Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «хоровое пение»




страница1/4
Дата27.06.2016
Размер0.56 Mb.
  1   2   3   4


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детская музыкальная хоровая школа

«Соловушка» г. Нерюнгри
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету

ПО.01.УП.01. ХОР

г. Нерюнгри,

Республика Саха (Якутия),

2013г.


Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цели и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Методы обучения;

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.


II. Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;

  • Годовые требования по классам.


III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки.


V. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;

  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.


VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  • Список рекомендуемой нотной литературы;

  • Список рекомендуемой методической литературы.




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Хор» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение». Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности. В дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Хоровое пение» учебный предмет «Хор» является основным предметом обязательной части. Учебный предмет "Хор" направлен на приобретение детьми вокально-хоровых навыков свободного и красивого пения. Хоровое пение – это здоровый образ жизни, духовное здоровье подрастающего поколения. Научить детей петь, получать удовольствие от общения с музыкой, от коллективной работы над произведениями, стремиться к новым вершинам мастерства, дарить свое искусство людям – таковы приоритеты работы в хоровых коллективах нашей школы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры. Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.


2. Срок реализации учебного предмета «Хор»

Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по 8 класс). Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.


3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Хор»

Таблица 1


Содержание

1-8 классы

9 класс

Максимальная учебная нагрузка в часах

1283

198

Количество часов на аудиторные занятия

921

132

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

362

66


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). На протяжении многих лет в школе проводятся занятия хором следующими группами:

Хор первоклассников: 1 класс;

Младший хор: 2-3 классы;

Средний хор: 4-6 классы;

Старший хор: 6-8 (9) классы.

На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка. Обучающиеся переходят из хора в хор, справляясь с определенными требованиями и обладая соответствующими вокально - хоровыми навыками.

5. Цели и задачи учебного предмета «Хор»
Цели:


  • обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства;

  • выявление одаренных детей в области хорового исполнительства и подготовка их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:

  • развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

  • освоение учащимися музыкальной грамоты, навыков чтения с листа, необходимых для пения по хоровым партитурам;

  • овладение учащимися основными вокально-хоровыми навыками, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение в составе хора;

  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтения хоровых партитур;

  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

  • формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.


6. Обоснование структуры учебного предмета «Хор»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:



  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:



  • словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального произведения);

  • наглядно-слуховой (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

  • практический (пение упражнений, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);

  • прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающихся;

  • применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.


8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Хор»

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по предмету " Хор" оснащены роялем или пианино, имеют соответствующую площадь (не менее 36 м2). Не имея своего концертного зала, школа имеет соответствующий договор с Гимназией №2, с которой находится в одном здании, об аренде Актового зала. В школе имеется библиотека с необходимым фондом нотной и методической литературы, фонотеки и видеотеки. Все помещения для занятий имеют звукоизоляцию, ежегодно проводится косметический ремонт. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщикам (настройка, мелкий ремонт).




  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХОР»




  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Хор», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2







Распределение по годам обучения


Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность

учебных занятий в неделях

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия

3

3

3

3

4

4

4

4

4

Общее количество часов на аудиторные занятия

921

132

1051

Максимальное количество часов в неделю (аудиторные и самостоятельные)

4

4

4

4

5

6

6

6

6

Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные и самостоятельные)

128

132

132

132

165

198

198

198

198

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

1283

198

1481

Количество часов на самостоятельную работу в неделю

1

1

1

1

1

2

2

2

2

Общее количество часов на самостоятельную работу по годам

32

33

33

33

33

66

66

66

66

Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

362

66

428


Консультации в виде сводных репетиций хора проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, хоровым конкурсам и фестивалям, концертным выступлениям и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределена по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;

  • подготовка к концертным выступлениям;

  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.




  1. Требования по годам обучения

В течение учебного года планируется ряд творческих показов:

  • открытые репетиции для родителей и преподавателей;

  • отчетные концерты;

  • мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (музыкальные гостиные в Гимназии №2, общеобразовательных школах, в городской библиотеке, ЦКиД им. А.С. Пушкина и др.);

  • участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

За учебный год в хоровом классе хорового отделения должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младший и средний хоры - 14-16; старший хор - 16-20.
Основные принципы подбора репертуара:

  1. Художественная ценность произведения.

  2. Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей.

  3. Решение учебных задач.

  4. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с произведениями современных композиторов и народными песнями различных жанров).

  5. Создание художественного образа произведения, выявление идейно- эмоционального смысла.

  6. Доступность: а) по содержанию; б) по голосовым возможностям; в) по техническим навыкам.

  7. Разнообразие: а) по стилю; б) по содержанию; в) темпу, нюансировке; г) по сложности.



ХОР ПЕРВОКЛАССНИКОВ
I полугодие
Певческая установка: Главное условие пения – это полная внутренняя физическая свобода исполнителей. Она достигается естественной позой певца: прямой и свободный корпус, расправленные плечи, прямое (слегка приподнятое) положение головы, выпрямленные колени, спокойно лежащие на коленях руки. Мышцы лица, шеи, плеч – также в спокойном состоянии. При пении нельзя запрокидывать голову, гримасничать, зажимать нижнюю челюсть. Все должно быть просто и естественно, свободно и непринужденно. Иногда дети психологически «зажимаются», задача руководителя «раскрепостить» певцов. Объяснить, что петь надо свободно, получая удовольствие.
Дыхание: Самый приемлемый вид дыхания – брюшное (диафрагмальное). От природы это самое глубокое и естественное дыхание. Практически все, млекопитающие и человек с рождения дышат именно так (в спокойном состоянии). Научить детей правильно дышать – одна из самых важных задач хормейстера.

Работа над дыханием: спокойный бесшумный вдох, правильное расходование дыхания на музыкальную фразу (постепенный вдох); смена дыхания между фразами; задержка дыхания; опертый звук, одновременный вдох перед началом пения, пение более длинных фраз без смены дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе.


Звук: В меру открытый рот, естественное звукообразование, пение без напряжения, правильное формирование и округление гласных, мягкая атака звука, ровное звуковедение, протяженность отдельных звуков, пение закрытым ртом, достижение чистого, красивого, выразительного пения. Постепенное расширение общего диапазона от «до» первой октавы до «ми» - «фа» второй октавы. Следует заметить, что на начальном этапе обучения хоровому пению многие дети не умеют пользоваться головным регистром, практически все поют более или менее чисто и хорошо на том отрезке диапазона, где они разговаривают. Поэтому в работе над произведениями, и, особенно при распевании аккуратными маленькими шажками хормейстер и должен развивать детям верхнюю часть диапазона, при этом добиваться от детей при пении округления (небольшой легкий зевок) и высокой позиции звука.
Дикция: Отчетливая дикция является средством донесения текстового содержания

произведения к одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа. Поэтому большое внимание в любом хоре уделяется воспитанию правильной и ясной певческой дикции.



Работа над дикцией: активность губ без напряжения лицевых мышц, произношение согласных с опорой на гласные – отнесение согласных к следующему слогу (слову), короткое произношение согласных в конце слова, раздельное произношение одинаковых гласных, встречающихся в конце одного и в начале другого слова. Совершенное произношение текста, выделение логического ударения. Дикционные упражнения.
II полугодие


  1. Закрепление основных навыков певческой установки: свободное положение корпуса, головы и спины.

  2. Интонационные навыки: работа над унисоном в хоре при развитом фортепианном аккомпанементе. Точное интонирование диатонических ступеней лада.

  3. Дыхание: различный характер дыхания в зависимости от темпа и стиля исполняемого сочинения. Первоначальная работа над цепным дыханием.

  4. Звуковедение: преимущественно работа над legato, но возможно освоение приемов non legato.

  5. Метроритм: использование при работе с хором особых ритмических фигур – пунктирного ритма, синкопы.

  6. Исполнительские задачи: работа над нюансами в произведениях. Осмысленное артистическое исполнение программы.

  7. Понятия куплет, фраза, мотив.



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница