Духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей



Скачать 55.72 Kb.
Дата25.11.2019
Размер55.72 Kb.
Государственная культурная политика является одним из определяющих условий укрепления и обеспечения национальной безопасности в условиях сохранения серьезных угроз для традиционных российских духовно-нравственных ценностей, для сохранения и развития общероссийской идентичности народов Российской Федерации, для культурного наследия и культурной и исторической памяти.

Конституция СССР 1977 г. впервые в истории конституционного развития закрепила в качестве одного из направлений деятельности Советского государства заботу об охране, приумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня /ст. 27/.



С тех пор прошло больше 3-х десятков лет, и законодательная основа культурной политики государства только разрасталась.

Законодательство России о культуре и культурной политике представляет собой иерархически структурированную систему, состоящую из нескольких блоков законных и подзаконных актов.



Первая группа – группа базисных законов, которую можно определить как документы стратегического планирования и управления в сфере культуры.

Концептуальную основу указанных нормативных актов составляет Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В сфере культуры и культурной политики он реализуется в виде следующей структуры взаимосвязанных нормативных правовых актов:



  1. Конституция Российской Федерации определяет конституционные основы культурной политики;

  2. Стратегия национальной безопасности (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683) содержит раздел «Культура», в котором определены стратегичекие цели национальной безопасности в фере культуры;

  3. Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808) формулируют цели, стратегические задачи государственной культурной политики, ключевые принципы ее реализации;

  4. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р) содержит сценарии, цели, задачи и приоритетные направления реализации Стратегии, определяет новую модель культурной политики, механизмы и ожидаемые результаты.

В следующую группу законов, регулирующих отношения в сфере культуры и культурной политики, входит ряд федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Среди федеральных законов выделим законы общего применения и отраслевые законы, составляющие соответствующие подгруппы.



К первой подгруппе можно отнести:

  1. Федеральный закон от 09 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с последующими поправками);

  2. Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

  3. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Так, в первом из них раскрывается сущность ключевых определений культурной деятельности: культурные ценности, культурные блага, творческая деятельность, культурное наследие и др. Также в данном законе определены права и обязанности участников культурной деятельности, определена роль государства в области культуры.

Кроме того, стоит отметить, что в данном документе много внимания уделяется не только целый раздел в данном документе посвящён Правам и свободам народов и иных этнических общностей в области культуры.

Также стоит отметить, что поправкой от 22 августа 2004 года было разрешено вмешательство государства в творческую деятельность граждан, запрещённое до того момента. «Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.»


Вторую подгруппу составляют отраслевые федеральные законы, объектом регулирования которых выступают конкретные направления культурной политики Российской Федерации:

  1. Федеральный закон от 23 ноября 1994 г. №78-ФЗ «О библиотечном деле»;

  2. Федеральный закон от 24 апреля 1996 г. №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;

  3. Федеральный закон от 06 января 1999 г. №7-ФЗ «О народных художественных промыслах»;

  4. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»;

  5. Федеральный закон от 24 мая 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»,

  6. Федеральный закон от 15 апреля 1993 №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

  7. Федеральный закон от 17 июня1996 №74-ФЗ «О национально культурной автономии» и др.

Сюда же относят и административный, уголовный, градостроительный, земельный кодексы, который в основном рассматривают вопросы касательно объектов культурного наследия. Кроме того, вопросы культуры рассматривают и бюджетный, налоговый и таможенный кодексы.


В эту же подгруппу относят и федеральные программы РФ. Например «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020)» и «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г.
Кроме того, отдельно стоит выделить, что более 200 законов, регулирующих вопросы культуры, принято на уровне субъектов РФ. Все они так же делятся на две группы: первые дублируют почти все основные положения федерального законодательства, вторые адаптирую его с учетом региональной специфики. Кроме того, такие законы сосредоточены на поддержании местных культурных работников и сохранении фольклорных традиций.
Из общих тенденций в законодательстве в сфере культуры стоит выделить следующие моменты:

  • Впервые вопрос авторского права был затронут в гражданском кодексе РФ от 18 декабря 2006 года, но с тех пор практически каждый год вносятся многочисленные правки. Последние были внесены в июле этого года.

  • В 2012 – 14 годы также были введены наказания за клевету, за оскорбление чувств верующих, призывы к сепаратизму, пропаганду символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала и за «реабилитацию нацизма».

  • Также с 29 июня 2013 года в АК РФ была введена статья Статья 6.21. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, руководствуясь которой все художественные произведения, в которых присутствую представители нетрадиционных сексуальных меньшинств, получили повышение рейтинга.

  • Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» ввел запрет на демонстрацию сигарет по телевизору, в театральных постановках и т.п.

  • Также в УК РФ в июле 2017 были введены дополнительные статьи: 110.1 «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершения самоубийства», 110.2 «Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства» и 151.2 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего». Руководствуясь данными статьями, Роскомнадзор блокировал некоторые ресурсы, а новые переиздания некоторых классиков (Владимира Маяковского, Сергея Есенина и Иосифа Бродского) были выпущены с пометкой 18+.

Иными словами, начиная примерно с 2011 года правительство РФ взяло курс на постепенное ужесточение законодательства в сфере культуры. Однако в 2018-19 годах эта тенденция постепенно пошла на спад.

Кроме того, с 2019 года даже было смягчено законодательство, за распространение информации, которое разжигает социальную вражду. Теперь за это наказывают по административному кодексу, если деяние совершено впервые.

Таким образом, подводя итоги можно разделить законодательное отношение государства к культурной политики на три этапа:



  1. 91 – 2011 года – Развитие и проработка общей законодательной структуры культурной политики, её понятийного аппарата

  2. 2012 – 2017 года – Введение дополнительных статей, ограничивающих свободу слова и выражения мнения, пропаганду вредного контента.

  3. 2018 – наше время – Затишье и «оттепель»

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5937f1129a794771d6e54202

https://news.ru/culture/shkol-nikam-otkazyvayutsya-prodavat-sborniki-izvestnyh-poetov/

https://monitoring.mhg.ru/zakon4



https://aae.su/novye-zakony-v-2019-godu.html

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница