Доклад Генерального директора Ассамблеям воис 2015 г




страница1/3
Дата05.08.2016
Размер0.55 Mb.
  1   2   3

A/55/13 Prov.

ПРИЛОЖЕНИЕ




Доклад Генерального директора Ассамблеям ВОИС 2015 г.




  1. Я рад возможности доложить о состоянии Организации, а также о произошедших изменениях и достигнутом прогрессе со времени последних заседаний Ассамблей ВОИС в сентябре 2014 г. В целом состояние дел в Организации характеризуется как весьма положительное, и был достигнут существенный прогресс в большом числе областей, которые будут более подробно рассмотрены далее в настоящем докладе. С этой в целом положительной характеристикой контрастирует положение дел в нормотворческой области. По-прежнему не удается достичь договоренности между государствами-членами по ряду вопросов, которые остаются на повестке дня уже в течение нескольких лет. Кроме того, государствам-членам трудно достичь договоренности относительно дальнейших четких путей развития многосторонней нормативно-правовой системы, которая была выстроена за последние более чем сто лет.




  1. Разрешите мне начать с обзора финансового положения Организации.


Финансовое положение

  1. Финансовое положение Организации является прочным и характеризуется высоким спросом на услуги глобальных систем ИС Организации (Договор о патентной кооперации (РСТ), Мадридская система международной регистрации знаков и Гаагская система международной регистрации промышленных образцов). Увеличение спроса на услуги глобальных систем ИС обеспечило рост доходов Организации за двухлетний период на 287 % по отношению к уровню 25-летней давности, с 184,2 млн шв. франков в двухлетнем периоде 1990-1991 гг. до предусмотренной бюджетом суммы в 713,3 млн шв. франков в текущем двухлетнем периоде 2014 - 2015 гг. (фактические доходы за двухлетний период будут выше). Данное увеличение доходов, получаемых от глобальных систем ИС, позволило сократить долю взносов государств-членов в общих доходах Организации. Согласно оценкам, в текущем двухлетнем периоде взносы государств-членов, которые в течение многих лет остаются неизменными в номинальном выражении, составят 6 % от общих доходов против 94 %, которые составляют доходы в виде пошлин в рамках глобальных систем ИС. Преобладающая часть доходов в виде пошлин поступает от системы РСТ, и их доля, согласно прогнозам, составит 77 % от всех доходов Организации в текущем двухлетнем периоде.




  1. Мы закончили 2014 г. – первый год текущего двухлетнего период – с общим профицитом в 37 млн шв. франков с учетом корректив, внесенных в показатели доходов и расходов, а также расходов, связанных с проектами, финансируемыми за счет резервов, в соответствии с Международными стандартами учета в государственном секторе (МСУГС). В 2014 г. доходы выросли на 5,3 % в сравнении с предыдущим годом, что было вызвано в основном увеличением на 8,2 % доходов в виде пошлин в рамках системы РСТ. Расходы в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом сократились на 1 %. Самой крупной статьей расходов остаются расходы, связанные с персоналом, которые составили 65,1 % от всех расходов. Второй по значению статьей расходов являются услуги по контрактам, на которые пришлось 19,1 % всех расходов, что отражает более широкое и более гибкое использование услуг внешних специалистов. Разбивка за год по источникам доходов и областям расходов показана на следующем рисунке:




  1. В 2015 г. по состоянию на конец августа наблюдалась практически аналогичная с 2014 г. тенденция, хотя и с некоторыми отклонениями, связанными с колебаниями курса валют и исключительно высоким одноразовым всплеском использования системы РСТ в 2014 г. заявителями в Соединенных Штатах Америки вследствие введения нового законодательства. Мы ожидаем, что этот год и двухлетний период 2014 - 2015 гг. закончатся с высоким профицитом, что поможет достичь желаемого увеличения уровня резервов, а также повышения их ликвидности.




  1. Проект Программы и бюджета на следующий двухлетний период 2016 – 2017 гг. представлен на утверждение государств-членов в ходе Ассамблей 2015 г. Он уже был детально изучен двумя сессиями Комитета по программе и бюджету. Предполагается, что относительно текущего двухлетнего периода доходы в двухлетнем периоде 2016 – 2017 гг. вырастут на 6 % и составят 756,4 млн шв. франков. Согласно прогнозам, будет иметь место небольшое уменьшение номинальной суммы взносов государств-членов, которые, как ожидается, составят 5 % от всех доходов (против 6 % в текущем двухлетнем периоде). На следующий двухлетний период предлагается увеличение расходов на 4,9 %, до 707 млн шв. франков. При этом увеличение расходов, связанных с персоналом, в сравнении с текущим двухлетним периодом ограничивается 2.1 %, в то время как увеличение расходов, не связанных с персоналом, предлагается на уровне 10 %. Общая цель заключается в том, чтобы добиться операционного профицита в размере 20,8 млн шв. франков.




  1. Устойчивый рост доходов Организации за последние годы, а также особенности текущих экономических условий, которые характеризуются дальнейшим отсутствием ясности в отношении глобальных экономических перспектив и преобладающими в Швейцарии отрицательными процентными ставками, требуют тщательного изучения, в частности, двух вопросов, касающихся долгосрочного управления финансами. Оба вопроса были детально рассмотрены государствами-членами на состоявшихся в этом году заседаниях Комитета по программе и бюджету. Первый вопрос касается принятия надлежащей осмотрительной политики в отношении инвестиций, которая после ее рассмотрения в Комитете по программе и бюджету и принятия положительных рекомендаций представляется на утверждение Ассамблей 2015 г. Второй вопрос касается политики в отношении резервов на случай непредвиденного сокращения доходов, сумма которых по состоянию на конец 2014 г. составила 246 млн шв. франков. В этом случае также по итогам рассмотрения в Комитете по программе и бюджету и принятия положительных рекомендаций Ассамблеям предлагается утвердить данную политику, нацеленную на повышение уровня и ликвидности резервов.


Глобальные системы ИС

  1. Отмечается дальнейшее увеличение спроса на услуги и расширение географического охвата системы РСТ, а также Мадридской и Гаагской систем. В пределах тех возможностей, которые предоставляют соответствующие базовые договоры, государства-члены проводят дальнейшую модернизацию и актуализацию каждой системы в рамках деятельности рабочих групп, результаты которой представляются соответствующим Ассамблеям в форме предлагаемых поправок к инструкциям к базовым договорам. Главными целями Секретариата являются содействие бесперебойной работе глобальных систем ИС, обеспечение более доступных и эффективных вспомогательных систем информационной технологии (ИТ) и повышение их производительности. Мы по-прежнему не повышаем взимаемые в рамках этих систем пошлины и сохраняем их на неизменном уровне в номинальном выражении.

  2. Договор о патентной кооперации (РСТ). РСТ служит характерным примером международного сотрудничества в области интеллектуальной собственности. РСТ имеет широкий географический охват, и в нем участвуют 148 государств-членов. В 2014 г. по процедуре РСТ было подано 214 500 международных заявок из 124 стран. В общемировых масштабах по процедуре РСТ было подано свыше 55 % патентных заявок, поступивших от лиц, не являющихся резидентами соответствующих стран.



  1. РСТ действует уже 37 лет. Количество заявок, подаваемых по процедуре РСТ, росло от года к году, за исключением одного года, а именно 2009 г., на который пришелся пик глобального экономического кризиса. В 2014 г. количество заявок по процедуре РСТ выросло на 4,5 %. Азия остается самым крупным географическим регионом-источником заявок по процедуре РСТ, и на ее долю приходится 40,6 % всех заявок, в сравнении с 30,1 % в случае Северной Америки и 27,4 % в случае Европы. Если говорить об отдельных странах, то наибольшее число заявок поступает из Соединенных Штатов Америки, за которыми следует Япония, Китай, Германия и Республика Корея.



  1. В 2014 г. были получены заявки от 49 621 заявителя. В разбивке по секторам 85,1 % заявок поступили от коммерческих предприятий, 7,8 % – от физических лиц,
    4,8 % – от университетов и 2,3 % – от государственных или научно-исследовательских учреждений. С учетом существующих учебно-информационных потребностей этих и других потенциальных заявителей Организация проводит большую работу по связям с общественностью, организации обучения и обслуживанию клиентов в связи с вопросами, касающимися РСТ, а также проводит регулярные обследования сторон, заинтересованных в работе системы РСТ (как заявителей, так и патентных ведомств стран – участниц РСТ), для мониторинга степени их удовлетворения предоставляемыми услугами.



  1. Одним из достижений Организации в последние годы стало создание системы ePCT, которая представляет собой комплексную электронную среду для подачи и обработки заявок по процедуре РСТ и управления ими со стороны Организации, национальных и региональных ведомств ИС и заявителей. В настоящее время доступ к системе имеют свыше 50 национальных и региональных ведомств ИС, которые пользуются ею в различных целях для улучшения качества услуг, которые они предлагают своим заявителям. Данная система позволяет большому числу ведомств перейти к предложению услуги подачи заявок в режиме онлайн. Ожидается, что в ближайшем будущем этот механизм станет доступен еще большему числу ведомств.



  1. Создание системы ePCT и других платформ ИТ и то внимание, которое уделяется управлению процедурой, позволили Секретариату достичь устойчивого повышения производительности, о чем свидетельствует сокращение числа сотрудников, занимающихся операционной работой, а также повышение их личной производительности, как показано на приводимых выше рисунках.




  1. В числе других изменений в системе РСТ следует отметить возможное появление еще одного международного органа поиска и предварительной экспертизы. Ассамблея РСТ в ходе работы Ассамблей 2015 г. рассмотрит предложение о назначении Вышеградского патентного института (международной организации сотрудничества в патентной области, учрежденной Чешской Республикой, Венгрией, Польшей и Словакией) международным органом поиска и предварительной экспертизы, который станет первым таким органом в регионе Центральной Европы и стран Балтии.




  1. Мадридская система. Число членов Мадридской системы продолжает быстро расти. После проведения Ассамблей в 2014 г. к этой системе присоединились Камбоджа, Гамбия, Зимбабве и Африканская организация интеллектуальной собственности (АОИС), в результате чего общее число членов достигло 96, и теперь в этой системе представлены 112 стран (благодаря членству в региональных системах товарных знаков).

Значительным событием стал тот факт, что Алжир, который был участником только Мадридского соглашения, присоединился к Мадридскому протоколу. Алжир был последней страной, которая была участником только Мадридского соглашения. Поскольку эта страна теперь присоединилась к Мадридскому протоколу, в дальнейшем Мадридская система сможет функционировать как единая система.




  1. Сейчас идет оформление присоединения большого числа новых членов к Мадридской системе, и речь прежде всего идет о тех государствах, являющихся членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которые пока что не присоединились к системе, о Канаде, а также о нескольких африканских и карибских государствах. Единственный регион мира, который пока что мало представлен в Мадридской системе, - это Латинская Америка, за исключением Колумбии, Кубы и Мексики.




  1. Количество запросов в рамках Мадридской системы в 2014 г. росло относительно небольшими темпами, поскольку число международных заявок выросло на 2,3 %.



Ожидается, что в 2015 г. прирост также будет незначительным. Складывается впечатление, что сохраняющаяся нестабильность мировой экономики, в том числе повышение курса швейцарского франка, которое сделало Мадридскую систему более дорогостоящей для многих заявителей, является главной причиной относительно низких темпов увеличения числа заявок.


  1. В 2014 г. на Соединенные Штаты Америки приходилось более половины всего прироста, в результате чего Германия перестала быть самым активным пользователем системы. Пятью основными рынками, на которых обеспечивалась охрана с помощью указаний, были Китай, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация и Япония.




Двадцать ведущих стран происхождения по числу международных заявок, 2014 г.







Двадцать ведущих членов Мадридской системы по числу указаний в регистрациях, 2014 г.








  1. В докладе прошлого года было рассказано о программе Секретариата по повышению эффективности и качества его услуг, оказываемых в рамках Мадридской системы. В 2015 г. удалось закрепить успехи, которые были достигнуты в 2014 г. в области планирования рабочей нагрузки и ресурсов, улучшения обслуживания клиентов и подготовки кадров. Одним из видимых проявлений этих улучшений является уменьшение времени ожидания в связи со всеми операциями в рамках Мадридской системы. Теперь эти сроки ежемесячно публикуются на веб-сайте Мадридской системы. Нынешние прогнозы объема работы говорят о том, что в течение следующего двухгодичного периода время ожидания при оформлении всех операций в рамках Мадридской системы будет не более тридцати дней. В течение этого же периода особое внимание будет уделяться более оперативному реагированию Секретариата на запросы или жалобы клиентов, пересмотру практики классификации в целях более полного удовлетворения потребностей пользователей и ведомств, а также улучшению цифровых услуг ВОИС («e-Madrid»).




  1. Цифровые услуги Мадридской системы становились все более обширными. Сейчас эти услуги предоставляются через один координационный центр, а все функции выстроены вокруг процессов полного жизненного цикла товарного знака, которые охватывают поиск, подачу заявки, наблюдение, управление и консультирование. E-Madrid создает комплексную, интерактивную, удобную и привлекательную среду для всех, кто пользуется Мадридской системой, и она подходит для всех операций, необходимых для подачи заявки, а также для сохранения действия международных заявок и регистраций.




  1. В 2016 г. исполнится 125 лет со дня подписания Мадридского соглашения и 20 лет со дня подписания Мадридского протокола. Секретариат намерен отметить эту важную историческую веху путем проведения соответствующих торжественных мероприятий.




  1. Гаагская система. Сейчас Гаагская система находится на пороге значительного расширения, в результате чего она, видимо, станет более важным элементом международной системы интеллектуальной собственности, а в конечном счете она превратится в действительно глобальную систему. После проведения Ассамблей 2014 г. к Женевскому акту присоединились Япония и Соединенные Штаты Америки – это самое последнее проявление расширения Гаагской системы, в результате чего число Договаривающихся сторон, которые стали участниками Женевского акта, увеличилось до 49. Как и в случае с Мадридской системой, сейчас есть целый ряд стран, которые выразили свою заинтересованность в присоединении к Гаагской системе, и в их число входят Канада, Китай, Российская Федерация и те члены АСЕАН, которые пока что не стали членами Системы.

Членский состав Гаагской системы



49 Женевский акт (1999 г.) (включая ЕС и АОИС)

64 Гаагский союз

82 охваченные юрисдикции




  1. Сейчас мы уже начали ощущать последствия того, что Япония и Соединенные Штаты Америки присоединились к Гаагской системе. В 2015 г. число заявок резко возросло. К сегодняшнему дню число заявок, поданных в течение 2015 г., уже превысило число заявок, которые поступили в течение всего 2014 г. Это увеличение спроса уже на самом раннем этапе (Гаагская система начала действовать применительно к Японии и Соединенным Штатам Америки в мае 2015 г.) является результатом не только присоединения новых стран, но и того, что больше стало пользователей в странах, которые давно являются членами этой Системы, и это отражает тот факт, что в настоящее время эта Система представляет гораздо более значительный интерес для пользователей вследствие расширения своего географического охвата.




  1. Одним из ожидаемых следствий присоединения новых стран, имеющих такие системы, которые рассматривают по существу заявки на образцы, является усложнение процедур работы Гаагской системы. Совершенствование информационно-коммуникационных технологий может в определенной мере ослабить последствия этого усложнения как для Секретариата – в процессе управления Системой, – так и для пользователей. Продолжается совершенствование цифровых услуг для того, чтобы была создана комплексная, интерактивная и удобная среда для всех пользователей Гаагской системы, с тем чтобы они могли подавать заявки, а также сохранять действие существующих международных заявок и регистраций.




  1. Поскольку Гаагская система развивается уже на протяжении 90 лет, нам еще предстоит превратить ее в единую систему и устранить трудности, которые обусловлены применением целого ряда документов в рамках Гаагского соглашения. В идеале мы когда-нибудь придем к тому, что все члены Гаагского союза станут участниками Женевского акта.




  1. Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству. Центр по арбитражу и посредничеству дает возможность избежать судебного разбирательства в связи со спорами, касающимися интеллектуальной собственности, предлагая для этого альтернативные способы урегулирования споров с минимальными затратами времени и финансовых средств. Этот Центр ведет дела и консультирует в целях альтернативного урегулирования споров (АУС).

 

Доменные имена 

  1. После 1999 г., когда ВОИС вела первое дело, касающееся применения единой политики по урегулированию споров в области доменных имен (ЕПУС), общее число споров, рассмотренных ВОИС, превысило 32 000, и эти дела охватывают более 60 000 доменных имен.

 

 

К сегодняшнему дню в течение 2015 г. ВОИС получила 2015  обращений по делам, касающимся доменных имен, и это число на 3,9% превышает общее число обращений, которое было получено в течение такого же периода 2014 г. В 2014 г. общее число дел, поданных в ВОИС в связи с киберсквоттингом, возросло на 2%, причем 2 634 дела было подано владельцами товарных знаков, которые утверждали, что имеют место злоупотребления их товарным знаком.



  1. В 2014 г. дела, которые рассматривала ВОИС в связи с ЕПУС, затрагивали участников из 108 стран. Тремя основными сферами, которые были затронуты этими тяжбами, были розничная торговля (13% всех дел), банковское дело и финансы (11%) и индустрия моды (10%). Эти дела рассматривали 297 членов экспертных комиссий ВОИС из 43 стран, и в ходе своего разбирательства эти эксперты работали на 16 языках. На связанные с кодами стран домены верхнего уровня (ксДВУ) приходилось 13% всех поданных заявок, и в настоящее время в 71 национальном реестре доменных имен указана эта услуга ВОИС.



  1. Регистрации в новых родовых доменах верхнего уровня (рДВУ), которые вводятся в настоящее время, стали поводом для возбуждения дел, касающихся ЕПУС. Сейчас, когда из 1 400 заявленных рДВУ функционирует почти 800 новых рДВУ, дела, связанные с этими доменными именами, составляют примерно 14% всего количества дел, которые ВОИС уже успела рассмотреть в 2015 г.

 

Споры вокруг интеллектуальной собственности

  1.  В соответствии с Правилами ВОИС по посредничеству и арбитражу были поданы дела, которые касаются патентов, товарных знаков, компьютерных программ, НИОКР и франчайзинга. Эти дела были поданы сторонами, которые включили положения о ВОИС в свои договоры по ИС, однако АУС ВОИС также все шире используется в тех случаях, когда речь идет о более публичной интеллектуальной собственности. Действуя в сотрудничестве с заинтересованными ведомствами интеллектуальной собственности и ведомствами по авторским правам, ВОИС дает возможность участникам конфликта урегулировать свои споры, касающиеся их прав, в таких ведомствах более экономичным образом. Например, в 2015 г. Ведомство ИС Филиппин (IPOPHL) выбрало этот Центр в качестве механизма посредничества по делам, поданным в IPOPHL, когда один или несколько участников домицилированы за пределами Филиппин. Также в 2015 г. Корейская комиссия по авторскому праву и Корейское агентство по творческим произведениям стали предлагать посреднический центр ВОИС в качестве механизма урегулирования споров, одна из сторон которых находится за рубежом. Осуществляется также сотрудничество с ведомствами Бразилии, Колумбии, Индонезии, Мексики и Сингапура. Обобщив свой первый накопленный опыт, Центр только что опубликовал руководство, в котором содержатся практические рекомендации для ведомств, изучающих вопрос о создании программ по АУС.




  1. В 2015 г. Центр разработал процедуры ВОИС для ускоренного разрешения споров по вопросам интеллектуальной собственности в рамках торговых ярмарок «Palexpo». Этот новый механизм, который направлен на охрану прав интеллектуальной собственности участников и неучастников выставок от покушений на их авторские права, товарные знаки или права на образцы, использовался в первый раз во время проведения Женевского международного автосалона 2015 г.




  1. Ранее этот Центр сотрудничал с Франчайзинговой и лицензионной ассоциацией (Сингапур) и Испанской ассоциацией франчайзеров, а в 2015 г. Центр заключил соглашение со Швейцарской ассоциацией франчайзеров, для того чтобы заинтересованные стороны получили больше информации о возможностях АУС.   




  1. Некоторые из ведущих сторон, которые подали заявки в рамках РСТ, участвуют в спорах, касающихся стандартов, и к этим делам имеют отношение патенты на телекоммуникационное оборудование, зарегистрированные в различных правовых системах. В последнее время в некоторых странах национальные суды и органы власти, регулирующие конкуренцию, стали поощрять конфликтующие стороны к урегулированию таких споров с помощью посредничества и арбитража. В 2015 г. Центр ВОИС сотрудничал с организациями, устанавливающими стандарты, в пропаганде использования АУС ВОИС для урегулирования споров на справедливых, обоснованных и недискриминационных условиях (FRAND). 

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница