Десять правил психолога-профконсультанта




Скачать 141.41 Kb.
Дата13.08.2016
Размер141.41 Kb.


Десять правил психолога-профконсультанта
1. Знать профессиограммы специальностей, характерных для данного района.

2. Во время профконсультации обязательно иметь показания и противопоказания к профессиям, различные методики диаг­ностирования, чтобы в необходимых случаях выполнить и эту процедуру.

3. Во время профкомсультации развивать самооценку и ука­зывать на положительные качества личности, помогать в разви­тии объективного самоопределения.

4. Все рекомендации давать тактично, консультацию прово­дить в доверительной обстановке. Необходимо направлять уси­лия личности с учетом условий и требований общества.

5. Психолог должен быть убежден, что каждый школьник является личностью, обладающей индивидуальными интереса­ми, способностями, особенностями характера, которые необ­ходимо использовать в реализации потенциальных возможно­стей ученика.

6. Психолог может задавать вопросы, обобщая и системати­зируя ответы на них; дает советы, неся ответственность за их последствия.

7. Психолог делает выводы на основе комплексного изуче­ния личности оптанта (данных наблюдений, биографии, исто­рии событий, ответов на вопросы анкет, медицинского диагно­за, результатов психодиагностики).

8. При консультировании необходимо учитывать в большей степени последние данные о личности, чем предыдущие.

9. Консультант должен всесторонне и исчерпывающе прово­дить необходимые эксперименты, помогать школьнику понять свои недостатки, отрицательные черты характера и в довери­тельной форме указывать возможности их устранения.

10. Консультант, воздействуя на интеллектуальную и эмоци­ональную сферы школьника, должен постоянно учитывать его психологическое состояние. Его цель - понять собеседника и быть понятым им.



Ю. Е. Алёшина выделяет пять основных этических принципов, следование которым является особенно важным:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к кли­енту,

2. Ориентация на нормы и ценности клиента.

3. Запрет давать советы. Советуя, профконсультант берёт на себя ответственность за происходящее, что не спо­собствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. Однако не стоит путать совет с предоставлением объективной ин­формации, которую иногда просто необходимо дать клиенту.

4. Анонимность. Любая информация, сообщённая клиентом психологу-профконсультанту, не может быть передана кому-либо без его согласия, в том числе род­ственникам или друзьям. Исключением являются лишь случаи, представляющие непосредственную угрозу для чьей-либо жизни.

5. Разграничение личных и профессиональных отно­шений. Установление тесных личных отношений меж­ду профконсультантом и клиентом приводит к затруднению в сохранении объективной и отстранённой по­зиции, необходимой для эффективного разрешения проблем клиента.
Активизирующие технологии в профессиональном самоопределении
Технология активного обучения - такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе; либо каждый учащийся имеет определенное полевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Включает в себе методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.

Драматизация в обучении — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках (ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний).

Инверсия (от лат. inversio — переворачивание, перестановка) - перестановка слов, нарушающая их обычный порядок; доказательство тезиса, противоположного тому, что только что был доказан.

Метод групповой дискуссии — 1) организация совместной коллективной деятельности, цель которой интенсивное и продуктивное решение групповой задачи; 2) прием, позволяющий в процессе непосредственного общения путем логических доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии.

Метод морфологического анализа — один из методов активного обучения., когда вначале выделяются главные характеристики объекта-оси, а затем по каждой из них записываются всевозможные варианты-элементы. Имея записи по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число возможных вариантов, порой и самых неожиданных.

Метод фокальных объектов — метод, заключающийся в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психол. инерцию и косность. Рассматривая возникающие сочетания (напр.: «толстолистая личность», «мощная личность», «вечная личность», получившиеся при наложении случайного объекта «фикус» на фокальный — «личность»), можно прийти к оригинальным идеям.

Метод эвристических вопросов — применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач. Этот метод идет от древнеримского теоретика ораторского искусства Квинтилиана, рекомендовавшего своим ученикам ставить перед собой семь вопросов: кто? (субъект), что? (объект), зачем? (цель), где? (место), чем? (средства), как? (ме­тод), когда? (время). Если эти вопросы в определенной последовательности соединить между собой (1, 1—2, 1 — 3 и т. д. до 1—7; 2, 2—2 ...2—7 и т. д.), они порождают массу новых, порой совершенно неожиданных вопросов.

Мозговая атака (брейншторминг) (от англ. brain storming) — метод активизации мыслительных процессов путём совместного поиска решения трудной проблемы, предложенный американским психологом А.Осборном. В процессе М. а. обстановка в группе, в которую входит до 10 человек, должна быть непринужденной, люди раскованны, недопустимы критика и самокритика; все идеи, даже парадоксальные и нереальные, принимаются и проходят групповую экспертизу.

Театрализация в обучении — инсценировки разножанровых те­атральных представлений по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и т. п. атрибутами. (3)


Основные модели (схемы) и возможные результаты

активизации самоопределяющихся клиентов

Внешние и внутренние средства активизации могут быть представлены следующим набором:

- обаяние самого консультанта;

- "психотерапевтический" (а может, и "профконсультационный") миф, создающий основу для доверительных отношений между кли­ентом и психологом, а также веру клиента (а нередко и самого кон­сультанта) в используемые методы и подходы к решению данных про­блем;

- информационное воздействие (например, "ошарашивание" кли­ента "впечатляющими" фактами или какой-то неожиданной инфор­мацией, показывающей "осведомлённость" психолога и его "знание" своего дела, а также стимулирование клиента к каким-то действи­ям);

- логическое воздействие на клиента (замечено, что такому воз­действию чаще подвергаются люди с более развитым интеллектом, т.е. не всегда такое воздействие эффективно для всех без исключения клиентов…);

- конкретная (особенно интригующая клиента) методика (в слу­чае использования активизирующих методик создаётся реальная ос­нова для подлинного диалога психолога с консультируемым);

- приглашение на профориентационные занятия других (автори­тетных для данной аудитории) специалистов, например, тех людей, которые уже добились определённого про­фессионального и жизненного успеха.

В самом общем виде можно выделить традиционно используемые формы и методы активизации:



- индивидуальные беседы-консультации (с применением активи­зирующих вопросов, совместных технологий по анализу ситуаций самоопределения и т.п.);

- тренинговые процедуры;

- профориентационные игры и упражнения;

- специально организованные дискуссии;

- использование элементов дискуссий-экспромтов в рамках лек­ций и семинаров (для большей эффективности обычно такие "эксп­ромты" также специально готовятся);

- активизирующие опросники (со специальными вопросами, про­воцирующими размышления о сложных ценностно-смысловых ас­пектах самоопределения);

- совместное с клиентом (или с классом) рассмотрение задач-си­туаций профессионального и личностного самоопределения;

- использование собственных примеров консультанта или препо­давателя (часто такие примеры могут оказаться довольно интерес­ными и убедительными для клиентов).
В профконсультационной практике можно выделить следующие обобщенные схемы (модели) активи­зирующего воздействия на клиентов и на разные аудитории:

1. Вариант "Прелесть". Общая схема активизирующего воздей­ствия примерно следующая: сначала у клиентов вызывается состоя­ние восторга, клиенты просто очарованы таким "прелестным" профконсультантом (консультант обычно демонстрирует своё обаяние, мастерство и эрудицию). После чего "очарованные" таким образом клиенты с готовностью воспринимают любые рассуждения и реко­мендации психолога. К сожалению, достигнутый эффект "очарова­ния" почти не оставляет возможностей для самостоятельных размыш­лений и переживаний клиентов, т.е. активизирующий эффект край­не низкий (хотя все при этом очень довольны).

2. Схема "Проблемного обучения" предполагает специально со­зданные ситуации "удивления" клиента, после того, как ему не уда­ётся решить предложенную задачу (внешне такую простую) своим обычным способом. Клиент как бы сам обращается за помощью к консультанту, а психолог-консультант с помощью системы неболь­ших подсказок подводит клиента к самостоятельному поиску нового средства решения задачи. При удачной реализации данной схемы активизирующий эффект может быть достаточно высоким. Главная проблема - разработать системы усложняющихся подсказок под кон­кретные задачи-ситуации.

3. Схема "незавершённого действия" предполагает первоначаль­ную интригу со стороны психолога и даже начало совместной дея­тельности по решению данной проблемы (осмыслению ситуации самоопределения). Но в самый интересный момент, когда у клиен­тов уже возникло ощущение, что они на правильном пути, работа пре­кращается. Расчёт на то, что уже включенные в деятельность клиен­ты продолжат её за рамками занятия или консультации. И здесь ак­тивизирующий эффект может оказаться значительным. Важно лишь выбрать удачный момент для резкого прекращения совместной ра­боты.

4. Схема "Психолого-педагогического поступка" самого профконсулътанта. Сначала следует заинтриговать клиентов (учащихся) ка­кой-то важной проблемой (обычно ценностно-нравственного пла­на). Далее преподаватель как бы невзначай начинает размышлять вслух в присутствии аудитории. Предполагается, что такие размыш­ления носят нешаблонный и в чём-то даже парадоксальный харак­тер, что может вызвать у клиентов первоначальное непонимание и даже элементы агрессии (ведь известно, что любое серьёзное откло­нение от существующих шаблонов и стандартов осуждается в том числе и в подростковых аудиториях). Поэтому проводить такую ра­боту следует очень осторожно, также рассчитывая при этом на "от­сроченный эффект.

5. Схема "Специально организованной дискуссии". Предполага­ется, что психолог сначала должен также заинтриговать учеников определенной проблемой, т.е. спровоцировать желание обсуждать её. Но, как известно, импровизированное обсуждение часто превраща­ется в хаос (редкие исключения относятся к "культурным" аудитори­ям). Поэтому очень важным условиями реализации такой схемы явля­ется



  • совместная выработка правил совместного обсуждения;

  • выделение наиболее спорных вопросов и разных точек зрения (из-за которых обозначается разногласие);

  • специальная подготовка участни­ков дискуссии.

При проведении таких дискуссий профконсультант не должен открыто поддерживать какую-то из спорящих сторон, не должен позволять эмоционально втягивать себя в спор. Его задача - лишь организовывать процесс совместного размышле­ния.

Результат дискуссии - это не столько по­лучение "окончательной истины", сколько сам факт совместного раз­мышления над сложной проблемой, прояснение своих позиций и зна­комство с иными точками зрения.

6. Схема занятия, близкого к "тусовке". В основе работы лежит создание особой "атмосферы" элитного (или псевдоэлитного) обсуж­дения тех или иных проблем самоопределения. Само обсуждение обычно организуется со ссылками на популярных в определенной среде авторов, с использованием изысканных (или псевдоизыскан­ных) выражений и интонаций, а также с "легким жонглированием" сложных научных (или псевдонаучных) терминов и понятий. Надо быть реалистами и признать факт существования немалой группы клиентов, которым важен не столько результат размышлений над проблемами самоопределения, сколько сам процесс таких размыш­лений, где наиважнейшим становится внешнеэстетическое ("тусовочное") оформление подобных обсуждений. Стремление к такой псевдоулитарности можно объяснять разными причинами (стремлением самоутвердиться, недостатком настоящей внутренней культуры и са­моуважения и т.п.), но это также может рассматриваться как один из вариантов работы с определен­ными группами клиентов...

7. "Академическая схема" построения взаимоотношений с ауди­ториями (или с клиентом) предполагает логически обоснованное и в чём-то даже методичное изложение разных позиций, их обобщение и чёткие выводы. Для реализации такой схемы и получения жела­тельных активизирующих эффектов необходима подготовленная аудитория, что в большинстве случаев является редкостью.

"Ака­демическая схема" предполагает ярко выраженный план воображе­ния и готовность аудитории работать с научными абстракциями, К сожалению, в большинстве случаев такая схема активизации оказы­вается непригодной дли обычных аудиторий учащихся.

8. Схема организации подлинного диалога с клиентом (или с груп­пой). Опыт показывает, что часто для построения такого диалога всё-таки требуется определенная подготовительная работа (определения готовности клиента к диалогу, создание мотивационной основы для диалога и т.п.) с целью организации диалога, позволяющего "активизировать" клиента, а затем и формировать его готовность к самостоятельным и осознанным действиям, т.е. выводить его на уро­вень "активности".

В целом, возможными эффектами активизации профессионально­го самоопределения могут быть следующие:

- "очарованный клиент" (несмотря на внутреннюю зависимость такого клиента, он всё-таки может проявить определенную актив­ность хотя бы по реализации "готовых" рекомендаций профконсультанта);

- клиент, заинтересовавшийся данной профориентационной про­блемой (о которой он раньше, например, вообще не задумывался);

- озадаченный клиент (например, если он раньше воспринимал ситуацию самоопределения как более простую и понятную);

- клиент, стимулированный на продолжение определенных дей­ствий по решению своих проблем (на основе эффекта "незавершен­ного действия").


Профориентационные игры с классом
Профориентационные игры с классом предназначены для работы с учащимися 7-11 классов. Конеч­но, по своему содержанию и активизирующим возможностям эти методики уступают деловым играм и психотерапевтическим про­цедурам, но они, в отличие от названных процедур, рассчитаны на реальные условия работы в школе (ограниченность временем урока, необходимость работы с целым классом и т.п.). При проведении про­фориентационных или психологических курсов подобные игры мо­гут быть использованы в дополнение к диагностическим процеду­рам, дискуссиям, индивидуальным консультациям и лекционным формам работы.

Можно назвать следующие конкретные игровые методики. Цен­ностно-нравственные профориентационные игры; "Пришельцы", "Три ветерана" ("Три судьбы"), "Остров", "Спящий город", "Существо" (с элементами экологического воспитания). Пробно-ознакомитель­ные игры: "Стажеры-инопланетяне", "Ассоциации" (профориента-ционный вариант), "Угадай профессию", "Вакансия", "Новичок-На­ставник", "Завод" ("Кооператив", "Музей"). Игры, где отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собесе­дованиях: "Профконсультация", "Приемная комиссия", "Пять шагов", "Советчик". Важным условием проведения этих игр является их вы­сокая динамика (темп), что позволяет решать и проблемы, связан­ные с организацией дисциплины учащихся на уроке, чего больше всего обычно боятся психологи перед выходом в школьный класс. В Приложении 1 настоящего пособия в качестве примера приведена игра "Спящий город".


Игровые профориентационные упражнения
Игровые профориентационные упражнения и микроситуации обычно используются в работе с подгруппой (8-15 человек) или с малой группой (6-8 человек). Многие игры основаны на довольно эффективной процедурной модели, когда участники рассаживаются в круг, что внешне делает эти упражнения похожими на психотера­певтические группы, И хотя называть их психотерапевтическими мы бы не стали (это скорее профориентационные группы), но некото­рые психотерапевтические эффекты там все-таки возникают. Поэто­му для проведения подобных занятий профконсультант должен об­ладать хотя бы минимальным уровнем психотерапевтической куль­туры (не навязывать своего мнения, всячески демонстрировать свою выдержку и эмпатию участникам, организовывать их реальное взаимодействие, создавать условия для самовыражения всех участни­ков группы и т.п.).

Можно назвать следующие игровые профориентационные упраж­нения: "Профессия на букву...", "Подарок", "Любимое блюдо", "Мас­карадный костюм", "Человек-профессия", "Автопортрет" (профориентационный вариант), "Кто есть кто?", "Саман-самая", "Цепочка", "Ловушки-капканчики", "Эпитафия", "А вот и Я", "Звездный час", "День из жизни" ("Ночь из жизни") и др.

Очень популярны среди школьных профконсультантов игровые микроситуации (для 3-6 человек), где моделируются различные эле­менты профессионального общения, связанные обычно с конфликтностью отношений. Например, ситуации из общения продавца с по­купателями, инспектора ГАИ с нарушителями, зубного врача с кли­ентами, продавца-ларёчника с рэкетирами, экскурсовода с иностран­ными туристами и т.п.
Психогимнастическое упражнение "Знакомство"
Знакомство может происходить и в форме психогимнастичес­кого упражнения, цепью которого является активизация и "пере­ключение" участников на решение поставленных перед ними задач. Руководитель заня­тия предлагает участникам представиться и кратко сообщить о себе по схеме:


  • Имя.

  • Увлечения.

  • Что привело меня на данную встречу?

  • Выбрал ли для себя будущую профессию?

  • Если "да", то какую, почему?

(Перечень позиций, по которым должен быть составлен рассказ о себе, может быть изменен).

Данное упражнение можно изменить следующим образом. Пре­подаватель разделяет участников на пары и затем предлагает каждой паре в течение нескольких минут поговорить друг с другом, познако­миться. После того, как вся группа вновь объединяется, каждый дол­жен рассказать группе о своем "напарнике" по схеме, предложенной в 1-м варианте знакомства.

Такое объединение по парам - начало со­здания чувства общности, принадлежности к группе. Оно также сти­мулирует свободное общение участников друг с другом.
Деловая игра «Телефонный звонок работодателю»
Проведение деловой игры повышает компетентность участников в решении следующих задач:

• широта представлений участников о вариантах поиска работы;

• освоение практических навыков ведения телефонных переговоров;

• нейтрализация возможного негативного опыта ведения телефонных переговоров в прошлом;

• формирование психологической готовности к активному поиску работы.

Для участия в игре приглашаются двое: "работодатель" и "кандидат на вакан­тную должность". Действия "работодателя" задаются "Диалоговыми карточка­ми-заданиями" (см. ниже), определяющими условия телефонного разговора. "Кандидат" располагает одним из резюме (текст, красиво напечатанный на листе бумаги формата А4 и доводящий до сведения работодателя, почему из всех возможных претендентов на вакантную должность он должен выбрать именно Вас: Ф.И.О., телефон, факс, адрес, дата рождения, Цель поиска работы, образование, опыт работы, првышение квалификации, профессиональные умения и навыки, специальные знания, профессиональные достижения, дополнительные сведения, личные качества, рекомендации – по возможности) и кратким информацион­ным сообщением о себе. В идеале, участники телефонного разговора обеспече­ны телефонными аппаратами и не имеют возможности видеть друг друга. Если эта возможность отсутствует, то игра проводится в имитационной форме (важно лишь обеспечить невозможность для собеседников видеть друг друга). Время телефонного разговора ограничено двумя минутами. Цель "кандидата": добиться приглашения на личную встречу. Задача работодателя определяется "Диалого­вой карточкой-заданием". Итоги каждого телефонного звонка обсуждаются груп­пой. Руководители корректируют ход обсуждения с целью поддержания конст­руктивной позиции группы и сохранения положительной мотивации игроков на дальнейшую работу. В процессе обсуждения вырабатываются общие реко­мендации для следующих пар игроков.

Желательно, чтобы каждый член группы получил возможность выступить хотя бы в одной роли "работодателя" и "кандидата" и осознать специфику обще­ния по телефону в каждой роли.

После окончания активной фазы игры руководитель организует групповое обсуждение следующих вопросов:

1. Что было самым трудным при ведении телефонного разговора?

2. Как Вы с этим справились?

3. Какие проблемы телефонного общения Вы не сумели решить в ходе тренинга?

Диалоговые карты-задания

1. Работодатель: "Вакансия занята".

2. Работодатель: "Направьте резюме по факсу".

3. Работодатель: "Сообщите сведения о себе, мы Вам позвоним".



4. Работодатель: "Расскажите о себе".




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница