Действующие и перспективные рынки Республики Таджикистан для российских товаров и услуг, итоги 2012




Скачать 172.41 Kb.
Дата11.08.2016
Размер172.41 Kb.

Действующие и перспективные рынки Республики Таджикистан для российских товаров и услуг, итоги 2012


Основные характеристики рынка Республики Таджикистан

Процесс формирования национального рынка Таджикистана на основе внутренних ресурсов в настоящее время затруднен вследствие недостаточной диверсификации экономики республики. В условиях рыночной системы хозяйствования подавляющее большинство предприятий страны оказались в жесткой конкурентной среде. К тому же в условиях переходной экономики реальной проблемой становится привлечение инвестиций, необходимых для функционирования предприятий.

Искусственные препятствия и проблемы в налоговой и банковской сфере, отсутствие хорошо налаженной системы связи и других видов услуг отрицательно влияют на экономический и инвестиционный климат Республики Таджикистан.

Упрочение тенденций к преобладанию ресурсовоспроизводящих отраслей действует против экономической интеграции Таджикистана со странами СНГ, в экономике многих из которых происходят аналогичные сдвиги, и усиливают его привязку к рынкам дальнего зарубежья, переориентация на которые в значительной степени и породили подобные структурные деформации.

2 марта 2013 года Республика Таджикистан была принята во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

В соответствии с принятыми обязательствами, Таджикистан должен будет полностью выполнять требования ВТО, не прибегая к переходному периоду, в том числе, изменить всю систему тарифных и нетарифных барьеров для ввозимых на ее таможенную территорию товаров. Официальный Душанбе обязуется открыть свой торговый режим и ускорить тем самым интеграцию в мировую экономику, принять меры для более прозрачных и предсказуемых условий для торговли и иностранных инвестиций. Таджикистан согласился применять максимальный средний импортный тариф в размере 8% без дополнительных пошлин и сборов (на текущий момент размер этих пошлин на сельхозпродукцию составляет в среднем 10,4%, на другие ввозимые в страну товары - 7,8%). При этом власти республики будут применять положения ВТО равномерно на всей территории Таджикистана, в том числе, в приграничной зоне, а также в свободных экономических зонах и районах, где были установлены специальные режимы тарифов и налогов. Не исключено то, что в связи с принятием Таджикистаном этих обязательств в 2013 году госбюджет республики может недополучить свыше 11 млн. долл. США, однако это можно будет в дальнейшем компенсировать за счет прогнозируемого роста производства товаров на предприятиях Таджикистана.

Также в соответствии с договоренностями, Таджикистан берет на себя конкретные обязательства в 11 секторах услуг, в том числе - в 111 подотраслях и ликвидирует барьеры в процедурах лицензирования и условий для доступа на рынок услуг.

Компаниям из других стран-членов ВТО будет предоставлена адекватная возможность побороться за участие в покупке или продаже государственных предприятий Таджикистана.


Вступление в ВТО Республики Таджикистан позволит:

-получить гарантируемый всем членам ВТО режим наибольшего благоприятствования, что освободит от необходимости подписания многочисленных двухсторонних договоров;


-реализовать принципы свободной торговли, предусматривающих снятие всех негативных барьеров и дискриминации, выставляемых в международной торговле против республики;
-укрепить репутацию и престиж республики как надежного партнера, что будет способствовать притоку иностранных инвестиций;
-получить доступ к оперативной международной торговой информации, что позволит выработать эффективную торгово-экономическую политику;
-проводить консультации со всеми странами–членами ВТО, находить потенциальных торговых партнеров и новые рынки сбыта отечественных товаров и т.д.
В тоже время, республика при вступлении в ВТО должна будет брать на себя определенные обязательства:
-при ведении переговоров относительно торгового режима и действующих тарифных и нетарифных барьеров, страна должна рассмотреть возможность пересмотра таможенных пошлин в сторону их снижения (Учитывая, что такое снижение тарифов ударяет по отечественному производителю, страна должна в целях его защиты определить перечень приоритетных отраслей, которые необходимо защитить от иностранной конкуренции);
-необходимо создать условия для обеспечения справедливой и добросовестной конкуренции, предоставлять равные условия для отечественных и иностранных субъектов;
-уменьшить и в последующем устранить государственное субсидирование отечественных товаропроизводителей (за исключением субсидий в сельское хозяйство) и экспортные субсидии (Хотя в настоящее время государственное субсидирование сельского хозяйства, предоставление экспортных кредитов незначительно, следует рассматривать указанный вопрос с перспективой, чтобы не потерять многие позиции).
Интеграция в международную торговую систему также является важным компонентом глобальной стратегии развития Таджикистана, где торговля должна способствовать достижению определенных экономических и социальных целей.

В 2012 году республика имела торгово-экономические отношения с 102 странами мира, из них 10 стран СНГ и 92 страны дальнего зарубежья.

Однако в своем техническом развитии Таджикистан является всего лишь потребителем технологий и даже близко не стоит в списке их потенциальных производителей. За последние десятилетия в стране не прослеживаются черты инновационного развития ни в одном секторе экономики (за исключением телекоммуникационного сектора, сферы переработки алюминия, с недавних пор аэронавигации). До сих пор применяются технологии и методы, которые существовали еще в восьмидесятые годы прошлого столетия.

Фундаментальная проблема в том, что Таджикистан остановился на низшем укладе технологического уровня и не видно никаких предпосылок в том, что он будет замещаться более высоким технологическим укладом.

На сегодняшний день в Таджикистане доминирует первый технологический уровень, а именно такие сферы как выращивание хлопка, текстильная промышленность, строительство оросительных каналов и создание водяных двигателей в виде турбин гидроэлектростанций.

Географическая изоляция страны и невозможность доступа к морским портам напрямую, а также горный рельеф и сложные дороги создают серьезные проблемы для компаний, которые не смогут вести нормальную торговлю с другими странами и компаниями. Другая проблема для инвестиций – это отношения между Таджикистаном и Узбекистаном, которые очень серьезно подрывают нормальную экономическую деятельность. Другие инвесторы, видя затруднения на железной дороге, серьезно задумываются о том, нужно ли вкладывать деньги в Таджикистан.



Основные потребители (импортеры) в Республике Таджикистан

Россия является основным торговым партнером Таджикистана и ее доля во внешнеторговом обороте за 2012 год составила 20,8% (в 2011 году - 23,3%).

Торговля с Россией в основном ведется в сфере нефтепродуктов. Особое место занимают лесоматериалы, пшеничная мука, сахар, лекарственные препараты, изделия из металла.

Основными сферами для российских инвестиций в Таджикистане являются энергетика, строительство, горнорудная промышленность, телекоммуникации и транспорт. В области нефтегазодобычи представительство «Газпром ЭП Интернэшнл Сервисиз Б.В.» ведет интенсивную разведку на выделенных участках. Объем инвестиций которых в 2012 году в экономику Республики Таджикистан составил 42,4 млн. долл. США, что на 2,3% меньше, чем в 2011 году, прогноз на 2013 год - 30,0 млн. долл. США.

Телекоммуникационные компании «Билайн» и «Мегафон» суммарно инвестировали в 2012 году около 54,1 млн. долларов (прогноз на 2013 год - 45,0 млн долларов США) и достаточно успешно работают в Таджикистане с 2005 года.

С 2005 года Китайская Народная Республика переменно занимает второе или третье место, увеличив товарооборот с Таджикистаном по сравнению с 2011 годом на 1,0%. Доля Китая в товарообороте Республики Таджикистан составила 13,0%. Китай в области предоставления долгосрочных кредитов Таджикистану в долларовом эквиваленте находится на первом месте.

Данные показатели говорят о том, что на данном этапе не в интересах Китая и Таджикистана вложения в виде прямых инвестиций в Таджикистан, а Китай и возможно правительство Таджикистана предпочитает работать в сфере предоставления долгосрочных кредитов Таджикистану, путем подписания соглашений на уровне правительств двух государств. Таким образом, это намного более безопасный механизм для Китая, но никак не для Таджикистана.

Основными сферами вложения китайских кредитных ресурсов в Таджикистане являются строительство автомобильных дорог, тоннелей, энергетических объектов и линий электропередач.

В плане прямых инвестиций Китай больше всего интересует горнодобывающая промышленность (золото, серебро и другие металлы).

Среди четырех геоэкономических игроков Иран занимает особое место в силу своих исторических связей с Таджикистаном.

В плане торговли с Ираном в основном доминирует импорт Ираном таджикского алюминия и хлопка-волокна. В свою очередь Иран в основном экспортирует в Таджикистан продукты питания, строительные материалы и промышленные товары, которые испытывают достаточно сильную конкуренцию со стороны Китая.

На самом высоком правительственном уровне стороны признают, что существует серьезный потенциал для развития в экономической области, однако существует ряд объективных и субъективных проблем, связанных с геополитическим положением Таджикистана.

Иранские бизнесмены рассматривают Таджикистан, как страну с достаточно высокими инвестиционными рисками. Это также касается вопросов налогообложения, высоких тарифов и таможенных сборов.

Самым крупным проектом Ирана в Таджикистане можно назвать строительство гидроэлектростанции «Сангтудинская ГЭС-2», в который Иран инвестировал 180 млн. долларов США.

Другим примером иранских вложений может служить тоннель «Истиклол» на Анзобском перевале. Для иранских компаний существует определенный интерес по созданию совместных предприятий в Таджикистане по производству ковров, добыче драгоценных металлов, переработке сельхозпродукции.

Правительство США также заинтересовано в развитии отношений с Таджикистаном, так как на данном этапе Таджикистан находится в центре ключевых процессов, которые происходят в Афганистане, а также в Иране, Китае и России.

Таджикско-американские отношения больше развиваются в плоскости межправительственных контактов и обменных учебных программ, нежели в сфере торговли и инвестиций.

В этом направлении особую роль занимает Агентство США по международному развитию, которое вкладывает большие ресурсы в Таджикистан в техническом и институциональном плане и работает совместно с правительством Таджикистана для того, чтобы улучшить как торговую, так и инвестиционную привлекательность Таджикистана на мировом рынке инвестиций и торговли.

По заявлению сотрудников американского посольства, начиная с 1992 года, американский народ предоставил более 1 млрд. долл. США для поддержки экономического развития, демократических институтов, здравоохранения, образования и безопасности в Таджикистане.

В 2012 году США (через Посольство США в Таджикистане) продолжило оказывать адресную помощь медицинским учреждениям, школам, военным и силовым структурам Таджикистана.

Агентство США по международному развитию (USAID) реализует в государствах Центральной Азии, в том числе в Таджикистане, программу по содействию региональным рынкам электроэнергии, направленную на создание системы торговли электроэнергией между странами Центральной Азии, включая урегулирование цен на обмен электроэнергией, дополнительные услуги и продажу электроэнергии на рыночной основе.

США экспортируют в Таджикистан пшеницу, мясные и куриные продукты и другие продукты питания. Также достаточно крупный сегмент занимает электронное оборудование, измерительные приборы, телекоммуникационное оборудование и полупроводники. Фармацевтические препараты в основном поступают в качестве гуманитарной помощи и отражаются в статистике США, как экспортная продукция.

Динамика инвестиционной деятельности США в Таджикистане показывает, что американские компании не заинтересованы в прямых инвестициях в Таджикистан. Таджикистан не является привлекательной страной для западного капитала в области прямых инвестиций.

В Таджикистане не существует инвестиционного рынка, который соответствует западным стандартам ведения бизнеса. Полностью отсутствует понятие рынка ценных бумаг и других финансовых инструментов, связанных с ними, а также всех соответствующих факторов, которые могли бы послужить созданию финансового рынка. Таджикская банковская система достаточно слаба и не может выступать в качестве либо кредитора, либо страхового агента при крупных коммерческих сделках.

Отчеты Всемирного банка, Международного валютного фонда, Программы Развития ООН дают достаточно негативную картину для потенциального западного инвестора, который прежде чем ехать в Таджикистан делает предварительный анализ и внимательно изучает вышеуказанные отчеты.

В 2012 году внешнеторговый оборот Республики Таджикистан, составил 5137,6 млн. долл. США, что на 15,1% больше чем в 2011 году. Торговый баланс сложился отрицательный и составил - 2418,8 млн. долл. США. По данным Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан, внешнеторговые отношения республика имела с 102 странами мира, из них 10 - страны СНГ.

В структуре товарооборота Республики Таджикистан с другими странами мира в 2012 году продолжались некоторые изменения по сравнению с 2011 годом.

Первое место во внешних связях Республики Таджикистан по итогам 2012 года заняла Россия (1067,5 млн. долл. США). Её доля составила 20,8% (в 2011 году - 23,3%). Товарооборот между двумя странами за отчетный период текущего года вырос на 2,7% по отношению к 2011 году.

Второе место занял Казахстан (705,8 млн. долл. США), увеличив товарооборот в 2012 году по сравнению 2011 годом на 49,9%. Его доля составляет 13,7%.

Третье место занял Китай (669,2 млн. долл. США), увеличив товарооборот с Таджикистаном по сравнению с 2011 годом на 1,0%. Доля Китая в товарообороте Республики Таджикистан составила 13,0%.

Четвертое место в товарообороте Республики Таджикистан заняла Турция (600,6 млн. долл. США), снизив данный показатель на 3,1%, а его доля составила 11,7%.

На 5-м месте Афганистан (232,1 млн. долл. США), доля которого составила 4,5%. Рост товарооборота по сравнению с 2011 годом составил 72,7%.

Основными партнерами по экспорту товаров являлись: Турция - 36,3% от общего объема экспорта, Афганистан - 14,1%, Китай - 13,3%, Россия - 7,9%, Казахстан - 7,5%.

Импорт осуществлялся в основном из следующих стран: Россия – 25,4% от общего объема импорта, Казахстан - 16,0%, Китай - 12,9%, США - 5,1%, Туркменистан - 4,1%, Иран - 4,0%.

Значительное превышение экспорта над импортом наблюдалось в торговых операциях с Турцией (386,2 млн. долл. США), Афганистаном (152,4 млн. долл. США) и Швейцарией (85,5 млн. долл. США).



Регулирование рынка Таджикистана и особенности конкуренции

Законодательство Республики Таджикистан, поддерживая конкуренцию, в то же время запрещает осуществлять монополистическую деятельность хозяйствующим субъектам.

Регулирование рынка Таджикистана осуществляется Законом Республики Таджикистан «Об ограничении монополистической деятельности и развитии конкуренции» и определяется правовыми и организационными основами предупреждения, ограничения, пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, которая направлена на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с законами Республики Таджикистан запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц) занимающего доминирующее положение на рынке, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов (группы лиц) или физических лиц

В целях осуществления государственной политики Республики Таджикистан в области ограничения монополии создан государственный антимонопольный орган. К задачам, которого относятся: предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Государственный антимонопольный орган Республики Таджикистан вносит:

- в Правительство Республики Таджикистан предложения и замечания по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и дает заключения по законопроектам и другим нормативным актам, касающимся функционирования рынка и развития конкуренции;

- дает рекомендации государственным органам управления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

- разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;

- контролирует соблюдение антимонопольного законодательства при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

- контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйствующих субъектов, которое может привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов на рынках либо к ограничению конкуренции.


Государственный антимонопольный орган вправе:

- давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, необоснованном отказе от заключения договора с другим хозяйствующим субъектом, о перечислении в бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства;

- давать государственным органам управления, органам исполнительной власти на местах обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых актов, о прекращении нарушений, а также о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству;

- вносить в соответствующие государственные органы управления, органы исполнительной власти на местах предписания о введении или об отмене лицензирования квот, об изменении таможенных тарифов и иных видов государственной поддержки;

- принимать решения о наложении штрафов на хозяйствующие субъекты и административных взысканий на их руководителей, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц государственных органов управления, органов исполнительной власти на местах за нарушения антимонопольного законодательства, за исключением случаев нарушения установленного порядка ценообразования в соответствии с законодательством о естественных монополиях;

- обращаться в суд или экономический суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о необоснованном отказе от заключения договора с другими хозяйствующими субъектами о реорганизации (разделении или выделении) хозяйствующих субъектов;

- участвовать в рассмотрении судом или экономическим судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства;

- требовать от хозяйствующих субъектов представления достоверных документов и иной информации, необходимой для осуществления его законной деятельности;

- устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов;

- давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства;

- осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Таджикистан.
Неисполнение требований государственного антимонопольного органа является основанием для признания государственной регистрации недействительной в судебном порядке по иску государственного антимонопольного органа.

Государственная регистрация хозяйствующих субъектов и их объединений, созданных или реорганизованных без предварительного согласия государственного антимонопольного органа, в случаях, если это приведет к нарушению требований законодательства Республики Таджикистан, может быть признана в судебном порядке недействительной по иску государственного антимонопольного органа.


В настоящее время в Республике Таджикистан существует внешняя конкуренция за ключевые отрасли таджикской экономики.

Пытаясь усилить свое присутствие в Таджикистане, в стратегически значимых отраслях таджикской экономики, Россия может столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны ряда других государств и зарубежных компаний. Тем более, что на протяжении последних лет официальный Душанбе, находясь в состоянии «внешнеполитических метаний», всячески старается снизить зависимость от Москвы путем максимально возможной диверсификации своих внешних связей.

Как представляется, наиболее вероятным и сильным конкурентом России может стать Китай, учитывая то, что Пекин сегодня является крупнейшим финансовым донором Таджикистана, а китайские компании уже глубоко проникли в экономику республики. В частности объем китайских финансовых ресурсов в таджикской экономике (кредиты, инвестиции, приобретенные активы) что более чем в 15 раз превосходит объемы финансовых ресурсов России в Таджикистане. Это позволяет говорить об устойчивых позициях Китай в таджикской экономике. В настоящее время экономический интерес КНР в Таджикистане затрагивает преимущественно горнодобывающую отрасль, малую гидроэнергетику, транспорт и телекоммуникации. Вполне возможно, что если ведущиеся российской стороной геологоразведочные изыскания дадут положительные результаты о наличии в Таджикистане промышленных запасов того же газа, то эти месторождения могут стать объектом повышенного интереса китайских нефтегазовых компаний. Безусловно, что Китай, также как и Россия, будет заинтересован не столько в самих углеводородах и контроле нефтегазовой отрасли Республики Таджикистан, сколько в возможности расширения за счет этого своего присутствия в других сегментах таджикской экономики.

Помимо этого Россия и российские компании могут столкнуться с конкуренцией и со стороны ряда западных государств и структур, а также Казахстана, которые уже проявляют растущий интерес, в том числе к таджикской нефтегазовой отрасли.

Более того, нельзя сбрасывать со счетов политику США в Республике Таджикистан в целом, и, в частности проводимую Вашингтоном стратегическую линию на переформатирование Центральной Азии в рамках выгодных Америке схем и алгоритмов развития, в первую очередь военно-политического, энергетического и транспортного.

Данный риск связан с тем, что в случае, если запасы углеводородного сырья на месторождениях, разведываемых российскими компаниями на территории Таджикистана, не подтвердятся или их добыча в промышленных масштабах будет оценена как сопряженная с крайне высокой технологической сложностью и дороговизной. Именно к таким и относятся все проекты в нефтегазовой отрасли Таджикистана.

В настоящее время ведется работа с таджикской стороной о получении лицензии на разработку новых нефтегазоперспективных площадей на севере Таджикистана.

Для повышения эффективности работы и использования финансовых средств, руководство ЗАО «Газпром Зарубежнефтегаз» в апреле 2012 года вышло в Правительство Республики Таджикистан с предложением о предоставлении компании налоговых льгот и преференций на период проведения поисковых и разведочных работ по примеру предоставляемых льгот при строительстве гидроэлектростанций.

Помимо ОАО «Газпром», по информации Минэнергопрома Таджикистана, поисками углеводородов в республике занимаются еще четыре компании: таджикско-швейцарское совместное предприятие СЗАО «Сомон ойл» и сингапурская компания «Марвис Лтд.», которые ищут нефть и газ на севере республики в Согдийской области, канадская компания «Тетис Таджикистан Лимитед» (TTL) и таджикско-американская компания «ТоджАм», получившая лицензии на площадях, расположенных в Канибадаме и Исфаре. В настоящее время добычу газа в ограниченном количестве на севере республики осуществляет таджикско-австрийское предприятие «Петролиум - Сугд».

Наиболее серьезную конкуренцию для ОАО «Газпром» представляют компании СЗАО «Сомон ойл» и «Тетис Таджикистан Лимитед». В частности, компания «Тетис Таджикистан Лимитед» приступила к работе в Таджикистане в 2008 году, заключив в июле 2008 года Соглашение о разделе продукции-(далее - СРП) при разработке Бохтарского участка в юго-западном районе страны, общей площадью 35 тыс. кв. км. Бохтарский участок охватывает почти всю таджикскую часть афгано-таджикского бассейна, входящего в перспективный Амударьинский бассейн. Срок действия контракта - до июня 2033 года.

В рамках СРП, компания проводила сейсморазведочные работы, на Бохтарской площади. В 2012 году генеральным директором Tethys Petroleum Lim. было сделано заявление, что, по предварительным данным, полученным в результате сейсморазведки, Бохтарская площадь содержит «извлекаемые ресурсы» в размере 27,5 млрд. баррелей нефтяного эквивалента, из которых 69% приходится на газ, 31% - на нефть и газовый конденсат (для сравнения, по оценке компании British Petroleum, запасы нефти в Кувейте составляют 101,5 млрд. баррелей, в России - 77,4 млрд., в Ливии - 46,4 млрд., в Катаре - 25,9 млрд. баррелей нефтяного эквивалента).

При подобном сценарии и, тем более в условиях, когда российские компании не имеют активов в таджикской нефтегазовой отрасли, присутствие в ней России и российского бизнеса может заметно сократиться и ограничиться лишь реализацией топлива и нефтепродуктов на рынке Таджикистана. Это может резко ослабит как экономические, так и политические позиции России в Таджикистане в целом, лишить многих рычагов влияния на Душанбе в плане достижения стратегических целей, как в республике, так и в регионе. В свою очередь, Таджикистан лишится достаточно важных для республики перспектив развития, многие из которых неизбежно связаны с Россией и процессами ре-интеграции в Центральной Азии.



Рекомендации для российских экспортеров

1. Ввести в практику изучение опыта международных контактов регионов, которые показывают свою эффективность и обеспечивают высокую самоотдачу от реализации бизнес-проектов.

2. Активнее использовать потенциальные возможности региональных торгово-промышленных палат России во внешнеэкономической деятельности.

3. В целях координации работ по осуществлению и дальнейшему расширению межрегионального сотрудничества стремиться к взаимному расширению сети представительств крупных компаний Российской Федерации в Республики Таджикистан.

4. Развивать различные формы международного маркетинга регионов Российской Федерации и областей Республики Таджикистан, включая проведение совместных выставок и ярмарок товаропроизводителей, отраслевых презентаций регионов на территории обоих государств, создание в регионах торговых домов.

5. В полном объеме использовать возможности таджикского законодательства в целях более полной и эффективной реализации потенциала двустороннего межрегионального сотрудничества.

6. Провести анализ действующих соглашений между субъектами Российской Федерации и Правительством и регионами Республики Таджикистан. Повысить уровень экспертной и юридической проработки соглашений (договоров) в целях максимального отражения реальных потребностей и возможностей регионов в двустороннем межрегиональном сотрудничестве.

7. Разрабатывать и использовать применительно к своим условиям различные схемы финансирования взаимных поставок товаров через систему предварительных оплат.



8. Рекомендовать компаниям, впервые выходящим на рынок Таджикистана, как по инвестициям и поставкам продукции, так и по закупкам сельхозпродукции в Республике Таджикистан, предварительно прорабатывать данный вопрос с Торгпредством с целью получения всей необходимой информации и предупреждения в дальнейшем проблем по неисполнению таджикской стороной договорных обязательств.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница