Доклад за 2004 год Уполномоченного по правам человека (Омбудсмана)




страница1/6
Дата10.08.2016
Размер1.23 Mb.
  1   2   3   4   5   6






Годичный доклад за 2004 год

Уполномоченного по правам человека (Омбудсмана)

Азербайджанской Республики

"О состоянии обеспечения и защиты прав и свобод человека в Азербайджане"



(Краткий обзор)

Баку - 2005


Книга напечатана при финансовой поддержке Программы развития ООН.

Настоящее издание не обязательно отражает мнения Организации Объединенных Наций или Программы развития Организации Объединенных Наций.



Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) является глобальной сетью ООН в области развития, выступающей за изменения в общественной жизни через подключение стран к источникам знаний, опыта и ресурсов, чтобы помочь людям построить лучшую жизнь.



С О Д Е Р Ж А Н И Е




Содержание
Вступление








Глава первая. Деятельность Уполномоченного в области защиты прав и свобод человека


1.1.

Защита гражданских и политических прав




1.2.

Защита экономических и социальных прав




1.3.

Защита прав беженцев и вынужденных переселенцев




1.4.

Защита прав заключенных




1.5.

Защита прав военнослужащих





Глава вторая. Деятельность Уполномоченного в области правового просвещения, научной аналитики, сотрудничества со средствами массовой информации и общественностью, международных связей


2.1.

Просвещение в области прав человека




2.2.

Организация научно-аналитической работы





2.3.

Связи со средствами массовой информации и общественностью







2.3.1.

Сотрудничество со средствами массовой информации








2.3.2.

Связи с общественностью





2.4.

Международные связи




















Введение

Уполномоченный по правам человека Азербайджанской Республики своей деятельностью дополняет существующие средства правовой защиты в порядке, установленном Конституционным Законом Азербайджанской Республики «Об Уполномоченном по правам человека (Омбудсмане) Азербайджанской Республики», не ограничивая и не заменяя полномочия других государственных органов, обеспечивающих защиту прав человека и восстановление нарушенных прав и свобод человека.

Настоящий годичный доклад о деятельности Уполномоченного за 2004 год подготовлен по результатам рассмотрения жалоб, поступивших в адрес Уполномоченного по почте или из региональных центров, полученных во время приема заявителей в Аппарате Уполномоченного и на местах, а также на встречах Уполномоченного в местах временного содержания управлений (отделений) полиции, следственных изоляторах, учреждениях отбывания наказания, воинских частях, лагерях и поселках размещения беженцев и вынужденных переселенцев, объектах здравоохранения, образования и других учреждениях социального назначения, а также во время встреч с различными слоями населения.

Во время подготовки доклада также была использована официальная информация, полученная от государственных органов.

В 2004 году значительно увеличилось число обращений к Уполномоченному. В то время, как за последние два месяца 2002 и за 2003 год поступило 4.500 заявлений, в том числе за 2003 год 3.706 обращений, в 2004 году получено 6.300 заявлений, т.е. на 70% больше по сравнению с предыдущим периодом.

С 28 октября 2002 года по 30 декабря 2004 года, т.е. с момента начала рассмотрения жалоб, в адрес Уполномоченного в общем поступило 10.800 обращений от граждан, проживающих практически во всех регионах республики, странах СНГ и других государствах, а также от иностранцев.

Это обясняется возросшим доверием населения к Уполномоченному, усовершенствованием форм и методов работы, большей информированностью населения.

94,8% обращений представляют собой жалобы, из них 41,5% связаны с нарушением гражданских и политических прав, а 58,5% - с нарушением экономических, социальных и культурных прав.

Согласно требований Конституционного Закона, Уполномоченным отказано в рассмотрении 53,7% жалоб, в связи с тем, что они не относились к его компетенции; 46,3% процента жалоб приняты к рассмотрению, из них 31,4% жалоб удовлетворены.

За год гражданам было предоставлено более 4200 правовых консультаций в соответсвии с поступившими жалобами.

В 2004 году Уполномоченный направил Президенту Азербайджанской Республики, в Милли Меджлис, Конституционный Суд, Кабинет Министров, центральные органы исполнительной власти различную информацию о нарушении прав и свобод человека, а также рекомендации и предложения по обеспечению прав и свобод человека, усовершенствованию законодательства в этой области.

К слову, шестой по счету (всего 38 за последние 10 лет) Указ Президента страны о помиловании 115 лиц, отвечающий требованиям Совета Европы и учитывающий ходатайства Уполномоченного о помиловании бывших сотрудников Отряда Полиции Особого Назначения, принимавших участие в мартовских событиях 1994 года, а также лиц, участвовавших в событиях, происшедших в Казахе и Гяндже, был с одобрением воспринят в стране и высоко оценен Государственным Департаментом США, ОБСЕ и другими авторитетными международными организациями. По ходатайству Уполномоченного по Правам Человека в 2004 году было помиловано 34 человека, а всего – более ста человек.

С тем, чтобы облегчить обращение населения к Уполномоченному, устранения почтовых и транспортных расходов, ускорения рассмотрения обращений на местах, а также повышения эффективности правового просвещения граждан, в первый год деятельности Уполномоченного – в июле 2003 года, при поддержке Программы Развития ООН, в трех регионах страны с охватом прилегающих районов – в Губе (для Губинского, Гусарского, Хачмазского, Дивичинского, Сиязаньского и Хызинского районов), в Шeки (для Шeкинского, Закатальского, Белоканского, Гахского, Огузского и Габалинского районов) и в Джалилабаде (для Нефтчалинского, Сальянского, Билясуварского, Джалилабадского, Масаллинского, Ярдымлинского, Ленкоранского, Астаринского и Лерикского районов) были созданы и в настоящее время продолжают успешно функционировать региональные центры, хотя они и не предусмотрены в структуре Аппарата.

Региональные центры на регулярой основе осуществляют прием заявителей, проводят работу по правовому просвещению, встречи с населением с участием представителей местных органов исполнительной власти, муниципалитетов, правоохранительных органов, а также общественности.

В докладе нашли отражение результаты годовой деятельности в области защиты прав и свобод человека, включая работу, проделанную в области организации сотрудничества с государственными структурами, борьбы с коррупцией и торговлей людьми, в области научно-аналитической работы и правового просвещения, сотрудничества Уполномоченного с общественностью средствами массовой информации, в бласти международных связей, а также обобщенные предложения и рекомендации, направленные на более надежное обеспечение прав и свобод человека, в том числе и по усовершенствованию законодательства.

Глава I
Деятельность Уполномоченного

в сфере защиты прав и свобод человека
1.1. Защита гражданских и политических прав

Осуществление присущего человеку с момента его рождения права на свободу и личную неприкосновенность, его защита и обеспечение в соответствии с нормами права являются одним из важных показателей, необходимым условием демократизации общества, построения и формирования правового государства.

В жалобах, поступающих в адрес Уполномоченного, встречается информация о незаконном содержании граждан в управлениях полиции, о различных правонарушениях, несмотря на установленные законодательством гарантии. Эти обстоятельства были расследованы Уполномоченным в установленном законом порядке.

В результате проведенных по жалобе проверок были выявлены случаи незаконного содержания граждан под стражей без составления протоколов о задержании, и оформления задержания в нарушение требований процессуального законодательства, а также случаи нарушения установленных законом прав задержанных лиц.

Практика показывает, что во время незаконного содержания под стражей, в случае, когда лицо лишено помощи адвоката, имеет место оказание на него давления, принуждение к даче показаний, злоупотребления со стороны сотрудников полиции. В результате, у населения складывается мнение о несоблюдении прав человека в местах временного содержания, следственных изоляторах, учреждениях отбывания наказания, негативное представление о сотрудниках правоохранительных органов.

К примеру, 17 августа 2004 года при проведении осмотра в изоляторе временного содержания Насиминского Районного Управления полиции, в ходе беседы с задержанным лицом, а также при просмотре учетной книги ИВС было установлено незаконное содержание его в 22-м управлении полиции более суток.

При проведении осмотра в изоляторе временного содержания Наримановского Районного Управления полиции нашел подтверждение тот факт, что 21 июня 2004 года гражданин Н. был задержан сотрудниками отделения, доставлен в Управление полиции и около 11 часов содержался без необходимого оформления в 16 отделении этого Управления. В связи с этим обстоятельством Уполномоченный обратился к Министру Внутренних Дел и виновные сотрудники были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Во время судебного заседания по иску об альтернативной воинской службе по религиозным убеждениям, заявитель Б. из города Баку заявил о возможном его задержании сотрудниками Управления Военной Полиции как лица, уклоняющегося от призыва. В результате вмешательства Уполномоченного сотрудникам Военной полиции были разъяснены требования законодательства, жалобщик был освобожден и его право на свободу было восстановлено.

Одной из самых серьезных и характерных проблем, с которой сталкиваются лица, не имеющие постоянного места жительства, являются трудности с получением ими удостоверения личности, несмотря на решение Конституционного суда Азербайджанской Республики и Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 31 января 2003 года. В результате вмешательства Уполномоченного ограничение прав человека в этой области было устранено и было обеспечено восстановление нарушенных прав многочисленных заявителей.

В то же время, многочисленные жалобы, поступившие в адрес Уполномоченного, связанные с правонарушениями, допущенными органами полиции при выдаче удостоверений личности, свидетельствуют о том, что в этой области все еще имеются серьезные недостатки.

Жалобы, связанные с выдачей удостоверений личности, наиболее часто поступали из Хачмазского, Ленкоранского, Абшеронского районов, а также Наримановского, Низаминского, Азизбековского районов города Баку.

Следует отметить, что граждане, проживающие за пределами Азербайджана, – как в странах СНГ, так и в странах дальнего зарубежья, сталкиваются с материальными, физическими и моральными трудностями при получении общегражданских паспортов. Так, каждый член семьи для получения паспорта должен приехать для этого в республику. Это требует больших средств и времени, создает новые трудности при возвращении в страну пребывания. Уполномоченный полагает, что для более эффективного решения проблемы получения общегражданских паспортов гражданами, проживающими за пределами Азербайджана, как в странах СНГ, так и в странах дальнего зарубежья, целесообразно организовать выдачу этим гражданам паспортов на местах посредством действующих за рубежом посольств и консульств, с разработкой для этого совместно с Министерством Внутренних Дел соответствующего механизма.

Согласно статье 4 Закона Азербайджанской Республики «О выезде из страны и въезде в страну и паспортах», общегражданский паспорт выдается органами внутренних дел по месту жительства гражданина. Однако, в настоящее время для устранения трудностей, потери гражданами времени и средств при получении общегражданских паспортов внутри страны, в Паспортно-регистрационном Управлении Министерства Внутренних Дел и его Западном (Гянджа), Северном (Губа), Северно-западном (Шеки), Южном (Ленкоран) и Нахичеванском региональных отделах, в каждом районе и городе, необходимо организовать сдачу населением требуемых документов в местный орган полиции и получение паспортов посредством этого же органа. В этом случае местный орган полиции, проверив полноту и правильность составления документов и направив их в Паспортно-регистрационное Управление Министерства Внутренних Дел, может вручить выданный гражданину паспорт по месту жительства.

Наряду с этим, встречаются и другие правонарушения, допущенные органами внутренних дел в связи с оформлением регистрации, пропуска и выдачи документов, удостовряющих личность гражданина.

Имеются жалобы на нарушение этими органами свободы выезда из страны. В этих жалобах нашли свое отражение случаи создания местными органами полиции искусственных препятствий гражданам для въезда-выезда в упрощенном порядке в Исламскую Республику Иран с регистрацией по месту жительства в южных районах страны, в основном, в Ленкоране и Астаре, а также требование у них взяток. На обращения Уполномоченного, направленные в связи с жалобами в отделения полиции в этих районах, можно сказать, в большинстве случаев получены формальные ответы.

В основе права на защиту чести и достоинства лежит уважение к личности человека.

Как национальное законодательство, так и нормы международного права, устанавливая запрет на унижение чести и достоинства лица, не только обязывают государствa не допускать посягательства на честь и достоинство граждан, но также вменяют в их обязанность организацию защиты людей от таких посягательств.

Вместе с тем, иногда наблюдаются случаи нарушения этого права сотрудниками правоохранительных органов, прежде всего, сотрудниками полиции, применяющими, в нарушение своих полномочий и обязанностей, меры государственного принуждения.

Следует отметить, что государственные чиновники всех уровней несут ответственность, если они не смогли предотвратить пытки или не предпринимают для этого меры. В то же время, приказ высокопоставленного лица или органа государственной власти не может оправдать применение пыток, и любое лицо, в том числе действующее на основании приказа, должно нести ответственность за свои действия.

За прошедший период Уполномоченным направлялись обращения Министру Внутренних Дел, Министру Юстиции в целях устранения недостатков с принятием соответствующих мер, связанных с правонарушениями, выявленными в ходе регулярных встреч и конфиденциальных бесед Уполномоченного с лицами, содержащимися в местах временного содержания, а также с осужденными, отбывающими наказание в пенитенциарных учреждениях, а также при ознакомлении с документами, подтверждающими законность содержания лиц в этих местах. В результате вмешательства Уполномоченного несколько сотрудников, допустивших правонарушения, были привлечены к дисциплинарной ответственности, а выявленные недостатки были устранены.

Следует отметить, что наряду с противоправными действиями, в том числе воздействием и давлением в отношении подозреваемых, задержанных или обвиняемых лиц, плохие условия содержания в местах временного содержания также должны расцениваться как унижение достоинства задержанных лиц. В некоторых случаях само по себе содержание в помещении большего числа лиц, чем это предусмотрено, отсутствие спальных мест или их недостаточное количество, слабая медицинская помощь, несоблюдение санитарных, гигиенических и эпидемиологических правил, содержание лиц, болеющих туберкулезом в открытой форме, в одной комнате со здоровыми лицами может быть расценено не только как унижение человеческого достоинства содержащихся там лиц, но даже как пытка в отношении них.

Следует отметить необходимость принятия законодательных актов, регулирующих условия в изоляторах временного содержания.

Принимая во внимание тот факт, что этапирование подследственных из различных регионов поездом, которое происходит раз в 10 дней, приводит к нарушению по объективным причинам установленных законодательством сроков, Уполномоченный обратился в соответствующие государственные органы с предложением о целесообразности ускорить создание новых следственных изоляторов в регионах.

В рамках совместного проекта «Помощь Уполномоченному в рассмотрении случаев нарушения прав человека в изоляторах и местах временного содержания, и быстрого реагирования на жалобы», Уполномоченным при поддержки Бакинского Офиса ОБСЕ была создана действующая 24 часа в сутки Группа Быстрого Реагирования, целью которой является изучение законности содержания лиц и условий их содержания, возможного применения к ним пыток. Группа Быстрого Реагирования регулярно проводила осмотры в изоляторах временного содержания районных управлений и отделений полиции города Баку. Министру Внутренних Дел направлялись обращения с целью устранения недостатков, выявленных в результате этих осмотров и в некоторых случаях принимались соответствующие меры.

При осмотре Уполномоченным и сотрудниками его аппарата мест отбывания наказания были выявлены случаи, вызывающие серьезное беспокойство. Так, при посещении 31 августа 2004 года пенитенциарного учреждения № 14 было установлено, что условия содержания осужденных и обращение с ними неудовлетворительны и не отвечают требованиям закона, и что при этом не созданы материальные и бытовые условия, которые отвечали бы правилам санитарии и гигиены. После обращения Уполномоченного в Министерство Юстиции по данному вопросу начальник пенитенциарного учреждения был освобожден от занимаемой должности.

Уполномоченный более 200 раз проводил осмотры в изоляторах временного содержания, в ходе которых не были выявлены факты применения пыток к содержащимся там лицам. По результатам каждого осмотра в установленном порядке составлялись акты, которые были направлены в МВД.

Однако количество жалоб, указывающих на факты пыток и избиений, в органах полиции, а также расхождения между наблюдаемой ситуацией и официальными ответами соответствующих органов свидетельствуют о том, что в некоторых случаях информация о применении пыток соответствует действительности, а также является поводом для обоснованных сомнений в объективности проверок, проводимых этими органами.

Уполномоченный, неоднократно, обращаясь к общественности, в том числе и к правозащитникам, через средства массовой информации предлагал совместно проводить проверку известных им фактов, связанных с пытками.

Согласно статье 5 Закона Азербайджанской Республики «О полиции», не допускается обращение полиции с задержанными лицами, с унижением человеческого достоинства. Кроме того, в статье 133 Уголовного Кодекса предусматривается уголовная ответственность за пытки, в статье 145 – за незаконное лишение свободы, и в статье 239 – за принуждение к даче показаний.

Факты применения сотрудниками полиции пыток к гражданам вызывают особое беспокойство Уполномоченного. Ни один из сотрудников полиции, совершивших подобные действия, не был привлечен к ответственности.

Наряду с указанным существуют и факты использования темы пыток в спекулятивных целях. Так, за истекший период информация о применении пыток к тем или иным лицам, содержащимся в местах временного содержания, следственных изоляторах и учреждениях отбывания наказания, предоставленная Уполномоченному некоторыми правозащитниками, в том числе Э. Бехбутовым, Ч.Ганизаде, Н.Джафаровой, Р.Сададдиновой, каждый раз незамедлительно, и даже с их участием, проверялась, однако не находила своего подтверждения. Наряду с этим, в большинстве случаев лица, о которых распространялась подобная информация, заявляли, что никому такую информацию не давали.

Информация о деятельности Группы Быстрого Реагирования при Омбудсмане неоднократно передавалась через средства массовой информации, радио и газеты. В управлениях и отделениях полиции всех городов и районов страны размещены соответствующие объявления.

В жалобах, полученных из различных районов, указаны факты, когда сотрудники правоохранительных органов причиняют тем или иным лицам физический или моральный ущерб, подвергают их насилию, оскорбительным, унижающим личность и достоинство действиям, грубо нарушают их права человека и гражданина.

С чувством сожаления необходимо отметить, что право на защиту чести и достоинства граждан нарушается и в средних школах, которые должны прививать детям знания о необходимости соблюдения этого права.

Группа заявителей из Джалилабадского района, обратившись к Уполномоченному, сообщала, что в школе № 2 имени Г.Тагиева, расположенной в поселке Сабирабад, в которой они работают учителями, они постоянно подвергаются оскорблениям и давлению со стороны директора А.Алекперова. Они также сообщили, что 24 августа 2004 года заместитель директора по хозяйственной части К.Гейдаров, действуя по подстрекательству директора школы, избил пожилого учителя С.Ахмедова. Их жалоба в районный отдел полиции осталась безрезультатной, а заведующий районным отделом образования А.Аскеров не предпринял никаких действий и даже защищал директора школы. Уполномоченный обратился в Министерство Образования и в Джалилабадский Районный Отдел Полиции в связи с данной жалобой. В результате проверки был установлен факт применения физической силы К.Гейдаровым в отношении учителя А.Ахмедова, в связи с чем К.Гейдаров был освобожден от занимаемой должности. Этот факт был обсужден в совете при районном отделе образования. С целью создания здорового морально-психологического климата в коллективе директору А.Алекперову был объявлен выговор. В результате проверки материалов, собранных группой дознания районного отдела полиции, 4 сентября 2004 года было отказано в возбуждении уголовного дела по факту. 13 сентября 2004 года после ходатайства Уполномоченного заместитель Ген-прокурора района отменил данное решение и 6 октября 2004 года вернул его в отдел для повторного расследования некоторых обстоятельств.

В Азербайджане, интегрирующемся в европейское пространство и присоединившемся в качестве члена Совета Европы к «Европейской Конвенции по Правам Человека и Основным Свободам» и «Европейской Конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания», пытки и другое жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и наказание недопустимы.

Уполномоченный намерен еще более усилить свою деятельность, совместно с соответствующими государственными организациями и гражданским обществом, с целью добиться выявления, доказательства и пресечения пыток, наказания лиц, совершающих подобные деяния.

В то же время, практически большинство мест временного содержания в районных (городских) управлениях (отделениях) полиции были усовершенствованы и приведены в соответствие с европейскими стандартами. При этом, все еще существует необходимость продолжения коренных реформ в правоохранительных органах с целью обеспечения прав человека, пресечения пыток и укрепления законности.

Ограничение права на неприкосновенность жилища возможно только в случаях, установленных законом. Сюда относятся и случаи проведения обыска и изъятия. Законодательством предусмотрено получение решение суда на проведение обыска и следственных действий. То обстоятельство, что в настоящее время именно судья, а не прокурор, осуществляющий надзор за предварительным следствием, определяет необходимость проведения обыска, еще более усилило гарантии прав человека.

Нарушение этого права было показано в нескольких жалобах. К примеру, заявитель А. (2719-04) из города Ленкорана, обратившись к Уполномоченному, сообщил, что сотрудники отделения уголовного розыска Ленкоранского Районного Отдела Полиции вошли в его квартиру, оскорбили членов его семьи, пытали сына и взяли, путем вымогательства, 2000 долларов США, а также отвезли принадлежащую ему автомашину в районный отдел полиции. Проверка, проведенная Министерством Внутренних Дел на основании его обращения, оказалась безрезультатной. После вмешательства Уполномоченного было проведено дополнительное расследование и сотрудник районного отделения полиции В.Мамедов был привлечен к дисциплинарной ответственности в связи с нарушением требований нормативных актов в ходе исполнения своих обязанностей, следственному отделению Ленкоранского Районного Отдела Полиции было поручено провести проверку материалов, собранных в связи с другими обстоятельствами, указанными в заявлении и принять процессуальное решение.

Как видно, в данном случае было нарушено не только право заявителя на защиту чести и достоинства, но и его право на неприкосновенности жилища.

Каждый имеет право на свободу мысли и слова, а также свободу информации. У каждого члена общества может быть личный взгляд в отношении какого-либо вопроса, что должно восприниматься с терпимостью.

Особенность свободы мысли и слова состоит в том, что частичное ущемление этой свободы волей-неволей приводит к его полному нарушению. В то же время, невозможна нормальная деятельность средств массовой информации, если не обеспечивается свобода информации.

В Азербайджане при создании правовой базы, регулирующей вопросы, связанные со свободой мысли и слова, приоритет был отдан интересам демократического развития, созданию необходимых условий для свободного выражения мысли, принципам обеспечения свободы информации и прав человека.

Однако, несмотря на это, в области осуществления свободы информации существуют определенные трудности. В числе этих трудностей можно отметить финансовые проблемы, с которыми сталкиваются СМИ, проблемы в области получения информации, нетерпимое отношение некоторых государственных чиновников к средствам массовой информации, небеспристрастную подачу информации журналистами или ее искажение, низкую правовую культуру СМИ и другие.

Жестокое убийство главного редактора журнала «Монитор» Эльмара Гусейнова - журналиста, отличавшегося своей принципиальностью и независимостью, это не только лишение одного человека его права на жизнь, но и деяние, направленное в целом против общественно-политической стабильности, свободы мысли и слова в стране, а также международного авторитета нашей страны. Я верю, что в результате серьезных усилий правоохранительных органов его убийца будет в скором времени найден и понесет заслуженное наказание.

Оскорбительные действия директора школы №298 Малахат Гусейновой, а также Главы исполнительной власти Бардинского района Э.Аллахвердиева в отношении журналистов телекомпании «АNS», ограничение на продажу некоторых оппозиционных газет, наложенное начальником метрополитена Таги Ахмедовым, и другие случаи, имевшие место в прошедшем году, свидетельствуют о том, что некоторые государственные чиновники неверно оценивают роль прессы, ставят свое мнение выше закона.

Основными направлениями мер, которые необходимо принять в области более надежного обеспечения свободы мысли, слова и информации, должны быть такие вопросы, как отражение в законодательстве информации о деятельности государственных органов, которую необходимо систематически предоставлять общественности, порядка и гарантий ее предоставления, развитие применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, создание более широких и свободных возможностей для получения информации, регулирование вопросов, связанных с оборотом личностной информации, как можно более точное определение соответствия свободы слова правам лиц, информация о которых распространяется, повышение уровня журналистской этики.

В истекший период ситуация в области обеспечение свободы мысли, слова и информации была в центре внимания Уполномоченного. В Генеральную Прокуратуру и Министерство Внутренних Дел республики направлялись обращения в связи с фактами, выявленными в этой сфере.

Принимая во внимание информацию о том, что состояние здоровья фотокорреспондента газеты «Ени Мусават» Алима Кязымлы ухудшилось во время его нахождения в паспортно-регистрационном отделе Наримановского Районного Управления Полиции, в результате чего он попал в больницу с диагнозом «инсульт», о его избиении в этом управлении, Уполномоченный обратился к Министру Внутренних Дел в связи с рассмотрением данного вопроса. Стало известно, что А.Кязымлы, находясь в управлении с целью получения удостоверения личности для себя и своей супруги, возражал против нарушения принципа очередности, понервничал, состояние его здоровья ухудшилось и он был помещен в больницу. Принимая во внимание наличие оснований для справедливого недовольства отсутствием необходимых условий для обеспечения граждан удостоверениям личности, а также грубое обращение с А.Кязымлы, начальнику отдела Абелю Мамедову был объявлен «строгий выговор».

Бывший сотрудник газеты «Бакинский бульвар» Ирада Гусейнова, в отношении которой в 2001 году было возбуждено уголовное дело и объявлен розыск с целью ареста на основании иска, поданного главой исполнительной власти города Баку, обратилась к Уполномоченному с просьбой оказать содействие в прекращении данного уголовного дела. По этому вопросу Уполномоченный обратился к Генеральному прокурору Азербайджанской Республики и главе исполнительной власти города Баку. В результате мера пресечения в отношении журналиста была отменена, а уголовное дело было прекращено.

20 июля 2004 года по инициативе Уполномоченного был проведен круглый стол на тему «Журналистика и право», посвященный 22 июля – Дню журналистики. На мероприятии был обсужден ряд проблемных вопросов, связанных со свободой мысли, слова и информации.

Основные принципы свободы совести нашли свое отражение в Конституции Азербайджанской Республики и соответствующих законодательных актах.

Несмотря на отделение религии от государства в нашей стране и равенство всех религиозных вероисповеданий перед законом, каждый обладает правом свободно определять свое отношение к религии, самостоятельно или совместно с другими исповедовать ту или инуб религию или не исповедовать никакую религию, выражать и распространять свои убеждения, связанные с отношением к религии. Наряду с этим, отправление религиозных культов, если оно не нарушает общественного порядка и не противоречит общественной морали, является свободным и не ограничивается.

На мероприятиях, проводимых по инициативе Уполномоченного, отмечена религиозная толерантность, моральное воспитание, а также проведение обмена мнениями и конструктивные предложения о взаимоотношениях людей, придерживающихся различных религиозных взглядов.

С целью привить религиозную терпимость детям и молодежи, Уполномоченный регулярно поддерживает связь с международной сетью «Религия - детям».

Уделялось постоянное внимание обеспечению и защите свободы совести.

Во время проведенных осмотров в учреждениях отбывания наказания, Уполномоченный держал в центре внимания и вопросы, связанные со свободой совести. Результаты мониторинга в местах отбывания наказания показывают, что обеспечение свободы совести является одним из актуальных вопросов и осуществление этого права должно быть усовершенствовано.

Известно, что в учреждениях отбывания наказания содержатся лица, принадлежащие к различным религиозным верованиям. Религиозная принадлежности данных лиц должна учитываться в рамках их режима отбывания наказания и для осуществления свободы совести должны быть созданы более полные условия. Так, в настоящее время в учреждениях отбывания наказания необходимо раздельное питание лиц различных религиозных верований, организация их регулярных встреч со служителями соответствующих религиозных конфессий, выделение соответствующих помещений в учреждениях отбывания наказания для отправления религиозных молитв.

В целом же религиозная терпимость в нашей стране находится на высоком уровне, что неоднократно подтверждали официальные гости и международные эксперты, посещающие нашу страну.


  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница