Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. (Пс. 5, 8)




Скачать 225.1 Kb.
Дата23.07.2016
Размер225.1 Kb.
Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. (Пс. 5, 8)
В храме я вижу молитву народную;

Крепнет здесь вера моя.

Жизни осмысленной цель благородную

Здесь обретаю вновь я.

(Ф. И. Тютчев)

1020 лет шествует Русская Церковь, следуя за Христом, и восходит к горнему, небесному Иерусалиму. Сменяются века и тысячелетия, но вновь и вновь наши взоры обращаются к истокам земного бытия, вечным ценностям, христианским добродетелям, забываемым порой в мирской суете. Жизнь земная быстротечна. Уходят поколения. Рассеиваются в дымке истории целые империи и государства, обычаи и нравы, дела и свершения. Те ценности и добродетели, которые заложены в потаенных уголках человеческой души, не всегда становятся правилом жизни. Многие так и не могут их обрести, так как путь к ним тернист и труден. Только Церковь и Вера помогают осилить эту трудную дорогу.

В 988 году киевский князь Владимир крестил Киевскую Русь, но понадобились десятилетия и даже столетия, чтобы люди приняли веру Христову. В своем странствовании земном Русская Церковь следует за Христом Его крестным путем. Принятие Русью христианства навеки соединило народ, церковь и государство. Велика роль церкви в развитии культуры русского народа. Церковь наша просветительница, врачебница. Благодаря Церкви Русь смогла войти в европейскую цивилизацию, получила доступ к искусству, литературе.

Велик вклад Русской Православной Церкви в изменение образа жизни людей. Народы многонациональной России ,несмотря на языковые, культурные и этнические различия оказались связаны одной верой, одной судьбой. Марийский край не стал исключением. С присоединением к Русскому государству, началось крещение народа мари. Как и крещение Руси оно проходило сложно. Но никакие барьеры не могли разделить жажду духовного возрождения1.Уже в XVII веке на марийской земле стали появляться свои родники православной веры. В середине восемнадцатого века начинается массовое строительство храмов- каменных в городах и деревянных в селах.

XVIII век можно назвать началом широкого храмового строительства особенно в городах, а XIX век стал для Марийского края воистину «золотым веком».Главная причина этой строительной волны- общий подъем русской национальной культуры после триумфальной победы России в Отечественной войне 1812 года. Многие храмы закладывались всенародно как памятник победы.«Известия» по Казанской и Вятской епархиям сообщали о наличиях при храмах библиотек с раритетными изданиями. При храмах действовали церковноприходские и начальные школы. Общечеловеческие добродетели- милосердие и благотворительность - явились одной из основных забот православных церквей и монастырей еще с момента принятия христианства на Руси, когда представители духовенства своими деяниями покровительствовали убогим, престарелым, сиротам, показывали пример личного благодеяния. Основание церквей и монастырей явилось началом систематического развития милосердия и благотворительности в Марийском крае. Как правило, сельский и городской храм становился очагом культуры и просвещения. В храме узнавали важнейшие новости о жизни Государства Российского, императорского дома Романовых. Веками укреплялись традиции народной жизни. Церковные колокола звучали «во дни торжеств и бед народных»,отмеряя времена, эпохи, смену поколений2.«XX век в жизни русского Православия начинался многообещающе. Взамен обветшавших деревянных церквей строились новые деревянные или каменные, возводились храмы в тех селах края, где они еще не были воздвигнуты.И только первая мировая война приостановила этот процесс. А затем пришла революция с ее потрясениями и разрушением православного уклада жизни. Последний торжественный перезвон разливался в пасхальную неделю 1917 года. Россия вступила в новейшую эпоху. Октябрьский переворот неузнаваемо изменил Россию. Новая власть начала разрушать вековые традиции. Атеизм воинствующее безбожие стали вводиться в ранг государственной политики. Церковь была объявлена контрреволюционной силой и отделена от государства. Разрушение православных храмов в 30-е годы прошлого века в нашей стране означало не просто разрушение культовых сооружений, но в первую очередь, подразумевало разрушение веры людей. Нелегким был путь нашей Церкви в прошлом столетии. Более семидесяти лет над ней тяготел неправедный человеческий суд. То был суд тех, кто противился имени Божьему, кто глумился над Матерью-церковью, соучаствуя в поругании и гонении ее от безбожных сил»1.Семьдесят советских лет - тяжелое время в жизни нашей Православной Церкви. Закрывали монастыри, разрушали храмы, расстреливали и гноили по лагерям и тюрьмам священников. Православие старательно изгонялось из быта, из книг…Но претерпевшая свою Голгофу, Русская Церковь нашла силы, чтобы восстать из забвения!

На возвышенном месте села Семеновка златоглавой короной красуется храм. В прошлом году исполнилось 235 лет со дня постройки и освещения церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Тысячи людей здесь крестились, венчались, отпевали своих родных и близких. Здесь они искали и находили утешение. Божий храм, основанный более двух веков назад, и сегодня продолжает радовать и лечить людские души. В своих архитектурных формах церковь как бы синтезирует традиционно русские и классические приемы. Главный куб храма завершается круглой ротондой, увенчанной сферой с традиционной главкой на барабане. Обширная трапезная соединяет главный храм с трехъярусной колокольней типа «восьмерик на четверике»,объемы которой обильно декорированы многочисленными пилястрами, нишами, карнизами, создающими праздничный нарядный облик.1

Рождество-Богородицкая церковь была построена прихожанами в 1773 году и освещена 18 марта. Здание поначалу было деревянным. В 1795 году в церкви служили: священник Афанасий Матвеев, дьякон Иван Степанов. В описании храма за 1817 год указано, что «в селе Семеновка Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы деревянная освящена 1773 года марта 18 дня с приделом Святителя Николая, вместо коей сооружена уже в черне каменная, утварью снабжена достаточно…»,священником в ней-выше названный Андрей Степанов, бывший пономарь.2

К сожалению данных, о Семеновской церкви Рождества Пресвятой Богородицы не так много. Некоторые сведения о ней и несколько фотографий публикуют в своей книги «Православные храмы и монастыри Марийского края» С.В.Стариков и О.Г.Левенштейн. Большую исследовательскую работу, которая представляет огромный интерес, проделал В.В.Бажин, главный специалист отдела информации и публикации документов Государственного архива Республики Марий Эл. С докладом на тему «Из истории Рождество-Богородицкой церкви с. Семеновка» В.В Бажин выступил на VI научно-богословской конференции «Христианское просвещение и культура» в мае 2003 года. Архивные документы, с которыми работал автор статьи, позволяют многое узнать не только об истории самой церкви, но и ее прихода, в который входило несколько деревень.

Сравнивая работу Бажина В.В. с работой Старикова С.В. и Левенштейна О.Г.,мы обращаем внимание на некоторое расхождение в датах, когда была построена Семеновская церковь, эта разница составляет 45 лет. Авторы совместного труда указывают 1818год,а у В.В. Бажина это 1773год,хотя авторы обоих трудов указывают, что храм был построен на средства прихожан. Это недоразумение легко объясняется тем, что именно в 1818 году вместо деревянной церкви, которая как раз и просуществовала к тому времени 45 лет, была наконец достроена и освещена церковь каменная, что и отмечено в документах Госархива. Именно тогда протоиереем Иоанном Билярским и благочинным священником Помарским была составлена и укреплена опись церковного имущества, которая была утверждена печатью Духовного правления.

Чтобы иметь наиболее полное и точное представление о храме мы должны обратиться к труду В.В. Бажина, так как он работал с документами Госархива, поэтому ссылки будут делаться именно на этот труд.

Каменное здание с колокольней величаво возвышалось над округой, малиновый звон колоколов плавно растекался по округе. Приход храма составляли крестьяне села Семеновка, а также ближайших деревень: Княжны, Савина, Якимова, Игнатьева, а позже и починка Преображенского.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы первоначально имела два придела: холодный во имя Пресвятой Богородицы и теплый- во имя Святого Николая Чудотворца. Земли «… к сей церкви, отмежевано не было ни усадебной, ни пашенной, ни сенокосной» Притч состоял из четырех священнослужителей: священника Андрея Степанова, дьякона Григория Алексеева, дьячка Андрея Иванова и пономаря Михаила Андреева3.

Примечательно, что село это, с момента постройки церкви, и, примерно, до середины XIX века, имело второе название- «с. Рождественское Семеновка тож», в котором насчитывалось в то время чуть более полусотни душ мужского пола. За службу священнослужители получали ругу от прихожан «по одному четверику ржи, столько же овса, по копне сена с каждого венца». На содержание причта жалованья от казны и постоянного вклада не отпускалось, а «доброхотные даяния за требоисправления составляли до 100 рублей серебром в год». Духовное правление, местное благочиние, а также ближайшие Царевококшайские церкви находились в 5 верстах.

В церковной библиотеке, кроме богослужебных книг, имелась литература исторического и догматического содержания, а также журналы «Православный собеседник» и «Известия по Казанской губернии».

В 1862 году в соседней деревне Княжне было открыто приходское сельское училище, а 26 февраля 1869 г. При церкви было учреждено церковноприходское попечительство. Церковноприходская школа 1-го Царевококшайского благочиннического округа открыта 12 декабря 1884 года. Здесь обучалось 19 человек, из них русских-11 (8 мальчиков и 3 девочки) и 8 мальчиков мари1.

Вскоре вокруг церкви была поставлена ограда с железными решетками. Дома, в которых проживали священнослужители, страховались в Российском страховом обществе. Во время церковных праздников богослужения совершались также в деревянной часовне д. Княжны, крестьяне заказывали молебны по домам. Крестные ходы совершались и на поля, люди просили у Бога дождя и хорошего урожая. Все службы велись только на одном славянском языке.

За восемь десятилетий своего существования церковь похорошела, приобрела величавый вид. Золотые купола ее были видны за много верст. Четырехъярусный иконостас в главном храме был богато украшен святыми иконами, а стены - росписями на библейские сюжеты. Церковным старостой в 1899 году члены церковного совета избрали крестьянина д. Савино Ивана Васильевича Чулкова, который за щедрые пожертвования на колокол для Рождество- Богородицкой церкви был награжден серебряной медалью «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте. В 1901 году прихожан храма насчитывалось уже 2300 человек.

В приходе церкви находились школы: церковная в д. Якимово (открыта в 1903 г.), в д. Княжна- министерское двухклассное и земское женское училища, в д. Савино смешанное земское училище (открыто 16 сентября 1911 года) и в селе Семеновка- смешанное земское училище (открыто 1 сентября 1915 года). Церковная школа располагалась в наемном помещении. В 1914 году в ней обучалось 27 мальчиков и 12 девочек2.

В тот год в церковном штате состояли священник Иоанн Лукич Петров, дьякон Василий Михайлович Померанцев и псаломщик Александр Алексеевич Смирнов. К церкви был пристроен еще один придел, престолов стало три - во имя Рождества Пресвятой Богородицы (21/8 сент.), правый- во имя Святого Николая Чудотворца и левый- во имя Святого пророка Илии. К церкви была приписана каменная часовня в д. Савино, построенная на средства протоиерея Кронштадтского собора Иоанна Ильича Сергиева, известного всей России святого праведного Иоанна Кронштадтского3.

Первая мировая война отняла у церкви множество прихожан- мужчин: они ушли воевать за Веру, Царя и Отечество. Некоторые из них не вернулись домой, сложив головы на чужбине. Прихожане села принимали в свои дома эвакуированных и беженцев с западных территорий России. По архивным сведениям в 1916 году здесь проживало 15 семейств беженцев из далекой Холмской губернии.4

Одним из самых сложных периодов в истории Православной Церкви было время с ноября 1917 года до середины 40-х годов XX века. Закон 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» коренным образом изменил взаимоотношения между государством и церковью. Начались массовые репрессии против духовенства, которое было целиком причислено к контрреволюционным силам. Многие церкви уже тогда были разграблены атеистами и «воинствующими безбожниками». Так, в 1922 году из храма были изъяты многие предметы церковного убранства и утвари, а также изделия из драгоценных металлов, общим весом в 19 фунтов 52 золотника (около 8 кг), в том числе серебряная риза с иконы Божией Матери Троеручицы, 5 серебряно- золотых венцов с икон, 2 креста, потир, дарохранительница и другие сосуды из серебра. В то же время семеновский храм принял из разоренной Троицкой церкви г. Йошкар-Олы деревянную скульптуру сидящего Спасителя- одно из немногих скульптурных изображений Иисуса Христа в храмах Марийской епархии.1В 20-30 гг.XX столетия культуре был нанесен непоправимый ущерб, так как среди разрушенных культовых сооружений оказались уникальные памятники истории Марийского края. Именно тогда были закрыты, обезглавлены, а некоторые совсем разрушены, все близлежащие церкви, в том числе и городские.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была закрыта одной из самых последних в Марийской республике указом Президиума Верховного Совета МАССР от 27 января 1940 года и передана под мастерские (по другим документам под школу). Но 14 марта 1940 года по ходатайству исполкома Йошкар- Олинского района здание церкви было отдано артели слепых инвалидов «Победа». Спустя полтора года, а именно, 4 августа 1941 года постановлением Совета Народных Комиссаров Марийской АССР, в очередной раз, помещение храма было передано Народному комиссариату торговли под складские помещения2.

За годы хозяйственной эксплуатации церковное здание ветшало. Первый и главный алтарь, освященный во имя Рождества Пресвятой Богородицы, и летний храм, в котором он находился, были разрушены. Летом 1944 года Совет по делам Православной Церкви при СНК СССР, согласно заключению Совнаркома Марийской АССР и многочисленным заявлениям верующих г. Йошкар-Олы и Йошкар - Олинского района, разрешил открыть по одной церкви в г. Йошкар-Оле и в селе Семеновка3.

Фактически функционировать, после четырехлетнего перерыва, Семеновская церковь Рождества Пресвятой Богородицы начала с 4 ноября 1944 года4. И вновь потянулись сюда верующие люди, моля Господа ниспослать скорую победу над ненавистным врагом, здоровье своим близким, добро и свет всем людям. На свои скромные сбережения они ремонтировали и восстанавливали здание храма, приводили его в первоначальный вид. В конце 50-х- начале 60-х годов XX столетия наступила новая волна гонений на Церковь. Государство, строившее коммунизм, вновь сочло религию тормозом в деле построения светлого и нового общества. В нашей республике в короткие сроки были разрушены несколько храмов. Постановлением Совета Министров Марийской АССР от 10 сентября 1960 года была закрыта единственная в городе Воскресенская церковь, а религиозной общине ее было предложено в короткие сроки освободить здание, перенести совершение богослужений и перевезти все церковное имущество в церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка.

Переезд потребовал большой и напряженной работы. За короткий срок, предоставленный властями, нужно было сделать очень многое. Все эти заботы всецело легли на настоятеля храма, благочинного протоиерея о. Георгия Козлова и его паству. Во многом благодаря его стараниям работы по ремонту и перевозке имущества были проделаны, и церковь в с. Семеновка стала еще и все святыни Воскресенского Собора. Вновь было сделано входное крыльцо в летний храм, произведен частичный ремонт пола, покраска стен, и церковной сторожки . Указом епископа Казанского и Марийского Михаила от 15 декабря 1960 года было предписано церковь с. Семеновка впредь впредь именовать Воскресенским Собором, сохранив престольные дни как соборные, так и храмовые. Этим же указом подтверждался в сане протоиерея храма и благочинного православных церквей Марийской АССР Козлов Георгий Павлович, вторым священником назначался Василий Крживицкий, третьим - Федор Потоцкий, а дьяконом- Александр Лукьянов.

Не простыми для церкви и прихожан были последующие три десятилетия. Государство постоянно контролировало и направляло Духовное ведомство, «отлученное» от государства. Но оно так и не смогло до конца отлучить от веры миллионы своих граждан1.


Одной из неотъемлемых составных частей духовной жизни Православной Церкви и ее апостольской деятельности является почитание и прославление святых. Православные люди веруют, что святые пребывают в Царствии Небесном вместе с ангелами и ходатайствуют пред Богом за живущих на земле. Афонский старец Силуан говорил: «Святые были такие же люди, как все мы. Многие из них пришли от больших грехов, но покаянием достигли Небесного Царства. И все, кто приходит туда, приходят через покаяние, которое даровал нам Милостивый Господь своими страданьями.»2Как нельзя лучше эти слова подходят к Архимандриту Аверкию, на могилку которого приходит множество людей, молится, о чем-то просит и получает просимое.А кто он такой этот пока ещё не прославленный святой, каким он был в миру?

О жизни архимандрита Аверкия не сохранилось точных сведений. Практически все, что известно о нем — это несколько историй, которые часто пересказываются старыми при­хожанами храма Рождества Пресвятой Богородицы, в селе Семеновка. В архивах и библиотеках нашего города, да и в казанских фондах до сей поры не удалось найти что-либо о его жизни и подвигах. Только из рассказа старого пономаря, Александра Николаевича Антонова, заставшего о. Аверкия при его жизни, можно хотя бы в общих чертах представить себе облик этого Старца. Среди прихожан храма разносится легенда, рассказывающая о необычной и чрезвычайно поучительной судьбе праведника, который шел к Небу узким тернистым путем, много на этом пути претерпел скорбей и лишений, но без ропота и не унывая, достиг почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3, 14).

Святитель Дмитрий Ростовский го­ворит: «Когда святым воздается похва­ла, то не умалчивается и об их прежних грехах, дабы показать, что не все с юных лет были блаженны и праведны, а име­ли, подобно другим, растленное тело, но истинным покаянием, доброй в себе переменой и великими добродетелями прославились своею святостью. О сем повествуется в Житиях Святых для того, чтобы и мы, грешные, не отчаивались, но поспешили бы к скорому исправле­нию, зная, что, при помощи Божией, и после грехов, возможно, быть святыми, если только сами того пожелаем и для того потрудимся».3

Архимандрит Аверкий родился 7 октября 1847 года в деревне Савино Царевококшайского уезда. Крещен он был в семеновском храме Рождества Пресвятой Богородицы, к которому с давних пор относилась деревня Савино. При крещении будущий Старец назван был Андреем. Родители его, Даниил и Васса, были зажиточными крестьянами. Они имели свои посевы и собирали иногда хороший урожай, который затем продавали в разных городах и селах, имея с этого неплохой достаток. В свое время Андрей женился на благочестивой девушке и по обычаю взял ее в родительский дом. Вскоре у них появились и дети. Подобно другим крестьянам Андрей много трудился, по­могал отцу вести хозяйство. Однажды отец отпра­вил Андрея с обозами в Казань прода­вать зерно. Торговля там дала хорошую выручку, оставалось только развернуть лошадей и ехать домой. Но шумная и веселая городская жизнь, свобода и множество денег привлекли сердце молодого крестьянина. Подобно евангельскому блудному сыну Андрей не мог остановиться до тех пор, пока не расточил все свое имение... В глубоком чувстве рас­каяния он решается загладить свои гре­хи покаянием, посвятить жизнь на слу­жение Богу... Ничего, не сообщив на родину, Андрей оставил мир и из Каза­ни прямиком направился в Свияжский монастырь с твердой верой и надеж­дой на помощь Божию. В то время, монастырь был в самом расцвете.

Прошло много лет, во время ко­торых Андрей проходил различные по­слушания в обители. Наконец, по бла­гословению игумена принял он мона­шеский постриг. При этом Андрею дано было новое имя - Аверкий, в честь рав­ноапостольного Аверкия Иерапольского, память которого празднуется Цер­ковью 4 ноября (ст. ст.). С этого мо­мента он стал воином Христовым. Ис­полнилось, наконец, горячее желание сердца. Сомнения были позади, а впе­реди его ожидал крестный путь...

Однажды из деревни Савино в мо­настырь на богомолье приехали паломники. О. Аверкий в то время нес по­слушание в монастырской лавке: продавал иконы, свечи. Поклонившись свя­тыням обители, богомольцы-односель­чане пришли и в лавку, где, к своему удивлению и радости, встретили давно пропавшего близкого им человека, за которого они не знали, как и молиться. Рад был встрече и о. Аверкий. От них он узнал о своей жене — она осталась жить в доме его родителей, помогая в хозяйстве. При прощании о. Аверкий передал для семьи все, какие у него были, деньги. Через некоторое время в монастырь приехала сама жена, и у них состоялся долгий разговор. О. Аверкий просил позволить ему остаться в оби­тели. «Я желаю до конца своих дней идти тем путем, на который меня при­звал Господь», — говорил он. Жена о. Аверкия была благочестива и согласи­лась с его желанием. Вскоре о. Аверкия рукоположили в сан иеромонаха. Скоро после рукоположения в священный сан епархиальное начальство назначает иеромонаха Аверкия миссионером в одну из восточных Миссий Русской Православной Церкви. О. Аверкий был членом-сотрудником Палестин­ского Общества, состоял в отделении по поддержанию Православия на Вос­токе. К сожалению, мы почти совсем ничего не знаем об этом, самом долгом и плодотворном времени его жизни. Известно только, что он трудился, не жалея сил, имел множество император­ских наград, а также удостоился возве­дения в сан архимандрита. Примерно в 1915 году архимандрит Аверкий возвраща­ется на родину. Он селится в селе Семеновка, рядом с церковью Рождества Пресвятой Богородицы, где с помощью усердных прихожан, строит себе неболь­шой домик. В это время настоятелем храма в селе был священник Иван Лукич Пет­ров. Жену свою о. Аверкий уже не застал в живых, а дети давно вырос­ли, получили хорошее техническое об­разование в Москве и жили со своими семьями.

. В селе Семеновка о. Аверкий жил на по­кое, за штатом. Хотя тело его было не­мощно, но дух горел. Батюшка очень любил служить. Служил он часто, посто­янно проповедовал. Часто он расска­зывал в церкви перед народом исто­рию своего юношеского падения и пос­ледующего обращения к Богу. Даже получив дар прозорливости и духовно­го рассуждения, он не переставал ка­яться и оплакивать давно прошедшее. Таково было смирение Старца — он искренне считал себя ниже всех.

Многие обращались к Отцу Аверкию за советом и наставлением. И батюшка всех принимал, никого не отвергая и не оставляя без внимания. Духовными ча­дами Старца были почти все церков­нослужители Царевококшайска и окре­стных сел и деревень, монахи соседних монастырей. Много о. Аверкий говорил о будущей судьбе России, предсказы­вал скорые гонения на веру.

. За то время, пока о. Аверкий жил при храме Рождества Богородицы, он пост­роил две часовни: одну — в родной сво­ей деревне Савино, во имя пророка Бо­жия Илии, а другую — перед алтарем церкви, для своего погребения. Батюш­ка заранее сколотил себе гроб, сшил все погребальные одежды, сплел лапти, в которых и завещал себя похоронить. Блаженная кончина архимандрита Аверкия последовала 5 июля 1918 года. На отпевание Старца, несмотря на стро­гий большевистский режим, съехалось 11 священников, 3 диакона и множе­ство народа. После заупокойной литур­гии и отпевания гроб с телом почив­шего Батюшки крестным ходом обнес­ли вокруг церкви. Похоронен о. Авер­кий был, по завещанию, в устроенной им часовне. Духовные чада не закопали его, а положили в склеп, закрыв мраморной плитой1.

С тех пор прошло много лет. Однако и сегодня народ не перестает по­сещать могилку Старца, крепко веря в силу его молитвенного предстательства. Не забываем и мы при посещении Семёновской церкви попросить помощи у батюшки Аверкия и он всегда скоро приходит на помощь.
Ещё один светоч церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Семёновка—Священномученик епископ Леонид (Антощенко) (6.08.1872—7.01.1938). Почему именно он, ведь мы знаем, что в Йошкар - Олинской Епархии прославлено шесть священнослужителей. Да, это так, но только Священномученик епископ Леонид жил, служил и пострадал в селе Семёновка—городе Йошкар-Ола? В то время как Священномученики Адриан Троицкий служил в с.Михайловское(ныне Сурты);. Михаил Березин—в с.Кузнецово Горномарийского района; Сергий Стрельников— в с. Оршанка; Николай Рюриков— в с. Владимирское Горномарийского района;. Анатолий Ивановский—в с. Салтакьял Куженерского района. Недолго был на Марийской кафедре. епископ Леонид, но, кажется, это ему посвящены стихи священника Игоря Гусельникова:

«Укроет снег могильные холмы

До будущей весны и воскресенья…

И снова встанем у престола мы,

И пули будут нам венцом спасенья.»1

Давайте немного познакомимся с его жизнеописанием. Лаврентий Евтихиевич Антощенко родился 6 августа 1872 года в деревне Мало - Николаевка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье крестьян. После окончания городского училища 30 мая 1896 года он поступил в Свято- Троицкую Сергиеву Лавру, 26 мая 1898 года был определен послушником данной обители. 30 июля 1904 года Лаврентий Антощенко был переведен в Московский кафедральный Чудова монастырь, где 8 августа 1905 года был пострижен в монашество с именем Леонид, а 16 августа того же года рукоположен в иеродиакона. Помимо совершения богослужений, отец Леонид нес клиросное послушание, занимал должность смотрителя архиерейских покоев при Чудовом монастыре, а затем был назначен казначеем данной обители. «Поведение весьма хорошее, к послушаниям способен»- так говорилось о нем в клировых ведомостях тех лет.

26 марта 1910 года епископ Иннокентий (Фигуровский), начальник Пекинской Духовной миссии, издал распоряжение, согласно которому, иеродиакон Леонид (Антощенко) был назначен заведующим Петербургским подворьем миссии. Вскоре он был рукоположен в сан иеромонаха и приступил к исполнению своих обязанностей. С этим послушанием иеромонах Леонид справлялся успешно.

Свидетельством доверия церковного начальства к иеромонаху Леониду (Антощенко) были и другие ответственные поручения. Одним из самых значительных дел батюшки было строительство в 1915-1916 годах церкви в Харбине, где также находилось подворье Пекинской Духовной миссии.

С декабря 1912 года при Петербургском подворье действовала церковно-приходская школа, где иеромонах Леонид проводил с людьми пастырские беседы, занимался с ними церковным пением. Здесь же располагалась «Общество трезвости», деятельность которого была особенно важна в связи с тем, что Подворье находилось в районе «по преимуществу с рабочим населением; пьянство, разврат, невежество и другие темные явления… указывали на необходимость развития религиозно- просветительской деятельности». К 1914 году Общество насчитывало более 30 тысяч человек, по заведенному обычаю каждодневно за богослужением утром и вечером происходила запись желающих дать обет трезвости.

Труды иеромонаха Леонида (Антощенко) на ниве Христовой были высоко оценены. В 1919 году батюшка был возведен в сан архимандрита. С началом революции и гражданской войны архимандрит Леонид (Антощенко) жил и служил в Ленинграде. Свидетельством его духовной опытности, доверия к нему стало то, что 26 июня 1927 года он был рукоположен во епископа Переславль-Залесского, викария Владимирской епархии. 2 марта 1930 года решением тройки при ПП ОГПУ по Ивановской области владыка Леонид был осужден на 5 лет лишения свободы и отправлен в Пинюкские лагеря в Кировской области. Работа на строительстве железной дороги, Владыка духовно окормлял христиан, находящихся в лагере: исповедовал, причащал Святыми Дарами, присылаемыми из Москвы архиепископом Варфоломеем (Ремовым), и даже совершил монашеский постриг. Худенький, с небольшим чуть продолговатым лицом, с большой открытой улыбкой в сочетании с искрящимися глазами, он ободрял верующих, вызывал у общающихся с ним ответную духовную радость. Несмотря на тяжелые условия жизни и строгий надзор, заключенным удавалось совершать в лагере Богослужения.

Последней кафедрой Владыки стала Марийская, куда он был назначен в марте 1937 года. «Уже из вагона епископ Леонид благословил провожающих и тут же пророчески указал на себя в грудь и в землю», - вспоминал архимандрит Сергий (Савельев) о проводах Владыки в Марийскую область. Епископ Леонид поселился в Йошкар-Олы по адресу Зарубинская 4 (ныне Комсомольская), а с 1 октября 1937 года перебрался в село Семеновка, где служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Руководствуясь указаниями Митрополита Сергия (Страгородского), с которым вновь встречался в июне 1937 года, владыка Леонид управлял Марийской епархией, призывал верующих не ходить в обновленческие храмы, что к концу 1930-х годов в Марийском крае было по- прежнему актуально. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка стала оплотом Православия, сюда стекались верующие со всей округи.

Такая деятельность архипастыря, конечно, не осталась без внимания властей. Епископ Леонид (Антощенко) был арестован 21 декабря 1937 года и помещен в Йошкар - Олинскую тюрьму. На допросах, состоявшихся 22 и 27 декабря, виновным в контрреволюционной деятельности Владыка себя не признал. 29 декабря 1937 года тройка НКВД по МАССР приговорила его к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 7 января 1938 года, в день праздника Рождества Христова1.

Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года епископ Леонид был причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских. В 2008 году в центре нашего города была поставлена и освящена скульптурная икона Свмч. Епископа Леонида. Сюда верующие и учащиеся Воскресных школ приносят цветы и просят епископа Леонида молиться о городе, где прошли последние месяцы его жизни, и о людях нашего края.

Насколько огромно, незаменимо благодатное воздействие храма Божьего! Храм- это небо на земле, в храме «силы небесные с нами невидимо служат». Храм- это Дом Божий, дом молитвы. Он делает людей святыми, достойными вселения в них Самого Бога! Святые Отцы Православия называли храм «училищем благочестия». Преосвященный Димитрий архимандрит Херсонский в слове, посвященном св. князю Владимиру сказал: «Святая Вера Православная сберегла для нас самую историю Отечества нашего. Ибо главным памятником каждого царствования, каждого знаменательного события в Отечестве нашем служит или святая обитель иноческая, или храм Божий, или священное торжество Церкви; так что в храмах Божьих и в обителях благочестия вся летопись и история Царства Русского».1

Для меня было важно написать о Семеновской церкви, ведь с этим храмом меня связывает очень многое. Когда мне было три с половиной месяца, именно в церкви Рождества Пресвятой Богородицы состоялись две знаменательные встречи: со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексеем II и Епископом Йошкар - Олинским и Марийским Иоанном. 25 июля 1993 года меня первый раз в жизни причащал Святейший и благословил. Кстати сказать, по воспоминаниям недавно ушедшего Святейшего Патриарха Алексия II, это была первая и единственная сельская церковь, в которой он совершил хиротонию во епископа. Вот такие интересные факты! Позднее я еще несколько раз бывала на службе и причащалась у Патриарха Алексия, но первое Благословение в виде открыток у нас в доме бережно хранят, ведь такие же благословения получили и мои старшие сестры и братья. А еще, я отчитываю возраст нашей епархии по своим годам, ей столько же лет, как и мне. Когда я была маленькая, я очень любила бывать в Семеновской церкви со своими старшими сестрами, которые пели в детском хоре, а я, по своему малолетству, спала на клиросе. Врезались в память и встречи с Владыкой Иоанном, который осень любил подшучивать надо мной маленькой. Чем старше становишься, тем все лучше понимаешь, что церковь- это, действительно, твой дом, где тебя поймут и помогут. Да и как не любить этот храм, когда такие молитвенники стояли здесь у Престола Божия. Я верю, что они и сейчас незримо присутствуют на службах, молятся с нами и за нас. Ведь прошлое- это неразрывная часть нашей культуры, и мы должны бережно к нему относиться. Почему - то здесь приходят на ум стихи А. Платонова:

Лампадка теплится, лишь полная елеем,

Цветок живет лишь солнечным лучом:

Наш дух растет, становится светлее

Лишь в единении вечным со Христом2.

Сейчас в нашем городе открыто много храмов, много и строится, но, как и в детстве, на Рождество и на Пасху мне хочется быть в Семеновской церкви, где все так мило и дорого. Мы растем, храм остается прежним, мы уйдем, а в храм придут новые поколения, чтобы снова и снова славить Бога. Ведь каждая церковь- это безмолвная «песнь Богу» в камне. Поэтому свою работу закончить мне хочется словами поэта А. Солодовникова:

Как бы буря ни шумела,

Ни глумилась над тобой,

Неотступно, твердо, смело

Верен Церкви будь Святой.

В мутных волнах быстротечность,

Злая смерть на дне пучин.

Только в Церкви светит вечность

И Христос всегда один3.


I. Родники Православной веры на Марийской земле.
II. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка и ее значение в истории Марийского края.

  1. История Рождество - Богородицкой церкви.

  2. Жизнеописание архимандрита Аверкия.

III. Последняя кафедра священномученика епископа Леонида


Список литературы



  1. Бажин В. В. «Из истории Рождество - Богородицкой церкви с. Семеновка (по документам Госархива Республики Марий Эл, 1773- 1960 гг.) Йошкар-Ола 2004г.

  2. «Благовест» № 3, 2006

  3. «Мироносицкий вестник» № 4, 1997г.; № 9, 2002г.

  4. Паломничество во Святую Землю. «Эком - Пресс, 1997 г.

  5. Православный календарь для семейного чтения, СПб, 1994 г.

  6. Православный календарь на 1995 год

  7. Солодовников А. «Я не устану славить Бога» «Паломник», Москва, 2006г.

  8. С.В.Стариков, О.Г.Левенштейн «Православные храмы и монастыри Марийского края» Йошкар-Ола, 2001 год

МОУ «Лицей №11 имени Т.И.Александровой» города Йошкар-Олы

Республики Марий Эл

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

села Семеновка и ее значение

в истории Марийского края.

Выполнили: группа «Наследники – юный богослов»

при Научном обществе лицеистов «Знатоки»

Руководитель: С.Б.Поздеева,



заведующая библиотекой лицея
Йошкар-Ола, 2009год

1 С.В.Стариков,О.Г.Левенштейн «Православные храмы и монастыри Марийского края» стр.7.

2 Там же стр.10.

1 Свт. Патриарх Алексий II, «Паломничество во Святую Землю» стр.7.

1 С.В.Стариков, О.Г.Левенштейн там же стр.27.

2 В. В. Бажин “Из истории Рождество- Богородицкой церкви с.Семеновка»стр.141.

3 В. В. Бажин там же, стр 142.

1 Бажин В.В., там же стр. 142

2 Бажин В.В., там же стр.143

3 Бажин В.В., там же стр.143

4 Бажин В.В., там же стр. 144

1 С.В.Стариков ,О.Г.Левенштейн там же стр28

2 Бажин В.В., там же стр.144

3 Бажин В.В., там же стр.145

4 Бажин В.В., там же стр.145

1 Бажин В.В., там же стр.146

2 Старец Силуан Афонский, Православный календарь для семейного чтения,стр.22

3 Свт. Димитрий Ростовский, «Мироносицкий вестник» №4, 1997г.

1 В. Ларионов, «Мироносицкий вестник»,№4,1997г.

1 Свящ. Игорь Гусельников, «Благовест» №3,2006г.

1 Газ. «Мироносицкий вестник» №9, 2002год.

1 Православный календарь на 1995 год- 8 января.

2 Православный календарь для семейного чтения, стр. 59.

3 А. Солодовников «Я не устану славить Бога», стр. 96.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница