Бормотова Наталья Александровна, учитель химии мбоу «Вечерней (сменной) шк. №79», г. Северск, Томской области; 2011 г. Аннотация к уроку : презентация с поддержкой макросов и использованием триггеров позволяет сделать урок




Скачать 258.21 Kb.
Дата02.04.2016
Размер258.21 Kb.
Авторы:

Бабий Татьяна Митрофановна, учитель химии МОУ «СОШ № 198», г. Северск, Томской области;

Бормотова Наталья Александровна, учитель химии МБОУ «Вечерней (сменной) шк. № 79», г. Северск, Томской области; 2011 г.
Аннотация к уроку:
Презентация с поддержкой макросов и использованием триггеров позволяет сделать урок интересным и насыщенным разнообразными видами заданий, активизирующих познавательную активность. В мультимедиа сопровождение урока входит также интерактивная flash - таблица, которую можно использовать на каждом уроке.

Урок построен с использованием программ Microsoft Word, Power Point, Publisher, Internet Explorer.

Вид деятельности постоянно меняется (сообщения учащихся, просмотр слайдов, видеофрагментов, музыкальное сопровождение), в связи, с чем интерес к изучаемому материалу не падает до конца урока.

Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению учебной мотивации учащихся с 8 по 11 класс.

Выбранная форма проведения учебного занятия позволяет расширить кругозор учащихся. Материалы урока выходят за пределы школьного учебника.
Предмет: Химия
Класс: 8-11
Тема урока: «Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева»
Цель урока: Знакомство с жизнью и деятельностью Великого Человека - Д.И. Менделеева
Задачи урока:
Обучающая:


  • Показать роль Д.И. Менделеева в становлении и развитии русской науки;

  • Раскрыть личность Д.И. Менделеева, как разностороннюю личность русской науки;


Развивающая:

  • Способствовать развитию речи школьников через организацию диалогического общения на уроке;

  • Развивать умения и навыки анализировать знания и делать выводы.

  • Развивать умение обобщать знания о целостности представлений о гениальной личности;

  • Развивать познавательные способности и интересы учащихся,

  • Развивать навыки работы с компьютером, развивать культуру логического мышлении, развивать умения и навыки применять полученные знания на практике; способствовать формированию чувства ответственности за результаты своего труда.

  • Развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности (доклады, просмотр слайдов, фильмов, музыкальное сопровождение).


Воспитательная:

  • Воспитывать познавательный интерес к новым знаниям;

  • Патриотическое воспитание, гордость за «русских ученых»;

  • Воспитание культуры поведения, умения слушать других

  • Эстетическое воспитание через музыкальное сопровождение классической музыки

  • Воспитывать культуру логического мышления и активность мышления.


Методы и формы обучения:

1. Методы организации и осуществления учебной деятельности:



  • словесные, наглядные (беседа с элементами дискуссии, интерактивные, видеофрагменты, музыкальное сопровождение, презентация);

  • репродуктивные, исследовательские, частично – поисковые;

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:



  • убеждение, требование, поощрение;

  • создание ситуации успеха, занимательности, учебных дискуссий;

3. Методы контроля и самоконтроля:



  • устные


Учебно-методическое обеспечение: учебник Габриелян О.С.

Необходимое оборудование и материалы для занятия:

  • Портрет Д.И. Менделеева

  • Репродукция А.И. Куинджи «Ночь на Днепре».

  • Мультимедиа

  • Компьютер

  • Проектор

  • Видеофрагменты

  • «Тобольск 1850г. О семье»

  • «Первая диссертация 1857г. О друзьях и удельных объемах»

  • «Периодический закон»

  • «Защита студентов»

  • «о Феозве Никитичне»

  • «Аннушка»

  • «Дети Менделеева (Владимир)»

  • 2 видеофрагмента «О водке» и «Великая тайна водки»

  • «Смерть Менделеева»

  • Музыкальное сопровождение:

  • Бетховен «Лунная соната»

  • Бетховен «К Элизе»

  • Бетховен «Леонора»

  • Чайковский «Времена года. Баркарола»

  • Бетховен «Мелодия слез»

  • Бетховен «Менуэт»

  • Фауст «Гете» - Шаляпин

  • Свиридов «Метель»


Время реализации урока (занятия): 60 мин
Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление нового материала в виде докладов и подготовке к следующему уроку-викторине.

  5. Подведение итогов.


Ход урока:


Слайда

Видеофрагменты и музыкальное сопровождение

Тема и краткое содержание

1-2




Тема урока. Содержание

Учитель: На предыдущих занятиях мы знакомились с таблицей химических элементов Д.И. Менделеева. Познакомимся поближе с жизнью и деятельностью Великого Человека - Д.И. Менделеева.

3

Бетховен «Лунная соната» (с 3 по 11 слайды)

Вступление эпиграф

1-й ученик: Читает отрывок из стихотворения французского поэта Армана Сюлли-Прюдом:

Взор химика пытлив, ему порядок мил,



Среди своих реторт, мензурок и приборов,

Таких загадочных для любопытных взоров,

Стремиться он достичь капризы тайных сил.

Он многое из них уже установил,

Следя за их игрой, участник их раздоров,

И скоро он велит, властитель этих споров,

Признать и чтить закон, который он открыл.

Арман Сюлли-Прюдом

(лауреат Нобелевской премии по литературе,

современник Д.И. Менделева)



4-5

+ видеофрагмент

«Тобольск 1850г. О семье»



2-й ученик: 27 января 1834 г. у директора Тобольской гимназии родился сын Дмитрий, последний 17-й ребенок. + сообщения о родителях.

6-8




3-й ученик: Петербург. Симферополь. Начало трудового пути.

  • В 1849 г. Он успешно закончил гимназию.



  • В 1850 г. Поступает на естественное отделение физико-математического от деления Главного педагогического института в Петербурге. Здесь он изучает химию под руководством профессора Воскресенского.





  • В октябре 1855 года в Симферополе произошла встреча двух великих ученых - Н.И. Пирогова и Д.И. Менделеева, который обратился к Николаю Ивановичу за консультацией по рекомендации петербургского лейб-медика Н.Ф. Здекауэра, который находил у Менделеева туберкулез и что, по его мнению, жить больному осталось несколько месяцев.

  • Это было очевидно: огромные перегрузки, которые взвалил на свои плечи 19-летний юноша, и сырой климат Петербурга, где он учился, отрицательно сказались на его здоровье. Н.И. Пирогов не подтвердил диагноз своего коллеги, назначил необходимое лечение и этим вернул больного к жизни и предсказал ему долгую жизнь

  • Впоследствии Д.И. Менделеев с восторгом отзывался о Николае Ивановиче: "Вот это был врач! Насквозь человека видел и сразу мою натуру понял".



  • 27 августа 1855 г. Д.И. Менделеев получил документ о назначении его старшим учителем

  • В 1856 г. В возрасте 22 лет молодай ученый защищает магистерскую диссертацию, а вслед за ней и диссертацию «О строении кремнеземистых соединений» на звание приват-доцента.

  • Через год в возрасте 23 лет Менделеев становиться доцентом Петербургского университета, где читает.

9-11

+ видеофрагмент

«Первая диссертация 1857г»



4-й ученик: 1856 — 1862. Ранний период научной деятельности

  • В январе 1859 года Менделеев получил разрешение на заграничную командировку «для усовершенствования в науках». Он отправился в Германию, в Гейдельберг с собственной хорошо разработанной оригинальной программой научных исследований связи физических и химических свойств веществ.



  • Вместе с Д. И. Менделеевым в Гейдельберге работала группа молодых русских ученых, среди которых были будущий великий физиолог И. М. Сеченов, химик и композитор А. П. Бородин и др.

  • Тема первой магистерской диссертации Д.И.Менделеева

12-14

Бетховен «К Элизе» ( с 12 по 14 слайды)

+ видеофрагмент

«Периодический закон»

+ видеофрагмент

«Защита студентов»


5-й ученик: 1863 — 1892. Научная и педагогическая деятельность

  • В 1867 году Дмитрий Иванович Менделеев возглавил в университете кафедру общей химии. Эту задачу он с блеском выполнил в своем капитальном труде учебнике «Основы химии».

  • В середине февраля 1869 г. Менделеев, работая над этим курсом, вплотную подошел к проблеме создания рациональной системы химических элементов.

6-й ученик: Периодический закон

  • Периодический закон и «Основы химии» открыли новую эпоху не только в химии, но и во всём естествознании. Сегодня этот закон имеет значение глубочайшего закона природы

  • Как Менделеев открыл периодический закон?

  • Широко распространена легенда, что мысль о периодической таблице химических элементов пришла к Менделееву во сне. Однажды его спросили, так ли это, на что учёный ответил: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово».



  • Д.И. Менделеев глубоко верил в преобразующую силу просвещения. «Поднять страну может только самостоятельная подготовка самостоятельных в научном отношении людей, которые могли бы других учить, а без этого никакие дальнейшие планы немыслимы»

  • При деятельном участии Д.И. Менделеева было создано Русское химическое общество (ныне всесоюзное химическое общество имени Д.И. Менделеева




15-21

Бетховен «Леонора»

(15 слайд)

Чайковский «Времена года. Баркаролла»

(с 16-21 слайды)




7-й ученик: Увлечения

  • Любил Д.И.Менделеев музыку Бетховена, она трогала его душу, сердце, вдохновляла на новые творческие поиски в науке.

  • В те далёкие годы Менделеев часто напевал мелодии Бетховина, а друг А. П. Бородин, будущий знаменитый химик и композитор, все письма к Д. И. Менделееву заканчивал словами «Прощай Леонора».



  • Менделеев умел не только работать, но и находил время для отдыха

  • Любимые поэты

  • Из русских писателей знал наизусть и охотно декламировал «Три смерти» Майкова и «Молчание» Тютчева

SILENTIUM!

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи,-

Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,-

Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их пенью - и молчи!..

Федор Тютчев, 1830



8-й ученик: Из произведений иностранных поэтов он больше всего любил байроновскую «Тьму»

Я видел сон... Не все в нем было сном.

Погасло солнце светлое, и звезды

Скиталися без цели, без лучей

В пространстве вечном; льдистая земля

Носилась слепо в воздухе безлунном.

Час утра наставал и проходил,

Но дня не приводил он за собою...

И люди - в ужасе беды великой

Забыли страсти прежние... Сердца

В одну себялюбивую молитву

О свете робко сжались - и застыли…

Дж.Гордон Байрон

(отрывок из стихотворения «Тьма»)



9-й ученик: Д.И. Менделеев любил живопись, даже публиковал рецензии о картинах и аккуратно вклеивал в альбом репродукции передвижников.

  • Особенно Менделеев любил картину Куинджи «Лунная ночь на Днепре».

  • Репин рассказывал об уроках, которые давал художникам Д. Менделеев. На уроках Менделеев рассказывал о физических свойствах красок. Однажды он демонстрировал прибор-измеритель чувствительности глаза к тонким нюансам тонов и предложил им «провериться». Куинджи не было равных!

  • Когда А.И. Куинджи выставил свою картину «Ночь на Днепре», Менделеев написал критическую статью:

  • «…Перед «Днепровской ночью» Куинджи… забудется мечтатель, у художника явиться невольно своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, а в мыслителе же родятся новые понятия – всякому она даст своё, - писал великий химик».

10-й ученик: «Менделеевские среды»

  • Интересно отметить, что Д. И. Менделеев был одним из инициаторов создания в Петербурге в 70-е годы общества, объединяющего ученых, художников и литераторов. С 1878 г. в университетской квартире ученого начинаются ставшие впоследствии очень известными «менделеевские среды».

  • На них бывали профессора университета: А.Н. Бекетов, Н.А. Меншуткин, Н.П. Вагнер, Ф.Ф. Петрушевский, А.И. Воейков, А.В. Советов, А.С. Фаминцын; художники: И.Н. Крамской, А.И. Куинджи, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, Г.Г. Мясоедов и др.

22-27

Бетховен «Мелодия слез»

(с 22 по 27)

+ видеофрагмент

«Феозва Никитична»

+ видеофрагмент

«Анна Попова»

+ видеофрагмент

«о Старшем сыне Владимере»




11-й ученик: Семья. Жены. Дети.

Повезло в науках,



Но не везло в любви…

  • Д.М. был женат дважды. Первой его супругой стала подруга детства, падчерица Ершова, автора «Конька-Горбунка». Она была на 6 лет старше его. У них были дети, общий дом, но не было любви и супружеского счастья.

  • У Дмитрия Ивановича было шестеро детей. От первого брака с Феозвой Лещёвой двое — сын Владимир (1865–1898) и дочь Ольга Трирогова-Менделеева (1868–1950).

  • Слишком разные это были люди. В конце концов в 1881 г. брак был расторгнут. Но всю оставшуюся жизнь они сохраняли добрые отношения. В конце 1870 гг. Менделеев страстно влюбился в Анну Ивановну Попову, дочь донского казака из Урюпинска. Когда она познакомилась с Менделеевым, ей едва минуло 16. Поженились они в 1881 г. По возрасту Анна Ивановна годилась Менделееву в дочери (была моложе на 26 лет).

  • Уже в преклонном возрасте он женился на своей юной ученице и только тогда познал истинное семейное счастье.

  • От второго брака, с Анной Поповой — четверо детей: Любовь (1881–1939), вышедшая замуж за Александра Блока, Иван (1883–1930) и близнецы Мария (1886–1952) и Василий (1886–1922).

  • И это не случайно - за много лет до их встречи дедушка Блока помог Менделееву развестись с первой женой и обвенчаться со второй.

  • Первый ребенок у новоявленной четы, родившейся еще в конце1881 г., оказался незаконнорожденным. И этим ребенком стала будущая жена Александра Блока Любовь Дмитриевна – именно ей поэт посвятил свои знаменитые «Стихи о Прекрасной Даме»

12-й ученик: Семья. Дети.

«Много я испытал в жизни, но не знаю ничего лучше детей»

Д.И.Менделеев.

«С детских лет я чувствовала, что отец мой справедлив, требователен, добр, добр без конца»

Ольга.

«Отец наш лжи и обмана не выносил»

Мария.

«Отец тонко чувствовал поэзию и музыку»

Любовь

«Дети – это наше все, наше будущее и наша надежда»

Д.И.Менделеев.

«Отец сочувствовал нашим переживаниям, страдал за нас, жил нами – и это так пробуждало совесть, что ни в какой прописной морали нужды не было»

Иван.

  • Старший сын Менделеева - Владимир стал флотским офицером. Он с отличием окончил Морской кадетский корпус, совершил плавание на фрегате «Память Азова» вдоль дальневосточных берегов Тихого океана. В 1898 году Владимир вышел в отставку и начал разрабатывать «Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива», но через несколько месяцев после этого скоропостижно скончался.

13-й ученик: Любовь Менделеева и Александр Блок

Может, лучше других понял жизненную драму учёного – причину его одиночества - другой гений и родственник Менделеева – Александр Блок. Он в своем письме к жене Любови Менделеевой писал: "Твой папа вот какой: он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности… Это познание лежит на нем очень тяжело".

28-32

Бетховен «Менуэт»

+ 2 видеофрагмента

«О водке», «Великая тайна водки»


14-й ученик: Изобретения Менделеева

Кораблестроение. Освоение Крайнего Севера

Являя собой развитие исследований газов и жидкостей, труды Д. И. Менделеева по сопротивлению среды и воздухоплаванию находят продолжение в работах, посвящённых кораблестроению и освоению арктического мореплавания.

Эта часть научного творчества Д. И. Менделеева в наибольшей степени определяется его сотрудничеством с адмиралом С. О. Макаровым — рассмотрением научных сведений, полученных последним в океанологических экспедициях, их совместными трудами, связанными с созданием опытового бассейна, идея которого принадлежит Дмитрию Ивановичу, принимавшему активнейшее участие в этом деле на всех этапах его реализации — от решения проектных, технических и организационных мероприятий — до строительных, и связанных непосредственно с испытаниями моделей судов, после того как в 1894 году бассейн, наконец, был построен. Д. И. Менделеев с энтузиазмом поддерживал усилия С. О. Макарова, направленные на создание большого арктического ледокола.

Ледокол, сконструированный в начале XX века Д. И. Менделеевым. Модель по чертежам учёного выполнена под руководством А. И. Дубравина в 1969 году. Музей-архив Д. И. Менделеева (СПбГУ)

Когда в конце 1870-х годов Д. И. Менделеев занимался изучением сопротивления среды, им была высказана мысль о постройке опытового бассейна для испытания судов. Но только в 1893 году по просьбе управляющего морским министерством Н. М. Чихачёва учёный составляет записку «О бассейне для испытания судовых моделей» и «Проект положения о бассейне», где трактует перспективу создания бассейна как часть научно-технической программы, подразумевающей не только решение задач судостроения военно-технического и торгового профиля, но и дающей возможность осуществления научных исследований.



15-й ученик:

Менделеев был предтечей современной метрологии, в частности — химической метрологии. Он является автором ряда работ по метрологии. Создал точную теорию весов, разработал наилучшие конструкции коромысла и арретира, предложил точнейшие приёмы взвешивания.

Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры.

Д. И. Менделеев

В 1893 году Д. И. Менделеев создаёт Главную палату мер и весов (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И. Менделеева);

8 октября 1901 года по инициативе Дмитрия Ивановича Менделеева в Харькове была открыта первая на Украине поверочная палатка для выверки и клеймения торговых мер и весов. С этого события берёт начало не только история метрологии и стандартизации на Украине, но и более чем столетняя история ННЦ «Институт метрологии».

16-й ученик:

Мастер чемоданных дел

Менделеев любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготовлять чемоданы. Покупки для этих работ он обычно делал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:

- Кто этот почтенный господин?

- Таких людей надо знать, - с уважением в голосе ответил приказчик.

-Это мастер чемоданных дел Менделеев.

Дмитрий Иванович был прекрасным мастером - делал чемоданы, которые пользовались успехом у покупателей. Семья у него была большая, он оказывал материальную помощь и первой жене, поэтому брал заказы и делал хорошие изделия.

17-й ученик:

  • В биографии Д.Менделеева много загадочных страниц. Он неоднократно удивлял современников, в особенности родных и близких, своими странными высказываниями и неожиданными поступками. Не раз он и сам искренне удивлялся тому, что выделывал, причем не стыдился публично в этом признаться.

  • Как-то раз ему вздумалось совершить полет на воздушном шаре, да еще во время солнечного затмения.

  • В небольшом живописном имении Д.М. готовились в домашних условиях наблюдать затмение солнца. Вдруг из Петербурга пришла телеграмма. Русское техническое общество извещало, что снаряжается воздушный шар, и что Менделеев в случае желания "лично мог бы воспользоваться поднятием шара для научных наблюдений". И вот в Клин (всего в 18 верстах от его имения) направляется военно-воздушный шар "Русский" под командованием опытного аэронавта поручика А.М.Кованько.

18-й ученик: Миф или реальность… «Соединение спирта с водой»

По количеству легенд и баек, который ходя вокруг Менделеева с ним может потягаться разве что другой великий русский ученый, Михайло Ломоносов. Но если байки про Ломоносова в значительной части правдивы, по абсолютно все байки вокруг Менделеева — вранье. Кроме одной, насчет периодического закона. Да и то, потому, что это не байка, а факт.



Самая ходовая байка про Менделеева это то, что он изобрел идеальный состав русской водки, — 40%.

Вот несколько цитат.

…«Докторская диссертация Менделеева называлась «О соединении спирта с водою». В течение полутора лет он вел поиски идеального соотношения объема и веса частей спирта и воды в водке. Менделеев доказал, что идеальное содержание спирта в водке — 40% объемных…»

…Менделеев взял за показатель 40%, так как при такой концентрации алкоголя его водный раствор отличается максимальной однородностью и при „диалоге“ с человеческим телом выделяет наибольшее количество теплоты».

…Водка — это водно-спиртовый раствор, где этиловый спирт и вода смешиваются по весу — 60 частей воды и 40 частей спирта (кстати, это соотношение научно обосновал Д. И. Менделеев).

…После долгих поисков Менделееву удалось установить, что наиболее оптимальными вкусовыми качествами обладает смесь из 60 процентов улучшенной воды и 40 процентов зернового спирта.

Бр-р-р-р! Б-р-р-р-ред! Интересно, кто-нибудь из этих писунов саму Менделеевскую диссертацию-то читал? Или хотя бы в школе химию проходил?

Начнем с того, что 40 весовых частей спирта и 60 частей воды, это будет не 40%, а так навскидку, градусов 30. Почему — скажу дальше.

Продолжим тезисом, что никакими особыми вкусовыми и «тепловыми» качествами 40% спирт не обладает. Даже наоборот. Напитки с крепостью 43—46 % воспринимаются вкусовыми рецепторами куда как более благосклонно, поскольку такая концентрация, чего-то там анестезирует и не вызывает раздражения на языке (или как говорят профи, обладает мягкостью). Вы не обращали внимание на то, что крепость элитного алкоголя (заграничных вискарей и наших «КВВК-коньяков») как правило, всегда выше 40%? И это неспроста.

Неужто Менделеев таким безграмотным был? Нет, господа, Дмитрий Иванович, был человеком весьма своеобразного характера, экстравагантным, как бы сейчас сказали «безбашенным», но во всем, что касается науки, он был гениален. Без преувеличения. И он не изобретал водки. Он просто объяснил, почему спирт, смешиваясь с водой, ведет себя очень странно.

Поставьте простой эксперимент. Возьмите литр воды и литр спирта. Смешайте. А теперь измерьте объем полученной водки. Если вы думаете, что будет два литра, вы ошибаетесь. Будет меньше. Куда делось лишнее — вот вопрос?

Дальше — больше. Если вы попробуете установить какую-то закономерность зависимости количества «исчезающей» жидкости от соотношения смесей — вы встанете в тупик. Изменение количества спирта в смеси буквально на несколько процентов способно изменить количество исчезающей части на десятки процентов.

Это не мистика, это химия. Если вы думаете, что приливая спирт к воде вы получите смесь спирта и воды, то вы будете не правы. Вы получите химическое соединение — гидрат спирта, молекула которого занимает объем меньший, нежели молекула спирта и молекула воды в разъединенном состоянии. Потому и объем конечного продукта будет меньше суммарного объема исходных компонентов.

А вести себя смесь будет странно потому, что таких гидратов спирта в природе существует не один, а много. И каждый из таких гидратов будет обладать своими физическими, химическими и вкусовыми качествами.

В той самой знаменитой ныне диссертации Менделеев никакой водки и не исследовал вовсе. Он просто вычислил, какая часть конечного продукта «исчезает» при разных разбавлениях. Оказалось, что зависимость эта нелинейная и зависит от того, какие гидраты образуются при том или ином смешивании. Вот и все!

И именно поэтому изменение соотношения спирта и воды всего на несколько процентов способно резко изменить качества смеси: просто потому, что вместо одних гидратов образуются другие. 43% раствор спирта в воде почти не будет отличаться на вкус от 46%, но будет заметно отличаться от 40%.

Увы, при благоприятном с точки зрения гастрономии разбавлении до 46% «исчезание» конечного продукта оказалось максимальным. А вот при неидеальных на вкус 40% — вполне приемлемым.

Теперь вы понимаете почему именно это соотношение было взято в качестве эталона водки? Госмонополия, господа, будь она неладна.

Когда появились ректификационные колонки, и процесс получения чистого спирта без запаха и примесей стал простым, дешевым и доступным, с особой остротой встал вопрос: а как его разбавлять-то? С особой остротой — потому что в чистом рафинированном продукте любые нюансы разбавления не маскируется посторонними привкусами и хорошо чувствуются. С одной стороны, понятное дело — чем сильнее разбавить — тем выгоднее. Но с другой — за разбавленную водку можно в рыло схлопотать, даже если это разбавление стандартизовано государством. Так что смешивать надо было по-честному, то есть так, чтобы крепость продукта сомнений не вызывала, но и так, чтобы объем получившейся жидкости был бы максимальным.

Вот тут-то менделеевская диссертация о гидратах спирта (написанная, кстати, задолго до этого) и нашла свое практическое применение. За эталон были взяты не гастрономически идеальные 43—46%, а экономически-выгодная смесь 950 грамм спирта и 1000 грамм воды, которая и дала в итоге те самые 40%. Вот такая нелинейная арифметика, господа.



32-36

Фауст «Гете» - Шаляпин

(32-36)



19-й ученик: Признание

  • Весь мир признал его, в чужих странах он был почетным членом Академии наук, почетным доктором университетов. Полный ученый титул Менделеева состоял более чем из 100 названий…

  • Все совершается как в средние века. В Кембридже и Оксфорде присуждают докторскую степень, церемония которой обставлена торжественно. Цвет мантии разный, у Дмитрия Ивановича – ярко-красный с синими отворотами,. Недаром его называли Фаустом.

  • Д.И. Менделеев являлся почетным доктором многих университетов и почетным членом Академий и научных обществ ведущих стран мира. Авторитет ученого был огромен. Его научный титул составляли более ста названий. Почти все крупные учреждения — академии, университеты, научные общества — как в России, так и за рубежом, избрали Д.И. Менделеева своим почетным членом. Однако свои произведения, официальные обращения ученый подписывал просто: «Д. Менделеев» или «профессор Менделеев». Лишь в редких случаях ученый к своему имени прибавлял звания, присвоенные ему ведущими научными учреждениями:

  • Награды, академии и общества

  • Орден Святого Владимира I степени

  • Орден Святого Владимира II степени

  • Орден Святого Александра Невского

  • Орден Белого Орла

  • Орден Святой Анны I степени

  • Орден Святой Анны II степени

  • Орден Святого Станислава I степени

  • Орден Почётного Легиона

«Д. Менделеев, Доктор университетов:

Санкт-Петербургского, Эдинбургского, Оксфордского, Гёттингенского, Кембриджского и Принстонского (New Jercey, U. S.); член Королевского общества (Royal Society) в Лондоне и королевских обществ Эдинбургского и Дублинского; член академий наук: Римской (Accademia dei Lincei), Американской (Бостон), Датской (Копенгаген), Юго-Славянской (Загреб), Чешской (Прага), Краковской, Ирландской (R. Irish Academy, Дублин) и Бельгийской (associe Брюссель); член Академии художеств (С.-Петербург); почетный член: Королевского института (Royal Institution of Great Britain, Лондон), университетов в Москве, Казани, Харькове, Киеве и Одессе, Медико-хирургической академии (С.-Петербург), Московского технического училища, Петровской земледельческой академии и Института сельского хозяйства в Новой Александрии; Фарадеевский лектор (Faraday Lecturer) и почетный член Английского химического общества (Chemical Society, Лондон); почетный член Русского физико-химического общества (С.-Петербург), Немецкого химического (Deutsche Chemische Gesellschaft, Берлин); Американского химического (Нью-Йорк), Русского технического (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургского минералогического, Московского общества испытателей природы и общества любителей естествознания при Московском университете; почетный член Общества естествоиспытателей: в Казани, Киеве, Риге, Екатеринбурге (Уральского), Кембридже, Франкфурте-на-Майне, Гётеборге, Брауншвейге и Манчестере, Политехнического в Москве, Московского и Полтавского сельскохозяйственных обществ и Санкт-Петербургского собрания сельских хозяев; почетный член общества охранения народного здравия (Санкт-Петербург), Общества русских врачей в Санкт-Петербурге, медицинских обществ: Санкт-Петербургского, Виленского, Кавказского, Вятского, Иркутского, Архангельского, Симбирского и Екатеринославского и фармацевтических обществ: Киевского, Великобританского (Лондон) и Филадельфийского; корреспондент: Санкт-Петербургской академии наук, Парижского и Лондонского обществ поощрения промышленности и торговли, Туринской академии наук, Гёттингенского ученого общества и Батавского (Роттердам) общества опытных знаний и прочее».

20-й ученик: Нобелевская эпопея

Иностранные учёные выдвигали Дмитрия Ивановича Менделеева на Нобелевскую премию в 1905, 1906 и 1907 годах (соотечественники — никогда). Статус премии подразумевал ценз: давность открытия — не более 30 лет. Но фундаментальное значение периодического закона получило подтверждение именно в начале XX века, с открытием инертных газов.

В 1905 году кандидатура Д. И. Менделеева оказалась в «малом списке» — с немецким химиком-органиком Адольфом Байером, который и стал лауреатом. В 1906 году его выдвинуло ещё большее число иностранных учёных. Нобелевский комитет присудил Д. И. Менделееву премию, но Шведская королевская академия наук отказалась утвердить это решение, в чём сыграло решающую роль влияние С. Аррениуса, лауреата 1903 года за теорию электролитической диссоциации — как указано выше, существовало заблуждение о неприятии этой теории Д. И. Менделеевым; лауреатом стал французский учёный А. Муассан — за открытие фтора.

В 1907 году было предложено «поделить» премию между итальянцем С. Канниццаро и Д. И. Менделеевым (русские учёные опять в его выдвижении не участвовали).

Однако 2 февраля учёный ушёл из жизни.

Между тем, не следует забывать и о конфликте Д. И. Менделеева с братьями Нобелями (на протяжении 1880-х годов), которые, пользуясь кризисом нефтяной промышленности и стремясь к монополии на Бакинскую нефть, на её добычу и перегонку, с этой целью спекулировали «дышащими интригою слухами» о её истощении. Д. И. Менделеев тогда же, проводя исследования состава нефти разных месторождений, разработал новый способ дробной её перегонки, позволявший добиться разделения смесей летучих веществ. Он вел продолжительную полемику с Л. Э. Нобелем и его сподвижниками, борясь с хищническим потреблением углеводородов, с идеями и методами, способствовавшими тому; в числе прочего, к превеликому неудовольствию своего оппонента, использовавшего для утверждения своих интересов не вполне благовидные приёмы, доказал необоснованность мнения об оскудении каспийских источников. Между прочим, именно Д. И. Менделеев предложил ещё в 1860-е годы строительство нефтепроводов, с успехом внедрённых с 1880-х Нобелями, которые, тем не менее, крайне отрицательно отнеслись к его же предложению доставки таким и другими способами сырой нефти в Центральную Россию, поскольку, хорошо сознавая выгоду в этом для государства в целом, видели в том и ущерб собственному монополизму. Нефти (изучению состава и свойств, перегонке и другим вопросам, к этой теме относящимся) Д. И. Менделеев посвятил около 150 работ

37

+ видеофрагмент

«Смерть ученого»



20-й ученик: День скорби по Д.И.Менделееву: 20 января (2 февраля) 1907 (умер на 72 году жизни)

Погода была морозная, в результате Дмитрий Иванович сильно простудился. Через несколько дней профессор Яновский нашел у него воспаление легких. 20 января 1907 г. Дмитрия Ивановича Менделеева не стало. 23 января Петербург хоронил Д.И. Менделеева. На протяжении всего пути от Технологического института, где состоялась последняя панихида, до Волкова кладбища гроб несли на руках студенты. В проводах приняло участие 10 тыс. человек. Как отмечали газеты, со времени похорон И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского Петербург не видел такого яркого выражения общей скорби о своем великом соотечественнике.

38-43

+видеослайды

Свиридов «Метель»



Заключительное слово учителя:

Заветы Менделеева:

Разумеется, и в жизни и в книгах нас привлекают люди инициативные самостоятельные с независимым характером.

Д.И. Менделеев говорил, что таких людей надо поддерживать, давать им развиваться и действовать, но только в том случае, когда в основе их инициативного поведения лежат трудолюбие и альтруистские устремления, а не раздутое самомнение желание выслужиться, сделать себе карьеру любой ценой не разбираясь в средствах.

С юных лет необходимо заниматься самовоспитанием и не отчаиваться, если иногда не хватит волевых качеств. Полезно внимательно вглядываться и вслушиваться в окружающий мир, находить и среди людей и в хороших книгах образцы по которым равняться.

  • Музей Д.Менделеева

  • Именем Менделеева названы: слайды…

  • Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.

  • Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно.


Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся (за доклады)

Список литературы (видеослайд 42)


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница