Библиотечно-информационный центр мбоу «Гимназия №80»




Скачать 164.92 Kb.
Дата06.06.2016
Размер164.92 Kb.


Утверждаю:

Директор МБОУ «Гимназия № 80»

А. А.Миронов________________

Библиотечно-информационный центр

МБОУ «Гимназия № 80»

Информационно-аналитический отчет

Год основания – 1972

Адрес: 656050, г. Барнаул

Ул. Г. Исакова, 138

Тел/факс: 8(3852)40-24-43

Директор МБОУ «Гимназия № 80»: Миронов Александр Алексеевич

Заведующий БИЦ: Унжакова Марина Александровна

стаж работы в библиотечной сфере – 9 лет

в образовании – 6 лет

в МБОУ «Гимназия № 80» – 1 год


Барнаул 2013


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 80» Железнодорожного района г. Барнаула основана в 1972 году, в этом же году начинает функционировать школьная библиотека. В 2007 году школа приобретает статус гимназии и 22 января 2007 года согласно Приказу № 7 библиотека преобразуется в Библиотечно-информационный центр (БИЦ).

С сентября 2012 г. заведующей БИЦ является Унжакова Марина Александровна. Марина Александровна работает в библиотечной сфере 9 лет из них 6 лет в библиотеках образовательных учреждений различного уровня. Марина Александровна добросовестный и ответственный работник, проявляет личную инициативу в решении производственных задач, в коллективе пользуется заслуженным авторитетом.


Материально-техническое состояние

Библиотека располагает помещением площадью 100 м2, которое разбита на 3 зоны: фонд учебной литературы, закрытый книжный фонд и читальный зал.

Фонд учебной литературы составляет 13685 экземпляров и располагается в отдельном помещении, расстановка изданий осуществляется по классам.

Закрытый книжный фонд составляет 21245 изданий художественной, справочной, научно-популярной литературы и располагается в отдельном помещении. В 2012-2013 учебном году была проведена масштабная работа с фондом основной литературы – фонд был систематизирован и расставлен в соответствии с требованиями к расстановке фондов школьных библиотек (по ББК), произведен ремонт книг.

Фонд был разбит на несколько секторов:


  1. Литература по отраслям знаний

  2. Художественная литература

  • русская литература

  • зарубежная литература

  • детская литература

  • сборники

  • популярная литература (детективы, фантастика, любовные романы)

  1. Краеведческая литература

Здесь находится рабочее место библиотекаря, оснащенное компьютером и черно-белым МФУ.

Читальный зал БИЦ располагает: 20 посадочных мест, 4 стеллажа для организации выставок и расположения фонда открытого доступа, 2 вращающихся стенда для книг и 4 выставочные стойки. В 2013 году в читальном зале был установлен аквариум с черепахами.

Читальный зал разделяется на зоны:


        • зона открытого доступа, в которой расположена литература для детей начальной школы, а также популярные издания для досугового чтения детей среднего и старшего возраста, периодические издания;

        • мультимедийная зона, включающая в себя комплекс технических средств: 5 компьютеров (в комплекте с наушниками и веб-камерой) с доступом к сети Интернет, цветное МФУ, DVD-плеер, плазменную панель, документ-камеру, систему голосования, фотоаппарат, фонд электронных ресурсов;

        • выставочная зона, в которой располагаются различные тематические книжно-иллюстративные выставки;

Информационная зона располагается у входа в библиотеку – в 2013 г. был заказан новый стенд с оригинальным авторским дизайном, а также обновлены вывеска библиотеки и график работы. На стенде БИЦ регулярно обновляется информация о ведущем направлении деятельности БИЦ на текущий год (год экологии в России), а также размещается информация о деятельности БИЦ, анонсы мероприятий, победители конкурсов и др. библиотечные новости.
Комфортная среда

Миссия БИЦ - содействие социокультурному становлению личности, обеспечение условий для саморазвития и самоопределения школьников.

БИЦ является неотъемлемым компонентом педагогической системы образовательного учреждения, оказывая активное влияние на процессы образования и воспитания путем реализации информационной, культурной, образовательной и других функций.

Информационная функция БИЦ заключается в обеспечении его ресурсами и материалами, в предоставлении доступа к информации участникам образовательного процесса, в справочно-библиографическом и информационном обслуживании учителей и учащихся.

БИЦ содействует формированию культурного, гражданского, социального самосознания учащихся путем реализации культурной функции, что выражается в организации внеучебной деятельности, в проведении внеклассных мероприятий.

БИЦ также способствует обучению учащихся, предоставляя возможности для создания и использования информации как ради получения знаний, развития понимания и воображения, так и для удовольствия, тем самым реализуя развивающую функцию.

Таким образом, особое значение в работе БИЦ приобретает создание такой культурно-информационной среды образования, технологическая оснащенность которой соответствует современным достижениям науки и практики в сфере образования и способна обеспечить движение ученика к высокому уровню образованности, личностной зрелости и культуры.

Комфортная среда создается не только за счет грамотного выполнения библиотекой ее основных функций, но и за счет эстетического оформления помещения и позитивного отношения к каждому посетителю.

Яркая, привлекающая внимание вывеска, удобный график работы (библиотека открыта для посетителей даже в субботу), привлекательный дизайн информационного стенда побуждают учащихся заглянуть внутрь.

Стеллажи, утопающие в зелени цветов, яркие обложки книг, интересные выставки и живой уголок библиотеки – красноухие черепахи, заставляют даже не читающих детей возвращаться в библиотеку снова и снова. В помещении библиотеки учащиеся могут не только взять книгу, почитать журнал, поработать на компьютере, но и пообщаться со сверстниками, сделать домашнее задание, получить ответ на любой интересующий их вопрос. Библиотека становится для детей зоной свободного общения и самовыражения.

Кроме того, на страничке БИЦ школьного сайта регулярно появляются фотографии о библиотечной жизни, на которых дети, принявшие участие в библиотечных мероприятиях могут увидеть свои лица.

Комфортная среда, позволяющая заниматься различными видами деятельности, положительно сказывается и на основных показателях работы библиотеки, которые находятся на достаточно высоком уровне.

По итогам 2012–2013 учебного года:

Количество пользователей библиотеки – 1171

Количество посещений – 4344.



Посещаемость – 3,7.

Читаемость – 3,2.

Обращаемость – 0,23.


Количество выполненных справок – 82. Этот показатель является относительным, т. к. регистрации подлежали справки, выполнение которых потребовало привлечение ресурсов СБФ библиотеки или сетевых ресурсов. Детская аудитория очень любознательная, ребенок постоянно задает вопросы и рассчитывает получить на них полные развернутые ответы, зачастую выполнение запросов читателей плавно перетекает в беседу о книге, о чтении или о каком-либо предмете.

Информационно-библиографическая работа


В соответствии с приказом Комитета по образованию города Барнаула № 1136-осн от 16.08.2012 «О реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования г. Барнаула в части организации пилотного проекта по автоматизации школьных библиотек» и приказа МБОУ «Гимназия № 80» № 198/1 от 29.08.2012 «О внедрении САБ ИРБИС» в БИЦ ведется работа по созданию электронного каталога библиотечного фонда, был заключен договор на поставку САБ ИРБИС № А-627 от 03.12.2012, заведующая БИЦ прошла обучение работе в системе (14–15 января 2013 г.). Была начата работа по формированию электронного каталога. Действующим является электронный каталог в АИБС МАРК-SQL.

В течение учебного года проводились уроки библиографической и информационной грамотности, оказано 43 консультации.

С целью информирования пользователей библиотеки об имеющихся ресурсах применялись различные способы:


  • Массовое информирование (книжные выставки);

  • Групповое информирование (выступление на практико-ориентированном семинаре для учителей по внедрению дистанционных образовательных технологий).

  • Индивидуальное информирование в режиме запрос-ответ.

Основные направления информационной работы:


1. Информационное обеспечение педагогических работников:

  • совместная работа по составлению заказов на учебно-методические документы;

  • обзоры новых поступлений;

  • подбор документов в помощь проведению предметных недель, месячников и других общешкольных и классных мероприятий;

2. Информационное обеспечение учащихся:

  • консультации и помощь при выборе книги;

  • подбор литературы для написания докладов, рефератов, сообщений;

  • помощь в подготовке общешкольных и классных мероприятий;

  • проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий;

  • обеспечение доступа к глобальным информационным ресурсам сети Интернет;

3. Информационное обслуживание родителей (или иных законных представителей) учащихся:

  • информирование о пользовании библиотекой (экскурсия по библиотеке в рамках «Дня открытых дверей»);

  • оформление выставок для родителей на актуальные темы («Мы за здоровый образ жизни!» и др.);

  • индивидуальная работа с родителями по подбору материала для обучающихся в начальной школе.

Инновационным для БИЦ является использование полиграфической продукции информационно-библиографического содержания в массовой работе с учащимися. На мероприятиях, проводимых на базе БИЦ, учащиеся получали информационно-библиографические листовки, содержащие интересную информацию по теме мероприятия и список изданий из фонда библиотеки: «С новым годом», «День св. Валентина», «С. Михалков», а также серию изданий АКДБ им. Н. К. Крупской «Экологический фактограф».



В течение года были проведены следующие книжно-иллюстративные выставки:

Выставка

Категория пользователей

«Книги-юбиляры 2013»

Все категории

«Битва гигантов – 200 лет Бородинскому сражению»

Все категории

«Книжные новинки»

Все категории

«30 сентября – день Рунета»

Все категории

«Новинки периодики»

Все категории

«Мир живой природы»

Все категории

«День знаний – нашей гимназии 40 лет»

Все категории

«Хочу все знать»

Все категории

«2012 год – год России», 1150 лет зарождения российской государственности

Все категории

«Международный день музыки» – 1 октября

Все категории

«Международный день школьных библиотек» – 22 октября

Все категории

«Мама – сколько в этом слове ласки и тепла» – ко дню матери

Все категории

«Новогоднее настроение»

Все категории

«Сталинградская битва» – к 2 февраля

Все категории

«День защитника отечества» – к 23 февраля

Все категории

«Книжки о любви» – ко дню святого Валентина, 14 февраля

Все категории

«Великой Победе посвящается!»

Все категории

«75 лет Алтайскому краю»

Все категории

«Воспитание толерантности» – ко дню народного единства, 4 ноября

Родители, учителя

«Азбука прав человека» – к международному дню прав человека, 10 декабря

1–4 классы

«100 лет со дня рождения С. Михалкова»

1–4 классы

«Будь внимателен на дороге»

1–4 классы

«385 лет со дня рождения Шарля Перро»

1–4 классы

«Творческая мастерская» – выставка творческих работ участников библиотечного кружка

3–5 классы

«225 лет со дня рождения Джоржа Ноэля Гордона Байрона»

5–11 классы

«Я в писатели пошел» – к всемирному дню писателей, 3 марта

5–9 классы

«Мы здоровью скажем – Да!»

5–11 классы

«Пестрые страницы поэзии» – к всемирному дню поэзии, 21 марта

5–11 классы

«Эра покорения космоса» – ко дню авиации и космонавтики, 12 апреля

5–11 классы

«Имею право!» – в рамках месячника правового воспитания

5–11 классы

«Доброго тебе пути, выпускник!»

11 классы

Рабочий – это почетно!

9–11 классы



Массовая работа


Массовая работа БИЦ строилась в соответствии с общешкольным планом учебно-воспитательной работы, календарём знаменательных дат, а также традициями школы и библиотеки. Каждое мероприятие, проводимое в школе, информационно обеспечивалось библиотекой (подбор материала, помощь при подготовке сценариев, книжные выставки). Практически на всех мероприятиях, проводимых БИЦ, были задействованы технические средства: учащимся демонстрировались электронные презентации, тематические видеоролики, отрывки из кинофильмов, мультфильмы .

На мероприятиях, проводимых на базе БИЦ, учащиеся получали информационно-библиографические листовки, содержащие интересную информацию по теме мероприятия и список изданий из фонда библиотеки: «С новым годом», «День св. Валентина», «С. Михалков», а так же серию изданий АКДБ им. Н. К. Крупской «Экологический фактограф».

Проводилась работа по привлечению читателей в библиотеку: экскурсии для учащихся 1-х классов (сентябрь-октябрь), торжественное посвящение в читатели учащихся 1 классов (ноябрь), беседы о культуре чтения, бережном отношении к книге.

Проводилась дифференцированное, персонифицированное обслуживание с максимальным учётом интересов пользователей: особое внимание уделялось индивидуальной работе (беседы при выдаче, беседы о прочитанном, индивидуальные рекомендательные беседы).

В течение года были проведены следующие массовые мероприятия:


Мероприятие

Категория пользователей

«Золотой Алтай» – библиотечный урок

1–4 классы

«Не даром помнит вся Россия про день Бородина…» – библиотечный урок

5–11 классы

«Хочу все знать» – день знаний

1–4 классы

«Библиотека приглашает!» – библиотечный урок, направленный на продвижение чтения

6 б, в

«Профилактика наркомании» – видеоурок

5 б, в

«Что такое Новый год?» – познавательная игра-викторина

1–4 классы

«Посвящение в читатели»

1 классы

«История книги» – урок-презентация

7 классы

«Сталинградская битва» – встреча с ветеранами

2–9 классы

«100 лет со дня рождения С. Михалкова» видеоурок с элементами викторины

1–2 классы

«По страницам детских книг» викторина с видеорядом

1–4 классы

Авторская программа «Откуда имя твое, Русь?» алтайской поэтессы Земфиры Ярошенко (совместно с Музеем гимназии

1–11 классы

«Экология и здоровье», электронная презентация (совместно с Библиотекой № 15)

1–11 классы

Библиотека работала с библиотекой № 15, проводила совместные мероприятия с Музеем гимназии, принимала активное участие в Музейной ночи.



В течение года в библиотеке функционировал библиотечный кружок «Творческая мастерская», в рамках которого учащиеся начальных классов учились работать с бумагой, знакомились с историей книги и библиотек. Творческие результаты работы кружка оформлены в постоянно действующую выставку, на которой представлены поделки из бумаги, пластилиновые иллюстрации и 3D-книги с объемными иллюстрациями.

Научно-методическая работа


В течение года заведующий БИЦ помимо основной работы принимала участие в семинарах и совещаниях, проводимых Методическим объединением школьных библиотекарей, активно работала над повышением своего профессионального уровня, занималась научно-исследовательской деятельностью:

  • обучение работе в системе автоматизации библиотек Ирбис-128 (январь 2013 г.),

  • обучение по «Президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ» по специальности «Менеджмент» (АлтГТУ, октябрь 2012 – май 2013),

  • обучение в аспирантуре ФГБОУ ВПО АГАКИ по направлению13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 2-ий год обучения.

Кроме того, выступала с докладами:

  • «Обзор электронных ресурсов БИЦ» на практико-ориентированном семинаре для учителей по внедрению дистанционных образовательных технологий (март 2013);

  • «Перспективы использования социальных сетей в работе по нравственному развитию подростков» (по материалам анкетирования учащихся МБОУ «Гимназия № 80») в XIII городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь – Барнаулу» (ноябрь 2012);

  • «Социально-культурный потенциал Интернета в нравственном воспитании подростков» на международной научно-практической конференции молодых учёных «Инновационные технологии в гуманитарной сфере» (ФГБУ ВПО АГАКИ, апрель 2013).

Результативность научно-методической работы отражают дипломы и грамоты различного уровня:

  1. Грамота Оргкомитета Общероссийского проекта «Школа цифрового века» за качественную организацию работы по участию образовательного учреждения в проекте.

  2. Диплом «Учитель цифрового века» за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, предоставленных в рамках проекта.

  3. Диплом за 2 место в XIII городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь – Барнаулу», секция «Социально-культурная деятельность».

  4. Свидетельство о присуждении именной стипендии администрации города Барнаула на 2013 год за выдающиеся успехи в научных исследованиях, участии в выполнении республиканских и региональных научных программ.

Кроме того, заведующий БИЦ прошла конкурсный отбор на профессиональную стажировку в Финляндию (организатор – ФБУ «Федеральный ресурсный центр», г. Москва) для реализации проекта «Из Сибири в Финляндию со скоростью света», время прохождения стажировки: 24.11.2013 – 06.12.2013. Целью проекта является: наладить межкультурную коммуникацию между учащимися финских школ и Гимназией № 80, заложить основы сотрудничества в направлении разработки и реализации совместных творческих и образовательных проектов различной тематики (Приложение 1).
Заведующий БИЦ

МБОУ «Гимназия № 80» М. А. Унжакова



Приложение 1

Индивидуальное проектное задание/

описание целей и задач стажировки

(Заполняется в двух экземплярах. На русском языке и на языке стажировки)



  1. Отрасль проекта – «Образование, библиотечное дело»;

  2. Ф.И.О. – Унжакова Марина Александровна;

  3. Название организации – Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 80»;

  4. Название проекта – «Из Сибири в Финляндию со скоростью света»;

  5. Задачи стажера в рамках проекта (индивидуальное проектное задание): наладить межкультурную коммуникацию между учащимися финских школ и Гимназией № 80, за,ложить основы сотрудничества в направлении разработки и реализации совместных творческих и образовательных проектов различной тематики;

  6. Краткое описание проекта (укажите цели и задачи проекта, результаты его реализации, проблемы, которые решит реализация проекта и т.п.).

Имея давние дипломатические отношения, Россия и Финляндия активно сотрудничают в области образования и культуры, однако сфера деятельности таких отношений редко выходит за пределы европейской части России и Урала. Между тем, Сибирский регион – это основная часть (две трети) территории Российской Федерации, на которой сосредоточены основные энергетические и сырьевые ресурсы страны, – понять Россию, без понимания сибирской культуры, явившей собой единство многонациональной российской культуры, невозможно.

Цель проекта: создание на базе Библиотечно-информационного центра Гимназии № 80 Центра межкультурной коммуникации.

Задачи:


  1. Организация российско-финской студии «Фантазия», в рамках которой учащиеся наших стран познакомятся с культурой и обычаями Сибирского региона и Финляндии и, развивая языковые навыки, смогут свободно общаться на русском и английском языках.

  2. Организация профессионального взаимодействия финских и российских педагогов: проведение совместных уроков, обмен опытом, профессиональные семинары, проектная деятельность.

  3. Создание web-ресурса, отражающего все аспекты работы по проекту, открывающего доступ к учебно-методическим наработкам, полученным в ходе реализации проекта, отчетам о проведенных мероприятиях; предоставляющего возможностью интерактивного общения преподавателей и учеников школ-участников проекта; знакомящего посетителей ресурса с географическими, экономическими и социально-культурными особенностями Сибири, Алтая и Финляндии.

Реализация проекта будет осуществлена на базе Библиотечно-информационного центра гимназии, который оснащен необходимыми техническими средствами и программным обеспечением, располагает широкими возможностями работы с информацией. Работа по проекту будет осуществляться посредством сети Интернет:

– в процессе взаимодействия учителей – открытые уроки, мастер-классы, семинары, индивидуальные и групповые консультации, работа над образовательными проектами посредством интернет-коммуникации (видеосвязь, чаты, электронная почта, социальные сети)



– в процессе взаимодействия учеников – российско-финские уроки с использованием видеосвязи, конференции, работа над творческими и учебными проектами посредством интернет-коммуникации (видеосвязь, чаты, электронная почта, социальные сети).



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница