Дополнительного образования детей



Скачать 86.14 Kb.
Дата10.08.2016
Размер86.14 Kb.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА «РОВЕСНИК»

г.Долгопрудного

Методическая работа.

Чайковский П.И. «Детский альбом»

От разбора до концертного выступления.

Быданова С.Н. преподаватель

МБОУДОД ДМШ «РОВЕСНИК»

г.Долгопрудный

2013 г.

Цикл фортепианных пьес «Детский альбом», соч. 89, написан П.И.Чайковским в мае 1878г., посвящен любимому племяннику Володе Давыдову и был напечатан в издательстве П. Юргенсона в октябре того же года.



Я обязательно должна рассказать ученицам предысторию этого сочинения. Ведь гораздо интереснее исполнять то, о чем можно поговорить и что понимаешь.

На титульном листе первого издания полное название цикла: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей (подражание Шуману). Сочинение П.Чайковского». 

Светлый, радостный мир ребенка нашел отражение в творчестве Чайковского. Достаточно вспомнить цикл «Детских песен» (полное название «16 песен для детей на стихи A.M.Плещеева и др. поэтов», или балет-феерию «Щелкунчик». Мы вместе с моими ученицами смотрели эту чудесную сказку и слушали музыку в Кремлевском дворце. Как горели глаза у моих девочек .Какая чудесная музыка Тогда мы и решили, обязательно познакомиться с творчеством этого великого композитора.. Мы вместе с ученицами выбирали пьесы. Конечным итогом должен послужить концерт, посвященный юбилейной дате со дня рождения П.И.Чайковского. Были прослушаны все пьесы и о характере каждой мы поговорили с моими учениками.

С необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детской психологии композитор отразил в «Детском альбоме» жизнь и быт детей той среды, которая повседневно его окружала.

В «Детском альбоме» 24 пьесы, не связанные единой тематикой. Все пьесы цикла программны, в каждой содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. В сборнике запечатлен широкий круг образов. Это картины природы – «Зимнее утро», «Песня жаворонка», игры детей – «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков». Ярко обрисованы персонажи русских народных сказок – «Нянина сказка», «Баба-яга», русского народного творчества – «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», песни других народов – «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка». Мелодия этой песенки пришла с улиц Неаполя. Эту маленькую тайну раскрывает письмо Чайковскому Надежды Филаретовны фон Мекк, его друга и мецената. Для танца он взял эту народную мелодию в балете «Лебединое озеро», в альбоме назвав песенкой. Противоречия нет. В ней соединились и песня, и танец.

В цикле имеются элементы изобразительности - «Шарманщик поет» и звукоподражания – «Песня жаворонка». Чайковский рисует богатый внутренний мир ребенка в пьесах «Утреннее размышление», «Сладкая греза» и «Хор». 


В основе песен различных народов - подлинные народные мелодии. «Русская песня» построена на теме песни «Голова ль ты, моя головушка». Другая итальянская народная мелодия легла в основу пьесы «Шарманщик поет».
«Детский альбом» еще при жизни автора издавался несколько раз, пьесы входят в различные сборники. Нужно сказать, в связи с этим редакторские ремарки, штрихи и пометки на полях иногда разнятся и приходится обращаться к старым изданиям, чтобы найти лучшие варианты исполнения. Хотя фактура, мелодика, гармония, ритм, артикуляция, динамика, орнаментика, аппликатура и педализация «Детского альбома» подчас и сложны, но учитывают уровень развития детей, их исполнительские возможности. 

Интересно, что Чайковский, никогда не преподававший детям, мало соприкасавшийся с вопросами обучения игре на фортепиано, проявил превосходное знание фортепианного изложения, доступного детским рукам. 


Во всем сборнике нет, например, ни одной октавы или аккорда, расположенного шире, чем в пределах септимы. Это для меня особенно важно,так как руки у девочек и растяжка пальчиков совсем еще не велики. Игра на публике очень ответственна и мы должны подойти к разбору и подготовке очень тщательно.

Преимущественное место в серии этих пьес занимает аккордовая техника, но как отмечено выше, всюду аккорды использованы с учетом физических возможностей детской руки.

Аккордовый аккомпанемент в партии левой руки характерен для таких пьесок, как «Вальс», «Мазурка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Шарманщик поет», т.е. для таких музыкальных картинок, где певучий характер в партии правой руки поддерживается сопровождением, четко выявляющим гармоническую основу. 
Другой тип фортепианного изложения - почти сплошная гармонизация мелодии, образующая движение аккордами, расположенными в обеих руках.

Такой рисунок мы видим в «Утренней молитве», в современной транскрипции – «Утреннее размышление», пьесах «Зимнее утро», «Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы», «Нянина сказка» и т.п. органично вплетается в мелодическую линию пьес «Полька», «Итальянская песенка», «Песня жаворонка». Композитор находит точные интонации, которые передают иногда даже еле заметные, тончайшие оттенки выразительности человеческой речи. Изучение «Детского альбома» может стать отличной школой артикуляции, но все приведенные виды артикуляции имеются в «Детском альбоме» от legato и legatissimo в пьесах «Мама», «Старинная французская песенка», «Сладкая греза» до staccatissimo в произведениях «Баба-яга» и «Игра в лошадки». Во многих пьесах сочетание точно проставленных legato, non legato, staccato, лиг, акцентов является необходимым для создания образа.

Изучение произведений позволит юным пианистам проявить творческую инициативу, каждое прочесть по-своему. «Детский альбом» может быть исполнен целиком или в репертуар юных исполнителей следует включать отдельные пьесы. На его материале можно построить следующие микроциклы: 
1. «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла». 
2. «Вальс», «Мазурка», «Полька», «Марш деревянных солдатиков». 
3. «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская». 
4. «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка». 5.«Нянина сказка», «Баба Яга». Можно найти и другие решения при объединении пьес.

Я хочу остановиться на разборе и подготовке к концерту двух пьес.

1.Утреннее размышление

Пьеса вводит в мир сложных переживаний ребенка. В произведении, напоминающем сарабанду - строгое четырехголосие (ученица может представить звучание квартета струнных инструментов). Тщательно работаю с ней над голосоведением, певучестью каждого голоса, но особо обращаю внимание на звучание подвижных сопрано и баса. Артикуляция и динамика должны подчеркнуть выразительность пьесы. Важно добиться мягкого певучего звука legato во всех голосах. Его обеспечит целесообразно подобранная аппликатура (при повторении аккордов пальцы не следует менять). В одном случае выразительность речевых интонаций подчеркивается лигами - опорами на сильные доли тактов, в другом - синкопами на вторую или третью долю. Привлекаю внимание ученицы к тому, что акцентируемая сильная доли и мягкая синкопа подчас следуют одна за другой. При работе над динамикой внимательно отношусь к указаниям в тексте. В характерной для сарабанды ритмической фигуре - четверть с точкой - восьмая, ученики часто не дослушивают точку. Ритмично нужно сыграть в партии правой руки и пунктир - восьмую с точкой - шестнадцатую, учесть, что во всех случаях восьмая акцентируется; это придает ритму дополнительную упругость.

Особо следует поработать над тоническим органным пунктом, использовать репетиционные возможности рояля. Для этого опора с пятого пальца снимается (он мягко повторяет органный пункт) и переносится на остальные пальцы.
В пьесе использую запаздывающая педаль, отмечающая смены гармоний. Этому способствует органный пункт. При целостном проигрывании ученики склонны темп затянуть; поможет стремление преодолеть аккордовую вертикаль и найти естественное, неторопливое, текучее движение в ритме сарабанды. 
Сравнительно простая фактура произведения не говорит о том, что оно легко и доступно для понимания. Исполнение пьесы требует от ребенка достаточного объема внимания, он должен рельефно показать полифонию пьесы, учесть гармонические, фразировочные, артикуляционные, динамические, ритмические особенности произведения. Только работа над сознательным овладением всеми компонентами интерпретации приведет к ее осмысленности.

2. Вальс


Вальс – парный танец, основанный на плавном кружении, один из самых распространенных танцевальных жанров. В творчестве Чайковского он занял достойное место. Полезно показать ученице вальсовые «па» или даже научить ее танцевать (в наше время дети редко умеют танцевать вальс). Целесообразно обратиться к образному сравнению – ученица должен представить, что вальс исполняется на празднике в школе или дома. Пьеса написана в сложной трехчастной форме. В первую очередь, нужно позаботиться о вальсовости. 
Партия левой руки произносится легко, с мягкой опорой на бас. При работе над мелодией добиваюсь певучести, ясности, пластичности, Легкие акценты и паузы не должны прерывать движение. Следует думать о сквозном развитии, как будто тактовая черта исчезает под влиянием стихии танца. При исполнении первой части пьесы и репризы двумя руками нужно проследить, чтобы бас и аккорды в партии левой руки органично вплелись в общую канву безостановочного вальсового движения, найти хорошее соотношение мелодической линии баса и гармонии. 
В средней части ученики порой не ощущают полиметрии – сочетания трехдольного вальсового аккомпанемента с двухдольностью партии правой руки, не ощущают двухголосия. Иногда звучность форсируется, что приводит к тупой двухдольности (левая из «сочувствия» играет вместе с правой). Вторую фразу средней части можно сыграть чуть тише, а в конце нее немного замедлить темп. 
Художественному исполнению пьесы может помочь тщательно подобранная аппликатура.
Выявлению танцевальности поможет педализация: соединение запаздывающей педалью баса с аккордами.

Могу сказать, что мои ученики, за редким исключением, любят работать и очень хотят выступать на концертах. Я жду урока, и ученики это знают. Они не придут, не подготовившись они хотят показать все, что ими сделано.



Лишь в исключительных случаях, чтобы не выпускать ученика из вида, я прибегаю к экстренным мерам в виде ежедневных уроков.

Несколько слов о воспитании привычки играть при публике. Мало раскрыть образ данного произведения для себя. Нужно «довести» его до аудитории. Ведь встречаются отличные музыканты, понимающие и даже глубоко чувствующие произведение, но совсем не затрагивающие своей игрой слушателей. Что бы ни делал такой пианист, слушатель остается равнодушным.

Мы далеко не всегда, работая в классе, представ­ляем, как произведение будет звучать в зале, как соразмерить силу звучности и ее качество, учесть акустику и сообразовать с ней педа­лизацию. Репетируя в зале, мы, конечно, понимаем, что звучность в присутствии публики изменится, и приспосабливаемся, подобно актеру, который накладывая грим, несколько преувеличивает крас­ки, имея в виду зрителя, сидящего вдалеке, могут возразить: а как же?

Нельзя забывать об артистичности. Музыкант не должен думать о публике, так мы настраиваем детей во время исполнения и ничто не должно отвлекать его. Но хочется при­вести слова Сальвини: «Актер живет, он плачет и смеется на сцене, но, плача и смеясь, он наблюдает свой смех и свои слезы. И в этой двойственной жизни, в этом равновесии между жизнью и игрой со­стоит искусство».

Важно, чтобы первое выступление было удачным. Стараюсь, чтобы исполняемое произведение было посильно ученику. И прежде чем выпустить учениц на концерт мы тщательно готовимся и репетируем в классе, создавая атмосферу зала. Даже стулья рас­ставляются в ряды, поднимается крышка рояля, включаются люстры. Обязательно учитываю даже костюм, в котором будет выступать ученица: такие мелочи, как длинный рукав или ощущение ноги на педали в новой обуви, могут сорвать исполнение.

«Детский альбом» настолько яркий, образный и показательный с точки зрения эпохи, что он интересен не только детям, но и зрелым музыкантам, поскольку исполнялся такими выдающимися пианистами прошлого, как Я.Флиер, или нашими современниками М.Плетневым и В.Постниковой.


Литература

1. Прибегина Г.А.. П.И.Чайковский. Музыка. 1986г.



2. Розанова Ю. История русской музыки. 2 том, Книга З.П.Чайковский, М. Музыка, 1981г.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница