Бюллетень Ядерная Россия Сегодня




Скачать 277.79 Kb.
Дата08.06.2016
Размер277.79 Kb.
Электронный новостной бюллетень Ядерная Россия Сегодня представляет собой подборку материалов из российских средств массовой информации - как центральных, так и региональных, а также выходящих в ЗАТО, и документов, связанных с вопросами ядерных вооружений, ядерной политики, ядерной безопасности, ядерных материалов и их физической защиты учета и контроля, отработанного ядерного топлива, ядерного экспорта, экспортного контроля, несанкционированного доступа к ядерным материалам, ядерного терроризма ядерных технологий и технологий двойного применения.

Редакция приводит фрагменты из статей дословно или в пересказе, предлагает точки зрения различных изданий и не комментирует их. Размещение материалов в данном бюллетене не означает, что редакция разделяет ту или иную из них.

Бюллетень выходит два раза в неделю.

Редактор бюллетеня Ядерная Россия Сегодня: Дмитрий Ковчегин

Подписаться на новостной бюллетень Ядерная Россия Сегодня можно на сайте ПИР-Центра по адресу http://www.pircenter.org/russian/subscription/e-subs.htm.



ЯДЕРНАЯ РОССИЯ СЕГОДНЯ

27 августа 2002

ИНФОРМАЦИЯ

В Россию перевезен ВОУ из югославского института

Ричард Лугар ознакомился с ходом осуществления программы СУУ

Россия и Китай обсудили проблемы противодействия терроризму

В Красноярске пропал известный ученый-ядерщик

Продолжается турне заместителя генерального секретаря ООН Джаянты Дханапала по странам Центральной Азии

Китай ужесточает контроль за экспортом ракет и ракетных технологий

 

ИНФОРМАЦИЯ



В Россию перевезен ВОУ из югославского института

22 августа Минатом России по просьбе Правительства США с соблюдением всех предусмотренным законодательством процедур вывез из Института ядерных наук Винча, г. Белград, Югославия, 5046 блоков высокообогащенного свежего ядерного топлива, общий вес которого составляет более 817 кг. Топливо находилось в Югославии с начала восьмидесятых годов и не было использовано в связи с остановкой реактора типа ТВР-С. Содержащийся в топливе расщепляющийся материал был пригоден для производства двух с половиной ядерных зарядов. Тем самым ликвидирована еще одна потенциальная угроза проведения террористических актов или осуществления хищения ядерных материалов.

Совместная декларация Президента Владимира Путина и Президента Джорджа Буша о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки, а также Совместное заявление Президента Владимира Путина и Президента Джорджа Буша об антитеррористическом сотрудничестве, подписанные в Москве в мае 2002 года, предусматривают принятие незамедлительных мер по предотвращению распространения оружия массового уничтожения и уменьшению угрозы ядерного терроризма. Одним из средств достижения этих целей является российско-американское сотрудничество в вывозе из зон потенциальных конфликтов ядерных материалов, пригодных для производства ядерного оружия.

Организационная поддержка операции осуществлялась Государственным департаментом США, который также оплачивал все связанные с этим расходы. В настоящее время топливо надежно размещено на предприятии Минатома России в г. Димитровграде. В дальнейшем материал будет разбавлен до низкого обогащения.

Данная операция представляет собой прекрасный пример российско-американского сотрудничества в предотвращении угрозы международного терроризма. Операция проведена при непосредственном участии Международного агентства по атомной энергии, а также Правительства Югославии, проявившего полное понимание проблемы и оказавшего соответствующую поддержку. (Пресс-служба Минатома России. 23 августа 2002)

Опасный груз из Содружества Сербии и Черногории поступил в Россию в рамках многосторонних договоренностей: во-первых, соглашения между бывшей Югославией и США, а во-вторых, трехстороннего договора между МАГАТЭ, США и Россией. Дело в том, что атомный реактор в институте Винча был остановлен еще в 1984 году и демонтирован за американские деньги. Поскольку топливо для реактора в свое время было произведено в бывшем Советском Союзе (хотя и не было использовано из-за того, что реактор остановили), то по всем международным стандартам в области ядерных технологий оно должно быть возвращено стране-производителю.

Переправка урана осуществлялась под неусыпным контролем МАГАТЭ. Пресс-секретарь агентства Мелисса Флеминг рассказала, что представители МАГАТЭ лично опечатывали контейнеры с радиоактивным грузом. По ее словам, и стоимость перевозки оказалась немалой - 720 тыс. долл. Именно столько заплатили за нее американцы. (Алена Корнышева. Югославия ввезла в Россию уран. Коммерсант. 24 августа 2002)

Операция, направленная на то, чтобы предотвратить возможность хищения расщепляющегося материала, из которого можно сделать два с половиной ядерных заряда, готовилась в глубокой тайне в течение года. Команда, состоящая из сотен югославских ученых и техников, при технической поддержке сотрудников Минатома России и министерства энергетики США и под наблюдением представителей МАГАТЭ в течение 17 часов извлекала из реактора в институте ядерных наук Винча в Белграде блоки с высокообогащенным ураном.

Поздно вечером 21 августа работа была закончена. 22 августа, перед восходом солнца, три грузовика выехали с территории института. В одном из грузовиков находился опасный груз, два других должны были вводить в заблуждение потенциальных террористов. Конвой, направлявшийся в международный аэропорт Белграда, прикрывали с воздуха вертолеты югославской армии, по маршруту движения дежурило примерно 1200 солдат. В аэропорту топливо перенесли в российский самолет, который доставил его в Россию.

И Москва, и Вашингтон не замедлили оценить операцию как пример успешного российско-американского сотрудничества в предотвращении угрозы терроризма, которое стало возможным после трагедии 11 сентября. Госдепартамент США особенно высоко оценил то, что Россия быстро согласилась принять обратно ядерный материал, который был предоставлен Югославии еще в советскую эпоху. Прежде, пишет по этому поводу газета Washington Post, Россия отказывалась брать такие вещества. Поэтому в 1999 году американцам пришлось без лишнего шума вывезти из Казахстана около 600 кг высокообогащенного урана. Они дали тогда действиям своих специалистов названиеоперация Сапфир.

"С тех пор все изменилось неузнаваемым образом", - говорит сотрудница госдепартамента США Джанет Бог. - "Русские, как и мы, остро осознают риск, который представляют собой подобные ядерные объекты, и полны желания устранить его".

Реактор в Белграде - это лишь один из примерно 350 исследовательских реакторов в 58 странах, которые используют высокообогащенный уран. Институты и лаборатории, которые владеют этими установками, часто не в состоянии обеспечить должную безопасность. Мэтью Банн, эксперт Гарвардского университета, проводивший обследование таких объектов, говорит, что порой охрана состоит из одного дремлющего сторожа да цепи на воротах.

Институт Винча числился среди наиболее уязвимых объектов в списке г-на Банна. Он был основан в 1958 году. Создание института рассматривалось югославским руководством как часть амбициозной программы, которая в конечном итоге должна была увенчаться рождением атомной бомбы. "У нас должна быть бомба, мы должны ее получить, даже если она будет поглощать половину наших доходов", - сказал в 1950 году помощникам Иосип Броз Тито. Это его высказывание приводят историки.

Замысел маршала никогда не был реализован, а реактор в Винче прекратил работу в 1984 году. Но наследие плана Тито тревожит Вашингтон по сей день. Ведь в институте остались специалисты, которые участвовали в секретных ядерных исследованиях. США опасались, что их знания могут быть использованы экстремистски настроенными военачальниками в югославской армии в период правления Слободана Милошевича. Или, хуже того, ядерщиков переманят государства, которые входят в ось зла. После падения режимаМилошевича новое прозападное правительство Югославии открыто заявило, что желало бы избавиться от сокровищ Винча. И когда самолет с ними отправился в Россию, Белград выразил удовлетворение тем, что институт больше не будет потенциальной мишенью для террористов.

Как утверждает Минатом, все расходы на югославскую операцию взяли на себя США. Они также согласились выплатить 5 млн. долл. на восстановление окружающей среды на территории института и создание рабочих мест для белградских ядерщиков. (Владимир Скосырев. Их уран стал нашим. Время-MN. 24 августа 2002)

Осуществленная 22 августа совместными усилиями России и США операция по вывозу из Югославии ядерного топлива являлась лишь частью масштабной программы по нейтрализации угрозы использования террористами оружия массового поражения. Об этом сообщили журналистам пожелавшие остаться неназванными представители госдепартамента США. По их словам, администрация Джорджа Буша намерена провести аналогичные мероприятия в отношении еще 24 атомных объектов, построенных при помощи Советского Союза, в 16 странах. Как заявил один из высокопоставленных американских дипломатов, "мы хотим добраться до каждого из них... У нас есть планы, касающиеся всех этих заведений".

Основную часть финансирования перевозки взяла на себя американская неправительственная организация Инициатива по снижению ядерной угрозы (NTI). (Дмитрий Кирсанов. Российско-американская операция по вывозу из Югославии ядерного топлива являлась частью масштабной программы по борьбе с терроризмом.ИТАР-ТАСС. 24 августа 2002)



Ричард Лугар ознакомился с ходом осуществления программы СУУ

Американский сенатор Ричард Лугар совершает поездку по России с целью ознакомления с ходом осуществления программы совместного уменьшения угрозы. Об этом 23 августасообщили в посольстве США в Москве.

Американский законодатель, прибывший в Россию 22 августа, посетил "российские предприятия, которые по программе Нанна-Лугара участвуют в уничтожении ядерного оружия".

Свое пребывание в России Ричард Лугар начал с посещения ядерной и биологической лабораторий под Санкт-Петербургом. 23 августа он побывал под Северодвинском на заводах Севмаш и Звездочка, которые занимаются утилизацией выведенных из эксплуатации подводных лодок.

Как отметили в американском посольстве, сенатор Лугар рассчитывает встретиться с высокопоставленными представителями российского руководства. Визит Ричарда Лугара в Россию завершится 30 августа. (Владимир Пахомов. Американский сенатор Ричард Лугар совершает поезду по России с целью ознакомления с ходом осуществления программы уничтожения ядерного оружия. РИА Новости. 23 августа 2002).

В Северодвинске на судоремонтном предприятии Звездочка 23 августа открыт береговой комплекс выгрузки отработавшего ядерного топлива из реакторов утилизируемых атомных подводных лодок. Он был построен при финансовой поддержке правительства США. Как заявил генеральный директор оборонного предприятия Николай Калистратов, стоимость комплекса составляет 15 млн. долл.

Комплекс состоит из здания по загрузке отработавшего топлива в контейнеры с краном грузоподъемностью 80 тонн, площадок для временного хранения контейнеров и формирования специального эшелона по вывозу их на переработку. Первой к причалу под выгрузку топлива поставлена стратегическая АПЛ типа Тайфун.

Создание нового комплекса выгрузки стало возможным благодаря реализации программы Совместного уменьшения угрозы, принятой по инициативе американских сенаторов Сэма Нанна и Ричарда Лугара в 1992 году в рамках договора СНВ-1.

По словам Николая Калистратова, в общей сложности по программе Нанна-ЛугараЗвездочка получила более 60 млн. долл. На эти деньги были утилизированы пять стратегических подлодок.

Осенью 2000 года запущен объект по переработке твердых и жидких радиоактивных отходов низкого уровня активности. Новый комплекс отвечает самым жестким российским и международным требованиям радиационной безопасности. После создания новой базы судоремонтное предприятие Звездочка готово выполнять производственную программу разгрузки реакторов не менее четырех стратегических АПЛ класса Дельта или две типа Тайфун в год. (Владимир Ануфриев. В Северодвинске открыт комплекс выгрузки отработавшего ядерного топлива утилизируемых подлодок. ИТАР-ТАСС. 23 августа 2002)

17 июня 1992 года в Вашингтоне президентами США и России было подписано соглашение о безопасности и надежности перевозок, хранения, уничтожения и предотвращения распространения оружия массового уничтожения. Ее суть состоит в оказании помощи государствам бывшего СССР, включенным в сферу действия программы, в деле демонтажа оружия массового уничтожения и предотвращения его распространения. Программа включает в себя и утилизацию атомных подводных лодок.

В число предприятий, которые выполняют эту работу, входит судоремонтный завод Нерпа, расположенный на Кольском полуострове в городе Снежногорске. Для этого США безвозмездно предоставили предприятию специализированное оборудование по разрезке корпусов атомных подводных лодок. С 1998 года на СРЗ Нерпа утилизированы пять АПЛ. Еще одна находится в настоящее время в процессе утилизации. (Владимир Новиков. Делегация Сената США проконтролирует на Кольском полуострове выполнение программы по обеспечению радиационной безопасности. ИТАР-ТАСС. 24 августа 2002)

Российско-американская программа совместного сокращения угрозы (СУУ), больше известная как программа Нанна-Лугара, получит продолжение, а возможно, и новое содержание. Такой вывод следует из заявлений официальных представителей той и другой стороны в ходе продолжающейся поездки американского сенатора Ричарда Лугара по российским объектам, где ведутся работы по уничтожению и утилизации оружия массового уничтожения и средств его доставки. 26 августа Ричарда Лугара принимали в Подмосковье, в закрытом институте, где разрабатываются способы лечения таких болезней, как сибирская язва. Этот проект также финансируется в рамках программы Нанна-Лугара. 27 августа сенатор посетил ряд оборонных предприятий под Нижним Новгородом, где ведется плановая утилизация ракет дальнего радиуса действия. 28 августа в программе - инспекционная поездка в один из действовавших в СССР центров по производству биологического оружия. (Александр Емельяненков. Несекретная миссия сенатора Лугара. Российская Газета. 27 августа)

Утилизация первой стратегической атомной подводной лодки проекта Акула в Северодвинске задерживается из-за технических проблем, возникших с выгрузкой отработавшего ядерного топлива из реакторов.

Подлодка поставлена к причалу судоремонтного предприятия Звездочка, где 23 августа был официально открыт береговой комплекс выгрузки ОЯТ с утилизируемых подлодок, построенный на средства США. Однако разгрузка пока не начинается. Как объяснил генеральный директор Звездочки Николай Калистратов, возникли чисто технические проблемы со стыковкой систем оборудования на береговом комплексе и подлодке. Представителям отраслевой науки потребуется от нескольких дней до месяца на поиск решения. Сам процесс разгрузки реакторов займет 67 дней.

Непосредственно утилизация самой крупной отечественной субмарины будет вестись на оборонной верфи Севмаш. Подготовленная к утилизации Акула имеет номер 712 и была построена второй в серии.

По данным из открытых источников, стратегическая АПЛ третьего поколения проекта 941Акула (по классификации НАТО - Typhoon) сконструирована в ЦКБ Рубин. С 1977 по 1989 год на Севмаше было построено 6 этих подлодок-катамаранов длиной 175 и шириной 22,8 метра, водоизмещением до 33,8 тыс. тонн. Субмарина способна развивать скорость до 27 узлов под водой и погружаться на глубину до 500 метров. В ней 19 отсеков и два атомных реактора мощностью по 50 тысяч лошадиных сил каждый. ЭкипажАкулы - 179 человек, а на ее вооружении находятся 20 пусковых установок баллистических ракет. (Владимир Ануфриев. Утилизация АПЛ проекта Акула в Северодвинске задерживается из-за технических проблем, возникших с разгрузкой реакторов. ИТАР-ТАСС. 26 августа 2002)

В Иркутской области с инспекционной поездкой находятся специалисты по ядерной безопасности министерства энергетики США. Как было заявлено, цель их визита - оценить степень защиты населения от радиационной опасности.

Гости посетили расположенный недалеко от Иркутска межрегиональный спецкомбинатРадон, куда доставляются радиоактивные отходы предприятий и учреждений, расположенных на территории республик Бурятии, Якутии, Тувы, Иркутской и Читинской областей.

Инспекторы ознакомились с условиями хранения ядерных материалов, защитой их от землетрясений, пожаров, других стихийных бедствий. "На меня приятное впечатление произвело увиденное, в частности то, как здесь устроена физическая защита, а также учет и контроль радиоактивных материалов", - сказал член комиссии Майкл Финк. (Владимир Ходий. В Иркутской области с инспекционной поездкой находятся специалисты по ядерной безопасности министерства энергетики США. ИТАР-ТАСС. 26 августа 2002)



Россия и Китай обсудили проблемы противодействия терроризму

Весьма высокий уровень российско-китайского сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом отметил 23 августа первый заместитель министра иностранных дел РФ Вячеслав Трубников. В эксклюзивном интервью ИТАР-ТАСС он указал, что "эта проблема, ставшая в последнее время столь актуальной, включена в стратегическое взаимодействие между Москвой и Пекином".

Он подчеркнул "обоюдную заинтересованность государств в такой постановке взаимодействия", которое, на его взгляд, "позволяет бороться с террористической опасностью внутри своих стран". Вместе с тем Вячеслав Трубников считает, что "значение этого направления сотрудничества выходит далеко за рамки двусторонних отношений". "Будучи единомышленниками в принципиальных вопросах, Россия и Китай вносят достойный вклад в укрепление глобальной антитеррористической коалиции, в формирование правовой базы противодействия терроризму, в упрочение региональной и международной безопасности и стабильности", - подчеркнул он.

"И Россия, и Китай настаивают на том, что в борьбе с терроризмом следует избегать тенденциозности и двойных стандартов, вести ее под руководством ООН, на основе норм и принципов международного права", - указал высокопоставленный российский дипломат. Обе страны "едины и в понимании того, что антитеррористическая борьба не должна отождествляться с борьбой против какой-либо религии, отдельных стран и народов", отметил собеседник.

В практическом плане, подчеркнул Вячеслав Трубников, "мы уделяем первостепенное внимание укреплению российско-китайского взаимодействия на многосторонних форумах, прежде всего ООН, а также в рамках набирающей ход Шанхайской организации сотрудничества". Первый замминистра выразил надежду на "скорейшее становление в рамках ШОС региональной антитеррористической структуры, соглашение о создании которой было подписано недавно в Санкт-Петербурге".

Дипломат сообщил, что вопросы совместной деятельности в области борьбы с терроризмом интенсивно обсуждаются в рамках двусторонних контактов по линии МИД. Он особо отметил, что "уже провела два заседания российско-китайская Рабочая группа по вопросам борьбы с терроризмом, где сопредседателем является заместитель министра иностранных дел РФ Анатолий Сафонов, идет широкое взаимодействие между ведомствами, занимающимися теми или иными аспектами безопасности, происходит обмен информацией, а также группами сотрудников спецслужб для изучения тактики, методов и опыта борьбы с терроризмом".

Вячеслав Трубников полагает, что "России и Китаю, как ведущим мировым державам и постоянным членам Совета Безопасности ООН, необходимо "продолжать активно взаимодействовать как по вопросу антитеррористической борьбы, так и по другим аспектам глобальной безопасности и стратегической стабильности". (Наталия Гудзенко. Высокий уровень российско-китайского сотрудничества в борьбе с терроризмом отметил Вячеслав Трубников. ИТАР-ТАСС. 23 августа 2002)

Вячеслав Трубников также заявил, что сотрудничество России со странами НАТО и Европейского союза в вопросах борьбы с международным терроризмом "налаживается, но мы еще в начале пути".

"Совместные действия против международного терроризма, - отметил он, - Россия рассматривает как важный фактор укрепления доверия и взаимопонимания". По его мнению, "Совет Россия-НАТО имеет все предпосылки, чтобы стать эффективным инструментом взаимодействия на конкретных участках борьбы с терроризмом, включая предотвращение терактов с применением компонентов оружия массового уничтожения и ликвидацию их последствий".

"Итоги саммита в Кананаскисе подтвердили, что борьба с международным терроризмом стала одним из главных стратегических приоритетов "большой восьмерки", - подчеркнул Вячеслав Трубников. Теперь, считает он, "важно ускорить переход к более широкому оперативному взаимодействию соответствующих национальных ведомств и служб на основе одобренных лидерами восьми стран принципов предотвращения доступа террористов к оружию массового уничтожения, радиоактивным материалам и ракетам, включая соответствующие материалы, оборудование и технологии, а также мер по борьбе с финансированием терроризма, укреплению безопасности на транспорте". (Наталия Гудзенко. Сотрудничество РФ со странами НАТО и ЕС в борьбе с терроризмом налаживается, заявил Вячеслав Трубников. ИТАР-ТАСС. 23 августа 2002)

Первый заместитель министра иностранных дел РФ сказал, что "после терактов 11 сентября огромное количество стран выстроилось по принципу "кто не с нами, тот против нас". При этом он подчеркнул, что "нам не надо было определяться с кем мы, так как Россия уже сражалась с терроризмом".

После этих событий, напомнил высокопоставленный российский дипломат, Советом Безопасности ООН были приняты резолюции, наметившие направления борьбы "с этой чумой ХХI века", учрежден Контртеррористический комитет. Примечательно, отметил собеседник, что "мировое сообщество по достоинству оценило вклад России в борьбу с терроризмом, возложив на нашу страну функции одного из сопредседателей Комитета". Россия, подчеркнул он, "своевременно представила всю необходимую информацию с отражением масштабной работы, проделанной нашими министерствами и ведомствами на антитеррористическом направлении".

Отвечая на просьбу прокомментировать список международных террористических организаций, Вячеслав Трубников сообщил, что согласно резолюции СБ ООН 1333 и 1390 под режим санкций, кроме талибов, Усамы бен Ладена и членов Аль-Каиды, подпадают связанные с ними лица, группы, предприятия и организации. "Основанием для включения в такой список, который находится в компетенции Комитета по санкциям, - пояснил он, - служит информация о взаимосвязи той или иной организации с Аль-Каидой.

По словам первого замглавы МИД РФ, в настоящее время расширился круг государств, подписавших и ратифицировавших 12 международных антитеррористических конвенций. "Россия, - указал он, - уже ратифицировала 11 из них". Сейчас "в ООН рассматривается российский проект конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма", отметил он.

Вячеслав Трубников вновь подчеркнул, что "участники международной антитеррористической коалиции должны руководствоваться принципами международного права". Он отверг "любые односторонние действия, осуществляемые без одобрения СБ ООН". Россия, заметил собеседник, "все время указывает на это американским партнерам". По его мнению, "из практики деятельности антитеррористической коалиции должны быть исключены эмоциональность и спонтанность". "Взвешенные, умные, проверенные и жесткие шаги, одобренные СБ ООН позволят международному сообществу найти пути и способы радикальной борьбы с терроризмом, без оси зла, - подчеркнул Вячеслав Трубников. (Наталия Гудзенко. Оформление международной коалиции - важный итог года борьбы с терроризмом, считает Вячеслав Трубников. ИТАР-ТАСС. 23 августа 2002)

В Красноярске пропал известный ученый-ядерщик

В Красноярске продолжаются поиски известного ученого-химика Сергея Бахвалова, пропавшего 18 августа. Он руководил научно-исследовательским инженерным центромКристалл, который принимал участие в утилизации радиоактивных отходов с подводной лодки Курск. Кроме того, НИИЦ Кристалл занимался рядом крупных коммерчески успешных проектов в области металлургии, ядерной энергии и разработки полупроводников. Расследование обстоятельств исчезновения ведут сотрудники уголовного розыска УВД Красноярска и оперативники ФСБ. Октябрьская прокуратура Красноярска готовится возбудить уголовное дело по статье "Похищение человека".

Представители силовых служб Красноярского края стоят на ушах. Пропал Сергей Бахвалов - ученый с именем, заведующий кафедрой физической химии Красноярского государственного университета (КГУ). Помимо этого он является директором научного центра Кристалл, ведущего разработку многих сверхсекретных проектов.

Известно, что 18 августа Сергей Бахвалов, 1955 г.р., ушел из дома с неизвестным человеком и до сих пор не вернулся. По словам близких химика, ему позвонил какой-то мужчина, после чего Сергей Бахвалов вышел с ним на улицу. Никто из родственников ученого этого человека никогда прежде не видел. 20 августа жена ученого обратилась в милицию, с этого дня органы внутренних дел и ФСБ ищут ученого. На момент исчезновения он был одет в спортивный костюм темно-синего цвета и белую футболку с бельгийским гербом. Сотовый телефон Сергея Бахвалова на звонки не отвечает. Приметы ученого переданы во все СМИ Красноярского края.

Сотрудники НИИЦ Кристалл отказались как-либо комментировать прессе исчезновение начальника, однако из неофициальных разговоров с ними стало ясно, что Сергей Бахвалов - не только блестящий ученый, но и хороший менеджер, умеющийзарабатывать деньги.

НИИЦ Кристалл был создан в 1990 году. В 2000 году центр выиграл тендер на утилизацию радиоактивных отходов с подводной лодки Курск. Чем конкретно занимались специалисты Кристалла, неизвестно, эта информация засекречена. Другие проекты научного центра были связаны с выполнением заказов Минатома РФ, переработкой и очисткой металлов, в том числе и драгоценных. Пожелавший остаться неизвестным коллега ученого высказал предположение, что возможное похищение связано именно с этими доходными проектами. (Александр Богомолов. Похищен секретный ученый-ядерщик. Известия 24 августа 2002):

По словам родственников пропавшего ученого, обратившихся за помощью в милицию, 18 августа к ним в гости пришел некий мужчина. После краткого разговора с ним Сергей Бахвалов сказал родным, что уйдет на несколько минут по делам. Он всегда заботился о своем внешнем виде, но тут, не тратя времени на сборы, вышел из дома в спортивном костюме темно-синего цвета, белой футболке и сандалиях. С собой он захватил сотовый телефон, который с тех пор не отвечает на звонки.

Коллеги Сергея Бахвалова в полной растерянности. По их словам, у него не было причин для организации собственного исчезновения: здоровье у него было прекрасное, в семье и на работе тоже было все в порядке. К тому же начал строиться новый лабораторный корпус, о котором Сергей Бахвалов мечтал несколько лет. В институте считают, что исчезновение химика связано с его деятельностью - коллеги признают, что ученый умел зарабатывать деньги на своих проектах.

К поискам ученого подключились сотрудники УФСБ, а прокуратура возбудила уголовное дело по статье о похищении человека. Оперативники не исключают, что вскоре поступят требования о выкупе Сергея Бахвалова. (Борис Ельшин. Пропал разработчик утилизацииКурскаКоммерсант.24 августа 2002)

Пропавший 18 августа в Красноярске 47-летний ученый-ядерщик Сергей Бахвалов объявлен в федеральный розыск. Об этом сообщили в ГУВД Красноярского края. Здесь не исключают, что он также может быть объявлен и в международный розыск.

В беседе с журналистами начальник Октябрьского РУВД Красноярска Юрий Алтыновсказал: "Одна из версий, которую мы склонны отрабатывать в первую очередь, связана с его коммерческой деятельностью". Все средства, полученные лабораторией, отметил Юрий Алтынов, шли на развитие Красноярского государственного университета, где преподавал пропавший ученый. (Игорь Крицкий. Пропавший в Красноярске ученый-ядерщик Сергей Бахвалов объявлен в федеральный розыск. ИТАР-ТАСС. 26 августа 2002)

Продолжается турне заместителя генерального секретаря ООН Джаянты Дханапала по странам Центральной Азии

Заместитель генерального секретаря ООН по вопросам нераспространения ядерного оружия Джаянта Дханапала заявил, что сотрудничество России и Ирана в области освоения мирного атома и строительства АЭС в Бушере осуществляется под постоянным контролем МАГАТЭ и никаких нарушений до настоящего времени выявлено не было.

Как сообщило иранское информационное агентство ИРНА, на пресс-конференции в Ташкенте г-н Дханапала отметил, что "Исламская Республика входит в категорию государств-членов Договора о нераспространении ядерного оружия и никакой информации о выходе этой страны из данных обязательств не было".

Заместитель генсека ООН по вопросам нераспространения ядерного оружия также считает, что строительство АЭС в Бушере является обычным делом и экономическими отношениями двух стран. (Николай Терехов. Замгенсека ООН по вопросам нераспространения ядерного оружия отметил, что нарушений в сотрудничестве России и Ирана в области освоения мирного атома не выявлено. РИА Новости. 25 августа. 2002)

Президент Туркмении Сапармурат Ниязов выдвинул инициативу о создании в Центральной Азии регионального консультативного совета на уровне глав государств, который мог бы оперативно и гибко решать все актуальные вопросы на основе взаимного учета интересов.

Об этом президент Ниязов заявил 26 августа на встрече с заместителем Генерального секретаря ООН по вопросам разоружения Джаянтой Дханапала. В ходе беседы также состоялся обмен мнениями по актуальным вопросам международной и региональной политики, направлениям сотрудничества между Туркменистаном и ООН.

В отделе международной информации аппарата президента Туркмении сообщили, что г-н Ниязов выразил готовность подписать многосторонний Договор о превращении Центральной Азии в зону, свободную от ядерного оружия. Кроме того, он "предложил рассматривать проблему шире, не ограничивая зону Центральной Азии бывшими республиками СССР".

По словам туркменского президента, у его государства "нет принципиальных разногласий с соседними странами, напротив, в активе региональной политики - установившиеся дружественные и уважительные отношения с ними". (Виктор Панов. Президент Туркмении обменялся с заместителем генсека ООН мнениями по вопросам международной и региональной, 26 августа. РИА Новости. 26 августа 2002)



Китай ужесточает контроль за экспортом ракет и ракетных технологий

22 августа премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи подписал приказ правительства страны, в соответствии с которым обнародованы "Положения КНР о контроле за экспортом ракет, связанных с ракетами предметов и технологий". 25 августа Агентство Синьхуараспространило полный текст этого документа, который вступил в силу со дня обнародования.

Новые положения включают 24 пункта и четко регламентируют меры контроля за экспортом ракет, соответствующего оборудования, материалов и технологий.

В частности, в положениях предусматривается осуществление государством строгого контроля за вывозом ракет, связанных с ракетами предметов и технологий, с тем, чтобы предотвратить распространение ракет и других носителей, которые могут использоваться для доставки оружия массового поражения и включены в список ракет, связанных с ракетами предметов и технологий, которые подлежат контролю при экспорте.

Предусматривается также введение системы лицензирования экспорта ракет и связанных с ракетами предметов и технологий. Без лицензий никаким организациям и отдельным лицам не позволяется экспортировать ракеты, соответствующие предметы и технологии. (Правительство Китая обнародовало положения о контроле за экспортом ракет, связанных с ракетами предметов и технологий. Синьхуа25 августа 2002)

В течение многих лет с учетом международной и внутриполитической ситуации, на основе обобщения и анализа результатов деятельности своей страны в сфере контроля за экспортом и заимствования опыта других стран, правительство Китая постоянно совершенствовало механизм осуществления экспортного контроля, а так же обнародовало целый ряд законодательных актов, направленных на усиление контроля над экспортом чувствительных технологий. Обнародование ныне указанных положений и соответствующего контрольного списка представляет собой новый шаг, сделанный Китаем для укрепления правовой основы системы экспортного контроля.

Китай будет и впредь принимать активное участие в международном сотрудничестве в области распространения и готов углублять обмены и консультации со всеми заинтересованными сторонами, активно участвовать во многосторонних обсуждениях и сотрудничестве по вопросам нераспространения. Мы намерены прилагать совместные с заинтересованными сторонами усилия для содействия укреплению и усилению международного режима нераспространения на основе всеобщего участия и отказа от дискриминации, подчеркнул официальный представитель МИД КНР. (Представитель МИД КНР: правительство Китая уделяет большое внимание вопросу нераспространения.Синьхуа. 25 августа 2002)

Высокопоставленный китайский чиновник заявил 25 августа, что данное постановление принято правительством КНР в соответствии с обязательствами Пекина о нераспространении такой техники, технологий, а также иных средств доставки оружия массового уничтожения.

Наблюдатели в Пекине полагают, что подписание постановления имеет немаловажное значение накануне переговоров председателя КНР Цзян Цзэминя и президента США Джорджа Буша. Соединенные Штаты до сих пор тормозят сотрудничество с Китаем в сфере космических и ядерных технологий и обвиняют Пекин в поставках ракетных технологий в Пакистан, Северную Корею и некоторые другие страны, отмечают наблюдатели. (Китай ужесточил контроль за экспортом ракет и ракетных технологий. РИАНовости. 25 августа 2002)

Вопрос о контроле за ракетными технологиями давно омрачает китайско-американские отношения. Вашингтон не раз ставил в вину Пекину передачу технологий другим странам, например, Ирану и Пакистану.

Как отмечают наблюдатели, теперь Китай будет ждать ответных шагов со стороны США. Пекин надеется, что Вашингтон отменит запрет на запуски американских коммерческих спутников на китайских ракетах-носителях. Кроме того, китайские власти могут попросить у американцев прекратить поставки оружия Тайваню. (Китай ввел ограничения на экспорт ракетных технологий. Коммерсант. 26 августа 2002)

Перед октябрьской встречей президентов Китая и США китайское руководство выполнило одно из требований Вашингтона, выдвинутых как основное условие налаживания отношений между двумя странами.

Правительство США требовало от Пекина установить режим контроля над экспортом вооружений много лет подряд. Американцы опасались, что современные военные технологии могут попасть в страны, которые президент Джордж Буш причислил к оси зла, - Ирак, Северную Корею и Иран.

Список ограничений, на которые пошел Китай, полностью не опубликован, но известно, что он насчитывает 24 позиции и касается экспорта ракет и ракетных технологий.

Несмотря на то что Пекин опубликовал только основные положения нового документа, дипломаты уже опасаются, что при внимательном рассмотрении в нем могут обнаружиться лазейки. Полный список вооружений и технологий, запрещенных к экспорту без соответствующих лицензий, еще не опубликован. Поэтому существует вероятность, что некоторые технологии в него не попали.

Другой вопрос, который предстоит исследовать западным дипломатам, - позиция китайского руководства в отношении старых контрактов. Прежде Пекин говорил, что он обязан исполнить условия по контрактам о продаже ракетных технологий, заключенным несколько лет назад. Речь, в частности, шла о договорах с давним союзником Китая - Пакистаном.

Вышеперечисленные вопросы были затронуты 26 августа на встрече с заместителем госсекретаря США Ричардом Армитиджем в Пекине. Г-н Армитидж прибыл в Китай для подготовки встречи председателя КНР Цзян Цзэминя и президента США, которая должна состояться в октябре на ранчо Джорджа Буша в Техасе.

Для китайского руководителя очень важно, чтобы встреча с Джорджем Бушем оказалась успешной. Этот саммит мог бы стать достойным итогом политики Цзян Цзэминя по налаживанию отношений с США, которую он проводит на протяжении последних пяти лет. Ожидается, что на ближайшем съезде компартии Китая в ноябре 2002 года нынешний председатель КНР уйдет на заслуженный отдых.

Впрочем, стремление обеспечить своему лидеру, что называется, красивый уход - не единственная причина, по которой Пекин решил ужесточить контроль за экспортом военных технологий. Китай стремится восстановить свою репутацию, которая в июле этого года оказалась изрядно подмоченной. Тогда США ввели санкции в период с сентября 2000 г. по октябрь 2001 г. против государственных китайских компаний, занимавшихся экспортом обычных вооружений, а также биологического и химического оружия. (Джеймс Кайндж. Китай ограничивает экспорт. Ведомости. 27 августа 2002)

 

О ПИР-Центре

ПИР-Центр политических исследований в России - автономная некоммерческая организация, основанная в апреле 1994 года и имеющая штаб-квартиру в Москве. ПИР-Центр является независимой, неправительственной и внепартийной организацией и осуществляет научно-исследовательскую, образовательную, информационную, издательскую и консультационную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Приоритетными областями научных исследований ПИР-Центра являются международная безопасность, контроль над вооружениями (прежде всего ядерными) и распространением оружия массового уничтожения, а также военно-гражданские отношения. ПИР-Центр исследует данную проблематику преимущественно в контексте того, как она связана с Россией, ее национальными интересами, ее безопасностью и местом в международном сообществе.

 


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница