Чайковский Петр Ильич (1840-1893) русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Окончил Училище правоведения в Петербурге



Скачать 81.72 Kb.
Дата02.04.2016
Размер81.72 Kb.
Чайковский Петр Ильич (1840-1893) - русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Окончил Училище правоведения в Петербурге (1859), служил в Министерстве юстиции (до 1863). С 1861 занимался в Музыкальных классах РМО, преобразованных в 1862 в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1865 по классу сочинения у А. Г. Рубинштейна. В 1866-1878 профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки), среди учеников - С. И. Танеев.

Благотворным для идейно-художественного развития Чайковского было общение с А. Н. Островским, П.М.Садовским, Н.Г.Рубинштейном и др., посещение Артистического кружка, благодаря чему возрос его интерес к русской народной, в т. ч. городской, песне. Чайковский активно участвовал в музыкальной жизни Москвы; здесь издавались и исполнялись его произведения, определились основнйе жанры творчества. Результатом знакомства (1868) и творческих контактов с членами «Могучей кучки» явилось создание программных симфонических произведений (по совету М. А. Балакирева написана увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», 1869, симфония «Манфред», 1885: В. В. Стасов подсказал Чайковскому замысел симфонической фантазии «Буря», 1873). Творчество 70-х гг. отличают напряжённость исканий, многообразие художественных интересов. В конце 70-х гг. Чайковский пережил тяжёлый душевный кризис, вызванный перенапряжением творческих сил, а также обстоятельствами личной жизни (неудачная женитьба). В течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии). В эти годы немаловажными для Чайковского были материальная поддержка и переписка (1876-1890.) с Н. Ф. фон Мекк. В середине 80-х гг. Чайковский возвратился к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 избран директором Московского отделения РМО, способствовал поднятию уровня музыкальной культуры Москвы. С 1885 постоянно жил в Подмосковье - в окрестностях г. Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 - в самом Клину. С конца 80-х гг. много выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западно-европейскими музыкантами (X. фон Бюлов, Э. Григ, А. Дворжак, Г. Малер. А. Никиш, К. Сен-Санс и др.).

В творчестве Чайковского, в котором ведущими были опера и симфония, представлены почти все музыкальные жанры. В музыке отразились глубокие социально-этические конфликты, рожденные русской действительностью 2-й половины 19 в. Заметно усиление трагического начала в произведениях последних лет (особенно в опере «Пиковая дама» и 6-й симфонии). Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы - А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, У. Шекспира и Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова. В музыке Чайковского нашли претворение глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу.

Опираясь на сложившийся в творчестве М. И. Глинки синтез интонаций городской и крестьянской песни, бытового романса, на интонационный словарь романтической эпохи, Чайковский создал свой мелодический язык, способный и к воплощению тончайших душевных движений, и к обобщению масштабных идей. Все выразительные средства его музыки (мелодия, гармония, оркестровка, форма произведения ) обладают огромной силой экспрессивного воздействия. Великий симфонист, Чайковский явился творцом произведений , отмеченных исключительной интенсивностью развития тематического материала, глубиной его преобразований. Среди сочинений для оркестра главное место занимает симфония. Считая её «исповедью души», «лиричнейшей из всех музыкальных форм», продолжая тем самым линию, идущую от симфонии g-moll Моцарта и Неоконченной симфонии Шуберта, Чайковский в то же время развил традиции бетховенского симфонизма, связанные с острой конфликтностью, с философско-драматической трактовкой жанра; трагедийная линия симфонизма достигла кульминации в 6-й симфонии. Те же принципы претворены и в программных произведениях (увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»; «Франческа да Римини». 1876, и др.). Качествами, характерными для симфонических произведений, отмечены сочинения в других инструментальных жанрах ( 1 -й концерт для фортепьяно с оркестром , 1875: концерт для скрипки с оркестром , 1878; 3-й струнный квартет, 1876: фортепьянное трио «Памяти великого художника», посвященное Н. Г. Рубинштейну, 1882; Большая соната для фортепьяно , 1878, и др.), а также многие романсы («День ли царит», «Благословляю вас, леса», «Я ли в поле да не травушка была» и др.) и произведения для музыкального театра. В опере «Евгений Онегин» (по Пушкину, 1878) Чайковский создал уникальный образец «лирических сцен».

В этой опере Чайковский впервые воплотил свой эстетический идеал «интимной, но сильной драмы» из жизни обыкновенных людей. В операх на исторические сюжеты («Орлеанская дева». 1879; «Мазепа», 1883, и др.) в центре внимания Чайковского прежде всего душевная драма героев. «Пиковая дама» (1890) - пример оперы-симфонии, где оперные формы сочетаются с закономерностями симфонии. Чайковский явился новатором в области балетной музыки: создал высокохудожественные произведения , также насыщенные симфоническим развитием («Лебединое озеро», 1876; «Спящая красавица», 1889; «Щелкунчик», 1892).

Чайковскому принадлежат литературные работы, стихотворения, либретто некоторых его опер. Критическая деятельность (впервые выступил в печати в 1868, сотрудничал в 1871 в газете «Современная летопись», в 1872-1876 - в газете «Русские ведомости») обнаруживает глубокую проницательность в оценках музыкальных явлений прошлого и настоящего, историзм мышления (это нашло отражение и в обширной переписке Чайковского). Творчество Чайковского получило признание ещё при жизни композитора как в России, так и за рубежом: он был избран членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств (1892), почётным доктором Кембриджского университета (1893). Дом Чайковского в Клину сохраняется как Дом-музей (с 1894), создан также Дом-музей в Воткинске (1940). С 1958 в Москве проводится Международный конкурс имени Чайковского.

Глинка Михаил Иванович (1804-1857) - русский композитор. Первые музыкальные впечатления Глинки связаны с народной песней. Ещё в детстве приобщился к профессиональной музыке (слушал концерты крепостного оркестра, зачастую сам участвовал в них). Юные годы Глинки прошли в Петербурге. Благотворно отразились на формировании мировоззрения композитора занятия в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте (1818-1822), где его педагогами были известные прогрессивно мыслящие учёные, а воспитателем - В. К. Кюхельбекер. Глинка брал уроки игры на фортепиано у Дж. Филд и Ш. Майера. В 20-х гг. был популярен в музыкальных кругах как пианист, певец. К этому же времени относятся первые сочинения Глинки. Особенно ярко дарование Глинки проявилось в жанре романса («Не искушай», «Бедный певец» и др.). Общение с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, В. Ф. Одоевским, с будущими декабристами способствовало выработке передовых эстетических взглядов и творческих принципов композитора. В 1830-1834 Глинка путешествовал по Италии, Австрии, Германии (в Берлине занимался теорией композиции под руководством З.Дена), где познакомился с музыкальной жизнью крупнейших европейских центров, изучал исксство бельканто, создал ряд произведений . Зрелый период творчества композитора открывает опера «Жизнь за царя» (1836). Около 6 лет Глинка работал над 2-й оперой - «Руслан и Людмила» (1842).

Произведения высокого мастерства создавались им и в других жанрах: романсы «Я помню чудное мгновенье», «Сомнение», вокальный цикл «Прощание с Петербургом»; «Вальс-фантазия» (написан для фортепьяно в 1839), музыка к трагедии «Князь Холмский» Н. В. Кукольника (1840) и др. В 1837- 39 Глинка служил капельмейстером петербургской Придворной певческой капеллы. Значителен вклад Глинки в развитие русской хоровой культуры. Большое внимание он уделял искусству пения (как исполнитель и педагог): занимался с певцами, в том числе с С. С. Гулак-Артемовским, позднее с Д. М.Леоновой; его советами пользовались О. А. Петров и А. Я. Петрова (первые исполнители ролей Сусанина и Вани). В 1844-1847 находился во Франции и Испании. Под впечатлением этой поездки созданы «испанские увертюры» - «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848, 2-я ред. 1851). В 1848 в Варшаве написано «русское скерцо» для оркестра - «Камаринская».

В 50-х гг. вокруг Глинки объединилась группа единомышленников, пропагандистов его искусства, в числе которых А. Н. Серов, В. В. Стасов, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев. В эти годы возникли замыслы симфонии «Тарас Бульба», оперы «Двумужница» (не осуществлены). Задумав создать оригинальную систему русского контрапункта. Глинка, живя в 1856 в Берлине, углублённо изучал полифонию старых мастеров и одновременно мелодии знаменного распева, в которых он видел основу русской полифонии. Эти идеи Глинки были впоследствии развиты С. И. Танеевым, С. В. Рахманиновым и др.

Творчество Глинки - свидетельство могучего подъёма национальной культуры. В истории русской музыки Глинка, подобно Пушкину в литературе, выступил как зачинатель нового исторического периода: его произведения определили обще-национальное и мировое значение русской музыкальной культуры. Творчество Глинки глубоко национально: оно выросло на почве русской народной песенности, впитало традиции древне-русского хорового искусства , по-новому в нём претворились достижения русской композиторской школы 18- начала 19 вв. Родоначальник русской музыкальной классики, Глинка определил новое понимание народности в музыке. Обобщил характерные черты русской народной музыки, он открыл в своих операх мир народной героики, былинного эпоса, народной сказки. Глинка уделял внимание не только фольклору (как его старшие современники А. А. Алябьев, А.Н.Верстовский, А. Л. Гурилёв и др.), но и старинной крестьянской песне, использовав в сочинениях старинные лады, особенности голосоведения и ритма народной музыки. В то же время его творчество тесными узами связано с передовой западно-европейской музыкальной культурой. Глинка впитал традиции венской классической школы, особенно традиции В. А. Моцарта и Л. Бетховена, был в курсе достижений романтиков различных европейских школ. Определяющими для эстетики Глинки явились передовые художественные тенденции русского реалистического искусства пушкинского времени. Законченное выражение в творчестве композитора получил пушкинский принцип «поэзии действительности», сочетания правды и красоты.

В творчестве Глинки представлены почти все основные музыкальные жанры, и прежде всего опера. «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» открыли классический период в русской опере и положили начало её основным направлениям: народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Новаторство Глинки проявилось и в области музыкальной драматургии : впервые в русской музыке он нашёл метод целостного симфонического развития оперной формы, полностью отказавшись от разговорного диалога. Общими для обеих опер являются их героико-патриотическая направленность, широкий эпический склад, монументальность хоровых сцен. Ведущая роль в драматургии «Жизнь за царя» принадлежит народу. В образе Сусанина Глинка воплотил лучшие качества русского характера, придал ему реалистичные жизненные черты. В вокальной партии Сусанина он создал новый тип русского ариозно-распевного речитатива, получившего впоследствии развитие в операх русских композиторов. В опере «Руслан и Людмила», переосмыслив содержание шутливой ироничной поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Глинка усилил эпические черты, выдвинул на первый план величавые образы легендарной Киевской Руси. Сценическое действие подчинено принципам былинных повествований. Типичный для драматургии «Жизнь за царя» метод конфликтногo развития в «Руслане и Людмиле» уступает место картинным сопоставлениям, замкнутым формам вокально-симфонических сцен. Впервые у Глинки получил воплощение мир Востока (отсюда ведёт начало ориентализм в русской классической опере), показанный в тесной связи с русской, славянской тематикой. Опера «Руслан и Людмила» - прямая предшественница русских эпических опер, она прокладывает путь к образному миру сочинений Бородина и Римского-Корсакова.

Симфонические произведения Глинки определили дальнейшее развитие русской симфонической музыки. В «Камаринской» Глинка раскрыл специфические особенности национального музыкального мышления, синтезировал богатство народной музыки и высокого профессионального мастерства. Продолжение у русских композиторов-классиков получили традиции «испанских увертюр» ( от них - путь к жанровому симфонизму «кучкистов»), «Вальса-фантазии» (его лирические образы родственны балетной музыке и вальсам Чайковского). Велик вклад Глинки в жанр романса. В вокальной лирике он впервые достиг уровня поэзии Пушкина, добился полной гармонии музыки и поэтического текста. Глинке принадлежат мемуары («Записки», 1854-1855, опублекованные в журнале «Русская старина», 1870, т. 1-2). А. Н. Серов записал его «Заметки об инструментовке» (впервые опублекованные в «Музыкальном и театральном вестнике», 1856, № 2, 6). Творчество Глинки дало могучий толчок развитию национальной музыкальной культуры.



Михаил Иванович Глинка скончался 16 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой, прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище. На могиле установлен памятник, созданный архитектором И. И. Горностаевым. В настоящее время плита с могилы Глинки в Берлине утеряна. На месте могилы в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина был сооружён памятник композитору.
Каталог: download -> version
version -> Задачи для тренировки А10. Кирьянову
version -> «Натуральные числа»
version -> Задачи по дисциплине «монолитный бетон»
version -> Комплексные задания к текстам (4 класс) Прочитай текст и выполни задания. Кто из пернатых пилотов летает быстрее всех?
version -> Рекомендации по выполнению задания а1 – А7
version -> Вариант №1 – гиа 2012 Прочтите текст и выполните задания А1—А7, В1—В9
version -> 1. в viа группу не входит элемент: а О; б S; в Se; г C
version -> -
version -> Контрольная работа №4 «Вещества и их свойства». Вариант 1 Часть А


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница