Дипломная работа «Иннокентий Анненский и романтическая культура»




страница1/8
Дата02.04.2016
Размер0.53 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный академический университет гуманитарных наук»

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ


Направление: 031400 «Культурология»

Дипломная работа

«Иннокентий Анненский и романтическая культура»

Работу выполнила:

Студентка 4 курса,

очного обучения, гр. К-10

Булат Д.Д.
Научный руководитель:

Доктор филологических наук

Бунина Светлана Наумовна
Допущен к защите:
_________________________

Москва 2014 г.
Оглавление

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ 1

Введение 3

Глава 1. Романтизм как культурное и философское движение 8

1.1 Предпосылки развития романтизма и его основные характеристики 8

1.2 Романтизм в странах Западной Европы 13

1.3 Романтическая культура в России 16

Глава 2. И. Анненский в культуре Серебряного века: опыт преломления традиций 19

2.1 Сквозные мотивы в лирике Анненского 19

2.2 Влияние литературных течений на творчество Анненского 23

Глава 3. Романтический интертекст в лирике Анненского 28

3.1 Мотив ночи: традиция немецкого романтизма 28

3.2 Двойничество Анненского и двоемирие романтиков 32

3.3 Тема Искусства в художественной системе Анненского 35

3.4 Интерпретация романтической иронии в творчестве Анненского 39

Заключение 42

Список литературы 45





Введение


Актуальность исследования. Иннокентий Федорович Анненский (1855-1909) занимает важное место как в русской литературе рубежа XIX-XX веков, так и в культуре модернизма в целом. При жизни он был мало известен своим современникам, однако с годами его влияние проступало в творчестве поэтов Серебряного века (М. Волошина, Н. Гумилева, А. Ахматовой и др.). Причина парадоксальной судьбы Анненского не только в его психотипе, обусловившем отстраненность от различных литературных течений его времени, но и в сложности и многоплановости его поэтического языка, который не мог влиять на современников напрямую. Он остался одним из тех тихоходов культуры, чье присутствие в контексте эпохи со временем оказывается знаковым, символичным. И сегодня, когда многие аспекты творчества Анненского изучены достаточно хорошо, в его творчестве все еще остается какая-то недосказанность, что дает простор для новых исследований.

Чаще всего мы можем встретить попытки отнести Анненского к одному из литературно-эстетических направлений: символизм (Л.Я.Гинзбург, Е.В.Ермилова, А.В.Федоров), импрессионизм (И.В.Корецкая, Б.В.Михайловский), акмеизм (как о предтече акмеизма о нем пишут В.С.Баевский, Л.Г.Кихней, Н.Н.Ткачева). В последнее время усиливается тенденция не рассматривать его творчество в русле одного течения, а писать о пограничности его творческого метода. Все это делает актуальной проблему изучения всевозможных литературных (и внелитературных) традиций и реминисценций в художественном мире Анненского. Кроме того, пограничность метода и мировоззрения Анненского оказывается исключительно созвучной самому рубежу веков как пограничной эпохе – и культуре раннего модернизма (в частности, декадентства) как пограничной культуре.

Романтический интертекст в лирике Анненского носит неявный характер. Может быть, поэтому влияние романтической культуры на творчество поэта незаслуженно остается без внимания практически всех современных исследователей. Но на наш взгляд, именно романтический код лежит в основе мифотворчества этого поэта, обусловливая его пограничное положение между классической русской традицией (Батюшков, Лермонтов, Тютчев) и культурой европейского модернизма. Без объективной оценки всех повлиявших на поэта литературных направлений, в том числе и романтической культуры, мы не можем говорить о всестороннем и полном изучении культурного наследие одного из самых значительных поэтов Серебряного века.

Степень изученности проблемы. Список литературоведческих работ об И.Анненском очень велик, но все же можно говорить о том, что научная традиция в изучении наследия поэта еще не сложена до конца. На данный момент Анненскому посвящено две отечественные монографии. Это работа А.Федорова «Иннокентий Анненский: личность и творчество»1 и монография «Иннокентий Аннеский : вещество существования и образ переживания» 2 Л.Кихней и Н.Ткачевой. Также стоит выделить книгу эссе А.Барзаха «Обратный перевод»3.

Первые отзывы об Анненском принадлежат его современникам. Лирике Анненского посвящены работы «О поэзии И.Ф.Анненского» Вяч. Иванова4, статьи М.Волошина, Г.Чулкова, В. Ходасевича.

В знаковой работе Л.Я.Гинзбург «О лирике»5 была подробно рассмотрена художественная система поэта. Она надолго определила направление исследования наследия Анненского. Л.Гинзбург определяет метод поэта как «психологический символизм», суть которого передается в наделении «вещи» душевными переживаниями лирического субъекта. В 1996 году выходит сборник статей «Иннокентий Анненский и русская культура XX века»6, посвященный проблематике лирического наследия поэта. В этом сборнике авторы пытаются определить место поэта в литературном пространстве начала века и выявить взаимосвязи и противоречия с другими поэтическими системами. В 2005 году прошли международные научно-литературные чтения Иннокентия Анненского», посвященные 150-летию со дня его рождения7.

В рамках нашего исследования стоит отметить работы, описывающие мировоззрение поэта в романтическом ключе. Заметим, что данная проблематика до сих пор является мало изученной и ей посвящено очень небольшое количество работ. Одним из самых крупных исследований в этом направлении является диссертация Е.П.Беренштейна «Иннокентий Анненский и романтизм», а также статьи этого автора. О связях Анненского с романтической культурой в своих исследованиях упоминали также Н. Ашимбаева и М.Тростников.



Объектом исследования являются лирические произведения И. Анненского, рассмотренные в рамках широкой культурно-философской традиции XIX и ХХ веков. При этом в качестве дополнительного материала исследования привлекаются драматургические произведения Анненского, его переводы, критические статьи, письма.

Предметом исследования является культура романтизма и ее отражение в творчестве поэта-модерниста.

Цель исследования: определение места и роли романтической культуры в художественном мире поэта.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать историю и своеобразие романтической культуры в России и странах Западной Европы.

  2. Охарактеризовать художественный мир поэта и основные мотивы его творчества.

  3. Определить место лирики Анненского в литературном пространстве Серебряного века.

  4. Изучить характер влияния наиболее близких Анненскому художественных систем на его творчество.

  5. Исследовать романтические мотивы в лирике поэта.

  6. Раскрыть особенности использования романтического наследия в лирике Анненского.

Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами в нашем исследовании применялись сравнительно-исторический и структурно-семиотический методы исследования. Интертекстуальный подход к изучению романтических мотивов в творчестве Анненского основан на культурно- семантическом анализе его произведений.

Отечественная сравнительно-историческая методология была заложена В.М.Жирмунским, опиравшемся на наследие А.Н.Веселовского. В этом же направлении работали Н.И.Конрад и М.П.Алексеев. Концепция о взаимодействии международных литературных связях получила развитие в разработке понятия «диалога культур» М.М. Бахтина и была продолжена в работах В.С. Библера.

Начало структурно-семиотического исследования было заложено фольклористом В.Я.Проппом. Традиция была продолжена под руководством Ю.М.Лотмана в рамках Тартуско-московской семиотической школы. Школа была представлена такими именами, как В.В.Иванов, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский. Ключевым понятием Тартуско-московской школы стало понятие текста (прежде всего, художественного), которое распространялось на описание культуры в целом. Исследование проблематики методологии было продолжено Е.М.Мелетинским. В постмодернистких теориях сложился принцип интертекстуального анализа, который предполагает, что текст всегда связан с другими текстами.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница