Авраам в коране




Скачать 142.73 Kb.
Дата28.07.2016
Размер142.73 Kb.


Мир Библии // 8 (2001). - С. 38-42.

Алексей Журавский

АВРААМ В КОРАНЕ

“Не был Авраам ни иудеем, ни христианином,

а был единобожником, мусульманином”

Коран 3: 60


Кораническое понимание Адама (AЇdam), Авраама (IbraЇhiЇm), Марии (Maryam), Иисуса (IЇЇsaЇ) дает нам возможность глубже осмыслить важнейшие моменты мусульманского вероучения, лучше увидеть дихотомию близости-удаленности ислама в его отношении к библейской традиции.

На мой взгляд, в Коране среди многочисленных айатов, связанных с Адамом, Авраамом, Марией, Иисусом, можно найти один-два ключевых, как бы вбирающих в себя саму суть коранического понимания каждого из них.. О Адаме: “Вот, Господь твой сказал ангелам: Я поставлю на земле наместника (khaliЇfa). Они сказали: ужели поставишь на ней того, кто будет делать непотребства на ней и будет проливать кровь, тогда как мы воссылаем славу Тебе и святим Тебя? Он сказал: Я знаю то, чего не знаете вы. И Он научил Адама всем именам...” (Коран 2:30-31). О Марии: “В этом Писании вспомяни о Марии...”(Коран 19:16). С достаточной степенью уверенности можно утверждать, что это - хронологически первый айат, посвященный Марии, единственной из женщин названной в Коране по имени; а также: «И вот Ангелы сказали: “Мария! Бог избрал тебя и очистил тебя. Он избрал тебя, предпочитая всем женщинам миров” (Коран 3: 42 С.).1 О Иисусе: “Вот - Иисус, сын Марии, слово истины, о котором они сомневаются”. (Коран 19: 34).2 О Аврааме - это айат, вынесенный в эпиграф, а также: “Авраама Бог избрал Себе другом”(Коран 4:125).

Аврааму в Коране уделено особое внимание, отведена важнейшая роль. Он упоминается в 37 коранических пассажей, 25 сурах, 245 айатах. Авраам - правоверующий (h·aniЇf, см. Коран 2:133; 3:67, 198); отец верующих (Коран 2:124; 14:40; 22:161);3 ему Бог ниспослал свитки - первое Писание (Коран 53:36-37; 87:18-19); он был праведником и пророком (Коран 19:41) “с сердцем беспорочным” (Коран 37:84), кротким, сострадательным и жалостливым (Коран 11:75); Бог поставил его имамом (предстоятелем) для людей (Коран 2:124).

Ислам, исторически ставший последней мировой религией, самой молодой религией, сам себя, по крайней мере, в лице своего основателя Мухаммада, таковой вовсе не осознавал. В Коране вполне определенно говорится, что Мухаммад призван не для того, чтобы дать людям новое вероучение, а для того, чтобы восстановить в изначальной чистоте веру в единого Бога (Коран 46:9). Эта вера заложена в каждом человеке, свойственна его подлинной природе (fit·ra), благодаря завету, который Бог заключил с сынами Адама, т.е. человеческим родом: “Некогда Господь твой из сынов Адама, из чресл их, извлек потомков их и повелел им дать исповедание о себе самих: “Не есмь ли Я Господь ваш?” Они сказали: - Да, исповедуем это. - Это было для того, чтобы в день воскресения не сказали: мы не были в состоянии постигнуть это; или не сказали: отцы наши прежде нас признавали соучастников Богу, а мы были только их потомками...” (Коран 7:172-173). Эта идея получает развитие и в мусульманской традиции. Согласно распространенному хадису4: “Абу Хурейра, да будет доволен им Бог, сообщил, что Посланник Божий, мир ему и Божье благословенье, сказал: “Каждый ребенок рождается в состоянии fit·ra [то есть в состоянии чистоты, верующим в единого Бога - А.Ж.]. Это родители делают его иудеем, христианином, зороастрийцем. Так и верблюдица производит на свет своих верблюжат. Разве найдешь ты в их членах хоть какой-нибудь изъян?”.5

Итак, ислам по отношению к иудаизму и христианству религия не новая. В чем же мусульмане находят основание для утверждения истинности своей веры? В Коране говорится: “Они говорят: “будьте иудеями” или “будьте христианами” - найдете прямой путь! Скажи: нет! мы община Авраама, веровавшего в единого Бога, он не был в числе многобожников” (Коран 2: 129). В другом месте: “Мы возвестили тебе в откровении: следуй религии Авраама, который был истинной веры” (Коран 16: 124). И, наконец, кульминационный айат - средоточие авраамической темы в Коране: “Не был Авраам ни иудеем, ни христианином, а был единобожником, мусульманином” (Коран 3: 60). Таким образом, вера Авраама - эталон мусульманской веры. Бог Авраама - Бог ислама: “Истину говорит Бог! Следуйте религии Авраама, который был правоверующим, и не был в числе многобожников” (Коран 3:95).

Причем, арабы-мусульмане утверждают свое родство с Авраамом не только по вере, но и по крови, считая своим праотцем Измаила, сына Авраама и Агари. Вспомним, что в средние века христиане часто называли мусульман агарянами или измаилянами.6 Пусть в сугубо отрицательном плане и весьма смутно, но христиане с самого появления ислама угадывали его таинственную связь с Авраамом, Агарью и Измаилом.

Одним из первых уже в духе исламодицеи (т.е. исторического и духовного оправдания ислама) на эту таинственную связь обратил внимание Вл. Соловьев. В работе История и будущность теократии Вл. Соловьев рассматривает ислам в плане его места в общем теократическом движении человеческой истории. Кроме главного ствола теократии, идущего от Авраама через народ еврейский, Бог возрастил и некоторые побочные ветви. За 25 столетий до появления ислама предустановленно было свыше и предуказанно величие и особое значение в судьбах Божьих племени аравийского, исшедшего из Авраама через побочного его сына Измаила. Ислам, получивший в лице Агари и Измаила четырехкратное обетование Господне, есть одна из таких побочных ветвей, которая пошла от самого начала ствола. “Умножая умножу семя твое и не сочтется от множества” (Быт 16:10). Благодаря исламу небольшое аравийское племя необычайно возросло, вобравши в свои недра множество покоренных и обращенных народов, и распространило силу своего имени и своей новой религиозной идеи на всю южную половину старого исторического мира, от Марокко на Западе до Индии и Китая на Востоке.7

Вторая важнейшая авраамическая тема в Коране - исключительный статус отношений Бога с Авраамом, которого Он “избрал Себе другом”(Коран 4:125). Эпитет друг Божий прилагается в Коране только к Аврааму. В остальных случаях отношение человека к Богу мыслится преимущественно в категории слуг раб Божий. В Новом Завете отношение раб - Господин снимается актом усыновления, которого человек удостаивается благодаря искупительной жертве Сына Божьего. Например, в Послании к Галатам: “Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа”(см. Гал 4:4-7). Коран же принципиально отвергает идею сыновства Божьего, усматривая в ней посягательство на абсолютное единство и трансцендентность Бога, Его радикальную недоступность. И вдруг khaliЇlu-l-llah по отношению к Аврааму: друг Божий, так принято переводить эти коранические слова, так их понимают и переводят на европейские языки сами мусульмане, но примечательно, что khaliЇl допустимо переводить и как возлюбленный. Ср. синодальный перевод: “Ради Авраама, возлюбленного Тобою” (Дан 3:35); в Септуагинте: дйN Бвсббм ф’н zгбрзмЭнпн ›р’ уп™ (эти слова из Песни Азарии, поэтому их нет в Танахе).

Статус друга Божьего определяет особые отношения Авраама с Богом: “Мы в сем мире, он и в будущей жизни будет в числе праведных” (Коран 2:130). Бог заключает также с Авраамом союз (Коран 2:124-125). Как друг Божий Авраам дерзает “спорить за народ Лота” с Богом, когда Тот приговаривает его к “неотразимой казни” (Коран 11:74). И как друг Божий он просит у Господа доказательств Его всемогущества:

“И когда Авраам сказал: Господи, покажи мне, как оживляешь Ты мертвых! Он сказал: Ужели ты не веришь? Он сказал: Напротив, а только для того, чтобы успокоить сердце мое. Он сказал: Так возьми четырех птиц, рассеки их на части, какие ты хочешь, и части их разложи по горам; потом позови их: они быстро прилетят к тебе; из этого узнай, что Бог силен, мудр” (Коран 2:260).



Здесь тема оживления/нового творения: 2:259, 17:49-50 ср. Иез 37:5-6

Согласно Корану, Авраам рано понял бессмысленность веры в идолов, которым поклонялись его соплеменники. Он долго искал истинного Бога, обратившись сначала к астральным культам:

“Когда покрыла его ночь, он увидел звезду; он сказал: Это Господь мой! Но когда она закатилась, то он сказал: Не люблю закатывающихся. Потом, когда увидел он восходящую луну, сказал: Это Господь мой! А когда она закатилась, он сказал: Если бы Господь мой не вывел меня, я был бы из людей заблудших. Когда же он увидел солнце восходящим, он сказал: Вот Господь мой; этот самый великий! Когда же и оно зашло, он сказал: Народ мой! Я чист от тех, кого вы признаете соучастниками Богу” (Коран 6:76-78). Тогда Аврааму открылась вера в единого и единственного Бога: “Я обращаю лицо свое к Тому, кто сотворил небеса и землю, истинно поклоняясь Ему; я не из многобожников” (Коран 6:79). Авраам попытался проповедовать эту истинную веру своему народу, но соплеменники не поверили ему, как не поверили в свое время Ною, не поняли и не приняли его, посчитав хулителем. Тогда Авраам разбил в куски всех идолов (Коран 21:58). Его бросили в огонь, но Бог чудесным образом спас его: “Они сказали: сожгите его! Заступитесь за богов ваших, если вы хотите что сделать. Мы сказали: огонь будь хладен! мир Аврааму!” (Коран 21:68-69; см. также Коран 29:24 и 37:97).8 В мекканский период своих проповедей, гневно обличая идолов и многобожие, Мухаммад будет как бы повторять аргументы Авраама.9

Авраам пытается убедить хотя бы своего отца: “Вот сказал Авраам отцу своему Азару10: Ужели ты кумиры принимаешь за богов? Вижу, что ты и народ твой в очевидном заблуждении” (Коран 6:74). Но и здесь он отвергнут: “Ужели ты, Авраам, испытываешь отвращение к моим богам. Если ты не удержишься от этого, я побью тебя камнями. Уйди от меня надолго” (Коран 19:46).11

Тогда Авраам принимает решение уйти от своего народа: “Я отделюсь от вас и от того, что вы призываете помимо Бога” (Коран 19:48). Во время своих скитаний Авраам остановился в Мекке. Здесь он возвел Господу первый храм в Аравии.12 Много веков спустя, это место стало главнейшим духовным центром мусульман, средоточием ислама. Не считая ежегодного паломничества, в его сторону пять раз в день во время молитвы обращаются миллионы верующих. Совершить хотя бы раз в жизни паломничество (h·adjj) в Мекку, к ka‘ba, – одна из пяти религиозных обязанностей каждого мусульманина. Во время ежедневной пятикратной молитвы (al-s·alaЇt), также являющейся религиозной обязанностью каждого мусульманина, верующие должны обращать свои лица по направлению к al-ka‘ba. В мечетях это направление (k··ibla) указывает специальная ниша в стене (mih·raЇb).

Более того, во время пяти ежедневных предписанных молитв и паломничества, на свадьбах и похоронах, т.е. основных событий в жизни человека, мусульмане обязательно читают молитву Авраама (al-s·alaЇt al-ibraЇhiЇmiyya): “Боже, благослови Мухаммада и род Мухаммада, как благословил Ты Авраама и род Авраама, ниспошли благословение Мухаммаду и роду Мухаммада, как ниспослал Ты благословение Аврааму и роду Авраама в этом и ином мирах. Воистину, Ты достоин всякой хвалы и славы”.13

Сверх того, культовое содержание паломничества связано во многом с воспоминанием и прославлением событий из жизни Авраама, Агари и Измаила. Помимо семикратного обхода al-ka‘ba (tawaЇf) и целования (tak·biЇl) внутри нее черного камня, символизирующего поклонение единому и единственному, всемогущему Богу, что еще совершает во время хаджа мусульманин? Он семь раз пробегает между холмами ас-Сафа и ал-Марва (sa‘y) в воспоминание о метаниях Агари в поисках воды для умирающего от жажды Измаила, когда они были изгнаны в пустыню. Мусульманин также пьет воду из колодца Замзам, который открыл уже отчаявшейся Агари ангел Гавриил и из которого она напоила Измаила. Паломники также на второй день хаджа, 9-го числа месяца зу-л-хиджжа, направляются в полдень к горе Арафат,14 и там, у подножия горы, остаются стоять (wuk·uЇf) до наступления темноты. Это - кульминационный момент паломничества, символизирующий предстояние перед ликом Божьим в Судный день. В течение всего стояния верующие взывают к Богу, испытуя свою совесть, и постоянно читают talbiya - молитву, которую мусульманская традиция также приписывает Аврааму: “Вот я перед Тобой, Боже! Вот я перед Тобой! Нет у Тебя соучастника! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя соучастника!”15 Эту молитву мусульманин читает также перед началом паломничества, войдя в Мекку и вступая в состояние ih·raЇm.16

Во время хаджа паломник также останавливается и молится около makaЇm IbraЇhiЇm (букв. места или стоянки Авраама - камня рядом с al-ka‘ba, на который вставал Авраам и у которого он молился, когда возводил ее. Коран описывает возведение al-ka‘ba Авраамом и его сыном Измаилом следующим образом:

“И вот Авраам, вместе с Измаилом, положил основание этому дому. “Господи наш! Призри на нас! Ибо Ты слышащий, знающий. Господи наш! Сделай и нас предавшимися Тебе (muslimiЇn), и наше потомство – общиной, предавшейся Тебе (muslima); покажи нам места нашего поклонения, и обратись к нам, ведь Ты – обращающийся и милосердный. Господи наш! Воздвигни среди них посланника из них самих, который прочтет им Твои знамения и научит их Писанию и мудрости, и очистит их, ведь Ты, поистине – великий, мудрый” (Коран 2:127-129). Так, согласно мусульманским комментаторам, Авраам, возведя (или, по другой трактовке, восстановив) al-ka‘ba, обращается к Богу с молитвой о пророке для арабов.

Эти айаты ярко раскрывают природу и глубокие связи, соединяющие ислам и Авраама. А главное, миссия, доверенная Мухаммаду, предстает в этих стихах как ответ на молитву библейского патриарха. Однако со временем храм, возведенный единому Богу принципиальным противником язычества, стал языческим капищем. Это и есть, согласно Корану, tah·riЇf - повреждение, которому подвергается истинная вера в силу нравственного несовершенства человеческой природы. Поэтому Бог доверяет Мухаммаду миссию восстановления веры в единого Бога. Миссия эта продолжала и завершала миссию Авраама.

Примечательно, что в суфизме понятие Место Авраамово (makaЇm IbraЇhiЇm) постепенно приобретает значение близкое к Лону Авраамову. Этот образ лишь однажды встречается в Новом Завете (см. Лк 16:22). В позднеиудейских и христианских представлениях он понимается как потустороннее место блаженного упокоения умерших праведников и страдальцев; символ защищенности людей, доверившихся Богу под покровительством Авраама как отца верующих, интимно соединенных с ним подобно малым детям, сидящим на коленях отца (ср. мозаику Собора Парижской Богоматери) или укрывающимся у него за пазухой (ср. фреску Даниила Черного в Успенском соборе во Владимире). В Коране о месте в Мекке, где молился Авраам, говорится: “В нем есть ясные знамения: место Авраама, и кто входит в него, тот безопасен” (Коран 3:97).

Еще одно важнейшее в истории ислам событие связано с Авраамом и его сыном от Агари Измаилом - хиджра (hidjraараб. переселение, выселение), в основном значении – переселение Мухаммада из Мекки в Медину в 622 г., событие, от которого мусульмане ведут свое летосчисление по лунному календарю и которое сыграло решающую роль в становлении ислама: разрыв родственных связей вывел мусульманскую общину из племенного измерения. Обрывалась историческая пуповина, связывавшая новое религиозное мироощущение с материнской почвой, подобно уходу Авраама из Ура, подобно выселению Измаила в пустыню. Уход Мухаммада из Мекки претворяет божественный замысел о Измаиле, сыне Авраама от Агари.

В Коране есть такие слова: “Поистине, религия пред Богом – ислам” (Коран 3:19), то есть искреннее и преисполненное доверия предание себя в руки Творца, единого и непостижимого. В этом заключается основополагающий и этимологический смысл слова ислам. Среди всех посланников Бога, согласно Корану и мусульманскому вероучению, именно Авраам своей верой-доверием и своими делами лучше других символизирует подобное отношение к Богу. По молитвам своим он уже в преклонных годах получил от Бога “кроткого сына” (Коран 37:101). И вот, едва только сын подрос и стал трудиться вместе с ним, как Авраам получил во сне повеление принести его в жертву. Повеление безо всякого объяснения и мотивации.

Однако ни Авраам, ни его сын (в Коране имя сына не названо, но мусульманская традиция единодушно указывает на Измаила) не протестуют и не возмущаются. “Отец мой, делай, что тебе приказано; ты найдешь меня, если пожелает Бог, терпеливым” (Коран 37:102). В решающий момент, когда нож был уже занесен, рука Авраама остановлена и юношу “искупили... великой жертвой” (Коран 37: 107). Согласно мусульманским толкованиям этого события, Бог подвергает нас тяжелым испытаниям, но в конечном счете всегда избавляет. Мы не понимаем смысла тех испытаний, через которые проходим. Человеку не под силу понять природу зла. Единственное, что ему доступно, – принять ее в доверии творения к своему Творцу, даже в том случае, если разум наш отказывается понимать и возмущается. Современный мусульманский автор Мохамед Талби так комментирует готовность Авраама принести своего возлюбленного сына в жертву: “В символе жертвоприношения, совершенного Авраамом, заключен глубочайший смысл ислама. А именно – доверчивое предание всего своего существа Богу. Богу Всемогущему, чьи пути столь часто непонятны и таинственны для нас, – но также и бесконечно Благому и Мудрому”.17


Итак, Мухаммад, согласно Корану и исламскому вероучению, призван не для того, чтобы создать новую религию, а для того, чтобы восстановить истинную веру Авраама, который был первым мусульманином. И в этом наиглавнейшая кораническая миссия Авраама. Собственно, через Авраама Мухаммад в своих ранних проповедях утверждает определенное духовное родство своей веры с иудейской и христианской духовными традициями, а в более поздний период именно через Авраама Мухаммад противопоставляет веру мусульман иудаизму и христианству. Можно сказать, что религиозная самоидентификация Мухаммада начинается именно с осознания того факта, что Авраам не был ни иудеем, ни христианином, но был уже верующим в единого Бога. Без этой религиозной интуиции, может быть, и не было бы ислама. Поскольку без этого религиозно-исторического “отката назад” араб-язычник, отвергнув идолов и обратившись в веру в единого Бога, попадал бы в прямую зависимость от одной из двух монотеистических традиций с их богатым и сложным, веками наработанным духовным опытом, который, очевидно, оказался для него непосильно тяжким ярмом.

В какой-то степени возможно чисто формальное сравнение авраамического опыта Мухаммада с обращением апостола Павла. После встречи с Христом на пути в Дамаск Павел прозревает в Аврааме образ того, кто был оправдан верой, оправдан доверием и покорностью самими по себе, а не законом. Поскольку закона еще не было, и даже обрезание Авраама последовало позже. Исходя из этого, Павел ставит принадлежность Аврааму по вере выше принадлежности ему по закону: “Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование быть наследником мира, но праведностью веры” (Рим 4:13).

В очерке Магомет, его жизнь и учение Вл. Соловьев напишет: “В Мекке родился человек, через которого исполнились древние обетования Божии об Измаиле, предке его”.18

Полвека спустя в эссе Три молитвы Авраама, независимо от Вл. Соловьева, французский исламовед Луи Массиньон увидит в исламе таинственный ответ Бога на молитву Авраама в Вирсавии: “Итак, ислам, явившийся после Моисея и Иисуса с пророком Мухаммадом, протестующим провозвестником Суда смерти, ожидающей все сотворенное, представляет собой таинственный ответ благодати на молитву Авраама за Измаила и арабов: “И о Измаиле Я услышал тебя”.19



И еще Л. Массиньон напишет, имея в виду 15-17 стихи Книги Бытия: “История арабского племени начинается со слез Агари – первых слез в Писании”.20

1 См. А. Журавский. Мария в Коране и мусульманской традиции. - Мир Библии. - 7 (2000), с. 64 - 70.

2 Они, согласно комментариям, - христиане (см. А. Журавский. Иисус в Коране. - Мир Библии. 4 (1997). с. 89 - 95).

3 Ср. Римский мартиролог на 9 октября: “Patriarchae nostri Abrahae omnium credentium Patri” (Патриарху нашему Аврааму, Отцу всех верующих - лат.).

4 Хадис (h·adiЇth)- короткий рассказ о том что сказал, сделал или молчаливо одобрил Мухаммад. Хадисы в своей совокупности образуют корпус мусульманского предания - сунну.

5 al-BukhaЇriЇ. al-S·ah·iЇh·, fiЇ al-djanaЇ’iz, h·adiЇth ruk·m 1270, 1295

6Религией измаилян называет ислам уже Иоанн Дамаскин.

7 См. В.С. Соловьев. Собрание сочинений в 10 томах. СПб., 1911 - 1914, Т. 4, с. 381

8 Ср. историю трех отроков в печи огненной в Книге пророка Даниила (см. Дан 3:49-50).

9 См. подробней М.Б. Пиотровский. Коранические сказания. М., 1991, с. 84-85.

10 Возможно, смешение с Елиезером - мажордомом Авраама (Быт 15:2). Мусульманские комментаторы объясняли это расхождение в именах тем, что Азар - прозвище Тераха или его титул при дворе царя Нимрода.

11 Ср. Книга юбилеев или Малое бытие, XII.

12 Храм я употребляю условно, буквально в Коране - bayt (дом). Сами же мусульмане чаще всего говорят ka‘ba (букв. куб).

13 Мусульманину об исламе: обряды и молитвы. М., 1992, с. 31.

14 ‘ArafaЇt (араб.) - название группы вершин к востоку от Мекки и одной из гор (‘arafa).

15 Мусульманину об исламе: обряды и молитвы, с. 42.

16 Особое состояние, в которое должен войти верующий, совершив ряд очистительных обрядов, перед началом хаджа; а также специальное одеяние паломника, состоящее из двух кусков белой материи.

17 Мохамед Талби. Вера Авраама и мусульманская вера. - Христиане и мусульмане: проблемы диалога (составление, всупительная статья и комментарии А. Журавского). М. 2000, с. 196.

18 В.С. Соловьев. Магомет: его жизнь и учение. М., 1991, с. 12.

19 Л. Массиньон. Три молитвы Авраама, отца всех верующих. - Христиане и мусульмане: проблемы диалога, с. 180-181.

20 Там же, с. 180.



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница