Частных агентств занятости населения




Скачать 140.65 Kb.
Дата11.08.2016
Размер140.65 Kb.
Г. ВДОВИН,

юрист
ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



ЧАСТНЫХ АГЕНТСТВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В Российской Федерации нормативное определение понятия «частное

агентство занятости» (ЧАЗ) отсутствует, при этом существуют юридические лица, деятельность которых подпадает под определение частного посредника при трудоустройстве, закрепленного в Конвенции МОТ № 181 «О частных агентствах занятости»1. Это означает, что общие нормы о юридических лицах, закрепленные гражданским законодательством Российской Федерации2, можно распространить на все российские ЧАЗ в зависимости от того, в каких организационно-правовых формах они представлены на рынке.

Правовой статус любого юридического лица как субъекта гражданского права составляет совокупность правомочий, представляющих собой права (меру возможного поведения) и обязанности (меру должного поведения). На основе обобщения международно-правовых норм3, особенностей законодательного регулирования деятельности ЧАЗ в зарубежных странах, а также практики их деятельности в Российской Федерации права и обязанности ЧАЗ целесообразно сгруппировать следующим образом:


  1. Общие права и обязанности ЧАЗ как полноправного участника рынка труда.

  2. Права и обязанности ЧАЗ по отношению к гражданам.

  3. Права и обязанности ЧАЗ по отношению к организациям-заказчикам.

  4. Права и обязанности ЧАЗ в отношении заемных работников и предприятий-заказчиков, использующих труд таких работников.

Частное агентство занятости, являясь полноправным участником рынка труда, имеет право:

- осуществлять информационно-консультационные услуги в сфере занятости и трудовой миграции для физических и юридических лиц;

- формировать информационные базы данных как о работодателях и вакантных местах, так и о трудовых мигрантах и соискателях рабочих мест;

- осуществлять набор работников для трудоустройства из одной страны в другую в соответствии с национальным законодательством и международным правом, регулирующим эти процессы;

- содействовать в оформлении соискателями рабочего места всех разрешительных документов и прохождении процедур необходимых для пребывания и работы, установленных национальным законодательством государства трудоустройства;

- оказывать содействие в трудоустройстве и сопутствующие услуги соискателям;

- вести работу по подбору и предоставлению работников в соответствии с требованиями работодателя;

- содействовать организации профессиональной подготовки, переподготовки, тестированию и сертификации, а также последующему трудоустройству соискателей;

- оказывать содействие в страховании, поиске жилья, денежных переводах для трудовых мигрантов;

- оказывать другие востребованные услуги на рынке труда и в сфере трудовой миграции в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Частное агентство занятости обязано:

- не допускать дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национального происхождения, социального происхождения или любой иной форме дискриминации, предусмотренной национальным законодательством и практикой, такой как дискриминация по признаку возраста или наличия инвалидности;

- обеспечивать конфиденциальность информации, полученной от работников и работодателей;

- не допускать любых форм принудительного труда и эксплуатации;

- не использовать детский труд или не предоставлять его;

- оказывать услуги на основании договоров и в соответствии с законодательством государства местонахождения частного агентства занятости и государства трудоустройства;

- в рамках предоставления услуг по найму работников с целью предоставления их в распоряжение третьей стороны нести ответственность в отношении:

а) ведения коллективных переговоров;

б) минимальной заработной платы;

в) продолжительности рабочего времени и других условий труда;

г) пособий по предусмотренному законодательством социальному обеспечению;

д) доступа к профессиональной подготовке;

е)   защиты в области безопасных и здоровых условий труда;

ж) возмещения в случае несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

з) возмещения в случае банкротства и защиты требований работников;

и)   охраны материнства и пособий по беременности и родам, а также защиты родителей ребенка и пособий им;

- взаимодействовать с органами исполнительной власти и местного самоуправления государства места нахождения ЧАЗ в интересах формирования и реализации системы эффективного регулирования рынка труда и процессов трудовой миграции (выполнять государственные заказы на подбор кадров в приоритетных отраслях национальной экономики и на оказание других услуг на национальном рынке труда; проводить работу по обмену информационными базами данных о вакантных рабочих местах и заинтересованных соискателей рабочих мест, включая трудящихся-мигрантов; участвовать в работе комиссии, рабочих групп и других структур с целью разработки и реализации государственных программ в сфере занятости и трудовой миграции; участвовать в работе по изучению и внедрению зарубежного опыта по регулированию деятельности ЧАЗ, совместной деятельности государственного и негосударственного сектора в сфере трудовой миграции).

По отношению к гражданам ЧАЗ имеют право оказывать услуги на рынке труда, включая:

- содействие соискателям рабочих мест в подборе достойной работы по соответствующим специальностям и профессиям с учетом профессиональной квалификации, опыта и пожеланий соискателя;

- содействие гражданам государства местонахождения частного агентства занятости в трудоустройстве за рубежом (экспорт трудовых ресурсов);

- поиск, отбор, содействие в привлечении трудящихся-мигрантов в государство места нахождения ЧАЗ в соответствии с заявками работодателей в порядке, установленном национальным законодательством;

- консультирование, предоставление информации и услуг по профессиональной ориентации и профессиональному обучению соискателей рабочих мест;

- профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку, а также психологическую поддержку соискателей рабочего места в соответствии с национальным законодательством;

- направление по согласованию с государственной службой по труду и занятости и ее территориальными отделениями соискателей рабочего места на общественные работы;

- формирование информационной базы данных как о работодателях и вакантных местах, так и о трудовых мигрантах и соискателях рабочих мест;

- другие услуги, не противоречащие национальному законодательству, выполняемые в сфере занятости и трудоустройства.

ЧАЗ обязаны:

- предоставлять соискателю рабочего места достоверную информацию о вакансиях и предложениях в сфере занятости и трудоустройства;

- при наличии заинтересованности со стороны потенциального работодателя предоставить кандидату полную информацию об условиях работы.

- обеспечивать конфиденциальность информации, получаемой от соискателей рабочих мест, касающейся квалификации и профессионального опыта и любой иной информации, имеющей к этому прямое отношение;

- оказывать помощь в составлении резюме;

- обеспечить проведение собеседования с предполагаемым работодателем и при необходимости принять в нем участие;

- заключать договоры в письменной форме.

По отношению к организациям-заказчикам ЧАЗ оказывают услуги на рынке труда, включая:

- работу по подбору и предоставлению работников в соответствии с требованиями работодателя, включающую в себя такие услуги, как head-hunting («охота за головами», поиск высококвалифицированных специалистов), поиск эксклюзивных специалистов (executive search), массовый рекрутинг, консультирование и организация помощи в трудоустройстве сокращенного персонала (outplacement), вывод персонала за штат (outstaffing), предоставление контрактного или временного персонала, временное замещение сотрудника, подбор персонала (рекрутинг), рекруитмент и трудовая адаптация выпускников (graduate recruitment);

- кадровый консалтинг;

- обучение и тренинг персонала;

- информационно-консультационные услуги в сфере занятости и трудовой миграции для физических и юридических лиц;

- подбор и предоставление персонала из числа трудящихся-мигрантов.

ЧАЗ обязаны:

- осуществить поиск кандидатов на вакансии в соответствии с требованиями работодателя;

- предоставлять работодателю достоверную информацию об отобранных кандидатах;

- обеспечить проведение собеседований с отобранными кандидатами и при необходимости принимать в них участие;

- обеспечивать конфиденциальность информации, полученной о заказчике и его деятельности, в ходе выполнения работ;

- заключать договоры в письменной форме.

В отдельную группу представляется целесообразным объединить права и обязанности ЧАЗ в отношении заемных работников и предприятий- заказчиков, использующих труд таких работников.

Помимо прав и обязанностей работодателя, установленных трудовым законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, юридическое лицо, являющееся ЧАЗ:

а) имеет право:

- заключать, изменять, расторгать трудовые договоры с заемными работниками;

- требовать от заемного работника добросовестного исполнения им трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (частного агентства занятости), предприятия-пользователя, других работников, а также к имуществу третьих лиц, перед которыми предприятие-пользователь или частное агентство занятости несут ответственность за сохранность их имущества;

- устанавливать заемному работнику нормы труда, которые не должны ухудшать положение заемных работников по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

- привлекать заемного работника к дисциплинарной и материальной ответственности;

- принимать локальные нормативные акты, регулирующие труд его заемных работников;

- требовать от заемного работника, направляемого им на предприятие-пользователь, согласия с включением в трудовой договор с заемным работником условия о неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну этого предприятия-пользователя, которая может стать известной заемному работнику в процессе исполнения им его трудовых обязанностей, если обязанность включения такого условия в трудовой договор заемного работника предусмотрена гражданско-правовым договором о предоставлении труда заемных работников, заключенном между ЧАЗ и предприятием-пользователем;

- вести коллективные переговоры, заключать коллективные договоры с заемными работниками в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации;

б) обязано:

- в соответствии с трудовым договором предоставить заемному работнику работу посредством направления его на определенное предприятие-пользователь, а также обеспечить возможность фактического исполнения работы на указанном предприятии-пользователе по обусловленной трудовым договором трудовой функции;

- самостоятельно и за свой счет выплачивать в полном размере причитающуюся заемному работнику заработную плату в сроки и в порядке, установленных локальными нормативными актами частного агентства занятости, коллективным договором, трудовым договором заемного работника в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;

- устанавливать заемному работнику продолжительность рабочего времени в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

- обеспечить предоставление времени отдыха в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;

- предоставлять заемному работнику ежегодный оплачиваемый отпуск в порядке и на условиях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, трудовым договором с заемным работником;

- осуществлять обязательное социальное страхование заемных работников в порядке, установленном федеральными законами. При этом размер страховых взносов (тарифов) на обязательное социальное страхование определяются в соответствии с классом профессионального риска работы, фактически исполняемой заемными работниками на предприятии-пользователе;

- возмещать вред, причиненный заемному работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в порядке и на условиях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

- собственными силами вести в отношении заемного работника предусмотренную трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, документацию по учету труда и его оплате;

- обеспечивать заемным работникам доступ к профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации;

- создавать условия, обеспечивающие участие заемных работников в лице их представителей в ведении коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению коллективного договора;

- предоставлять представителям заемных и других работников частного агентства занятости полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля над их выполнением.

На основании заключенного между ЧАЗ и предприятием-пользователем гражданско-правового договора о предоставлении труда заемных работников, помимо прав и обязанностей, возникающих в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, ЧАЗ:

а) имеет право:

- требовать от предприятия-пользователя оплату услуги по гражданско-правовому договору о предоставлении труда заемных работников в сроки и в порядке, предусмотренные указанным договором;

- осуществлять надзор и контроль над соответствием между фактическим использованием предприятием-пользователем труда заемного работника, направленного этим ЧАЗ на данное предприятие-пользователь, и трудовой функцией, определенной в трудовом договоре этого заемного работника;

- осуществлять в отношении направленного им на предприятие-пользователь заемного работника в месте выполнения указанным работником своих трудовых обязанностей надзор и контроль над исполнением предприятием-пользователем переданных ему по договору о предоставлении труда заемных работников обязанностей по обеспечению этому работнику безопасных условий труда, отвечающих требованиям охраны и гигиены труда, а также по обеспечению заемного работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения этим работником трудовых обязанностей, в том числе, для обеспечения бытовых нужд заемного работника, связанных с исполнением этим работником трудовых обязанностей. При обнаружении нарушений частное агентство занятости вправе требовать от предприятия-пользователя устранения допущенных нарушений. Право на надзор и контроль, осуществляемые ЧАЗ в сфере охраны труда заемных работников на предприятии-пользователе, вытекает из  факта заключения гражданско-правового договора о предоставлении труда заемных работников между указанными ЧАЗ и предприятием-пользователем;

- осуществлять надзор и контроль за соблюдением предприятием-пользователем режима труда и отдыха, установленного ЧАЗ для заемных работников, направленных им на предприятие-пользователь на основании гражданско-правового договора о предоставлении труда заемных работников;

- если иное не предусмотрено гражданско-правовым договором о предоставлении труда заемных работников, самостоятельно определять, кого из работников, с которыми у него заключены трудовые договоры заемного работника, оно направляет на предприятие-пользователь для выполнения своих обязательств перед предприятием-пользователем;

- без предварительного уведомления и согласования с предприятием-пользователем осуществлять замену одного направленного на предприятие-пользователь заемного работника другим заемным работником, если иное не установлено гражданско-правовым договором о предоставлении труда заемных работников;

б) обязано:

- направлять на предприятие-пользователь заемных работников, деловые и профессиональные качества которых соответствуют требованиям, свойственным виду труда, для осуществления которого привлекаются указанные заемные работники;

- заменять одного направленного на предприятие-пользователь заемного работника другим, если первый работник не соответствует требованиям, предъявленным предприятием-пользователем, о которых частное агентство занятости было уведомлено в письменной форме при заключении гражданско-правового договора о предоставлении труда заемных работников. Требования к заемным работникам должны быть связаны с характером предстоящей работы и условиями ее выполнения или с личными качествами заемного работника, влияющими на его деловые качества, и закреплены либо в указанном гражданско-правовом договоре, либо в приложении к нему;

- по письменному требованию предприятия-пользователя при соблюдении требований законодательства о защите персональных данных работника предоставлять указанному предприятию-пользователю без согласия заемного работника сведения о заработной плате и режиме труда и отдыха, установленных данному заемному работнику в соответствии с заключенным с ним трудовым договором, а также о сроке действия этого трудового договора;

- возмещать вред, причиненный заемным работником предприятию-пользователю в процессе исполнения этим работником своих трудовых обязанностей, в том числе возмещать убытки, понесенные предприятием-пользователем при возмещении им ущерба третьим лицам в случае, когда этот ущерб возник в результате виновных противоправных действий заемного работника;

- требовать от заемного работника, направляемого на предприятие-пользователь, согласия на включение в его трудовой договор условия о неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну этого предприятия-пользователя, которая может стать известной заемному работнику в процессе выполнения им своих трудовых обязанностей, если обязанность включать в трудовые договоры заемных работников такое условие предусмотрена гражданско-правовым договором о предоставлении труда заемных работников.

Частное агентство занятости обязано возместить вред, причиненный предприятию-пользователю заемным работником, направленным ЧАЗ по договору о предоставлении труда заемных работников на указанное предприятие-пользователь, при исполнении этим заемным работником трудовых обязанностей.

Таким образом, как показывает практика деятельности ЧАЗ в зарубежных странах и в Российской Федерации, частные посредники обладают довольно широкими правами, позволяющими им быть полноправными участниками на рынке труда. Как правило, объем их прав и обязанностей фиксируются в специальных законодательных актах, посвященных данному виду деятельности4.

Поскольку в Российской Федерации отсутствует такой закон, а другие нормативные правовые акты также не содержат положений, определяющих правовой статус ЧАЗ, его права, обязанности, а главное, ответственность, то не удивительно, что случаи злоупотреблений (коррупция, нарушение договорных обязательств со стороны агентств, недобросовестная конкуренция, нарушения этических норм) со стороны ЧАЗ увеличиваются, а гарантии реализации прав граждан, обратившихся к услугам ЧАЗ, снижаются.




1 Конвенция № 181 «О частных агентствах занятости» // Конвенции и Рекомендации, 1991–1997. Региональное бюро МОТ в Москве. М, 1997.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ в ред. от 09.04.2009 № 56-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.


3 Конвенция МОТ от 29 октября 1919 г. № 2 «О безработице»; Конвенция МОТ от 9 июля 1948 г. № 88 «Об организации службы занятости»; Конвенция МОТ от 1 июля 1949 г. № 96 «О платных бюро по найму»; Конвенция МОТ от 19 июня 1997 г. № 181 «О частных агентствах занятости».

4 Например, Австралия, Закон о частных агентах занятости 2005; Великобритания, Закон о лицензировании вербовщиков («гэнгмастеров») 2004; Канада (Британская Колумбия), Закон о стандартах занятости 1996; Китай, Административное постановление о посреднической деятельности при трудоустройстве за рубежом, 2002; Ирландия, Закон об агентствах занятости, 1971 // Guide to Private Employment Agencies – Regulation, Monitoring and Enforcement Geneva, International Labour Office – 2007.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница