Бразилия: развитие на ином уровне1 Стратегические предложения Ладислау Довбор




страница1/4
Дата11.08.2016
Размер1.38 Mb.
  1   2   3   4
Бразилия: развитие на ином уровне1

Стратегические предложения

Ладислау Довбор
(
Ladislau Dowbor)

14 марта 2010 г.

Во втором десятилетии нынешнего тысячелетия Бразилия начала свое развитие на ином уровне. Страна замечательно справилась с самым глубоким финансовым кризисом после 1929 года и продолжает развиваться в направлении, прежде всего основанном на здравом смысле и сбалансированном представлении об экономических интересах, социальных потребностях и экологических императивах. Традиционные решения в экономике, связанные с полным одобрением из Вашингтона, неожиданно отодвинулись в прошлое и более не соответствуют требованиям эволюции современного сложного общества, стремящегося найти новые подходы в хозяйственной, социальной и экологической политике.

Сегодня мы видим, что наличие мощного государственного сектора, отнюдь не является помехой, но важнейшей основой поддержки развития. Финансовое регулирование не означает расширения бюрократии, но является необходимой защитой от безответственности. Соблюдение достойного уровня заработной платы и прав трудящихся не является демагогией, но лишь простейшей и прямой формой стимулирования спроса и формирования благоприятной экономической конъюнктуры. Поддержка беднейших членов общества является не патронатом, но справедливостью, здравым смыслом, стимулирующим экономику в самой ее основе. Инвестирование в слаборазвитые районы не является жертвой, но служит созданию новых противовесов, формируя экономическую привлекательность для будущих капиталовложений. По мнению Амартии Сен (Amartya Sen), проведение социально направленной политики не свидетельствует о «выпечке пирога», делящегося поровну, поскольку именно инвестирование в человека в наибольшей степени способствует развитию экономической активности. Поддержка общественной деятельности не является раздачей общественного богатства, но становится распределением инструментов деятельности между организациями, глубоко знакомыми с реалиями, в рамках которых они действуют, проявляя каждая в своей сфере гибкость и эффективность. Осуществление политики защиты окружающей среды на «тормозит» развитие прогресса, поскольку для все бо́льшего числа сфер деятельности создаются альтернативные источники энергии и оказывается поддержка семейным фермерским хозяйствам, что становится более эффективным средством получения быстрой прибыли, вместо расширения добычи нефти и вырубки лесов. Формирование прочной налоговой базы не направлено на «выкачивание средств из населения», но обеспечивает создание необходимых противовесов для сбалансированного развития страны.

Констатация успехов не означает недооценку трудностей. Положение в мире продолжает оставаться нестабильным, при этом важной основой этой нестабильности являются частные финансовые системы развитых стран, влияющие на формирование нестабильности государства, порождающей острый дисбаланс. Общественные проблемы, несмотря на положительные сдвиги последних лет, продолжают оставаться громадными, а их решение все более требует масштабных комплексных усилий. Налоговая система требует глубоких преобразований для обеспечения более высокой степени рациональности, большей эффективности и перераспределения в рамках проведения бюджетной политики. Модернизация действий государства делает все более актуальной политическую реформу, требование которой становится все более острым. Политика в экологической сфере нуждается в большей консолидации и внедрения ее в культуру действий, как государственной администрации, так предприятий и потребителей. В определенном смысле ее направленность становится все более ясной, а общественное сознание возрастает при достижении ею положительных результатов. Но это всего лишь этапы строительства, требующего постоянного переосмысления стратегии.

Важнейшим вопросом, который необходимо учитывать, является рациональное использование громадного потенциала страны, его сопряженность с новыми задачами в сфере экологии. Мы располагаем самыми большими площадями сельскохозяйственных земель на планете, крупнейшими запасами пресной воды, благоприятным климатом и доступной рабочей силой. И это в эпоху постоянного роста спроса на продукты питания и биотопливо. Именно Бразилия в настоящее время располагает самыми современными технологиями в этой сфере. Здесь используется самая совершенная энергетическая модель во время, когда происходит изменение парадигмы производства энергии, становящейся основой для строительства будущего. Имеются среднесрочные международные инициативы, делающие ее еще более неуязвимой в мировом контексте. Бо́льшая доступность нефти открывает новые перспективы. Совокупность этих и других факторов, в случае, если страна сможет избежать соблазна пройти еще один цикл экспортера продукции сельского хозяйства или ускоренного использования новых ресурсов, а также сумеет защитить окружающую среду и сформировать новое социальное равновесие, обеспечивают такому развитию благоприятные перспективы. В значительной степени будущее зависит от того, как Бразилия сможет сбалансировать производство, занятость, доходы и экологию. Бразилия открыла новые пути, но ей предстоит решить задачи грандиозной сложности.

Мало обозначить направления развития, надо достичь результатов. Осознание высочайшей значимости определяет медлительность в выработке наиболее демократических форм принятия решений. Столкнувшись с политическим влиянием крупных корпораций и традиционных элит, с ними связанных, правительство проводит политику сдержек и противовесов, стремясь сбалансировать экономику и обеспечить ей бо́льшую поддержку в рамках социального партнерства и экологической политики. Реализация программ, создаваемых при тщательной подготовке, обеспечивает необходимую политическую поддержку. Но этот процесс идет и при реализации наиболее значимых социальных программ, где на первом и втором техническом уровне управления действуют в основном выходцы из общественных движений, досконально знакомые с проблематикой, типами образуемого партнерства, понимающие способы консолидации действий вокруг программ для их осуществления. В настоящем и будущем общественным движениям принадлежит возрастающая роль. Совсем не просто была сформирована культура ведения переговоров, заключения соглашений и уважения коренных интересов различных сегментов общества.

Мнение, высказанное в настоящей статье, подчиняется определенным концептуальным определениям, считающимся приобретенными и являющимся частью базовой концепции, принятой в стране. Так, в первую очередь, мы различаем понятия экономического роста, при узком рассмотрении динамики роста валового внутреннего продукта, концепции развития, включающей сбалансированный прогресс в экономике, социальной сфере, экологической и культурной политике. Концепция устойчивого развития, упоминаемая здесь, относится к экологическому развитию, которое, по классическому определению, данному в Докладе Брундтланда, отвечает потребностям нынешнего поколения, не нанося ущерба поколениям будущим. Понятие местного или регионального развития не относятся к выбору конкретной административной единицы, как муниципалитет, но к сложным межрегиональным отношениям, требующим особых программ, которые, в конечном счете, окажут свое воздействие на конкретные географические районы. Концепция планирования не связана с каким-либо типом авторитарного централизованного планирования, но с согласованными процессами по определению структурных программ, позволяющих в рамках правительственного руководства сформировать долгосрочное системное видение, выходящее за рамки определенных секторов и обеспечивающее преемственность между циклами государственного управления. Концепция управления, упоминаемая здесь в широком смысле управления, включающего в себя как государственные механизмы, так и совокупность организованных общественных деятелей, участвующих в процессе принятия решений и влияющих на направления развития.

Здесь не идет речи о выработке традиционного плана, который обеспечил бы внесение предложений для всех областей, в том числе для политики в сфере спорта, лесной политики и так далее, при перечислении всех проектов. Настоящий документ имеет весьма ограниченный объем. В нем сделана попытка в общих чертах описать новые национальные и международные стандарты, формируемые в ходе нынешнего десятилетия. В рамках предложений, стремясь использовать накопленный опыт, мы сосредоточились на тех направлениях, которые могут считаться "структурными", учитывая их значимость в рамках изменений, происходящих в стране. Это связано как с видением будущего, как и в случаях технической политики, приобретающей решающий вес на планете, для ликвидации унаследованного дисбаланса в рамках общего и необходимости ускоренной коррекции, как при производственном включении. Мы не ставим задачу создания столь объемной статьи, в которой было бы изложено единство точек зрения или были бы учтены разнообразные конкретные интересы. Слишком велик список задач. Здесь мы пытаемся лишь высказать мнение об основных направлениях, которые помогут сделать множество более динамичным.

В нижеследующей статье приводится краткий обзор дискуссий, в течение пяти лет проходивших в CDES, в которых принимали участие представители разных точек зрения, многочисленные документы, предложения и резолюции, обсуждавшихся с различными слоями общества, в также консультации с экспертами по основным направлениям деятельности. Во всей совокупности взглядов отмечается серьезное сближение точек зрения, при наличии большого разнообразия предложений. Мы объединили здесь те из них, которые могут отразить общие взгляды, отдавая приоритет взглядам общего. Мы также стремились избежать искушения создать статью, столь обобщающую и осторожную, что она потеряла бы всякую значимость.

В целях систематизации и во избежание излишне забюрократизированного текста мы разделили материал на две части: в первой говорится о новом уровне развития, так или иначе являющемся ориентиром изменений за последнее десятилетие, и указывающем на необходимые коррективы. Вторая посвящена разработке стратегии развития, которая позволит расширить динамику, представленную в прежней Национальной программе развития.



I – НОВЫЙ УРОВЕНЬ

1 – Новый международный контекст: риски и возможности

2 – Новая модель: путь здравого смысла

3 – Макроэкономическая политика: прагматизм и гибкость

4 – Результаты: основа для новой экспансии

Нет никаких сомнений, что подул попутный ветер. Существующий климат доверия становится повсеместным. Здесь нет ни победителей, ни побежденных. Наилучшим становится вид хорошего прилива, который выводит в плаванье все корабли. Кроме отдельных предложений в различных секторах, есть понимание, что Бразилия стабильно развивается при участии всех граждан, на основе демократически принятых решений.



1 – Новый международный контекст: риски и возможности

Международный финансовый кризис 2008 года стал водоразделом. Основные упрощения, связанные с дихотомией государства и рынка, при его идеологическом весе, уступили место здравому смыслу, прагматизму при достижении результатов, поиску равновесия. В определенном смысле вновь стало законным внедрять инновации в политику. В настоящее время такое инновационное мышление стало важнейшим. В международном контексте кризис не прекращается. Мировой ВВП в 60 триллионов долларов, и 600 триллионов долларов, инвестированные в деривативы, порождают нестабильность. Дефицит частного спекулятивного сектора выразился в дефиците государственного бюджета, потере пенсий и безработице, и как Соединенные Штаты, так и Европа, стоят перед необходимостью поиска новых механизмов для обеспечения равновесия. Пока на планете нет сбалансированного и стабильного горизонта. Для Бразилии должна оставаться приоритетной диверсификация внешних связей, с упором на связи «Юг-Юг» и на латиноамериканскую интеграцию.

В финансовом плане уровень развития Бразилии в настоящее время радикально иной. Имея 35 млрд. долларов резервов в 2002 году, страна находилась во власти спекулятивных атак. В настоящее время при резервах в 350 млрд. резервов, она стала кредитором, а не должником МВФ. Этот факт не является важнейшим с финансовой точки зрения, но существенным с символической точки зрения. Диверсифицировав торговлю, а также обеспечив лучшую сбалансированность между внутренним и внешним рынками, страна стала образцовой в международном контексте. Ее действия во время финансового кризиса 2008 года, в том числе в отношении транснациональных корпораций, выводивших значительные средства из филиалов для спасения материнских компаний, стали рассматривается в мире как доказательство того, что здравый смысл и прагматизм приносят больше выгоды, чем идеологические упрощения. Это породило доверие, которое в настоящее время позволяет Бразилии предъявлять требования к приходящим капиталам. Успех порождает успех.

С коммерческой точки зрения, население мира, увеличивающееся на 70 миллионов человек в год, при росте потребления, а также повышение роли биотоплива, должна сформироваться тенденция повышения спроса на сырьевые товары. Бразилия, при самой большой в мире площади земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, и 12% мировых запасов пресной воды, занимает исключительно сильную позицию. При этом следует все больше учитывать проблему международного регулирования цен на сырьевые товары, которые в настоящее время более зависят от движения спекулятивного капитала, чем от соотношения спроса и предложения. Например, мировая торговля нефтью составляет 85 миллионов баррелей в день, а объемы спекулятивной торговли (через ценные бумаги) ежедневно достигают 3 млн. баррелей. Бразилия занимает сильные позиции в вопросах внедрения механизмов регулирования в этой сфере.

С геоэкономической точки зрения, тенденцией является переход из бассейна Атлантического океана в Тихоокеанский бассейн, учитывая достижения Китая и Индии, население которых составляет 40% населения мира, и других стран, являющихся очень динамичными в настоящее время, как Южная Корея и Вьетнам, или просто сильными, как Япония. Это представляет для Бразилии структурные сложности. Здесь следует напомнить, что Соединенные Штаты еще в 1890 году осуществили проект организации железнодорожного сообщения между побережьями Атлантического и Тихого океанов, а у нас до сих пор не налажено подобного автомобильного сообщения. Это будет способствовать формированию в Латинской Америке более интегрированной инфраструктура, при наилучшем балансе освоения и разработки территории Бразилии, по-прежнему сильно тяготеющей к Атлантическому океану, как с точки зрения демографии, так и экономики. Запад приобретает для нас новое значение.

Другим важным фактором нового миропорядка, является растущее значение на планете экологических проблем. В то время, как финансовый кризис перемещался из банков в министерства и присутствовал в заголовках газет, реальность изменения климата, угроза исчезновения жизни в океанах из-за повышенного промышленного лова рыбы, уничтожение лесов (что особенно важно для Бразилии и Индонезии), эрозия почвы, всеобщее загрязнение рек, подземных вод и морей вызывают озабоченность, что, независимо от результатов встречи в Копенгагене, требует более плотного рассмотрения экологической проблематики при принятии политических решений о развитии, как государственного, так и частного секторов. Бразилия имеет возможность занять выгодное положение в этом смысле и должна сыграть важную роль на Всемирной встрече на высшем уровне по проблемам экологии в 2012 г. - «Рио +20».

Продолжает расти озабоченность и в социальной сфере. После спекулятивного роста цен на зерновые, число голодающих в мире возросло с 900 миллионов до 1.020 миллионов человек. От голода и по другим абсурдным причинам умирает 10 миллионов детей. СПИД унес жизни 25 миллионов человек. Всемирный банк оценивает в 4 млрд. число людей в мире, лишенных «преимуществ глобализации». Положение является неустойчивым. Социальное равновесие экономической политики приобретает в мире бо́льшую централизацию, в то время, как Бразилия в последние годы продемонстрировала возможность проведения политики, уравновешивающей экономические и социальные цели, и обладает в этом смысле исключительной легитимностью.

С политической точки зрения, в значительной части, глобальной экономикой, лишь теперь начинают создаваться возможности для международных консультаций. В определенном смысле, завершается этап властной монополии США и развитых стран в целом. Страны БРИКС начали занимать международное политическое пространство, группа G-20 открывает возможности регулярных переговоров, а Бразилия, в частности, занимает в мире все более значительное положение, благодаря инновационной и взвешенной экономической, социальной и экологической модели, которая позволяет дальнейшее развитие и которая просто работает без сбоев. Углубление этой политики, чья организационная технология идет здесь семимильными шагами, должно быть отмечено и в ближайшие годы, и укрепит роль страны на международной арене.

В условиях нового миропорядка, приобретает все более важную роль латиноамериканская интеграция. Надо сказать, что для этой политики в прошлом было характерно создание больше символов, чем фактов, в то время как в каждой стране преобладала артикуляция, соответствовавшая особым группам интересов США. В настоящее время отмечается явный прогресс в области формирования институтов, механизмов финансирования, инфраструктуры (пока еще первичной), кодификации миграции, самой интеллигенции. Бразилия играет в этом ключевую роль как по причине ее удельного веса, так и разработанных политических инноваций, и в связи со множеством фактов общего в рамках исторических общественных катаклизмов. Латинская Америка приобретает собственную идентичность.

Последний важнейший момент связан с технологическими достижениями, особенно в сфере информационных технологий и коммуникаций. Значение доступа к знаниям, снижение стоимости аппаратуры общего и индивидуального пользования, обобществление планетарной коммуникативности, расширение доступа к знаниям всей планеты, появление многочисленных направлений в экономической деятельности в так называемом обществе знания – все эти изменения ускоряются более, чем ожидалось. Если в прошлом веке политическая борьба разворачивалась вокруг собственности на средства производства, то в эпоху новой экономики доступ к знаниям и определение их правовой основы стало центральным вопросам. В Бразилии скачок к экономике знаний, за широкое распространение широкополосной связи и другие формы доступа к знаниям открывают важные перспективы продуктивного включения и улучшения качества жизни. Задача состоит в том, чтобы преодолеть разрыв между технологическим вызовом и внутренней отсталостью образования и занять соответствующее место в мире.

Итак, в настоящее время Бразилия играет на международной сцене важную роль как зрелый партнер, а не просто носитель экономической мощи и культурного богатства, но располагающий практическими предложениями и здравым смыслом при решении важнейших социальных и экологических проблем, а также проявляющей солидарность со странами, переживающими трудности. Заслуженные солидность и уважение не просто расширяют рабочее пространство страны, но и находят в ней свое отражение, что отмечено, в случаях утверждения кандидатуры страны для проведения Кубка мира по футболу и Олимпиады, вселяя чувство гордости во всех граждан. В этом смысле, страна действительно стартует с другого уровня.

2 – Новая модель: путь здравого смысла

В качестве основной стратегической цели Бразилия избрала борьбу с неравенством. Осуществление этой стратегической задачи произошло за счет расширения массового потребления. В начале этот проект столкнулся с сильным сопротивлением, но эффект мультипликатора оказал воздействие на расширение политических действий. Идея воспользоваться здравым смыслом стала основной задачей Бразилии при ликвидации экономической и социальной изоляции почти половина населения страны. Это стало сильным шагом. Страна нашла новые возможности расширения внутреннего рынка. Растущее давление на основание пирамиды бразильского общества с целью улучшения условий жизни, в сочетании с решимостью правительства осуществить изменения, стало комплексом действенных мер, где для экономики, социальной сферы и экологии было найдено единое поле деятельности.

В Бразилии общественный прогресс всегда представлялся явлением затратным, ложившимся тяжелым бременем на производство. Политика традиционно основывалась на том мнении, что повышение конкурентоспособности компании происходило за счет сокращения издержек. Это имеет два источника. В то время как снижение расходов за счет рационализации использования ресурсов и применения новых технологий в производстве и организации имеет важное значение для роста производства, что позволяет сократить трудовые затраты, но уменьшает потребительский рынок в целом и ведет к результату противоположному необходимому. Сокращение потребительского рынка, ограничивает масштабы производства и загоняет экономику в «тесные рамки», заставляя производить мало, для немногих, при высоких ценах.

Важно помнить, что все это имеет смысл, когда одно отдельное предприятие считает, что за счет уменьшения социальных прав или снижения заработной платы оно может сократить расходы и стать более конкурентоспособным. Но реализация этой идеи в отношении некоторой совокупности предприятий приводит их к общему застою. С практической точки зрения то, что имеет смысл на уровне микроэкономики, становится тормозом в более широком плане, на уровне макроэкономическом. Политика перераспределения, применяемая в общем виде, распространяется на все бизнес-единицы, участвующие в расширении рынков, снижая удельные затраты на производство за счет масштабной экономики, которые, в свою очередь, позволяют расширять массовое потребление, постепенно создавая добродетельный круг роста. При продолжении эта политика, начинает воздействовать на производственный потенциал, стимулируя инвестиции, которые, в свою очередь, приводят к созданию дополнительных рабочих мест и росту потребления. Одновременное расширение спроса и производства способствует возникновению моментального пика распределения без инфляционного давления. Спираль роста приходит в равновесие. Истиной является то, что отрасли, находящиеся в стагнации по заработной плате и социальным правам также стремятся к развитию инновационной деятельности в целом.

Понимание этого вряд ли можно обобщить одними теоретическими рассуждениями. Тем не менее, вывод о том, что это работает при реализации на устойчивой основе, и позволяет активизировать деятельность каждого предприятия, убеждает многих из тех, кто является свидетелем практических результатов. В определенном смысле, Бразилии нашла свой путь, обратив свою самую большую проблему, бедность и низкую покупательную способность, в вектор расширения экономики в целом. Распределение, стимулирующее спрос, вот, от чего растет пирог.

Вторым изменением, также продиктованном здравым смыслом, является расширение социальной политики в целом, включая образование, здравоохранение, профессиональную подготовку, доступ к культуре и к интернету, к более достойному жилью. В данном случае также переворачивается традиционная точка зрения. Теоретическое наследие неолиберальных упрощений утверждает, что богатство создается производителями товаров и услуг, т.е. частным сектором производства. Уплата налогов на произведенное изделие позволяет развиваться социальной политике, требующей определенных затрат. В таком случае мы должны, уделять максимальное внимание интересам производителей, частному сектору и регулировать размеры расточительного государственного аппарата. Реальность иная. Когда предприятие нанимает молодого двадцатипятилетнего инженера, оно получает обученного человека, имеющего великолепную подготовку, на которую были потрачены годы труда, обучения, овладения общей культурой, жертвы семьи, пользования разнообразной государственной инфраструктурой и техникой, созданной обществом. Социальная политика не является затратами, но инвестициями в людей. И при нынешнем все более интенсивном стремлении общества в сферу образования, именно инвестиции в людей являются наиболее прибыльными. Осознание того, что процесс производства товаров и услуг и социальная политика в целом неразделимы, как рука и перчатка, в общей динамике развития, когда один финансирует другого, представляя собой одновременно стоимость и изделие, указывает на сбалансированное и обновленное представление об экономической динамике.

Третьим ключевым элементом является экологическая политика. Традиционная точка зрения предъявляет широкие требования к устойчивому развитию, превращаясь в тормоз для экономики, барьером для инвестиций, препятствием к трудоустройству, фактором более высоких производственных затрат. Именно здесь идет речь просто о неправильной оценке, которая широко обсуждается на международном уровне, при отказе учитывать внешний эффект. Осуществление предварительной очистки выбросов предприятия, производящего отходы, намного дешевле, чем последующая борьба с загрязнением рек и грунтовых вод, лечение респираторных заболеваний и противодействие снижению качества жизни. Для предприятия или местной администрации действительно дешевле сбрасывать отходы в реку, но для общества эти затраты несравненно выше. Вырубка лесов Амазонии на какое-то время создает занятость, но не обеспечивает ее на длительный период, кроме как при последовательном бессмысленном уничтожении лесов. Дальнейшие инвестиции в сферу оздоровления, в свою очередь, создают рабочие места, снижают расходы на здравоохранение, обеспечивают системное повышение производительности. Инвестиции в чистые технологии, как правило, осуществляют отрасли, которые станут в будущем наиболее динамичными и повысят нашу конкурентоспособность на мировом рынке. А если говорить об устойчивой разработке наших природных ресурсов, то за счет этого происходит капитализация страны для будущих поколений, а не ее обесценение. Не менее важным фактором в современной глобальной экономике является согласованная экологическая политика, которая порождает доверие и уважение внутри страны и на международном уровне, что, в свою очередь, открывает рынки. Истина в том, что экологическая политика в последние годы взошла на новые высоты и включена в новую экономическую политику, разработанную в стране.

Четвертое направление экономической политики состоит в том, чтобы спасти возможность планирования инфраструктуры в стране. Хорошая инфраструктура обеспечивает удешевление доступа к транспорту, связи, энергетике, водоснабжению и канализации, образованию внешней экономии для всех и повышению производительности системного планирования. Стоимость тонны/километра грузовых перевозок в Бразилии является запретительной, поскольку перевозка сои и других продуктов с относительно низким соотношением вес/стоимость на дальние расстояния автомобильным транспортом, образует дополнительные затраты для всех производителей. Спасение железной дороги, восстановление мощности судостроительных верфей и каботажного судоходства, приоритет общественного транспорта в крупных городах, удешевление доступа к телекоммуникационным услугам и широкополосного доступа в Интернет, повышение производительности при распределении и использовании воды и, в частности, проблема сточных вод, поддержка использования возобновляемых источников энергии, соответствуют представлению, которое может открыть широкий путь для развития всех видов экономической деятельности. Планирование и активная деятельность государства в этом отношении являются ключевыми. Крупные сети составляют инфраструктуру, связывающую территорию. В этом смысле они являются одним из основных направлений снижения региональных диспропорций в стране. При этом требуется развивать их в более бедных регионах, стимулировать и привлекать новые виды деятельности. Этому должна быть посвящена государственная политика, которая может позволить себе долгосрочные инвестиции именно в регионы, не создающие немедленной прибыли. Это включает планирование, системный и долгосрочный характер анализа. Крупные города Бразилии оказались парализованы за счет избыточного количества транспорта и недостаточного планирования. Осуществление этого подхода и поощрение инвестиций в соответствии с потребностями региона являются важным моментом для дальнейшего развития, и должны сыграть важную роль в ходе нынешнего десятилетия.

Таким образом, политика распределения, основанная на соблюдении социальной справедливости и экономической рациональности, рост инвестиций в людей посредством целенаправленной социальной политики, постепенное включение экологических аспектов устойчивого развития во все решающие процессы, предполагающие воздействие экономики, а также динамика инвестиций в инфраструктуру для снижения затрат Бразилии служат повышению ее международной конкурентоспособности, соответствуют модели, которая в условиях демократии и общественного мира открывает новые пути развития. Наличие не только теоретической, но и рабочей модели убеждает многих экономических и социальных субъектов в стране и является важным активом.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница