Древнерусские басни Эзопа: Варвара Павловна Адрианова-Перетц в науке 1920-х гг




Дата02.04.2016
Размер35.8 Kb.
Серегина Н. С. (РИИИ, Санкт-Петербург)

Древнерусские басни Эзопа:

Варвара Павловна Адрианова-Перетц в науке 1920-х гг.
Варвара Павловна Адрианова-Перетц работала в РИИИ (тогда ГИИИ) девять лет, с 09.11.1921 по 06.09.1930. Основная деятельность ее связана с ИРЛИ АН СССР (Пушкинский Дом). Факты ее биографии и творческий облик весьма подробно освещены в литературе, однако годы работы в ГИИИ известны менее всего. В связи с подготовкой Энциклопедии к 100-летию РИИИ открылись дела сотрудников Института со времени его основания. Это позволяет ввести в историю науки неизвестные материалы о деятельности Варвары Павловны в 1920-е гг.

Согласно анкете-автографу из архива РИИИ (дата заполнения 29.02.1929), она работала в Институте с 09.11.1921 по 16.03.1929 как заведующая фольклорной секцией Отдела теории и истории искусств ГИИИ; за время работы в ГИИИ под руководством В. П. Адриановой-Перетц, создавшей научную школу ученых, вышли работы, имеющие историческое значение в фольклористике1.

Статьи Варвары Павловны об истории русского театра также стали основополагающими для театроведов2.

Особо следует отметить тематический круг ее работы из истории жанров древнерусской культуры, позднее названной Бахтиным «смеховой». Эти идеи были созвучны философским идеям М. М. Бахтина и, возможно, были связаны с исследованиями философа и Невельской школы, в прениях которой уже начиналась разработка теории смеховой культуры3. Известно, что «именно в те же годы (в конце 1920-х — в 1930-е гг.) современник В. П. Адриановой-Перетц и коллега по преподаванию в Институте истории искусств (в 1924 г. и позже) М. М. Бахтин размышляет над проблемами «карнавальной культуры», а в 1935 г. начинает работать над книгой о творчестве Франсуа Рабле и народной культуре Средневековья и Ренессанса, изданной только в 1965 г. 4

Думается, что для В. П. Адриановой-Перетц ее работы о древнерусской смеховой культуре служили своего рода эзоповым языком, на котором она проводила в науку свои взгляды на окружающую ее действительность, предоставлявшую большой материал для осмысления низовых и трагически-гротескных форм человеческого бытия5.

Необходимо заметить, что работы В. П. Адриановой-Перетц о поэтическом стиле Древней Руси также содержат скрытый подтекст противостояния эпохе, поскольку во многом опираются на тексты памятников древнерусской гимнографии, в ту пору уже повсеместно запрещенной.



Эти работы опровергают суждения «о конъюнктурном характере ряда научных установок в изучении древнерусской литературы» в трудах Адриановой-Перетц6, а напротив, свидетельствуют не только о принципиальном позиционном противостоянии ученого диктату вульгарно-политической идеологии в науке тех лет, но о подвиге подвижничества в деле сохранения фундаментальных основ культуры и искусства и фундаментальных эстетико-философских критериев.

1 Под редакцией В. П. Адриановой-Перетц вышли основополагающие работы из истории русской фольклористики: Крестьянское искусство СССР: сборник секции крестьянского искусства Комитета социологического изучения искусств / Гос. ин-т истории искусств. Л.: Academia, 1927. [Вып.] 1: Искусство Севера [кн. 1]: Заонежье. 1927; Крестьянское искусство СССР: сборник секции крестьянского искусства Комитета социологического изучения искусств / Гос. ин-т истории искусств. Л.: Academia, 1927. [Вып.] 2: Искусство Севера: кн. 2: Пинежско-Мезенская экспедиция, 1928. Авторы статей: А. М. Астахова, В. Н. Всеволодский-Гернгросс, Е. В. Гиппиус, И. В. Карнаухова, Е. Э. Кнатц, Н. П. Колпакова, П. М. Левина, К. К. Романов, 3. В. Эвальд.

2 Из истории театра в Твери в XVIII веке // Старинный театр в России XVII—XVIII вв.: Сб. статей под ред. акад. В. Н. Перетца. Пб.: «Academia», 1923. С. 93–143. (Труды Российского ин-та истории искусств); Сцена и приемы постановки в русском школьном театре XVII–XVIII ст. // Старинный спектакль в России: Сб. статей. Л., «Academia», 1928. С. 7–63.

3 См. комментарии Н. И. Николаева к публикации: Бахтин М. М. Лекции и выступления 1924–1925 гг. в записях Л. В. Пумпянского / Вступ. заметка, подгот. текста и примеч. Н. И. Николаева // Бахтин как философ: Сб. ст. М., 1992. С. 221–252; С. 225.

4 Б/а. Освобождение от догм? (По поводу статьи Л. И. Сазоновой и М. А. Робинсона «Изучение литературы русского средневековья и идеологизированная методология») // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 52. Санкт-Петербург: Издательство «Дмитрий Буланин», 2001. С. 786–787. odrl.pushkinskijdom.ruLinkClick.aspx… 

5 Басни Эзопа в русской юмористической литературе XVIII века // Изв. АН СССР, ОРЯС. 1929. Т. 2. Кн. 2. С. 377–400; «Праздник кабацких ярыжек». Пародия-сатира второй половины XVII века // Тр. Отд. древнерусской литературы. 1934. Т. 1. С. 171–247; Очерки по истории русской сатирической литературы XVII века // Труды Отдела древнерусской литературы. 1935. Т. 2. С. 215–282. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII в. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. 261 с.

6 Б/а. Освобождение от догм? По поводу статьи Л. И. Сазоновой и М. А. Робинсона… С. 786. odrl.pushkinskijdom.ruLinkClick.aspx… 



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница