Бродокалмак История возникновения и заселения Бродокалмака




Скачать 171.4 Kb.
Дата13.08.2016
Размер171.4 Kb.
Бродокалмак

История возникновения и заселения Бродокалмака

Село Бродокалмак - одно из старейших сел Красноармейского района. Стоит оно на большой дороге, которая была свидетелем первых его дней.

А началась его судьба в 1715 году. с лёгкой руки казака из Катайской слободы Андрей Липина, который срубил на берегу реки Течи первый дом. Вскоре рядом появились ещё избы. Окружили их частоколом для защиты от набегов кочевников и стали возделывать здесь не тронутую до того рукой человека землю. А уже в 1719 г. по официальной государственной переписи Калмыцкий брод имел 22 хозяйства, мужского пола 102 души, бобылей 5 человек.

бродокалмак конца 19 века.jpg

Поселенцы занимались земледелием, охотой, рыболовством. Позднее деревенька была закреплена за государством. Из числа зажиточных жителей избирались старосты.

К 1900 году Бродокалмак превратился в торговое село. Было организовано волостное управление. Насчитывалось 450 ревизских душ. На одного мужчину в семье, на «одну душу», приходилось по 4,5 десятины пахотной земли, по 1 десятине леса, по 1,5 десятины покоса. Землей владели лишь коренные жители, а выходцы из Центральной России и горнозаводских местностей, приехавшие сюда более 100 лет назад, не были приняты в Земельную общину, не имели надельной земли, поэтому занимались кустарным производством, основанном на ручном труде.

Бродокалмак быстро разрастается. Здесь селятся русские ссыльные, крестьяне, бежавшие из центральных областей России. Уж больно места благодатные: окружающие леса богаты зверьём, грибами и ягодами, в реке полно рыбы и раков, земля родит много хлеба. Уже 1869 году в Бродокалмаке насчитывалось около 200 дворов с населением около полутора тысяч человек. Развивается промышленность: гончарство, производство валяной обуви, кузнечное дело.



О названии Калмацкий Брод

В старину село Бродокалмак именовалось Калмацким Бродом. Это видно из документов 18 века. В переписной книге Белоярской Теченской слободы за 1719 год в числе подведомственных ей деревень указана деревня Калмыцкий Брод. Эта книга находится на хранении в Центральном Государственном Архиве древних актов. В делах Исетской провинциальной канцелярии за 1741 год в прошении крестьян деревни Нижней приводится то же название. В книге И.И. Рычкова «Топография Оренбургской губернии», изданной в 1762 году, в главе 4 при описании Теченской слободы указывается, что к ней приписаны несколько деревень, и одно село называется Калмацким Бродом.

Название Калмацкий Брод означает брод, которым пользовались калмыцкие воинские люди. В 17 веке калмыцкие воинские люди обитали по всей южной окраине Сибири (в степях современного Казахстана), на пространстве от гор Алтая до гор Южного Урала. Преодолевая расстояние в несколько сот километров, они делали на эти селения опустошительные набеги, предавая при этом всё огню и мечу: постройки сжигали, скот угоняли, жителей либо убивали, либо брали в плен, а там превращали в своих рабов или продавали в страны Средней Азии. В Зауралье от этих набегов неоднократно страдали селения по рекам Исети, Нейве и др. (районы современных городов Катайска, Каменска, Свердловска, Тюмени). Особенно часто набегам подвергалась ближайшая к современному Бродокалмаку местность (примерно в 100 км к северу от него) – татарская волость на Исети. Их путь проходил непосредственно по нашей местности, поперёк рек Миасса и Течи, в то время ещё никем не заселённой. В то время ни дорог, ни мостов ещё не было, поэтому водные преграды они преодолевали вплавь и вброд. Одним из таких бродов через реку Течу и был брод на месте современного села Бродокалмак.

Название Бродокалмак или Бродокалмацкое село стало употребляться с последней четверти 18 века, сначала только в официальных бумагах, так сказать «по-писаному». Кроме официального названия у села было, да и продолжает оставаться неофициальное, простонародное – село Калмацкое.

Центральная площадь села окружена каменными, купеческими зданиями, сохранившимися по сей день. Рядом известная во всей округе Прокопьевская церковь, школа, построенная на средства местного купца Василия Брагина

В XIX - начале XX века в Бродокалмаке каждый год проходило три ярмарки: Прокопьевская, Сергиевская, Крещенская, и съезжались сюда торговцы со всех волостей, даже из-под Шадринска, Челябинска, Ирбита). Продавцы расхваливают свой товар, и чего тут только нет: и звонкая глиняная посуда, и берестяные лапти,изделия из металла и дерева, зерно, шерсть, мука, мёд…



базарная площадь фото1925 года.jpg
Бродокалмацкое село

Бродокалмацкое село (4 благочиние) находится в южной части уезда, на реке Тече, от Екатеринбурга в 185 в. и от своего уезднаго города в 125 в. Климат прихода несовсем благоприятный для здоровья, так как в окрестности находится много гнилых непроточных болот. Почва преобладает черноземная, но есть глинистая и песчаная. Село построено на урочище Калмацкий брод, называвшемся так потому, что калмыки, которые в XVII столетии жили в югозападной Сибири, воюя с башкирами и преследуя их, обыкновенно в этом месте переправлялись через Течу. К приходу села Бродокалмацкаго принадлежит 8 деревень: Заманишенская в 2 в., Осолодская в 7 в., Карпинская в 12 в., Тирикульская в 7 в., Каткульская в 10 в., Бухонинская в 6 вер., Девятовская в 13 вер. и Ветродуйская в 5 вер.

Приход образован в 1740 г., когда был заложен храм, освященный 22 Июля 1745 г. Прихожане Бродокалмацкой церкви преимущественно русскаго происхождения, хотя есть и обращенные из башкир. Число прихожан 7010 душ обоего пола, из них 148 раскольников м. п. и 122 ж. п., остальные православные. По сословию – государственные крестьяне. Главное занятие прихожан земледелие и скотоводство. Храм в настоящее время каменный, трехпрестольный, посвященный имени Св. Праведнаго Прокопия. Первоначально же в селе Бродокалмацком церковь была заложена деревянная, однопрестольная (8 Июля 1740 г.). В 1821 г. 2 Июля, за крайней ветхостью старой церкви, был заложен настоящий каменный храм, законченный постройкою в 1836 году. При нем сооружены два придела: южный – во имя Пр. Сергия Радонежскаго и северный – в честь Богоявления Господня.

27 Января 1851 г. в церковной колокольне случился пожар, после котораго зимняя церковь почти вдвое была расширена, а колокольня построена по новому плану.

В Бродокалмацком приходе 6 часовен; из них 2 каменных: на Бродокалмацком кладбище и в дер. Заманишенской, и 4 деревянных в деревнях: Карпинской, Тирикульской, Осолодской и Каткульской. При храме существует церковно-приходская школа, а в дер. Осолодской – школа грамоты. Кроме того в приходе существуют 1 министерская и 4 земских школы. Для помещения причта имеются церковные дома.

ВАСИЛИЙ СОКОЛОВ. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ БРОДОКАЛМАТСКОЙ СТРАНЫ ШАДРИНСКОГО ОКРУГА ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ

/Л. 2/ Местность Бродокалматская слобода, населенная исстари жи-телями государственных крестьян, отстоит от уездного своего города Шадринска на юго-запад в расстоянии 115-ти верст. Стоит на берегу речки Течи; отстоит от генеральной межи Уфимской губернии в 7-ми вер-стах; в 70-ти верстах от города Челябинска к северу, в 90 верстах от Кас-линского завода к востоку, в 180-ти верстах от города Екатеринбурга к юго-востоку. С севера в 90 верстах протекает река Исеть, с юга в 35 вер-стах протекает река Мияс. <…>

/Л. 3/ Предания. По преданию здешняя страна населена русскими пе-реселенцами с разных мест. Говорят, что здесь прежде жило какое-то племя столь дикое, что при появлении русских переселенцев сами себя убивали /л. 3 об./ в ямах, в коих было их жилище. Ямы эти, расположен-ные вдоль берегов речки, и поныне видны. Племя это именуют чудаками, или чудью. Произведение слова: Бродокалматск. При переселении в здешнюю страну русские много терпели от башкирцев и калмыков: жгли селения, угоняли скот и даже молодых людей обоего пола. На месте, где ныне стоит Бродокалматская слобода, русские с азиатцами при речке Тече имели сражение, почему самое место этой речки проименовано бродом калмыков, по татарскому же наречию — кан-кисю, что по-русски значит кровавый брод.

Местоположение. Местоположение здешней страны мало гористое и отлогистое. По скатам, направленным в разные стороны, большей же частью на север, во всякое время стекает вода по своим направлениям в реку или озера, коих в здешней стране очень довольно, а потому болот или низких мест очень мало. Вообще, можно сказать, Бродокалматская страна Шадринского уезда особенно преимуществует лучшей почвой земли и благотворным воздухом. Одер /л. 4/ жимые чахоточной болезнью из дальних мест приезжают в сию страну по совету врачей в июне и июле месяцах пользоваться кумысом. Кумыс делается башкирцами из кобыль-его молока, который имеет довольно целительную силу; между тем боль-ные пользуются и благотворным воздухом в башкирских степях, преизо-бильных травами. <…>

Урожай. В благоприятное лето хлеб рождается в изобилии. /л. 4 об./ Главный посев хлеба: пшеница, овес и ярица. Сеют некоторые и озимую рожь, но не более десятины одной, как между тем пшеницей, овсом и ярицей засевают зажиточные крестьяне от двадцати до тридцати и более хозяйственных десятин. (Это десятина в длину 60, а в ширину 40 сажень.) Десятина засевается десятью пудовками мелкой пшеницы. Пудовка же вытягает один пуд, пять и до 10-ти фунтов по качеству хлеба. В средний урожай пшеницы нажимается с десятины от четырех до пяти овинов.

С овина же зерна намолачивается до двадцати пудовок. (Средний уро-жай, я разумею, здесь хороший урожай, ибо бывает урожай, называемый переродом, когда в дождливое лето хлеб на корню повалится, а в сухое лето не столько жнут, сколько косами косят хлеб: и то и другое худо.) Овса на той же пропорции земли высевается до 4-х кадей (кадь значит осьмина или 4 меры), нажимается до пяти овинов. Зерна намолачивается до десяти кадей. Ярицы на таковой же десятине высевается /л. 5/ до 12 пудовок, нажимается до 5 овинов. Зерна намолачивается до двадцати пудовок. Озимая рожь приносит плод также хороший; но мало оную сеют потому, что как земля здесь не разгораживается на три поля, то вес-ной скотина вытаптывает зелень озимого хлеба до истребления, если хозяин не успеет обгородить. Рожь и ярицу сеют единственно для про-дажи в заводах, сами же туземцы ярижный и ржаной хлеб мало употребляют, разве токмо в рабочее время, когда к ним стекаются с разных мест рабочие люди для уборки хлеба; сами же постоянно едят пшеничные булки и (слово неразборчиво. — С. Г.).



Продовольствие. Сколько потребно для домашней годовой пропор-ции пшеницы в зимнее время в снегу оную очищают отличным образом, так что мука просто-молотая едва ли не превосходит крупчатой 2-го сор-та муки. Само собой разумеется, что это говорится о лучшей доброты пшенице и о домовитых хороших крестьянах. Сеют по малости ячмень, горох, просо, репу, лен и конопель для домашней годовой только своей потребности. Грее/л. 5 об./чиха здесь не в употреблении, ибо она по туч-ности грунта земли не приносит хорошего плода, а только растет в соло-му, нежится и цветет до морозов и остается почти без плода. В овощных огородах садят капусту, редьку, свеклу, лук, морковь. Огурцы же, дыни, тыквы, арбузы садят на назьме, ибо таковые на простой земле не растут от холода. Легкие морозы, бывающие иногда в конце мая — в конце июля препятствуют растению и созреванию. Картофель, помалу вводимый, садят некоторые в огороде, а другие в полях, как и репу. Конопляников совсем нет, потому что земля вообще черноземная, не требующая навоз-ного удобрения; навоз же со скотных дворов вывозится в сметные места близ селения нарочито для сего отведенные.

Поле. Пахотная земля не разделяется и не разгораживается на поля: озимое, яровое и паровое, а вокруг селения в расстоянии двух, трех и более ворот, смотря по величине селения устраивается крепкая городьба, отделя/л. 6/ющая пахотную землю от скотского выпуска так называемого: поскотина, куда выпускается всякий скот на подножный корм без караула и в этой поскотине ходит до самой уборки в поле хлеба, тогда уже растворяются все полевые ворота и скот довольно истощенный от худого поскотинного корма скоро поправляется полевым тучным кормом.

Сеяние. Посев ярового хлеба в благоприятную весну начинается с 24-го числа апреля, продолжается до 20-го мая, сеется начально горох, потом пшеница, ярица, овес и так далее. Ранний посев хлеба бывает, хотя и лучше, но иногда бывает, что раннего посева всходы повреждаются и засыхают вконец от морозов, случающихся в холодную весну. [В] нынешнее протекшее лето всходы всякого хлеба были весьма хороши, но урожай был незавидный по случаю засухи, более месяца продолжавшейся. Половина посева выкошена косами.

Жатва обыкновенно начинается по окончании /л. 6 об./ покосов травы с 1-го числа августа и продолжается до 20-го сентября и далее иногда. Весь хлеб собирается и складывается в клади на месте жатвы в полях, огораживается и лежит до времени, когда начинается уже молотьба.

Сушка хлеба. Всякий хлеб в соломе сушат в овинах; молотят цепа-ми, а другие вытаптывают хождением коней. Лен и конопля сеется не в большом количестве для домашней своей потребности. Лен стелют, одни сколотив семя, а другие сколачивают по снятии уже со стилки. Бывает иногда, что неоколоченное семя на стилке поедает вредоносный червь. Конопель по осени мочат в воде. В конопле растущая безсемянка, так называемая обудиха, без уборки в свое время погибает. Лен в среднеурожайный год продается за пуд по одному рублю по сорока и 50 копеек серебром. Конопля продается за пуд по 80 к. до одного рубля серебром. Льняное масло продается за пуд /л. 7/ от 2-х рублей, до 2-х рублей 50 к. серебр. А семя за пуд — от 25 к. до 30 к. серебр. Конопляное масло продается за пуд от 3-х до 4 руб. серебр. А семя за пуд — от 35 к. до 40 к. серебром. Льняного масла из пуда семени добывается от семи до осми фунтов, из конопляного — от 8-и до 9-и фунтов.

Мак сеется некоторыми, но из него масло не добывают, а употребля-ют его в пищу с медом, обращают же его и в сок.



Лес. Природа, щедро наградив здешнюю страну своими дарами, ли-шила одного необходимого — строевого леса. Красного леса совсем нет. Березовый и осиновый растет, хотя и в достаточном количестве, но не толстый: на два аршина от корня в отрубе: от четырех до пяти вершков. Из такового березника и осинника большей частью строят жилые избы и горницы или клети. Тонкий лес зимою прозябает, изба внутри отсыревает и мокнет, а чрез то делается небезвредной для здоровья живущих в ней, особенно же для многосемейных. Есть /л. 7 об./ строение домов и из красного уральского леса, но строение таковое недешево и для самых богатых крестьян, каждое стеновое бревно обходится от одного до полу-тора рублей сереб. Сутунок-кряж от 8 до 12-ти вершков в отрубе семи-аршинный: от 2-х до 3-х рублей серебр. В нужде и богатые крестьяне строят дома из своего березового и осинового показанной толщины леса. <…> К породе дикорастущих мелких деревьев природа присовокупила вишняк, осолодку и таваложник. Из коих: а) вишняк растет в полях при пашнях и опушках леса, растет кустарниками в вышину в 5-ти четвертей аршина не более. Ягоды довольно вкусные /л. 8/ собираются жителями на целую годовую пропорцию, сушат их и заготовляют в зиму для употребления. б) Осолодка растет на пустошах… (слово неразборчиво. — С. Г.) пригорках, на почве солонцеватой. Корень оной как медикамент употребляется туземцами в зваре от кашля и простуды; в) таваложник — упругая лоза растет в немногих местах на суглинистой почве не выше аршина. Спицы из оного деревца выделываются и употребляются в укупорке возов с сыпучими веществами в полотняных пологах. Садовых и плодоносных деревьев, как и виноградника, совсем нет. Ягоды, земляника и клубеника, растут в изобилии.

Землепашество. Возделывают землю сабанами; сабан возят на двух колесах парой лошадей, а иногда подпрягают и третью лошадь, если лошади малосильны. Ибо земля, засариваясь, прорастает дикими трава-ми, как, например полынью, жабреем, осотом; последний глубоко и ши-роко внедривает свои корни; сабан имеет сошники острые, сталью укладенные, гораздо удобнее сохи прорезывает и исторгает таковые корни. Бороны /л. 8 об./ вообще делаются с зубьями железными. Пашут землю на два ряда, а ленивые пашут и на один ряд. Есть некоторые, не заготовив к будущему лету паров для посева, с наступлением весны пускают огонь по старой жатве; выпалив жниву, сеют хлеб и, заборонив, ждут плоды, но таковой труд не всегда бывает удачен.

Сенокошение. Сенокошение в изобилии, но полевое, а не луговое. Трава полевая растет не столь густа, как луговая, и притом довольно хрушкая. Сенокошение бывало — лет за десять тому назад — неэконом-но. Туземцы не знали, что такое есть коса, а следовательно, не знали и пользы от нее. Косили до сего времени горбушей, которая имеет вид сер-па большого размера, без зазубрения, впрочем, стальная и довольно ост-рая, коей удобно косить высокую токмо и хрушкую траву, а потому мел-кая трава большей частью оставалась без кошения. В течение ж сего вре-мени мало-помалу начали вводить в употребление косу русскую, здесь же называемую литовкою. Ныне редко можно видеть в руках у кого-либо горбушу, кроме престарелых и малосильных. /Л. 9/ Благосостояние. Благосостояние жителей здешней местности в полноте отражается при взгляде на полевые их заведения. Обширные поля опушены и перемешаны березниками и осинниками. В тени берез-ника или осинника у крестьянина стоит некоторое домовое обзаведение, как то изба, погреб, сарай для скота. Здесь все полевые припасы, земле-дельческие орудия, тут у него в густой тени леса в низменном месте про-ведена загородь для приволья скотины, тут и корм подножный и водопой при озере или озерке или протоке, где и рыбная ловля. Вокруг собствен-ные его полосы, разделенные на хозяйственные десятины: на одних рас-тет хлеб, другие возделываются к будущему лету для посева. По низмен-ным местам у него сенокошение; вокруг пашней и по опушкам леса — дикорастущие вишняки; в тени лесной растут грузди, ягоды: земляника, клубеника, костеника или черная смородина. <…>

Скот. Домашний скот: лошади мелкой породы, коровы, /л. 9 об./ ов-цы, козы, свиньи. Судя по местности, довольно изобильной, надо бы кре-стьянам водить лошадей получше, но в соседстве живущие башкирцы чувствительно обижают воровством. За опасностью хозяина или при недостатке надзора воры следят и угоняют вдруг по стольку лошадей, сколько угнать успеют. От чего крестьяне здешней местности и терпят недостаток в лошадях, а потому, можно сказать, и самое землепашество не в надлежащем возделывании.

Птицы. Домашние птицы: гуси, утки, куры, мало индеек. <…>

/Л. 10/ Пчеловодство. Пчеловодство для здешней страны жителей совсем незнакомо, так, как и садоводство.


Относительно наружности: у туземцев описываемой местности нет отличительных черт от обыкновенной физиономии русского человека. Телосложение их довольно правильно, крепко. При среднем росте все главные части тела соразмерны между собой так, что нельзя не приме-чать их стройности в целом. Лицо живое и веселое; волосы большей ча-стью русые, очень довольно рыжих, черных меньше. Красота лица по-средственная. Туземцы сангвинический коренной свой темперамент как бы замаскировали флегматическим. Это оттого, что, не будучи они зна-комы, кроме хле/л. 10 об./бопашества, с другими художествами и ино-родными занятиями, необходимыми даже в кругу своих действий, до-вольно убивают время в беспечной праздности. К делу возбуждаются необходимостью. Нет у них предприимчивости ко всему лучшему, а чес-толюбия и самости довольно и близки ко всяким предрассудкам и преду-беждениям. Болезни. Из болезней жители подвержены бывают большей частью горячке, лихорадке и какому-то внутреннему глистному состоянию. Не имея врачебных сведений, они редко прибегают к пособиям домашних медикаментов, а больше предают себя воле Божьей, полагая на себя ка-кой-нибудь религиозный обет. Впрочем, есть и такие, кои в болезнях своих прибегают к знахарям, имеющим наследственные сведения в цели-тельных травах и составах. Такой метод лечения хранится в секрете у мнимых знахарей, бывающий иногда совсем пустой.

/Л. 13 об./ Домашний быт. Крестьянские жилища: изба с выбелен-ной печью и с трубой, клеть или горница, отделяющиеся одна от другой холодными сенями. Это строение в целом называется связкой. К той зад-ней стене дома, которая не имеет окон, пристраивается теплый двор с отделениями для мелкого скота. Дом или связь дома ставится в центре всего надворного строения: это строение азиатское дает некоторый вид (тюремного) замка. Доселе не было прямых по параллельной линии улиц, а кто как и где хотел, так и строился. Из селения, особенно большого, без проводника выехать трудно. Ибо до сего времени всякий обыватель при строении своем имел в виду только то, чтобы дом его был ближе к реке или озеру и стоял бы на полдень (солнопек), а от сего и зависело неправильное расположение улиц. Ныне по распоряжению начальства устраиваются селения по правильным улицам надлежащим порядком, что самое нравится и обывателям. /Л. 14/ В избах, кроме сырости (в березовых), наблюдается довольно чистоты и опрятности. Полы избы, сеней и крыльца всегда всякую седмицу в субботний день или другой какой-либо в нарочитый день моются и выскабливаются до совершенной чистоты. Незаметно недостатка и в домашней утвари.

Платье зимнее и летнее, мужское и женское приготовляется из до-машнего прочного материала. Праздничная одежда у мужчин и женщин особенная и довольно приятная, благопристойная. Зимние мужские тулу-пы, крытые хорошим сукном, летние чекмени (вроде халата) тоже из хо-рошего сукна или армяк из верблюжей шерсти. Женская одежда: тоже шубы суконные или нанковые с лисьим воротником, ситцевые и шелко-вые платки на голове и в таковых же сарафанах, цветных башмаках.

Богатые покрываются шалями шелковыми, а больше драдидамовыми. Повязку на голове имеют кругловатую; другие же ходят в платьях. /л. 14 об./ Этим красивым нарядам жители, судя по состоянию, не все равно украшаются. Есть много, которые очень бедно одеваются.



Пища. Ежедневная пища состоит из пшеничных булок и объемистых витушек, постные щи из толстой ячменной крупы, а скоромные готовятся с говядиной свежей, соленой и свиной. Квас обыкновенный с солодом варится. Каша просяная (пшенная) или из мелкой ячменой крупы. В праздничные дни столы готовятся весьма хорошо: рыбные пироги (пи-рог — неотъемлемая принадлежность и первое условие постного и ско-ромного столов), густой квас; ягоды: земляника, клубеника, вишня, варе-ные в сусле, разное жареное пирожное и рыбное. Сверх того готовят пельмени с начинкой из рубленной мелко сырой говядины или рыбы, вареные в воде. Эта пища для туземцев составляет лакомство, но для желудка эта пища нелегка — отяготительна.

Обычаи при рождении. При рождении детей родительнице всегда соседствует бабка, которая обязанностью себе поставляет /л. 15/ дать несколько баней родительнице до восстановления ее здоровья. Родственники и знакомые приносят новорожденному младенцу хлеб-соль. Крестные отец и мать в большом почтении и уважении. Крестной сын дядю или брата родных своих по плоти не называет уже дядей или братом, а кресным или кресною. При браках крестные отцы или матери первое занимают место.

При браках. Невеста избирается родителями жениха, которые, впро-чем, как будто посторонняя особа не участвуют в распоряжениях при просватании. К сожалению, есть и этот обычай, что жених имеет удо-вольствие в первый раз увидеть суженую свою пред венцом уже. При просватании со стороны невесты требуется от жениха посильный запрос. Запрос состоит в платеже деньгами на покупку снарядов невесте. Запрос этот простирается от 3-х рублей серебром до 60-ти. По общепринятому издревле обыкновению брачующиеся редко соответ-ствуют один другому в летах, а большей частью невеста превышает годами пятью и /л. 15 об./ более жениха. День просватанья ознаменовывается своего рода иллюминацией — зажигается среди улицы против дома большой пук соломы. После брака командует распоряжением вежливец (дружка). Он весь пир брачный обязан вести церемониально. Забавные его речи, мифические пустые наговоры и несбыточные пожелания восполняют веселость гостей и придают более торжественности семейному празднику.

Похороны. При погребении мертвых достопримечательных обрядов и поверий здесь не усматривается. В прочих житейских случаях, как то неурожаях, скотских падежах, повальных болезнях, жители не руково-дятся обычаями или повериями, а все это приписывают воле Божьей, со-вершают молебствия по полям, по домам или в церкви.

Праздники. В воскресные и праздничные дни религиозность выража-ется в полноте туземцев в храме Божьем. Делают приношения, кроме свеч, деньгами, хлебом, холстом, куделей, везут и несут нищим, при хра-ме /л. 16/ стоящим, булками пшеничными и деньгами. В свою очередь, после обеда молодые люди избирают вне селения возвышенные, сухие лужайки, собираются там в многочисленной толпе обоего пола, заводят национальные свои игры и забавы с песнями и с трехструнными инстру-ментами. Оканчивается их утешение хороводными песнями при возвра-щении домой.

Экономия. Расчет жизненных средств — приобретение и расход их — трудно определить, тем более потому, что всяк из них имеет свои спо-собы и разные приобретения и разные средства употребления. В прочем за данную здесь можно принять среднее состояние туземца, не слишком обременительного семейством, например: он посеял десять десятин хле-ба; взяв в расчет средний урожай, они дадут зерна до восьмисот пудов, каждый пуд средним числом по уравнению стоить будет 50 к. ассиг.

Без особенной нужды туземец хлеб не продает весь, а хранит его в запас и к будущему лету для посева. Продает же хлеб 1-е) на го-су/л. 16 об./дарственные подати; 2-е) на обувь и одежду; 3-е) на необхо-димые домашние нужды; 4-е) в случае праздника или чего подобного на провизию и угощение; угощение же здесь довольно роскошно. Так, сред-него состояния туземец и тем бывает доволен, если приход не превышает расхода в быту его семейном.



Общество. Бродокалматской волости государственные крестьяне состоят под управлением волостных и сельских начальников. Собрания для советов делаются по назначению местного начальства; тут между прочим решаются иногда личные обиды и даже мелочное воровство прощением и миротворным вином. Умственные и нравственные способ-ности.

Нравственные качества. Житель описываемой местности по уму, нравам и обычаям не имеет резко отличительных черт /л. 17/ от собст-венно русского крестьянина. Выше характеризовав наружность ту-земцев, здесь можно в добавок сказать о них то: смотря на их изобретательность и рукоделие, нельзя не увериться в недальновидной их сметливости и понятливости. Хотя и очень многие есть обладающие изворотливым умом и разсудительностью, но по флегматической устойчивости они не считают нужным более усовершенствовать умственные и нравственные способности. Пренебрегают большим развитием и сил физических, ленивы. Не изыскивают средств к улучшению промысла и ознакомиться с другими, не менее полезными и необходимыми художествами. Плотники, кузнецы, слесари, чеботари, портные, шерстобиты и подоб. с разных мест стекаются в здешнюю местность. Следя по сей категории, нельзя не заметить у туземцев часть безотчетной праздности, невоздержности, воровство непосредственное и посредственное — по связям с соседними башкирцами и проч. /л. 17 об./ К чести же их можно приписать то, что довольно набожны, что и сказано было выше о религиозности их; гостеприимны без возмездия, общительны между собой. С грамотностью они до открытия при церквах безмездных училищ не знакомились. Ныне в течение четырех или пяти лет оное училище довольно наградило их детьми, обученными чтению, чистописанию, первоначальным понятиям закона Божия, пению церковному и подоб. Из народных преданий и памятников здесь уцелело только то, что сказано в начале сего описания, как то: производство слова «Бродокалматск» и о жилище чудаков.

Бродокалматский протоиерей Василий Соколов. АГО. Ф. 29. Оп. 1. Д. 73. Л. 1–17 об.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница