Цель: освобождение казахского народа от колониального гнета



страница1/7
Дата05.06.2016
Размер1 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Билет № 1

1) Эпоха древнего каменного века — время становления человечества и его хозяйства — характеризуется низким уровнем производительных сил. Примитивная хозяйственная деятельность заключалась в использовании готовых продуктов природы. Первобытный человек собирал дикорастущие злаки, плоды и ягоды и охотился на диких животных. Взаимоотношения людей строились на экономическом равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном разделении труда и были по своему характеру коллективистскими.

2)Национально-освободительное восстание 1916 года – всеобще народное восстание в Казахстане против царского указа от 25 июля 1916 года о мобилизации в армию на тыловые работы «инородческого» мужского населения Казахстана, Средней Азии и частично Сибири в возрасте от 19 до 43 лет.

Цель: ОСВОБОЖДЕНИЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА ОТ КОЛОНИАЛЬНОГО ГНЕТА.

Причины: МАССОВОЕ ПЕРЕСЕЛЕНЧИСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КАЗАХСТАН В СВЯЗИ С ЭТИМ ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬ.

Итоги: МНОГИЕ ПОГИБЛИ,ТЕ КТО ВЫЖИЛ НАВСЕГДА БЫЛИ ИЗГНАНЫ С ЭТИХ ЗЕМЕЛЬ.

Причины поражения: НЕДОСТАТОЧНАЯ ОРГАНИЗОВАННОСТЬ,СТИХИЙНОСТЬ, ОТСУТСТВИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ РЕГИОНАМИ.

3) Коллективизация — процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы).

Билет № 2

1) В бронзовом веке (нач. ІІ тыс. до н.э.) возникает и развивается металлургия меди и бронзы, т.е. была изобретена технология получения бронзы – сплава меди и олова. Поэтому эта эпоха получила название – бронзовый век.

Эпоха бронзы делится на три периода:
1) Ранняя бронза – ХVІІІ – ХVІ вв. до н.э.
2) Средняя бронза – ХV – ХІІІ вв. до н.э.
3) Поздняя бронза – ХІІ – VІІІ вв. до н.э.

В бронзовом веке архаические формы хозяйства и быта эпохи неолита сменяются скотоводством и земледелием; временные стойбища бродячих охотников – постоянными, с элементами благоустройства. В начале 2-го тыс. до н.э. у степных племен Казахстана формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Эпоха бронзы является временем развития скотоводства как формы хозяйства, развивается и мотыжное земледелие, применяются новые орудия труда в земледелии. В середине 2-го тыс. до н.э. в степной зоне Евразии выделяются пастушеские племена. В конце 2-го - нач. 1-го тыс. до н.э. (период поздней бронзы) большинство населения степных районов Казахстана , переходит к новой форме хозяйства – кочевому скотоводству. Выделение скотоводов из остальной массы племен явилось первым крупным общественным разделением труда.



В середине 2-го тыс. до н.э. племена, населявшие современный Казахстан, овладели производством бронзовых изделий. Развивалось горное дело.

2) Освоение целинных и залежных земель в Казахстане началось на рубеже XIX—XX веков. В 1954 году пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель» . Госпланом СССР было намечено распахать в Казахстане, Сибири, Поволжье, на Урале и в других районах страны не менее 43 млн га целинных и залежных земель. Освоение целинных и залежных земель в 1954 году началось главным образом с создания совхозов. Освоение целины началось без всякой предварительной подготовки, при полном отсутствии инфраструктуры — дорог, зернохранилищ, квалифицированных кадров , не говоря уже о жилье и ремонтной базе для техники. Природные условия степей не принимались во внимание: не учитывались песчаные бури и суховей, не были разработаны щадящие способы обработки почв и адаптированные к этому типу климата сорта зерновых. 1954—1961 гг. целина поглотила 20 % всех вложений СССР в сельское хозяйство. Из-за этого аграрное развитие традиционных российских районов земледелия осталось без изменений и застопорилось. Освоение целины шло форсированными темпами: если за два года предполагалось распахать 13 млн га, то в действительности распахали 33 млн га . За 1954—1960 гг. было поднято 41,8 млн га целины и залежи. На целине только в первые два года было создано 425 зерновых совхозов, аграрные гиганты создавались и позже. Благодаря экстраординарному сосредоточению средств и людей, а также природным факторам новые земли в первые годы давали сверхвысокие урожаи, а с середины 1950-х годов — от половины до трети всего производимого в СССР хлеба. Однако желаемой стабильности, вопреки усилиям, добиться не удалось: в неурожайные годы на целине не могли собрать даже посевной фонд, в результате нарушения экологического равновесия и эрозии почв в 1962—1963 гг. настоящей бедой стали пыльные бури. Освоение целины вступило в стадию кризиса, эффективность её возделывания упала на 65 %.В 1954 по 1955 годы в Казахстане было поднято 18 миллионов гектар земель. В огромных количествах в республику везли сельскохозяйственную технику, машины и оборудование; поднялись и местные предприятия по производству запчастей. Улучшалась также и коммуникационная сеть Казахстана; домостроение шло быстрыми темпами, быстро возводились новые здания, появлялись почти в голой степи целые города. Земледелие в 1953 — 1958 годах росло с гигантской скоростью: посевные площади расширились с 9,7 до 28,7 миллионов гектар, валовой сбор зерна с 332 миллионов до 1 343 миллионов пудов. Ряды целинников пополнялись все новыми и новыми переселенцами: в марте 1954 года в Казахстан приехало 250 тысяч молодых комсомольцев, а также 23 тысячи человек из рядов бывших воинов Советской Армии. Но вместе с тем, повсеместная распашка площадей под сельскохозяйственные угодья вызвала необратимые непредвиденные последствия.

Огромные посевные площади были буквально сметены ветрами, довольно характерными для Северного Казахстана. В короткий срок большую часть плодородного слоя унесло ветром.



3) Интервенция (лат. interventio — вмешательство) — военное, политическое, информационное или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет.

Билет № 3

1) В I тысячелетии до н.э. Казахстан и Среднюю Азию населяли саки. Сведения о саках содержатся в наскальных надписях, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса, и сочинениях греко-римских авторов, среди которых можно выделить Геродота и Страбона.

Персы называли жителей степи саками, что означало «великие мужи», а иногда «туры с резвыми конями». Древние греки называли саков азиатскими скифами. Греческий «отец истории» Геродот называл саков массагетами. Древние греки считали саков самым честным и справедливым народом.

В Жетысу, в горах Тянь-Шаня, по среднему течению Сырдарьи жили саки-тиграхауда, они носили остроконечные шапки. В Приаралье и в низовьях Сырдарьи обитали саки-парадарайа - заморские саки. Южнее них расселялись саки-хаумаварга, они готовили напиток хаома. Греки называют их массагетами, даями.

Даи, аргиппеи, исседоны кочевали в Северном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане.

Сакские вожди решали вопросы войны и мира, заключали союзы, отправляли послов, возглавляли войска. Власть передавалась по наследству.

Велика была роль народного собрания. Это было время распада первобытного строя и формирования военной демократии. На народном собрании выбирали вождя.

Сакское общество состояло из трех групп - воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Цари выбирались из воинов. Основную массу составляли общинники-скотоводы. Воины носили одежду красного и желто-красного цвета, жрецы – белого, общинники – желтого и синего.

Женщины в сакском обществе занимали почетное положение, часто были правителями. Известна царица VI в. до н.э. Томирис. На народном собрании женщины могли участвовать наряду с мужчинами. Древнегреческий писатель Ктесий: «Женщины саков во время войн вступают в битву».

Древнегреческий географ Страбон отмечал, что саки - прекрасные наездники, вооружены луками, мечами, бронзовыми боевыми топорами.



Геродот писал о саках: «По одежде и образу жизни они схожи со скифами. Все предметы у них из золота и меди. Железо и серебро они не употребляют, потому что этих металлов нет в их стране, тогда как золото и медь в изобилии Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Аракс. Из богов почитают солнце, которому приносят в жертву лошадей».

Саки занимались кочевым скотоводством. Использовали куйме - юрту на повозке. Главное значение имело коневодство и овцеводство. Выращивали курдючную и тонкорунную породы овец. Занимались и земледелием. Найдены оросительные каналы возле городища Чирик-Рабат (Кызылординской обл.). Остатки арыков II-III веков обнаружены около города Талгар возле Алматы, и в Жамбылской области. Оседлый тип скотоводства и земледелия преимущественно был распространен у саков, проживавших в районах Южного Казахстана.



2) Влияние Февральской революции на Казахстан. В феврале 1917 г. в России свершилась буржуазно-демократическая революция, пала монархия. Весть о событиях в Петрограде население Казахстана восприняло с ликованием. Казахи приветствовали свержение самодержавия, справедливо рассматривая этот факт как следствие их многовековой борьбы, как некоторое удовлетворение целей национально-освободительного движения 1916 г.
Лидеры национально-освободительного движения считали, что с установлением демократии, свободы и равенства настало время для создания национальной автономии, для решения общенациональных проблем. Такое видение революции разделяло большинство представителей казахской интеллигенции.
Февральская революция 1917 г. оказала влияние на национальную политику, заявила о своей приверженности общечеловеческим ценностям — свободе, равенству народов. Вместе с тем она не решила до конца национальный вопрос о праве наций на самоопределение, не ликвидировала институты колониального управления. Она сделала лишь первые шаги по урегулированию межнациональных отношений в пределах регионов, снимая тем самым существовавшую напряженность.

Возвращение тыловиков и их влияние на революционный процесс. Огромное влияние на рост политического сознания тыловиков оказывало их общение с русскими рабочими, солдатами. Тыловики объявляли забастовки. Повсюду укреплялся союз тыловиков с русскими солдатами.


3) Шовинизм (фр. chauvinisme) — идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов.

Билет № 4

  1. Усуни (кит. 烏孫) — кочевое племя индоиранского происхождения, обитавшее в древности на севере современного Синьцзяна, а затем в гуннскую эпоху переселившееся на территорию Семиречья. Хозяйство усуней было комплексное — скотоводческо-земледельческим]. Китайские источники отмечают, что земли усуней были ровными и травянитыми, но холодными и дождливыми с хвойными лесами в горах и характеризуют усуней как кочевников. Усуни разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали лошади и овцы. Расстояние между зимовками и летовками было небольшим и составляло от 30 до 100 км. Поэтому усуни могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, где строили постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат поселения с постоянным жилищами двух типов: кирпичные, построенные из сырцового кирпича, и каменные. Каждый такой дом состоял из большой комнаты, нескольких подсобных построек и загонов скота. 5—6 домов составляли поселение. И всё же главным жилищем усуней была юрта. Усуни разрабатывали месторождения свинца, меди, олова, золота. Из железа изготовляли — серпы, ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения для одежды. Керамическую посуду изготовляли в большем количестве. Основными видами керамики были: чаши, миски, грушевидные кувшины, котлы с каменными ручками. Усуни умели ткать, прясть и обрабатывать шкуры, занимались резьбой по кости и камню. Для измельчения зерна из двух плоских камней изготавливали ручную мельницу. Яркий памятник ювелирного искусства усуней — Каргалинская диадема, найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от Алма-Аты, на высоте 2300 м. Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шириной 4,7 см, которая украшена изображениями зверей, птиц и людей в окружении сложного растительного орнамента. Диадема украшена вставками из бирюзы, сердолика и альмандина. Датировка — I в. до н. э. — II в. н. э. Главная тема диадемы — изображение модели Вселенной: животные символизируют жизнь на земле, птицы — небо, крылатые кони — солнце. Идеи диадемы схожи с идеями индо-иранских народов в древности. В погребении найдено 400 разных украшений.



  1. Захват рабоче-крестьянскими Советами власти в центре и на местах с первых дней вызвал вооруженное сопротивление свергнутых классов. Гражданская война стала продолжением борьбы за власть, поэтому четкой грани между революцией и гражданской войной не было. Один из первых очагов гражданской войны в КЗе возник в конце ноября 1917 г. в Оренбурге — административном центре Тургайской области, где атаман Оренбургского казачьего войска Дутов сверг советскую власть и арестовал революционный комитет. Вооруженный центр борьбы с советской властью был и в Семиречье. 1(14) ноября 1917 г. войсковой совет Семиреческого казачьего войска образовал так называемое войсковое правительство. В Верный (ныне Алматы) стекались белогвардейские офицеры и юнкера для борьбы с советской властью. В ноябре 1917 г. образовался очаг контрреволюции в Уральске. Созданное здесь областное войсковое правительство было главным силой белогвардейского контрреволюционного движения в КЗе. К лету 1918 г. гражданская война приняла широкие масштабы в связи с активизацией империалистических государств, которые с целью свержения советской власти объединились с белогвардейцами внутри страны. Их главной ударной силой стал Чехословацкий корпус, созданный до революции из числа чехов и словаков — военнопленных солдат Австро-Венгрии. Части корпуса вместе с внутренней контрреволюцией захватили города Акмолинск, Петропавловск, Атбасар, Кустанай, 11 июня 1918 г. советская власть была свергнута в Семипалатинске.
    Летом Уральская, Акмолинская, Семипалатинская области и большая часть Тургайской были захвачены белогвардейцами, они же вторглись со стороны Семипалатинской области и в Семиречье. Борьба за восстановление советской власти в захваченных белогвардейцами районах в основе носила партизанский характер. В Семиречье большая группа сел крестьян-переселенцев с центром в с.Черкасском организовала самооборону. Летом 1918 г. советская власть сохранилась лишь в большей части Семиреченской и Сырдарьинской областей, южных районах Тургайской области и на незначительной территории Букеевской Орды. При помощи чехословацкого корпуса, за которым стояли правительства стран Антанты, в Самаре было создано эсеро-белогвардейское правительство Коммун — комитет Учредительного Собрания, в Омске временное сибирское белогвардейское правительство, возглавляемое адмиралом Колчаком. Атаман Дутов, изгнанный в январе 1918 г., вновь поднял мятеж 3 июля 1918 г., захватил Оренбург, отрезав советский Туркестан от центральной России. После гражданской войны экономика Казахского края находилась в катастрофическом положении. В 1918— 1920 годах преобладали военно-административные методы управления народным хозяйством, вся жизнь республики была милитаризирована Основным инструментом экономической политики правительства была продовольственная разверстка — реквизиция излишков сельскохозяйственного производства для нужд армии и пролетарского населения городов. Продразверстка была одним из компонентов политики “военного коммунизма”, установившейся в годы войны и построенной на распределительном принципе. Игнорирование естественных законов развития экономики и безудержное администрирование привели к настоящей катастрофе в сельском хозяйстве. Резко сократились посевные площади, упала урожайность, валовые сборы зерна в 1921 году по сравнению с довоенным временем упали в 3 раза. В еще более тяжелом положении было животноводство. Казахские районы находились в затяжном кризисе, начавшемся еще во время подавления национально-освободительной войны 1916 года. Постоянные реквизиции скота как со стороны красных, так и со стороны белых, эпизоотии и джуты, вызванные нарушением естественного цикла выпаса скота, в годы войны привели к резкому сокращению его поголовья, почти на 11 миллионов голов, из которых 2 млн. составляли лошади и 6,5 млн. — мелкий рогатый скот. В этот тяжелейший для края момент центральные власти объявили о увеличении продразверстки в Сибири и КЗе. Правительство обязало крестьян сдать в августе 1920 — июне 1921 года чрезвычайный налог в размере 110 млн. пудов, из которых 35 млн. приходилось на Северный КЗ. При этом не учитывалось, что в 1920 году был неурожай, запасов от прошлых лет фактически не было, т. к. регион был в то время зоной ожесточенных боев гражданской войны. Сибирское руководство, зная, что Акмолинская и Семипалатинская области, а также Кустанайский уезд вскоре перейдут под юрисдикцию Казахской автономии, пыталось переложить основную тяжесть разверстки на эти регионы. Так, из 66 млн. пудов задания на 1920 год на одну Семипалатинскую область приходилось 26 млн. пудов, а из одного Кустанайского уезда было вывезено 6 млн. пудов хлеба. Конфисковались не только излишки, но и необходимое для питания зерно и даже семенной фонд.

  2. Индустриализация (от лат. Industria) — процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике.

Билет № 5

1) Кангюй жили в 111-11 вв. д.н.э. - V в. н.э. Племенное объединение кангюев сформировалась на юге Казахстана в III в. до н. э. Во II веке до н. э. кангюйцы приняли участие в разгроме греко-бактрийского царства. В I в. до н. э. на территорию Кангюй начали в массовом порядке переселяться хунны.

Кангюй в основном жили в средней части долины реки Сырдарья.  Титул правителя кангюев - великий хан. Его помощников называли  - визири. Столица - город Битянь. Роды и племена руководились вождями. Их власть передавалась по наследству от отца к сыну.Государство Кангюй разделялось внутри себя на 5 владений, каждое из которых управлялось малым ханом.

Богатые знати и военачальников держали рабов из числа военнопленных.  Кангюй жили на пути караванных, которые шли по Шелковому пути. Они контролировали путь караванном из Средней Азии в Поволжье.

Так же кангюи находились в тесных экономических, культурных и политических связях с Китаем, Римом, государством Кушан. Китайские источники сообщают, что в эпоху расцвета кангюев сарматы и аланы оказались в зависимости от них.

Границы Кангюя выходили за границы современного Казахстана и доходили до современного Ташкента (Узбекистан). С другой стороны их земля тянулась от гор Каратау до реки Талас.

Кангюи граничили на юге - с Китаем и уйсунами. Кангюи граничили на севере с сарматами и аланами. В Китайском летописи говорится что во дворцах правителя кангюев имелись писаные своды законов. Ученые установили, что в 46-36 гг. до н.э. кангюи оказали помощь гуннам в борьбе против Китая.

По китайским данным, союз племен кангюев насчитывал более 120 тысяч кибиток или примерно 600 тысяч человек. Они могли выставить до 120 тысяч. По китайским источникам, у кангюев было две резиденции - летняя и зимняя.

Китайский наместник писал: «Кангюй горд, дерзок и никак не соглашается делать поклонение перед нашими посланцами. Уйсунских послов ставят выше китайских наместников».

На левом берегу реки Арысь, на площади 100 кв. км, было обнаружено около 20 различных по размеру курганных насыпей. Это бугры-тобе размером от 0,5 до 100 гектаров и высотой от 3 до 20 метров. Среди них — городища Кок-Мардан и джувантобе на арыси, сидак в туркестанском оазисе и группа городищ в низовьях Сырдарьи, где сохранились остатки цитаделей̆ с резиденциями правителей̆ и храмов. Город состоял из малых и тупиковых улиц. Встречаются одно- и двухкомнатные дома.

Было исследовано поселение Костобе рядом с городищем Пушык-Мардан. Здесь было обнаружено городское поселение первой половины 1 тыс. н.э. Археологические памятники кангюев археологи делят на 3 группы: Кауншинская культура (Приташкентский оазис); Отрар- Каратауская культура (от среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау до реки Талас); Жетыасарская культура (долина рек Куандарьи и Жанадарьи);

II историческом источнике «Цянь Ханьшу» имеются сведения о времени возникновения государства кангюев, о его границах.

2) Еще в годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты «Қазақ» группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведении в крае прогрессивных реформ. Эта группа позже оформилась в партию «Алаш». Духовенство и клерикально-настроенная интеллигенция южных областей Казахстана, входившие в состав туркестанского генерал-губернаторства, образовали партии «Шура-ислам» и «Шура–улема». Следующее течение было порождено революционными группировками. Это течение в 1917 году оформилось в партию «Ұш жүз-Казахская социалистическая партия».

Партия "Алаш".

Весной 1917 года во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. После длительной подготовки в июле на Первом общеказахском съезде (21-28 июля 1917 года) в Оренбурге было принято решение об организации партии, выработке программы и выдвижении кондидатов в Учредительное собрание. 5 октября 1917 года партия получила название «Алаш», а 21 ноября того же года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии, написанный А.Букейхановым и другими лидерами национальной демократической интелегенции.

Партию «Алаш» возглавили – Алихан Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, Халел и Дж. Досмухамедовы, М.Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, магжан Жумабаев. Программа партии, принятая на Втором общеказахском съезде в декабре 1917 года. Включала в себя требования национально-территориальной автономии Казахстана в составе демократической России, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. Региональная конференция в Ташкенте в августе 1917 года выработала более радикальный проект автономии казахов и предложила сделать общенациональным органом газету «Бірлік жуы», редактором которой был М.Шокай.

Молодежные течения в Казахстане.

В этот период казахская молодежь учебных заведений Омска, Оренбурга, Ташкента, Семипалатинска и других образовала молодежные организации, которые первое время занимались культурно-просветительской деятельностью. В 1917 году были созданы молодежные организации «Еркін дала» («Свободная спеть») в Оренбурге, «Бірлік» («Единство») в Омске, «Жас қазақ» («Молодой казах») в Уральске, «Ұміт» («Надежда») в Троицке и других городах - около 20 кружков и организаций, которые распространяли листовки, стихи на злободневные темы, устраивали вечера, дискуссии и т.д.

Среди этих группировок и кружков с революционной программой действий выступил организованным в Аулие – Атинском уезде Тураром Рыскуловым «Революционный союз казахской молодежи». В его состав входила передовая казахская интеллигенция, вышедшая из средних и малоимущих слоев казахского населения. Основная задача революционного союза была борьба с временным правительсвом, засилием кулачества на местах, борьба против волостных, старшин и баев, стороннников Временного правительства и в усилении агитации и просвещения среди масс казахского населения.

Март 1917 года был месяцем выхода местных социал-демократов из подполья и развертывания работы среди железнодорожников. Городских рабочих и других слоев трудящихся. Работой местных социал-демократов руководили большевики Ташкента, Оренбурга и Омска. Организации РСДРП в Перовске, Казалинске, Актюбинске, Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Чимкенте и других городах и железнодорожных станциях казахстана были объедененными: в них состояли как большевики, так и меньшевики.



Партия Үш жұз.

Фактически после февральской революции в Казахстане возникли следующие политические партии. Отражающие интересы коренного населения: «Алаш» -партия национальной демократической интеллигенции, «Үш-жүз» - партия радикально, пробольшевистски настроенных слоев населения и «Шуро-и-Исламия»- организация исламизма и тюркизма. Причем исламисты стояли на позициях «чистого ислама», а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что «Шуро-и-Исламия» первоначально объединяла эти два направления. Но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация «читсого ислам2 «Шуро – и – Улема». Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С.Лапиным стояли на позициях «осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата».

Эта партия сумела распространить свое влияние главным образом в северо-восточных областях Казахстана. ЦК находился в Омске. Основателем ее был Мукан Айтпенов. Но деятельность «Үш жұз» связана, прежде всего, с именем Колбая Тогусова. Этот политический деятель выдвинулся на арену общественной жизни и стал широко известен на исходе 1917 года, хотя в политику вошел еще в период первой российской революции 1905-1907 года. В марте 1919 года Кольбай Тогусов был расстрелен как советский деятель. Лишившись лидера, партия «Үш жұз» прекратила свое существование.

3) Тоталитаризм — политический режим, имеющий полный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами жизни общества и человека.

Билет № 6

1) Главным божеством гуннов был Тенгри-хан. В качестве охранительных амулетов гунны носили на себе золотые и серебряные изображения фантастических животных (драконов). Человеческих жертвоприношений не было.

У гуннов были капища и идолы (литые из серебра). Существовали специальные служители культа: жрецы, колдуны, чародеи и знахари, которые призывали силы земли.

Кочевой образ жизни гуннов не всегда был понятен оседлым народам: римлянам игрекам. Римский историк А. Марцеллин писал: «Гунны настолько закаленные, что им не нужны ни огонь, ни обильная пища, они могут питаться корнями растений, полусырым мясом любого животного которое они сушат не крупе своей лошади или на своем поясе ... Они не сходят своих коней ни днем, ни ночью, даже торговлю производят, не сходя с лошади и на ней же питаются и утоляет жажду даже спят, нагнувшись и положив голову на гриву коня...».

Ученые, изучив зимние жилища гуннов выяснили, что у них была уникальная система отопления: дымоход очаг проложенный горизонтально у стены обогревал весь дом. Гуннские ювелиры достигли совершенства в изготовлении золотой украшений. Они напаивали на изделии золотые шарики (стиль зернью).

Наряду со «звериным стилем» начиная с VII - V вв. до н.э., получает развитие полихромный стиль.

В основном занимались кочевым скотоводством. Часть гуннов занимались земледелием. В жилищах были обнаружены ямы для  хранения зерна. Выращивали все виды скота. Жили в юртах. На почетном месте висели камча, меч в деревянных ножнах, лук и стрелы в колчане. Оружие, посуда доказывают высокий уровень развития ремесел. Кузнецы являлись искусными мастерами по обработке металлов.

Посуду изготавливали из дерева, кожи, глины. Сосуды делали из обожженной глины и дерева для жидких продуктов. Важную роль играла охота. Богачи опоясывались кожаными поясами с бронзовыми и серебряными заколками. Свидетельством того, что гунны ткали носили одежду из шерсти, являются найденные в местах постоянных поселений головки веретен.

Существовало социальное неравенство. В погребениях знатных гуннов находят много ценных вещей. Общество было кочевым и патриархальным. Знатные гунны одевались в дорогой китайский шелк. Власть в государстве передавалась от отца к сыну по наследству. За тяжкие преступления и предательство следовало наказание смертной казнью. За мелкие преступления виновному резали лицо.

Описание верований кавказских гуннов VII века сохранилось в сочинении Мовсеса Каланкатваци. Для них было характерно обожествление солнца, луны, огня, воды; почитание «богов дорог». Священным деревьям и почитаемым богам жертвовали лошадей, кровь которых проливалась вокруг дерева, а голову и шкуру жертвенного животного вешали на сучья.

Во время религиозных церемоний и похорон проходили состязания в борьбе и сражения на мечах, скачки на конях, игры и пляски. Существовал обычай нанесения себе ран и увечий в знак скорби по умершему.



2) После отстранение от власти Царской империи Временному правительству досталось очень много трудностей: социальное, общественное, экономическое, национальное, религиозные разногласии. Империалистическая война продолжалось очень долго. Временное правительство не могли решить национальные и аграрные вопросы. В стране усилилось опасение голода. Рабочие начали проявлять свои недовольства Временному правительству. В Сырдарьинской и Семиречинской области началась голод.

Влияние Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов усилилось. В мае 1917 году рабочие Риддера и Дайбая вышли на митинг. Благодаря  Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в Петропавловске, Семипалатинске, Уральске, Перовске рабочие время на предприятиях, заводах, нефтяных скважинах было утверждено на 8 часов.

29-августа 1917 году Совет Перовска приняло решение принять власть Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Позже в Совет Семипалатинска, Аулие-аты, Черняева тоже приняли власть Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

В ноября 1917 года было объявлено об образование в Коканде правительства Туркестанской автономии. Кокандская автономия. Автономия возглавил М.Тынышпаев, позже его сменил М.Шокай. Ислам – был государственным религией. 5-февраля город Кокан был взять атакой.

5-13 декабря в Оренбурге состоялся Всеказахский съезд. В его работе принимали участие делегаты со всего Казахстана: Букеевской Орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Самаркандской областей, от Алтайской губернии. Организаторами его выступили А. Букейханов, А. Байтурсынов, И. Омаров, С. Дощанов, М. Дулатов. Председателем съезда был Б. Кулманов. В ходе съезда рассматривались следующие вопросы: образовать автономию казахских областей и присвоить ей имя «Алаш», все области автономии должны быть собственностью автономии. Временным центром «Алаша» был Семипалатинск. На должность главы правительства — председателя Всеказахского народного совета избрали А. Букейханова.

Ы 1917 году в газете «Қазақ» опубликовали программу партии «Алаш», которая состояла из 10 раздела. В них говорились: об структуре управление страной, защите, религии, наука и образование, аграрные вопросы.



В ноябре 1917 года и январе 1918 года проходили голосование, большинство казахких рабочих поддерживали партию «Алаш». В Семиречинской губернии– 57,5%, Семипалатинском уезде - 85,6%, Тургайском и Уральском губернии - 75% населения голосовали за партию «Алаш».

3)Геноцид (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

убийства членов этой группы;

причинения тяжкого вреда их здоровью;

мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;

изъятия детей из семьи;

предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

Билет № 7

  1. Образование тюркского каганата. После падения могущества усуней Жетысу превратился в постоянную арену войн. Поя-, вившиеся здесь в V в. отряды жужаней вынудили усуней перенести свои кочевья из степной части на Тянь-Шань. На освободившихся землях пытались обосноваться остатки юечжи, но после войн с жужанями в 418-419 гг. они были вынуждены уйти в Среднюю Азию, где столкнулись с персами и эфталитами. Верховья рек Шу и Талас были захвачены кангарами, которые остановили движение жужаней на запад.
         Жетысу и Восточный Казахстан были окраинами государства жужаней, поэтому им уделялось мало внимания, однако именно здесь, на Алтае, начинает формироваться сила, способная противостоять жужаням.
         Многочисленные племена народа теле, расселявшегося в северо-восточном Жетысу, долине Ертиса и Джунгарии, восстали против жужаней и в 482 г. создали собственное государство. Оно просуществовало недолго, и в 516 г. теле вновь попали в зависимость от жужаней. Одно из алтайских племен Ашина поставляло для жужанской империи железо. Этому племени суждено было сыграть особую роль в истории Евразии. Именно подданные ашина стали впоследствии называться тюрками.
         Само слово "тюрок" значит крепкий, сильный. Согласно А.Кононову, первоначально это был политический термин, означавший членов семьи степной аристократии, составлявшей господствующий род племен Ашина, и лишь затем стал названием всех племен, подчиненных тюркскому кагану.
         В 545 г. телесские племена вновь восстали против жужаней и во главе нового государства встал правитель тюрков - ашина Бу-мын. В 551 г. он заключил союз с Китаем и, разгромив жужаней, принял титул Иль хан. После смерти Бумына в 552 г. на престол вступил его сын Кара-Иссык хан, который нанес полное поражение жужаням. После победы хан погибает при загадочных обстоятельствах, и государство возглавляет его брат Мугань хан. В 553 г. жужани были вновь разбиты, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая. В следующем году начался поход тюрков на запад, возглавленный младшим братом Бумына Истеми каганом. Усуни, ослабленные набегами жужаней, не оказали сопротивления, и уже в 555 г. войска Истеми достигли Аральского моря и предместьев Ташкента. Однако племена уар и хионитов, живших к северу от Арала, оказали яростное сопротивление и были покорены только к 558 г. Тюрки вышли к реке Едиль, но не стали ее переходить. Так, за короткий срок была создана огромная кочевая империя, охватывающая территорию от Едиля до Хинганских гор.      Расцвет империи тюрков. Во главе новой державы стоял каган, вторым лицом был его родственник, носящий титул "ябгу". К числу высших сановников относились также шады, эльтеберы и тутуки. Родственники кагана носили титул "тегин". Высших чиновников тюрки называли также "тархан", а низших, делившихся на 24 класса, - "буюрук".
         Наследование шло по удельно-лестничной системе, по которой наследовал не сын отцу, а младший брат старшему и старший племянник младшему дяде. В ожидании престола шады получали в управление уделы.
         В 568 г. тюркская держава делилась на четыре удела, а в 576 г. - уже на восемь. Ставка самого кагана находилась на Алтае. В социальном плане тюрки делились на три слоя - беки, карабудун - основная масса и таты-рабы из военнопленных. Подчиненные тюркам телесские племена назывались огузами.
         Только появившись. Тюркский каганат сразу стал в один ряд с мировыми империями того времени. В 60-х годах VI в. тюрки вмешались в борьбу между китайскими государствами Бэи-Ци и Бэи-Чжоу и заставили обоих платить дань. Каган Тобо хан говорил:
    "Только бы на юге два мальчика (Чжоу и Ци) были покорны нам, тогда не нужно бояться бедности. В Средней Азии в войне с эфтали-тами в 560 г. тюрки захватили Ташкент и долину Зарафшана. В 565 г. в битве у Несефа тюрки во главе с Истеми каганом одержали победу, и Согд был присоединен к каганату. В 570-576 гг. тюрки завоевали Северный Кавказ, в 576 г. - Боспор. В итоге этих завоеваний каганат стал контролировать все важные участки Великого Шелкового пути, что обеспечивало тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли. Однако могущество тюркской державы вскоре пошатнулось вследствие междоусобиц.
         Распад тюркского каганата. В 581 г. в Китае произошел переворот, и Чжоуская династия сменилась династией Суй. Новый правитель порвал все отношения с тюрками и запретил вывозить шёлк в степь, что сразу подорвало могущество тюркской знати, богатевшей за счет пошлин с караванной торговли на Шелковом пути. Это совпало со смертью Тобо хана и последовавшими за этим династическими распрями между родственниками кагана. После продолжительных разногласий старшим ханом был признан сын Кара-Иссыка - Шету, принявший титул Ышбара хана. Вторым ханом стал сын Истеми Кара Чурин-Тюрк, сын Мугань-хана Торемен получил титул Або хан (старейший) и удел на северных окраинах государства.
         Суйская дипломатия сразу почувствовала разлад в среде тюрков и всяческими методами стала сеять раздор между ханами. Это ей удалось, и в 584 г. обманутый китайцами Ышбара напал на ставку Або хана, обвинив его в измене. Або хан бежал к Кара-Чурину и совместными силами они начали войну со старшим ханом. После ряда боев Або хану пришлось отступить к Бухаре, но Ышбара хан погибает в 587 г., и власть переходит к его брату Чуло хану. Все тюркские князья принесли присягу новому кагану, и Або хан остался в изоляции. В том же году он был разгромлен недалеко от Бухары, однако единство сохранялось недолго.
         Уже в 558 г. вражда между Кара Чурином, - ханом западных земель, и старшим ханом возобновилась. Кара Чурин стремился к независимости, и война продолжалась до 593 г. В итоге каганом стал сын Ышбара хана Юн Йоллыг, а фактическим правителем -Кара Чурин. Однако пропасть между западными и восточными тюрками была столь велика, что во время войны с Китаем, начавшейся в 598 г., восточные тюрки во главе с Жангаром поддержали Суйскую Империю. Кара Чурин был убит, но Тюркский каганат так и не объединился. В 604 г. ханом Западного каганата стал малолетний Таман - правнук Кара Чурина, а Восточного - Жангар. Единый Тюркский каганат перестал существовать.
         Западно-Тюркский каганат. В Западно-Тюркском каганате собственно тюрки составляли меньшинство населения и силу правители черпали у степных племен Семиречья, т.е. потомков усуней. Из них сложилось два племенных союза: дулу - в Жетысу и Джун-гарии и оншадпыт - на Тянь-Шане. Каждый из этих союзов объединял по пять племен, вследствие чего весь народ получил название "народа десяти стрел".
         Противоречия между мировыми державами из-за гегемонии на Шелковом пути привели к образованию в 20-х годов V в. двух коалиций, с одной стороны - Западно-Тюркский каганат, Китай и Византия, с другой - Восточно-Тюркский каганат, Иран и Аварский каганат. Война, разыгравшаяся между этими коалициями, продолжалась с переменным успехом и не принесла ни одной из сторон победы. Недовольные нескончаемой войной, требовавшей огромного напряжения сил и больших человеческих жертв, племена дулу в 630 г. восстали против своего кагана и убили его. Новым правителем был провозглашен Сибир хан. Дальнейшая история каганата была полна войн между дулу и оншадпытами за власть в стране. Пользуясь этим, от западных тюрок отделились болгары и приуральские угры. В 635 г. племенные союзы добились самоуправления и границей между ними стала р. Шу. Уступки сепаратистским тенденциям не могли укрепить государство, и тюрки продолжали терять свои владения. После подчинения Восточного каганата Китаю имперские войска подошли вплотную к границам Жетысу. Война 640-648 гг. закончилась поражением тюрок, после чего от каганата отделились и казары. Последний западно-тюркский каган Ышбара хан пытался сохранить единство и независимость страны, но китайская агрессия продолжалась, распри между тюркскими племенами еще более ожесточились. В итоге оншадпыты и дулу в 656 г. признали власть Китая, Ышбара хан, преданный своим подданными, отступил за реку Или. Владетель Ташкента выдал его китайцам, и тюркский каган умер в 659 г. в плену. Земли Западно-Тюркского каганата были поделены на два губернаторства, которые в свою очередь делились на округа и уезды. Однако тюркские племена Жетысу не смирились с китайским владычеством.

2)Победа Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде установление советской власти в центре, а также в сопредельных с Казахстаном крупных городах—Ташкенте, Омске, Оренбурге, Астрахани имели решающее значение для перехода всей полноты власти Советов в Казахстане. Однако установление советской власти в Казахстане растянулось на четыре месяца — с конца 1917 г. до марта 1918 г. Этот процесс осложнялся трудностями, порожденными социально-экономической и культурной отсталостью края, малочисленностью и слабостью местного рабочего класса и большевистской организаций, сложностью межнациональных отношений. Решающую роль в победе советской власти в крае сыграли солдаты местных гарнизонов, объединенные в Советы солдатских депутатов, и бывшие фронтовики, возвратившиеся в Казахстан после Февральской революции и настроенные максималистски, лично заинтересованные в власти, которая обещала им мир, а крестьянству — землю.

Ситуация усугублялась упорным сопротивлением так называемых войсковых правительств Уральского, Семиреченского, Сибирского Оренбургского казачьих войск, а также скоплением в различных городах Казахстана (особенно в Уральске) бежавших из центральных районов сторонников свергнутого Временного правительства.

В большинстве районов Сырдарьинской, Акмолинской областях и Букеевской Орды, где силы, возглавляемые большевиками, имели решающий перевес, и сторонники Временного правительства не смогли оказать вооруженное сопротивление, советская власть победила мирным путем — путем завоевания рабочими и бедными крестьянами прочного большинства в Советах.

Иначе обстояло дело в Тургайской, Уральской, Семипалатинской и частично в Семиреченской областях, где сторонники Временного Правительства имели значительные силы. Во многих районах, в частности в областных центрах и уездных городах, советская власть была установлена силами красногвардейских отрядов и пробольшевистских солдат местных гарнизонов путем вооруженного восстания и подавления сопротивления сил местных органов Временного правительства и их союзников.

С конца октября 1917 г. до марта 1918 г. советская власть была установлена главным образом в городах и других крупных населенных пунктах Казахстана. В основной массе аулов и сел Казахстана процесс установления советской власти продолжался вплоть до начала гражданской войны. Наиболее активное участие в этом принимали А.Жангильдин, С.Сейфуллин, К.Сугюшев, А.Асылбеков, Б.Серикбабаев, А.Майкутов, И.Дубынин, К.Шугаев, Я.Ушанов, С.Шиллинг, А.Иманов, Т.Рыскулов, П.Виноградов, Т.Бокин, Л.Хмелев, Т.Утепов, А.Розыбакиев и др.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции, открывшей дорогу в новый мир, явилась историческим торжеством политики Коммунистической партии и ее ленинского руководства. Вместе с тем она означала полный политический и организационный крах буржуазных, мелкобуржуазных и националистических партий.

В совместной борьбе против внешних и внутренних врагов крепла дружба народов Советской страны.

3) Милитаризм (фр. militarisme, от лат. militaris — военный) — государственная идеология, направленная на оправдание политики постоянного наращивания военной мощи государства и одновременно с этим допустимости использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов

Билет № 8

1)Западно-тюркский каганат охватывал практически всю территорию современного Казахстана. Его правителем стал брат Бумын-кагана Истеми, он носил титул ябгу-каган ( в дальнейшем этот титул стал традиционным для западной ветви тюркской династии Ашина). Этнополитическим ядром каганата стал десятистрельный союз — «Десять племен» (он ок будун), занимавший древние усуньские; земли от гор Каратау до Джунгарии. К востоку от реки Чу выделились пять племен дулу, а к западу от нее — пять племен нушиби. Столицей стал город Суяб (около города Токмак в Киргизии), а летней резиденцией Минг-Булаг (близ города Туркестана).

 

Каганат представлял единую систему преимущественно кочевого и полукочевого способа ведения скотоводческого хозяйства и оседло-земледельческого типа хозяйствования. Население — и тюркское, и согдийское — занималось торговлей, ремеслами, землепашеством и скотоводством. Первым лицом в каганате был каган — верховный владыка, правитель, военачальник, возможно, и собственник всех земель.



 

Высшие титулы в каганате — ягбу, шад и эльтебер — принадлежали к каганскому роду. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы. Основное население каганата состояло из свободных мелких общинников-скотоводов (карабудун). Племена в социальном плане делились на аристократичен кие и вассальные.

 

Междоусобные войны, частые смены правителей привели к ослаблению власти кагана. Шестнадцатилетняя межплеменная война и династийная междоусобица (640—657 гг.) привели к вторжению в Семиречье войск Танской империи (Китай). Не прекращавшаяся борьба тюрков против тайской экспансии и их ставленников привела к возвышению тюргешей и установлению ими в 704 году политической гегемонии в Семиречье. Образовался Тюргешский каганат.



2) Во время Гражданской войны советское правительство вступило в переговоры с Алаш-Ордой. Стремление Советов привлечь квалифицированных специалистов на сторону революции, с одной стороны, эскалация жестокости и насилия со стороны контрреволюционных сил и интервентов, с другой, — заставило перейти алашскую интеллигенцию на сторону Советской власти.

В достижении тактики национального согласия велика заслуга просветителя и гуманиста казахского народа А. Байтурсынова. В постановлении ВЦИК от 4 апреля 1919 г. указано, что "киргизы (казахи) и трудовое казачество, принимавшие участие в Гражданской войне против Советской власти, а также члены и сотрудники бывшего национального киргизского правительства Алаш-Орды за прежнюю свою контрреволюционную деятельность никакому преследованию и наказанию не подлежат".

Гражданская война показала большевикам, что необходимо считаться с идеей национальной государственности народов окраин. Советское правительство начало подготовительную работу по образованию Казахской автономной республики.

10 июля 1919 г. В. И. Ленин подписал "Декрет о революционном Комитете по управлению Киргизским (Казахским) краем". В нем говорилось, что Казревком учреждается как высшее военно-гражданское управление краем. Декрет определял его цели и задачи: борьба против контрреволюции и интервенции, создание условий для государственного, хозяйственного и культурного строительства в крае, подготовка учредительного съезда Советов в Казахстане. Во главе Казревкома был поставлен первый советский комиссар С. Пестковский.

Казревком и его органы на местах проводили работу по объединению казахских земель, организации Советов в Казахской степи, привлечению лояльно настроенных представителей национальной интеллигенции к советскому строительству. Начала издаваться газета "Ушкын" ("Искра") — орган Казревкома. 9 марта 1920 г. было принято решение о ликвидации Алаш-Орды, именовавшейся "правительством Киргизии". 26 августа 1920 г. Советское правительство издало декрет "Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Советской Социалистической Республики" в составе РСФСР.

4 октября 1920 г. в Оренбурге состоялся Учредительный съезд Советов Казахской АССР. На съезде была провозглашена Казахская Автономная Советская Социалистическая Республика (КазАССР) в составе РСФСР. Была восстановлена казахская национальная государственность. Съезд избрал верховные органы власти —Председателем ЦИК КазАССРбыл избран С. М. Мендешев, а председателем СНК КазАССР — В. А. Радус-Зенькович.

Провозглашение Казахской советской национальной государственности имело большое историческое значение. Казахский народ воспринял этот акт как результат многовековой борьбы с колониализмом, первый шаг на пути национального возрождения.

3) Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — понятие современного международного права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства.

Билет № 9


Каталог: files -> dd8
files -> -
files -> Взаимодействие поэзии и прозы в англо-ирландской литературе первой половины XX века
files -> Эрнст Гомбрих История искусства москва 1998
files -> Питер москва Санкт-Петарбург -нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев- харьков • Минск 2003 ббк 88. 1(0)
files -> Антиискусство как социальное явлеНИе
files -> Издательство
files -> Список иностранных песен
files -> Репертуар группы
dd8 -> Утвержден приказом Генерального директора ООО «Формула успеха»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница