«авиадиспетчер» прототип динамической интеллектуальной системы мониторинга взлетно-посадочных полос




Скачать 26.36 Kb.
Дата24.07.2016
Размер26.36 Kb.

УДК 004.896(06) Интеллектуальные системы и технологии


И.А. ПУСТОГАРОВ, О.Е. СИРОТИНКИНА

Московский инженерно-физический институт (государственный университет)
«АВИАДИСПЕТЧЕР» - ПРОТОТИП ДИНАМИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС
В данной работе описывается прототип динамической интеллектуальной системы управления процессом взлетов и посадок самолетов на территории одного аэропорта.
«Авиадиспетчер» - это демонстрационный прототип динамической интеллектуальной системы (ДИС), предназначенный для управления взлетно-посадочными полосами в рамках одного аэропорта. Для управления аэропортом актуальны задачи контроля приземлений самолетов и слежения за состоянием взлетно-посадочной полосы [1,2]. В настоящее время эти обязанности возложены на группу диспетчеров аэропорта, что требует от них непрерывного контроля и постоянного напряженного внимания. Предлагается разработать интеллектуальную систему мониторинга взлетно-посадочных полос, которая поможет снизить нагрузку на человека за счет оперативной выдачи рекомендаций и предупреждений.

Прототип ДИС «Авиадиспетчер», интегрированный в программно-аппаратный комплекс, управляющий работой аэропорта, будет обеспечивать поддержку решения задач, связанных с мониторингом авиапарка, слежением за окружающей средой и приземлением самолетов, выдавая при этом рекомендации по организации работ на посадочных полосах, по корректировке курса, а также предупреждения о возможности столкновений в районе аэропорта. Реализация прототипа данной системы проводилась с помощью инструментальной среды G2 (версия 8.3) фирмы Gensym Corp, являющейся мировым лидером по созданию бизнес-приложений реального времени.

Управление взлетно-посадочными полосами зависит от внешних меняющихся во времени факторов, поэтому прототип системы «Авиадиспетчер» должен включать в себя подсистему моделирования внешнего мира (т.е. территории аэропорта, близлежащих зон а также их воздушных пространств). Для реализации подсистемы была построена имитационная модель [3], представленная на рис. 1, которая включает в себя модель взлетно-посадочных полос и самолетов, характеризующуюся такими параметрами, как состояние полосы, время ее занятости, положе­ние самолетов относительно аэропорта и т.д.; множество контролируемых неуправляемых параметров (на рис. 1 обозначенных вектором ), влияющих на посадку самолета (время суток, загруженность аэропорта, занятость полос); модель случайных возмущений, генерирующую множество возмущений (на рис. 1 обозначенных вектором ) таких, как непредвиденное изменение погодных условий, необходимость критической посадки самолета и т.п.; модель системы управления, обеспечивающую формирование множества контролируемых управ­ляе­мых параметров (на рис. 1 обозначенных вектором ), т.е. параметры датчиков, количество датчиков и т.п.; множество выходных параметров модели объекта управления (на рис. 1 обозначенных вектором ): загруженность аэропорта, информация о критических ситуациях.


Рис. 1. Имитационная модель территории аэропорта и его воздушного пространства



Список литературы


  1. Регулирование безопасности гражданской авиации [Электронный ресурс] = Civil Aviation Safety Regulations 1998 (CASR 1998) : — Электрон. дан. — М. : Управление гражданской авиацией, 1999 — Режим доступа: http://www.casa.gov.au/rules/1998case/143, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.

  2. Должностная инструкция диспетчера [Электронный ресурс] Rules and Procedures (Air Traffic Controller) : — Электрон. дан. — М. : Управление гражданской авиацией, 1999 — Режим доступа: http://www.casa.gov.au/rules, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.

  3. Рыбина Г.В. Использование методов имитационного моделирования при создании интегрированных экспертных систем реального времени // Изв. РАН. ТиСУ. 2000. №5. С.147-156.




ISBN 978-5-7262-0883-1. НАУЧНАЯ СЕССИЯ МИФИ-2008. Том 10


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница