Демонстрационный вариант теста




Скачать 80.46 Kb.
Дата13.07.2016
Размер80.46 Kb.

Демонстрационный вариант теста




    • Содержание педагогических измерительных материалов (ПИМ)

 

Блок 1. Темы

Тематическое наполнение

Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Тема 2. Натурфилосовская и научные картины мира
Тема 3. Принципы симметрии, законы сохранения
Тема 4. Эволюция представлений о пространстве и времени
Тема 5. Вселенная в разных масштабах: микро-, макро-, мегамиры
Тема 6. Системные уровни организации материи
Тема 7. Динамические и статистические закономерности в природе
Тема 8. Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма
Тема 9. Космология, общая космогония, происхождение Солнечной системы
Тема 10. Геологическая эволюция
Тема 11. История жизни на Земле и методы исследования эволюции
Тема 12. Глобальный экологический кризис
Количество тем: 12

Блок 2. Модули

Модульное наполнение

Модуль 1. Эволюция научного метода
Модуль 2. Развитие научных исследовательских программ и картин мира
Модуль 3. Системность, химический состав и свойства живого
Модуль 4. Эволюция и развитие живых систем
Модуль 5. Генетика и эволюция
Модуль 6. Биосфера и человек
Количество модулей: 6
Примечание: Один модуль может содержать несколько тем.

Блок 3. Кейс-задания

Кейс-задания по дисциплине

Количество кейс-заданий: 3
Примечание: Одно кейс-задание может объединять несколько модулей.

Блок 1.


Задание 1 (

– выберите один вариант ответа).

В ходе процесса интеграции естественнонаучного знания возникла …

Варианты ответов:



  • 1) биохимия

  • 2) органическая химия

  • 3) генетика

  • 4) цитология

Задание 2 (

– выберите один вариант ответа).

В современной научной картине мира _________ не рассматривается как одна из форм материи.

Варианты ответов:



  • 1) биополе

  • 2) физическое поле

  • 3) физический вакуум

  • 4) вещество

Задание 3 (

– выберите один вариант ответа).

Относительно симметрий пространства справедливо утверждение, что пространство …

Варианты ответов:



  • 1) изотропно

  • 2) анизотропно

  • 3) неоднородно

  • 4) асимметрично

Задание 4 (

– выберите один вариант ответа).

Ньютон ввел понятие «Абсолютное пространство». Пространство является Абсолютным, поскольку …

Варианты ответов:



  • 1) его свойства не зависят от материальных тел и того, что с ними происходит

  • 2) оно неразрывно связано со временем в единую систему

  • 3) оно связано с материальными телами и без них просто не существует

  • 4) его свойства изменяются в зависимости от масс материальных тел

Задание 5 (

– выберите один вариант ответа).

Для измерения галактических и межгалактических расстояний в качестве единиц длины используют …

Варианты ответов:



  • 1) световые года

  • 2) километры

  • 3) микрометры

  • 4) нанометры

Задание 6 (

– выберите один вариант ответа).

Интегративность – одно из характерных свойств природных систем – проявляется в том, что …

Варианты ответов:



  • 1) у системы появляются новые свойства, отсутствующие у компонентов и возникающие в результате взаимодействия компонентов

  • 2) свойства системы представляют простую сумму соответствующих свойств составляющих ее компонентов

  • 3) системы низшего уровня организации входят в состав систем более высокого уровня

  • 4) все свойства системы взаимосвязаны и обусловливают друг друга

Задание 7 (

– выберите один вариант ответа).

Согласно концепции механического детерминизма, …

Варианты ответов:



  • 1) любое будущее событие можно точно предсказать, зная начальное состояние и используя законы механики

  • 2) можно точно задать начальное состояние любой системы

  • 3) у каждого события есть материальная причина, а беспричинных событий не бывает

  • 4) в причинно связанных событиях причина всегда наступает раньше следствия

Задание 8 (

– выберите один вариант ответа).

Синергетика изучает …

Варианты ответов:



  • 1) закономерности самоорганизации в природных и социальных системах

  • 2) пути выхода цивилизации из энергетического кризиса

  • 3) историю и законы биологической эволюции

  • 4) способы точного прогнозирования отдаленного будущего

Задание 9 (

– выберите один вариант ответа).

Космология изучает происхождение и развитие …

Варианты ответов:



  • 1) Вселенной

  • 2) Галактики

  • 3) Солнечной системы

  • 4) Земли

Задание 10 (

– выберите один вариант ответа).

Земля отличается от других планет земной группы (Меркурия, Венеры и Марса) …

Варианты ответов:



  • 1) большим количеством жидкости на поверхности

  • 2) меньшим размером

  • 3) наличием ясно выраженной твердой поверхности

  • 4) наибольшей удаленностью от Солнца

Задание 11 (

– выберите один вариант ответа).

Изучая процессы эволюции, в молекулярной биологии …

Варианты ответов:



  • 1) анализируют степень сходства нуклеиновых кислот разных организмов

  • 2) устанавливают сходство организмов на стадии зародышевого развития

  • 3) устанавливают внутреннее сходство органов организмов сравниваемых форм

  • 4) исследуют взаимную приспособленность организмов разных видов

Задание 12 (

– выберите один вариант ответа).

К деструктивному загрязнению окружающей среды приводит …

Варианты ответов:



  • 1) строительство автомагистралей

  • 2) использование бесшумного транспорта

  • 3) создание безотходных технологий

  • 4) использование экологически чистого транспорта

Блок 2.


Задание 13 (

– установите соответствие между элементами двух множеств).

Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

1) создание целостной картины об объекте исследования путем объединения данных, полученных при изучении отдельных частей –

2) способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок –

3) отвлечение от ряда несущественных для данного случая свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств –

Варианты ответов:


  • 1) синтез

  • 2) индукция

  • 3) абстрагирование

  • 4) дедукция

Задание 14 (

– выберите два и более вариантов ответа).

Согласно программе рационального объяснения мира, появившейся в Древней Греции, …

Варианты ответов:



  • 1) каждое событие имеет естественную причину

  • 2) мир можно познать человеческим разумом

  • 3) события имеют как божественные причины, так и естественные

  • 4) разумом познаваемы только события, происходящие в силу естественных причин

Задание 15 (

– установите соответствие между элементами двух множеств).

Установите соответствие между характерной чертой живых систем и одним из ее проявлений:

самовоспроизведение –

обмен веществ и энергии –

гомеостаз –

Варианты ответов:


  • 1) происходит постоянная смена поколений клеток в организме, организмов в популяциях

  • 2) процессы жизнедеятельности протекают при постоянном использовании энергии питательных веществ

  • 3) существуют молекулярные механизмы поддержания постоянства кислотно-основных свойств среды живой системы

  • 4) в живой системе многие биоорганические молекулы существуют в одной из двух возможных пространственных форм

Задание 16 (

– установите соответствие между элементами двух множеств).

Установите соответствие между концепцией возникновения жизни и ее содержанием:

теория биохимической эволюции –

постоянное самозарождение –

панспермия –

Варианты ответов:


  • 1) возникновение жизни есть результат длительных процессов самоорганизации в неживой природе

  • 2) жизнь регулярно зарождается из неживого вещества, в составе которого есть некое «активное начало»

  • 3) первые живые организмы занесены из космоса с метеоритами и межпланетной пылью

  • 4) жизнь никогда не возникала, а существовала вечно

Задание 17 (

– установите соответствие между элементами двух множеств).

Установите соответствие между видом изменчивости и ее примером:

мутационная изменчивость –

модификационная изменчивость –

Варианты ответов:



  • 1) случайные изменения последовательности аминокислотных остатков в белке

  • 2) изменение окраски крыльев бабочек под влиянием условий внешней среды

  • 3) изменения, вызванные различной комбинацией генов при половом размножении

Задание 18 (

– установите соответствие между элементами двух множеств).

Установите соответствие между термином и его определением:

биотоп –


биоценоз –

экосистема –

Варианты ответов:


  • 1) участок абиотической среды, которую занимает биоценоз

  • 2) группировка совместно обитающих и взаимно связанных видов

  • 3) совокупность совместно функционирующих организмов и неорганических компонентов окружающей среды

  • 4) совокупность особей одного вида, длительно населяющих определенное пространство и свободно скрещивающихся

Блок 3.


Задание 19 (Кейс-задание).

Представьте, что с помощью машины времени организован симпозиум, на котором могут встретиться и обменяться мнениями выдающиеся мыслители и ученые различных эпох. В дискуссии о сущности материи, движения, механизмах взаимодействий участвуют: один из первых атомистов Демокрит, древнегреческий философ Гераклит, самый универсальный мыслитель античности Аристотель, основоположник первой научной картины мира (механической) Ньютон, создатель молекулярно-кинетической теории газов и основоположник электромагнитной картины мира Максвелл, один из создателей атомно-молекулярного учения Ломоносов, создатель теории относительности Альберт Эйнштейн, основоположник и вдохновитель развития квантовой механики Нильс Бор, выдающийся физик 2-й половины XX века Ричард Фейнман и известнейший физик современности Стивен Хокинг.

Задание 19.1 (

– выберите один вариант ответа).

Никто из участников дискуссии о механизмах взаимодействий не поддержал идею о том, что взаимодействие между двумя телами …

Варианты ответов:



  • 1) возможно только при их непосредственном соприкосновении

  • 2) осуществляется материальным посредником – тем или иным физическим полем

  • 3) может происходить без непосредственного контакта этих тел и без какого-либо посредника

  • 4) может передаваться мгновенно на любые расстояния

Задание 19.2 (

– выберите два и более вариантов ответа).

В ходе обмена мнениями между участниками симпозиума выяснилось, что к современному пониманию разнообразия форм движения материи был ближе …

Варианты ответов:


  • 1) Аристотель, чем Демокрит

  • 2) Максвелл, чем Ньютон

  • 3) Ньютон, чем Аристотель

  • 4) Максвелл, чем Эйнштейн

Задание 19.3 (

– установите соответствие между элементами двух множеств).

Один из фундаментальных вопросов, на которые отвечает любая научная или натурфилософская картина мира, – из чего все состоит? Установите соответствие между участником симпозиума и его мнением по данному вопросу:

Аристотель –

Ньютон –


Максвелл –

Варианты ответов:



  • 1) все состоит из непрерывной бесконечно делимой материи, пассивной и бескачественной, свойства которой определяются принимаемой ею формой

  • 2) все материальные объекты состоят из вещества, которое, в свою очередь, может рассматриваться как совокупность дискретных корпускул

  • 3) все материальные объекты делятся на два класса: вещественные тела, состоящие из дискретных частиц, и непрерывные поля

  • 4) каждый материальный объект можно рассматривать и как дискретную частицу (совокупность частиц), и как возмущение непрерывного поля (волну)


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница