Авгиевы конюшни



Скачать 84.87 Kb.
Дата19.07.2016
Размер84.87 Kb.
Авгиевы конюшни 1. сильно засоренное, загрязненное место, обычно помещение, где все валяется в беспорядке;2. то, что находится в крайне запущенном состоянии, в беспорядке и т.п. Обычно о какой-либо организации, о полной неразберихе в ведении дел.· · ·От названия огромных канюшен элидского цар Авгия, не чищенных в течение многих лет. Очистка их оказалась под силу только могучему Гераклу - сыну Зевса. Герой очистил авгиевы конюшни в один день, направив через них воды двух бурных рек. Двуликий Янус 1. двуличный человек; 2. дело, имеющее две противоположные стороны.· · ·В древнеримской мифологии Янус - бог времени, а также всякого начала и конца, бог перемен, движения. Он изображался с двумя лицами, молодым и старым, которые были обращены в разные стороны: молодое - вперед, в будущее, старое - назад, в прошлое.    Кануть в Лету быть забытым, бесследно и навсегда исчезнуть.· · ·От названия Леты - реки забвения в подземном царстве Аида; из нее души умерших пили воду и забывали всю свою прошлую жизнь.    Между Сциллой и Харибдой в таком положении, когда опасность угрожает с двух сторон (быть, оказаться, находиться и т.д.). Синонимы: между молотом м наковальней, между двух огней.· · ·От названия двух мифических чудовищ, Сциллы и Харибды, живших по обеим сторонам узкого Мессинского пролива и губивших всех проплывающих мимо.    Нить Ариадны, Ариаднина нить то, что помогает найти выход из затруднительного положения.· · ·По имени Ариадны, дочери критского царя Миноса, которая, согласно древнегреческому мифу, помогла афинскому царю Тесею после того, как он убил полубыка-получеловека Минотавра, благополучно выбраться из подземного лабиринта при помощи клубка ниток .    Прокрустово ложе то, что является мерилом для чего-либо, к чему что-то насильственно подгоняют или приспосабливают.· · ·Первоначально - ложе, на котором, по древнегреческому мифу, разбойник Полипемон, по прозвищу Прокруст ("растягивающий"), укладывал схваченных им путников и вытягивал ноги тем, кому это ложе было велико, или отрубал ноги тем, кому оно было мало.    Рог изобилия Как будто из рога изобилия - в огромном количестве, неисчерпаемо.· · ·В древнегреческой мифологии - чудесный рог козы Амалфеи, которая вскормила своим молоком младенца Зевса. По одному из преданий, когда однажды коза случайно обломила себе рог, громовержец сообщил этому рогу чудодейственную способность наполняться тем, что пожелает его владелец. Поэтому рог Амалфеи стал символом богатства и изобилия.    Сизифов труд то же, что и Бочка Данаид - бесполезный, не имеющий конца тяжелый труд, бесплодная работа.· · ·Выражение появилось из древнегреческого предания о Сисифе (Сизифе), известном хитреце, способном обмануть даже богов и постоянно вступавшем с ними в конфликты. Именно ему удалось оковать цепями Танатоса - бога смерти, посланного к нему, и держать его в заточении несколько лет, вследствие чего люди не умирали. За свои действия Сисиф был жестоко наказан в аиде - он должен был вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигая вершины, неминуемо срывался вниз, так что всю работу надо было начинать заново.    Ящик Пандоры источник множественных несчастий, бедствий.· · ·От древнегреческого мифа о Пандоре, согласно которому люди некогда жили, не зная никаких несчастий, болезни и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на землю красивую женщину - Пандору; она получила от бога ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Несмотря на предупреждение Прометея не открывать ларец, Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла его и рассыпала все несчастья. АЛЬФА И ОМЕГА чего; ОТ АЛЬФЫ ДО ОМЕГИ. Книжн. Начало и конец чего-л.; от начала до конца; сущность, основа чего-л. Откр. 1:8, 10. «Я есмь Альфа и Омега начало и конец» — говорит Господь. От названия первой (alfa) и последней (omega) букв греческого алфавита. БЛУДНЫЙ СЫН. Шутл. 1. Человек беспутный, нравственно нестойкий. 2. О человеке, раскаявшемся в прегрешениях, заблуждениях и т.п. и вернувшемся на путь истинный. По названию библейского эпизода: «Притча о блудном сыне». ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ. Шутл. Беспорядок, суматоха, шум, неразбериха. По библейскому сказанию о постройке высокой башни. Быт. 11:1-9. И сказал Господь: «Вот один народ, и один у всех язык, и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали сделать; ...смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого». Этиологическое предание о причинах людского многоязычия и рассеяния людей (наказанных за греховное намерение) на земле. Столпотворение (старосл.) — сотворение столпа, башни БЛУДНИЦА ВАВИЛОНСКАЯ. Крайне развращенная, распутная женщина. Откр. 17:1-2, 5. ...И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным (перифрастическое название Вавилона). В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО. Книжн. О созидающей, творческой силе слова. Ин. 1:1. В начале было Слово. И Слово было Бог ВНЕСТИ (ВНОСИТЬ) СВОЮ ЛЕПТУ. Книжн. Принять посильное участие в чем-л. Лк. 21:1-4. Увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: «Эта бедная вдова больше всех положила, ибо она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела». См.: Мк. 12:41-44. Лепта (греч. lepton) — мелкая медная монета. Ш. ВОЗВРАЩАТЬСЯ НА КРУГИ СВОЯ. Книжн. Вернуться к прежнему положению, состоянию. Екк. 1:6. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги своя. ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ КАМНИ, И ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ. Книжн. Всему свое время. О чередовании периодов разрушения и созидания, войн и мира, противостояния и согласия и т.п. Екк. 3:3-5. Время разрушать и время строить; время плакать и время смеяться; время разбрасывать камни, и время собирать камни, время обнимать и время уклоняться от объятий. ГОГ И МАГОГ. 1. Употребляется, когда речь идет о чем-л. страшном, внушающем ужас. 2. Сильный, влиятельный. Откр. 20:7. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань. См.: Иез. 38:39. Под именем Гога и Магога разумеются цари ассирийские и окрестных стран. В Откр. 20:7 слова эти употребляются в значении неверующих людей последнего времени, антихриста и слуг его. ЗЛАТОЙ ТЕЛЕЦ. Книжн. Золото, богатство; власть денег. Исх. 32. [Телец, сделанный из золота Аароном, был изображением божества (языческого) для странствующих в пустыне евреев] И возвратился Моисей к Господу и сказал: «О Господи! Народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога». ЗАРЫТЬ (ЗАРЫВАТЬ) ТАЛАНТ (В ЗЕМЛЮ). Не заботиться о развитии таланта, дать ему заглохнуть. Из притчи Иисуса: Господин некий дал трем рабам соответственно пять, два и один талант. Раб, получивший один талант, «зарыл его в землю», а другие употребили их в дело. Когда пришло время и рабы возвратили хозяину деньги, тот вознаградил рабов, а закопавшего — наказал. ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ. 1. Массовая расправа над беззащитными или неопытными людьми. 2. Шутл. О строгих мерах по отношению к чему-л. или кому-л. Мф. 2:1-5, 16. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его. ИМЕЮЩИЙ УШИ (СЛЫШАТЬ) ДА СЛЫШИТ. Книжн. 1. Кому нужно, тот услышит. 2. Призыв к вниманию. Мф. 11:15. Кто имеет уши слышать да слышит КАИНОВА ПЕЧАТЬ (КЛЕЙМО). Книжн. Клеймо преступления; отпечаток, след, внешние признаки преступности. По библейскому сказанию о старшем сыне Адама и Евы, который убил своего брата и которого Бог проклял и поставил знак, чтобы никто из людей не убил его КЕСАРЕВО КЕСАРЮ, А БОЖИЕ БОГУ (ВОЗДАЙТЕ, ОТДАЙТЕ). Книжн. Пусть каждому воздается по его заслугам, рангу, положению. Мф. 22:15-21. [Фарисеи, желая поймать Иисуса на слове, спросили его, позволительно ли давать подать кесарю. Иисус велел принести динарий, на котором был изображен кесарь]. Тогда говорит им: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». КОЛОСС НА ГЛИНЯНЫХ НОГАХ. Книжн. Что-л. величественное с виду, но по существу слабое. Дан. 2:31-35. Тебе, царь, было такое видение: вот какой-то большой истукан... У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки — из серебра, чрево его и бедра его — медные, голени его железные, часть — глиняные. Случайно с горы сорвался камень, ударил в глиняную часть ног, и весь колосс рухнул ЛЕГЧЕ ВЕРБЛЮДУ ПРОЙТИ СКВОЗЬ ИГОЛЬНЫЕ УШИ (НЕЖЕЛИ БОГАТОМУ ВОЙТИ В ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ). О чем-л. трудно выполнимом. Мф. 19:24. ...И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. См.: НЕ МИР ПРИШЕЛ Я ПРИНЕСТИ, НО МЕЧ. Мф. 10:34-36. Не мир пришел Я принести но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. НЕ ОТ МИРА СЕГО. Книжн. 1. О людях, погруженных в мечтания, блаженных, чуждающихся забот о реальном. 2. Со странностями, странный. Ин. 18:36. Иисус отвечал: царство Мое не от мира сего, если бы от мира сего было царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы я не был предан иудеям, но ныне царство Мое не отсюда НЕСТИ свой КРЕСТ. ТЯЖЕЛЫЙ КРЕСТ. О тяжелой судьбе, страданиях кого-л. Ин. 19:17. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски — Голгофа. ПО МОРЮ (ВОДЕ) АКИ ПО СУХУ. Ирон. Шутл. О легком преодолении какого-л. препятствия. Евр. 11:29. Верою перешли они Чермное море аки по суху земли. (Апостол Павел приводит примеры истинной веры. Здесь пример того, как Моисей перевел евреев через море, а египтяне, которые не верили, потонули СУД СОЛОМОНА. СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ. Книжн. 1. Суд мудрый и скорый. 2. Ирон., шутл. Остроумное или неожиданное решение. По библейскому сказанию, две женщины пришли к царю Соломону на суд: у них родились дети, и один из младенцев умер. Они оспаривали материнство — чей оставшийся? Соломон велел разрубить ребенка пополам — то есть поровну разделить. Тогда одна из женщин отказалась от ребенка, чтобы сохранить ему жизнь. Соломон отдал ей младенца, ибо она его настоящая мать (3 Цар. 3:16-28). Соломон — Израильско-иудейский царь (965-928 гг. до н.э. или 993-953 гг. до н.э. по разным источникам) — символ правителя, отличающегося безукоризненной справедливостью и необычайной мудростью. СОЛЬ ЗЕМЛИ – самое главное, важное, ценное. Цвет общества. – Из евангельского текста, - так иисус назвал своих учеников.ФИГОВЫЙ ЛИСТОК. Книжн. 1. Лицемерное прикрытие чего-л. постыдного, непристойного. 2. Лицемерная маскировка подлинных намерений или истинного положения дела. 3. Символ стыдливости. Быт. 3:7. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания ФОМА НЕВЕРНЫЙ [НЕВЕРУЮЩИЙ]. Человек, которого трудно заставить поверить во что-л. По евангельскому сказанию об ученике Иисуса Фоме, который не верил в божественность Иисуса, пока не увидел его воскресшим, не увидел раны его. ХАМОВО ОТРОДЬЕ. Разг. Грубый, невоспитанный человек. Быт. 9:21-27. [Ной проклял сына Хама за нескромность и непочтительность]: проклят Ханаан: раб рабов будет он у братьев своих. УМЫВАТЬ РУКИ. Отказываться от участия в чем-л. >>По библейск. легенде Пилат (правитель), видя, как растет смятение народа, требующего казнить Христа, взял воды, умыл руки перед народом и сказал: «Не виноват я в крови праведника сего».

   

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница