Бакалаврская работа «Экономико-статистический анализ отраслевой организации рынков»




страница1/9
Дата03.08.2016
Размер0.65 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики



Факультет экономики

Профиль специальных дисциплин

«Статистика и анализ данных»

Кафедра бизнес-статистики
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

«Экономико-статистический анализ отраслевой организации рынков»

Выполнил

Студент группы № 41-С

Александров М. В.

Научный руководитель

профессор Луппов А. Б.

Москва 2013

Оглавление


Оглавление 2

Введение. 3

Цель и задачи исследования. 4

Объект и предмет исследования 5

Организация учета продаж автомобилей. 6

Глава 1. Методология исследования. 12

Анализ временных рядов. 12

Анализ рыночных структур. 15

Анализ изменений структуры. 18

Методы классификации. 21

Глава 2. Результаты анализа. 24

Производственные результаты российской автомобильной промышленности. 24

Динамика и структура продаж автомобилей в России. 27

Уровень автомобилизации в России. 35

Структура российского автопарка. 36

Взаимосвязь уровня доходов и автомобилизации. 38

Классификация стран по уровню доходов и автомобилизации. 41

Структура российского автомобильного рынка. 47

Выводы: 50

Список литературы 53





Введение.


В настоящее время растет интерес к российскому автомобильному рынку. После кризиса 1998 года взлет цен на нефть способствовал экономическому росту в России. Располагаемый доход населения стал расти благодаря росту заработной платы и развитием системы потребительского кредитования. Это способствовало росту спроса на автомобили. В результате, российский автомобильный рынок оказался в центре внимания крупнейших мировых автомобильных концернов. Российский автомобильный рынок один из самых быстрорастущих в мире. Емкость российского автомобильного рынка оценивается в 2,76 млн. штук. На протяжении последних лет многие международные автоконцерны размещали собственные сборочные производства в России как на мощностях российских предприятий, так и на вновь построенных собственных мощностях с разной степенью локализации производства. Это, безусловно, отражает растущее значение центрально- и восточноевропейского рынков для мировой автомобилестроительной отрасли.

Цель и задачи исследования.


Целью данной работы является проведение комплексного статистического анализа российского автомобильного рынка: анализ структуры, динамики рынка, а так же оценка тенденций на рынке.

В данной работе приводится анализ структуры, емкости российского автомобильного рынка, исследование динамики продаж, сегментация рынка. Также в работе был рассмотрен уровень концентрации российского автомобильного рынка.

Для достижения этой цели были поставлены и решены задачи:


  • анализ динамики и структуры продаж на российском автомобильном рынке

  • анализ динамики и структуры производства автомобилей в России

  • выявление основных проблем и направлений развития автомобильной промышленности России;

  • оценка структурных сдвигов на автомобильном рынке

  • классификация стран мира по результатам деятельности автомобильной отрасли, выявления места России в мировом автомобилестроении и распределении автомобилей

  • моделирование, выявление взаимосвязей показателей автомобильного рынка


Объект и предмет исследования


Объект исследования - автомобильный рынок России.

Предмет исследования – совокупность показателей и методов статистического анализа состояния и развития автомобильной промышленности.

В качестве исследовательского инструментария я использовал многомерные статистические методы классификации, методы структурного анализа, методы анализа временных рядов и прогнозирования, методики исследования сезонного фактора в изменении основных показателей.

Информационная база исследования:



  • статистические данные Росстата,

  • данные «Международной организации производителей автомобилей» – «OICA»

  • данные Ассоциации Европейского бизнеса (АЕВ)

  • данные ОЭСР

  • данные Всемирного банка

Для обработки исходной статистической информации были использованы пакеты прикладных программ «Microsoft Excel»и «SPSS».

Организация учета продаж автомобилей.


Автомобиль относится к предметам длительного пользования. Расчет продаж предметов длительного пользования во всех каналах их реализации основан на балансовом методе расчета. В то же время суммарные данные продаж в предприятиях торговли и на рынках сопоставляются с данными обследования домашних хозяйств, и производится досчет.

Сведения о продажах собираются на основании данных нескольких форм, представленных в Таблице 1.



Таблица .

Формы государственного статистического наблюдения, на базе которых рассчитываются показатели товарооборота по крупным и средним предприятиям торговли.

п/п

Индекс и наименование формы

Периодичность

строки, графы

1

1-торг «Сведения о розничной торговле»

месячная

стр. 01, гр. 3

2

1-ВЭС «Сведения о совместном и иностранном предприятии»

квартальная

стр. 24 + 25, гр. 6

3

1-п (срочная) «Сведения о производстве и отгрузке промышленной продукции»

месячная

Стр. 819, гр. 1

4

1-продажа «Сведения о продаже продукции»

месячная

Стр. 300, гр. 6

5

91-связь (торг) «Сведения о торговле и сети учреждений почтовой связи»

полугодовая

Стр. 01, гр. 6

6

2-топпром «Сведения о товарообороте по реализации топлива и лесных строительных материалов»

квартальная

Стр. 02, гр. 3

Расчет продажи предметов длительного пользования во всех каналах реализации базируется на балансовом методе расчета по следующей схеме:

Таблица .

Схема балансового метода расчета.

Наименование статьи

cтроки

Источники информации

Запасы на предприятиях промышленности, в оптовой и розничной торговле на начало периода

1

ф. ф. 1-торг, МП (торг) (с распространением на генеральную совокупность), 1-п (срочная), 1-продажа

Производство

2

Ф. ф. 1-п (срочная), расчет

Импорт

3

Данные таможенной статистики, расчет

Экспорт

4

Данные таможенной статистики, расчет

Запасы на конец периода

5

Как по строке 01

Итого ресурсов для продажи

6

Расчет 01+02+03-04

Продано в предприятиях торговли

7

Расчет 06-05

Форма П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»

Статистические сведения по форме П1 представляют: юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, их обособленные подразделения:



  • территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу;

  • органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей сфере деятельности;

  • органу регулирования естественных монополий в соответствующей сфере деятельности.

Сроки представления: не позднее 4 числа после отчетного периода.

Периодичность: месячная.

Общий объем производства товаров длительного пользования (Vпр-ва) определяется по формуле: Vпр-ва = Vкс + Vас, где

Vкс - объем производства по кругу предприятий, представивших ф. № П-1 (месячная);

Vас - объем производства по малым, совместным предприятиям и предприятиям промышленного производства при непромышленных организациях.

Рассчитанный объем продажи сопоставляется с данными обследования домашних хозяйств о темпах изменения объемов покупки предметов длительного пользования и их наличии у населения.

Расчет продажи легковых автомобилей осуществляется с использованием данных ГАИ МВД России и ГТК России.



Таблица .

Схема расчета объемов продаж легковых автомобилей.

Наименование статьи

строки

Источники информации

Производство легковых автомобилей

1

ф. № 1-п (срочная), расчет

Импорт (официально учтенный)

2

Данные таможенной статистики

Экспорт

3

Данные таможенной статистики

Изменение запасов в промышленности, оптовой и розничной торговле

4

ф. № 1-п (срочная), 1 - продажа, 3 - торг

Официальные ресурсы легковых автомобилей для продажи населению на внутреннем рынке

5

Расчет (01-03 + 02)*0,96i +02-04

Зарегистрировано легковых автомобилей в ГАИ в собственности граждан за год

6

Расчет на основании данных ГАИ МВД России, ф. № 555, раздел 3 "Сведения о работе госавтоинспекции"

Завезено автомобилей из-за рубежа физическими лицами

7

Данные ГТК России

Неучтенный ввоз автомобилей из-за рубежа физическими лицами

8

Расчет 06-05-07

Завезено автомобилей из-за рубежа физическими лицами для личного пользования

9

Строка 07*Кii

Продано автомобилей населению на внутреннем рынке

10

Расчет 06-09



Расчет количества зарегистрированных в течение одного года легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан в Российской Федерации, производится в следующем порядке:

1. По данным ГАИ МВД России (ведомственная ф. № 555, раздел 3 "Сведения о работе госавтоинспекции") определяется увеличение (прирост) за отчетный год парка легковых автомобилей как разность между наличием легковых автомобилей на конец отчетного года и на конец года, предшествующего отчетному.

2. Данные о количестве вновь зарегистрированных в стране легковых автомобилей в собственности граждан получают расчетно по следующей схеме:

2.1. Определяется коэффициент выбытия (К выб) всех автомобилей в собственности граждан за предыдущий год по формуле:

Количество выбывших (списанных) автомобилей всех видов

К выб. = -------------------------------------------------------------------------------

Количество автомобилей всех типов на начало отчетного года

2.2. Учитывая, что в общем количестве автомобилей в собственности граждан на легковые приходится около 95%, этот коэффициент можно использовать для расчета количества списанных легковых автомобилей в собственности граждан за отчетный год:

Количество списанных легковых автомобилей =

= Количество легковых автомобилей на начало отчетного года * Квыб.

2.3. Количество вновь зарегистрированных легковых автомобилей в собственности граждан за отчетный год определяется следующим образом:

количество легковых автомобилей на конец отчетного периода - количество легковых автомобилей на начало отчетного года + количество списанных легковых автомобилей за отчетный год.

3. После проведения досчетов продаж перечисленных товаров производится корректировка товарной структуры объема розничного товарооборота. Корректировка осуществляется путем оценки уточненного объема продажи каждого товара по средним фактическим розничным ценам за отчетный период (по данным формы N 3-торг "Сведения о продаже и запасах основных товаров") и уточнения исходя из перечисленной стоимости доли данной товарной группы в общем объеме товарооборота.

Таким образом, объем продажи автомобилей, как товаров длительного пользования на региональном уровне в целом за год определяется поэтапно:

1) На первом этапе формируются официально учтенные объемы продажи по данным статистического наблюдения (ф. № 1-торг по крупным и средним, № МП-торг - по малым предприятиям торговли в 1997 г. и ф. № П-1 - в 1998 г., Б-1 и Б-2 - по вещевым, смешанным и продовольственным рынкам), которые передаются на федеральный уровень в установленном порядке;

2) На втором этапе объемы продажи отдельных предметов длительного пользования, рассчитанные на федеральном уровне и включающие неформальное производство и импорт, распределяются по субъектам Российской Федерации. Распределение производится пропорционально официально учтенным объемам продажи (в порядке, приведенном по алкогольной продукции). Распределенные объемы, учитывающие неформальное производство и ввоз в регион, доводятся до территориальных органов государственной статистики. До территориальных органов государственной статистики доводятся также средние по Российской Федерации коэффициенты досчета объемов продажи по сравнению с данными домашних хозяйств;

3) На третьем этапе территориальные органы государственной статистики рассчитывают объемы продажи отдельных товаров непосредственно на региональном уровне по данным обследования домашних хозяйств и последующего умножения полученных объемов на соответствующие средние по России коэффициенты досчета и сопоставляют как эти данные, так и данные расчета на федеральном уровне с динамикой показателя по региону. 4) После проведения такого анализа утверждается окончательный объем продажи.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница