Доклад Специального докладчика по вопросу о праве человека на безопасную питьевую воду и санитарные услуги Катарины де Альбукерке



страница1/5
Дата14.08.2016
Размер0.61 Mb.
  1   2   3   4   5



Организация Объединенных Наций




A/HRC/27/55



Генеральная Ассамблея

Distr.: 

30 June 2014

Russian

Original: 



Совет по правам человека

Двадцать седьмая сессия

Пункт 3 повестки дня



Поощрение и защита всех прав человека, гражданских,
политических, экономических, социальных
и культурных прав, включая право на развитие


Доклад Специального докладчика по вопросу о праве человека на безопасную питьевую воду и санитарные услуги Катарины де Альбукерке

Общие нарушения права человека на воду и санитарные услуги*

Резюме

Специальный докладчик по вопросу о праве человека на безопасную питьевую воду и санитарные услуги представляет настоящий доклад в соответствии с резолюциями 16/2 и 21/2 Совета по правам человека. Она акцентирует внимание на общих нарушениях права человека на воду и санитарные услуги, поскольку выявление нарушений этого права является жизненно важным для обеспечения их реализации, для предупреждения последующих нарушений и для принятия согласованных мер по ликвидации последствий этих нарушений. Доклад основан на глобальной концепции нарушений прав человека, которые происходят в результате несоблюдения государствами какого-либо обязательства в области прав человека. Все компоненты прав человека обладают исковой силой, и при любом нарушении должны задействоваться эффективные средства правовой защиты.

Специальный докладчик составляет типологию нарушений, анализирует случаи нарушения обязательств уважать, защищать и осуществлять права человека, по недопущению дискриминации, гарантированию равенства по существу и обеспечению активного, свободного и деятельного участия, а также случаи нарушения экстерриториальных обязательств. В докладе кратко рассматривается вопрос о важности доступа к правосудию в связи с такими нарушениями, а в его заключительной части содержатся выводы и рекомендации.



Содержание



Пункты Стр.

I. Введение. 1–11 4

II. Разработка глобальной концепции нарушений права человека
на воду и санитарные услуги 12–15 6

III. Типология общих нарушений права человека на воду


и санитарные услуги 16–72 7

A. Нарушения обязательства уважать 17–24 8

B. Нарушения обязательства защищать и злоупотребления
со стороны негосударственных субъектов 25–34 11

C. Нарушения обязательства осуществлять 35–54 14

D. Нарушения обязательства по недопущению дискриминации
и гарантированию равенства по существу 55–67 20

E. Нарушения обязательства по обеспечению активного, свободного


и деятельного участия 68–69 24

F. Нарушения экстерриториальных обязательств 70–72 25

IV. Доступ к правосудию 73–79 26

V. Выводы и рекомендации.............................. 80–85 28

Приложение 32

I. Введение

1. Настоящий доклад представляется Совету по правам человека Специальным докладчиком по вопросу о праве человека на безопасную питьевую воду и санитарные услуги в соответствии с резолюциями 16/2 и 21/2 Совета по правам человека. Специальный докладчик анализирует широкий спектр нарушений права человека на воду и санитарные услуги, стремясь повысить уровень осведомленности об этих нарушениях и способствовать активизации усилий по их выявлению, предупреждению и исправлению.

2. В этом докладе Специальный докладчик представляет типологию общих нарушений права человека на воду и санитарные услуги. Предполагается, что эта классификация станет для государств и других субъектов подспорьем в выявлении и предупреждении нарушений, а также в обеспечении эффективных средств правовой защиты от совершаемых нарушений. Специальный докладчик опирается на результаты работы, проделанной в ходе своего мандата, которая была в значительной степени сосредоточена на компилировании передовой практики и даче рекомендаций о том, каким образом следует осуществлять право на воду и санитарные услуги. Учитывая многочисленность нарушений, с которыми пришлось столкнуться Специальному докладчику, для нее было крайне важно дополнить эту работу докладом о недостатках в осуществлении этого права с уделением особого внимания сохраняющимся нарушениям прав человека.

3. В 1992 году Комитет по экономическим, социальным и культурным правам заявил, что мы "все еще продолжаем проявлять терпимость к столь частым нарушениям экономических и социальных прав, которые, если бы они имели место в случае гражданских и политических прав, вызвали бы реакцию возмущения и неприятия и спровоцировали бы многочисленные призывы немедленно принять меры по исправлению такого положения"1. И хотя за последние десятилетия как на национальном, так и на международном уровнях был достигнут огромный прогресс в деле выявления нарушений, их более серьезного анализа и исправления их последствий, еще предстоит пройти большой путь для обеспечения того, чтобы нарушения экономических, социальных и культурных прав не только вызывали чувство возмущения, но и приводили к принятию соответствующих превентивных и восстановительных мер.

4. Представленная классификация основана на всестороннем анализе нарушений, которые могут совершаться в отношении всех компонентов прав человека и соответствующих обязательств государств. Специальный докладчик стремится повысить уровень осведомленности о тех нарушениях, которые в наиболее вероятной степени могут ускользать от внимания. Хотя общепризнано, что несоблюдение любого обязательства в области прав человека является нарушением, ключевые компоненты права на воду и санитарные услуги пока еще слишком часто воспринимаются в качестве желаемых политических целей. Многие ситуации, характеризующиеся отсутствием осуществления права на воду и санитарные услуги, не были четко квалифицированы как нарушения; эти ситуации не повлекли за собой обращение в судебные или квазисудебные органы и не были рассмотрены с необходимой оперативностью и энергичностью, особенно с учетом их потенциально губительного воздействия на большие группы населения. При наличии у государств необходимых ресурсов нет никакого оправдания тому, чтобы население было лишено доступа даже к базовому снабжению водой и санитарными услугами.

5. Нарушения права на воду и санитарные услуги нередко связаны с системными моделями отчуждения и с неравными властными взаимоотношениями. Уделение большего внимания нарушениям права на воду и санитарные услуги и анализ их структурных причин может обеспечить социально отчужденным группам доступ к эффективным средствам правовой защиты. Помимо исправления последствий отдельных нарушений, выявление мотивов нарушений будет также способствовать их предупреждению, а правительствам будет необходимо учитывать их структурные причины в ходе выработки политики и бюджета.

6. Нарушения права человека на воду и санитарные услуги нередко сочетаются с более масштабными лишениями и нарушениями других прав, включая права на жизнь, на здоровье, на питание, на жилище, на образование, на труд и на здоровую окружающую среду. Отсутствие надлежащего санитарного оборудования в школах приводит к тяжелым последствиям для права на образование и гендерного равенства. Наряду с этим оно ставит под угрозу право на частную жизнь и человеческое достоинство. Эта взаимосвязь явствует из прецедентного права в области водоснабжения и предоставления санитарных услуг, которое зачастую опирается на права на жизнь, на здоровье, на жилище, на здоровую окружающую среду и на свободу от бесчеловечного и унижающего достоинство обращения.

7. В настоящем докладе отражены важнейшие события в области международного права прав человека и предпринята попытка анализа новых возможностей и проблем. Специальный докладчик надеется, что недавнее вступление в силу Факультативного протокола к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах приведет к активизации противодействия нарушениям права на воду и санитарные услуги, будет способствовать их более углубленному концептуальному осмыслению и повышению уровня их исковой силы на национальному уровне, тем самым обеспечивая более тщательное соблюдение этого права.

8. Хотя основное внимание в докладе уделяется рассмотрению роли государств, Специальный докладчик надеется, что он будет полезен квазисудебным органам при вынесении решений по жалобам и что он поможет организациям гражданского общества, национальным правозащитным учреждениям и другим защитникам этого права оказывать стратегическую поддержку в случаях, связанных с любым видом нарушения права на воду и санитарные услуги. Наконец, в докладе признается та важная роль, которую негосударственные субъекты играют как в инициировании нарушений прав человека, так и в исправлении их последствий.

9. Цель выявления нарушений прав человека заключается не в обвинении тех, кто виновен в этих нарушениях, и не в подрыве партнерских связей в области борьбы с нарушениями. Напротив, Специальный докладчик считает аналитический обзор нарушений прав человека конструктивным начинанием и предлагает наладить многосторонний диалог о том, как эффективнее вести борьбу с нарушениями права на воду и санитарные услуги. Для этого потребуется определить препятствия, с которыми сталкиваются жертвы в процессе доступа к правосудию, оказать судам и другим органам содействие в повышении уровня их доступности и открытости для вынесения решений по делам о праве на воду и санитарные услуги. При рассмотрении примеров дел о нарушениях, взятых из практики внутренних судов и международных или региональных правозащитных механизмов, не должно создаваться впечатление, что в одних государствах нарушения носят более серьезный характер, чем в других: ведь государства, в которых наблюдается больше прецедентов, как правило, обеспечивают доступ к правосудию и поэтому могут служить ориентиром для других.

10. При подготовке доклада использовались результаты масштабных консультаций, проведенных с государствами, международными организациями, организациями гражданского общества, национальными правозащитными учреждениями, другими заинтересованными сторонами и экспертами в области прав человека. Специальный докладчик получила около 50 ответов на вопросник, на основе которых можно выявить наиболее характерные виды нарушений2. В основу доклада также положен опыт, приобретенный в ходе ее мандата, в частности материалы полученных сообщений и результаты поездок в страны. Хотя посещенные ею страны были крайне разнообразны, многие из стоящих перед ними проблем на удивление схожи: характерные виды маргинализации и дискриминации; непринятие необходимых мер по осуществлению права на воду и санитарные услуги с требуемой оперативностью и в максимальных пределах имеющихся ресурсов; непринятие мер по регулированию и защите этих прав при поручении таких услуг третьим сторонам; и случаи принятия регрессивных мер и отсутствия стабильности.

11. В докладе заложена всеобъемлющая основа для проведения оценки нарушений права на воду и санитарные услуги. В нем рассматривается широкий спектр нарушений, вводятся соответствующие категории и указываются ссылки на соответствующие случаи. В докладе кратко затронут вопрос о том, как принцип ответственности и восстановительные меры могут способствовать наиболее эффективному ведению борьбы с указанными нарушениями. В заключительной части доклада изложены рекомендации о том, как обеспечить более успешное выявление нарушений, их предупреждение и борьбу с ними.



II. Разработка глобальной концепции нарушений права человека на воду и санитарные услуги

12. События последних десятилетий позволили внести ясность в процесс выявления нарушений экономических, социальных и культурных прав. Маастрихтские руководящие принципы, касающиеся нарушений экономических, социальных и культурных прав, опираются на типологию обязательств уважать, защищать и осуществлять права человека; в них уточняется, что неспособность выполнить какое-либо обязательство − будь то неиспользование максимального объема имеющихся ресурсов или совершение преднамеренных действий, − приравнивается к нарушению3.

13. Дискуссии по вопросу о сфере охвата нарушений экономических, социальных и культурных прав были окончательно завершены в процессе работы над Факультативным протоколом к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. Первоначальные предложения об узком толковании нарушений на основе преднамеренного "вмешательства" государства или известного принципа неспособности обеспечить минимальный необходимый уровень осуществления этих прав были отвергнуты4. Было признано, что осуществление прав наиболее обездоленными слоями зависит еще и от борьбы с нарушениями, совершаемых в результате неспособности принятия позитивных мер5. Государства обязаны постепенно обеспечивать пользование этими правами путем привлечения "максимального объема имеющихся ресурсов" и уделения приоритетного внимания базовым уровням доступа для самых обездоленных групп населения. Наконец, государства несут обязательство по полному осуществлению права на воду и санитарные услуги посредством обеспечения всего населения достаточным количеством безопасной, приемлемой и доступной в экономическом и физическом плане питьевой воды и санитарных услуг.

14. Обеспечение доступа к правосудию для лиц, пострадавших от неспособности государства выполнить какое-либо из своих обязательств, имеет важнейшее значение для гарантирования того, что судебные и квазисудебные органы не станут поддерживать системные модели неравенства и лишений или не будут обходить вниманием наиболее вопиющие нарушения прав человека. Факультативные протоколы к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, к Конвенции о правах ребенка и к Конвенции о правах инвалидов предусматривают, что любая неспособность выполнять обязательства в области прав человека, включая обязательства по постепенному осуществлению экономических, социальных и культурных прав, является нарушением.

15. Специальный докладчик вводит глобальную концепцию нарушений права на воду и санитарные услуги. Хотя все виды нарушений права на воду и санитарные услуги носят серьезный характер, отказы в доступе к услугам вследствие дискриминации или прекращения таких услуг можно легче идентифицировать в качестве нарушений. Ситуации, когда государства оказались неспособными принять разумные меры или выделить надлежащие ресурсы, знакомы судебным органам в меньшей степени и вызывают дополнительные трудности при решении вопроса о том, имело ли место нарушение. Однако именно такие виды нарушений нередко затрагивают наибольшее число людей и влекут за собой самые нестерпимые лишения.

III. Типология общих нарушений права человека на воду
и санитарные услуги

16. В своем замечании общего порядка № 15 (2003 год) о праве на воду Комитет по экономическим, социальным и культурным правам опирается на глобальную концепцию нарушений, оперируя категориями обязательств уважать, защищать и осуществлять право на воду, относящихся к области прав человека. Хотя Комитет пока не принял замечания общего порядка о праве на санитарные услуги, он сделал официальное заявление, в котором признается применение аналогичных обязательств6, что соответствует подходу, примененному Специальным докладчиком в ее докладе Совету за 2009 год7. В настоящем докладе применяется та же основа и разрабатывается типология общих нарушений права на воду и санитарные услуги. Помимо обязательств уважать, защищать и осуществлять, особое внимание в нем уделяется вопросам равенства, недискриминации и участия, а также приводится анализ экстерриториальных обязательств. Эти последние обязательства пересекаются со сферой обязательств "уважать, защищать и осуществлять". Данная типология предлагается не как незыблемая классификация, а как основа для оценки всего спектра нарушений, которые должны приниматься во внимание, с неизбежным частичным дублированием категорий. Главная задача – не обойти вниманием ни один вид нарушения и обеспечить, чтобы никому из пострадавших не было отказано в доступе к эффективным средствам правовой защиты.



A. Нарушения обязательства уважать

17. В соответствии с обязательством уважать право на воду и санитарные услуги государства должны воздерживаться от действий, которые будут являться неоправданным вмешательством в пользование этим правом. Данное обязательство подлежит немедленному исполнению. Общие нарушения обязательства уважать можно распределить по следующим категориям:

а) прямое вмешательство в обеспечение доступа к воде или санитарным услугам;

b) загрязнение, отвод или истощение водных ресурсов;

с) привлечение к уголовной ответственности за действия, связанные с водоснабжением и санитарными услугами, и применение мер наказания.

1. Прямое вмешательство в обеспечение доступа к воде или санитарным услугам

18. В рамках категории прямого вмешательства общие нарушения принимают следующие формы: a) неоправданного или дискриминационного отказа в доступе к воде или санитарным услугам; b) неоправданного прекращения услуг (в том числе отключения водомеров с системой предоплаты), например, когда потребители, которые не в состоянии произвести оплату, остаются лишенными даже базового обслуживания; c) неоправданных ограничений доступа к воде или санитарным услугам, таких, как закрытие уборных или туалетов в ночное время или установка изгородей вокруг источников воды; d) непомерного увеличения цены; e) землеотвода или иных мер, приводящих к насильственному переселению, которые лишают затрагиваемых лиц доступа к воде или санитарным услугам, без предоставления им адекватной альтернативы; и f) разрушения водопроводов и инфраструктуры водоснабжения или отравления источников воды в ходе вооруженного конфликта в нарушение международного гуманитарного права.

19. Случаи нарушений посредством прямого вмешательства нередко рассматриваются национальными судами, толкующими внутреннее законодательство в соответствии с международным правом прав человека. Например, Апелляционный суд Ботсваны при толковании конституционных положений руководствовался правом на воду, сформулированным в замечании общего порядка № 15 и в резолюции Генеральной Ассамблеи о праве на воду и санитарные услуги. Он постановил, что лишение общины бушменов доступа к их традиционным источникам воды является бесчеловечным и унижающим достоинство обращением8. При рассмотрении дела о неформальных поселениях в Аргентине суд счел, что прекращение водоснабжения с помощью автоцистерн является нарушением права на "здоровую окружающую среду и достойное жилище", и постановил возобновить поставки воды9. Кроме того, суд распорядился провести постепенное усовершенствование системы водоснабжения, тем самым показав, что нарушения обязательства уважать нередко связаны с нарушениями обязательства осуществлять. Комитет по правам человека счел, что Болгария нарушила право на жилище и на семейную жизнь, а также право на жизнь и право не подвергаться дискриминации, разрешив муниципалитету Софии прекратить водоснабжение одной из общин рома10. Комитет обратился к Болгарии с просьбой принять временные меры, требующие от властей о возобновлении водоснабжения.

2. Загрязнение, отвод или истощение водных ресурсов

20. К числу наиболее распространенных выявленных угроз для осуществления права человека на воду или санитарные услуги относятся загрязнение и чрезмерная эксплуатация водных ресурсов в рамках промышленной деятельности или сброс отходов11. В случаях, когда такое загрязнение или чрезмерная эксплуатация являются результатом действий государства, например a) сброса отходов и стоков; b) деятельности контролируемых государством горнодобывающих предприятий; или c) лицензирования проектов, которые, согласно прогнозам, повлекут за собой нарушения прав человека, государства могут находиться в состоянии нарушения своего обязательства уважать право на воду и санитарные услуги.

21. В Аргентине суд рассмотрел ситуацию, сложившуюся в малоимущих районах Кордобы, где в результате утечки необработанных стоков из очистных сооружений колодцы оказались загрязнены фекальными массами и другими веществами12. Суд обязал муниципалитет принять срочные меры по исправлению этой ситуации, включая обеспечение ежедневной доставки 200 литров безопасной воды каждому домохозяйству вплоть до принятия стабильного решения. Что касается лицензирования проектов − таких, как горные разработки, − то Специальным докладчиком было получено множество сообщений с утверждениями о загрязнении воды13.

3. Привлечение к уголовной ответственности за действия, связанные с водоснабжением и санитарными услугами, и применение мер наказания

22. Причиной других нарушений является привлечение к уголовной ответственности за действия, связанные с доступом к воде или санитарным услугам, таких, как запрещение публичной дефекации или мочеиспускания при отсутствии других возможных вариантов, отчасти в результате закрытия публичных туалетов14. Привлечение бездомных к уголовной ответственности зачастую приводит к серьезным нарушениям права на санитарные услуги, однако такие случаи редко доводятся до суда соответствующими группами населения, поскольку они часто сталкиваются со стигматизацией и ведут постоянную борьбу за выживание. Однако один из судов Соединенных Штатов Америки отменил постановления, запрещавшие бездомным совершать жизненно необходимые действия, связанные с правом на санитарные услуги: "Безопасное поведение, за которое они подвергаются аресту, неотделимо от их недобровольного состояния бездомности. Следовательно, применение к бездомным лицам ареста за те безопасные действия, которые они вынуждены совершать публично, фактически равнозначно их наказанию за то, что они являются бездомными"15. В ходе поездки в Соединенные Штаты Америки Специальный докладчик наблюдала, как бездомные создавали импровизированные "туалеты" и как один из них носил мешки с отходами для сброса содержимого в публичные туалеты. Специальный докладчик отметила, что это можно рассматривать как жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение16. Комитет по правам человека при рассмотрении положения в Соединенных Штатах Америки также выразил озабоченность в связи с привлечением бездомных к уголовной ответственности17.

23. Нарушения также совершаются вследствие принятия решений о том, чтобы лишить стигматизируемые группы − такие, как бездомные лица, нелегальные мигранты, обитатели неформальных поселений или заключенные, − доступа к воде или санитарным услугам с целью их наказания за незаконную или нежелательную деятельность. Специальный докладчик по вопросу о пытках констатировал, что заключенным приходилось рассчитывать на получение питьевой воды от своих семей или на воду из туалетов18. Специальный докладчик по вопросу о праве человека на безопасную питьевую воду и санитарные услуги также выразила озабоченность тем, что ограничение доступа к воде и санитарии может использоваться в качестве наказания заключенных, причем иногда − чрезмерного19. Применительно к тайному содержанию под стражей специальные докладчики20 и Совет Европы выразили обеспокоенность тем, что арестантов заставляли носить подгузники, что является "посягательством на их достоинство"21.

24. Специальный докладчик с удовлетворением констатирует, что случаи нарушений обязательства уважать − такие, как неоправданное прекращение услуг или загрязнение источников воды, − регулярно передаются на рассмотрение судов. Она призывает обращать более пристальное внимание на нарушения, которые связаны с дискриминацией и стигматизацией и угрожают присущему всем людям равному человеческому достоинству.



Каталог: HRBodies -> HRC -> RegularSessions -> Session27 -> Documents
Documents -> Доклад независимой международной комиссии по расследованию событий в Сирийской Арабской Республике
Documents -> Доклад Рабочей группы по произвольным задержаниям
Documents -> Доклад по Бруней-Даруссаламу. Для оказания содействия в проведении обзора по Бруней-Даруссаламу 15 января 2014 года Совет по правам человека избрал группу докладчиков ("тройку") в следующем составе: Марокко, Румыния и Саудовская Аравия
Documents -> Доклад Управления Верховного комиссара
Documents -> Доклад Рабочей группы по универсальному периодическому обзору
Documents -> Доклад Рабочей группы по Универсальному периодическому обзору
Documents -> Доклад Генерального секретаря
Documents -> Доклад о ходе работы над основанным на результатах исследований докладом Консультативного комитета Совета по правам человека о видах передовой практики и основных трудностях в деле поощрения и защиты прав человека в ситуациях после бедствий и
Documents -> Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница