Аттестационные педагогические измерительные материалы




Скачать 474.22 Kb.
страница1/3
Дата16.07.2016
Размер474.22 Kb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский политехнический университет»



«УТВЕРЖДАЮ»


Директор ИДО ТПУ

________________ С.И. Качин

«_____»____________ 2011 г.

аттестационные педагогические

измерительные материалы

(для проведения семестровых аттестационных процедур

с использованием дистанционных образовательных технологий)
По дисциплине: Культурология

Часть: 1


Специальности: все специальности ТПУ
Факультет: Институт дистанционного образования

Обеспечивающая кафедра: Культурологии и социальной коммуникации (КТЛиСК)

Курс: первый

Семестр: первый /второй

Учебный план набора 2008 г. и последующих
Разработчик:

доценты кафедры КТЛиСК Валентина Николаевна Скворцова


Зав. обеспечивающей кафедры __________________ А.П. Моисеева
Томск 2011



Раздела (модуля)



Название

Раздела


темы


темы

Кол-во тз

1

Культура и ее характеристики

1.1

Опыт определения культуры

14

1.2

Характеристики культуры

18

2

ИСТОКИ И СОДЕРЖАНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1.

Древняя Русь – место встречи цивилизаций, пересечения культурных влияний

23

2.2.

Нравственно-аксиологическое содержание русской культуры

22

3

ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

3.1.

Традиции развития философского знания в русской культуре

16

3.2.

Религиозно-философское возрождение в России конца XIX – начала XX веков

23

4

СУЩНОСТЬ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА

4.1.

Идея символа в русской культуре (Русский символизм и его исторические истоки)

10

4.2.

Теория символа в русской философии XX века

7

5

МОДЕРНИЗМ, АВАНГАРДИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ

5.1.

Модернизм и авангардизм в культуре

7

5.2.

Искусство постмодернизма

10

Задание на выбор единственного ответа – 50

Задание на выбор множественных ответов – 24

Задание на установление последовательности – 23

Задание на установление соответствия – 10

Задание для краткого ответа – 43



_____

150




Номер теста, темы, параграфа

Задание на выбор единственного ответа

Варианты ответов

Указание эталона правильного ответа

1.1.1.

Выбрать из следующих определений культурного человека то, которое соответствует современному подходу к пониманию культуры


  1. культурный человек - это образованный человек, разбирающийся в музыке, живописи, литературе

  2. культурный человек - это человек, олицетворяющий ценности и идеалы своего народа

  3.  всякий человек культурен, словосочетание "культурный человек" бессмысленно

  4. культурный человек - синоним духовно развитого человека







1.1.2.

В рамках какого подхода к пониманию культуры дано следующее определение: «Культура - внутреннее единство..., отличающее эпоху и созидающее ее как целостность, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни»


  1. Традиционный

  2. Современный




1.1.3

В рамках какого подхода к пониманию культуры дано следующее определение: «Культура - это социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы жизни людей»

  1. Традиционный

  2. Современный




1.1.4

Этот храм по праву считается жемчужиной русского зодчества ХII в. Скорбя о гибели любимого сына Изяслава, владимирский князь Андрей Боголюбский построил этот маленький шедевр, овеянный светлой грустью об уходящих от нас навсегда, грустью и о неизбежном нашем уходе... Укажите название этого храма.

  1. храм Софии Киевской

  2. Андреевский монастырь

  3. храм Софии Новгородской

  4. храм Покрова Богородицы на Нерли




1.1.5

В рамках какого подхода к пониманию культуры дано следующее определение: «Культура – это общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью развития нравственности, силы и счастья человека»


  1. Традиционный

  2. Современный




1.1.6

Мы часто слышим выражения:

- низкий уровень культуры;

- высокий уровень культуры;

- необходимый уровень культуры...

В рамках какого подхода используется здесь понятие «культура»


  1. Традиционный

  2. Современный




1.2.7

Укажите понятие, которому соответствует следующее определение: «Это стереотипы мышления, образ мыслей, способ восприятия мира»

  1. Идеалы

  2. Культура

  3. Ментальность

  4. Нормы




1.2.8

Знаменитая византийская икона второй половины XI – начала XII в., ставшая одной из самых почитаемых святынь Древней Руси. По манере письма принадлежит к шедеврам классического византийского стиля и сохраняет некоторые черты эллинистической традиции, никогда не исчезавшей в Византии.

  1. Владимирская Богоматерь

  2. Ангел – Златые власы







1.2.9

Выбрать наиболее полное определение ментальности


  1. Ментальность - это духовная жизнь общества

  2. ментальность - это стереотипы мышления

  3. ментальность - это чувства и эмоции

  4. ментальность - это способ восприятия мира, стиль мышления







1.2.10

Заполнить пропуск: ____________________ - это наиболее устойчивые и повторяющиеся черты культурного и исторического развития; определенная общность жизни, поведения людей, общность этических процессов, речевых и религиозных практик


  1. Тип культуры

  2. Генотип культуры

  3. Текст культуры

  4. Контркультура







1.2.11

Отношение к здоровью – одна из глубинных (ментальных) составляющих бытия человека. Для какого типа культуры характерно следующее суждение:

«Болезнь – не наказание за наши грехи... Сама болезнь является грехом, ошибкой, преступлением, а больнойпреступник, достойный презрения, не знающий фундаментальных космологических законов и нарушающий Мировой Порядок»




1.Западная культура

2. Восточная культура






1.2.12

Укажите автора, которому принадлежит следующая классификация культуры:

  • Культура обладания миром

  • Культура приспособления к миру

  • Культура бегства от мира

  1. О. Шпенглер

  2. М. Вебер

  3. П. Сорокин

  4. И. Гердер




1.2.13

В иконописи древнерусская живопись со временем все решительнее обретает свой собственный стиль, свой художественный язык. Примером является этот непревзойденный шедевр древнерусской живописи (XII в.). В отличие от суровых, порой грозных ангелов византийской живописи, этот взгляд исполнен просветленной грусти и доброты. В самом стиле живописи иконы сквозит более умиротворенное и жизнеутверждающее видение мира.

  1. Владимирская Богоматерь

  2. Ангел – Златые власы







2.1.14

Кто инициировал переход на гражданский шрифт

  1. Князь Владимир

  2. Петр I

  3. Ярослав Мудрый

  4. Николай II




2.1.15


Еще дальше отходит от византийских образцов зодчество Великого Новгорода. Храм, изображенный выше, дает совершенно новые художественные решения, неизвестные русскому и византийскому зодчеству. Внешний вид его напоминает огромный куб, устойчивый и монолитный. Могучие стены собора, сложенные из дикого камня, с малым числом оконных проемов венчают шесть величественных куполов. Весь облик этого храма отмечен печатью сурового величия, одухотворенной созерцательности и спокойствия, как бы навеянными привольным и задумчивым пейзажем русского Севера. Укажите название этого храма.

  1. храм Богородицы

  2. храм Софии Киевской

  3. Андреевский монастырь

  4. храм Софии Новгородской




2.1.16

Какие страны связывал «Шелковый путь»

  1. Западные страны с Кавказом, Средней Азией и Китаем

  2. Северную Европу с Византией

  3. Страны Арабского Востока с Европой

  4. Страны Нового и Старого света




2.1.17

На каком языке в Древней Руси велось образование

  1. На латыни

  2. На греческом языке

  3. На русском языке

  4. На английском языке




2.1.18

При каком монастыре была основана первая женская школа в 1068 году

  1. При Андреевском монастыре в Киеве

  2. При Печерском монастыре в Киеве

  3. При Софийском соборе в Киеве

  4. При храме Софии Киевской




2.1.19

Исследователи полагают, что в XII – начале XIII в. можно даже говорить об обрусении иконных образов. Первые русские воспроизведения образа Иисуса Христа мы находим уже в XII в. на иконе «_____________________________». Укажите название этой иконы.

  1. Спас Нерукотворный

  2. Ангел – Златые власы







2.1.20

Культура какой страны оказала наибольшее влияние на развитие культуры Древней Руси

  1. Персии

  2. Китая

  3. Византии

  4. Индии




2.1.21

Для какой цели использовали изобразительное искусство в Древней Руси

  1. Возвеличивания великокняжеской власти

  2. Образования народа

  3. Эстетического развития общества

  4. развлечения знати




2.1.22

Укажите первый известный нам каменный храм на Руси (так называемая Десятинная церковь) в Киеве... Он был сооружен, по данным летописи, греческими мастерами.



  1. храм Богородицы

  2. храм Софии Киевской

  3. Андреевский монастырь

  4. храм Софии Новгородской




2.2.23

Кому было адресовано произведение «Сказание о пропущении вод»

  1. Архитекторам

  2. Священникам

  3. Аптекарям

  4. Прачкам




2.2.24

Что такое «Четьи-Минеи»

  1. ежемесячные чтения митрополита Макария

  2. медицинская книга

  3. географическая книга

  4. сборник стихов




2.2.25

Кто является автором произведения «Слово о полку Игореве»

  1. Оно безымянно

  2. Написано митрополитом Макарием

  3. Написано Сергием Радонежским

  4. Написано князем Владимиром




2.2.26

Какому событию была посвящена историческая повесть «Задонщина»

  1. Битве на Калке

  2. Куликовской битве

  3. Ледовому побоищу

  4. Стоянию на Угре




2.2.27

Какое направление связывал путь «Из варяг в греки»


  1. Западные страны с Кавказом, Средней Азией и Китаем

  2. Северную Европу с Византией

  3. Страны Арабского Востока с Европой

  4. Страны Нового и Старого света




2.2.28

Что такое «апокрифы»

  1. Сатирические произведения

  2. Переведенные тексты

  3. Отреченные библейские тексты

  4. Драматические произведения




3.1.29

Автором какого произведения является митрополит Илларион (сер. IX века)

  1. Слово и полку Игореве

  2. Слово о законе и благодати

  3. Сказание о пропущении вод

  4. Летопись русской истории




3.1.30

В каком веке небывалое развитие получили культурные связи с Западом: стали приезжать иностранные специалисты, русские начали изучать иностранные языки, возрос интерес к светскому знанию и т.п.

  1. В XIX веке

  2. В XVI веке

  3. В XIV веке

  4. В XVII веке




3.1.31

Вставьте пропущенное слово:

Такое положение с богословской литературой (смешение с «мирскими страстями» и «человеческими преданиями») М. Грек считал одной из причин отклонения иосифлян от ………….. и горячо взялся за очищение богословской литературы



  1. Истины

  2. Веры

  3. Религии

  4. Власти




3.1.32

Убежденными сторонниками и последовательными выразителями какой идеи были К.Аксаков, А.Хомяков, И.Киреевский

  1. Западничества

  2. Модернизма

  3. Славянофильства

  4. Авангардизма




3.2.33

Теоретиками какого учения являлись Н.Бердяев, С.Булгаков, Д.Мережковский

  1. Западничества

  2. Неохристианства

  3. Психоанализа

  4. Славянофильства




3.2.34

В какой период в России под влиянием социально-экономических и политических изменений в среде некоторой части интеллигенции начинает формироваться негативное отношение к историческому православию и возникает новая религиозная идея – неохристианство

  1. В конце XVI – начале XVII вв.

  2. В конце XVII – начале XVIII вв.

  3. В конце XVIII – начале XIX вв.

  4. В конце XIX – начале XX вв.




3.2.35

Что представляли собой достижения Российской культуры к.19-н.20 вв. («Серебряный век»)

  1. Были подражанием основным достижениям культуры Запада

  2. Имели мировое признание в качестве оригинальных и выдающихся

  3. Имели значение в локальных рамках развития страны




3.2.36

Этот мыслитель XIX в.выражал идеи славянофильства. Он выдвигал идею о соединении философии и религии, которое обусловлено, по его мнению, тем, что наука не в состоянии создать объективный метод изучения «души», и поэтому «человеку остается только броситься с закрытыми глазами в объятия религии, которая отвечает самым сокровенным его потребностям и открывает ему высшие надежды». Укажите его имя.


  1. Н.Бердяев,

  2. С.Булгаков,

  3. Б.Чичерин

  4. Д.Мережковский




3.2.37

Кто из представителей неохристианства полагал, что христианство – это не только вера в Бога, но и вера в человека: в личности Иисуса Христа произошло слияние божественной и человеческой природы, такое слияние должно произойти и в человечестве, и в обществе, и в технике

  1. Н. Бердяев

  2. С. Булгаков

  3. Вл. Соловьев

  4. Д. Мережковский




3.2.38

В последней трети ХIХ в. были выдвинуты новые принципы и аргументы для обоснования славянофильства. Видный теоретик почвенничества. Основные принципы почвенничества заключались в противопоставлении как враждебных друг другу европейской и русской цивилизаций, в признании самобытности устоев русской жизни и необходимости их развития, в требовании сближения интеллигенции с «почвой», народом. Он интерпретировал материалистическую философию как занесенную с Запада и враждебную русскому народу, духовная жизнь которого определяется православием; идеям крестьянской революции противопоставлялась мысль о единстве всего народа, теория о русском народе как народе-богоносце, преданном престолу. Укажите его имя.


  1. А. А. Григорьев

  2. С. Булгаков

  3. Вл. Соловьев







3.2.39

Укажите понятие, которому соответствует суждение Н.Бердяева: «... это болезнь бытия», имеющая свою хронологию»

  1. Историю

  2. Философию

  3. Науку

  4. Религию




4.1.40

Укажите понятие, которому соответствует суждение «Это теория латинского упадка, т.е. упадка всей европейской цивилизации, находящей свой конец в декадансе, и экспериментализм в области чувств»

  1. Западничество

  2. Декадентство

  3. Эмпиризм

  4. Реализм




4.1.41

Назовите русского ученого, публициста и поэта, наиболее четко выразившего идеи символизма в своих книгах «По звездам», «Родное и Вселенское», «Борозды и межи»

  1. Вяч. Иванов

  2. Вл. Соловьев

  3. Анатоль Франс

  4. Виктор Гюго




4.1.42

Укажите направление в символизме, в котором под символом понимают «всякую реальность в ее связи с высшей реальностью и хочет найти бытийственную ценность вещей»

  1. Идеалистический символизм

  2. Реалистический символизм

  3. Материалистический символизм




4.1.43

Укажите понятие, которое можно определить как слово, смысл которого не связан с названием, бесконечен, меняется в разных контекстах, уводит мысль цепочкой нелогичных ассоциаций в неизреченное, внушающее; слово, имеющее душу и развитие

  1. Вещь

  2. Символ

  3. Душа

  4. Идея




4.2.44

Как называется предельно общее понятие или закон, указывающий на всемировую связь универсальных признаков природы и мысли

  1. Математический символ

  2. Философский символ

  3. Магический символ

  4. Юридический символ




4.2.45

Какой литературный прием выражает отвлеченную идею через художественный образ. При этом идея не ассимилируется в образе, а остается внешней по отношению к нему, независимой

  1. Олицетворение

  2. Аллегория

  3. Метафора




5.1.46

Укажите понятие, к которому относится следующее определение: это философско-эстетическое движение в литературе и искусстве ХХ в., отразившее кризис буржуазного мира, созданного им типа сознания

  1. Модернизм

  2. Постмодернизм

  3. Авангардизм




5.1.47

Как называется направление в искусстве, для которого характерна категоричная антиромантическая позиция

  1. Модернизм

  2. Постмодернизм

  3. Авангардизм




5.1.48

Представителями какого направления в русской культуре были В.Брюсов, А.Белый, В.Иванов

  1. Модернизм

  2. Постмодернизм

  3. Конструктивизм




5.2.49

Укажите временной период, в который начинается становление постмодернизма как особого ощущения новых жизненных реалий

  1. В конце 70-х гг. XIX века

  2. В конце 50-х гг. XIX века

  3. В конце 60-х гг. ХХ века




5.2.50

Кто является автором работы «Состояние постмодерна»

  1. Ж.Ф. Лиотар

  2. А.Тоффлер

  3. Дж. Барт

  4. А. Турен



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница