Билет №28 1 Древняя культура Индии




Скачать 196.42 Kb.
Дата17.07.2016
Размер196.42 Kb.
Билет № 28

1 Древняя культура Индии.

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений.  Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия» появилось лишь в XIX в. В прошлом она была известна как «страна ариев», «страна брахманов», «страна мудрецов». История Древней Индии распадается на два больших периода. Первый — это время хараппской цивилизации,сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период - арийский - охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг. Хараппская цивилизация, имевшая главные центры в городах Ха- раппа (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Яркими образцами этой пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Харапиы. Пережив высокий подъем и расцвет, хараппская культура и цивилизация постепенно пришли в упадок, вызванный климатическими изменениями, разливами рек и особенно эпидемиями. После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но. поселившись на индийской земле, стати земледельцами и скотоводами. Они смешались с местным населением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдохнули в индийский этнос новую жизнь. С приходом ариев в индийской истории и культуре начинается новый, индоарийский период. Об основной части этого периода главным источником сведений являются созданные ариями Веды (от глагола «ведать», «знать»). Они представляют собой сборник религиозных текстов — гимнов, песнопений и магических формул. Основное содержание Вед — рассказ о сложном и болезненном процессе самоутверждения ариев на новом месте жития, об их борьбе с местными племенами. Они написаны на ведийском языке — древнейшей форме санскрита. Веды составляют четыре части:

Ригведа (религиозные гимны); Самаведа (песнопения); Яджурведа (жертвенные формулы): Лтхарваведа (магические заклинания и формулы). К ведической литературе также относятся комментарии Вед — брахманы и упанишады. Веды составляют основу всей последующей духовной культуры Индии: теологии, философии и науки. Они содержат сведения о всех сторонах жизни древних индийцев. В частности, они сообщают о делении индийского общества на четыре варны: брахманы (жрецы); кшатрии (воины); вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы); шудры (рабы и военнопленные).

Эти четыре варны позднее были дополнены многочисленными кастами (более двух тысяч), которые сохранились до наших дней. Начиная с Вед, в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них стал ведизм — религия самих Вед. Для него характерно многобожие и антропоморфность. Главным среди всех божеств был Индра — бог Грозы, могущественный воин, покровитель ариев в их борьбе с местными племенами. В Ригведе именно ему посвящено больше всего гимнов. За ним следуют: Варуна — бог неба и космоса: Сурья — бог солнца; Вишну — олицетворяющий круговращение Солнца; Агни — бог огня и др.

На новом — эпическом — этапе (I тыс. до н.э.) ведизм трансформируется в брахманизм. Он представляет собой более стройное учение о мире, в котором прежнее множество богов сведено к троице. Абсолютная и неопределенная сущность — Брахман — проявляется втримурги, или в триедином божестве: Брахма — творец мира; Вишну — охранитель мира; Шива — разрушитель мира.

Во второй половине I тыс. до н.э. брахманизм переходит в индуизм, который ассимилирует многие индийские верования — от языческих до буддизма. Индуизм является самой распространенной в Индии религией, охватывая более 80% верующих. Он существует в виде двух главных направлений: вишнуизма и шиваизма. Вместе с тем в наши дни самостоятельной ветвью индуизма является кришнаизм. Включение в индуизм различных культов осуществляется через концепцию аватары (воплощений) Вишны. Согласно этой концепции, Вишна нисходит в мир. перевоплощаясь в различные образы. Таких аватар — десять, из которых главными являются седьмая, восьмая и девятая. В них Вишну принимает облики Рамы, Кришны и Будды. Священным писанием индуизма является «Бхагаватгита» (Господня Песня) — одна из частей «Махабхараты». Основу индуизма составляет учение о вечном переселении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за все содеянное в жизни. В VI в. до н.э. в Индии появляется буддизм — одна из грех мировых религий. Его создателем стал Сиддхартха Гаутама, который в сорокалетнем возрасте достиг состояния просветления и получил имя Будда (просветленный). В III в. до н.э. буддизм достиг наибольшего влияния и распространения, вытеснив брахманизм. Но с середины I тыс. н.э. его влияние постепенно падает, и в начале И тыс. н.э. он растворяется в индуизме. Дальнейшая его жизнь как самостоятельной религии проходит за пределами Индии — в Китае, Японии и других странах.

Основу буддизма составляет учение о «четырех благородных истинах»: существует страдание; его источник — желание: спасение от страдания возможно; есть путь к спасению, к освобождению от страдания. Путь к спасению лежит через отказ от мирских соблазнов, через самосовершенствование, через непротивление злу. Высшее состояние — нирвана — и означает спасение. Нирвана (угасание) представляет собой пограничное состояние между жизнью и смертью, означающее полную отрешенность от внешнего мира, отсутствие всяких желаний, совершенную удовлетворенность, внутреннее просветление. Буддизм обещает спасение всем верующим вне зависимости от принадлежности к той или иной варне или касте.

В буддизме существуют два направления. Первое — хинаяна (малая повозка) — предполагает полное вхождение в нирвану. Второе — махаяна (большая повозка) — означает максимальное приближение к нирване, но отказ от вхождения в нее ради помощи и спасения других. Одновременное буддизмом в Индии возникает джайнизм, который близок к буддизму, но выстоял в борьбе с индуизмом, поскольку принял деление на варны и касты. В нем также существует понятие нирваны, однако главным выступает принцип ахимсы - не причинение зла всему живому. В XVI в. из индуизма выделился как самостоятельная религия сикхизм, выступавший против иерархии варн и каст, за равенство всех верующих перед Богом. Для религиозной жизни индийцев характерно сохранение самых ранних форм религии — фетишизма и тотемизма, о чем свидетельствует поклонение многим животным. В число священных входят коровы и быки из породы зебу (которые в отличие от коров используются в хозяйственных работах). Особое внимание индийцы уделяют обезьянам. Они тысячами живут в храмах, получая от людей пищу и уход. Еще большим поклонением пользуются кобры. В Индии существует настоящий культ змей. Им возводятся великолепные храмы, о них складываются легенды и пишутся сказания. Змея воплощает вечное движение. Знак змеи индийцы наносят по обе стороны входной двери своего жилища. Каждый год, в конце июля, торжественно отмечается праздник змей. Их угощают молоком и медом, осыпают цветочной пыльцой, к их норам кладут цветы жасмина и красного лотоса. В благодарность за такое внимание змеи в этот день не кусаются. Некоторые животные традиционно связываются с определенными богами, которых они олицетворяют: корова — с Кришной, кобра — с Шивой, гусь — с Брахмой.

Важную роль в жизни индийцев играют касты, которых насчитывается более двух тысяч. Они сложились на основе четырех варн и существуют с раннего Средневековья. Самой низшей среди них является каста неприкасаемых. Ее члены выполняют наиболее грязную и унизительную работу. Им запрещено входить не только в храмы для высших каст, но даже на кухню. Они также не могут пользоваться вещами высших каст. В настоящее время роль каст в политической жизни юридически ограничена. Однако в повседневной жизни эта роль остается значительной, особенно в семейно-брачных отношениях. Как правило, браки заключаются внутри каст и чаше всего без учета мнения будущих супругов. У высших и средних каст свадьбы происходят в доме невесты и отличаются пышностью и роскошью. В низших кастах за невесту полагается выкуп.

Помимо религии, в Древней Индии высокого уровня достигли другие области культуры. В первую очередь это относится к философии. К числу так называемых ортодоксальных, т.е. признающих авторитет Вед, относятся шесть философских школ: вайшешика, веданта, йога, миманса, ньяя и санкхья. Некоторые из них близки между собой. В частности, содержание веданты и мимансы составляют размышления о путях освобождения человека, проблематика общественной жизни. Атомистическое учение вайшешики имело много общего с логикой и теорией познания, что в конце концов привело к их слиянию. В основе дуалистической философии саньяхья находится проблематика двух противоположных начал мира — материи и духа. Школа отдает предпочтение духу, исследуя возможности и пути его освобождения. Все затронутые философские концепции тесно связаны и переплетаются с какой-либо религией. В той или иной мере названные течения имеют место в философской мысли современной Индии и сохраняют свое влияние. Однако самой известной и знаменитой является философская школа йоги, которую основан Патанджали. В основе йоги лежит идея о глубинной связи человеческой психофизиологии с космосом. Ее цель — достижение состояния нирваны, освобождение от закона кармы.

Средством для достижения этой цели выступает система специальных усилий и упражнений — как физических, так и духовно-интеллектуальных. Первые предназначены для тела, они включают определенные упражнения для освоения особых поз — асан, а также упражнения для дыхания. Вторые направлены на приведение психики человека в состояние самопогруженности и сосредоточенности. Исключительную роль при этом играет медитация. Наряду с философией в Древней Индии успешно развивалась наука. Наиболее значительных успехов индийцы добились в математике, астрономии, медицине и лингвистике. Индийским математикам было известно значение числа «пи», они создали десятичную систему исчисления с использованием нуля. Всем известные арабские цифры скорее всего изобрели индийцы. Математические термины «цифра», «синус», «корень» также имеют индийское происхождение. Индийские астрономы высказали догадку о вращении Земли вокруг своей оси. Высокого уровня достигла индийская медицина, создавшая науку о долголетии (аюрведу). Индийские хирурги делали 300 видов операций, используя около 120 хирургических инструментов. Лингвистика своим рождением обязана прежде всего индийским ученым.

Не менее высокого уровня достигла художественная культура, где особое место занимает литература. Самым древним литературным памятником являются Веды. Начало их создания датируется II тыс. до н.э. Несколько позднее, в I тыс. до н.э., появились еше два великих литературных памятника — «Махабхарата» и «Рамаяна». Основное содержание первого составляет спор о власти между братьями Кауравами и Пандавами, закончившийся многодневной битвой между ними, в которой победили Пандавы. Главные герои событий — Арджуна и его возничий и наставник Кришна, поучения которого составляют отдельную часть памятника — «Бхагаватгиту».Содержанием «Рамаяны» являются подвиги и приключения царя Рамы в поисках похищенной любимой — Ситы. Из более поздних памятников литературы особого выделения заслуживает «Панчатантра» (Пятикнижие, III-IV вв. н.э.) — сборник сказок, басен, притч и рассказов нравоучительного толка. Особого выделения заслуживает также творчество поэта и драматурга Калидасы. Мировую известность ему принесла драма «I Пакунтала», а также поэмы «Облако-вестник» и «Рождение Кумары». Что касается древнеиндийской архитектуры, то ее развитие имеет некоторые особенности. Дело в том, что никакие памятники материальной культуры Древней Индии, включая архитектурные, существовавшие до III в. до н.э., не сохранились и не дошли до наших дней. Это объясняется тем. что в тот период основным строительным материалом служило дерево, которое не выдержало испытания временем. Только в III в. до н.э. в строительстве начинается использование камня, и с этого времени многие архитектурные сооружения уже сохраняются. Поскольку господствующей религией в этот период был буддизм, постольку основными памятниками являются буддийские сооружения: ступы, стамбхи, пещерные храмы. Буддийские ступы представляют собой круглые кирпичные сооружения диаметром 36 м и высотой 16 м. По преданию, в ступах хранились реликвии Будды. Самой известной из них стала «Большая ступа № 1», окруженная оградой с воротами. Стамбхи — это монолитные столбы-колонны высотой около 15 м, наверху которых установлена фигура священного животного, а поверхность покрыта надписями буддийского содержания. Пещерные храмы обычно входили в комплекс построек вместе с монастырями. Самым знаменитым храмом является комплекс в Ад-жанте, объединяющий 29 пещер. Этот храм интересен также тем, что в нем сохранились прекрасные образцы древнеиндийской живописи. Росписи Аджанты изображают сиены из жизни Будды, мифологические сюжеты, а также сцены из светской жизни: танец, царская охота и т.д.

Индийскую культуру нельзя представить себе вне музыки, танца и театра, которые органически слиты между собой. Вокальную музыку индийцы понимают как начало и конец всех искусств. Особенностям музыки, канонам и технике танца посвящен древний трактат «Натьяшастра». В нем написано: «Музыка — дерево самой природы, его цветение — танец». Истоки танца и театра находятся в культовых обрядах и играх древнеиндийских племен. Творцом танца считается Шива, которого называют Натараджа (царь танца). Как танцор, хотя и в меньшей степени, известен также Кришна. Тем не менее большая часть классических и народных танцев посвящена именно Кришне и Раме. Культура Древней Индии занимает исключительное место в мировой культуре. Будучи восточной, она оказала огромное влияние и на западную культуру. Многие ее памятники и достижения составляют органическую часть других культур.
2 Определите предпосылки, начало и распространение реформационных идей в

Европе. Мартин Лютер.

Церковная власть в Средние века стала господствующей политической и духовной силой. Жестокие пытки и казни творились ею именем Христа. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях. Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление как рядовых верующих, так и некоторых священнослужителей. В XII-XIII вв. против католической церквивыступили катары и альбигойцы, восстания которых были разгромлены церковью. В конце XIV в. активным обличителем духовного разложения католической церкви и самого папы стал монах-доминиканец Джироламо Савонарола. Он призывал церковь к отказу от богатства и пышности, властолюбия и тщеславия, к покаянию и аскетизму, за что был предан суду и казнен.Несмотря на борьбу католической церкви против ересей, их количество не уменьшалось. В конце XIV в. в Англии еретическое движение принимает форму вооруженного восстания. Во главе восстания стоял Уот Тайлер, вместе с ним выступали священник Джон Болл и крупный богослов Джон Виклеф. В положениях, выдвинутых в ходе этого восстания, содержалась почти вся программа Реформации. Виклеф считал, что папа не должен претендовать на светскую власть, так как Иисус Христос утверждал, что его власть не от мира сего. Денежные и другие платежи в пользу церкви должны носить добровольный, а не принудительный характер. Был поставлен под сомнение обряд причащения. Виклеф считал, что обряд имеет чисто символический характер. Какие бы слова ни произносили над хлебом, он никогда не станет частью Тела Христа. Каждый человек имеет право знать Священное Писание непосредственно, а не через священников. Виклеф впервые перевел Библию на английский язык полностью.

Чехия в то время была наиболее передовой в технико-экономическом смысле страной в Европе. Здесь идеи Виклефа развивал священник и богослов Ян Гус (1369-1415), выступающий против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом. Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Телом, и Кровью Христовыми. Как оказалось впоследствии, это требование сыграло большую роль в борьбе за реформы. Требование секуляризации церковных земель, выдвинутое Яном Гусом, разделялось как крестьянством, так и дворянством. Такой же единодушной поддержкой пользовались и выступления против продажи индульгенций. Папа неоднократно направлял против гуситов буллы. Однако население Праги было на стороне Яна Гуса, а король не решался занять по отношению к нему твердую позицию. Тогда папа направил буллу, предписывающую прекратить какие-либо богослужения до тех пор, пока Ян Гус не покинет Прагу или не будет выдан властям. Лишь после того, как в Праге закрылись все церкви, прекратилось отпевание умерших и прочие церковные службы, Гуса выслали в провинцию, где он провел полтора года в изгнании, занимаясь переводом Библии на чешский язык. Когда в Констанце собрался Вселенский собор, Гуса пригласили туда якобы для того, чтобы обстоятельно обсудить его учение. В Констанце Ян Гус был немедленно взят под стражу и через некоторое время сожжен на костре. Через несколько месяцев та же участь постигла и сподвижника Гуса Иеронима Пражского. Гибель Яна Гуса и Иеронима Пражского послужила сигналом к развертыванию революционного движения не только в Чехии, но и во всей Центральной Европе. В этом движении, проходившем под лозунгами реформации католицизма, обнаруживалась не только религиозная, но и национально-освободительная и социально-политическая сторона.

Восстание было подавлено только в мае 1443 г. Однако было очевидно, что назревал общий кризис католицизма. Во всех странах Европы широко распространилось движение гуманизма, которое подготовило взрыв Реформации. В начале XVI в. в Риме строился собор св. Петра. На это необходимы были большие средства, поэтому активизировалась продажа индульгенций. Недалеко от Виттенберга, где находился священник и богослов Мартин Лютер, индульгенции продавал предприимчивый доминиканский монах Тетцель. Рекламируя свой товар, он прибегал к различным уловкам. Методы деятельности Тетцеля послужили поводом для выступления Лютера. 31 декабря 1517 г. он прибил к дверям виттенбергской дворцовой церкви свои 95 тезисов, содержание которых выдвигалось на обсуждение всеми желающими. В этих тезисах еще не было развернутого учения протестантизма. Лютер говорил только об опровержении сверхдолжных заслуг церкви и связанной с этим продаже индульгенций. Уже в следующем году его пригласил к себе папа для обсуждения его поведения. Лютер уклонился от этого приглашения.

В апреле 1521 г. на имперском сейме в Вормсе произошло окончательное выяснение позиций. Лютер к этому времени получил мощную поддержку народных масс и бюргерства. Многие князья были на его стороне. Поэтому позиция Лютера выразилась в решительном тезисе: «На этом я стою, иначе не могу».

В Вормсе после отъезда Лютера его учение было осуждено как еретическое, но это не помешало дальнейшему формированию лютеранства. Независимо от деятельности самого Лютера разгорелось крестьянское движение, вылившееся в Великую крестьянскую войну. Вождем крайне левого крыла стал священник Томас Мюнцер. Восставшие крестьяне и их идеологи нашли в ставшем для них доступным благодаря переводам Лютера Священном Писании материал для осуждения богатых и призыва к их истреблению. Социальные цели крестьянского движения приближались к коммунизму утопического характера, принимавшему форму «истинного» христианства. Основным требованием являлась более или менее последовательно проводимая общность имущества. В вопросах вероучения взгляды восставших базировались на признании возможности непосредственного контакта человеческой души с божеством и, следовательно, против духовенства как опосредующей силы. Это движение получило название анабаптизма.

Особенно активно движение развивалось в саксонском городе Цвиккауу куда прибыл Томас Мюнцер, занявший место проповедника в одной из церквей. Его проповеди собирались слушать крестьяне и из других областей и деревень. Однако вскоре он был изгнан из города, встал во главе восьмитысячного крестьянского войска, но вскоре был взят в плен и казнен.

К началу 1530-х гг. центр тяжести движения сместился в Северную Германию, в город Мюнстер. В начале 1534 г. город оказался в руках анабаптистов, там была избрана новая власть. Общественные порядки стали перестраиваться по анабаптистскому образцу. Однако это продолжалось недолго. Город был осажден и вскоре пал. Власти жестоко подавили восстание. Оставшиеся в живых анабаптисты бежали в Чехию и Нидерланды. Во главе нидерландского анабаптизма встал Менно Симоне, придавший анабаптизму более мирный характер, получивший название меннонитства.

Лютер выступил с осуждением крестьянской войны, что укрепило его позиции среди бюргерства и власти. После Вормского рейхстага, осудившего лютеранство как ересь, в 1526 г. состоялся Шпеерский рейхстаг, отменивший решение Вормского и разрешивший князьям выбор веры для себя и своих подданных. Через три года, в 1529 г., в том же Шпеере рейхстаг отменил свое разрешение, после чего приверженцы Лютера выступили с протестом; это и дало название всему движению. Противостояние продолжалось вплоть до 1555 г., когда был заключен Аугсбургскии религиозный мир, которым устанавливалась свобода вероисповедания, закрепленного в принципе: «Чья земля, того и вера». Однако еще долго в Германии политическая и военная борьба происходила в религиозной форме. В 1618 г. началась Тридцатилетняя война, охватившая почти всю Европу. Она завершилась Вестфальским миром, по существу легализовавшим завоевания Реформации. Лютеране имеют свои вероучительные книги - «Аугсбургское вероисповедание», катехизисы М. Лютера, «Книгу согласия». В лютеранстве сохраняется епископат, особое посвящение в духовный сан, литургия, два таинства (крещение младенцев и причащение). В лютеранских кирхах (церквах) нет икон, но сохранены распятие, облачение духовенства и алтарь. Лютеранство имеет влияние в Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США. В 1947 г. создан Всемирный лютеранский союз.
3 «Весна народов» в странах Европы (сравнительный обзор).

«Весна народов»— несколько восстаний в разных частях Европы против монархического правления. Некоторые революционеры руководствовались республиканскими идеями, однако гораздо больше — экономическими причинами. Революция началась во Франции свержением Луи Филиппа и затем распространилась на Италию, Австрийскую империю и Германию. Франкфуртский парламент за недолгое время своего существования выдвинул идею политического объединения Германии. Одной из революций не удалось закрепить успех, большинство из них было жестоко подавлено через несколько месяцев.



1848 ознаменовался пандемией пробуждения национального сознания в разных странах. Европейские народы восстали против режима самовластия, установленного еще в 1815 году. Не случайно эти события вошли в историю как Весна Народов. Сила пробуждения переходила из страны в страну цепной реакцией, начавшись в Италии и Франции, революция перекинулась в Германию, а в марте 1848 года вспыхнула в столице Австрийской империи Вене. В начале 1848 г. вся Европа была потрясена буржуазно-демократическими революциями, которые затронули все страны и в сущности слились в одно мощное движение. Их важнейшими задачами являлись ликвидация феодальных порядков, уничтожение абсолютизма и установление конституционного строя. В Германии, Италии, Австрийской империи предстояло решить вопрос об отношениях между различными народами. Борьбу за эти цели вели буржуазия, интеллигенция, рабочие, ремесленники, крестьяне. Именно они являлись главной движущей силой революций. В 40-х гг. в Европе произошло повсеместное и одновременное обострение экономических и политических противоречий.
В это время капиталистическое производство играло уже ведущую роль, но везде сохранялись феодальные преграды. Крестьяне находились в сильной зависимости от помещика, во многих областях сохранялось крепостничество. Рабочие и ремесленники едва обеспечивали свои семьи самым необходимым. Буржуазия была отстранена от политической власти. В то же время дворяне обладали правами, недоступными для других слоев населения. Они занимали высшие государственные должности, были освобождены от уплаты натуральных налогов, имели свои суды. Всюду царил произвол чиновников и полиции. Неурожаи, экономический кризис, безработица и прямая угроза голода в конце 40-х гг. довели недовольство народов до критической черты. Везде раздавались требования конституции, свободы и реформ. С началом революций невиданный размах приобрело отстаивание национальных интересов. Народы Германии и Италии — единственные в Европе, которые жили в условиях политической раздробленности, стремились к объединению и созданию национальных государств. Это было одной из главных задач революций в этих странах. Австрийская империя, напротив, являлась многонациональным государством, 6 млн немцев занимали здесь привилегированное положение по отношению к 28 млн венгров, валахов, итальянцев, славян (чехов, словаков, поляков, закарпатских украинцев, хорватов, сербов, словенцев). Подчиненное положение этих народов побуждало их к борьбе за национальное равноправие и независимость. С наибольшей силой это стремление проявилось в Венгрии. В это время в европейских странах широкое распространение получили идеи либерализма (от лат. liberalis — свободный), которые восходят к революциям XVII—XVIII вв. Либералы добивались уничтожения феодальных порядков, ограничения монархии и установления парламентского правления. Они настаивали на введении свободы слова, совести, собраний. Именно либералы оказались во главе революций в начальный период их развития. Но, получив министерские посты, они открыто выступили против революционного движения, видя в нем угрозу своей собственности и власти, превратились в убежденных сторонников только мирных преобразований.
Либеральные идеи горячо поддерживали самые имущие слои буржуазии и интеллигенции. В гораздо меньшей степени они были распространены в среде рабочих и крестьян. Революционная волна зародилась на юге Италии, приобрела грозную силу в Париже и в считанные дни захватила всю Центральную и Юго-Восточную Европу.
12 января 1848 г. началось восстание на острове Сицилия, входившего в состав Неаполитанского королевства. Вскоре революционное движение охватило весь Апеннинский полуостров. В нем с самого начала переплелись три направления. Во-первых, это борьба за освобождение от австрийского господства на севере Италии. Во-вторых, движение за объединение всех частей Италии в одно государство. Наконец, борьба за демократические преобразования. Чтобы удержаться на тронах, итальянские государи один за другим приглашали в правительство либералов и вводили конституции. Из Милана были изгнаны австрийские войска. Венеция и Рим провозгласили себя республиками. Римский папа бежал. Широкой известностью в Италии и за ее пределами пользовались республиканец Джузеппе Мадзини и страстный борец за единство Италии Джузеппе Гарибальди.
В Австрийской империи революция началась с победы восстания в Вене 13 марта 1848 г. Наряду с рабочими в нем очень активное участие приняли студенты. Восставшие добились свержения ненавистного главы правительства канцлера Меттерниха. Совершенно растерявшийся император Фердинанд I вывел из Вены войска и разрешил сформировать студенческий вооруженный легион. 6 октября — 1 ноября в Вене произошло мощное восстание, вынудившее императора бежать из столицы. Многонациональная империя раскалывалась на части. Северная Италия, отданная Австрии Венским конгрессом, высказалась за присоединение к Сардинскому королевству. Венгрия провозгласила независимость 14 апреля 1849 г. Ее правительство возглавил дворянский революционер Лайош Кошут. Хорваты, в свою очередь, добивались независимости от Венгрии. В десятках германских государств к власти тоже пришли либералы. После восстания в Берлине 18 марта 1848 г. прусский король позволил избрать Национальное собрание и начать разработку конституции, отменил цензуру печати. Как и в Италии, в Германии усилилось объединительное движение. Путем всеобщего голосования был избран общегерманский Франкфуртский парламент (он заседал во Франкфурте-на-Майне). Парламент приступил к разработке общегерманской конституции и сразу же погрузился в многословные споры о лучшем способе объединения. Успехи революционных сил оказались непродолжительными. После поражения парижского восстания в июне 1848 г. монархи осмелели и перешли в наступление. Революционные силы не смогли объединиться и наладить четкое руководство. В Северной Италии австрийская армия нанесла поражение сардинским войскам и восстановила господство Австрии в Милане и Венеции. Французские войска ликвидировали Римскую республику. На Апеннинском полуострове был восстановлен абсолютизм, только в Сардинском королевстве сохранилась либеральная конституция. В Австрии после жестокого подавления восстания в Вене все завоевания революции были объявлены уничтоженными. - С помощью войск царской России была разгромлена венгерская революционная армия. В Германии развитие событий происходило в том же направлении. Прусский король распустил Национальное собрание и «даровал» своей стране конституцию, которая почти не ограничивала королевскую власть. Он отказался принять предложение ненавистного для него Франкфуртского парламента и стать германским императором. Тем самым сознательно был сорван разработанный либералами план объединения Германии. В июне 1849 г. был разогнан и сам Франкфуртский парламент. С революциями в Центральной и Юго-Восточной Европе было покончено.
Раздробленной осталась и Италия. Ее объединение произошло в результате войн и революционных движений лишь в 50—60-х гг. XIX в. вокруг Сардинского королевства, самого развитого среди итальянских государств. Видную роль в процессе объединения сыграли глава сардинского правительства К. Кавур, король Виктор-Эммануил II, а также Мадзини и Гарибальди. Гарибальди всего с тысячью воинов-добровольцев при поддержке местного населения овладел всем югом Италии, который затем был присоединен к Сардинскому королевству. В результате объединения ускорилось социально-экономическое развитие Италии, ставшей одной из крупнейших стран Европы. В конце XIX — начале XX в. она стала проводить активную колониальную политику и захватила ряд территорий в Северной Африке.
 Революционные силы потерпели поражение прежде всего потому, что они были слабее своего противника. Феодально-абсолютистский лагерь располагал обученной армией и полицией, многочисленным чиновничьим аппаратом и большими финансовыми ресурсами. Он получил военную помощь из-за границы.
Ничего этого у сторонников революции не было. Сами они не имели общих целей и общего плана действий. Либералы не желали пойти на союз с народными низами из-за своего отвращения к народным методам борьбы — восстаниям, погромам, поджогам. Напуганные поведением «черни», они щитом встали на защиту монархии и дворянства. А когда революция пошла на спад, сами либералы в большинстве стран были отстранены от власти. Рабочие и крестьяне, в свою очередь, не верили либеральным министрам, которые ничего не сделали для повышения заработной платы и наделения сельчан землей, установления равноправия наций. Вместо объединения между либералами и революционными демократами началась борьба. В таких условиях они не могли одолеть абсолютизм и дворянство и решить стоявшие перед революцией задачи. Дореволюционные порядки в основном были восстановлены. И все же господствующие круги, опасаясь повторения событий 1848 г., пошли на некоторые нововведения. Были приняты конституции, предоставившие буржуазии ограниченный доступ к власти. В Австрийской империи было отменено крепостное право, а в Пруссии крестьянам разрешался выкуп повинностей. В результате ускорилось развитие капитализма, неуклонно вытеснявшего феодальные элементы в Европе. Но все это было достигнуто слишком дорогой ценой — только во время венского восстания 1848 г. погибло 5 тыс. повстанцев. Каждый шаг вперед стоил людям больших жертв и усилий.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница