Демонстрационный вариант теста -
-
Содержание педагогических измерительных материалов (ПИМ)
Блок 1. Темы
Тематическое наполнение
Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Тема 2. Натурфилосовская и научные картины мира
Тема 3. Принципы симметрии, законы сохранения
Тема 4. Эволюция представлений о пространстве и времени
Тема 5. Вселенная в разных масштабах: микро-, макро-, мегамиры
Тема 6. Системные уровни организации материи
Тема 7. Динамические и статистические закономерности в природе
Тема 8. Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма
Тема 9. Космология, общая космогония, происхождение Солнечной системы
Тема 10. Геологическая эволюция
Тема 11. История жизни на Земле и методы исследования эволюции
Тема 12. Глобальный экологический кризис
Количество тем: 12
Блок 2. Модули
Модульное наполнение
Модуль 1. Эволюция научного метода
Модуль 2. Развитие научных исследовательских программ и картин мира
Модуль 3. Системность, химический состав и свойства живого
Модуль 4. Эволюция и развитие живых систем
Модуль 5. Генетика и эволюция
Модуль 6. Биосфера и человек
Количество модулей: 6
Примечание: Один модуль может содержать несколько тем.
Блок 3. Кейс-задания
Кейс-задания по дисциплине
Количество кейс-заданий: 3
Примечание: Одно кейс-задание может объединять несколько модулей.
Блок 1.
Задание 1 (
– выберите один вариант ответа).
В ходе процесса интеграции естественнонаучного знания возникла …
Варианты ответов:
-
1) биохимия
-
2) органическая химия
-
3) генетика
-
4) цитология
Задание 2 (
– выберите один вариант ответа).
В современной научной картине мира _________ не рассматривается как одна из форм материи.
Варианты ответов:
-
1) биополе
-
2) физическое поле
-
3) физический вакуум
-
4) вещество
Задание 3 (
– выберите один вариант ответа).
Относительно симметрий пространства справедливо утверждение, что пространство …
Варианты ответов:
-
1) изотропно
-
2) анизотропно
-
3) неоднородно
-
4) асимметрично
Задание 4 (
– выберите один вариант ответа).
Ньютон ввел понятие «Абсолютное пространство». Пространство является Абсолютным, поскольку …
Варианты ответов:
-
1) его свойства не зависят от материальных тел и того, что с ними происходит
-
2) оно неразрывно связано со временем в единую систему
-
3) оно связано с материальными телами и без них просто не существует
-
4) его свойства изменяются в зависимости от масс материальных тел
Задание 5 (
– выберите один вариант ответа).
Для измерения галактических и межгалактических расстояний в качестве единиц длины используют …
Варианты ответов:
-
1) световые года
-
2) километры
-
3) микрометры
-
4) нанометры
Задание 6 (
– выберите один вариант ответа).
Интегративность – одно из характерных свойств природных систем – проявляется в том, что …
Варианты ответов:
-
1) у системы появляются новые свойства, отсутствующие у компонентов и возникающие в результате взаимодействия компонентов
-
2) свойства системы представляют простую сумму соответствующих свойств составляющих ее компонентов
-
3) системы низшего уровня организации входят в состав систем более высокого уровня
-
4) все свойства системы взаимосвязаны и обусловливают друг друга
Задание 7 (
– выберите один вариант ответа).
Согласно концепции механического детерминизма, …
Варианты ответов:
-
1) любое будущее событие можно точно предсказать, зная начальное состояние и используя законы механики
-
2) можно точно задать начальное состояние любой системы
-
3) у каждого события есть материальная причина, а беспричинных событий не бывает
-
4) в причинно связанных событиях причина всегда наступает раньше следствия
Задание 8 (
– выберите один вариант ответа).
Синергетика изучает …
Варианты ответов:
-
1) закономерности самоорганизации в природных и социальных системах
-
2) пути выхода цивилизации из энергетического кризиса
-
3) историю и законы биологической эволюции
-
4) способы точного прогнозирования отдаленного будущего
Задание 9 (
– выберите один вариант ответа).
Космология изучает происхождение и развитие …
Варианты ответов:
-
1) Вселенной
-
2) Галактики
-
3) Солнечной системы
-
4) Земли
Задание 10 (
– выберите один вариант ответа).
Земля отличается от других планет земной группы (Меркурия, Венеры и Марса) …
Варианты ответов:
-
1) большим количеством жидкости на поверхности
-
2) меньшим размером
-
3) наличием ясно выраженной твердой поверхности
-
4) наибольшей удаленностью от Солнца
Задание 11 (
– выберите один вариант ответа).
Изучая процессы эволюции, в молекулярной биологии …
Варианты ответов:
-
1) анализируют степень сходства нуклеиновых кислот разных организмов
-
2) устанавливают сходство организмов на стадии зародышевого развития
-
3) устанавливают внутреннее сходство органов организмов сравниваемых форм
-
4) исследуют взаимную приспособленность организмов разных видов
Задание 12 (
– выберите один вариант ответа).
К деструктивному загрязнению окружающей среды приводит …
Варианты ответов:
-
1) строительство автомагистралей
-
2) использование бесшумного транспорта
-
3) создание безотходных технологий
-
4) использование экологически чистого транспорта
Блок 2.
Задание 13 (
– установите соответствие между элементами двух множеств).
Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:
1) создание целостной картины об объекте исследования путем объединения данных, полученных при изучении отдельных частей –
2) способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок –
3) отвлечение от ряда несущественных для данного случая свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств –
Варианты ответов:
-
1) синтез
-
2) индукция
-
3) абстрагирование
-
4) дедукция
Задание 14 (
– выберите два и более вариантов ответа).
Согласно программе рационального объяснения мира, появившейся в Древней Греции, …
Варианты ответов:
-
1) каждое событие имеет естественную причину
-
2) мир можно познать человеческим разумом
-
3) события имеют как божественные причины, так и естественные
-
4) разумом познаваемы только события, происходящие в силу естественных причин
Задание 15 (
– установите соответствие между элементами двух множеств).
Установите соответствие между характерной чертой живых систем и одним из ее проявлений:
самовоспроизведение –
обмен веществ и энергии –
гомеостаз –
Варианты ответов:
-
1) происходит постоянная смена поколений клеток в организме, организмов в популяциях
-
2) процессы жизнедеятельности протекают при постоянном использовании энергии питательных веществ
-
3) существуют молекулярные механизмы поддержания постоянства кислотно-основных свойств среды живой системы
-
4) в живой системе многие биоорганические молекулы существуют в одной из двух возможных пространственных форм
Задание 16 (
– установите соответствие между элементами двух множеств).
Установите соответствие между концепцией возникновения жизни и ее содержанием:
теория биохимической эволюции –
постоянное самозарождение –
панспермия –
Варианты ответов:
-
1) возникновение жизни есть результат длительных процессов самоорганизации в неживой природе
-
2) жизнь регулярно зарождается из неживого вещества, в составе которого есть некое «активное начало»
-
3) первые живые организмы занесены из космоса с метеоритами и межпланетной пылью
-
4) жизнь никогда не возникала, а существовала вечно
Задание 17 (
– установите соответствие между элементами двух множеств).
Установите соответствие между видом изменчивости и ее примером:
мутационная изменчивость –
модификационная изменчивость –
Варианты ответов:
-
1) случайные изменения последовательности аминокислотных остатков в белке
-
2) изменение окраски крыльев бабочек под влиянием условий внешней среды
-
3) изменения, вызванные различной комбинацией генов при половом размножении
Задание 18 (
– установите соответствие между элементами двух множеств).
Установите соответствие между термином и его определением:
биотоп –
биоценоз –
экосистема –
Варианты ответов:
-
1) участок абиотической среды, которую занимает биоценоз
-
2) группировка совместно обитающих и взаимно связанных видов
-
3) совокупность совместно функционирующих организмов и неорганических компонентов окружающей среды
-
4) совокупность особей одного вида, длительно населяющих определенное пространство и свободно скрещивающихся
Блок 3.
Задание 19 (Кейс-задание).
Представьте, что с помощью машины времени организован симпозиум, на котором могут встретиться и обменяться мнениями выдающиеся мыслители и ученые различных эпох. В дискуссии о сущности материи, движения, механизмах взаимодействий участвуют: один из первых атомистов Демокрит, древнегреческий философ Гераклит, самый универсальный мыслитель античности Аристотель, основоположник первой научной картины мира (механической) Ньютон, создатель молекулярно-кинетической теории газов и основоположник электромагнитной картины мира Максвелл, один из создателей атомно-молекулярного учения Ломоносов, создатель теории относительности Альберт Эйнштейн, основоположник и вдохновитель развития квантовой механики Нильс Бор, выдающийся физик 2-й половины XX века Ричард Фейнман и известнейший физик современности Стивен Хокинг.
Задание 19.1 (
– выберите один вариант ответа).
Никто из участников дискуссии о механизмах взаимодействий не поддержал идею о том, что взаимодействие между двумя телами …
Варианты ответов:
-
1) возможно только при их непосредственном соприкосновении
-
2) осуществляется материальным посредником – тем или иным физическим полем
-
3) может происходить без непосредственного контакта этих тел и без какого-либо посредника
-
4) может передаваться мгновенно на любые расстояния
Задание 19.2 (
– выберите два и более вариантов ответа).
В ходе обмена мнениями между участниками симпозиума выяснилось, что к современному пониманию разнообразия форм движения материи был ближе …
Варианты ответов:
-
1) Аристотель, чем Демокрит
-
2) Максвелл, чем Ньютон
-
3) Ньютон, чем Аристотель
-
4) Максвелл, чем Эйнштейн
Задание 19.3 (
– установите соответствие между элементами двух множеств).
Один из фундаментальных вопросов, на которые отвечает любая научная или натурфилософская картина мира, – из чего все состоит? Установите соответствие между участником симпозиума и его мнением по данному вопросу:
Аристотель –
Ньютон –
Максвелл –
Варианты ответов:
-
1) все состоит из непрерывной бесконечно делимой материи, пассивной и бескачественной, свойства которой определяются принимаемой ею формой
-
2) все материальные объекты состоят из вещества, которое, в свою очередь, может рассматриваться как совокупность дискретных корпускул
-
3) все материальные объекты делятся на два класса: вещественные тела, состоящие из дискретных частиц, и непрерывные поля
-
4) каждый материальный объект можно рассматривать и как дискретную частицу (совокупность частиц), и как возмущение непрерывного поля (волну)
|