Доклад Комитета гражданских инициатив




страница1/8
Дата10.06.2016
Размер1.62 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Аналитический доклад

Комитета гражданских инициатив
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
МЕЖДУ ВЫБОРАМИ И НАЗНАЧЕНИЯМИ
23 января 2012 Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект о возможности субъектов РФ вводить вместо избрания населением особый порядок выборов главы региона депутатами Законодательного собрания из предложенных Президентом РФ трех кандидатов. В случае его принятия в окончательном варианте произойдет очередное изменение порядка выборов высшего должного лица субъекта РФ, который ранее неоднократно менялся с момента формирования российскими регионами своих политических систем после распада СССР. За это время действовали: диверсифицированная система назначений руководителей в основной части регионов при выборах глав в большинстве республик, городах федерального значения и иных отдельных регионах (1991-1996), избрание населением (1996-февраль 2005, за исключением Дагестана и некоторое время КЧР и Удмуртии), наделение полномочиями по представлению Президента РФ (февраль 2005 – май 2012, причем с июля 2009 по май 2012 формально кандидатов Президенту представляло федеральное руководство партии, победившей на региональных выборах по пропорциональной системе) и с 1 июня 2012 – избрание населением при выдвижении кандидатов по системе «муниципального фильтра». При этом только с 2005 система определения глав регионов была унифицированной (единой) для всех субъектов Федерации. До этого де-факто допускалось существование вариативных схем определения главы региона для отдельных территорий (преимущественно республик в составе РФ).
I. Управление регионами в 1991-1996: от советского к российскому1
Формально в Советском Союзе система управления территориями и само административно-территориальное деление были унифицированы (союзная республика – далее область, автономная республика, город республиканского подчинения – далее города областного подчинения и районы – далее города районного подчинения, поселки, сельсоветы), однако не были во всех 15 союзных республиках полностью симметричными. Самым сложным было административно-территориальное деление РСФСР, где помимо областей, автономных республик и автономных областей имелись также края и автономные (ранее - национальные) округа.

При общей унификации типов административно-территориальных единиц имелись различия по формальной структуре органов управления для разных типов регионов: если в областях формальными органами власти являлись областные советы народных депутатов, которые формировали исполнительные комитеты (облисполкомы), то в республиках в составе РСФСР (тогда автономные республики или АССР) представительные органы власти именовались Верховными Совета, которые имели свои Президиумы во главе с их председателями (де-юре председатель Президиума Верховного АССР был высшим должностным лицом региона, хотя фактически как руководитель региона выступал в первую очередь первый секретарь обкома партии), а исполнительные органы власти – назначаемыми Верховными Советами республиканскими Советами Министров. Различия в механизмах регионального управления касались скорее не формальной системы политических и государственных институтов, а конкретных практик, на которые свои определенные особенности накладывали этнические, исторические, социально-экономические, культурные и иные факторы. Показательно, что хотя советские органы в Ленинграде и Ленинградской области были разные, но обком партии в Ленинграде и Ленинградской области был общий. Также этнический состав населения территории учитывался при подборе этнического состава высшего партийного и советского руководства региона, даже в годы советской власти и общенародной собственности на средства производства существовали регионы, где реальная власть была не у формальных партийных и советских органов, а у местных подразделений тех или иных союзных министерств, имевших прямой выход на Москву.

В ходе перестройки в конце 1980-х вначале прошла инициированная сверху кампания по совмещению первыми секретарями обкомов своих постов с должностями председателей соответствующих советов, одновременно председатели Президиумов Верховных Советов АССР стали просто председателями Верховных Советов. Сами автономные республики после первых конкурентных выборов Верховных Советов в массовом порядке избавлялись от слова «автономный» в своем названии (становились из АССР просто ССР).

Изменение систем руководства регионами РФ и избрания их руководителей стало неотъемлемой частью политического развития с момента проведения первых свободных выборов российского парламента в марте 1990 и Президента РФ в июне 1991 года. Идея выборности глав региональных и местных администраций была одной из основных идей сторонников демократических преобразований в конце 1980-х – начале 1990-х.

Отход от советской схемы начинался в наиболее крупных и политически активных регионах. Так 17 марта 1991 года в Москве по предложению председателя Московского городского Совета народных депутатов Г.Попова был проведен опрос (фактически городской референдум) по вопросу: «Считаете ли вы необходимым провести прямые выборы мэра Москвы жителями города?». На этот вопрос положительно ответили 81,1% принявших участие в голосовании, или 54,8% всех зарегистрированных избирателей Москвы. В соответствии с его результатами Президиум Верховного Совета РСФСР назначил на 12 июня 1991 года одновременно с первыми выборами Президента РФ выборы мэра Москвы. Несколько позднее на этот же день Президиум Верховного Совета РСФСР назначил проведение еще двух экспериментальных выборов – мэров Ленинграда2 и Северодвинска (второй по числу жителей город в Архангельской области). В этот же день по решению Верховного Совета Татарской ССР были проведены выборы Президента Татарской ССР. Победителями этих первых прямых выборов в Москве, Ленинграде (в котором одновременно проходил опрос о переименовании в Санкт-Петербург) и Татарстане стали соответственно председатели Моссовета Г. Попов, Ленсовета А.Собчак (возглавлявшие соответствующие городские Советы), Президентом Татарстана и председатель Верховного Совета Татарской ССР М.Шаймиев.

После этого встал вопрос об избрании путем прямых выборов глав администраций других субъектов Федерации и местных органов власти. После кризиса 22 августа 1991 года, когда были распущены организационные структуры КПСС, и Президент России подписал Указ №75 "О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР", который предусматривал, что "исполнительно-распорядительные функции государственного управления" в регионах осуществляются главами администраций, назначаемыми Президентом по согласованию с соответствующими Советами, одновременно прекращались полномочия облисполкомов. Региональные органы исполнительной власти переподчинялись главе региона, а не Совету. Таким образом, был учрежден институт главы администрации субъекта Федерации, позже переименованный в институт губернаторства.

Почти одновременно в течение лета 1991 года в Верховном Совете РСФСР был разработан проект Закона РСФСР «О выборах главы администрации», принятый 24 октября 1991 г. В постановлении о порядке введения данного закона в действие предлагалось провести выборы глав администраций 8 декабря 1991 г. Однако данное постановление вызвало резко негативную реакцию Президента РСФСР. Он направил в Верховный Совет обращение, в котором просил перенести сроки выборов на 1992 г. в связи с тем, что по его мнению проведение выборов в тот момент могло стать серьезным препятствием на пути выхода страны из кризиса3. Кроме того, Президент высказал некоторые замечания и по тексту принятого закона.

Верховный Совет 18 октября отказался принять решение о переносе выборов, после чего Президент был вынужден наложить вето на принятый закон. 24 октября 1991 Верховный Совет вновь рассмотрел закон и, согласившись с замечанием Президента, исключил из закона норму, ограничивающую участие военнослужащих в выборах глав администраций. После этого закон был принят во второй раз. Для решения вопросов о сроках проведения выборов была создана согласительная комиссия. 25 октября 1991 было принято новое постановление о порядке введения закона в действие; оно предполагало проведение выборов по графику, который Президент должен был представить не позднее 1 декабря 1991 г. Однако уже 1 ноября Пятый Съезд народных депутатов РСФСР принял постановление «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы», в котором установил до 1 декабря 1992 г. запрет на проведение выборов всех уровней (кроме выборов народных депутатов вместо выбывших и уже назначенных выборов президентов и Верховных Советов республик в составе РСФСР).

Республики в составе РСФСР имели в то время особые права. В частности, они самостоятельно принимали свое избирательное законодательство, и Закон РСФСР «О выборах главы администрации» имел для них не обязательный, а рекомендательный характер.

27 октября 1991 г. в Чеченской Республике были проведены выборы Президента и парламента, которые организовал не орган советской власти (то есть ранее избранная формально легитимная власть), а Объединенный конгресс чеченского народа, узурпировавший де-факто власть в регионе в сентябре 1991. Президентом был избран генерал Дж. Дудаев. Верховный Совет РСФСР объявил эти выборы незаконными, однако сил для подавления мятежа в тот момент у российской власти не оказалось и избранные органы Чеченской Республики существовали де-факто, прежние органы власти региона свою деятельность фактически прекратили.

В Калмыкии и Чувашии осенью президентские выборы закончились безрезультатно, так как во втором туре оба кандидата получили менее 50% и ни один из них не был признан избранным. Успешно прошли в декабре 1991 г. президентские выборы в республиках Адыгея, Кабардино-Балкарской, Марий Эл, Мордовия, Якутия. В Мордовии победу одержал лидер демократов В. Гуслянников, однако менее чем полтора года спустя Верховный Совет республики упразднил должность президента, и избранный президент был лишен полномочий. 15 марта 1992 г. прошли выборы в Республике Тыва.

Что касается краев, областей и автономных округов, то во многих из них после подавления августовского путча 1991 года Президент РФ своими указами сместил руководителей исполкомов, назначив своими указами глав администраций, фактически введя эти должности (в т.ч. из числа избранных от этих регионов народных депутатов РСФСР). Изначально предполагалось, что это временные меры до прямых выборов, однако во многих регионах первые губернаторские выборы прошли лишь спустя пять лет, в течение которых во главе их стояли президентские назначенцы.

Согласно постановлению от 1 ноября 1991 Съезд народных депутатов РФ обязал Президента назначать глав администраций «по согласованию с соответствующим Советом народных депутатов и с учетом мнения народных депутатов РСФСР от соответствующей территории». Этот порядок фактически был подтвержден в законе РФ от 01.04.1993 № 4733-1 (с изм. от 28.08.1995) «О Порядке назначения на должность и освобождения от должности глав краевой, областной, автономной области, автономного округа, города федерального значения, районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской администрации».

Система эта работала следующим образом. К примеру, в Ярославской области 3 декабря 1991 и.о. губернатора указом Президента РФ был назначен бывший директор Рыбинского деревообрабатывающего комбината «Свобода» и председатель Рыбинского горгорисполкома Анатолий Лисицын. Б.Ельцин выбрал Лисицына из 4 человек, предложенных облсоветом: первое место в голосовании в облсовете занял бывший первый секретарь Ярославского горкома КПСС и председатель в 1990-1991 облисполкома Владимир Ковалев, второе член фракции "Демократическая Россия" Верховного Совета РФ начальник цеха сборки и испытания моторов Ярославского моторного завода Николай Непряев, третье А. Лисицын и четвертое президент областного союза предпринимателей Анатолий Гусев. Николай Непряев собрал тогда 48 голосов, за Анатолия Лисицына проголосовали 15 депутатов, а Анатолий Гусев получил всего 9 голосов из 127.

По истечению вышепомянутого годового моратория Седьмой Съезд народных депутатов РФ 10 декабря 1992 г. принял новое постановление, в котором объявил «нецелесообразным проведение повсеместных выборов глав администраций на период до выборов народных депутатов Советов народных депутатов нового созыва». В то же время Съезд разрешил соответствующим Советам народных депутатов принимать решение о назначении выборов в случаях принятия Советом решения о недоверии главе администрации, досрочного прекращения полномочий главы администрации, а также если глава был назначен без согласования с Советом.

Этим разрешением воспользовались в семи областях и одном крае. Кроме того, еще две республики провели президентские выборы. Выборы в Челябинской области проводились вопреки позиции Президента РФ, их итоги не были признаны Президентом, и избранному главой администрации председателю Челябинского областного Совета П. Сумину не удалось вступить в должность. Избранные в апреле главы администраций Амурской и Брянской областей были после октябрьских событий 1993 отстранены от должностей Президентом РФ. Всего за период с 1991 г. по апрель 1993 г. прямые выборы глав регионов прошли в 20 субъектах (из них 10 – республики), однако в пяти из них полномочия главы по той или иной причине были прекращены.


Фрагменты Закона РФ от 01.04.1993 n 4733-1 (с изм. от 28.08.1995) «О Порядке назначения на должность и освобождения от должности глав краевой, областной, автономной области, автономного округа, города федерального значения, районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской администрации»
Статья 1. Условие назначения на должность главы администрации.

Назначение на должность главы администрации в порядке, определенном настоящим Законом, осуществляется при условии принятия соответствующим Советом народных депутатов решения, предлагающего Президенту РФ, главе исполнительной власти (Президенту) республики в составе РФ или главе непосредственно вышестоящей администрации произвести назначение главы администрации.

Статья 2. Порядок назначения на должность главы краевой, областной, автономной области, автономного округа, города федерального значения администрации

1. Президент РФ вносит на согласование Совета народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга одну или несколько кандидатур на должность главы соответствующей администрации. Совет народных депутатов в месячный срок со дня внесения представления Президента РФ и о согласовании кандидатур рассматривает их.


Кандидатура на должность главы администрации считается согласованной, если за нее проголосовало более половины от числа народных депутатов, присутствующих на сессии Совета. В случае отклонения Советом народных депутатов кандидатур на должность главы администрации Совет народных депутатов вправе обратиться к Президенту РФ с предложением внести на рассмотрение Совета народных депутатов иные кандидатуры на должность главы администрации в порядке, установленном настоящим Законом, либо принять решение о проведении выборов главы администрации в соответствии с Законом РСФСР "О выборах главы администрации". Нерассмотрение Советом народных депутатов в установленный срок представленных Президентом РФ кандидатур на должность главы администрации является основанием для Президента РФ назначить главу администрации самостоятельно.

2.Совет народных депутатов вправе направлять Президенту РФ представления на возможных кандидатов на должность главы администрации, предварительно рассмотренные на сессии Совета.


….

Статья 5.Прекращение полномочий назначенного на должность главы администрации в случае выражения ему недоверия.

При принятии соответствующим Советом народных депутатов решения о выражении недоверия главе администрации соответственно Президент РФ, глава исполнительной власти (Президент) республики в составе РФ или глава непосредственно вышестоящей администрации в двухнедельный срок с момента получения такого решения освобождает главу администрации от должности. Решение Совета народных депутатов о выражении недоверия главе администрации считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от числа народных депутатов, избранных в Совет народных депутатов. Несоблюдение соответственно Президентом РФ, главой исполнительной власти (Президентом) республики в составе РФ или главой непосредственно вышестоящей администрации двухнедельного срока рассмотрения решения Совета народных депутатов о выражении недоверия главе администрации влечет прекращение полномочий главы администрации непосредственно по истечении указанного срока.

Статья 6.Досрочное прекращение полномочий назначенного на должность главы администрации

Соответственно Президент РФ, глава исполнительной власти (Президент) республики в составе РФ или глава непосредственно вышестоящей администрации вправе досрочно прекратить полномочия назначенного на должность главы администрации за нарушение Конституции РФ и законов РФ, актов, принимаемых Президентом РФ, Правительством РФ и иными федеральными органами государственной власти и управления, законодательных и иных нормативных актов, принимаемых органами государственной власти и управления субъектов Федерации, актов, принимаемых органами местного самоуправления.

Статья 7. Порядок применения настоящего Закона в случае нарушения процедуры назначения на должность главы администрации. В случае, если назначение на должность главы администрации произведено без согласования с соответствующим Советом народных депутатов в период до вступления в силу настоящего Закона, Совет народных депутатов вправе в течение месяца с момента вступления в силу настоящего Закона предложить соответственно Президенту РФ, главе исполнительной власти (Президенту) республики в составе РФ или главе непосредственно вышестоящей администрации произвести назначение на должность главы администрации в соответствии с установленным настоящим Законом порядком. При принятии Советом народных депутатов решения, предлагающего соответственно Президенту РФ, главе исполнительной власти (Президенту) республики в составе РФ и или главе непосредственно вышестоящей администрации произвести назначение на должность главы администрации в установленном настоящим Законом порядке, соответственно Президент РФ, глава исполнительной власти (Президент) республики в составе РФ или глава непосредственно вышестоящей администрации в месячный срок с момента получения такого предложения принимает решение о внесении на согласование кандидатур на должность главы администрации в порядке, предусмотренном статьями 2 и 3 настоящего Закона. Несоблюдение соответственно Президентом РФ, главой исполнительной власти (Президентом) республики в составе РФ или главой непосредственно вышестоящей администрации месячного срока рассмотрения предложения Совета народных депутатов о назначении на должность главы администрации в установленном законом порядке влечет прекращение полномочий назначенного до вступления в силу настоящего Закона главы администрации непосредственно по истечении указанного срока.

Статья 8. Порядок назначения на должность главы администрации в связи с досрочным прекращением полномочий избранного на должность главы администрации, а также с истечением срока полномочий исполняющего обязанности главы администрации.

В случаях досрочного, в соответствии с законодательством, прекращения полномочий избранного на должность главы администрации, а также истечения срока полномочий исполняющего обязанности главы администрации, назначенного на должность до вступления в силу настоящего Закона, Совет народных депутатов вправе предложить соответственно Президенту РФ, главе исполнительной власти (Президенту) республики в составе РФ или главе непосредственно вышестоящей администрации произвести назначение на должность главы администрации в порядке, предусмотренном статьями 2 и 3 настоящего Закона.

Статья 9.Порядок освобождения от занимаемой должности главы администрации, назначенного Президентом РФ.

Глава администрации, назначенный на должность Президентом РФ, в том числе до вступления в силу настоящего Закона, может быть освобожден от занимаемой должности Президентом РФ в порядке, установленном настоящим Законом.


Правовой основой взаимодействия главы администрации и Совета стал закон "О краевом, областном Совете и краевой, областной администрации", принятый Верховным Советом 5 марта 1992 года. Закон зафиксировал двойную подотчетность главы региона (перед Советом и Президентом России) и двойную подотчетность исполнительного органа (перед Советом и главой региона). При этом с Советом согласовывалось назначения четырех ключевых членов кабинета – первого заместителя главы администрации, руководителей финансового, имущественного и социального ведомств. Совет получил право обжаловать акты главы региона и приостанавливать их действия до решения суда, а также выражать недоверие главе региона с требованием к Президенту либо в Конституционный Суд о его отставке. Глава администрации, в свою очередь, наделялся правом вето на решение Совета, которое преодолевалось простым большинством голосов депутатов. Таким образом, к 1993 году в большинстве регионов России сложились системы институтов, в основном характеризовавшиеся относительным равновесием полномочий глав регионов и законодательных органов в условиях схемы разделения властей, близкой к президентско-парламентской. Период 1992-1993 годов характеризуется обострением отношений между всенародно избранными законодательными органами субъектов Федерации и назначенными президентом главами регионов.

Осенью 1993 года одновременно с прекращением полномочий Верховного совета РФ в большинстве регионов была прекращена деятельность прежних советов народных депутатов. Первоначальная редакция Указа Президента РФ № 1400 от 21 сентября 1993 г. предусматривала сохранение полномочий представительных органов власти в субъектах Федерации. Однако после октябрьских событий началась ликвидация и этих органов.

7 октября указом Президента РФ № 1594 были прекращены полномочия Моссовета, районных и других советов в Москве и предусмотрено проведение выборов в представительный орган власти Москвы одновременно с выборами в Государственную Думу. 9 октября был подписан указ № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации». Этот указ предусматривал прекращение деятельности районных в городах, городских в районах, поселковых и сельских Советов, их функции передавались соответствующим местным администрациям.

Указ Президента РФ от 22 октября 1993 г. № 1723 «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации» предусматривал проведение в период с декабря 1993 г. по март 1994 г. выборов в представительные (законодательные) органы государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. В отношении республик политика федерального центра была более осторожной и в большинстве республик в составе РФ прежние Верховные советы продолжили деятельность до избрания новых представительных органов власти.

Конституция РФ, принятая в 1993 г., позволила субъектам Федерации самостоятельно устанавливать свою систему органов государственной власти, правда, с оговоркой: «в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом». Однако соответствующий федеральный закон был принят лишь в 1999 г., а до этого пробелы федерального законодательства в какой-то мере устранялись указами Президента РФ и постановлениями Конституционного Суда РФ. Избрание в 1993–1994 гг. новых законодательных органов в большинстве субъектов РФ позволило создать в этих регионах свои конституции или уставы и свое региональное избирательное законодательство.

Однако в целом во второй половине 1993 – 1995 годах прямые выборы глав регионов проводились в исключительных случаях.

Вопрос о порядке назначения выборов глав регионов долго оставался неурегулированным в федеральном законодательстве. Такая ситуация позволила Президенту РФ искусственно затянуть избрание глав регионов. Делалось это с очевидным расчетом на то, чтобы во время президентских выборов 1996 г. большинство регионов возглавлялись лояльными Б.Н. Ельцину руководителями, поскольку легко было прогнозировать, что губернаторские выборы во многих регионах принесут победу представителям оппозиции (которую тогда представлял в первую очередь КПРФ-НПСР).

12 декабря 1993 г., одновременно с выборами депутатов Государственной Думы и Совета Федерации и голосованием по проекту Конституции РФ прошли выборы президентов Республики Башкортостан и Чувашской Республики (в данном регионе для определения победителя понадобился второй тур 26 декабря 1993 г.).

В первой половине 1994 г. прошли выборы глав шести субъектов Федерации (из них в пяти – впервые). К началу 1995 г. избранные главы действовали лишь в 22 субъектах Федерации.

3 октября 1994 г. Президент РФ подписал указ «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации», который, в частности, предусматривал, что «вопрос о назначении выборов главы администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, пока иной порядок не будет установлен федеральным законодательством, решается Президентом РФ».

С июля 1994 по июль 1995 выборов глав не было ни в одном регионе. Первой права проведения губернаторских выборов добилась Свердловская область. Прошедшие в два тура в августе 1995 г. выборы ознаменовались поражением главы администрации Анатолия Страхова и победой председателя областной Думы Эдуарда Росселя, ранее отстраненного Б.Н. Ельциным от должности главы администрации за стремление повысить статус области до республиканского. В октябре 1995 г. были проведены досрочные выборы президента Республики Калмыкия, на которых победил действующий президент К. Илюмжинов, оказавшийся безальтернативным кандидатом и избранный на беспрецедентный для российской политической практики семилетний срок.

В середине 1995 г. вопрос о необходимости избрания губернаторов обострился в связи с проблемой формирования Совета Федерации, который было решено формировать по должностному принципу. 17 сентября 1995 г. Президент РФ подписал указ «О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления», который, в частности, предусматривал проведение выборов глав администраций субъектов РФ, но лишь в декабре 1996 г. В порядке исключения в трех областях выборы были назначены на 17 декабря 1995 г. (одновременно с выборами депутатов Государственной Думы); позднее это исключение было распространено еще на десять регионов (в т.ч. на Чеченскую Республику4).



В 1996 рабочая группа подготовила проект нового «рамочного» закона, который получил название Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». 19 сентября 1997 закон был подписан Президентом РФ. Закон установил, что выборы на любую должность должны признаваться несостоявшимися, если ни один из кандидатов не получит больше голосов, чем число голосов «против всех». В качестве избирательных объединений было решено признавать только те общественные объединения, политический характер которых закреплен в их уставах.

Резюмируя, следует констатировать, что система назначения глав большинства российских регионах, сложившаяся в постсоветский период (1991-1996 гг.), была основана преимущественно на их назначении Президентом России по согласованию с региональным парламентом. Вместе с тем, подобный механизм изначально вводился как временный и позиционировался как применяемый только в переходный период (конституционных и экономических трансформаций страны) и в исключительных условиях (в частности, при наличии инициативы законодательного органа региона о назначении главы субъекта федерации). И хотя подобное исключение де-факто стало правилом, многие субъекты РФ сохранили прямые выборы губернаторов (президентов). Прежде всего, это республики, которые изначально имели статус субъектов Федерации и максимум автономии в определении системы региональных органов государственной власти, в то время как статус областей, краев, автономных областей и округов, также ставших после заключения 31 марта 1992 года Федеративного договора субъектами федерации вплоть до Конституции России 1993 года не признавался равным с республиками и более сильное вмешательство федерального центра в процесс наделения полномочиями глав этих регионов не рассматривалось как конституционное нарушение.

Однако после президентских выборов 1996 года (в которых для успеха Б.Н. Ельцина консервация действующего губернаторского корпуса была принципиально важной) система прямых выборов была введена почти во всех субъектах Российской Федерации. При этом ключевым правовым аргументом отказа от назначения губернаторов стало очевидное несоответствие ранее используемой модели назначения Президентом по согласованию с региональным парламентом принципам федеративного государства, закрепленным в новой Конституции Российской Федерации.
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница