Чоу дпо учебный Центр «СтройЭнергоМонтажСервис»



Дата21.08.2019
Размер0.73 Mb.

ЧОУ ДПО Учебный Центр «СтройЭнергоМонтажСервис»

Частное образовательное учреждение

ДПО Учебный Центр «СтройЭнергоМонтажСервис»

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

ЧОУ ДПО УЦ «СЭМС»

__________________Аписов В.Д.

м.п.



« » 20_ г.

ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Слесарь аварийно-восстановительных работ

(наименование программы)
Разряд 2-6-ой
(наименование присваиваемой квалификации (при наличии))

КОД ПРОФЕССИИ: 18447


ЕТКС Выпуск № 69

2015

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Цель реализации программы
Программа имеет целью формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности по профессии Слесарь аварийно-восстановительных работ 2-6-го разряда.
1.2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
а) Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего обучение по программе профессиональной подготовки для выполнения профессиональной деятельности по профессии «Слесарь аварийно-восстановительных работ» включает:


б) Объектами профессиональной деятельности являются:

  • ручные водоотливные механизмы;

  • пневматические инструменты;

  • техническая документация.


в) Слушатель, успешно прошедший подготовку по данной программе, должен решать следующие профессиональные задачи:

Профессиональные задачи

Разряд

2

3

4

5

6

Выполнение работ по ремонту водопроводных сетей под руководством слесаря более высокой квалификации, прочистка и устранение засоров канализационных сетей, раскопка каналов и котлованов и крепление их; конопатка и заделка стыков, заливка и зачеканка свинцом, серосплавом или цементом раструбов труб. Выполнение простых слесарных ремонтных работ. Подноска и укладка труб и фасонных частей. Работа на ручных водоотливных механизмах и пневматических инструментах.

+

+

+

+

+

Выполнение работ по ремонту водопроводных сетей, конопатке, заливке свинцом или сернистым сплавом раструбов труб малых диаметров до 300 мм. Определение неисправностей водоразборных колонок и пожарных гидрантов на сети. Отогревание замерных трубопроводов различными способами. Включение и выключение вводов сетей малых диаметров по эскизам и схемам. Производство гидравлического испытания ввода сетей малых диаметров. Резка труб всех диаметров роликами, трубопроводами с ручным приводом. Конопатка и заливка свинцом и различными заменителями растворов труб под руководством слесаря более высокой квалификации. Прочистка канализационной сети гидравлическим методом, устранение засорений в трубах гибким валом на глубину до 7 - 8 м. Подготовка надувных мячей, дисков необходимого удельного веса и лебедок грузоподъемностью 0,5 т. Проверка годности троса для работы в сточной воде. Извлечение осадка из нижележащих колодцев. Производство земляных работ с установкой, забивкой и выемкой металлического шпунта вручную или механизированным способом с использованием водопонижающих устройств. Монтаж пластмассовых трубопроводов, включая соединения на раструбах с резиновыми кольцами.




+

+

+

+

Выполнение работ по ремонту водопроводных сетей, конопатке, заливке свинцом и различными заменителями раструбов труб диаметром свыше 300 до 900 мм. Установка и замена фасонных частей и арматуры на действующих сетях и магистралях. Определение характера повреждений на сетях и магистралях. Выключение отдельных участков трубопроводов, опорожнение и наполнение их с установкой воздушек для впуска и выпуска воздуха. Промывка трубопроводов. Регулировка работы задвижек на сетях и магистралях труб. Снятие показаний давлений по манометру. Врезка под давлением в трубопроводах. Производство прочистки канализационной сети и коллекторов на глубине до 12 м гидравлическим способом. Устранение засорений гибким валом, размывом струей воды и методом обратного гидравлического давления при помощи передвижных автонасосов. Подготовка троса и лебедки грузоподъемностью до 1 т, металлических шаров и цилиндров заданного удельного веса. Производство ремонта канализационной сети под руководством слесаря более высокой квалификации. Производство профилактического ремонта оборудования и механизмов, применяемых при очистке. Сварка пластмассовых труб.









+

+

+

Выполнение работ по ремонту водопроводных сетей, конопатке, заливке свинцом и различными заменителями раструбов труб диаметром свыше 900 мм. Присоединение под давлением труб всех диаметров с подготовкой и шабровкой крупных поверхностей седелок к действующим трубопроводам. Хлорирование магистралей и сетей хлорной известью, жидким или газообразным хлором в городских условиях; сброс хлорной воды после хлорирования. Производство аварийного ремонта или наливки сальниковых компенсаторов на трубопроводах под напором без выключения сети. Закрывание и открывание больших задвижек на магистралях и водоводах автоприводом, пневмоприводом и электроприводом. Установка, регулирование и ремонт механических приводов. Прочистка канализационной сети, дюкеров, каналов и коллекторов круглого, яйцевидного, шатрового и других сечений на глубине свыше 12 м гидравлическим способом. Подготовка троса и лебедок грузоподъемностью до 2 т. Подготовка деревянных и металлических цилиндров заданного удельного веса. Удаление засоров в канализационной сети и коллекторах при помощи различных штанг с шаровыми и ершовыми якорями. Производство ремонта действующей канализационной сети с использованием средств водопонижения и передвижных кранов. Склеивание и сборка пластмассовых труб.










+

+

Выполнение особо сложных аварийно-восстановительных работ на действующих водопроводно-канализационных сетях. Обслуживание, регулировка и ремонт трубопроводов, водопроводных, канализационных сетей, запорной арматуры и задвижек диаметром свыше 1200 мм. Выключение и пуск магистральных трубопроводов. Выполнение переключений на основных коллекторах и каналах. Определение состояния сетей и трубопроводов диагностическими приборами. Управление каналоочистительной машиной при удалении засоров канализационной сети. Руководство работами по ликвидации аварий, наладке и пуску сложного оборудования.













+


г) В соответствии с приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" слушателям, прошедшим обучение по программе профессиональной подготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности по профессии «Слесарь аварийно-восстановительных работ» устанавливается для 2 и 3 разрядов второй уровень квалификации, а для разрядов 4-6 – уровень квалификации 3-4.
1.3 Требования к результатам освоения программы
Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

Применение приемов ремонтных и монтажных работ по системе водоснабжения и водоотведения, с целью бесперебойного водоснабжения и водоотведения


Указанные компетенции формируются следующими, приобретенными в результате обучения, знаниями и умениями:
иметь практический опыт:

  • выполнения работ по ремонту водопроводных сетей


уметь:

  • Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

  • Читать схемы и чертежи  систем  водоснабжения и водоотведения.

  • Сортировать  фасонные части, фитинги, готовить их к монтажу и конкретному применению. Сортировать средства крепления, готовить вспомогательные  материалы. Выполнять земляные работы, работать в одном звене с трактористом, экскаваторщиком  заниматься  комплектовкой  деталей и выполнять различные строительные работы.

  • При необходимости выполнять несложные сварочные работы, прихватку деталей, подготовку к сварке низкоуглеродистых сталей.

  • Составлять, читать схемы, рабочие эскизы трубных узлов и деталей, производить гидравлические испытания сварных узлов.



знать:

  • Виды и назначения материалов, оборудования и предъявляемые к ним требования по эксплуатации и ремонту.

  • Ассортимент труб, фасонных частей и их назначение.

  • Основные детали и узлы систем водоснабжения и водоотведения.

  • Назначения слесарных инструментов, приспособлений их применение в аварийных ситуациях.

  • Безопасные условия труда при выполнении аварийно – восстановительных работ.

  • Виды сварных  соединений, правила  безопасности работы с электросварочным оборудованием.

  • Назначение  и применение  контрольно – измерительных приборов.


1.4. Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимому для освоения программы
Лица старше восемнадцати лет, желающие освоить настоящую профессиональную программу, должны иметь основное общее образование (код по ОКИН – 03).

Наличие указанного образования должно подтверждаться аттестатом.

Лица в возрасте до восемнадцати лет допускаются к освоению настоящей программы профессиональной подготовки при условии их обучения по основным общеобразовательным программам или образовательным программам среднего профессионального образования, предусматривающим получение среднего общего образования.

1.5. Трудоемкость
Нормативная* трудоемкость обучения по данной программе 82 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (в том числе – самостоятельной) учебной работы слушателя.
* - При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного слушателя. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах настоящей программы профессионального обучения, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами ЧОУ ДПО УЦ «СЭМС».
1.6 Форма обучения
Форма обучения - очная, очно-заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий.
1.7 Режим занятий
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (в том числе самостоятельной) учебной работы по освоению настоящей программы и консультации.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

«Слесарь аварийно-восстановительных работ»

2-6-го разряда

п/п

Наименование тем, разделов

*Расчетная трудоемкость в часах

1.

Теоретическое обучение**

26

1.1.

Введение

2

1.2.

Сведения о деталях машин

6

1.3.

Безопасность выполнения работ на высоте

6

1.4.

План локализации аварийных ситуаций и ликвидации аварий

8

1.5.

Охрана окружающей среды

4

2.

Производственное обучение***

48

2.1.

Ознакомление с производством, инструктаж по охране труда. Техническая и пожарная безопасность, электробезопасность на предприятии

6

2.2.

Изучение технологической схемы установки

10

2.3.

Обучение приемам выполнения работ по ремонту оборудования и аппаратуры

8

2.4.

Самостоятельное выполнение работ

16

2.5.

Квалификационный экзамен

8




Консультация

4




Экзамен

4




Всего

82

* - Трудоемкость освоения программы указана для очного обучения.

** - Текущий контроль усвоения учебного материала каждой темы теоретического обучения проводит преподаватель в форме круглого стола, устного опроса, письменного опроса или тестирования в зависимости от конкретных организационно-педагогических условий

*** - Текущий контроль приобретения слушателями практических навыков при прохождении производственного обучения проводит инструктор (мастер) производственного обучения визуально.


1. Теоретическое обучение

Тема 1. 1 Введение
Требования квалификационной характеристики к слесарю аварийно-восстановительных работ. Ознакомление с программой и режимом обучения. Положение об обучении и аттестации. Нормативы, касающиеся требований к специалисту данной профессии. Обзор выполняемых слесарных работ. Основная задача ремонтных работ. Виды ремонтов и нормативы, заложенные в классификацию ремонтов. Техниче­ское обслуживание его задача. Ремонтная документация.
Тема 1.2. Сведения о деталях машин
Основные детали машин и механизмов, классификация, назначение. Ocи, валы, назначение, конструктивные исполнения, воспринимаемые нагрузки.

Крепежные детали, требования нормативов к их применению (болты, шпильки, винты, гайки, шпонки). Устройства в машинах и механизмах, обеспечивающие надежность соединений (гайки специального исполнения, пружинные шайбы, шплинты, штифты, усиковые шайбы, клиновые шпонки и т.д.).

Подшипники качения и скольжения в узлах машин. Классификация, условия применения и обеспечения долговечности. Исполнения подшипниковых узлов в насосах, компрессорах, вентиляторах, воздуходувках, дымососах, редукторах. Подшипниковые узлы скольжения, исполнение. Муфтовые соединения валов и осей. Классификация исполнения, условия использования, обеспечение работоспособности. Монтаж, демонтаж, регулировка.

Передача движения в узлах машин (вращательное, осевое, смешанное). Конструктивное исполнение узлов передачи движений (муфты, ременное, кривошипно-шатунное, крейцкопфное).



Редукторы и мультипликаторы. Конструктивные исполнения, примеры применения.

Смазка узлов машин и механизмов. Виды смазки и смазочных материалов. Назначение. Выбор смазочных материалов. Примеры смазок в насосах, компрессорах, редукторах (принудительная постоянная, лубрикаторная, масляным туман окунанием). Конструктивное исполнение узлов смазки, контроль за смазкой.

Охлаждения узлов машин. Виды охлаждений. Примеры охлаждаемых узлов в насосах, компрессорах, дымососах. Конструктивные исполнения. Контроль охлаждения.


Тема 1.3. Безопасность выполнения работ на высоте
Классификация работ на высоте и верхолазных. Условия выполнения работ на высоте и верхолазных. Требования к персоналу, выполняющему работы на вы­соте и верхолазные. Средства защиты от возможного падения (предохранительный пояс, страховочные, ограждения), требования к исполнению и контроль состояния. Особенности выполнения работ с приставной лестницы, стремянки, с неогражденной площади. Какие работы на высоте выполняются по наряду.

Кто имеет право выполнять верхолазные работы. Условия безопасности их выполнения.


Тема 1.4. План локализации аварийных ситуаций и ликвидации аварий
Что подставляет данный документ, его назначение и содержание. Порядок обучения персонала действиям согласно ПЛАСа и ПЛА. Рассмотрение ПЛАС и ПЛА с действующих технологических объектов.

Тема 1.5. Охрана окружающей среды
Значение природы и рационального использования ее ресурсов для народного хозяйства и жизнедеятельности человека и будущих поколений. Необходимость охраны окружающей среды.

Основные директивные документы, определяющие ответственность министерств, организаций, учреждений и граждан РФ за охрану окружающей среды.



Организация охраны окружающей среды. Мероприятия по борьбе с шумом, загрязнением почвы, атмосферы, водных бассейнов (перевод производства на замкнутый цикл работы), внедрение безотходной технологии, утилизация отходов производства, комплексное использование природных ресурсов, контроль за ПДК вредных веществ, поступающих в окружающую среду. Персональная ответственность в деле охраны окружающей среды.

2. Производственное обучение

Тема 2.1. Ознакомление с производством, инструктаж по охране труда. Техническая и пожарная безопасность, электробезопасность на предприятии


Ознакомление с рабочим местом слесаря аварийно-восстановительных работ. Инструктаж по правилам безопасности на рабочем месте.

Ознакомление с квалификационной характеристикой и программой производственного обучения.
Тема 2.2. Изучение технологической схемы установки
Изучение технологической схемы установки. Изучение схемы трубопроводов, коммуникаций, расположения арматуры.

Изучение производственных инструкций слесаря аварийно-восстановительных работ.
Тема 2.3. Обучение приемам выполнения работ по ремонту оборудования и аппаратуры

Ознакомление с инструментами и приспособлениями, применяемыми для замены труб змеевиков: вальцовка, приспособления для зачистки труб и гнезд ретурбендов и т. п.

Проверка труб, ретурбендов и их подготовка к установке в печь. Обучение смене труб, ретурбендов и вальцовке труб. Смена труб в горизонтальных шатровых печах, вертикальных многокамерных и вертикальных цилиндрических печах.

Контроль качества вальцовочного соединения. Контроль качества сварного соединения змеевика. Инструктаж по правилам безопасности при ремонте колонн.

Ознакомление с видами и устройством различных тарелок в колоннах.

Обучение смене тарелок в колоннах. Порядок разборки и сборки тарелок. Контроль качества сборки. Инструктаж по правилам безопасности при ремонте теплообменной аппаратуры. Ознакомление с теплообменными аппаратами типа «труба в трубе».

Обучение обслуживанию и ремонту теплообменных аппаратов типа «труба в трубе».

Ознакомление с устройством и назначением аппаратов воздушного охлаждения типов АВЗ и АВГ. Обучение обслуживанию и ремонту аппаратов воздушного охлаждения. Разборка, ремонты, сборка и регулировка редукторов привода аппаратов АВЗ и АВГ. Балансировка колеса вентилятора.

Инструктаж по правилам безопасности при ремонте трубопроводов и арматуры.

Ознакомление с технологическими трубопроводами и трубопроводной арматурой.

Виды труб, отводов, фланцев, прокладок. Назначение и устройство арматуры.

Применение труб, отводов, фланцев, прокладок, арматуры в зависимости от среды, температуры и давления. Условное давление и условный диаметр арматуры и фланцев.

Ознакомление с основными дефектами трубопроводов и арматуры; пропуск рабочего продукта через фланцевые, сварные, резьбовые соединения, уменьшение толщины стенки из-за коррозии или эрозии, деформация труб или компенсаторов и т. п.

Обучение разборке, изготовлению и замене отдельных узлов и сборке технологических трубопроводов и трубопроводной арматуры с давлением до 100 кгс/см2 (10 МПа).

Соединение труб фланцами, сваркой, резьбой.



Подготовка кромок труб к сварке, сборке стыков перед сваркой, основные правила сварки трубопроводов. Особенности подготовки кромок труб из легированных сталей к сварке и их сварка.

Обучение разметке труб для изготовления из них сварных отводов и переходов, разметке и производству врезок одной трубы в другую, сборке пространственных трубных узлов.

Обучение изготовлению отводов, полуотводов на трубогибочных станках различных конструкций и с помощью лебедки.

Обучение ремонту подземных трубопроводов: вскрытие траншеи, очистка наружной поверхности от антикоррозионной изоляции, ремонт дефектного участка или замена его, наложение новой изоляции, засыпка траншеи.

Ознакомление с приспособлениями и инструментами для разборки и сборки трубопроводов и обучение работе с ними.

Обучение проведению испытания отремонтированных и собранных трубопроводов.



Подготовка трубопроводов к испытанию. Порядок проведения гидравлического и пневматического испытаний. Выбор пробного давления при испытании трубопроводов. Испытание на прочность и плотность.

Обучение сборке и разборке неметаллических трубопроводов (винипластовых, полиэтиленовых, фаолитовых и др.) и стальных трубопроводов с внутренним покрытием (эмалированных, гуммированных и т. п.).

Обучение ремонту запорной арматуры (задвижек, вентилей) с условным давлением до 160 кгс/см2 (16 МПа) и размером до 1000 мм.

Устранение пропусков в сальниках, выбор материала сальниковой набивки в зависимости от среды и рабочей температуры.

Восстановление уплотнительных поверхностей арматуры. Смена седла у вентилей и задвижек, проточка, шабровка и притирка уплотнительных поверхностей седла, клина и затвора у задвижек и вентилей.

Устранение дефектов (раковин, свищей, трещин и т. п.) в корпусе арматуры. Восстановление уплотнительной поверхности фланцев арматуры.

Порядок проведения испытания отремонтированной арматуры на плотность и прочность.



Инструктаж по правилам безопасности при ремонте дымососов. Ознакомление с устройством и назначением дымососов. Обучение обслуживанию и ремонту дымососов.

Основные неисправности и способы их устранения. Последовательность разборки и сборки. Балансировка колеса дымососа.



Инструктаж по правилам безопасности при ремонте насосов.

Ознакомление с устройством и назначением поршневых, плунжерных, вакуумных и многоколесных центробежных насосов.

Обучение обслуживанию и ремонту поршневых, плунжерных, вакуумных и многоколесных центробежных насосов. Основные неисправности и способы их устранения.

Перечень ремонтных работ, проводимых в текущий, средний и капитальный ремонты.

Порядок разборки насосов, отбраковка деталей.



Восстановление отдельных деталей и узлов насосов: перезаливка и подгонка подшипников скольжения, ремонт валов, штоков, защитных гильз, колес, притирка клапанов и т. д. Балансировка колес и роторов центробежных насосов. Проверка собранного ротора центробежного насоса на биение.

Обеспечение при сборке насосов необходимых натягов и зазоров между сопряженными деталями: натяг между муфтой, колесами, подшипниками качения и валом, зазор между защитным кольцом колеса и корпуса и т.д. и т.п.

Центровка насоса с приводом (электродвигателем, турбиной).

Обучение изготовлению простых аппаратов весом более 1 тн.: емкостей, сепараторов, фильтров, отстойников и т. д.

Подбор материалов (листовая сталь, трубы, фланцы, и т. п.), необходимых для изготовления аппаратов, по маркам стали, типам и размерам.

Разметка, резка отдельных заготовок из листов, труб. Подготовка кромок заготовок к сварке. Вальцовка обечаек.

Обучение работе на гильотинных ножницах, вальцах. Сборка корпуса из отдельных обечаек, сварка корпуса и приварка штуцеров, люков и других деталей.

Контроль качества сварных швов.



Проведение испытания аппарата после изготовления.
Тема 2.4. Самостоятельное выполнение работ
Самостоятельное выполнение работ, предусмотренных квалификационной характеристикой слесаря аварийно-восстановительных работ в соответствии с рабочей инструкцией под наблюдением инструктора производственного обучения.

Закрепление и совершенствование навыков работы на основе передовых методов и способов организации труда на рабочем месте.
Квалификационная пробная работа

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-технические условия реализации программы



Наименование

кабинетов, лабораторий

Вид занятий

Наименование оборудования, документации, программного обеспечения

1

2

3

Специальный класс

Групповые и индивидуальные занятия

компьютеры, устройство отображения информации (экран, телевизор и др.), доска, учебные фильмы, презентации, программа для самостоятельной работы («ОлимпОКС» или подобная)




Самостоятельная подготовка

методические пособия, тесты.

Рабочее место слесаря аварийно-восстановительных работ на предприятии

практические работы по профессии «Слесарь аварийно-восстановительных работ»

Инструкции слесарь аварийно-восстановительных работ, журнал инструктажа на рабочем месте, технологические карты, ручные водоотливные механизмы, пневматические инструменты, техническая документация.


3.2. Учебно-методическое обеспечение программы
«Учебно-методическое пособие оператору приготовления горючих мастик», разработанное ЧОУ ДПО УЦ «СЭМС»; Презентации; Учебные фильмы; Программы электронного тестирования

4. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оценка качества освоения программы включает текущую проверку усвоения слушателями учебного материала, промежуточную проверку, итоговую аттестацию слушателей и результирующую оценку заказчиком.
Текущая проверка усвоения слушателями учебного материала проводится преподавателем в форме круглого стола, устного опроса, письменного опроса или тестирования в зависимости от конкретных педагогических условий и оформляется в групповом журнале.
Промежуточные проверки качества проводится по окончанию теоретического обучения и по окончанию производственного обучения.

Проверка по окончанию теоретического обучения проводится преподавателем и оформляется в групповом журнале.

Проверка по окончанию практического обучения проводится на предприятии прохождения практического обучения выполнением квалификационной работы и оформляется «Заключением о выполнении квалификационной работы» подписью представителя организации проведения практического обучения*.

*- «Заключение о выполнении квалификационной работы» с подписью представителя организации проведения практического обучения в конкретных организационно-педагогических условиях может рассматриваться аттестационной комиссией ЧОУ ДПО УЦ «СЭМС» как участие данного представителя при проведении итоговой аттестации слушателя.
Итоговая аттестация слушателей проводится по окончанию обучения в форме аттестационного экзамена комиссией ЧОУ ДПО УЦ «СЭМС» с участием представителей работодателя или предприятия проведения практического обучения. Оформляется протоколом аттестационной комиссии и свидетельством о квалификации.
Результирующую оценку качества освоения программы дает заказчик обучения оформлением акта оказания образовательных услуг.

5. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
Разработала: Валеева В.Н. – методист Учебного Центра «СЭМС»

Проверил: Кадыров Ф.Ф. – начальник методического отдела Учебного Центра «СЭМС»




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница