, заимствуемые от других людей через устное и печатное слово, через науки и искусства.

В первом случае Д.И.Тихомиров полагал, что живая природа, живая жизнь могут представить для ученика обильный образовательный материал для познания окружающего – в школе и дома, в огороде и в саду, у пруда и реки, в поле и в лесу, в родной семье и в обществе, на земле и на небе – вот области для непосредственных наблюдений. Реальную жизнь надо дополнять наглядными пособиям: моделями, рисунками, картинами, посещением музеев. Хорошим пособием, по мнению педагога, мог бы послужить кинематограф, если бы он был доступен всем школам. Общий план содержания непосредственного восприятия Д.И.Тихомиров сформулировал так: от ближайшего к отдаленному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Во втором случае большое воспитательное значение Д.И.Тихомиров придавал книгам, в которых есть образцы добродетелей; сказкам, которые служат не только забавой, развлечением, но и назиданием, нравоучением, отражением мировосприятия истории народа и народного духа; басням; научным статьям по географии и истории.

Одним из приемов выяснения общего нравственного понятия у Д.И.Тихомирова служит сравнение содержания произведений разного жанра. Педагог полагал, что путем сопоставления и сравнения сходного содержания ученику легче придти к обобщению. В то же время он предостерегает, что учитель должен быть крайне осторожным к примерам из жизни людей, которые детям приводят для разъяснения общего содержания басни: при невнимании учителя, без его руководства это серьезное занятие может превратиться в забаву, «а еще хуже – в осмеяние, в осуждение поступков товарищей». Нужно приводить такие примеры награды за добро и наказания за зло, чтобы и награда, и наказание приходили не извне, а вытекали бы из самого существа добра и зла. Нужно развивать и воспитывать в детях любовь к добру, а не к награде, страх перед злом, а не перед наказанием; нужно воспитывать убеждение, что добродетель есть долг каждого.

Представляет интерес его подход к разъяснению нравственных понятий в подобных статьях. Разъясняя тот или иной случай, выясняя ту или другую сторону нравственного понятия, учитель не должен спешить сообщать детям отвлеченное правило, если для понимания его во всей его полноте нет еще у ребенка достаточных основ. Чтобы дойти до понимания главного содержания произведения, прежде всего необходимо разъяснить сущность понятий и выражений в их непосредственной связи, а далее установить связь между мыслями, заключенными в этих выражениях.

Богатый гуманизирующий материал, по мнению Д.И.Тихомирова, предлагают школе избранные сочинения классиков отечественной и мировой литературы. Однако для восприятия и усвоения этих духовных богатств требуются прочные навыки, приобретаемые упражнениями, серьезное вдумчивое понимание. Эту подготовку может дать только хорошо поставленная школа.

Воспитательное значение детской литературы Д.И.Тихомиров отстаивал не только как педагог, но и как издатель журнала для детей. Будучи издателем журнала «Детского чтения», он привлек к сотрудничеству лучших представителей отечественной литера­туры, таких как Н.Телешов, М.Альбов, Д.Мамин-Сибиряк, И.Белоусов и других.

Учебные и методические пособия Д.И.Тихомирова основаны на приоритете человековедческого материала (отношения человека с человеком, природой, обществом, государством). Включив в содержание своих учебников статьи по истории и географии России, он полагал, что они содействуют развитию в детях патриотизма, сознательной любви к Отчизне. Правильно поставленное историческое чтение должно показывать примеры служения Родине, внушать чувства долга по отношению к настоящему и будущему, а также выяснять отношения отдельной личности к историческим событиям.

Подчеркивая роль учителя, он акцентировал внимание на том, что школе, являющейся миниатюрой действительной жизни, не нужен «учитель – приказчик в чужом и чуждом для него деле, слепой поводырь малолетних слепцов».

Учителю для достижения своих целей необходимо обладать искусством воспитания учения, т. е. уметь воспитывать и учить; основательно знать, что именно внушать воспитаннику, какие мысли и чувства ему прививать, во имя чего и в какую именно сторону направлять его волю. Кроме этого, от учителей педагог требовал не бояться новизны, совершенствоваться; изучать физическую и духовную природу человека и законы его развития.

Большое значение Д.И.Тихомиров придавал вопросам дисциплины, организации школьного коллектива, основанного на равенстве и уважении прав и обязанностей, взаимопомощи между старшими и младшими, девочками и мальчиками. Причем взаимопомощь он рассматривал не как обязанность, а как внутреннюю потребность каждого духовно богатого человека. Сплочению детского коллектива, по его мнению, способствует совместный труд и отдых.

Педагог уделял особое внимание роли христианского элемента в духовно-нравственном становлении личности. Д.И.Тихомиров, детально проанализировав существующее религиозное образование, пришел к выводу: недостаток религиозного воспитания заключается в разобщенности религиозного учения с жизнью, в отсутствии вполне доступных и непосредственно применимых к жизни мыслей, понятий и соединенных с ними живых впечатлений, которые были бы доступны ребенку и взрослому. Такая постановка преподавания, по его мнению, никакого благотворно-воспитывающего воздействия в нравственном отношении не имеет. Принципы дидактики должны быть положены и в основу преподавания религиозных дисциплин. Как и при изучении родного языка, истории, географии так и в учении о вере христианской и нравственности он настаивал на необходимости начинать с наглядного и близкого.

Чтению религиозно-нравственной литературы Д.И.Тихомиров придавал такое же значение, как и художественной и научно-популярной литературе, поскольку она заключает в себе свое особое, образующее и воспитывающее содержание, и ни одна из этих трех областей знаний и впечатлений не может быть заменена другою.

С целью оценки вклада Д.И.Тихомирова в развитие отечественной педагогики его и нашими современниками нами был проведен ретроспективный обзор и анализ историко-педагогической, периодической литературы, диссертационных исследований.

В дореволюционный период о Д.И.Тихомирове написано значительное количество статей и воспоминаний его современни­ков.

Достаточно высокую оценку Д.И.Тихомирову как талантливому лектору и руководителю Московских педагогических курсов, учителю образцовой школы при учительской семинарии и руководителю фа­бричной школы для взрослых рабочих, как эксперту и знатоку по вопросам началь­ного обучения, знанием и опытом которого пользуются вновь возникающие школы, дали Н.В.Тулупов и Н.Н.Иорданский. Этот обширный круг деятельности, заметил Н.В.Тулупов, скоро де­лает имя педагога почти нарицательным: «тихомировский метод обучения грамоте», «тихомировский ме­тод ведения объяснительного чтения», «тихомировский букварь», «тихомировские курсы». Эта деятельность, по мнению Н. В. Тулу­пова, дает ему право занять почетное место наряду со славными именами первосоздателей у нас народной школы – К.Д.Ушинского, В.И. Водовозова, Н.А. Корфа, Н.Ф. Бунакова.

По мнению Н.Н.Иорданского, крупная заслуга Д.И.Тихомирова состояла в том, что он сохранил преемственную связь с эпо­хой, связанной в истории народной школы с именами К.Д. Ушинского, В.С. Стоюнина и В.Н. Водовозова, остался верен ее идеалам и, главное, благодаря своему практическому чутью и такту, сумел осуществить их и дать им широкое распространение среди учителей в наиболее смутную и тяжелую эпоху жизни народной школы.

Научно-педагогическая деятельность Д.И.Тихомирова нашла должную оценку и в зарубежной прессе. Профессор Орлеанского лицея Раsсаl Моnеt был убежден, что имя этого педагога навсегда останется в истории русской педагогики, поскольку именно он одним из первых нашел практические методы пропагандирования и распространения начального образования и сумел внедрить свой уникальный педагогический опыт в практику учителей начальной школы; именно он постоянно подчеркивал, что недостаточно учить детей только чтению, письму и счету, что роль настоящего воспитателя – внушать ученикам идеи благородства, нравственности и добра.

При жизни литературно-педагогические труды Д. И. Тихомирова удостоились многих наград: золотых медалей от Петербургского и от Московского ко­митета грамотности, золотой медали от Всемирной выставки в Париже (1900 г.), золотой медали от Международной выставки «Детский мир» в Санкт-Петербурге (1904 г.), почетного диплома от Международной выставки в Париже (1904 г.) и золотой медали в Льеже (1905 г.), почетного отзыва от первого съезда деятелей по техническому и профессиональному образованию. Для всемирной выставки 1900 г. в Париже были специально изданы «Литературно-педагогиче­ские труды Д.И.Тихомирова».

В трудах современных исследователей (Т.Г. Дьяконова, Е.И. Кореневский, И.В. Пронина, С.П. Редозубов, Н.К. Снегов) дана положительная оценка его методики первоначального обучения род­ному языку.

Выполнив ретроспективный обзор отзывов современников педагога, современных исследований, основываясь на собственном исследовании, нами сделаны следующие выводы.



  1. Создав серию учебников для первоначального обучения, Д.И.Тихомиров внес значительный вклад в русскую дореволюционную учебную литературу. Отдав приоритет в содержании своих книг жизненным отношениям (отношениям человека к природе, к другому человеку, к обществу, к себе), Д.И.Тихомиров систематизировал весь материал в них по идейному содержанию, от близкого к далекому, соответственно естественному духовному росту ребенка, чем и отличались его учебники (особенно книга для чтения «Вешние всходы») от существовавших книг.

  2. Женские педагогические курсы под руководством Д.И.Тихомирова внесли определенный вклад в подготовку педагогических кадров и в развитие русской школы в конце XIX – начале XX вв.

  3. Как методист он разработал передовой метод обучения родному языку («тихомировский метод»), тем самым он внес свой вклад в развитие начального образования.

  4. Педагогическая концепция Д.И.Тихомирова внесла свой вклад в развитие педагогической мысли в дореволюционной России и имеет значение для обогащения современной базы педагогической науки в целом как положительный пример в организации духовно-нравственного воспитания в процессе обучения.

В заключении подведены общие итоги исследования, сделаны общие выводы с учетом современных идей духовно-нравственного воспитания, определены проблемы, требующие дальнейшего изучения.

В результате исследования было выявлено, что духовно-нравственное воспитание на теоретическом и практическом уровнях в наследии Д.И.Тихомирова представлено по следующим направлениям: опора на личный житейский опыт, личные представления о человеческих поступках; морально-мировоззренческий аспект с актуализацией идеалов истины, добра, красоты, справедливости, стремления к взаимопониманию и уважению прав своих и чужих; высокая организация учебно-воспитательного процесса, основанного на гуманистических началах с опорой на внутришкольные отношения.

Подчинение единой цели («образование характера, т.е. того, что определяет и направляет деятельность человека» на гуманистических началах) всех сфер учебного процесса (знания о природе и человеке, об его отношениях к другому человеку, к обществу и государству; искусства; гуманная дисциплина; школьный труд и отдых), слияние объективного знания и субъективного чувства в единый познавательный поток позволили нам интерпретировать основную идею концепции Д.И.Тихомирова как попытку раскрытия механизма слияния обучения и воспитания, т.е. с позиций целостности педагогического процесса.

Религия рассматривается им как носительница национальной культуры с точки зрения значимости духовных общечеловеческих ценностей. Это обусловливает востребованность идей Д.И.Тихомирова о воспитательном воздействии религии на нравственное совершенствование человека и общества в целом, способствует объединению светской и религиозной педагогики в вопросах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

В наследии Д.И.Тихомирова присутствуют идеи национального образования как неотъемлемого компонента нравственного совершенствования личности на основе уважения к Отечеству, к историческому прошлому с позиции общечеловеческих ценностей и уважения других народов, что актуально в современных условиях для развития национального самосознания и может иметь значимость для педагогики.

Обозначенные в трудах Д.И.Тихомирова рекомендации о необходимости воспитывать человека культу­ры, гуманного, духовного, самостоятельного, идеи о продуманной организации учебно-воспитательного процесса согласуются с приоритетами современной образова­тельной политики и являются актуальными для теории и практики гуманистического воспитания.

Существующие модели интеграции учебной и воспитательной деятельности (школа №15 г.Омска, Русская классическая гимназия г. Саратова, гимназия им. К.Д.Ушинского г. Гатчины, школы №№4, 28 г. Смоленска и др.), основанные на приоритете воспитания, на единстве обучающей и воспитательной деятельности, на наполнении содержания образования историко-культурными компонентами, направленные на формирование духовно-нравственной личности, являются практическим подтверждением истинности идей Д.И.Тихомирова.

Результаты исследования свидетельствуют, что педагогическое наследие Д.И.Тихомирова обладает большим потенциалом нравственного воспитания, необходимого для современного образовательного процесса.



Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы. Перспектива дальнейшего исследования может быть связана с разработкой педагогических технологий совершенствования процесса духовно-нравственного воспитания в современных условиях на основе педагогических идей Д.И.Тихомирова; с реализацией его идей в методических разработках и учебных пособиях.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

  1. Киселева, М.П. Наследие русской педагогики в контексте современного духовно-нравственного воспитания / М.П.Киселева // Теория и практика преобразования педагогических систем: материалы международной научной конференции. – Рязань, 2005. – С.153-158.

  2. Киселева, М.П. Д.И.Тихомиров – выдающийся деятель российского просвещения второй половины XIX – начала XX века / М.П.Киселева // Русская школа: история и современность, ценности и опыт работы. – СПб., 2005. – С.74-77.

  3. Киселева, М.П. Д.И.Тихомиров о просветительной задаче школы / М.П.Киселева // Молодежь XXI века: ценностные ориентиры и инновационные технологии воспитательной работы: материалы I региональной научно-практической конференции. – Смоленск, 2005. – Ч.I. – С.85-89.

  4. Киселева, М.П. Д.И.Тихомиров – педагог, методист, общественный деятель / М.П.Киселева // Проблемы вузовской и школьной педагогики: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Шестые Есиповские Чтения». – Глазов, 2005. – С.28-30.

  5. Киселева, М.П. Ценностные ориентиры в педагогике Д.И.Тихомирова / М.П.Киселева // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: материалы II международной научно-практической конференции. – Смоленск, 2006. – С.52-54.

  6. Киселева, М.П. Д.И.Тихомиров о воспитании на примерах «торжества добродетели» / М.П.Киселева // Педагогические науки. – 2006. – №3. – С.20-21.

  7. Киселева, М.П. Актуализация педагогических идей Д.И.Тихомирова в современных условиях // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств — Электрон. журн. — М.: МГУКИ, 2006.

  8. Киселева, М.П. Из педагогических наблюдений Д.И.Тихомирова: приобщение учащихся к нравственному опыту в учебной деятельности / М.П.Киселева // Педагогические науки.. – 2006. – №5 – С.40-41.



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница