Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства




Скачать 158.72 Kb.
Дата03.04.2016
Размер158.72 Kb.
Комитет культуры

администрации г. Тамбова

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим Советом директор МБОУДОД «ДМШ №2»

Протокол №5 от 30.08.2013 г. Фролова А.Н._____________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА




ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Гитара»

срок обучения 5 лет

Тамбов


2013

Разработчик: Якимов А.И., преподаватель гитары

Волков Н.В., преподаватель гитары

ОГЛАВЛЕНИЕ


Содержание курса 6

Программные требования по годам обучения 6



Первый класс 6

Второй класс 6

Третий класс 6

Четвертый класс 7

Пятый класс 7

Репертуарные списки 9



Первый класс 9

Второй класс 9

Третий класс. 10

Четвёртый класс 10

Пятый класс 11

Требования к уровню подготовки учащихся 13

Перечень учебно-методического обеспечения 13

Методическая литература 14

Список нотной литературы 14

.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На сегодняшний день классическая гитара является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства и одним из важных средств воспитания детей и юношества. Занятия гитарой дают учащимся возможность творчески выразить себя индивидуально и в коллективе, интересно и содержательно организовать свой досуг, получить дополнительные углубленные знания в области музыки, а также самоопределиться в социальном и предпрофессиональном отношении.

Программа основана на Примерной программе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальный инструмент. Гитара».

В основном обучение проходит по пятелетней программе. Возможность обучения в восьмом классе используют учащиеся, желающие продолжить своё общение с музыкой под руководством преподавателя или поступающие в профессиональные музыкальные учебные заведения. Программа предлагает начинать обучение детей с шести- семилетнего возраста..

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником. Учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося, преподаватель находит наиболее подходящие методы работы, позволяющие максимально развить музыкальные способности ученика.

Однако, работая с детьми разного уровня возможностей, преподаватель не должен снижать планку своих музыкантских и педагогических требований. Независимо от степени одарённости каждому учащемуся можно привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения.

Программа отражает академическую направленность репертуара, его разнообразие; даёт для одного и того же класса различные по уровню трудности варианты репертуарных комплексов, позволяющие учесть разные возможности учащихся.

Данная программа пытается учесть реальные возможности большинства учащихся, не снижая требований к качеству обучения. Программа также учитывает специфику преподавания гитары на отделении, где основной специальностью является хор.

Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий. Поэтому очень важно научить учащегося самостоятельно работать и рационально использовать крайне ограниченное время, отведённое на домашнюю подготовку к урокам.

Формы контроля успеваемости

Успеваемость учащихся контролируется на школьных академических экзаменах и зачётах, которые проводятся 1 раз в четверть по графику, ежегодно утверждаемому на отделении. В течение учебного года все учащиеся со второго по шестой классы должны иметь не менее четырёх публичных выступлений:


  • академический концерт в конце первого полугодия,

  • переводной академический концерт в конце второго полугодия,

  • технический зачёт, проводимый в первом полугодии и включающий в себя исполнение 2 гамм, а также проверку знания музыкальной терминологии,

  • технический зачёт, проводимый во втором полугодии с аналогичными требованиями.

Технический зачёт сдают учащиеся со второго по седьмой классы, исполняя 2 гаммы – мажор и минор. Технический зачёт целесообразно проводить в октябре и феврале, что позволяет достаточно быстро восстановить утраченную за время каникул игровую форму, пианистические ощущения и создать техническую базу для дальнейшей работы.
Участие в концертах, отборочных прослушиваниях, семинарах, конкурсах приравнивается к выступлениям на академических зачётах. Контрольные уроки и прослушивание выпускной программы оценивается словесной характеристикой. На академических зачётах выставляется отметка. По окончании каждой четверти выставляется итоговая оценка успеваемости учащегося на основании текущего учёта знаний и контрольных мероприятий (академический зачёт, контрольный урок, концерт, конкурс и т.д.)

При выведении итоговой оценки (в конце года) учитываются:

- годовая работа ученика и его продвижение,

- соответствие качественного уровня выполнения программных требований и индивидуальных способностей ученика,

- оценки за выступления на академических зачётах

- другие выступления ученика в течение учебного года, их периодичность.


Выпускные экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами. На выпускной экзамен выносится программа из четырёх произведений, охватывающая полный репертуарный комплекс.

Произведения экзаменационной программы неоднократно обыгрываются на прослушиваниях в течение года.

Итоговая оценка учитывает продвижение ученика в течение всего периода его обучения в школе.

Содержание курса

Программные требования по годам обучения




Первый класс


На протяжении первого года обучения учащиеся должны:

- сформировать приёмы извлечения и снятия звука;

- познакомиться с понятием фразировки, с взятием дыхания, как это взятие дыхания реализуется в инструментальной игре посредством пауз.

- формировать навыки использования основных средств выразительности;

- формировать навыки штриховой игры.
В течение учебного года необходимо проработать с учащимися 10-12 пьес на основные виды техники. Количество и разновидности упражнений для формирования исполнительских навыков определяются индивидуально для каждого ученика. На академических концертах (1 или 2 раза в год – в зависимости от уровня подготовки) исполняются 2 разнохарактерных произведения.

Второй класс


На протяжении второго года обучения учащиеся должны:

- работать над освоением исполнительских навыков: динамическое и штриховое разнообразие; Разграничение мелодии-аккомпанемента (использовать разницу в звучании apoyando-tirando). Стремление к ясности фразировки, яркой кульминации.

- работать над чистотой интонации и умением слышать музыкальную вертикаль;

- проявлять самостоятельность и творческую инициативу в работе над произведениями.


Третий класс


Втечение этого года идет усиленная работа над навыком чтения нот с листа

-навык опережающего восприятия нотного текста;

-единство зрительно-слуховых и слухо-двигательных представлений;

-способность к запечатлению в кратковременной памяти прочитанного нотного текста;

-владение навыком быстрой ориентировки в фактуре для дифференциации музыкального материала: основного (остается неизменным) и второстепенного (возможно временное упрощение);

-нацеленность на безостановочность исполнения;

-владение навыком распределенного внимания между воспринимаемым нотным текстом и инструментом (опора на тактильные ощущения).

В течение учебного года необходимо проработать с учащимися 3-5 несложных ансамблей различных видов (включая полифонический). Сложность, объём пьес увеличивается. За год нужно пройти 10-12 пьес и 5-6 этюдов.

Сеху ставим уже на 3-4 струны, аккорды в открытой позиции шестизвучные. При игре аккордов применяется «нажим – отжим», чем достигается такая необходимая при игре левой рукой экономия усилий.
На академических концертах исполняются 2 произведения; на техническом зачёте исполняется 2-х октавная гамма (различными ритмами и группировками) и 2этюда на разные виды техники.


Четвертый класс


На протяжении третьего года обучения продолжается работа по закреплению полученных за предыдущие два года исполнительских навыков. Все учащиеся обязаны играть либо Сложную 3-х частную форму, либо рондо.

И то, и другое можно в изобилии найти в Школе Ф.Карулли, его же пьесы в разных репертуарных сборниках. Несколько пьес из школы М.Каркасси (Модерато), Сор Менуэты из Op.22,Ор.25.



Сонатины. Паганини До-мажор, Карулли До-мажор, Джулиани До-мажор.

Этюды. Как известно, существует 3 вида техники: гаммообразие, арпеджио, аккорды. Движение интервалами, как частный случай аккордовых последовательностей; искусственные флажолеты, тремоло, развитие техники легато.

Пятый класс


Углубляются умения и навыки учащихся интерпретировать стилистически разнообразную музыку;

нужно заниматься более сложными ансамблями;

Исполнительское освоение инструментально-ансамблевого репертуара в единстве его компонентов:

-дифференцированное восприятие каждой партии и целостной ансамблевой партитуры;

-развитие навыка единовременного восприятия многоголосного ансамблевого звучания;

-воспитание ансамблевого чувства ритма, единого ритмического пульса;

-формирование «дирижерского» начала в моменты показов вступлений участниками ансамбля;

В сольном исполнении следует заниматься раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения.


В течение учебного года необходимо проработать с учащимися 8-10 пьес, 4-5 этюдов на разные виды техники; 2-4 ансамбля.

На академических концертах исполняются 2 произведения; на техническом зачёте исполняется 2-х октавная гамма (различными ритмами и группировками) и 2этюда на разные виды техники.


На выпускном экзамене исполняется программа, обязательно включающая:

  • Полифоническое произведение

  • Произведение сложной формы

  • Пьесу современного композитора

  • Концертный этюд.

В течение учебного года следует обратить внимание на:

-коррекцию (в случае необходимости) исполнительских навыков;

-совершенствование технических и художественных приёмов;

-единую манеру исполнения;

-ощущение стиля исполняемых произведений;

В течение учебного года необходимо проработать с учащимися 8-10 пьес, 4-5 этюдов на разные виды техники; 2-4 ансамбля.

На академических концертах исполняются 2 произведения; на техническом зачёте исполняется 3-х октавная гамма (различными ритмами и группировками) и 2этюда на разные виды техники.



Репертуарные списки

Первый класс


Беркович И. Маленькие этюды для фортепиано: №4.

«Простые этюды» Л.Брауэра № 1-7.

пьесы В.Козлова, особенно подвижные: «Токкатина».

В.Александров «Пентэтюд».

Франческо да Милано. Канцона.

В.Козлов «Грустная песенка».

«Элегия» Сагрераса.

И. Рехина «День за днём»- 24 пьесы на развитие творческой активности.

Пьесы Л.Ивановой - композитора из СПб.

Джазовые пьесы: А.Виницкого – два тома для начинающих.

П.Наттол «Солнечный блюз».

Кунц. Канон. Руббах А. Воробей.

Гнесина Е. Фортепианная азбука: №15.

Аглинцева Е. Русская песня ля минор.

Гедике А. Русская народная песня «Заинька».

Николаев А. Этюд До мажор.

Моцарт Л. Менуэт ре минор.

Салютринская Т. Сонатина Ре мажор.

Беренс Г. 50 маленьких фортепианных пьес без октав соч. 70: № 12

Крутицкий М. Зима.

Любарский Н. Курочка.

Шитте Л. 25 маленьких этюдов соч. 108: № 13

Салютринская Т. Русская народная песня «Ивушка».

Бетховен Л. Немецкий танец До мажор.

Беркович И. Маленькие этюды для фортепиано: № 22. Бах И. С. Волынка.

Гедике А. Сонатина До мажор.


Второй класс


Моцарт Л. Бурре ре минор.

Штейбельт Д. Сонатина До мажорБеренс Г. 50 маленьких этюдов без октав соч. 70: № 22.

Александров Ан. Новогодняя полька.

Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. Менуэт ре минор.

Бетховен Л. Сонатина Соль мажор. Ч. I.

Черни К.— Гермер Г. Этюд № 16.

Дварионас Б. Прелюдия.

Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетрадь I. Маленькая прелюдия До мажор № 2.

Моцарт В. А. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта».

Черни К.— Гермер Г. Этюд № 17.

Чайковский П. И. Детский альбом: Итальянская песенка.

«Цыганская венгерка» в обр.В.Александрова.

«Испанское каприччио» в обр. Гильермо.

В. Бранд «Маленький испанец»

Классические пьесы для начинающих: Ф.Карулли, Ф.Сора, М.Каркасси, Д.Агуадо, М.Джулиани А.Иванова-Крамского и других авторов. Можно играть и полифонический репертуар (переложения из нотной тетради А.М.Бах) - в дуэте, но если ребёнок может музыкально сыграть одноголосную мелодию.

Заниматься аккомпанементом, сначала - трёхзвучными аккордами. Материал - самый разнообразный, И.Рехин «Повторяй за мной», простые блюзы, к примеру,– блюз на тему Сигмейстера «Поезд идёт»,

пьеса из реп.Дж.Бенсона «Я помню Уэса».

Третий класс.


Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт соль мажор.

Чимароза Д. Соната соль минор на 4/4.

Лемуан А. Соч. 37, этюд № 10.

Кабалевский Д.Медленный вальс.

Арман Ж. Фугетта До мажор.

Мелартин Э. Сонатина соль минор.

Черни К.— Гермер Г. Этюд № 17.

Кобекин В. Всадники.

Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетрадь I. Маленькая прелюдия ми минор.¶

Бетховен Л. Сонатина Фа мажор. Ч. I.

Черни К.— Гермер Г. Этюд № 29. ¶Шуман Р. Альбом для юношества: Весёлый крестьянин.

Й.Кригер. Менуэт (а- moll или h – moll), Бурре.

Пьесы Робера де Визе, Я.А.Лози,

Л.Милана Паваны

Г.Ф.Гендель Сарабанда и Дубль из сюиты e-moll(пер. Эрвина Шварца-Рейфлингена)

Г.Ф.Гендель Ария ми-минор, Ария ре-минор,

Нигрино Анданте.

Г.Санз Павана

И.Рехин «Северная песня».

Ф.Карулли. Менуэт Ор.70; Анданте Ор 121, №19; Рондо Ор. 241;

Ф.Сор. Опус 5 – «Шесть лёгких пьес»; Опус 31 – «Уроки» 1-24.


Четвёртый класс


Циполи Д. Фугетта ми минор.

Гайдн Й. Сонатина Ре мажор (Hob. XI 56). Ч. I.

Лемуан А. Соч. 37, этюд № 20.

Гладковский. Маленькая танцовщица.

Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетрадь II. Маленькая прелюдия До мажор.

Кулау Ф. Соч. 55, № 1. Сонатина До мажор. Ч. I.

Бертини А. Соч. 29, этюд № 8.

Прокофьев С. Сказочка.

Бах И. С. Французская сюита до минор: Ария.

Клементи М. Соч. 36, № 3. Сонатина До мажор. Ч. II–III.

Черни К.— Гермер Г. Этюд № 6.

Глиэр Р. В полях.

Ф.Карулли. Все Рондо, Пьесы в сложной 3-частной форме из «Школы игры».

М.Каркасси (Модерато).

Сор Менуэты из Op.22,Ор.25.

Н. Паганини Сонатина До-мажор.

Ф.Карулли Сонатина До-мажор.

Джулиани Сонатина До-мажор.

Г.Санз. Павана; Эспаньолетта.

С.Л.Вайсс. Менуэт; Аллеманда.

И.С.Бах. Аллеманда ми-минор.


Пятый класс


М.М.Понсе Прелюдия №7(фугетта).

М.Джулиани Сонатина Ре-мажор,ор.96№3; Сонатина соль-мажор;ор.71№2.

Гендель Г. Ф. Сарабанда с вариациями ре минор.

Грациоли Г. Соната Соль мажор. Ч. I

Шитте Л. Соч. 68, этюд № 5.

Грибоедов А. Вальс ля бемоль мажор.

Гендель Г. Ф. Сюита № 11 ре минор: Куранта.

Клементи М. Соч. 37, № 1. Сонатина Ми бемоль мажор. Ч. I.

Лёшгорн А. Соч. 66, этюд № 4. Дебюсси К. Маленький негритёнок.

Моцарт В. А. Сонатина № 6. Ч. I.

Черни К— Гермер Г. Этюд № 27.

Григ Э. Поэтическая картинка № 1.

И.С.Бах: Сарабанда-Дубль из скрипичной партиты си-минор; Бурре, Аллеманда, Сарабанда из Сюиты для лютни BWV 996; Прелюдия BWV999; Менуэт из сюиты BWV1001.

Филиппе Граньяни Сонатина Ре-мажор,Соль-мажор;

Н.Паганини Соната До- мажор;

Л.Брауэр «Однажды в ноябре»,

А.Монтес. Прощальная прелюдия. А.Иванов-Крамской. Песня без слов; Русский напев.

Э.Пухоль Этюды №№ 11,12,13.

И.Савио Этюд ми-минор.

Н.Альфонсо Ми-минорный посв.Илзе Альфонсо.


Бах И. С. Двухголосная инвенция До мажор. Гайдн Й. Пасторальная сонатина.

Ф.М.Торрова Сонатина Ля-мажор.

Ф.Карулли Соната Ля-мажор.

Ф.Сор Рондо Ре-мажор,

Д.А.Брещанелло. Соната До-мажор.

Д.Скарлатти. Сонаты Черни К. Соч. 299, этюд № 3.Раков Н. «Новеллетты»: Легенда.

Бах И. С. Двухголосная инвенция ре минор. Клементи М. Соч. 36, № 6. Сонатина Ре мажор. Ч. I. Лёшгорн А. Соч. 136, этюд № 3. Мендельсон Ф. Соч. 30. Песня венецианского гондольера фа диез минор.

Бах И. С. Трёхголосная инвенция Ми мажор.Моцарт В. А. Лёгкая соната До мажор (К. 545). Ч. IЛёшгорн А. Соч. 66, этюд № 15. Шуберт Ф. Скерцо Си бемоль мажор.


Примерные программы выпускного экзамена
Бах И. С. Гавот в форме рондо. Ваньхаль Я. Соната Ля мажор. Лёшгорн А. Соч. 66, этюд № 12. Глазунов А. Мазурка Соль мажор.

Бах И. С. Французская сюита си минор: Сарабанда. Гайдн Й. Дивертисмент Ля мажор. (WUE № 12, Ed. Pet. № 29). Ч. I. Беренс Г. Соч. 61, этюд № 4. Мендельсон Ф. Соч. 30. Песня без слов № 9 Ми мажор.

Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги. Фуга До мажор № 4. Бетховен Л. Шесть лёгких вариаций на собственную тему Соль мажор. Беренс Г. Соч. 61, этюд № 26. Прокофьев С. Гавот соч. 32 № 3.


Требования к уровню подготовки учащихся


Работая с учащимся, педагог приобщает его к музыкальной культуре, воспитывает эстетический вкус, музыкальное мышление; учит словесно охарактеризовывать исполняемые произведения.

За время обучения преподаватель должен научить ученика грамотно разбирать нотный текст, уметь осмысленно исполнить наизусть или по нотам произведения из репертуара ДМШ, читать с листа, а также ознакомить с такими видами музицирования как ансамбль и аккомпанемент.

Полученные на занятиях знания, умения и навыки должны позволить учащемуся по окончании школы продолжить общение с музыкой, став грамотным музыкантом-любителем или поступив в профессиональное музыкальное учебное заведение.

Перечень учебно-методического обеспечения


-для проведения индивидуальных занятий по классу гитары необходимо иметь 1-2 инструмента, в том числе для занятий гитарным ансамблем;

-для удобства сидения за инструментом детей различного возраста, требуется набор подставок для ног, либо подставка, регулируемая по высоте;

-стулья 3-5 шт;

-стол;

-нотный материал;

-пюпитр

-ученик приносит с собой дневник, нотную тетрадь, ноты.

Методическая литература





  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., Музыка, 1978.

  2. Агафошин П.С. Школа игры на 6-стр. гитаре, М. 1985

  3. Иванов-Крамской А.М. Школа игры на 6-стр. гитаре, М. 1998.

  4. Пухоль Э.В. Школа игры на 6-стр. гитаре, М. 1987.

  5. The Christopher Parkening Classical Guitar Method Hal Leonard,

Milwakee, USA,1999г.

  1. Как научить играть на гитаре. Составление - Кузнецов В.А. Классика, Москва,2006.

  2. Tennant Scott “Pumping nylon”. Baltimore, Maryland, 1995.

  3. Carulli F. Gitarreschule. Ed.Breitkopf, 1976.

  4. Каркасси М. Школа игры на 6-стр. гитаре, М. 1987.



Список нотной литературы

1.Агуадо Д. Этюды для 6-стр. гитары под ред. Х.Ортеги, М.,1979.

2.Барриос А. Произведения для 6-стр. гитары. Составитель –В.Максименко, М., 1989.

3.Бах И.С. Произведения для 6-стр. гитары. Составитель – П.Исаков, М.-Л.,1934.

4.Брауэр Л. Произведения для 6-стр. гитары. Составитель – В.Максименко, М., 1986.

5. Вила– Лобос Э. Произведения для 6-стр. гитары. Составитель –В.Максименко, М., 1984.

6. Из репертуара А.Иванова-Крамского М., «Музыка», 1983г.

7. Карулли Ф. Избранные произведения для 6-стр. гитары. Составитель – И. Поликарпов. М., 1972.

8. Морено-Торроба Ф. Избранные произведения для 6-стр. гитары. Составитель –Ларичев Е.Д. М., 1984.

9. От Ренессанса до наших дней: произведения для 6-стр. гитары. Вып.1,2.Составитель и редактор – Пермяков И. Л., 1986,1989.

10.Педагогический репертуар. Пьесы для 6-стр. гитары. Составители – Я.Ковалевская и Е. Рябоконь. Вып1. Л., 1970.

11. Педагогический репертуар. Пьесы для 6-стр. гитары. Составители – Я.Ковалевская и Е. Рябоконь. Вып2. Л., 1971.

12. Педагогический репертуар. Пьесы для 6-стр. гитары. Составители – Я.Ковалевская и Е. Рябоконь. Вып3. Л., 1972.

13.Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы ДМШ. Составитель – Н.Михайленко. Киев «Музычна Украина», 1983.

14. Шестиструнная гитара: учебный репертуар ДМШ (2класс). Составитель – Н.Михайленко. Киев «Музычна Украина», 1984.

15. Шестиструнная гитара: учебный репертуар ДМШ(3кл). Составитель – Н.Михайленко. Киев «Музычна Украина»,1985.

16. Шестиструнная гитара: учебный репертуар ДМШ(4кл). Составитель – Н.Михайленко. Киев «Музычна Украина»,1986.

17. Шестиструнная гитара: учебный репертуар ДМШ(5кл).Составитель – Н.Михайленко. Киев «Музычна Украина»,1987.

18. Этюды для 6-стр. гитары. Составитель – И.Пермяков. Л., 1987.

19.Klassiker der Gitarre. Band1. DVfM. Leipzig, 1977.

20. Klassiker der Gitarre. Band2. DVfM. Leipzig, 1978.

21. Klassiker der Gitarre. Band3. DVfM. Leipzig, 1979.



22. Klassiker der Gitarre. Band4. DVfM. Leipzig, 1980.

23. Klassiker der Gitarre. Band5. DVfM. Leipzig, 1981.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница