Банк международных расчетов




страница1/9
Дата14.08.2016
Размер2.01 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Базельский комитет

банковского надзора


Руководящие принципы

по выявлению слабых банков

и принятию мер

в их отношении

Июль 2015 года





БАНК МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ

Данная публикация доступна на сайте Банка международных расчетов (www.bis.org).

© Банк международных расчетов, 2015 год. Все права сохранены. Допускается воспроизведение или перевод кратких выдержек при условии указания источника.

ISBN 978-92-9197-101-5 (в печатном виде)



ISBN 978-92-9197-101-8 (онлайн)

Содержание


Краткий обзор

1

Часть I. Выявление слабых банков

4

1. Введение и история вопроса

4

1.1. Руководящие указания 2002 года

4

1.2. Мандат

5

1.3. Сопутствующая работа на других площадках

6

1.4. Структура настоящего документа

6

2. Общие вопросы и понятия

8

2.1. Определение слабого банка

8

2.2. Принципы принятия мер в отношении слабых банков

8

2.3. Симптомы и причины банковских проблем

10

3. Предварительные условия

13

4. Выявление слабых банков

15

4.1. Характеристики процесса надзора

15

4.2. Ключевые элементы процесса надзора

16

4.2.1. Выездные, дистанционные проверки и упреждающий надзор

17

Выездные проверки

17

Отчетность, представляемая регулирующим органам, и индикаторы системы предупреждения

18

Оценка моделей ведения бизнеса

19

Корпоративное управление, управление рисками и системы контроля

20

Управленческие информационные системы, агрегирование данных и отчетность

21

Стресс-тестирование

21

Анализ планов восстановления финансовой устойчивости

23

Оценка урегулируемости несостоятельности

24

4.2.2. Макропруденциальный надзор и реагирование

24

Макропруденциальный надзор

24

Макропруденциальное реагирование

26

4.2.3. Другие источники информации

27

Корпоративное управление и управление рисками банка

27

Внешние аудиторы

27

Внутренний контроль и внутренние аудиторы

28

Сотрудничество с другими надзорными и связанными органами

29

Сигналы рынка

30

4.2.4. Системы надзорной оценки

31

Часть II. Принятие мер в отношении слабых банков

32

5. Планирование на случай экстренных ситуаций и планирование восстановления финансовой устойчивости

32

5.1. Планирование надзорными органами на случай экстренных ситуаций для принятия мер в отношении слабых банков

32

5.2. Планы восстановления финансовой устойчивости

33

6. Корректирующие действия

34

6.1. Общие принципы корректирующих действий

35

6.2. Выполнение корректирующих действий

35

6.2.1. Установление характера и масштаба слабостей

35

6.2.2. Спектр корректирующих действий

36

Влияние на корпоративное управление

37

Влияние на доступность денежных средств

37

Влияние на права акционеров/участников

37

Влияние на операции банка и на их расширение

37

6.2.3. Слияния и поглощения

37

6.2.4. Стимулы к своевременному выполнению корректирующих действий и предотвращению попустительства

39

6.2.5. Эскалация корректирующих действий и надзорных ресурсов

40

6.2.6. Формулирование плана корректирующих действий

41

6.2.7. Отслеживание корректирующих действий и обеспечение их выполнения

42

6.2.8. Сотрудничество и совместная работа с другими ведомствами

43

6.3. Меры, принимаемые в отношении разных видов проблем

44

6.3.1. Стратегия ведения бизнеса

44

6.3.2. Достаточность капитала

44

6.3.3. Качество активов

46

6.3.4. Корпоративное управление и управление рисками

48

6.3.5. Доходы

49

6.3.6. Ликвидность

50

6.3.7. Процессы управления рисками

52

7. Урегулирование несостоятельности

54

7.1. Руководящие принципы для политики урегулирования несостоятельности банка

54

7.2. Полномочия или механизмы урегулирования несостоятельности

57

7.2.1. Bail-in в рамках урегулирования несостоятельности

58

7.2.2. Операции по продаже бизнеса

59

7.2.3. Использование бридж-института

60

7.2.4. Управление обесценившимися активами

61

7.3. Закрытие банка: выплаты вкладчикам/передача обязательств

62

7.4. Использование государственных средств при урегулировании несостоятельности

62

7.5. Обнародование информации о проблемах

64

7.5.1. Когда следует начинать коммуникации?

64

7.5.2. Содержание раскрываемой информации

65

7.5.3. Стратегия коммуникаций

65

7.5.4. Прочие соображения общего характера

66

8. Избранные институциональные вопросы

66

8.1. Конгломераты

66

8.2. Глобальные системно значимые банки

68

8.3. Трансграничные вопросы

68

8.4. Банки с государственным участием

71

9. Выводы

72

Приложение 1. Библиография

74

Приложение 2. Схема процесса оказания помощи в урегулировании несостоятельности обанкротившихся банков

79

Приложение 3. Глоссарий


80

Краткий обзор



(i) Слабые банки – явление, которое наблюдается в пределах всего мира. Надзорные органы должны быть готовы принимать меры в их отношении. В данном отчете представлены механизмы, которые включают в себя практические руководящие принципы в областях выявления проблем, выполнения корректирующих действий, методик урегулирования несостоятельности и стратегий выхода. Целевая аудитория настоящего доклада – сообщество надзорных органов, органов по урегулированию несостоятельности и международных финансовых организаций, которые предоставляют консультации надзорным органам.
(ii) Могут существовать разные определения слабого банка. В настоящем документе он определяется как «банк, ликвидность или состоятельность которого снижена или вскоре окажется сниженной в отсутствие существенного своевременного улучшения его финансовых ресурсов, профиля рисков, модели ведения бизнеса, систем управления рисками и средств контроля и/или качества корпоративного управления и управления рисками». В случаях, когда банк более не является жизнеспособным или с большой вероятностью перестанет быть таковым и у него нет обоснованных перспектив скорого восстановления жизнеспособности, полномочные органы должны провести урегулирование несостоятельности этого учреждения, не допуская при этом серьезных нарушений работы системы и убытков налогоплательщиков и обеспечивая защиту его критически важных функций. Вполне может быть, что банк как юридическое лицо перестанет существовать; однако произойти это должно таким образом, чтобы по возможности обеспечить преемственность деятельности и доступ к критически важным функциям, необходимым для поддержания финансовой стабильности и доверия к финансовой системе.
(iii) Чтобы надзор работал эффективно, должна существовать адекватная система бухгалтерской отчетности и нормативно-правовая база, согласно указанному в Основополагающих базельских принципах эффективного банковского надзора. Надзорный орган должен четко разделять симптомы и причины банковских проблем. Он также должен выявлять и решать проблемы на раннем этапе, до их обострения. В данных руководящих принципах рассматриваются необходимые источники информации и порядок действий, доступные надзорным органам. Особый упор в этих принципах сделан, в частности, на разработке механизмов анализа моделей ведения бизнеса, планировании восстановления финансовой устойчивости и урегулирования несостоятельности, макропруденциальной оценки и стресс-тестирования.
(iv) До начала урегулирования несостоятельности совет директоров и руководство банка должны выполнить свою основную обязанность: обязанность по урегулированию слабых сторон и проблем банка. Если от надзорных органов требуются какие-либо действия, в их распоряжении находится целый ряд механизмов; однако пользование ими должно быть соразмерным масштабу проблемы и ограничиваться четкими сроками. База для действий надзорных органов должна обеспечивать баланс между жесткими режимами быстрых корректирующих действий и общими, менее обязывающими подходами. Одна из эффективных комбинаций может включать в себя правила согласованных заранее надзорных действий, что́ защищает надзорный орган от ненадлежащего вмешательства в процесс принятия решений, и возможности для гибких действий в конкретных обстоятельствах. Кроме того, необходимо обеспечивать баланс между неофициальными методами – используемыми в случаях, когда проблемы банка менее серьезны, а его руководство настроено на сотрудничество, – и более официальными действиями, подлежащими обязательному выполнению банком, с наказанием за несоблюдение.
(v) В ходе принятия мер в отношении слабых банков критически важным для профилактики эскалации проблемы является раннее вмешательство. Во многих случаях совет директоров и руководство банка, как и надзорные органы, необоснованно откладывали осуществление достаточных и своевременных корректирующих действий. Основная причина бездействия – надежда этих сторон на то, что проблемы решатся сами собой. Кроме того, политики или лоббирующие группы могут оказывать явное или скрытое давление на надзорный орган, чтобы он отсрочил применение необходимых мер воздействия. Однако международный опыт показывает, что банковские проблемы способны стремительно нарастать, если их не решать надлежащим образом. Поэтому важно создать стимулы для надзорных органов к осуществлению решительных действий уже на раннем этапе в ответ на возникающие проблемы.
(vi) План корректирующих действий банка, признанного проблемным, должен быть подробным и конкретным, показывающим, каким образом может быть восстановлено финансовое положение банка. Надзорный орган должен быть способен определить, достаточен ли прогресс или же требуются дополнительные действия. Он также должен иметь механизмы консультирования или информирования правительства, центрального банка, органов по урегулированию несостоятельности и других отечественных и иностранных регулирующих ведомств. По мере ухудшения финансового положения банка степень координирования действий с соответствующими органами должна расти.
(vii) В данных руководящих принципах по принятию мер в отношении слабых банков рассматриваются вопросы урегулирования несостоятельности, за которые отвечает орган по её урегулированию, поскольку надзорным органам существенно важно быть осведомленными об общих и банковских вопросах урегулирования несостоятельности и сотрудничать с органом по ее урегулированию в целях эффективного принятия мер в отношении слабых банков. В опубликованных Советом по финансовой стабильности Ключевых атрибутах эффективных режимов урегулирования несостоятельности финансовых институтов1 (Ключевых атрибутах) подробно изложены механизмы урегулирования несостоятельности, которые следует предусмотреть в национальных режимах для всех финансовых фирм, несостоятельность которых может иметь системную значимость или критическую важность, вместе с применимыми к таким фирмам требованиями по планированию урегулирования несостоятельности. Данные руководящие принципы следует применять в связке с Ключевыми атрибутами, которые остаются преобладающими принципами урегулирования несостоятельности финансовых институтов, несостоятельность которых имеет или может иметь системную значимость или критическую важность.
(viii) Режим урегулирования несостоятельности должен способствовать эффективному использованию полномочий органом по урегулированию несостоятельности2, с тем чтобы несостоятельность банка могла быть урегулирована без серьезных нарушений работы системы и без подвергания налогоплательщиков убыткам (Ключевые атрибуты 3 и 11.6).
(ix) В случаях, когда банк более не является жизнеспособным или с большой вероятностью перестанет быть таковым и у него нет обоснованных перспектив скорого восстановления жизнеспособности, орган по урегулированию несостоятельности должен обладать полным спектром механизмов и полномочий по урегулированию несостоятельности, чтобы упорядоченно управлять несостоятельностью с целью минимизировать ее воздействие на финансовую стабильность. Эти механизмы включают в себя сделку продажи бизнеса, bail-in, использование переходного учреждения и ликвидацию.
(x) В исключительных обстоятельствах государственные органы могут оказывать временную поддержку для поддержания ликвидности или состоятельности банков, находящихся в сложной ситуации. В конкретных случаях, там, где это разрешено законом, центральный банк может принимать решение о дополнении доступа банка к обычным услугам центрального банка предоставлением экстренной ликвидности, если банк решительно настроен сохранить состоятельность и жизнеспособность. В соответствии с Ключевым атрибутом 6.5, в случаях, где национальное законодательство разрешает юрисдикции оказывать поддержку для поддержания состоятельности, это решение должно приниматься только для поддержания критически важных функций и сопровождаться механизмами возложения убытков на необеспеченных кредиторов банка и, по необходимости, на финансовый сектор в более широком смысле. В таких обстоятельствах необходимы тесное сотрудничество и обмен информацией между центральным банком и правительством. В рамках урегулирования несостоятельности поддержание ликвидности и состоятельности обязательно должны быть увязаны с другими, более долгосрочными корректирующими мерами и являться лишь крайней мерой, применяемой для главной цели: поддержания финансовой устойчивости.
(xi) Дополнительные проблемы в области надзора и урегулирования несостоятельности возникают, если банк является иностранной организацией или частью конгломерата или является системно значимым. В данных руководящих принципах рассматриваются необходимые вопросы и возможные варианты решения, например, структурные изменения. Особые соображения, как политические, так и финансовые, могут применяться в отношении банков с государственным участием, которым может понадобиться продление сроков разрешения проблем.
Часть I. Выявление слабых банков

1. Введение и история вопроса


1.1 Руководящие указания 2002 года
1. Слабые банки – явление, распространенное в пределах всего мира. Они представляют собой постоянную проблему для органов банковского надзора и органов по урегулированию несостоятельности во всех странах независимо от политической структуры, финансовой системы и уровня экономического и технического развития. Все органы банковского надзора должны быть готовы минимизировать распространенность слабых банков, а когда таковые возникают, принимать меры в их отношении.
2. Слабые банки сталкиваются с проблемами, общими для их всех. Уроки могут быть извлечены на основе совокупного опыта надзорных органов и органов по урегулированию несостоятельности, в частности, конкретных действий, которые сработали или не сработали в конкретных обстоятельствах. В прошлом нехватка процедур поведения в экстренных ситуациях и понимания того, какие механизмы доступны для принятия мер в отношении слабых банков, иногда приводили к необоснованным задержкам в осуществлении действий по надзору и урегулированию несостоятельности и стала ключевым фактором, предопределившим высокую стоимость разрешения банковских проблем. Базельский комитет по банковскому надзору считает, что разработка необходимых руководящих принципов способна снизить издержки и побочные эффекты этих проблем.
3. С этой целью в 2002 году Базельский комитет выпустил международные руководящие принципы для надзорных органов, посвященные мерам в отношении слабых банков, основанные на опыте и обстоятельствах разных стран. В руководящих принципах 2002 года, которые задумывались как механизмы для надзорных органов, рассматривается широкий спектр банковских проблем, их предпосылок и причин, и оцениваются плюсы и минусы методов, используемых для их разрешения. Эти методы включают в себя профилактические мероприятия, раннее выявление, применение корректирующих мер, решение вопросов урегулирования несостоятельности, а также стратегии выхода. Данные руководящие указания не планировались в качестве строгого предписания; скорее в них определялась практика, уже опробованная с хорошим результатом. Они были разработаны с намерением предложить практические рекомендации, адаптируемые к конкретным обстоятельствам каждого случая.

1.2 Мандат


4. Сейчас глобальные финансовые рынки и глобальный регуляторный ландшафт сильно отличаются от того состояния, в котором они пребывали в 2002 году – это последствия финансового кризиса 2007 – 2009 годов и реакция на него. Среди произошедших событий – изменения ожиданий и практики регуляторов в отношении раннего вмешательства, систем урегулирования несостоятельности, планирования восстановления финансовой устойчивости и урегулирования несостоятельности, стресс-тестирования и макропруденциального надзора. Поэтому в июле 2013 года Базельский комитет создал Рабочую группу для актуализации руководящих принципов 2002 года с учетом этих важных событий и уроков финансового кризиса.3
5. Мандат Рабочей группы: (i) пересмотр существующих руководящих принципов, а также учёт релевантных публикаций, изданных начиная с 2002 года Базельским комитетом и другими органами по установлению стандартов; (ii) обмен уроками в области надзора, полученными во время кризиса. Один из этих уроков заключался в том, что плохое корпоративное управление или управление рисками способны ослабить банк, даже если его финансовые показатели остаются хорошими. Рабочая группа не ставила своей целью создание «учебника» надзора по всем видам профилактических действий, поскольку многие действия должны осуществляться в процессе надзора за учреждениями. Цель скорее заключалась в том, чтобы показать, каким образом выявлять проблемные банки и принимать меры в их отношении.
6. Целевая аудитория данных принципов – сообщество надзорных органов и органов по урегулированию несостоятельности, в том числе международные финансовые институты, которые дают рекомендации надзорным органам. Поэтому Рабочая группа не сосредоточивалась ни на какой конкретной категории стран и банковских систем. Описанные здесь механизмы применимы как к небольшому локальному банку, так и к крупной международной банковской группе; как к государственному, так и к частному банку; к банку, предоставляющему услуги как физическим, так и юридическим лицам, к финансовой группе и к финансовому конгломерату. Насколько это допускается национальным законодательством, надзорные органы могут использовать эти механизмы как образец в конкретном проблемном случае; они могут оказаться полезными международным финансовым институтам при подготовке полномочных органов конкретной страны к управлению её слабыми банками. Следует признать, что некоторые механизмы могут в большей мере подходить для работы с более крупными или, наоборот, более мелкими банками. Например, требования о стресс-тестировании и разработке подробных официальных планов урегулирования несостоятельности, как правило, применяются к более крупным и более системно значимым банкам.

1.3 Сопутствующая работа на других площадках


7. Рабочая группа постаралась минимизировать дублирование работы, уже выполняемой на других площадках по связанным вопросам. Там, где это необходимо, данные руководящие принципы ссылаются на опубликованные документы и на существующие международные стандарты и руководящие принципы, по необходимости – с перекрестными ссылками. Библиография приведена в Приложении 1.

1.4 Структура настоящего документа


8. Слабым банк может оказываться в разные моменты. Банк вместе с надзорным органом должен непрерывно работать над мерами по устранению слабостей, а если они возникают, оперативно выявлять и устранять их. Структура данных руководящих указаний отражает эти разные этапы (Рисунок 1). Часть I посвящена базовым предварительным условиям для принятия надзорным органом мер в отношении слабых банков и методикам выявления проблем надзорным органом. Эти стадии включают в себя подготовительную работу по вопросам восстановления финансовой устойчивости и урегулирования несостоятельности. Часть II касается корректирующих мер, которые могут применяться для восстановления финансовой устойчивости проблемного банка, а также (для органов по урегулированию несостоятельности) механизмам принятия мер в отношении банков, несостоятельность которых наступает или уже наступила.
Рисунок 1. Обзор структуры отчета

I. Выявление слабых банков
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница