Доклад о наркоситуации в Ханты-Мансийском автономном округе Югре в 2014 году г. Ханты-Мансийск 2015




страница1/6
Дата04.08.2016
Размер1.2 Mb.
  1   2   3   4   5   6


АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Доклад о наркоситуации

в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

в 2014 году

г. Ханты-Мансийск

2015

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

3

  1. Характеристика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

6

  1. Анализ, оценка и динамика уровня и структуры незаконного потребления наркотиков в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

13

  1. Оценка состояния и доступности наркологической медицинской помощи, медико-социальной реабилитации, социальных услуг и ресоциализации лицам, потребляющим наркотики в немедицинских целях

36

  1. Анализ, оценка и динамика результатов деятельности в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков

46

  1. Анализ, оценка и динамика ситуации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков

61

  1. Оценка реализации государственных антинаркотических программ

78

  1. Оценка состояния наркоситуации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (по муниципальным образованиям) в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации

81

  1. Краткосрочное прогнозирование динамики дальнейшего развития наркоситуации.

89

  1. Управленческие решения и предложения по изменению наркоситуации в субъекте Российской Федерации и в Российской Федерации

90

Приложения:




1. Результаты социологического исследования




2. Таблицы статистических данных




3. Оценка развития наркоситуации




4. Графическое изображение наркоситуации на карте Ханты - Мансийского автономного округа – Югры




ВВЕДЕНИЕ
В основу антинаркотической государственной политики входит осуществление непрерывного контроля за оборотом наркотиков; снижение численности больных наркоманией, формирование в обществе негативного отношения к данному явлению; повышение эффективности существующего механизма борьбы с наркотической угрозой наряду с своевременным принятием мер по профилактике злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота; установление исключительного права на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотиков, а также на культивирование наркосодержащих растений.

Международные правовые акты, регулирующие вопросы контроля за оборотом наркотиков, являются непреложными документами для государств мира. К таковым относятся «Конвенция о наркотических средствах и психотропных веществах»1, «Конвенция о психотропных веществах»2.

В каждом государстве существуют различные национальные меры борьбы с этим явлением3.



«Группа жесткой политики», к ней относятся в первую очередь Малайзия, Иран, Пакистан, Турция, Китай. В данных странах борьба ведется с распространением и потреблением наркотиков жесткими методами вплоть до смертной казни, а законодательство в отношении распространителей наркотиков максимально ужесточено. Например, в Иране только за полтора года в соответствии с законом 1989 года было публично казнено свыше тысячи человек4.

В Китае нормы, направленные на борьбу с незаконным оборотом, содержатся в Уголовном кодексе Китайской Народной Республики5. Данный Уголовный Кодекс в новой редакции был принят в 1997 году. Он предусматривает одиннадцать составов, направленных на борьбу с наркотизмом. Ответственность наступает за незаконное владение опиумом в количестве свыше 1000 граммов, героином или метилфениламином в количестве свыше 50 граммов или иными наркотиками в крупном объеме - наказываются лишением свободы на срок свыше семи лет или бессрочным лишением свободы, а также штрафом.

В Уголовном кодексе Турции производство наркотиков наказуемо лишением свободы на срок от десяти до двадцати
четырех лет и штрафом не менее 3000 турецких лир (ст. 403 п. 2).
Организация производства таких наркотиков, как героин, кокаин, морфий или гашиш, руководство организованными преступными группировками карается исключительной мерой наказания. В Уголовном Кодексе также предусматривается ответственность за незаконный сбыт наркотиков: 1) организованную контрабанду героина, кокаина, морфина или гашиша на профессиональном уровне; 2) привлечение несовершеннолетних для такой преступной деятельности; 3) руководство преступными Примерами таких особых законов являются - Закон об Экономических Преступлениях от 22 июня 1950 г., Опиумный Закон от 12 мая 1928 г.

В Уголовном кодексе Испании нормы, направленные на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, содержатся в Главе III «О преступлениях против общественного здоровья», которая входит в Раздел XVII «О преступлениях против коллективной безопасности»6.

Приоритетные направления современной российской государственной антинаркотической политики определены в ряде стратегических документов. Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690 была утверждена Стратегия Государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Принята государственная программа Российской Федерации «Противо­действие незаконному обороту наркотиков» на 2013-2020 годы.

В Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» определены основные задачи: повышение уровня знаний общества об опасностях, связанных с потреблением наркотиков; разработка и внедрение профилактических мер, направленных на формирование у несовершеннолетних и молодежи неприятия наркотиков; противодействие незаконному обороту наркотиков; правовые и оперативно-служебные меры по предотвращению незаконного изготовления, импорта, экспорта, оборота, распространения и утечки из законных каналов в сферу незаконного оборота наркотиков; выполнение программ правоохранительной деятельности и искоренение незаконного культивирования, которые должны быть согласованы с национальной политикой в области контроля за наркотиками, соответствовать конкретным правовым, социальным, экономическим, экологическим и культурным условиям того района, в котором предполагается реализация проектов; международное сотрудничество.

В рамках реализации стратегических задач Государственной антинаркотической политики Российской Федерации ежегодно, начиная с 2011 года, во всех субъектах Российской Федерации по единой методике, утвержденной Государственным антинаркотическим комитетом, проводится мониторинг наркоситуации.

Нормативная составляющая мониторинга изложена в постановлении Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года №485 «Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации», «Методике и порядке осуществления мониторинга, а также критериях оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах», разработанных во исполнение подпункта «г» пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», постановлении Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 марта 2012 года №46 «Об организации мониторинга наркоситуации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

В 2014 году мероприятия по профилактике наркомании и противодействию наркопреступности реализовывались в рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение прав и законных интересов населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в отдельных сферах жизнедеятельности в 2014-2020 годах».

Информация, получаемая в ходе динамического наблюдения, анализа, оценки и прогноза развития наркоситуации, позволяет фиксировать ее изменения, оценивать риски и определять приоритетные направления государственной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области противодействия распространению наркомании.

Доклад

о наркоситуации в Ханты-Мансийском



автономном округе – Югре в 2014 году
1. Характеристика Ханты-Мансийского автономного округа Югры.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра расположен в срединной части России. Он занимает центральную часть Западно-Сибирской равнины. На севере округ граничит с Ямало-Ненецким автономным округом, на северо-западе - с Республикой Коми, на юго-западе со Свердловской областью, на юге - с Тобольским и Уватским районами Тюменской области, на юго-востоке и востоке - с Томской областью и Красноярским краем.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра входит в состав Уральского федерального округа. Административный центр округа - город Ханты-Мансийск.

Площадь Ханты-Мансийского автономного округа – Югры составляет 534,8 тысячи квадратных километров. С юга на север он простирается на 900 километров, с запада на восток - на 1400 километров. Из городов самым большим по численности населения является Сургут – 332,3 тысячи человек, из районов - Сургутский – 121,4 тысячи человек. По площади территории на первых местах находятся Нижневартовский – 21,9%, Сургутский – 19,7%, Березовский районы - 16,5%.

Количество муниципальных образований – 105, в том числе: 13 городских округов (Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск, Югорск); девять муниципальных районов (Белоярский, Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский); 26 городских и 57 сельских поселений. Количество населенных пунктов – 205.

По оценочным данным Федеральной службы государственной статистики среднегодовая численность населения Югры за 2014 год составила 1605,3 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2013 годом на 0,9 % или 14,6 тыс. человек. Численность постоянного населения на начало 2015 года – 1613,4 тыс. человек. Из них молодежи: от 14 до 18 лет – 69335 чел; от 18 до 30 лет – 305508 чел.

Определяющий фактор положительной динамики демографических процессов в автономном округе – естественный прирост населения. Показатели рождаемости в Югре за январь-декабрь 2014 сохранили максимальные значения за последнюю четверть века статистических наблюдений на отметке 27,8 тысяч человек, превысив показатели смертности в 2,7 раза, величина естественного прироста населения – 17,5 тысяч человек. Доля горожан в общей численности населения составила более 90%.

Уровень жизни населения. По предварительной оценке Департамента экономического развития автономного округа среднедушевые денежные доходы населения Югры за январь-декабрь 2014 года составили 42335,5 рубля (увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2013 года на 7,6 %), что составляет 3,7 прожиточных минимума в среднем на душу населения (таблица 1).

Таблица 1

Динамика социально-экономического развития

(в процентах к соответствующему периоду предыдущего года)



Показатель

Россия

Югра

январь-декабрь

2013

2014

2013

2014

Среднедушевые доходы населения, рублей

25646,6

27714,02

39360,5

42335,51

Реальные располагаемые денежные доходы населения

103,2

99,02

102,0

100,51

Номинальная начисленная среднемесячная зарплата,

в рублях


29792,0

32600,02

54507,8

58615,31

Реальная заработная плата

104,8

101,32

100,9

101,01

Индекс потребительских цен, на конец периода (декабрь к декабрю)

106,5

111,4

106,2

108,2

Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению

1,2

1,1

0,46

0,45

1оценка Депэкономики Югры

2предварительные данные Росстата
Основной составляющей доходов населения является заработная плата, ее средний размер в январе-декабре 2014 года сложился в размере 58615,3 рубля, увеличившись по сравнению соответствующим периодом 2013 года на 7,5 %, реальная заработная плата на 1 %.

Увеличение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, индексация стипендий, негосударственные пенсионные выплаты, оказание мер государственной поддержки гражданам, имеющим низкие доходы, влияет на снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума и в результате по оценке Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по итогам 2014 года она составила 10,1 % или 161,9 тысячи человек (2013 год – 10,6 % или 168,5 тысячи человек).

Бюджетная политика в сфере расходов бюджета направлена на повышение качества жизни населения округа, обеспечение сбалансированности бюджетной системы автономного округа, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе обеспечения экономической стабильности в автономном округе. Главным приоритетом является социальная направленность.

От общего объема расходов консолидированного бюджета автономного округа 67,5 % (в 2013 г. эта цифра составляла 63,9 %) направлено на развитие здравоохранения, образования, социальной политики, культуры, физической культуры и спорта. В абсолютной сумме это составляет 161,3 млрд. рублей (против 147,4 млрд. рублей в прошлом году).

Кроме того, одним из приоритетов бюджетной политики является обеспечение экономической стабильности в автономном округе. За январь-декабрь 2014 года общий объем расходов экономического блока – 52,2 млрд. рублей.

Консолидированный бюджет автономного округа по итогам января-декабря 2014 года исполнен с профицитом в размере 7,6 млрд. рублей.



Структура занятости населения с динамикой уровня безработицы. В 2014 году в Югре зафиксирован самый низкий уровень регистрируемой безработицы за последние 20 лет, минимальные значения показателя отмечены в июле-сентябре – 0,36% от численности экономически активного населения. По состоянию на 1 января 2015 года уровень регистрируемой безработицы по сравнению с 1 января 2014 года снизился и составил 0,45% против 0,46%.

В 2014 году в органы службы занятости населения Югры за содействием в трудоустройстве обратилось 42 603 человека, что на 10,8% меньше, чем в 2013 году (47 750 человек), при содействии органов службы занятости населения трудоустроено 28 980 человек, или 59,4% от общей численности граждан, обратившихся по вопросу трудоустройству7 (48 760 чел.), что на 7,6 процентных пункта выше аналогичного показателя 2013 года (51,8%).

Численность граждан, признанных безработными в 2014 году, составила 11 720 человек, что на 1 594 человека (12%) меньше, чем в 2013 году (13 314 человек).

Доля граждан, признанных безработными в 2014 году, в числе обратившихся в органы службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, составила 27,5%, что сопоставимо с показателем 2013 года (27,9%).

В рассматриваемый период при содействии службы занятости населения трудоустроен 4 991 безработный гражданин, или 31,3% от общей численности безработных8 (15 949 чел.).

Среднемесячная численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, в 2014 году снизилась относительно аналогичного показателя прошлого года на 15,8% и составила 3 789 человек (в 2013 году – 4 498 человек).

На 1 января 2015 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, составила 4000 человек, к аналогичной дате предыдущего года снижение произошло на 5,4%, или на 229 человек (на 01.01.2014 – 4229 человек).

Коэффициент напряженности на 1 января 2015 года остался на уровне 2014 года – 0,5 человек на одно свободное рабочее место.

Анализ изменений структуры безработных граждан, показал увеличение доли граждан, уволенных по собственному желанию (на 8,0 процентных пункта9), проживающих в городах (на 4,0 п.п.), молодых людей в возрасте 16-29 лет (на 1,5 п.п.), имеющих профессиональное образование (на 1,3 п.п), инвалидов (на 1,3 п.п.).

В составе безработных граждан снизились доли граждан, проживающих в сельской местности (на 4,0 п.п.), уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников (на 3,4 п.п.), женщин (на 0,3 п.п.), выпускников учреждений профессионального образования (1,0 п.п.). Так же снизились доли граждан, которые менее конкурентоспособные на рынке труда - это граждане, длительно не работающие (на 1,4 п.п.), не имеющие профессионального образования (на 1,3 п.п.), граждане, впервые ищущие работу (на 0,3 п.п.).

В 12 муниципальных образованиях автономного округа уровень регистрируемой безработицы выше среднеокружного значения, наибольший в районах округа: Советском (2,27%), Березовском (1,79%), Кондинском (1,40%), Октябрьском (1,30%).

Минимальные значения уровня регистрируемой безработицы в городах - Нижневартовск (0,11%), Ханты-Мансийск (0,12%), Нефтеюганск (0,13%), Сургут (0,14%).

Подводя итоги, можно констатировать, что основное влияние на сохранение позитивных тенденций рынка труда в 2014 году оказывает реализация мероприятий государственных программ «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы» и «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы».

Миграционная ситуация. Высокие показатели экономического развития и уровня доходов населения, а также потребность в рабочей силе создают благоприятные условия для трудовой иммиграции. По данным Управления федеральной миграционной службы Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на 01.01.2015 г. значатся состоящими на миграционном учете 77740 иностранных граждан, из них:

- 61225 человек состоят на миграционном учете по месту пребывания;

- 16515 человек зарегистрированы по месту жительства (имеют разрешение на временное проживание – 7199, вид на жительство -9316).

Всего в 2014 году иностранным гражданам и лицам без гражданства оказано государственных услуг по постановке на миграционный учет – 290995, что на 28,2% больше, чем в 2013 г. (226883 чел.), в том числе:

- по первичной постановке на миграционный учет - 192255 человек, рост по отношению к 2013 году составил 10,42% (2013 год – 174129 человек);

- по продлению срока временного пребывания – 98740 человек, рост по этому показателю существенный –87,11% (2013 г. - 52754).

Преимущественное количество иммигрантов прибыло в округ по следующим мотивам:

- с целью работы по найму – 216612 человек или 74,44% от общего числа;

- с частной целью – 62180 или 21,4%;

- деловая поездка – 2934 или 1%;

- учёба – 2838 или 0,98%;

- туризм – 1122 или 0,4%;

- гуманитарная – 638 или 0,22%;

- служебная поездка – 469 или 0,16%;

иная цель – 4202 или 1,4%.

Высокую активность в получении разрешений на работу проявляют иностранные граждане, прибывающие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Разрешения на работу оформлены 39390 иностранным гражданам, из них: 889 - прибывшим в Российскую Федерацию в визовом порядке (2013 г. – 1386); 38501 - прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы (2013 г. – 39246).



Рис. 1. Государства – источники безвизовой миграции (%)

Среди въехавших в Российскую Федерацию иностранных граждан на основании визы преобладают граждане, прибывшие из Китая, Германии, Канады, Турции, США, Сербии и Великобритании. Так, в течение 2014 года из указанных государств на территорию округа въехало 5859 человек. Далее по нисходящей следуют иностранные граждане, прибывшие из КНДР – 307, Италии – 247, Чехии – 222, Нидерландов – 214, Финляндии – 186, Испании – 183, Франции – 158, Латвии – 155.

«Десятка» стран, из которых приезжают иностранные граждане на территорию автономного округа, остается фактически без изменений в сравнении с 2013 годом. Подавляющее большинство иностранных граждан (97% из общего количества въехавших) прибывает из стран СНГ – среди них преобладают граждане Таджикистана – 31% (90145), Узбекистана – 20% (56164), Киргизии – 11% (31189), Украины – 18% (50178), Азербайджана – 8% (23044), Казахстана – 4% (10094), Молдовы – 4% (9419), Беларуси – 2% (4804), Армении – 2% (5845) – рис.1.

В связи с событиями, проходящими на Юго-Востоке Украины, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 года № 690 установлен порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации в упрощенном порядке. В отчетном периоде 4465 семей (8147 человек) обратились с заявлениями о предоставлении временного убежища. Временное убежище предоставлено 8147 гражданам. По состоянию на 31.12.2014 года утратили статус временного убежища 441 человек.

С октября 2013 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры реализуется региональная программа «Оказание содействия добровольному переселению в Ханты-Мансийский автономный округ – Югру соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2015 годы». Общее количество трудоустроенных участников Государственной программы и членов их семей трудоспособного возраста составило 341 и 121 человек соответственно.

В основном иностранные граждане прибывают на территорию городов и районов, имеющих стабильное экономическое положение, высокий уровень жизни и предоставляющих возможность трудоустроиться, в том числе в г. Сургут – 88367, в г. Нижневартовск – 53864, в г. Ханты-Мансийск - 25037.

Значительная часть иностранных работников занята в строительной отрасли (16661 человек или 47% от общего числа задействованных сфер деятельности), в сфере оптовой и розничной торговли - 4892 человека (14%), в обрабатывающем производстве – 1977 человек (5,6%), в сфере услуг – 2331 человек (6,6%), в сфере транспорта и связи – 1128 граждан (3,2%).

Одной из главных причин, генерирующих занятость иностранной рабочей силы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, является относительная ее нехватка в отдельных секторах экономики, по отдельным профессиям и видам работ.

Иностранные граждане, прибывшие в Югру с целью осуществления трудовой деятельности, занимают те экономические ниши, которые не заняты жителями автономного округа (дворники, уборщики, рабочие строительных профессий, водители общественного транспорта).

Таким образом, большинство мигрантов, прибывающих в Ханты-Мансийский автономный округ - Югру, являются представителями непрестижных профессий, выходцами из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, то есть из наиболее наркоопасных регионов.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница