Дополнительного образования детей




Скачать 167.97 Kb.
Дата12.06.2016
Размер167.97 Kb.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУДОД «ДШИ № 2»

_____________Р.Ф. Миникаев

Приказ № 198-ЛС

от «29» августа 2014 года



ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

по предмету «История изобразительного искусства»

курс «Изобразительное искусство и постмодернизм»
(Срок реализации 1 год, возраст обучающихся 15-18 лет)

Составители:

преподаватель теоретических дисциплин

Валитова Лилия Николаевна

г. Урай

2014


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 3

Учебно-тематический план 4

Содержание курса 5

Требования к выпускникам 11

Программно-методическое обеспечение 12

Список литературы 13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Изобразительное искусство и постмодернизм» является частью образовательной программы школы искусств рамках отделения ранней профессиональной ориентации, является важным этапом в освоении знаний по истории изобразительного искусства, позволяет подготавливать наиболее одарённых учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения в области культуры и искусства. Программа адресована выпускникам художественного отделения, продолжающим обучение в 8 классе (учащимся возраста 15-18 лет) и реализуется в течение одного года обучения.

Учебно-тематический план составлен с учётом возможности проводить обучение, используя внедрение современных педагогических технологий, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, осуществляя личностно - ориентированный подход к ребенку.

Объем программы составляет 34 часа.



Цель программы - развить интерес к искусству современности, расширить кругозор учащихся в области искусства 20-21 века.

Основные задачи программы:

-дать учащимся представление о путях развития искусства в период второй половины 20 века и до современности;

-развить умение грамотно воспринимать и оценивать произведения современного искусства;

-усовершенствовать навыки анализа произведения изобразительного искусства.

В основе всех занятий лежит метод наблюдения и изучения основных этапов развития искусства. Программа предусматривает активную практическую деятельность учащихся, применение различных методов и форм обучения, например, сочетание традиционных уроков с уроками - рассказами, беседами, лекциями, диспутами, семинарами и.т.д.

Формой контроля и учета являются: контрольные уроки, викторины, семинары, зачёты. Указанные мероприятия позволяют наилучшим образом выявить результат образования и его соответствие целям и задачам обучения. Распределение по темам, содержание заданий, порядок изложения программного материала могут быть изменены в зависимости от конкретных условий работы.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Содержание


теория


практика


всего


1


Введение. От модернизма к постмодернизму.


2




2


2


Второй модернизм 1940-1950-х годов.


2


2


4


3


Реальная современность 1960-х годов: от образа к имиджу.


3


2


5


4


1970-е годы: современность как протест против современности.


3


2


5


5


Постмодернизм в 1980-1990-е годы.


10


7


17


6


Заключение


1




1




Всего часов


21


13


34



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1.От модернизма к постмодернизму.
Казимир Малевич «Чёрный квадрат» и Энди Уорхол «Первый человек на луне»: найти пять отличий.

Репрезентация образа от модернизма к постмодернизму: Марсель Дюшан «Фонтан» (1917).

Граница модернизма и постмодернизма. Уорхолл «Автопортрет» (1966). Рой Лихтештейн «Руанский собор в разное время дня» (1969).

Постмодернизм и то, как его понимают. Сьюзен Хиллер «Посвящается художникам (1972-1976). Рой Лихтештейн «Зеркало №1 (1971). Луиза Лоулер «Современная живопись» (2003). Тони Крэгг «Точки зрения» (2002).


2.Второй модернизм 1940-1950-х годов.
Роберто Мата «Чёрная сила» (1943). Марсель Дюшан «Миля верёвки» (1942).
Эсхатологический модернизм 1940-1950-х годов.
-Абстрактный экспрессионизм нью-йоркской школы. Аарон Сюскинд «Чикаго» (1948). Брассан «Фотография» (1932-1958). Джексон Поллок «Без названия» (1950), «Пять полных морских саженей» (1947). Барнет Ньюмен «Кто боится красного, желтого и синего» (1966-1967). Марк Ротко «Без названия» (1951).Эд Рейнхард «Абстрактная живопись. Синий» (1953).
-Последний человек модернизма в Европе. Констант «Война» (1950). Жан Дюбюффе «Стена с надписями» (1945), «Фотрие с паучьим лбом» (1947), Жан Фотрие «Голова заложника» (1945).Альберто Джакометти «Венецианка» (1956). Фрэнсис Бэкон «Штудия Папы Иннокентия 10 работы Веласкеса» (1953), «Распятие. Триптих» (1965). Александр Дейнека «Оборона Севастополя» (1942), Александр Арефьев «Прометей» (1065), «Пляж» (1950), Генри Мур «Женщина на скамье» (1957).
Рорu1аг Моdегnitе 1950-х годов

-Живопись модернизма в Нью-Йорке. Андре Фуджерон. «Атлантическая цивилизация» (1953). Джексон Полок «Синие оси: Номер 11» (1952). Казуо Ширага «Вызов грязи» (1955). Сай Твомбли «Дионис» (1975), «Леда и лебедь» (1961). Биллем де Кунинг «Женщина на велосипеде» (1952-3). Роберт Раушенберг «Постель», «Ребус» (1955).

Джаспер Джонс «Три флага», «Электрическая лампочка» (1958).Фрэнк Стела «Зара» (1958), «Парк Томлисон-корт» (1959).

-Британский поп-арт. Ричард Хэмильтон «Её богатые возможности» (1958), «Что же делает наши дома такими особенными, такими привлекательными?» (1956). Найджел Хендерсон «Голова человека» (1956). Жан Дюбюффе»Слепой» (1959).

-Авангард не сдаётся. Асгер Йорн «Авангард не сдаётся» (1962), «Париж ночью»

(1959), «Беспокойная утка. Из серии «Модификации» (1959). Мимо Ротелле «Мифология» (1962). Отто Пиене «Без названия (живопись дымом)» (1962). Лючио Фонтана.


-У начала космической эры: «международный синий» Ива Кляйна. Ив Кляйн «До-До-До» (1960), «Портрет Армана» (1962), «Огненный фонтан «Моисей» (1961)., «Антропометрия. Без названия» (1961), «Антропометрия 102. Архитектура воздуха», «Художник пространства бросается в пустоту!» (1960).Чайвас Клем «Прыжок в пустоту» (2003).
3.Реальная современность 1960-х годов: от образа к имиджу.
Э. Уорхолл «Сделай сам (Пляж)» (1962). Эд Руша «Большой товарный знак и 8 прожекторов» (1962).Эл Хелд «Мао» (1967).
«Новые реалисты»: музеефикация отбросов европейского урбанизма. Курт Швиттерс «Зелёное на желтом» (1947). Даниэль Споерри «Туборг» (1961). Сезар «Компрессия «Рмкард» (1962). Арман «В механической туманности» (1963).Джозеф Корнелл «Без названия (Аптека)» (1952).
Современность как она есть: американский поп-арт. Клэс Ольденбург «Два чизбургера со всякой всячиной», «Напольный рожок с мороженым» (1962). Алан Кэпроу «Двор» (1961). Михаил Рогинский «Пол. Метлахская плитка» (1965). Э. Уорхол «Банки супа «Кэмпбелл» (1962), «Портрет Мика Джаггера» (1975), «Портрет Роя Лихтенштейна» (1976), «Мона Лиза (Тридцать лучше, чем одна!» (1963). Том Вессельман «Великая американская обнаженная» (1964). Зигмар Польке «Современное искусство» (1968).
Моделирование современности.
-Оп-арт. Виктор Вазарели. Йозеф Альбрес «Оммаж квадрату». Ричард Анушкевич «Знание и исчезновение» (1961).Лев Нуссберг «Тотальное движение» (1962), «План кинетической площади» (1968). Бриджет Райли «Пламя» (1962).

-Американский минимализм. Дональд Джадд «Без названия» (1964). Роберт Моррис «Напольное произведение» (1964). Карл Андре. Дэн Флавии. Фрэнк Стела. Джеймс Розенквист. Э.Уорхолл «Коробки «Брило» (1964). Зигмар Польке «Живопсиь по одеялу» (1968). Рэчел Уайтрид «24 выключателя» (1998).


Современность как анархия.

-Антиформа. Клэс Ольденбург «Проект фасада Музея современного искусства в Чикаго в виде геометризированной мыши» (1967). Марсель Дюшан «Два передника» (1959), «Листва женского винограда» (1951). Мерет Оппенгейм «Приятного аппетита, Марсель! (Белая королева)» (1966). Жан Тингели. Александр Калдер. Кристо.

«Упакованная счётная машинка» (1963), «Упакованный Рейхстаг. Проект» (1994). Гюнтер Юккерт «Лес» (1984). Ева Хессе. Луиза Буржуа.

-Анархизм против социального регулирования. Эдвард Кинхольц «История как плантатор» (1961). Пьеро Манцони. Зигмар Польке «Пара» (1965).Джордж Мачюнас. Марка «Почта флюксуса». Нам Джун Пайк «Робот-опера» (1965). Джеймс Розенквист. Клэс Ольденбург Проект «Движущиеся ножницы» (1967), «Помада, поднимающаяся на танковых гусеницах» (1969). Э. Уорхолл «Белая горящая машина. Дважды» (1963).

-Анархия как попытка квазирелигиозного синтеза. Йозеф Бойс «Как объяснить картины мёртвому зайцу?» (1965).Герман Нитш. Рудольф Шварцкоглер. Вали Экспорт. Кароли Шнееман.

Из 1960-х в 1970-е годы: конец модернизма как формальной специализации.

-Арте повера, или бедное искусство. Джованни Ансельмо «Направление» (1968). Янис Кунелис. Лючиано Фабра. Марио Мерц.

-Фигуративная живопись и скульптура. Филипп Перлштейн. Чак Клоуз «Автопортрет» (1968). Джордж Сигал «Сидящая женщина» (1966). Гелий Коржев «Следы войны» (1963). Дуэйн Хансон «Покупательница из Флориды» (1973). Валерий Ватенин «Первое мая во Пскове» (1969).

-Концептуализм. Джон Бальдессари «Я больше не буду делать никакого скучного искусства» (1971). Эд Руша « Каждыц дом на Сансет-стрип» (1966). Герхард Рихтер «192 цвета» (1966).Джозеф Кошут «Один и три стула» (1965). Брюс Наумэн «Подлинный художник помогает миру, открывая мистические истины» (1967). Трэси Эммин «Потрясающе чувствовать прекрасное» (1997). Ниеле Торони «Презентация: отпечатки кисти №50, сделанные с одинаковым интервалом в 30 см» (1966-96).

4.1970-е годы: современность как протест против современности.



Вне поля зрения. Лэнд-арт и концептуализм первой половины 1970-х годов. Уолтнр де Мария «Сияющее поле» (1971-77). Роберт Смитсон «Спиральная дамба. 1970. Великое соленое озеро, штат Юта». Гилберт и Джордж «Автопортреты». Брюс Наумэн «Зеленый световой коридор» (1970-71). Герхард Рихтер «48 портретов» (1972). Илья Кабаков «Десять персонажей. Человек, который улетел в космос из своей комнаты» (1981-88), «Вшкафусидящий Примаков» (1972-75). Йозеф Бойс «Картина. Версия 36» (1976), «Я питаюсь растратой энергии» (1978), «Капри-батарея» (1985).

Политика в искусстве.

-Концепции политического искусства. Йозеф Бойс «Искусство- капитал» (1979), «Койот. Я люблю Америку, и Америка любит меня» (1974).. Герхард Рихтер «Мертвец» (1988). Джуди Чикаго «Званый обед» (1974-79). Хана Уилки «Осторожно! Фашистский феминизм» (1974), «Скульптура» Джении Хольцер «Из серии «Трюизмы». Электронное табло на Тайм-сквер в Нью-Йорке» (1982), «Из серии «Выживание» (1987).

-Антисоветское искусство. «Бульдозерная выставка в Москве. Фото на первой странице газеты «Нью-Йорк тайме» (1974). Евгений Рухин «Мышеловка» (1975).Юлий Рыбаков «Надпись на стене равелина Петропавловской крепости « (1976). Владимир Стерлигов «Голгофа» (1972), «Квадрат. Чаша. Купол» (1961).Геннадий Зубков «Сельская

дорога» (1978). Виталий Комар и Александр Меламид «Портрет жены художника Комара», «Наша цель - коммунизм!» (1972). Константин Симун «Памятник «Дорога жизни» (1966). Леонид Соков «Угол зрения» (1976-77). Эрик Булатов «Горизонт» (1971-72), «Улица Красикова» (1977).Александр Косолапов «Учись, сынок!» (1975). Группа «Гнездо» (М. Рошаль-Фёдоров, В. Скерсис, Г. Донской) «График истории» (1976). Группа «Мухомор» «Слово» (1978). Юрий Дышленко «Я сказал, что уже умру за свободу к 5 часам (1978-79). Свен Гундлах «Новый художник» (1987).



Языки тела.

-Боди-арт 1970-х годов. Крис Верден. Марина Абрамович «Ритм 0» (1974). Вито Аккончи «Товарные знаки» (1970). Веттор Пизани «Андрогин» (1971). Луиджи Онтани «Дон Кихот» (1974).

-Возвращение экспрессионизма: реальность как боль. Пабло Пикассо «Автопортрет» (1972). Отто Моль «Без названия» (1971). Владимир Яковлев «Женщина с открытой раной» (1974). Соломон России «Кратким курсом». Фрагмент триптиха (1979), «Красная стрела». Филипп Гатсон «Спящий» (1977), «Тащи» (1979).

-Формы эскапизма: реальность как сон. Сальвадор Дали «Портрет миссис Изабель Стайлер-Тас (Меланхолия)» (1945). Виктор Пивоваров «Отражения» (1970). Бальтюс «Спящая обнажённая» (1973-77). Пьер Клоссовски «Сад размышляет о смерти Жюстины» (1974).

-От языка тела к языку имиджей. Синди Шерман «Пассажиры автобуса» (1976-2000), Из серии «Кадр неизвестного фильма» (1979).

5.Современность как апроприированная история. Постмодернизм в 1980-1990-е годы.

Музей Гуггенхайма. Бильбао (1998). Ханс Хааке «Вступая в пай (Неоконченное)» (1983-84). Барбара Крюгер «Вы инвестируете в божественное шедевра», «Инсталляция в галерее Мэри Бун (1991). Выставка Клуба авангардистов (КЛАВА) в Сандуновских банях (1988).



Героический постмодернизм 1980-х годов.

-Новая волна. Кит Херинг. Жан-Мишель Баскиа «Без названия (Крещение)» (1982), «Нил» (1983), «Бог/Закон» (1981). Георг Базелиц «Живопись отпечатками пальцев 1 -Орел а ля» (1971-72).Хельмут Миддендорф «Живописец изнутри» (1982-83). Лючиано Кастелли «Автопортрет» (1980). Маркус Люпертц «Воин». Райнер Феттинг «Африка»

(1988). Ансельм Кифер «Могила неизвестного художника» (1983), «Маргарита» (1981), «Верховная жрица/Междуречье» (1985-1991). Мимо Паладино «Освежеванный» (1987). Франческо Клементе «Без названия» (1990), «Нерожденный» (1983). Сандро Киа «Лучник» (1979). Тимур Новиков «Портрет Бориса Кошелохова» (1982). Борис Кошелохов «Вечер» (1982). Тимур Новиков, Иван Сотников «Ноль-объект» (1982). Олег Котельников «Операция на внутренних органах» (1985). Иван Сотников «Аврора» (1980-е). Олег Котельников «Петр 1» (1982). Выставка в честь Тысячелетия крещения Руси в клубе НЧ-ВЧ, Ленинград, 1988. Вадим Овчинников «Луна-сердце мертвых» (1989).

-Апроприаторы и симуляционисты. Джефф Куне «Рекламная страница в журнале «Аг1 ш Атепка». Джефф Куне «Кролик» (1986). Сильвии Флёри. Франческо Клементи «Реклама водки «Абсолют» (1999). Хаим Стейнбах «Без названия (кушетка, гроб)»

(1989).Шерри Ливайн «Без названия (свинцовые клетки)» (1987), «Фонтан. По М. Дюшану» (1991). Алан Мак-Коллум «Пластиковые суррогаты» (1988). Ханс Хааке «Сломанный» (1986). Экспозиция «Абстракционизм», разные авторы, куратор А. Тер-Оганьян (Москва, 1992). Авдей Тер-Оганьян-Э.Уорхолл «Банки супа» (1992). Владимир Дубосарский, Алексендр Виноградов «Мертвые души», «Бесы» из серии «Русская литература» (1996).

-Картины виртуальной реальности: видео-арт 1980-х годов. В.Букатин, Б. Галлеев, Р. Сайфуллин «Электронный художник» (1975-80). Нам Билл Виола «Сон разума» (1988). Гэри Хилл «Крест» (1983-87). Джун Пайк «Бабочка» (1986), «Электронный суперхайвэй. Инсталляция в галерее Холи Соломон, Нью-Йорк» (1995). Тони Оурслер «Помпеи» (1996).

-Момент постсовременности: «Горизонты» Тимура Новикова. «Белые ночи», «Дирижабль и Белый дом» (1989). «Восход на море» (1990).

Обескураженный постмодернизм конца 20 - начала 21 века.

-Постсовременность как контрреволюция.

Берт Тейс «Станет ли наше будущее наконец горизонтальным?» (1998). Сергей Бугаев «Африка» (Серия «Афазия - друг человека», 1992-93, флаг №1.). Константин Звездочётов «Знай наших!» (1983). Джеффри Шоу, Тьеббе Ван Тиен «Воображаемый музей революции» (1988). Сергей Шутов «Абак» (2001). Уильям Кентридж «Процессии теней» (1999).

-Институализация политического искусства в Европе. Олег Кулик «Вглубь России» (1993). Анатолий Осмоловский «Хаос - мой дом» (1993). Константин Звездочётов, Александр Сигутин - Из проекта «Искусство принадлежит народу!» (1994). Олег Кулик Из проекта «Искусство принадлежит народу!» (1994). Саня Иевекович «Беременная память. Проект для 2 «Манифесты» (1998), «Народные героини» (1997-98). Аристарх Чернышев «Жевательная грязь» (2004). Андрей Филиппов «Очей очарованье!» (2002). Дмитрий Гутов «Схема большого подземного кольца» (2005).



«Компостомодернизм».

-Новая антропология.

Алиены (Сергей Волков.Роберт Гобер. Андрее Серрано. Дэмиен Хёрст. Динос и Джек Чемпены. Бернд и Хилла Бехер. Тома Руфф. Гэри Хилл. Тони Оурслер. Мона Хатум. Ванесса Бикрофт).
Фрики и монстры (Мэтью Барни. Владислав Мамышев. Жан Фабр).

Детский дискурс (Пол Мак-Карти «Спагеттимэн» (1993). Майк Келли «Диалог №2» (1991). Натали Дьюрберг Фрагмент видеоинсталляции «Ударился головой?» (2002-04). Анна Ермолаева «Трехминутные попытки выживания» (2000).


Этника (Брайан Юнген «Прототипы нового понимания №5» (1999). Ромуальд Хазуме. Маргарита Клингберг.Йорма Пуранен.
Антропология повседневности (Мари-Жо Лафонтен. Сара Лукас. Ольга Чернышева. Еспер Юст.

-Среда обитания.

Делокализованное пространство (Иллка Халсо. Андреас Гурски. Ричард Уйлсон. Мона Хатум. Джеймс Таррел).

Неизбежность синтетики (Сэм Тэйло-Вуд. Франц Вест. Ханс Хеммерт. Анн-Софи Сиден. Дуглас Гордон. Георг Херолд).

Архивирование окружающей среды (Кристиан Ботлански. Рэчел Уйатрид. Александр Флоренский. Марина Алексеева. Наталья Першина-Якиманская).

-Иконосфера, или Блошиный рынок художественных образов.

Образы традиций (Владимир Шинкарев. Карло Мария Мариани. Джоел Питер Уиткин. Синди Шерман. Ясумаса Моримура. Гергий Гурьянов. Иван Мовсесян. Олег Маслов. Виктор Кузнецов. Белла Матвеева. Юлия Страусова. Ольга Тобрелутс. Станислав Макаров. Егор Остров. Валерий Кошляков. Риккардо Чинали. Билл Виола. Михаэль Квиум. Джефф Уолл).

От неоклассики к абстракции: образы 20 века. (Люк Тойманс. Владимир Шинкарев. Герхард Рихтер. Брайс Марден. Джефф Куке. Маурицио Каттелан. Питер Хэлли. Дэмиен Хёрст).



Заключение. Возможный образ будущего (Чихо Аосима).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Выпускники должны знать:

-основные этапы и принципы развития изобразительного искусства;

-наиболее известные произведения изобразительного искусства современности; должны уметь:

-воспринимать художественные образы произведений ИЗО современности;

-анализировать произведение искусства (стиль, жанр, сюжет, художественные средства выразительности);

-рассказать о творческой деятельности выдающихся мастеров изобразительных искусств;

-находить и частично понимать стилевые особенности в произведениях изобразительного искусства постмодерна.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Для реализации данной программы необходимо:

1. Оборудование (парты, стулья, тетради, ручки, наглядные пособия, технические средства обучения);

2. Методические пособия по курсу истории ИЗО (на разных носителях: бумажных, аудио, видео, электронных).

3. Дидактический материал к урокам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреева Е.Ю. Постмодернизм. - Санкт-Петербург, 2007.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости, -М., 1996.

Борев Ю. Эстетика. - М.: Просвещение, 1988.

Выготский Л.Н. Психология искусства. - М., 1968.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.

Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. -М.: Педагогика, 1988.

Ильин И. Постструктурализм - деконструктивизм - постмодернизм. - М., 1996.

Козловски П. Культура постмодерна. - М., 1997.

Кудрявцев В.П. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы//Педагогика и психология. - 1991 г. - №4.

Кривцун О.А. Эстетика. - М.: Аспект-Пресс, 1998.

Курицын В. Постмодернизм. Новая первобытная культура// Новый мир. 1992. №2.

Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура// Вопросы философии. 1996. №11.

Ломпшер И., Ле X., Даунг Н.Х. Формирование теоретического мышления и познавательных интересов у школьников//Формирование учебной деятельности * школьников. - М.: Педагогика, 1982.

Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. - Киев, 1994.

Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Педагогика, 1979. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат/ Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. - М., 1990.

На пороге третьего тысячелетия: Проблемы художественной культуры. - М., 1997.

Немецкий Б.М. Преподавать искусство как художественное творчество//Советская педагогика. - 1986 г. - №8.

Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. - М., 1987.

Семёнов В.Л. Массовая культура в современном мире. СПб., 1992.

Тупицына М. Критическое оптическое: Статьи о современном искусстве. -М., 1997.

Устюгова Е.Н. Стиль как явление культуры. -СПб., 1994.

Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1986. Якимович А.К. Утопии XX века: К интерпретации искусства эпохи// Вопросы искусствознания. 1996. №1.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Преподаватель теоретических дисциплин МБОУДОД «ДШИ № 2»:



Валитова Лилия Николаевна. Образование высшее.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница