Докладу о ходе исполнения федерального бюджета




страница1/7
Дата12.06.2016
Размер1.1 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

и н ф о Р М А Ц И Я

к оперативному докладу о ходе исполнения федерального бюджета

за январь  август 2015 года


Анализ исполнения основных характеристик и текстовых статей Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ (с изменениями), а также сводной бюджетной росписи с учетом изменений на 2015 год (далее – сводная роспись с изменениями) показал следующее.

1. Исполнение федерального бюджета в январе – августе 2015 года происходило в условиях сохранения внешних и внутренних экономических тенденций, сформировавшихся в основном в 2014 году, включая снижение динамики экономического развития, повышенный уровень инфляции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, ослабление курса национальной валюты, сохранение значительных объемов оттока капитала из страны на фоне высокой волатильности цен на нефть на мировом рынке.

В январе – августе 2015 года, по оценке Минфина России, объем ВВП составил в текущих рыночных ценах 47 138,8 млрд. рублей, или 64,5 % прогнозируемого объема (73 119,0 млрд. рублей), предусмотренного на 2015 год в Федеральном законе № 384-ФЗ (с изменениями).



Индекс промышленного производства в январе – августе 2015 года по сравнению с январем – августом 2014 года снизился и составил 96,8 % (в январе – августе 2014 года относительно января – августа 2013 года – 101,3 %).

В январе – августе 2015 года по сравнению с январем – августом 2014 года снижение производства наблюдалось в обрабатывающих производствах – 94,8 % (в январе – августе 2014 года – 102,2 %) и в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 99,7 % (98,1 %). В добыче полезных ископаемых динамика производства практически не изменилась и составила 100,1 % (100,8 %).

При этом по отдельным видам продукции отмечались относительно высокие темпы роста, что, по мнению Счетной палаты, может быть связано с формирующимися процессами импортозамещения в ряде видов экономической деятельности.

Например, в производстве пищевых продуктов в январе – августе 2015 года по сравнению с январем – августом 2014 года выпуск овощей и грибов консервированных увеличился на 24,9 %, сыров – на 25,1 %, мяса и субпродуктов пищевых – на 13,7 %. Из числа других обрабатывающих производств высокие темпы прироста наблюдались в производстве сталеплавильного оборудования и литейных машин – на 34,4 %, листового стекла – на 17,2 %, материалов для покрытия пола, стен и потолка – на 25,8 %, органических синтетических красителей – на 17,2 %, изделий медицинских, включая хирургическое оборудование и ортопедические приспособления – на 15,8 % и т.д.



Средняя мировая цена на нефть марки «Юралс» в январе – августе 2015 года составила 55,43 доллара США за баррель, что в 1,9 раза ниже уровня января – августа 2014 года (106,28 долларов США за баррель) и на 5,43 доллара США за баррель, или на 10,9 %, выше величины, использовавшейся в расчетах к Федеральному закону № 384-ФЗ с изменениями (50 долларов США за баррель).

Средняя цена на нефть марки «Юралс» с 1 по 17 сентября 2015 года составила 47,07 доллара США за баррель, что на 2,93 доллара США за баррель ниже цены на нефть марки «Юралс», использовавшейся в расчетах к Федеральному закону № 384-ФЗ с изменениями.

По расчетам Счетной палаты, при сохранении в сентябре – декабре 2015 года средней цены на нефть марки «Юралс» на уровне, сложившемся с 1 по 17 сентября текущего года (47,07 доллара США за баррель), средняя цена на нефть марки «Юралс» может составить в 2015 году 52,7 доллара США за баррель, что выше ее ожидаемого значения на 2,7 доллара США за баррель.

Уровень инфляции в августе 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года составил 9,8 %, что в 1,75 раза выше, чем в августе 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года (5,6 %). При этом необходимо отметить постоянное замедление роста потребительских цен в течение первого полугодия 2015 года: в январе текущего года – 103,9 %, в феврале – 102,2 %, в марте – 101,2 %, в апреле – 100,5 %, в мае – 100,4 %, в июне – 100,2 %.

Однако в июле текущего года инфляция ускорилась и составила 0,8 %, что связано с проведенной индексацией тарифов на услуги компаний инфраструктурного сектора и привело к росту тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В августе текущего года инфляция составила 0,4 %, что на 0,2 процентного пункта выше, чем в августе 2014 года (0,2 %). При этом августовская инфляция в текущем году оказалась на максимальном уровне с августа 2010 года (0,6 %), когда отмечались значительные потери урожая из-за сильнейшей засухи и пожаров.

В целом по продовольственным и непродовольственным товарам, а также по услугам сохраняются более высокие темпы роста цен по сравнению с январем-августом 2014 года.

Прирост цен на продовольственные товары составил в августе 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года 9,8 % (в августе 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года – 7,3 %). При этом темпы прироста цен на продовольственные товары в течение января – августа текущего года постоянно замедлялись, а в августе по сравнению с июлем снизились на 0,7 %. Это оказало сдерживающее влияние на динамику потребительских цен в целом.

Замедление прироста цен на продовольственные товары во многом было обусловлено продолжающимся в течение апреля – августа текущего года сезонным снижением цен на плодоовощную продукцию (в августе по сравнению с июлем текущего года – на 9,8 %) и на яйца (на 0,2 %).

В то же время в группе продовольственных товаров высокий прирост цен отмечался на масло подсолнечное – на 20,7 % (в августе 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года – снижение на 3,4 %), на сахар-песок – на 18,5 % (увеличение на 21,2 %), на рыбу и морепродукты – на 17,7 % (увеличение на 8,6 %), на макаронные изделия – на 16,4 % (увеличение на 2,3 %).



Непродовольственные товары подорожали в августе по сравнению с декабрем 2014 года на 10 % (в августе 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года – на 3,8 %). В группе непродовольственных товаров наибольший прирост цен отмечался на медикаменты – на 16,6 % (в августе 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года – на 7,9 %) и на моющие и чистящие средства – на 18,1 % (на 6,1 %).

Прирост цен и тарифов на услуги в августе 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года составил 9,4 %, что на 3,5 процентных пункта выше, чем в августе 2014 года (5,9 %). Среди наблюдаемых видов услуг наиболее высокий прирост цен и тарифов зафиксирован по услугам страхования – на 21,9 % (в августе 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года – на 10,9 %), по услугам зарубежного туризма – на 21,2 % (на 16,8 %), по санаторно-оздоровительным услугам – на 18,4 % (на 13,4 %). Индекс цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в августе 2015 года увеличился на 9,5 % (в августе 2014 года – на 5 %). При этом прирост цен (тарифов) на жилищные услуги составил в августе 2015 года 11,3 % (в августе 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года – 7,7 %), а на коммунальные услуги – 8,7 % (3,9 %).

Сложившийся в августе текущего года по сравнению с декабрем 2014 года уровень инфляции (9,8 %) составляет 80,3 % установленного Федеральным законом № 384-ФЗ (с изменениями) уровня инфляции на 2015 год в размере 12,2 %.

По состоянию на 28 сентября 2015 года по сравнению с началом года уровень инфляции составил 10,4 %.

По расчетам Счетной палаты, при сохранении до конца сентября текущего года среднесуточного прироста потребительских цен, сложившегося в период с 1 по 28 сентября (0,02 %), уровень инфляции может составить в сентябре 2015 года 0,63 %, а за период с начала года – 10,5 %. Для достижения установленного Федеральным законом № 384-ФЗ (с изменениями) уровня инфляции на 2015 год (12,2 %) за период с октября по декабрь 2015 года он должен составить не более 1,5 %, а среднемесячные темпы прироста потребительских цен должны быть не более 0,5 %, что представляется труднодостижимым.

Риски превышения оцениваемого уровня инфляции на 2015 год (12,2 %), обусловлены накопленными в истекшем периоде текущего года более высокими темпами роста цен на продовольственные товары и возможным дальнейшим ослаблением курса рубля к доллару США в условиях наблюдаемого снижения цен на нефть на мировом рынке.

Динамика цен на продовольственные товары во втором полугодии 2015 года будет в существенной степени зависеть от урожая текущего года. По информации Росстата, на начало сентября 2015 года зерна в первоначально оприходованном весе, намолочено 70,3 млн. тонн, что на 4,6 % меньше, чем к началу сентября 2014 года. Средний сбор зерна с гектара в целом по России ниже уровня предыдущего года.

При оценке урожая текущего года необходимо также учитывать потери части урожая, связанные с засухой в отдельных регионах России.



Официальный курс доллара США к рублю в среднем за январь – август 2015 года составил 58,12 рубля за доллар США, что в 1,7 раза выше, чем в январе – августе 2014 года (35,07 рубля за доллар США), но на 3,38 рубля, или на 5,5 % ниже значения курса доллара США к рублю, учтенного в расчетах к Федеральному закону № 384-ФЗ (с изменениями) (61,5 рубля за доллар США).

В 2015 году сохранялась высокая волатильность курса рубля по отношению к доллару США. Так, укрепление курса рубля в марте – мае текущего года сменилось его заметным ослаблением в июне – августе текущего года.

В первой половине сентября текущего года курсовые значения находились в интервале 65–68 рубля за доллар США. В среднем за период с 1 по 18 сентября 2015 года, по предварительным данным, курс доллара США к рублю составил 67,37 рубля за доллар США, что на 5,87 рубля за доллар США выше значения курса доллара США к рублю, учтенного в расчетах к Федеральному закону № 384-ФЗ (с изменениями) (61,5 рубля за доллар США).

По расчетам Счетной палаты, при сохранении курса доллара США к рублю до конца года на уровне, сложившемся в среднем с 1 по 18 сентября 2015 года, среднегодовой номинальный курс доллара США к рублю может составить в 2015 году 61,24 рубля за доллар США, что на 0,26 рубля за доллар США ниже оценки, учтенной в расчетах к Федеральному закону № 384-ФЗ (с изменениями) (61,5 рубля за доллар США).



Просроченная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности (не относящихся к субъектам малого предпринимательства) на 1 сентября 2015 года, составила 3 233,0 млн. рублей и по сравнению с 1 января 2015 года (2 050,0 млн. рублей) увеличилась на 1 183,0 млн. рублей (на 57,7 %). При этом динамика темпов прироста просроченной задолженности по заработной плате в истекшем периоде текущего года характеризуется нестабильностью. В первые пять месяцев текущего года было отмечено замедление темпов прироста: 22,8 % – на 1 февраля, 14,7 % – на 1 марта, 2,5 % – на 1 апреля, по состоянию на 1 мая наблюдалось снижение показателя на 0,4 %. Однако в дальнейшем прирост задолженности возобновился: 11,7 % – на 1 июня, 1,1 % – на 1 июля и на 6,2 % – на 1 августа. По состоянию на 1 сентября вновь зафиксировано снижение – на 8,1 %. Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 сентября 2015 года составила 3 166,0 млн. рублей, или 97,9 % общей суммы просроченной задолженности, и увеличилась по сравнению с началом года на 1 119,0 млн. рублей (на 54,7 %).

В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 41 % приходится на обрабатывающие производства, 32 % – на строительство, 8 % – на транспорт, 6 % – на сельское хозяйство, охоту и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки, 5 % – на добычу полезных ископаемых, 4 % – на производство и распределение электроэнергии, газа и воды, 2 % – на научные исследования и разработки.

По состоянию на 1 сентября 2015 года по сравнению с 1 января 2015 года наибольшее увеличение просроченной задолженности по заработной плате наблюдалось в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающие производства – в 1,63 раза (с 806,0 до 1 313,0 млн. рублей), строительство – в 2,46 раза (с 415,0 до 1 022,0 млн. рублей), управление недвижимым имуществом – в 2,31 раза (с 16,0 до 37,0 млн. рублей), научные исследования и разработки – в 1,78 раза (с 32,0 до 57,0 млн. рублей), образование – в 2,4 раза (с 5,0 до 12,0 млн. рублей), здравоохранение и предоставление социальных услуг – в 3,4 раза (с 5,0 до 17,0 млн. рублей), сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность – в 4,83 раза (с 6,0 до 29,0 млн. рублей), деятельность в области культуры – в 2 раза (с 4,0 до 8,0 млн. рублей).

2. В целях реализации Федерального закона № 384-ФЗ до начала финансового года приняты постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 1563) и график подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (далее – график подготовки НПА).

В целях реализации Федерального закона от 20 апреля 2015 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее – Федеральный закон № 93-ФЗ) принят график подготовки актов Правительства Российской Федерации.



Количество нормативных правовых актов, принимаемых Правительством Российской Федерации для реализации федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, отражено в следующей таблице.

Отчетный период

Количество нормативных правовых актов, предусмотренных графиком подготовки актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации федеральных законов о федеральном бюджете (с изменениями)

Количество нормативных правовых актов, принятых Правительством Российской Федерации в соответствии с графиком подготовки актов, необходимых для реализации федеральных законов о федеральном бюджете (с изменениями)

Количество непринятых нормативных правовых актов

всего

в т. ч. до начала финансового года

всего

(гр. 4/ гр.2 * 100), %

в т. ч. до начала финансового года

(гр. 6/ гр.3 * 100), %

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

2013 год

104

63

104

100,0

59

93,7

0

2014 год

68

38

68

100,0

25

65,8

0

2015 год

108

43

84

77,8

30

69,8

46

в том числе по состоянию на 01.09.2015

106

43

84

79,2

30

69,8

22

Формирование нормативной правовой базы, необходимой для реализации текстовых статей Федерального закона № 384-ФЗ, осуществляется в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № ИШ-П13-8500, от 14 апреля 2015 г. № ИШ-П13-2476 и от 24 апреля 2015 г. № ИШ-П13-2770, предусматривающими принятие 108 нормативных правовых актов.



По состоянию на 1 сентября 2015 года для реализации федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов приняты 84 из 106 нормативных правовых актов (79,7 %), предусмотренных графиками подготовки НПА на указанную дату.

Следует отметить, что по состоянию на 1 сентября 2015 года более трети указанных нормативных правовых актов (32 из 84 НПА, или 38,1 %) приняты по истечении от 30 до 91 дня от срока внесения в Правительство Российской Федерации, утвержденного графиками их подготовки. Ответственными за разработку и внесение в Правительство Российской Федерации указанных нормативных правовых актов являлись: Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Минкомсвязь России, Минприроды России, Минтруд России, Минтранс России, Минфин России, Минкавказ России, Минпромторг России, Минэнерго России и Управление делами Президента Российской Федерации.

Кроме того, нормативный правовой акт «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе в рамках подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, срок внесения которого в Правительство Российской Федерации установлен – 24 ноября 2014 года (ответственный исполнитель – Минсельхоз России) принят лишь 7 июля 2015 года, т.е. спустя более семи месяцев.

Отдельными главными распорядителями нарушен срок утверждения правил (порядка) предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, не установленных актами Правительства Российской Федерации, установленный пунктом 23 постановления Правительства Российской Федерации № 1563 (в месячный срок со дня вступления в силу указанного постановления, то есть до 1 февраля 2015 года).

Так, с нарушением срока утверждены соответствующие приказы Минспорта России (от 11 марта 2015 г. № 210), Росфинмониторинга (от 18 марта 2015 г. № 59), Минобрнауки России (от 7 апреля 2015 г. № 277), Минтруда России (от 16 апреля 2015 г. № 233н) и Управления делами Президента Российской Федерации (от 17 апреля 2015 г. № 145).

3. Основные параметры федерального бюджета на 2015 год устанавливались четыре раза – последовательно федеральными законами № 216-ФЗ, № 349-ФЗ, № 384-ФЗ и № 93-ФЗ.

Информация об исполнении основных параметров федерального бюджета на 2014 – 2015 годы представлена в следующей таблице.



(млрд. рублей)

Наименование показателя

Исполнено за I квартал

Исполнено за I полугодие

Исполнено за январь - август

2014 год

2015 год

2014 год

2015 год

2014 год

в % к прогнозу/

сводной бюджетной росписи

2015 год

в % к прогнозу/

сводной бюджетной росписи

Доходы

3 521,4

3 438,1

7 120,9

6 620,9

9 439,6

66,3

8 957,6

71,4

Расходы

3 345,7

4 130,0

6 402,1

7 418,5

8 467,4

60,3

9 951,7

64,3

Дефицит (-), Профицит (+)

175,7

-691,9

718,8

-797,6

972,2

 

-994,1

 
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница