Доклад епископа красногорского иринарха, викария святейшего патриарха московского и всея руси




страница1/4
Дата30.07.2016
Размер0.64 Mb.
  1   2   3   4


«ЦЕРКОВЬ И ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ»
XXIV

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

«ТРАДИЦИЯ И НОВАЦИИ: КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ»
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ДОКЛАД

ЕПИСКОПА КРАСНОГОРСКОГО ИРИНАРХА,

ВИКАРИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ,

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА ПО ТЮРЕМНОМУ СЛУЖЕНИЮ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

на тему:


«Традиция и новации в понимании Русской Православной Церкви:

их роль и значение в процессах реформирования

уголовно-исполнительной системы России до 2020 года»

Москва, 26 января 2016 года,

Сергиевский зал Трапезных палат Храма Христа Спасителя
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мероприятия Международных Рождественских образовательных чтений двух предыдущих лет были посвящены юбилейным событиям:

– в 2014 году – 700-летию со Дня рождения преподобного Сергия Радонежского: «Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее»;2011-05-20 епископ иринарх - dsc_5505-1_cr

– в истекшем 2015 году – 1000-летию со дня кончины святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Древней Руси и собирателя земель вокруг Киевского княжества, направившего Русь по избранному им пути и положившего начало цивилизационному развитию трех основных ветвей славянских народов России, Украины и Беларуси, а затем и преобладающего большинства народов современной России.

В этой связи хотелось бы сказать несколько слов об основоположнике российской государственности и о доставшемся нам от Киевского князя Владимира религиозном и культурно-историческом наследии.


I.

Святейший Патриарх Кирилл, анализируя жизнь и дела князя Владимира – сначала как язычника, а потом и как христианина, неоднократно говорил о том, что спустя века от эпохи князя Владимира на Руси мало сохранилось материальных свидетельств, однако сохранилась вера православная, которая постоянно вдохновляла Александра Невского, Дмитрия Донского, других великих князей, царей и императоров на подвиги государственного строительства на Руси и защиту своего Отечества. «За Веру, Царя и Отечество» – говорили наши предки, вдохновляясь великой силой православной веры, которая в их сознании всегда стояла на первом месте.

На торжественном приеме в Кремле по случаю 1000-летия преставления князя Владимира Президент России Владимир Путин, обращаясь к Святейшему Патриарху Кириллу, епископату и духовенству Русской Православной Церкви, представителям традиционных религий России, государственным и общественным деятелям, произнес:

– «Значение этого события – обретение народом веры и духовной опоры – невозможно переоценить. Очевидно, что Крещение стало ключевым поворотом всей российской истории, государственности и нашей культуры. Наш общий долг – чтить этот судьбоносный этап развития России».

– «Князю Владимиру суждено было стать государем великим. Его выбор был прозорливым и предельно ответственным и послужил истоком становления России как уникальной страны-цивилизации».

– «Великий князь Владимир стал настоящим устроителем родной земли, ее культурного и хозяйственного развития, мудрым и дальновидным правителем Руси. Таким он остался для нас после принятия Святого Крещения в древнем Херсонесе – Корсуни. Эти духовные истоки и сегодня питают братские славянские народы России, Украины и Белоруссии».

– «Мы храним верность выбору князя Владимира. Дорожим миром и согласием в нашей многонациональной стране, вместе стремимся к ее благу и процветанию, с уважением относимся к обычаям всех ее народов, ко всем традиционным религиям России».

После выступления Главы государства к присутствующим обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

– «Приняв Святое Крещение и изменив образ своей жизни и уклад жизни своих подданных» святой князь Владимир «установил принципиально новую норму личного и общественного поведения, зиждущуюся на евангельских заповедях. Если раньше убийства, человеческие жертвоприношения, обман, корысть были естественными и, как многие тогда считали, правильными средствами достижения власти и счастливого образа жизни, то после исторического поступка Киевского князя меняется всеобщее понимание того, что хорошо, а что плохо, что допустимо, а что не допустимо. Злодеяния не исчезают, конечно, из жизни восточнославянских племен, но они навсегда утрачивают ореол чего-то дозволенного, необходимого и законного».

– «Избрав благочестивый образ жизни, … мудрый правитель выбирает … для своего народа, для укрепляющейся Руси … высокие идеалы византийской государственности и книжности. В ту историческую эпоху не было более развитой культуры и государства, чем в Византии. Стремление уподобиться этой образованнейшей христианской стране на века вперед определило путь развития и нашего Отечества. Таким образом, религиозный выбор русского правителя был еще и выбором христианского уклада, общественной жизни, стиля культуры и образа мышления, выбором некоего цивилизационного кода, отличающегося тем, что на основе христианских ценностей создалось такое общественное устройство и сформировались такие общественные отношения, которые в равной степени открыли возможности для человека любой религии и любых взглядов жить вместе с большинством народа, не чувствуя своей ущербности и не подвергаясь дискриминации».

– «Таким образом, благодаря принесенному на Русскую землю христианскому учению, а также эстетике, появились шедевры, такие как творения Рублева, Дионисия, уникальные ансамбли русских монастырей и кремлей, лиризм русской православной молитвы и церковных песнопений. Церковный же пласт культуры в свою очередь стал основой для культуры светской, подарившей миру плоды трудов Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чайковского, Рахманинова и многих-многих других, которых перечислить невозможно».

– «Православные идеалы верности, доблести, жертвенности, любви к Родине и Церкви, укрепляли наших славных предков на протяжении тысячелетия в их стоянии за родную землю в многочисленных войнах и потрясениях».

Каждый год на конференциях и семинарах мы периодически подводим итоги работы Синодального отдела по тюремному служению Русской Православной Церкви и рассматриваем очередные темы развития тюремного служения в епархиях на территории Российской Федерации, на Украине и в Беларуси, а также в Казахстане, Молдавии и Азербайджане, в странах Среднеазиатского митрополичьего округа и странах Балтии.

Первоначально, начиная с 2011 года, взаимоотношения Синодального отдела стали успешно складываться с уголовно-исполнительной системой Украины. В 2014 и истекшем 2015 годах мы посетили Республику Беларусь и закрепили связи с уголовно-исполнительной системой Белоруссии. В 2015 году провели Конференцию в Тирасполе, Приднестровье. Мы также надеемся, что и другие территории бывшего Советского Союза будут вовлечены в совместную работу духовно-пастырского окормления заключенных в местах лишения свободы, а также сотрудников УИС и членов их семей. И это является нашим общим вкладом в объединение церковно-государственного служения в сфере уголовно-исполнительных систем стран на постсоветском пространстве.

В истекшем 2015 году исполнилось ровно пять лет со дня учреждения Синодального отдела по тюремному служению Русской Православной Церкви. На состоявшейся Конференции были подведены итоги проделанной работы в сфере тюремного служения, позволившие сказать о том, что деятельность Синодального отдела и направления его работы обрели чёткие границы.

В текущем году мы вновь собрались в этом зале Патриарших трапезных палат Храма Христа Спасителя на очередные мероприятия XXIV Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме: «Традиция и новации: культура, общество, личность».
II.

Во второй главе доклада представлен отчет о проделанной работе Синодального отдела по тюремному служению в истекшем 2015 году.

К докладу прилагаются три «Приложения».1

На начало 2015 года на территории Российской Федерации Русская Православная Церковь состоит из 169 епархий. Из них в 128 епархиях созданы соответствующие структуры тюремного служения (епархиальные отделы или сектора) и назначены руководители из числа духовенства. В остальных 39 новообразованных епархиях идет процесс упорядочения структуры тюремного служения, и только в 2 епархиях на Крайнем Севере отсутствуют исправительные учреждения.

В юрисдикции Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации в исправительных учреждениях ФСИН России функционируют – данные на 2015 год:

– 524 – действующие тюремные храмы,

– 41 – часовни, возведенные на режимной территории,

– 10 – тюремные храмы в колониях-поселениях,

– 66 – строящиеся тюремные храмы,

– 332 – молитвенные комнаты, оборудованные в выделенных помещениях.

При этом – в 29 учреждениях УИС отсутствуют молитвенные помещения.

На территориях 16 епархий учреждения УИС отсутствуют.

Однако для того, чтобы полностью удовлетворить потребность заключенных в тюремных храмах, в которых осуществляют духовно-пастырское окормление заключенных более одной тысячи священнослужителей, в России требуется строительство еще около 500 храмов на режимных территориях учреждений УИС.

Количество тюремных священнослужителей в России (на 31.12.2014 года) составляет около 1.200 чел., из них – 69 чел. в г. Москве. Это огромное число клириков епархий, сопоставимое только со столичным мегаполисом – городом Москва, в которой трудятся на приходах примерно такое же количество священнослужителей2.

Таким образом, за каждым пенитенциарным учреждением страны (за очень незначительным исключением) закреплены священнослужители (от одного до нескольких чел.), которые духовно окормляют как заключенных, так и личный состав исправительных учреждений.


  1. XXIII Международные Рождественские образовательные чтения

  2. 2015 года: «Церковь и тюремное служение»



21-23 января 2015 истекшего года в Москве, в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных по случаю празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира теме: «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси», Синодальный отдел по тюремному служению провел несколько мероприятий:

1.1. Международная конференция на тему: «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси: реформа уголовно-исполнительной системы – переход от задач «исправления» к задачам «сохранения и развития личности» заключённого» – организована Синодальным отделом по тюремному служению Русской Православной Церкви и проведена в Сергиевском зале Патриарших трапезных палат в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя в Москве 22 января 2015 года.

1.2. Образовательный семинар на тему: «Организация и методика обучения тюремного служения для священнослужителей и мирян-волонтеров: юридический, психологический и духовный модули преподавания – в свете главной темы Рождественских чтений», который прошел в рамках Международных Рождественских чтений в этот же день 22 января 2015 года в конференц-зале Синодального отдела по тюремному служению на Раушской набережной города Москвы.

1.3. Слушания в Общественной палате Российской Федерации – Круглый стол на тему: «О роли священнослужителей, входящих в состав региональных общественных наблюдательных комиссий, в выстраивании доверительных отношений членов комиссий с объектами и субъектами общественного контроля» – состоялись 23 января 2015 года в рамках Рождественских чтений и направления работы Синодального отдела, касающегося тюремного служения.

Участниками встречи принят итоговый документ – Резолюция Круглого стола, касающаяся работы священнослужителей в Общественных наблюдательных комиссиях.



1.4. «Не числом, а смирением» конкурс православной живописи «Явление». При завершении работы Международной конференции в Сергиевском зале Патриарших палат в Храме Христа Спасителя 22 января 2015 года состоялось объявление итогов Всероссийского смотра религиозной деятельности осуждённых «Не числом, а смирением» – конкурса православной живописи «Явление», с вручением Благословенных Грамот, дипломов и богослужебных ценных подарков представителям епархий и территориальных органов ФСИН России.3

1.5. В текущем 2016 году наша Международная конференция посвящена теме: «Традиция и новации в понимании Русской Православной Церкви: их роль и значение в процессах реформирования уголовно-исполнительной системы России до 2020 года». В завершении Конференции мы проведем заключительный этап Всероссийского смотра религиозной деятельности осужденных: «Не числом, а смирением» с подведением итогов конкурса православной иконописи «Канон».

Сегодня во второй половине дня запланировано Информационно-методическое совещание руководителей «Объединенных комиссий по взаимодействию с руководством территориальных Управлений ФСИН России и социальному служению в местах лишения свободы», действующих при митрополитах – главах митрополий, и председателей отделов тюремного служения неразделенных епархий, границы которых совпадают с границами субъектов Российской Федерации.

А завтра – 27 января пройдут Слушания в Общественной палате Российской Федерации – Круглый стол на тему: «Участие священнослужителей в работе Общественных наблюдательных комиссий».
2. Объединенная комиссия по тюремному служению

при главе митрополии
В 2015 году Управление делами Московской Патриархии направило «Епархиальным Преосвященным Российской Федерации» циркулярное письмо (от 04.06.2015 за № 01/3053) с рекомендацией образовать Объединенные комиссии по тюремному служению при митрополиях (далее – Объединенная комиссия) и «назначить ответственных лиц за взаимодействие с руководством территориальных Управлений ФСИН России, а также за координацию деятельности и сбор информации по тюремному служению в границах всего субъекта Российской Федерации, независимо от разделения митрополии на новообразованные епархии».

– Объединенная комиссия создается только при митрополите – главе митрополии, а в епархиях, входящих в состав данной митрополии, объединенные комиссии не создаются, поскольку в них по-прежнему сохраняются епархиальные отделы по тюремному служению, руководители которых автоматически включаются в состав образованной Объединенной комиссии при митрополии на правах соподчинения и оказывают содействие в работе руководителю комиссии.

– В епархиях, не являющихся митрополиями, но границы которых совпадают с границами субъекта Российской Федерации, епархиальные Отделы по тюремному служению сохраняются без изменений.

– Руководители объединенных комиссий в митрополии являются ответственными за взаимодействие с руководством территориального Управления ФСИН России, а также за координацию деятельности и сбор информации по тюремному служению в границах всего субъекта Российской Федерации, независимо от разделения митрополии на новообразованные епархии.

– Назначение руководителей Объединенных комиссий и председателей епархиальных Отделов тюремного служения, а также всех рядовых тюремных священнослужителей, определенных к несению послушания в учреждениях уголовно-исполнительной системы, должно быть официально закреплено Указами (или Распоряжениями) правящих архиереев4.

– Руководители Объединенных комиссий должны быть готовы к назначению на должности «Помощников начальников региональных Управлений ФСИН России по организации работы с верующими», – и об этом следует позаботиться уже сейчас, поскольку недалеко то время, когда выйдет распоряжение о представлении кандидатов из числа священнослужителей для назначения на данные должности во всех регионах или субъектах Российской Федерации.

Данные должности помощников учреждаются в уголовно-исполнительной системе по образцу Вооруженных сил России, где образован и уже действует институт помощников командиров воинских подразделений по работе с верующими военнослужащими.

В митрополиях, где имеется достаточное количество тюремных священнослужителей (например, в Москве задействовано несколько десятков человек, также в Санкт-Петербургской, Пермской и целом ряде др. митрополий), по благоусмотрению правящих архиереев – глав митрополий при Объединенной комиссии могут быть сформированы Секретариат и Пленум комиссии. Добрым примером последнему служит деятельность «Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете Московской городской епархии»5.



2.1. Секретариат Объединенной комиссии состоит из председателя, заместителя председателя и секретаря. Секретарем может быть назначен не только священнослужитель, но и мирянин, обладающий опытом работы по организации делопроизводства Объединенной комиссии.

Секретариат должен иметь контактный телефон для ежедневной связи и свой E-mail, необходимые для обращений и приема граждан – родственников заключенных, а также письменных обращений из мест лишения свободы.

Заседания Секретариата – не реже 1 раза в квартал.

2.2. Пленум Объединенной комиссии состоит из всех тюремных священнослужителей епархий, входящих в состав Митрополии (то есть всех епархий данного региона – субъекта Российской Федерации).

На заседании Пленума Объединенной Комиссии рассматриваются статистические результаты работы Отделов по тюремному служению всех епархий субъекта Российской Федерации, входящих в состав данной Митрополии, и затем обобщаются и направляются в Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению, чтобы своевременно (по установленной форме) представить в Синодальный отдел статистические результаты епархиальной работы по тюремному служению, чтобы в конце года – включить в качестве приложения к Годовому отчету Синодального отдела по тюремному служению, который ежегодно сдается в канцелярию Московской Патриархии в январе месяце.

Заседания Пленума Объединенной Комиссии – не реже 1 раза в полгода.

2.3. Целесообразно в конце года проводить пленум Объединенной комиссии в расширенном составе. При этом в его работе принимают участие все тюремные священнослужители митрополии (субъекта Российской Федерации), включая состоящих в Комиссиях по оценке поведения осужденных, помилования, УДО, Облегченных условий содержания (социальные лифты), Общественных наблюдательных комиссиях, Общественных советах при региональном ФСИН России, др. комиссиях пенитенциарной направленности, с приглашением (с учетом темы заседания Объединенной комиссии) работников регионального Управления ФСИН России, других ответственных лиц – представителей заинтересованных общественных организаций и специалистов пенитенциарных учреждений в качестве экспертов или советников.

Заседания пленума Объединенной комиссии в расширенном составе – 1 раз в год или по случаю возникающей необходимости.


3. Введение штатных должностей помощников

начальников территориальных органов ФСИН России

по организации работы с верующими
3.1. 1 апреля 2014 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с директором ФСИН России Геннадием Корниенко, на которой была достигнута договорённость о создании института тюремных капелланов и учреждении 81 должности «Помощников начальников территориальных Управлений ФСИН России по организации работы с верующими»6, назначаемых из числа практикующих тюремных священнослужителей, которые обретут статус штатных государственных служащих, не утрачивая при этом священного сана и права оставаться клириком епархии одновременно с назначением на должность гражданских служащих УИС. И, соответственно, получать заработную плату от ФСИН России.

В этом случае священнослужители станут непосредственным связующим звеном между Церковью и государством, как это было в России в начале ХХ-го столетия в дореволюционные годы. Сегодня все это звучит необычно для нас, однако подобная практика существует во многих развитых странах мира, где священнослужители, оставаясь в клире церковном, трудятся в уголовно-исполнительных учреждениях и получают жалование от государства за свои труды в сфере тюремного служения.

Создание института тюремных священнослужителей на постоянной основе и/или штатной основе в качестве помощников руководителей учреждений УИС по организации работы с верующими давно находится в поле зрения Священноначалия Церкви.

3.2. В Определении Архиерейского Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» от 4 февраля 2011 года (п. № 42) отмечается следующее: «констатируя неизменно высокий уровень внимания, уделяемого епархиальными архиереями духовному окормлению заключенных, члены Архиерейского Собора призывают светские власти тех государств, где эта деятельность не получила ясного правового оформления, предпринять шаги по исправлению ситуации … Заслуживает положительной оценки инициированный Федеральной службой исполнения наказаний России проект по включению священнослужителей в работу исправительных учреждений на штатной основе».

Согласно же Постановлению следующего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (п. № 39), имевшего место два года спустя в 2013 году, сказано: «…не следует оставлять без внимания преодоление ряда юридических и практических сложностей, возникающих в этой области, в частности, в вопросе введения института тюремного духовенства на постоянной основе…».

Сотрудничество Церкви с пенитенциарными учреждениями должно развиваться в более широком масштабе, а священнослужители должны представлять собой полноправный институт тюремных священнослужителей и на постоянной основе совершать свое служение в тюрьмах и иных учреждениях УИС7.



3.3. Должности «Помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими», назначаемых из представителей духовенства, введены в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации на основании поручения Президента России и по замыслу руководства страны и Русской Православной Церкви должны стать основой возрождающегося института тюремного духовенства, ликвидированного после октябрьской революции.

17 октября 2014 года за № 1063 вышло Постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в приложение к Постановлению Правительства от 24 марта 2007 г. за № 176 «Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы».

Проще говоря, это Постановление Правительства вводит в штаты Федеральной службы исполнения наказаний 85 должностей «Помощников начальников региональных Управлений ФСИН России по организации работы с верующими».

Здесь я хотел бы остановиться на предыстории этого события. Не было бы ни этого Постановления Правительства, ни должностей помощников по работе с верующими, ни Программы переподготовки священнослужителей, если бы не встреча Святейшего Патриарха и директора ФСИН России, имевшая место 1 апреля 2014 года, на которой было принято согласованное решение о введении новых должностей «Помощников начальников региональных Управлений ФСИН России по организации работы с верующими» (из числа ныне практикующих тюремных священнослужителей) – и последующей встречи с Президентом России Владимиром Путиным.

В Обращении на имя Президента России, предварительно согласованном руководством Церкви и ФСИН России, было сказано:

– «Отрадно отметить, что сам факт присутствия священнослужителя в режимном учреждении оказывает благотворное влияние на поведение осужденных и сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний: укрепляется дисциплина и уменьшаются негативные явления, унижающие достоинство человека. Администрация учреждений, исполняющих наказания, высказывается за необходимость расширения присутствия священнослужителей в местах лишения свободы. Совместная деятельность Церкви и ФСИН России была положительно оценена на заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации под председательством Сергея Приходько». 

– «Параллельно реформе уголовно-исполнительной системы России, принципиальное отличие которой заключается в переходе от задач «исправления» к задачам «сохранения и развития личности», Церковь формирует институт тюремных капелланов для пастырского окормления и духовно-нравственного воспитания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, пребывающих в местах принудительного содержания. В этой связи представляется целесообразным использовать в Федеральной службе исполнения наказаний опыт взаимодействия Русской Православной Церкви с Министерством обороны Российской Федерации по возрождению штатного военного духовенства в Вооруженных Силах Российской Федерации. Введение института тюремного духовенства в уголовно-исполнительной системе принесет несомненную пользу, послужит совершенствованию воспитательной работы с осужденными».

– Для упорядочения работы необходимо создание организующей структуры в ФСИН России. Такой структурой могло бы стать введение в территориальных органах должностей помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими. Для достижения этой цели потребуется введение дополнительных 85 должностей».

На основании Поручения Президента России от 12 июня 2014 года за № Пр-1408 появилось на свет вышеупомянутое Постановление Правительства о создании в уголовно-исполнительной системе института тюремного духовенства и введении в территориальные органы ФСИН России 85 штатных должностей Помощников начальников по организации работы с верующими.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница