«Что скрывает наш язык?» Слайд 1




Дата07.07.2016
Размер96.3 Kb.
Урок  русского  языка  в  5 классе

Тема: «Что скрывает наш язык?» СЛАЙД 1

Цели: Обобщение  и систематизация  знаний, полученных  в процессе  изучения  данной  темы. Обогащение  словарного  запаса учащихся. Формирование  умения  использовать  в речи  слова  в  соответствии с  их  лексическим  значением, употребление    синонимов, антонимов. Воспитание  потребности  пользоваться  словарём

Обучающий аспект – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенности определения их лексического значения.

           Развивающий аспект – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работ со словарями; развивать речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи).

           Воспитывающий аспект – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию культурного словарного запаса языка.



Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Определение целей и задач урока

  3. Работа по теме

  4. Все мы знаем, что наша речь состоит из слов. Каждое слово имеет свое значение.

  1. Что  образуют  все  слова,  которые  есть  в  языке? ( лексику, его  словарный  запас.)

  2. А  как  произошло  слово «лексика»? ( от   греческого  лексис  - слово, выражение,  оборот)

  3. Что  такое  «лексикон» ? ( словарный  запас, словарь-справочник)

  4.   Как  вы  думаете, изменяется  ли  словарный  запас  языка,  то  есть  его  лексика, 

или  остаётся  неизменным, постоянным?

- Все мы знаем, что этот год провозглашен годом культуры в России так как Россия многонациональная страна, и программа мероприятий должна отразить национальную культуру всех жителей государства.  Ну а мы будем развивать свою речь.

- А что же значит слово культура( какое значение?) К какому словарю мы должны обратиться, чтобы узнать значение слова? (Толковому)

Давайте найдем значение слова в толковом словаре.



Слайд 2

Значение слова Культура по словарю Даля:
Культура
ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; | образование, умственое и нравственое; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор. в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника.

Культура в Энциклопедическом словаре:
Культура - (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие ""культура"" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), атак же специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле -сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Значение слова Культура по словарю синонимов:
Культура - цивилизация

Значение слова Культура по Ефремовой:
Культура - 1. Совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений. // Совокупность таких достижений в определенную эпоху, у определенного народа.
2. Уровень развития каждой из областей - интеллектуальной, общественной и производственной - жизни. // Конкретные результаты такого развития.
3. Совокупность памятников литературы, искусства, архитектуры и т.п., относящихся к одному времени, определенной территории.
4. Сфера человеческой деятельности, связанная с областью литературы, искусства, архитектуры и т.п.
5. Искусственно созданный человеком мир, жизнь в котором определяется его - человека - идеалами.

СЛАЙД 3

История слова "культура"

Слово культура (cultura) появилось в латинском языке. Оно происходило от colere, которое имело множество значений: населять, культивировать, возделывать, ухаживать, почитать, покровительствовать.

катон старший


Впервые слово "культура" встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-149 до н.э), который назывался "De agri cultura". Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое "нравиться" должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т.е не будет культуры.




Римляне употребляли слово "культура" с каким-нибудь объектом в родительном падеже, т.е. только в словосочетаниях, означающих совершествование, улучшение того, с чем сочеталось: "culture juries" - выработка правил поведения, "culture lingual" - совершенствование языка и т.д.




Слайд 4

- Поэтому мы говорим о культуре речи. Что этому способствует?
Прослушайте рассказ А. Шибаева «Поговорили». Что можно сказать о словарном запасе приятеля, который на все вопросы отвечал словом «нормально»?

Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!..

Как живешь? – спрашиваю.

Нормально, – отвечает.

А с учебой как?

Нормально.

Ты, говорят, болел... Теперь все в порядке?

Нормально.

Хорошо, значит?

Ну я же говорю – нормально.

Странно ты говоришь...

Почему? Нормально.

Ты считаешь – нормально?

Нормально.

«Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»

– Интересно было бы вам общаться с таким человеком? Почему?

– Почему важно постоянно обогащать свой словарный запас?

– Как это можно делать?

--Что обогащает нашу речь? Какие тематические группы слов вы знаете?(синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы и т.д)


  1. Мы выяснили, что слово культура имеет несколько значений – как называются такие слова? (Многозначные)

Слайд 5

О каких ключах идет речь? Подпишите значения слова ключ в каждой из строчек, вспомните,  как называются такие слова?

Там, где нужен ключ обычный,   (метал. стержень).

Не поможет ключ скрипичный.    ( музыкальный термин).

И лесным ключом, поверь,            (родник).

Не откроешь эту дверь.

Ответ: Эти слова называются Омонимы. ( пишутся одинаково – разное значение)

Слайд 6

Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

В театре за актом следует акт,

А между ними нужен…..             (антракт)

На время дело прекратив,

Вдруг объявили …..                      (перерыв)

В поле пахарь устал слишком,

Нужно сделать ……                      ( передышку)

После урока непременно

Нужна ребятам …..                        (перемена)

Ответ: Эти слова называются Синонимы.

Проверка результатов.: какое задание сделали быстро? А над каким поразмышляли?



Слайд 7

Посмотрите на рисунок.

Перед вами герои басни Крылова, какой?( «Слон и Моська»)

Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов – антонимов. (по одному антониму от команды).



Слайд 8

Вам предложены следующие выражения (фразеологизмы). Что означают эти выражения, подберите слова-синонимы, запишите в таблицу

Бить баклуши.- бездельничать

Сломя голову. – очень быстро

Точить лясы. - болтать

С гулькин нос. – мало

А как говорят о

-о кротком , безобидном человеке? (мухи не обидит)

-о чувстве большой неловкости, стыда (готов сквозь землю провалиться)

-о человеке, который пришел невовремя, некстати (нелегкая принесла)



Задание7. Тест.

Составьте словосочетания в форме «прилагательное + существительное».

Например, хлеб свежий или новый? Ответ: свежий хлеб.

1. Глаза карие или коричневые?

2. А пиджак?

3. Дружба сильная или крепкая?

4. А характер?

5. Чай горячий или горючий?

6. А слезы?

7. Ответ полный или кромешный?

8. А тьма?
Слайд 9

Подберите к словам левой колонки антонимы из правой.


Грязный

Очистить

Бодрый

Согнуть

Трудолюбие


Выгода

Убыток

Конкретный


Сухой

Чистый

Спокойствие


Усталый

Противник

Лень

Посредственный

Тревога

Кручиниться

Влажный

Загрязнить

Талантливый


Выпрямить


Союзник

Абстрактный

Радоваться




Слайд 10

Лексический  диктант ( по   толкованию, т.е. лексическому  значению, определить  нужно  понятие  и  записать  одним  словом)

 

А) Плавучая  гора,  отколовшаяся  от  прибрежного  ледника ( айсберг)



Б) Аппарат  для  чистки  от  пыли  помещения  или  вещей  ( пылесос)

В) В  иголках  бугорок  мышку  поволок ( ёжик)

Г) Запас  слов  и  выражений  человека ( лексикон)

 

я рада, что Вы ответили на мои вопросы. Но где нам найти толкование слов, которые мы услышали  впервые?   (в словарях)



 

? Сколько необходимо слов для общения? (4-5 тыс.)

? Какие словари толковые Вы знаете? (самые известные, объёмные)  

(словарь Ожегова, 57 тыс. слов; 4-х томник Д. Ушакова, 85 тыс. слов; 17-ти томный словарь современного русского языка, 120 тыс. слов; толковый словарь Даля, 200 тыс. слов, 30 тыс. пословиц)



Слайд 11

Продолжить пословицы:

Молод годами, да стар делами.

Любишь кататься люби и саночки возить.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.



Слайд12

Соберите и отредактируйте текст, используя синонимы.



«После гибели Муму Герасим пошёл в родную деревню. Герасим шёл полями и лугами. Он шёл всю ночь. Он шёл и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришёл в родную деревню, то стал там прилежно работать».

Как называется этот рассказ и кто его автор? «Муму» И.С.Тургенев


Итоги урока: для чего важно знать лексические нормы и термины.



- ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

 

 


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница