Департамент занятости населения Вологодской области мир профессий рабочие профессии Мир профессий




страница1/3
Дата06.08.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3



Департамент занятости населения

Вологодской области


МИР профессий
рабочие профессии



Мир профессий. Рабочие профессии
В издании приведена информация о профессиях, востребованных на рынке труда Вологодской области.
Представленные профессии описаны по следующей схеме:

- содержание профессиональной деятельности и условия труда;

- области применения и места работы;

- необходимые качества; медицинские ограничения;

- требования к профессиональной подготовке;

- перспективы профессионального роста и карьеры.


Материалы сборника содержат описание профессий, (специальностей), которые можно получить в учреждениях начального и среднего профессионального образования области и через ускоренную профессиональную подготовку.
Издание предназначено для профконсультантов службы занятости и других специалистов, занимающихся вопросами профориентации.

Содержание


Автомеханик …………………………………………………………..

4

Водитель ……………………………………………………………….

5

Каменщик ……………………………………………………………..

6

Маляр-штукатур ……………………………………………………..

8

Машинист крана (крановщик) …………………………………….

9

Парикмахер ……………………………………………………………

10

Повар …………………………………………………………………..

11

Кондитер ………………………………………………………………

12

Продавец ………………………………………………………………

13

Плотник ……………………………………………………………….

15

Столяр …………………………………………………………………

16

Слесарь ………………………………………………………………..

Слесарь инструментальщик ……………………………………….

Слесарь механо-сборочных работ …………………………………

Слесарь-ремонтник, специалист по ремонту техники ………...

17



Станочник широкого профиля …………………………………….

23

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства ….

25

Электромонтер ………………………………………………………...

26

Сварщик ………………………………………………………………..

27

Приложение ……………………………………………………………


29






АВТОМЕХАНИК

Профессия «автомеханик» зарождалась по мере развития автомобильного транспорта. Производство и эксплуатация автомобилей усиливали потребность в людях, способных поддерживать их в исправном состоянии и ремонтировать их в случае поломки. С изобретением конвейера Генри Фордом (30-е годы ХХ века) количество автомобилей резко возросло. Это создало необходимость в увеличении количества людей, умеющих поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Усложнение конструкции автомобиля т появление сложного диагностического оборудования (50-е годы ХХ века) приводит к разделению специальностей автомеханика: автоэлектрик, моторист, маляр, вулканизаторщик и т.д.



Содержание труда. Автомеханик занимается ремонтными работами автомобильного транспорта. Выполняет следующие виды работ: разборка, ремонт, сборка грузовых и легковых автомобилей, автобусов, троллейбусов и других транспортных средств; регулировка и разборка, ремонт и замена, установка и регуляция агрегатов, узлов и деталей (в т.ч. электрооборудования) автомобиля; обслуживание узлов, агрегатов и систем автомобиля. Должен уметь заменить расходные материалы на автомобиле (масло, тосол); провести диагностику агрегатов, узлов и систем автомобиля; проверить тормозную, рулевую системы и подвески на стенде. Автомеханик выполняет дефектовку (определение исправных и неисправных деталей) после разборки, мойки и чистки; статическую и динамическую балансировку дисков и колес, восстановление резины автомобиля (колес, камер); рихтовку и выравнивание поврежденных металлических конструкций кузова.

Области применения, места работы. Автомеханик работает в гараже или на стоянке, где осуществляется парковка и уход за автомобилем. Это могут быть автобусный парк, таксомоторные парки, автотранспортные предприятия, транспортные цеха, автосервисы, станции технического обслуживания и инструментального контроля автомобилей, мастерские по замене, балансировке и ремонту колес и т.п.

Необходимые качества: техническое мышление, развития ручная моторика, логическое мышление, хорошая память, хорошее пространственное воображение, концентрация внимания, физическая сила, хорошее зрение и слух, хорошая координация движений. Важны такие личностные качества, как тщательность, кропотливость, ответственность, аккуратность, выносливость.

Медицинские ограничения: слабое здоровье, быстрая физическая и психическая утомляемость, торопливость, невнимательность.

На сегодняшний день эта профессия остается востребованной, поскольку количество выпускаемых автомобилей неуклонно растет, а прогресс не стоит на месте.



Профессию автомеханика можно получить в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования.


Водитель
Профессия водителя в настоящее время является одной из самых массовых и популярных. В наше время нормальная работа промышленности, строительства, сельского хозяйства без автомобиля была бы невозможной.

Содержание труда. Работа водителя заключается в эксплуатации и обслуживании автомобиля. Перед выездом из гаража водитель проверяет наличие топлива, масла, воды, исправность механизмов автомобиля и системы электрооборудования.

Во время рейсов водитель наблюдает за показаниями приборов (амперметра, указателей температуры воды и давления масла), а также следит за работой всех агрегатов. В случае появления каких-либо посторонних стуков или шумов водитель должен немедленно остановить автомобиль, установить причину появления неисправности и устранить ее. По возвращении в гараж водитель выполняет все работы ежедневного технического обслуживания (мойку, заправку топливом и маслом, смазку, осмотр и т.д.).

Для бесперебойной работы автомобиля в автохозяйствах ремонтные работы выполняет специальная бригада. Водитель принимает непосредственное участие в техническом обслуживании и ремонте автомобиля.

Условия труда: рабочим местом водителя является кабина автомобиля, а также гараж или стоянка, где осуществляется парковка и уход за автомобилем. Рабочий день может быть организован по-разному, в зависимости от конкретных задач организации.

На рабочем месте водителя повышенный уровень шума, в воздухе постоянно присутствует пыль. Нервно-эмоциональное напряжение в работе значительное и постоянное.



Области применения, места работы: парки общественного транспорта, обслуживание организаций или частных лиц.

Необходимые качества. Сосредоточенность, высокая помехоустойчивость, хороший глазомер. Водитель должен быть физически крепким и выносливым.

Высоки требования к вниманию водителя. С одной стороны, необходима длительная концентрация внимания в течение нескольких часов работы. С другой стороны, внимание водителя должно хорошо переключаться с одного объекта на другой. Очень важно водителю иметь большой диапазон (объем) внимания, что определяется количеством явлений, которые он может замечать и воспринимать одновременно и на которые он в состоянии правильно реагировать.

Водитель должен обладать хорошей реакцией на неожиданные ситуации, развитым пространственным воображением. Ему необходимо быть дисциплинированным, осторожным, рассудительным, находчивым.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: невнимательность, рассеянность, эмоциональная неустойчивость, быстрая психическая утомляемость, недисциплинированность, агрессивность, злоупотребление спиртными напитками.

Медицинские ограничения. Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями позвоночника, язвенной болезнью, дальтонизмом, нервно-психическими заболеваниями, нарушением вестибулярного аппарата.

Родственные профессии: специалист по эксплуатации и ремонту транспорта, обслуживающий персонал, инструктор по обучению вождению.

Перспективы карьерного роста: повышение профессионализма и автоматизма выполняемых действий. Возможен административный карьерный рост.

Возможна переквалификация на другие виды транспорта.

Востребованность на рынке труда высокая.

Профессию водителя легкового, грузового автомобиля или автобуса можно получить в специализированных автошколах, на курсах профессиональной подготовки, изучая правила дорожного движения и проходя практические занятия по вождению.

Для получения прав после прохождения учебного курса необходимо сдать экзамен по теории и практике в Управлении ГИБДД





КАМЕНЩИК

Содержание труда. Каменщик – это рабочий, участвующий в возведении и ремонте жилых домов, мостов, промышленных и других сооружений из природных искусственных строительных материалов. Выполняет работы по кладке и ремонту каменных конструкций зданий, мостов, промышленных и гидротехнических сооружений.

Свои производственные операции (кладку стен, их облицовку; кладку блоков под штукатурку; устройство фундаментов; монтаж железобетонных балок, плит, перекрытий; установку оконных и дверных коробок) каменщик осуществляет при помощи ручных инструментов и приспособлений.

При выкладывании любых конструкций каменщику приходится решать мыслительные задачи – планировать свои действия, контролировать и устранять отклонения от проектных требований. Работа в постоянно меняющихся условиях требует от рабочего умения распределять и переключать внимание.

Работают каменщики звеньями различного состава.



Условия труда. Работа на открытом воздухе (возможно на высоте) и в помещении.

К вредным условиям труда относятся: погодные условия (если строительство производится на открытом воздухе), шум и воздействие применяемых материалов.



Области применения, возможные места работы: строительство, реставрация зданий, производственных помещений, мостов

Доминирующая профессиональная направленность - человек-техника

Область интересов: строительство, техника; сопутствующие – деревообработка, металлообработка, физика, математика.

Необходимые качества: выносливость, хорошее зрение и слух, правильный глазомер, гибкость и подвижность рук, правильная координация движений, внимательность, аккуратность, хороший вестибулярный аппарат, пространственное воображение, техническое мышление, наглядно-образная память.

Требования к профессиональной подготовке

Хорошая подготовка по физике, химии, математике, материаловедению.



Должен знать: правила техники безопасности; приемы передачи сигналов, команд крановщику грузоподъемного крана; основные виды и свойства природных и искусственных строительных материалов, растворов; технологию возведения и монтажа частей здания; назначение, устройство, правила эксплуатации инвентаря, инструментов, приспособлений, применяемых при выполнении работ по кладке и ремонту каменных конструкций зданий и сооружений.

Должен уметь: производить и разбирать различные виды кладки; производить в каменных зданиях монтаж сборных элементов; осуществлять работы по заделке швов в сборных конструкциях; ремонтировать кирпичные стены и фундаменты.

Медицинские ограничения: заболевания органов дыхания, ревматизм, болезни, сопровождающиеся потерей сознания, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, хронические заболевания суставов, кожные и аллергические заболевания, плохие зрение и слух.

Перспективы профессионального роста и карьеры: разнорабочий – специалист-каменщик, бригадир. При дополнительном повышении образования (среднее или высшее строительное образование) – прораб, строительный инженер, архитектор.

На рынке труда профессия востребована. Спрос на нее стабильный.


Профессию каменщика можно получить в учебных заведениях начального профессионального образования и через ускоренную профессиональную подготовку.
МАЛЯР-ШТУКАТУР


Содержание труда. Занят в строительных и ремонтных организациях. Выполняет работы по оштукатуриванию, облицовке поверхностей зданий и сооружений, малярные работы. Подготавливает поверхность для выполнения работ, готовит растворы для различных видов штукатурки, размечает поверхность под оштукатуривание и облицовку плиткой, наносит вручную или механизированным способом раствор на рабочую поверхность, обрабатывает ее после высыхания, делает ремонт оштукатуренной поверхности, производит замену негодной плитки на новую. В процессе штукатурных работ использует ручные и механизированные средства (нож, молоток, отвес с катушкой, затирочные машины и др.).

После окончания штукатурных работ маляр-штукатур выполняет малярные работы. Он производит окраску, оклейку, художественную отделку, ремонт наружных и внутренних поверхностей здания. В процессе работы производит очистку поверхности от пыли, грязи, ржавчины, подбирает краску нужного цвет и качества и наносит ее тонким слоем на окрашиваемую поверхность. Использует ручные и механизированные инструменты: шлифовочные щетки, электрощетки, краско-смесители, валики, кисти и др.



Условия труда. Работает в помещении и на открытом воздухе. Возможна работа на высоте (с лесов и люлек), в неудобной позе. Работает индивидуально или в составе бригады. Профессия имеет 2-6 разряды.

Области применения, возможные места работы: строительство.

Необходимые качества: физическая выносливость, подвижность тела и рук, их координация, чувство равновесия, хорошее зрение (острота, цветоразличение), развитая суставно-мышечная и тактильная чувствительность, хороший линейный глазомер, наглядно-образное мышление и память, аккуратность, художественный вкус.

Требования к профессиональной подготовке: необходимы хорошая подготовка по химии и физике, знания в области художественного и технического творчества, дизайна. Должен знать основные виды и свойства материалов, применяемых при оштукатуривании и выполнении малярных работ, способы подготовки поверхностей под штукатурку и различные виды окраски, способы выполнения декоративных штукатурок, приемы разметки наружных и внутренних поверхностей зданий, виды и свойства ускорителей и замедлителей схватывания растворов с химическими добавками, правила цветообразования. Должен уметь управлять машинами и механизмами, применяемыми при штукатурных и малярных работах, подготавливать все виды поверхностей под окраску, обрабатывать поверхности малярными составами, оклеивать обоями и другими материалами, производить ремонт малярных покрытий, пользоваться техническими картами и справочной литературой.

Медицинские ограничения: нарушение опорно-двигательного аппарата (хронический радикулит, расширение вен, плоскостопие), заболевания сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, выраженные заболевания органов зрения, нарушения в вестибулярном аппарате, предрасположенность к простудным, кожным, аллергическим заболеваниям, нервно-психические расстройства.

Уровень образования – начальное профессиональное.

Профессию маляра-штукатура можно получить в учебных заведениях начального профессионального образования и через ускоренную профессиональную подготовку.



МАШИНИСТ КРАНА (КРАНОВЩИК)


Содержание труда. Машинист крана проводит техосмотр крана (проверка исправности и регулирование тормозов, крюков, крепления тросов, грузозахватных приспособлений, действия предохранительных устройств). Установку крана на опоры, строповка (закрепление) грузов, управляет краном при помощи системы управления крана (рулевое колесо, рычаги, педали). Занимается следующими видами деятельности: погрузочно-разгрузочные работы (подвижного состава автотранспорта, строительных конструкций, оборудования и материалов), подъемно-транспортные работы, транспортировка деталей и узлов к местам сборки изделий, укладка деталей, монтаж сборных конструкций зданий, сооружений, технический уход и профилактический ремонт автокрана, поддержка и укладка труб.

Условия труда: рабочее место: в кабине крана (часто - на большой высоте). Режим труда: сменный. Профессиональные вредности: неблагоприятные микроклиматические условия, связанные с влиянием погодных условий и отсутствием достаточной теплоизоляции кабины; вибрация, шум, перепады освещенности.

Области применения, возможные места работы: строительные организации, автотранспортные организации, предприятия электросетей, цеха предприятий, грузовые железные дороги, пристани, предприятия связи.

Необходимые качества: хорошее физическое здоровье, хорошая координация движений, концентрация внимания, хорошее зрение, точный глазомер, хорошая моторная память, выносливость, ответственность, уравновешенность, усидчивость, аккуратность, внимательность.

Должен знать: основы физики и электротехники, правила техники безопасности; правила строповки (закрепления) грузов; знаковую и звуковую сигнализацию.

Должен уметь: разбираться в схемах обслуживаемых кранов и механизмов; разбираться в технологических процессах монтажа оборудования; определять причины неисправности крана; владеть слесарным делом; производить техническое обслуживание и текущий ремонт.

Медицинские ограничения: заболевания сердца или нарушения артериального давления, нервно-психические расстройства, судороги, потери сознания, нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения, вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия, расстройства координации движений, дрожание рук, боязнь высоты, расстройства речи, заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей.

Профессию машиниста крана можно получить в учебных заведениях начального профессионального образования и через ускоренную профессиональную подготовку.


ПАРИКМАХЕР

Слово «парикмахер» имеет французское происхождение – накладка волос, а в театре – одно из выразительных средств грима. Профессия парикмахера всегда была и будет жизненно необходимой, так как в человеке заложено стремление к красоте и уходу за собой.



Содержание труда. Парикмахер работает с клиентами и выполняет следующие виды деятельности: подбор прически с учетом особенностей внешнего облика клиента; мытье, расчесывание, стрижка и укладка волос; окрашивание волос в различные цвета и оттенки, их обесцвечивание; химическая завивка волос; косметический уход за волосами, создание причесок на заказ для торжественных случаев, работа с париками, шиньонами и накладками; дезинфицирование, чистка и проверка инструментов, разработка моделей причесок с учетом направления моды.

Профессия имеет специальности: парикмахер широкого профиля, парикмахер мужской, парикмахер женский, парикмахер детский.

Использует в процессе работы ручные (ножницы, расчески, пульверизаторы) и механические (электрофен, машинка для стрижки волос) инструменты. Использует в процессе работы химические растворы и лаки.

Вступает в многочисленные деловые и неформальные контакты с коллегами по работе. Многочисленные кратковременные контакты с клиентами создают повышенную эмоциональную напряженность труда.

Несет ответственность за санитарное состояние инструментов и рабочего места.

Условия труда. Работает в двухсменном режиме, в помещении, рабочая поза - положение "стоя".

Вредным фактором является повышенное содержание в воздушной среде пыли, паров воды и химических веществ (лаков, одеколонов).



Профессия имеет 1-2 классы. При высококачественной работе и стаже не менее пяти лет присваивается квалификация "1 класс". После окончания соответствующих курсов возможно получение специальности "парикмахер-модельер".

Область применения, места работы: салоны-парикмахерские, салоны красоты, дом моделей, кабинеты на отдельных предприятиях. Возможно оказание платных услуг частным лицам на дому.

Необходимые качества. Для успешной деятельности необходимы высокая подвижность пальцев рук, тонкая зрительно-двигательная координация, развитое пространственное воображение, хорошая зрительная память, а также психологическая устойчивость к многочисленным межличностным контактам, обладание навыками делового общения и способность конструктивно воспринимать критику в свой адрес, доброжелательность, тактичность, терпеливость, изобретательность, эстетический вкус.

Требования к профессиональной подготовке.

Должен знать: правила санитарии и гигиены при выполнении парикмахерских работ; строение, свойства кожи и волос; способы и приемы выполнения стрижки, завивки и укладки волос; рецептуру красящих смесей и составов для завивки волос, их влияние на волосы и кожу головы; ориентироваться в направлениях моды в области причесок.

Должен уметь выполнять различные стрижки, завивку, укладку и окраску волос.

Медицинские противопоказания: работа не рекомендуется людям, имеющим заболевания: органов дыхания (бронхиальная астма, хронический бронхит и др.); сердечно-сосудистой системы (сердечная недостаточность, пороки сердца и др.); опорно-двигательного аппарата (хронический ревматизм и др.); кожи с локализацией на кистях рук (экзема и др.). Препятствуют успешной деятельности необщительность, плохая координация движений; ослабленные внимание и память, неразвитое воображение; неразвитая ручная моторика, отсутствие эстетического вкуса, неряшливость, неумение соблюдать санитарно-гигиенические требования, раздражительность и быстрая утомляемость, нетерпимое отношение к манерам, вкусу, особенностям внешности других людей, чувство брезгливости к другим людям.

Профессию парикмахера можно получить в учебных заведениях начального профессионального образования и через ускоренную профессиональную подготовку.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница