Басни И. А. Крылова




Скачать 29.49 Kb.
Дата03.06.2016
Размер29.49 Kb.
Урок литературы в 3 б классе. Тема: Басни И. А. Крылова.

«Ворона и лисица». Учитель Лежепекова Е.В.
Цель: Донести юмор и иронию басни.

Рассказать о происхождении басни.

Научить находить мораль – поучение в произведении.

Работать над выразительностью при чтении басни.

Повышать технику чтения.

Ход урока.


  1. Орг. Момент.

  2. Разминка. Жужжащее чтение «Ворон и лисица» Эзоп.

  3. Повторное чтение - учеником.

Что за произведение прочитала ученица? (Басню Эзопа).

Да, правильно. Басни писал не только Эзоп.

Басни появились еще с античных времен.

В древнем Риме – Федр, в Древней Греции – Эзоп, традиции древних времен развил в 17 веке французский поэт Лафонтен. В русской поэзии басни появились в 18 веке. Их написал Кантемир. А продолжил написание басен Иван Крылов.

Мы с вами уже встречались с баснями великого баснописца Ивана Андреевича Крылова. Давайте вспомним их. Вы подготовили отрывки из знакомых нам басен.

4. Проведем викторину. (Один ученик читает, другие – отгадывают).
«Вперед, чужой беде не смейся, Голубок». («Чиж и Голубь»)
«Очки не действуют никак.

Тьфу, пропасть! – говорит она, - и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак». («Мартышка и очки»)
«Ты все пела? Это дело:

Так, поди же попляши!» («Стрекоза и муравей»)


«Ай, Моська! Знать, она сильна,

Что лает на Слона!» («Слон и Моська»)


«Ах ты, обжора! Ах, злодей! –

Тут Ваську Повар укоряет». («Кот и Повар»)


«А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь». («Квартет»)


«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»)
«Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут». («Свинья под дубом»)
Молодцы.
5. Физкультминутка.
6. Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье.

Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.

Что же такое басня?

Чтение хором с доски.

Басня – краткий стихотворный (а иногда и прозаический) рассказ – аллегория нравоучительной направленности. Нравоучительность басни наставляет читателя того или иного события, иронически или сатирически высмеивает дурные поступки и явления. Героями басен являются звери, растения.

7. У меня на столе стоят разные предметы. Перечислим их. (Лиса, дерево, обезьяна, очки, виноград, сыр).

Давайте найдем героев той или иной басни. (Выходят 2 человека, выбирают предметы, называют басню).

«Лисица и виноград», «Мартышка и очки».
8. Физкультминутка.
9. А у меня на столе остался один предмет. Из какой басни герой и чего или кого не достает для этой басни. Дерево, сидит птица. Не хватает кого? (Лисы)
Получилась басня «Ворона и Лисица» И.Крылова.

а) Сегодня мы читаем басню И.Крылова «Ворона и лисица».

б) Сравнение басни И.Крылова с басней Эзопа.

(Общее – птица ворон, ворона, взаимоотношения животных. Общая мораль – нельзя быть глупой и доверчивой. Необходимо понимать, где ложь, а где правда.)



(Различие – Басня И.Крылова написана в стихотворной форме, а басня Эзопа – в прозе.)

г) Чтение басни «цепочкой».

Находим мораль басни. Читаем мораль хором.

д) Словарная работа.

Толковый словарь – лесть-лицемерие, угодливое восхваление; похвала не соответствующая истине.

е) Чтение басни про себя с простым карандашом. Отмечаем непонятные слова.

Разбор – говорят дети, учитель направляет, исправляет.

(Взгромоздясь, позадумалась - призадумалась, близехонько - близко, сыр пленил – привел в восторг, в зобу дыханье сперло – перехватило дыхание, не хватает воздуха; плутовка – плут).


10. Использование ТСО. Слушаем запись басни, исполненную артистом.
11. А теперь попробуем сами быть артистами. Подготовка к выразительному чтению. Чтение басни И.Крылова хором. Молодцы.
12. По басням И.Крылова поставлены мультфильмы. Вы их помните : «Пластилиновая ворона», рисованный мультфильм по басне И.Крылова «Ворона и Лисица».

Давайте попробуем инсценировать это произведение. Сыграем его по ролям. Артисты готовятся. Начинаем. Сценка, исполняют дети. (Около доски ель).


13. Итог урока.

14. Д./з. – Чтение басни по ролям (подготовка).


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница