«дене шынықтыру және спорттың Қазіргі кездегі өзекті мәселелері»




Скачать 101.4 Kb.
Дата28.06.2016
Размер101.4 Kb.
Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі

Л.Н.Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева

Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan


емблема ену

«ДЕНЕ ШЫНЫҚТЫРУ ЖӘНЕ СПОРТТЫҢ ҚАЗІРГІ КЕЗДЕГІ ӨЗЕКТІ МӘСЕЛЕЛЕРІ»

VII – Қысқы Азия ойындарына арналған

халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция
Международная научно-практическая конференция

«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» посвященной 7-ым Зимним Азиатским играм
International science-practical conference

«MODERN PROBLEMS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT»

devoted to 7th winter Asian games



Астана қаласы – 2011

Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі

Л.Н.Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті
Министерство образования и науки Республики Казахстан

Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева




«Дене тәрбиесі және спорттың қазіргі кезеңдегі өзекті мәселелері»

VII – Қысқы Азия ойындарына арналған

халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция

МАТЕРИАЛДАРЫ

4-5 ақпан, 2011 жыл


«Современные проблемы физической культуры и спорта»

МАТЕРИАЛЫ

Международной научно-практической конференции посвященной 7-ым Зимним Азиатским играм

4-5 февраля 2011 года


Астана
УДК______

ББК______

Қ________

Бас редакторы/Главный редактор
Редакция алқасы/Редакционная коллегия
Басылымға жауапты/Ответственные за выпуск
«Дене тәрбиесі және спорттың қазіргі кезеңдегі өзекті мәселелері»: VII – Қысқы Азия ойындарына арналған халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары (4-5 ақпан, 2011 жыл)/ Жалпы ред. Басқарған А.Ә.Жұмаділханов. – Астана: Л.Н.Гумилев атындағы ЕҰУ, 2011.-218 бет

«Современные проблемы физической культуры и спорта»:

Материалы международной научно-практической конференции посвященной 7-ым Зимним Азиатским играм 4-5 февраля 2011 года (4-5 февраля 2011 года)/ под общей ред. А.А.Жумадилханова. – Астана: ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 2011.-218 стр.



ISBN________________

Халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдарында VII – Қысқы Азия ойындарына арналған «Дене шынықтыру және спорттың қазіргі кездегі өзекті мәселелеріне» арналған баяндамалар беріледі. Жинақ материалдарын жоғары білім саласындағы ғалымдар, қызметкерлер, ізденушілер мен студенттер өздерінің ғылыми-зерттеу жұмыстарында қолдана алады.

В материалах международной научно-практической конференции предоставлены доклады посвященные 7-ым Зимним Азиатским играм «Современные проблемы физической культуры и спорта». Опубликованные материалы могут быть использованы в научно-исследовательских и практической деятельности специалистами, работающими в области высшего образования, учеными, соискателями.


ISBN _________ УДК_____

Қ ____________ ББК__________

Л.Н.Гумилев атындағы ЕҰУ, 2011



ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ОТБОРА И МАССОВЫЙ СПОРТ
Р. А. Абдреев

Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева

г. Астана

Необходимо отметить, что выдающиеся спортивные достижения - это результат сложного взаимодействия наследственных факторов и влияния внешней среды. Способности не являются врождёнными, а формируются в процессе развития. Врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. К таким задаткам относятся особенности высшей нервной деятельности, строение тела, свойства нервно-мышечного аппарата и т.д. Проблема способностей - это проблема индивидуальных различий между людьми. Физиологической основой индивидуальных различий является учение И.П. Павлова о свойствах и типах нервной системы. Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды ускоренного и замедленного развития способностей. Нередко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются и дети с замедленными темпами формирования способностей. Отсутствие высоких ранних достижений ещё не означает, что большие способности не проявятся в дальнейшем.



Условно различают три уровня развития способностей: 1. Самые общие способности. К ним можно отнести хорошее здоровье, нормальное физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, интересы, склонности и т. д 2. Общие элементы спортивных способностей: быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, высокий уровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, успешное восстановление после тренировочных нагрузок и т.д. 3. Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост спортивных результатов, высокий уровень развития специальных качеств, высокая мобилизация, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником и т.д. В отдельных видах спорта структура способностей неодинакова. Так, в циклических видах спорта важную роль в структуре способностей играют стабильность мышечно-двигательных дифферинцировок, "чувство темпа", "чувства ритма", способность к адекватным оценкам функционального состояния. В скоростно-силовых видах спорта важны точные мышечно-двигательные дифферинцировки, точная пространственно-временная ориентировка, "чувство ритма". В играх и единоборствах на первый план выступают психические качества, в основе которых лежит система процессов, определяющая возможность в кратчайшие сроки воспринимать возникающие ситуации, принимать и реализовывать творческие решения. Некоторые специалисты одним из проявлений "двигательной одарённости" считают способность быстро, "буквально на лету", схватывать и запоминать технику выполнения сложных элементов, а также достаточно прочное её закрепление. В последнее время усилился генетический подход к проблеме спортивных способностей. Академик Астауров Б.Л. отмечает, что возможности воспитания и тренировки не беспредельны, их границы определены наследственной конституцией (генотипом) данного индивидуума. На это указывал ещё Ч.Дарвин. Он говорил, что воспитание и окружающая остановка производит лишь слабое влияние на способности человека, большинство которых в действительности являются врождёнными. Роль генетической информации в формировании спортивных способностей изучена крайне недостаточна. В частности, установлено большая наследственная обусловленность роста по сравнению с массой тела. Значительная наследственная предрасположенность обнаружена (по данным В.М. Зациорского, Л.П. Сергиенко) в латентном периоде двигательной реакции, в скоростно-силовых тестах (прыжок в длину с места и с разбега, бег на 30 м), в относительной силе мышц и максимальной ЧСС. По результатам исследования Шварца В.Б. генетически обусловлены анаэробные процессы. Преимущественно средовая обусловленность проявляется в абсолютной силе мышц, частоте движений, некоторых показателях ловкости метания ядра. Можно сделать вывод о том, что более простые в координационном отношении действия в большей мере наследственно предопределены, чем сложные движения. В исследованиях Сергиенко Л.П. показано, что развитие подвижности в суставах человека также находится под значительным влиянием наследственных факторов. Оказалось, что влияние генов на гибкость характерно в большей степени для женского организма, чем для мужского. Активность действия генетических факторов на развитие гибкости снижается в ходе индивидуального развития. Влияние генетических факторов в большей степени проявляется в отношении функции сердечно-сосудистой системы и в меньшей - в отношении аппарата внешнего дыхания. Такие показатели внешнего дыхания, как мощность вдоха, минутный объём дыхания, максимальная лёгочная вентиляция, существенно зависит от факторов внешней среды (В.Б. Шварц, 1975). Исследования энергетического обмена позволили В.Б. Шварцу сделать предположение о "генетической обусловленности механизмов энергетического обеспечения мышечной деятельности - аэробного и анаэробного процессов", а также высказать мысль о том, что "энергетические критерии отбора в циклических видах спорта достаточно надёжны". Таким образом, наследственный фактор в значительной степени определяет физическое развитие, формирование двигательных качеств, аэробную и анаэробную производительность организма, величину прироста функциональных возможностей под влиянием спортивной тренировки.

Но, признавая значимость генетического фактора, не следует умалять роли внешней среды. На большую роль внешней среды в формировании таланта косвенно указывают следующие факты. Анкетирование более 600 спортсменов высокого класса показало, что дети, которые достигли в последующем успехов в видах спорта, требующих выносливости, родились в многодетных семьях (трое и более детей). Известно, что в многодетных семьях дети рано становятся самостоятельными. Для них характерна большая настойчивость и целеустремлённость, им в большей мере приходиться помогать по хозяйству, сто вырабатывает умение организовывать свободное время. Очевидно, средовые факторы, в частности особенности воспитания детей, играют важную роль во всех видах спорта, где важны настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности. Для понимания взаимодействия генетических и средовых факторов представляет интерес проблема критических или чувствительных (сенситивных) периодов развития. Имеются данные (Л.П. Сергиенко) о том, что воздействие тренировки более эффективно в раннем возрасте для одарённых детей. Напротив, для детей, "не имеющих наследственного предрасположения", наибольшее влияние тренировки проявляется в более позднем возрасте. При характеристике возрастных границ сенситивных периодов важно ориентироваться не только на паспортный, но и на биологический возраст. Таким образом, проблема спортивных способностей требует осторожного подхода к оценке природной одарённости, диктует целесообразность всестороннего анализа морфологических, функциональных и психических свойств юного спортсмена. Идея спортизации физического воспитания в общеобразовательной школе на основе новой формы его организации была апробирована нами в трехлетнем педагогическом эксперименте, проведенном в 1996 - 1999гг/ в школе № 32 г. Сургута [1, 2]. Для реализации этой идеи были сформулированы и реализованы в эксперименте следующие организационно-методические принципы инновационного преобразования процесса физического воспитания в общеобразовательной школе: - принцип создания наибольших возможностей для освоения каждым школьником и школьницей ценностей физической культуры и спорта в соответствии с индивидуальными задатками, способностями, личностными установками, потребностями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности; - принцип обязательности использования технологий спортивной, общекондиционной и оздоровительной тренировки при организации физической и спортивной подготовки учащихся, их физкультурного и спортивного воспитания; - принцип объединения в учебно-тренировочные группы, занимающиеся за рамками академического расписания, учащихся относительно однородных по интересам, потребностям, притязаниям, уровню физической подготовленности, типологическим особенностям морфофункционального статуса и степени биологической зрелости.

Следуя этим принципам, уроки физической культуры проводили не по классам, а в учебно-тренировочных группах спортивной гимнастики, художественной гимнастики, акробатики, баскетбола, волейбола, лыжного спорта, настольного тенниса, русского рукопашного боя и общей физической подготовки. Учащимся были предоставленполная свобода выбора учебно-тренировочной специализации и возможность в любое время перейти в другую специализацию. Занятия были вынесены за пределы академического расписания и проводились три раза в неделю по 1,5 часа. Педагогический эксперимент подтвердил правомерность выдвинутой гипотезы о возможности и целесообразности обновления формы, содержания и структуры физического воспитания в общеобразовательной школе на основе его спортизации. Полученные данные по динамике показателей физической подготовленности в ходе эксперимента демонстрируют статистически значимые их улучшения (р < 0,05) в большинстве учебно-тренировочных групп и их заметное преимущество перед контрольными.

Сравнительное исследование рейтинга показателей возрастной динамики физической подготовленности участников эксперимента и их сверстников из Великобритании, Испании, Венгрии, Словакии и Турции выявило его существенное положительное изменение к концу эксперимента в пользу сургутских детей и подростков, занимающихся по предложенной исследователями программе. Важно отметить, что участники эксперимента заметно превзошли по темпам приростов показателей физической подготовленности своих сверстников, занимающихся по самым различным программам физического воспитания в школе, и в то же время не вышли на уровень приростов, характерный для их ровесников, занимающихся в специализированных спортивных школах. Это означает, что в результате эксперимента был сделан первый шаг к оптимизации тренирующих нагрузок в детском возрасте, что позволяет с большей уверенностью рассматривать перспективы дальнейшего совершенствования этого важнейшего педагогического и социального параметра качества и эффективности учебно-воспитательного процесса физического воспитания учащихся. Но главным итогом этой работы стало коренное изменение отношения детей и подростков к занятиям по физическому воспитанию. Это выразилось в показателях и их посещаемости, и дисциплины на занятиях, и просто в том неподдельном детском энтузиазме и эмоциональном подъеме, который они на нем демонстрировали. Интеграция элементов спортивной культуры физического воспитания имеет достаточно глубокий методологический смысл. Главным результатом такой интеграции может стать обогащение национальной культуры. Развитие массового спорта, а тем более подготовка спортсменов уровня зависит от качества физического воспитания подрастающего поколения в дошкольных и школьных учреждениях.



Литературы:

1. Бальсевич В.К. с соавт. Сургутский проект (сообщение первое) //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997, № 4, с. 48 - 55.



2. Бальсевич В.К., Корунец А.И., Марков Ю.Н. и др. Спортизация общеобразовательной школы как новый вектор взаимодействия олимпийского массового и юношеского спорта //Матер. Международного Форума "Молодежь - Наука - Олимпизм": 14 - 18 июля 1988 г. Москва, с. 46 - 48.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница