«Биология в условиях феодального и капиталистического общества»



Скачать 97.99 Kb.
Дата08.07.2016
Размер97.99 Kb.
Практическое занятие №3

Тема: «Биология в условиях феодального и капиталистического общества».
Цель: изучить этапы развития биологии и ветеринарии в условиях феодального и капиталистического общества.

Ключевые понятия и категории: биология, ветеринария, капиталистическое общество, феодальное общество, наука.




  1. Изучить этапы развития биологии и ветеринарии в условиях феодального общества по методическим материалам и интернет-ресурсам.

  2. Изучить этапы развития биологии и ветеринарии в условиях капиталистического общества по методическим материалам и интернет-ресурсам.

  3. Составить конспект по теме: «Биология в условиях феодального и капиталистического общества».

В средние века, эпоху возникновения, развития и упадка феодального способа производства (5—17 вв. н. э.), продолжалось накопление вет. знаний, происходившее крайне медленно. В немногочисленных учебных заведениях Европы раннего и развитого средневековья В. не преподавалась, а лечением домашних животных занимались все, так или иначе имевшие с ними дело, — живодеры, овчары, пастухи, кузнецы, а позже шталмейстеры, конюшие, берейторы. Эпизоотич. болезни — ящур; чума рогатого скота, перипневмония, сап - наносили огромный ущерб жив-ву. Сочинения по В. в этот период были очень немногочисленны. Итальянцу шталмейстеру Джордано Руффо (G. Ruf fo) принадлежит трактат о лечении лошадей «De medicina equorum» (1250). В 1256 в книге «De animalibus» Альберт Великий описал неск. болезней животных. В 1379 француз Жеан де Бри (Jehan de Brie) написал трактат об овчарнях и болезнях овец. В нач. 14 в. Л. Русием (L. Rysius) была написана «Гиппиатрика». В арабском мире (от Испании до Ср. Азии) развитие В. происходило интенсивнее, чем в др. странах. Арабы сохранили и частично перевели сочинения по В. греч. и рим. авторов. Абу Бекру ибн Бедру (13 в.) принадлежит трактат по иппологии и иппиатрии, в котором содержится значительный материал по В., накопленный арабами за предшествующее время; он разработал также правила профессиональной этики ветеринаров.

Несколько ранее в Константинополе были собраны в одно целое работы греч. ветеринаров, гл. обр. Апсирта и Гиерокла и изданы под названием «Гиппиатрика». Это собрание служило руководством для лечения животных по всей средневековой Европе. Оно было издано на лат. языке в 1530 в Париже, на греческом в 1537 в Базеле, на итальянском в 1543,1548 и 1559 в Венеции, на испанском в 1564 в Толедо, на французском в 1563 в Париже.

В связи с развитием в Зап. Европе капиталистич. форм с. х-ва, расширением торговли, ростом поголовья потребовались специальные знания по В. На английский, французский и немецкий языки были переведены работы рим. и греч. авторов по В., сохранившиеся в некоторых монастырях. Сочинение Вегеция «Artis veterinariae, sive digestorum Mulomedicinae libri IV» было в 1532 переведено на нем. язык, в 1543 — на итальянский и в 1563 — на французский. В 1564 Фиаски (Fiaschi) написал трактат о ковке. В 1573 появилась сравнительная анатомия с рисунками, принадлежащая франц. анатому В. Койтре (V. Koytre). В 1598 сенатор из Болоньи (Италия) Карло Руини (С. Buini) выпустил сочинение по анатомии и патологии лошади," в к-ром пытался дать гиппологии анатомич. обоснование («Dell'anatomia e delle infermita del cavallo») (рис. 10). Этот труд благодаря методичности и ясность изложения пользовался в 17—18 вв. большой известностью. Популярен был также трудно В. конюшего из Франции Ж. Соллейселя (J. Solleysel) «Le parfait marechal» («Совершенный кузнец», 1664), выдержавший не' менее 30 изданий на разных языках. К этому же периоду относятся «Книга лошадиного учения» француза Антуана де Плювинеля (A. de Pluvinel), переведенная на рус. язык в 17 в., книга по анатомии англичанина А. Снейпа (A. Snape) и др. (рис. 12). Значительная литература по Ветеринарии создана в средние века в Азербайджане, Армении, Грузии, Узбекистане, Индии и Китае.

Опустошительные эпизоотии, гл. обр. чумы рогатого скота, свирепствовавшие в Европе в 14—18 вв., показали, что для борьбы с болезнями животных должны; быть подготовлены специалисты; науч. материал, накоч пившийся за века, был уже достаточен для преподавания. Котенус (Cothenus) в Германии, Кампер (Camper)" в Голландии, Галлер (Haller) в Швейцарии и Лафоо : отец (Lafosse) во Франции ходатайствовали перед пр-вом своих стран об открытии вет. школ, но их ходатайства не были удовлетворены. Только К. Вуржела, шталмейстеру в Лионе, удалось в 1761 открыть школу в этом городе. В 1765, уже по поручению права, он открывает вторую школу в г. Альфоре около Парижа. Его ученики, стекавшиеся к нему из всех стран Европы, стали вскоре основателями ветеринарных школ у себя на родине: в Копенгагене (1773), Вене (1775), Дрездене (1776), Ганновере (1778), Будапеште (1787), Берлине и Мюнхене (1790), Лондоне и Милане (1791), Мадриде (1793), Болонье (1802).

Английская буржуазная революция сер. 17 в., а позднее Французская буржуазная революция конца 18 в. утвердили новый общественный строй — капитализм. Расширились торговые связи внутри и между странами. Это способствовало распространению эпизоотия, болезней, что дало толчок развитию В.

С открытием вет. школ круг объектов изучения в области вет. патологии значительно расширился; наряду с гиппологией, привлекавшей к себе ранее преимущественное внимание, вет. школы ставят своей задачей изучение патологии домашних животных вообще, уделяя, в соответствии с требованиями времени, особое место патологии заразных болезней кр. рог. скота, в особенности свирепствовавших в то время в Зап. Европе чумы и повального воспаления легких. Крупным для своего времени достижением явилось открытие в 1852 Виллемсом (Willems) (Бельгия) предохранительных прививок, сыгравших большую роль в ликвидации перипневмонии в большинстве государств Европы. Благодаря работе школ вет. наука начала мало-помалу освобождаться от элементарного эмпиризма. Сделанные после внедрения в практику микроскопии открытия в области микробиологии подготовили путь для гениальных работ Л. Пастера.

К рассматриваемому же "периоду относятся и первые начинания в области организации ветеринарно-санитарного надзора. Уже до открытий Пастера считалось твердо установленным, что успешная борьба, особенно с такими стихийно распространявшимися болезнями, как чума, помимо проведения карантинных мер, не исключавших возможности случайных прорывов инфекции, требует согласованных усилий заинтересованных в искоренении эпизоотии гос-в. Первоначальная попытка создания единого фронта против наиболее опасных эпизоотии являлась делом общественной инициативы. Первый международный вет. конгресс, состоявшийся в Гамбурге в 1863 [по инициативе ' профессора Эдинбургской вет. школы Гемджи, под председательством проф. Штутгартской вет. школы, выдвинул в первую очередь вопрос о необходимости проведения единообразных мероприятий по борьбе с чумой рогатого скота; работы этого конгресса оказали серьезное влияние на окончательную ликвидацию в Зап. Европе этой болезни.

С открытием вет. школ и выходом на практическую работу образованных специалистов началась энергичная науч. работа во всех областях В. Из ученых вет. специальности, приобретших известность в конце 18 в. и в 19 в., в первую очередь должны быть отмечены: во Франции — Буле (Bouley), Давен (Davaine), Лафос (Lafosse), Сен-Сир (Saint-Cyr), Туссен (Toug-saint) Шабер (Chabert); в Германии — Герлах (Gerlach), Геринг (Gehring), Спинола (Spinola); в Италии — Ривольта (Rivolta), Эрколани (Ercolani); в Дании — Абильгор (Abildgaard), Виборг (Viborg); в Англии — Кирк (Kirk); в Швейцарии — Рихнер (Richner).

В конце 18—19 вв. появились первые периодические ветеринарные издания. Начали также выходить ветеринарные энциклопедии.

Работы Пастера, его учеников и последователей — Ру (Roux), Мечникова, Шамберлана (Chamberland), Коха (Koch), Беринга (Behring), Эрлиха (Ehrlich), Гельмана, Кальнинга и др. в области этиологии инфекционных болезней животных, диагностики, иммунитета, профилактики и терапии оказали громадное влияние на развитие В., расширили круг ее задач. В сфере борьбы с эпизоотиями по мере установления причин, вызывающих то или иное заболевание, были созданы ; возможности предупреждать и прекращать болезни не ощупью, как ранее, а путем проведения рациональных мероприятий. Англ. врач Э. Дженнер (Е. Jenner). много лет наблюдал клинику и эпизоотологию оспы у различных животных, изучал проблему передачи заразного начала, случаи невосприимчивости. В 1796 Дженнер приступил к вакцинации людей. Успехи в вакцинации против оспы побудили англ., голл., нем., а затем рус. медиков и вет. врачей прибегнуть к перепрививке заразного материала при чуме рогатого скота. Опыты чумопрививания, проведенные в разных странах с конца 18 в. до 19 в., оказались неэффективными. Основы борьбы с главнейшими болезнями были регламентированы законодательным путем (см. Законодательство ветеринарное). Для изготовления препаратов, применяемых в целях профилактики заразных болезней (вакцины, сыворотки) и диагностики (маллеин, туберкулин), необходимым явилось создание специальных учреждений (вет. бактериологич. ин-тов, лабораторий), большинство которых вело также и исследовательскую работу по изучению инфекционных заболеваний (Пастеровский ин-т в Париже, 1888; Институт инфекционных болезней им. Коха в Берлине, 1891; Листеровский институт профилактич. медицины в Лондоне, 1891; Ин-т экспериментальной терапии в Марбурге, 1895; Ин-т экспериментальной медицины Эрлиха во Франк-фурте-на-Майне, 1899; Рокфеллеровский институт медицинских исследований в Нью-Йорке, 1901, и др.).

Достижения В. в борьбе с болезнями животных оказали большое влияние на проведение массовых мероприятий по улучшению животноводства, в чем ощущалась особенно сильная потребность в тех районах, где создававшаяся экономия, конъюнктура побуждала к переходу от экстенсивных к интенсивным формам ведения жив-ва. Вет. врачи, как наиболее научно подготовленные к зоотехнии специалисты, приняли во всех странах близкое участие в этой отрасли с.-х. деятельности.

Разработке научно-практических вопросов, проведению их в жизнь созывавшиеся между-Международный ветеринарный конгресс), различные съезды, общества, союзы, существовавшие в разных странах. Выраженное на первых международных конгрессах пожелание о закреплении международных связей путем создания официально объединяющего органа для разработки вопросов профилактики эпизоотии было осуществлено в форме межддиариздиой службы эпизоотии.
Вопросы для самоконтроля:

1.Какие были этапы развития биологии в условиях феодального общества?

2.Какие были этапы развития биологии в условиях капиталистического общества?

3.Какие были этапы развития ветеринарии в условиях феодального общества?



4.Какие были этапы развития ветеринарии в условиях капиталистического общества?

Литература:

  1. ЭБС «Znanium»: Никифоров А. Л. Философия и история науки: Учебное пособие / А.Л. Никифоров. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 176 с.

  2. ЭБС «Znanium»: Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учеб. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Т.Г. Лешкевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.

  3. Бессонов, Б. Н. История и философия науки : учебник для студентов вузов / Б. Н. Бессонов. - М.: Юрайт, 2010. - 395 с.

  4. Багдасарьян, Н. Г. История, философия и методология науки и техники : учебник для магистров по дисциплине "История и философия науки" / Н. Г. Багдасарьян, В. Г. Горохов, А. П. Назаретян ; под общ. ред. Н. Г. Багдасарьян; Моск. гос. техн. ун-т им. Н. Э. Баумана. – М.: Юрайт, 2015.- 383 с. - (Магистр. Гр.).

  5. Лебедев, С. А. Философия науки : учеб. пособие для магистров / С. А. Лебедев ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2014. - 296 с. - (Магистр. Гр.).

  6. Гуляк, И. И. Историко-философская концепция зарождения и развития либерального учения с конца ХVIII до начала ХХI века : моногр. / И. И. Гуляк, С. П. Золотарев ; И. И. Гуляк, С. П. Золотарев ; СтГАУ. - Ставрополь : Экспо-Медиа, 2010. - 148 с.

  7. Пуанкаре, А. Наука и гипотеза: моногр. / А. Пуанкаре; А. Пуанкаре; под ред. А. Г. Генкеля; пер. с фр. - 2-е изд. - М.: ЛИБРОКОМ, 2010. - 240 с.; 

  8. ЭБС «Znanium»: Булдаков С. К. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / С.К. Булдаков. - М.: РИОР, 2008. - 141 с.

  9. Войтов, А. Г. История и философия науки : учеб. пособие для аспирантов. - М. : Дашков и Ко, 2005. - 692 с.

  10. Основы философии науки : учеб. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич, Т. П. Матяш, Т. Б. Фахти. - 5-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 603 с. - (Высшее образование).

  11. Башкатов, Г. А. История развития животноводства Ставропольского края (экстенсивный период): моногр. / Г. А. Башкатов, В. И. Колесников; СНИИЖК; РАСХН; МСХ РФ. - Ставрополь: АГРУС, 2009. - 480 с.;

  12. ЭБС Университетская библиотека ONLINE Реферативный журнал. Серия 8. Науковедение.

  13. Международная реферативная база данных SCOPUS. http://www.scopus.com/

  14. Международная реферативная база данных Web of Science. http://wokinfo.com/russian/

  15. Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки http://elibrary.rsl.ru/

  16. Большой энциклопедический словарь. Биология. -- М.: Большая Российская энциклопедия, 1999

  17. Концепции современного естествознания: Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

  18. 2. Пособие по биологии для абитуриентов/ Р. Г. Заяц, И. В. Рачковская. – 3-е изд. – Мн.: Высш. шк., 1997.

  19. 3. Биология/ Под ред. В. Н. Ярыгина. – М.: Медицина, 1985.

  20. 4. Концепции современного естествознания/ Карпенков С. Х.. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

  21. 5. Концепции современного естествознания/ Канке В. А. – М.: Логос, 2003.

Каталог: company -> personal -> user -> 7385 -> files -> lib -> %D0%90%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20-%20%D0%A3%D0%9C%D0%9A%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8
user -> Исследование органов ротовой полости у животных. Общие принципы фармакотерапии стоматологических болезней
user -> Что такое синергетика?
user -> Декоративные свойства цветочных и травянистых растений
user -> Лекция 6 ксе проблема происхождения жизни на Земле
user -> Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Муниципальная служба и кадровая политика»
user -> Сборник заданий №1 (фамилия, имя, отчество студента)
%D0%90%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20-%20%D0%A3%D0%9C%D0%9A%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8 -> «Биология в дореволюционный и советский периоды»
%D0%90%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20-%20%D0%A3%D0%9C%D0%9A%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8 -> «Развитие биологии, ветеринарии и зоотехнии в капиталистических странах Европы»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница