«День Матери казачки»



Скачать 88.21 Kb.
Дата13.06.2016
Размер88.21 Kb.
День Матери Казачки

Составила и провела

учитель начальных классов

Труфанова Вера Фёдоровна,

учитель начальных классов

МКОУ казачья кадетская СОШ № 19

г. Пятигорск
Тема: « День Матери – казачки».

Цели: 1. Познакомить учащихся с историей праздника.

2. Развивать интерес к истории казачества.

3. Воспитывать гордость за принадлежность к казачеству, уважение к женщине – матери, любовь к Отечеству, патриотизм.

Оборудование: книги о казаках, казачестве, детские рисунки, посвящённые

Дню Матери – казачки, костюмы для сценки, предметы казачьего быта, словарные слова.


Ход занятия.

  1. Актуализация ранее изученного.

Учитель. Здорово ночевали!

Учащиеся. Слава Богу!

Учитель. Сегодня у нас необычное занятие, на котором присутствуют гости. Это потому, что занятие наше проходит в канун большого казачьего праздника. Но сейчас я предлагаю вам вспомнить, над какой темой мы работали на прошлых занятиях.

Ученик. Воспитание детей в казачьих семьях.

Учитель. Правильно. А тема нашего прошлого занятия?

Ученик. Воспитание девочек.

Учитель. Кто может кратко рассказать о воспитании девочек в казачьих семья?

Ученик. Появление девочки в семье встречали не так восторженно, как рождение мальчика. Не было пышного праздника, стрельбы из ружей, гостей в доме. Всё было скромно, чисто по-семейному.

С малых лет девочку приучали к домашнему труду. В ней развивали терпение, отзывчивость, женственность, хозяйственность. Ей внушали, что самое главное – крепкая семья, спокойная душа, чистое сердце.



Учитель. Хорошо. Кто дополнит?

Ученик. Как только девочка делала первый шаг, ей повязывали первый бантик, дарили расчёску, надевали платочек (косочку ), вели в храм. С тех пор её приучали к труду казачки, готовили к жизни. Как только девочка становилась девушкой, а это случалось в 12-14 лет, бабушка сообщала об этом старшему в роду мужчине. Он надевал на палец девушке серебряное колечко, потому что на неё теперь «женихи поглядывают». Девушку называли «хвалёнкой». Колечко на левой руке давало ей право появляться на свадьбах в обществе подростков – казаков. Но на всех гуляньях и играх девушка появлялась только в сопровождении бабушки.

Учитель. Что, кроме умения вести хозяйство, могла делать любая казачка?

Ученик. Стрелять, скакать на лошади, защитить станицу от врага. Бывало, что во время джигитовок казачка выбивала из седла мужчину.

Учитель. Какое реальное событие вы можете привести в пример?

Ученик. Оборона станицы Наурской. Тогда женщины с детьми и оставшимися стариками отстояли от набега горцев свою станицу. Они и стреляли, и тяжёлые пушки на себе перетаскивали, и горячими щами да водой врагов поливали. И ведь отстояли! Долго потом подсмеивались казаки над горцами, если встречали их с обваренными лицами. «Не ты ли в Наурской щи хлебал?!». Как же было не гордиться казакам своими женщинами?

  1. Повторение казачьих слов.

Учитель. Мне хотелось бы повторить сегодня с вами некоторые казачьи слова, знание значений которых могут пригодиться нам на сегодняшнем занятии.

Косочка – платок

Бабчить – принимать роды

Баламука – суп из муки

Амшанник – полуподвал

Абалон – стеклянная банка

Баклажаны – помидоры

Бадалжаны – баклажаны

Бабаня – бабушка

Стряпка – летняя кухня

Узвар – компот из сухофруктов


  1. Знакомство с новым материалом.

Учитель. Сегодняшним занятием мы закончим тему «Воспитание детей в казачьих семьях». На этом последнем занятии я расскажу вам, почему именно на Тереке женщины пользовались большим уважением, гораздо большим почтением, чем, например, на Дону.

Терским казачкам особенно часто приходилось защищать свои станицы от нападения. Мужчины знали это, ценили, понимали всю сложность жизни женщин. Поэтому отцы, не смотря на то, что по нормам, записанном в Укладе, главный в семье мужчина, на просьбу ребёнка всегда говорил: «Как мать скажет!», показывая, что признаёт её авторитет в семье и воспитании детей. Нравственность воспитывалась самой жизнью, а не нравоучениями. У казаков даже есть праздник, который называется Днём Казачки – Матери. Он приходится на православный праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Наверное, потому что у казаков всегда на первом плане была вера, а Пресвятая Богородица особо почитаема у казаков. Много страданий и лишений выпало на долю казачек – матерей и жён. Об их нелёгкой доле существует сказ «Богородицины жемчуга» «Это случилось давно, братья – соколы, когда казакам часто приходилось биться в степях и на синем море, когда души погибших реяли в туманах над речными мелями, над болотистыми лиманами, когда горькие причитания по павшим неслись с каждого хутора, с каждой казачьей станицы, как шум воды на порогах.

Однажды спустилась на землю Пречистая Дева, наша Небесная Мать. Спустилась она вместе со святым Николаем в лучшей своей жемчужной короне. Тихо шла Она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. И пересохли от жалости уста Её, и нечем Ей было их освежить. В каждом доме стоял плач по мужу ли, сыну иль брату. И дошла Богородица до широкой реки. Наклонилась к её струям, чтобы испить воды, а Её корона упала в воду и скрылась глубоко под водой.

«Ах, - сказала Она, - пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых!»

Но когда Она возвратилась в свой Небесный Дом, то увидела, что на Её золотом троне лежат сияющие зёрна драгоценного жемчуга ещё прекраснее прежнего.

«Как же попали они сюда? – воскликнула Она. – Наверное, их нашли казаки и передали их для меня».

«Нет, матушка, - ответил Ей Сын, - это не жемчуг. Это слёзы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу».

Вот этот красивый сказ и объясняет, почему казаки отмечали этот день по-особому, посвящая его всем женщинам. День Казачки – матери был семейным праздником. В этот день обычно знакомили молодых людей, предназначенных друг другу в супруги.



  1. Сценка из казачьей жизни.

Учитель. Наши ребята подготовили в подарок всем присутствующим на нашем занятии женщинам мини - спектакль из казачьей жизни. «Рождение казачки» - так назвали мы наш спектакль.

  1. Закрепление материала занятия.

Учитель. Над какой темой мы работали на занятии?

Ученик. «Воспитание детей в казачьих семьях»

Учитель. С историей какого праздника мы познакомились?

Ученик. День Казачки-Матери. И мы хотим поздравить всех присутствующих женщин с этим праздником. Желаем вам счастья, здоровья. Желаем вам здоровых детей! Желаем семейного счастья.

Все. Крепкой семьи, спокойной души, чистого сердца! Мы были! Мы есть! И мы будем!

Ученик. Мы подготовили вам небольшие подарки, которые просим разрешения вам вручить!

  1. Итоги занятия.

Заветы старины в семье казачьей

Хранились свято испокон веков.

Обычай хлебосольства куреней богатых,

Прославил край родных отцов.

Заботливо хозяйка домом управляла,

Растила по обычаям детей,

Работы все в полях справляла,

Кормила, холила коней…

Казачек все любили, уважали

Как спутниц храбрых в жизни и в бою.

Им почести повсюду воздавали,

Так было на Кубани, Тереке, Дону!

Ученик. А чтобы хлебосольства не нарушать обычай,

Мы приглашаем вас к столу!



Мини – спектакль «Рождение казачки».

Автор сценария – Труфанова В.Ф.

.

Действующие лица и исполнители:

Бабушка со стороны отца – Валерия Мироненко

Бабушка со стороны матери – Лилия Балабанова

Нянька (старшая сестра) – Мария Лунёва

Мать – Ирина Онищенко

Отец – Богдан Голованёв

Младшие сестра и брат – Анастасия Косых, Дмитрий Семёнов

Тётка со стороны отца – Олеся Власенко

Тётка со стороны матери – Ангелина Емельянова


Сценарий.

// На сцене казачья комната. Стол. Домотканая дорожка. Корыто. Бабушка сидит за столом, вяжет при свете свечи. Тут же играют в куклы из тряпок две девочки – погодки, мальчик. Входит тётя девочек. Девочки бросаются к ней.



Девочки. Тётя Наташа! Тётя Наташа! А у нас сестричка нашлась!

Тётя. // Крестится на икону.

- Ну Слава тебе, Господи! Не оставил нас, грешных! Ещё одна помощница есть! Будет кому за братьями доглядывать, да матери с бабушкой помогать. Нате вот, гостинцы вам!

// Подходит к матери. Целует.

- Здорово дневали, мамка!



Мать. Слава Богу, Наташа. Как ты, дочечка? Сваты как?

Дочь. Слава Богу, все здоровы! А я как услыхала, что повитуха бабчить пошла, баламуки наварила, узвара, в амшанник сходила, абалон баклажанов взяла, бадалжанов, да к вам!

Внучка. Бабаня, а когда мы с сестрички станем заботы смывать?

Бабушка. И-и, моя хорошая, вижу, не терпится тебе, когда ты к обязанностям няньки приступишь!

Младшая сестра. Нянь, ну иди играть!

Тётя. Сейчас, племянницы, отцовской каши наварим, воды нагреем, стол накроем, вечерять будем! Щас бабушка ваша с тёткой Дарьей придут. Отец ваш их с Константиновки привёз вже. Давайте, пока. Помогайте! Так, что нам для отцовской каши надо?

Девочки. Крупы, соли побольше, перца погорше!

Бабушка. Идитя в стряпку! А то, когда будете давать подгорать каше, тут от дыма не продохнёшь! Да подгореть хорошо дайтя! Горщицы добавьте – нехай ест! Чтоб то горе, что в жизни унучечке приготовлено, хоть частично съел! Чтоб счастливо жилось ей!

// Тётка с племянницами уходят. Входят бабушка с тётей со стороны матери.

Бабушка. Сваха, Олька! Слава Богу. Дождались! Дочка мне унучечку принесла – красавица девка будет! На нашу родню похожая!

Вторая бабушка (перекрестившись) Слава тебе Господи! Значит, щастливая будет!

Вторая тётка. Ну, теперича, три на три! Что казаков, что девчат! Больше можно не беспокоится!

Бабушка. Сколько Бог даст, все наши будут. Казаков много не бывает. Ну, садитесь за стол! А я на стол пока накрою!

// Входит золовка с девочками. Девочки бросаются к бабушке

- Бабаня!



Тётя // здороваясь со свахой.

- Ну давайте на стол помогайте сбирать!



Бабушка. А что, зятьку, чую, каши наварили? Ох, и вонь. На всю залу!

// Все смеются. Быстро ставят всё на стол.

Бабушка. Ну, Наталья, готовь воду! Пойду за унучечкой схожу! Да Катерина пускай тихонько сбирается – к столу выходит.

// В ванну наливают воду. Тётка локтем пробует воду. Выносят девочку. Все заглядывают, бабушка разворачивает её. Обращается к Дарье.

- Ну. Дарья, тебе крёстной быть, приступай! Смывай заботы!

Дарья. Ну-ка, племянница, ну-ка, крестница, ну-ка, красавица. Давай, моя маленькая, мы тебя искупаем. Все заботы с тебя смоем, чтобы жизнь лёгкая была, чтоб беда стороной всегда шла! Чтобы муж хороший был, чтоб лелеял. Да не бил! Чтобы Бог тебя хранил! Я тебе пелёночки пошила, одеялочко тош сшила!

//Вытирает девочку, заворачивает.

- Ну, зовите братца, пусть идёть кашу исть!

//Девочки выбегают.



Девочки.

- Папка, папка! Иди кашу исть!



// Входит отец.

Бабушка. Садись, сынок! Поешь кашу отцовскую! Кашу съешь, а с ней и все будущее горе, что дочурке на роду написано!

// Отец садится и с улыбкой на лице ест кашу. Ему задают вопросы:

-Как кашка, вкусная?

- Вкусная!

- Не солёная?

- Нормальная!

- Не горькая?

- Даже сладкая!

- А горчички в меру?

- В меру, в самый раз! Добавочки нету?

- Нету!


// Все крестятся.

- Слава Богу! Будет наша девочка счастливая!



Отец. Ну, гуляйте, бабы, пойду я – дел невпроворот!

Бабушка. Иди с Богом! Ты и не нужон больше. Ну, давайте гулять, девки! За стол!

Ведущая. И гуляли казачки допоздна. Отрывались от стола по очереди – детей уложить, коров подоить. Хозяйство в этот день казак управлял, давая погулять женщинам: наговориться вволю, где всплакнуть, где похохотать, да песен попеть. «У Бородаёв поють! Ох, и выводють! А Дашка-то с Константиновской чисто таволга поёть! Ты б, сынок, приглянул. Можа сватов зашлём?» - скажет, бывало сидящий на завалинке казак. Тихо, размеренно течёт жизнь в казачьей станице. Слава Богу, время мирное, войны нету… И Слава Богу, что не знают они о страшной участи, им уготованной. Только таволга рыдает в малиннике, словно уже знает о том, что ждёт казачий народ…
-
Каталог: storage2 -> article
article -> Творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богатеет
article -> Конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
article -> М. Горький «Воробьишко»
article -> Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
article -> Конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)
article -> Конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
article -> «Моя Родина Татарстан»
article -> «Формирование умения неподготовленного высказывания по теме спорт»
article -> Ботыгина М. А., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории мбоу «сош №5» г. Северодвинска Заочная олимпиада по литературе
article -> Конкурса: «Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование». Название работы: «Любимый город»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница