Астахова В. И. Об особенностях и задачах гражданско-патриотического воспитания в современной украине ключевые слова



Скачать 183.11 Kb.
Дата07.08.2016
Размер183.11 Kb.


Астахова ВИ. Об особенностях и задачах гражданско-патриотического воспитания в современной Украине / В.И. Астахова // Вчені зап. Харків. гуманітар. ун-ту "Нар. укр. акад.". – Харків, 2009. – Т. 15. – С. 7–23. – Библиогр.: с. 21-22 (12 назв.).
Астахова В. И.
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ И ЗАДАЧАХ
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ

Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, национализм, национальная идея, украинский народ, толерантность, воспитание.


«Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным и гражданским, и наоборот, подлинно национальным образованием, действительно созидающим, а не разрушающим нацию, будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественно образование»

(С. И. Гессен)
Проблемы формирования гражданственности и патриотизма сегодня, как никогда, волнуют украинское общество уже хотя бы потому, что трактуются эти понятия разными политическими силами по разному, вызывая резкое неприятие позиций друг друга. Именно по трактовке этих понятий проходит сегодня водораздел между теми, кто ставит превыше всего интересы украинской нации, предлагая всем другим роль второсортного населения страны, и теми, кто добивается признания равенства и братства всех граждан Украины, создания таких условий, когда каждый сможет на вопрос «кто я?» с гордостью ответить – я украинец, русский, еврей, армянин, татарин или осетин и мое Отечество – Украина, потому что я являюсь ее гражданином и представляю великий Украинский народ.

Для того, чтобы правильно определить свою собственную позицию, нужно хорошо знать и понимать отечественную историю, историю своего региона, города, своей семьи, школы, вуза с их позициями, традициями, историческими корнями и связями.



Цель данной статьи состоит в том, чтобы показать сущность, цели, задачи и возможности осуществления гражданско-патриотического воспитания в сложных условиях системного кризиса в Украине, обосновать порочность и несостоятельность националистических позиций, их вред для Украины и украинского народа.

До недавнего времени в мире Украину рассматривали как мощную индустриально-аграрную державу с миролюбивой внешней и устойчивой, прогрессивной внутренней политикой. Однако затяжной системный кризис последних лет (экономический, политический, идеологический, демографический и пр. и пр.), существенно изменил эти характеристики, понизил авторитет страны в глазах международного сообщества и своего народа тоже. Достаточно вспомнить, что крупнейшие промышленные предприятия страны влачат сегодня жалкое существование; объемы сельскохозяйственного производства только за 2007 год сократились на 5,6%, зато у нас самый высокий в Европе показатель инфляции (на 01.07.2008 он превышал 16%).

Но даже не падение показателей промышленного и сельскохозяйственного производства являются сегодня наибольшей угрозой для Украины. «Не плоть, а дух растлился в наши дни», – цитирует Ф. Тютчева Губернатор Харьковской области А. Б. Аваков. И далее в своей статье «Интеллигенция: кризис или трудная миссия» пишет: «Украинское общество, истощенное предыдущим напряжением и неудачами, находится в каком-то оцепенении, апатии, духовном разброде и унынии. Украинская государственность не обнаруживает пока признаков обновления и укрепления, которые ей так необходимы.

Разброд, абсурдность во внутригосударственном механизме порождают разрушительные тенденции на всех уровнях государственной власти, давая дорогу циникам и авантюристам, что как ржа разъедают остатки принципов и морали в чиновничестве, замыкая круг развала государственного порядка.

Пресса и литература залита мутной волной демагогии, порнографии, грязных разоблачений, псевдоинтеллектуальных мыльных опер и постановок шароварных неопатриотов-авангардистов. Украина все чаще получает из-за рубежа неприятные, зачастую унизительные реакции на происходящее внутри страны. Есть отчего придти в уныние относительно будущего Украины» [1].

Прямо скажем не радужная картина, нарисованная одним из чиновников наивысшего ранга.

Да! Все сказанное выше соответствует действительности, но нельзя забывать, что страна наша, как независимое государство, переживает совсем еще юный возраст – ей идет всего восемнадцатый год, и многое еще не устоялось, не определилось, не вошло в собственное русло. Да, много допущено непростительных ошибок, промахов, просчетов и даже откровенного предательства. Но значит ли это, что бессмысленно бороться за справедливость, что целесообразнее разом все порвать и уехать в другую, благополучную, цивилизованную страну или, наоборот, задержаться здесь, чтобы подольше «половить рыбку в мутной воде?» Нет! Это наша страна, здесь жить нам и нашим детям, и мы обязаны выполнить свой гражданский долг восстановления исторической справедливости, правды и достоинства своего Отечества.

Мы – это 46 млн. 398,1 тыс. чел., проживающих в Украине на 1 января 2008 г. и гордо именующих себя украинский народ. Нам сегодня пытаются навязать несколько иную трактовку – в Украине якобы есть украинская нация (титульный народ этой страны), а все остальные – это второсортное нечто, которое обязано уважать и любить титульную нацию и ее землю, а если такой любви нет, то и нет им места на украинской земле (см. звернення української інтелігенції Харківської області... „Любіть Україну, або забирайтесь геть!” – газета Верховной Рады Украины «Голос України» 30.04.2008, а также материалы Всеукраинского форума интеллигенции, проходившего в апреле 2008 г. в Киеве).

Такой подход до боли напоминает кое-что из недавней европейской истории, когда провозглашалось преимущество арийцев над всеми остальными гражданами, и мы хорошо помним, чем закончилась для немецкого народа эта оголтелая пропаганда привилегированности арийской расы. Нет! Мы ведем речь об украинском народе, численность которого превышает сегодня 46 млн человек, но тенденция к сокращению этого показателя, к сожалению не снижается.

В течение 2007 года численность населения Украины сократилась на 247,9 тыс. человек, что составляет 5,8 человека на 1000. причин этого достаточно много: это и демографический спад, и повышение уровня смертности и выезд за пределы Украины «Людей второго сорта» – русских, евреев, молдаван, армян и пр. (причем украинцев в том числе). Очень серьезным негативным для Украины фактором является продолжающийся отток за рубеж интеллектуальной элиты, квалифицированных рабочих и служащих, среди которых представители «титульной нации» составляют совсем не самый маленький процент. За 2007 год число выбывших из страны возросло с 27,2 тыс. до 27,7 тыс. человек. Ежегодно из страны выезжают на ПМЖ более 6 тыс. врачей, более 35% подготовленных в украинских вузах программистов и электронщиков [11, с. 6–11]. И это при острой нехватке в стране и врачей, и программистов, и просто квалифицированных рабочих.

Почему это происходит? Как остановить этот процесс? Как сформировать такой уровень патриотизма, не в виде любви к титульной нации и земле, на которой она разрешает жить всем остальным, а в виде преданности своей земле и своему народу, не позволяющей покинуть их в трудный период отечественной истории.

Очевидно, что нужно найти наиболее эффективные методы воздействия на сознание людей и прежде всего молодежи, пути формирования гражданской ответственности за свою страну и за судьбы мира в целом, чувства национального достоинства, гордости за свою Родину, свой народ и самого себя как его представителя, пути пробуждения искреннего стремления к самореализации через участие в историческом процессе движения своего Отечества к возрождению национальной культуры и духовности, к восстановлению славных традиций и исторической правды.

Что можем сделать мы – учителя и преподаватели высшей школы для пробуждения патриотических чувств?

Над чем мы должны работать, что формировать сегодня?

Любовь к Родине? Невероятно трудно делать это сейчас, когда страна растоптана, искалечена, распродана и разворована, когда более 50% молодых людей в возрасте от 16 до 25 лет мечтают уехать за рубеж, чтобы остаться там навсегда. Куда угодно и даже кем угодно, но чтобы был гарантирован завтрашний день и уважение к тебе как к человеку.

Уважение к старшим? Сегодня это уже практически неосуществимо, поскольку жизненный опыт старшего поколения, его вклад в общественное развитие отвергнут, оплеван и очернен;

Формировать честность, порядочность, доброту и толерантность? А может быть в нынешнем жестоком, бессердечном и продажном мире лучше совсем наоборот – приемы самбо, волчизм и поклонение золотому тельцу?

На эти вопросы каждый человек сам дает себе ответ в меру сформированности своей культуры, гражданственности и патриотизма. Хотя в мире всегда были, есть и будут еще и общечеловеческие нормы и ценности, которые принимаются большинством нормальных людей на протяжении всей истории человечества. Они базируются на таких качествах как милосердие, сострадание, общечеловеческие заповеди и правопослушание; дружба, сотрудничество и партнерство вместо репрессий, диктата и человеконенавистничества; ненасильственный коллективизм; индивидуальный подход к обучению и воспитанию.

Именно эти общечеловеческие принципы и должны лежать в основе формирования достойного гражданина, в полной мере осознающего свою личную ответственность за судьбу своей страны, своего народа, своей семьи.

Поэтому формирование ответственности свободного человека, гражданина своей страны должно стать сегодня одной из главных задач воспитания учащейся молодежи и студенчества.

Воспитание умения пользоваться свободой, формирование культуры свободного поведения, обучение умению пользоваться свободой выбора и нести ответственность за сделанный выбор – обусловливает сегодня все другие виды образовательного процесса.

Значит, первая сверхзадача учебно-воспитательной работы в вузе – формирование ответственности свободного человека, воспитание культуры свободы.



Вторая сверхзадача – воспитание гражданина, формирование гражданственности и национальной идентичности личности. Для Харьковского региона решение этой задачи во многом определяется его особенностями. А особенностей этих, как минимум три:

1. Исторически сложилось так, что Харьков стал городом поистине интернациональным, что здесь на его территории сплелись воедино судьбы украинцев и русских, поляков, евреев, татар, армян и мн. др. этнических групп, которые извечно жили в дружбе, взаимодействии и полном взаимопонимании. Занимая огромную территорию в 31,4 тыс.кв.км. с населением 2 млн. 812 тыс. чел., Харьков всегда отличался особым трудолюбием, гостеприимством и исключительной толерантностью.

И националистические завихрения политиков в последние годы не сумели его раскачать. Он как Исполин отмахивается от них как от назойливых мух и продолжает трудиться во благо Украины.

2. Харьков является крупнейшим индустриальным, научным и культурным центром не только Украины, но и всей Восточной Европы. В нашем городе насчитывается 764 крупных промышленных предприятия в том числе 192 предприятия машиностроения, определяющих лицо города (турбоатом, ХТЗ, ХАЗ, ФЭД, завод им. Малышева и др.).

Харьков – крупнейший транспортный узел Восточной Европы, через который проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, а также международные авиалинии.

И, конечно же, Харьков имеет все основания гордиться своими научными достижениями: он дал миру трех нобелевских лауреатов; его ученые первыми в мире расщепили атомное ядро; здесь впервые был с абсолютной точностью составлен атлас обратной стороны луны; здесь изготавливаются крупнейшие в мире монокристаллы и турбины, здесь впервые в Украине были произведены на свет «дети из пробирки». И много еще научных достижений осуществлено в его 223 научно-исследовательских институтах, в которых работают сотни академиков, докторов и кандидатов наук.

В Харькове и богатейшие культурные традиции. Здесь работают шесть государственных театров, филармония, зал органной музыки, множество памятников истории, археологии, архитектуры и монументального искусства.

3. Харьков является общепризнанной студенческой столицей Украины. В 92 высших учебных заведениях 1 сентября 2008 г. сядут за парты почти 300 тыс. студентов (292 тыс.), что составляет 10% от общего числа студентов Украины. Именно в Харькове самый высокий показатель студентов на 10 тысяч населения (1032 в 2007/08 уч. г.).

Естественно это придает городу даже внешнее своеобразие – он выглядит всегда молодым, энергичным, устремленным в будущее. И действительно, будущее во многом зависит от сегодняшних студентов и школьников, от того какую подготовку и профессиональную, и моральную, и этическую они получат в стенах своего учебного заведения. И, очевидно, что Харьковская многонациональная культурно-образовательная среда не предрасполагает к восприятию националистических завихрений. Национальная идея с ее выходом на национальный патриотизм в принципе бесперспективна, тем более в нашем регионе. Национал-патриотизм – как идеология разъединяет граждан Украины, ведет к конфронтации в обществе, которое и так расколото вдоль и поперек.

В США, например, национальная идея включает в себя все, что работает на интересы страны и ее граждан. Эта идея присутствует везде – в американском кино и литературе, в рекламе товаров и в средствах массовой информации. И неважно на каком языке провозглашается «Америка – превыше всего». Эта идея и этот подход объединили всех граждан Америки и сделали их высочайшими патриотами, достойными гражданами своей страны.



Именно такое западное понимание национальной идеи как стержня идеологии общественного развития ближе Украине, стране изначально многонациональной, чем восточное, сугубо этническое или религиозное. Национальное воспитание есть не особый вид образования, а то, что лежит в его основании (и любого его проявления), определяя общую направленность, если образование реализуется как приобщение человека к культуре. «Всякое хорошо поставленное образование, – подчеркивал С. И. Гессен, – по необходимости будет национальным и гражданским, и наоборот, подлинно национальным образованием, действительно созидающим, а не разрушающим нацию, будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование» [Гессен С.И. Нация и человечество: национальное образование / С.И. Гессен // Педагогическое наследие русского зарубежья 20-е годы / сост. П.В. Алексеев. – М., 1993, с. 28].

Что входит в понятие гражданское воспитание? Комплекс таких нравственных качеств и черт характера, как патриотическое сознание и историческая память, осознанная любовь к Родине и гордость за нее, гражданская ответственность и мужество, готовность работать на благо Отечества и защищать его, укреплять его международный авторитет, знать и любить родной язык и родную историю, уважать культуру, обычаи и национальные традиции, идентифицировать себя со своей страной. И когда мы этого добьемся, когда сформируем гражданственность наших воспитанников, тогда прекратится отток интеллекта в чужие страны.

Таким образом, гражданское воспитание имеет главной своей целью обучение людей демократии, утверждение в их сознании ценностей открытого и справедливого общества, уважение к принципам и правилам общественной жизни, т. е. в самом общем плане – формирование демократической политической культуры.

Само понятие «гражданственность» (в отличие от «гражданства», выражающего формально-юридический статус личности) означает состояние сознания, духовно-моральной ценности, мировоззренческо-психологической характеристики человека, обусловленное ее государственной самоидентификацией, осознанием собственной принадлежности к конкретной стране. Именно гражданственность выступает показателем отношения индивидов к существующим в стране порядкам, институциям государства и учреждений власти, выражением меры их законопослушности и критичности, ощущения собственного достоинства в отношениях с представителями власти, знания и уважения прав человека, готовности и умения добиваться их соблюдения, требовательности к государству в отношении выполнения им своих функций и обязанностей перед общественностью.

Гражданственность не является генетическим качеством личности, она формируется долгой, последовательной и целенаправленной работой, выступает как результат длительного воспитательного воздействия, гражданской социализации личности.

В нынешних условиях работа эта представляется крайне сложной. Интересный пример для подтверждения этому – из опыта работы преподавателей НУА. В 2003 г. кафедра истории Украины дала задание студентам І курса факультета Бизнес-управления подготовить эссе на тему «Что нужно мне, чтобы я мог гордиться своей страной?».

Приводим ответ Артема Боболева, одного из лучших студентов, окончивших НУА с отличием в 2008 году: «Гордость – это прежде всего чувство уважения, преклонения перед своей страной, ее прошлым, настоящим и будущим. Гордость – это чувство ответственности за свою страну и причастность ко всему, что в ней происходит. Но в моей стране не действуют законы и нарушаются права человека. Нам трудно уважать свое государство, поэтому нельзя говорить о патриотизме». Очень важно заметить, что спустя пять лет, на выходе из университета тот же студент говорил о готовности бороться за свои права и прежде всего отстаивать право гордиться своим Отечеством.

Значит все-таки нашим преподавателям удается хоть как-то продвинуться вперед в решении этой главной, по-нашему глубокому убеждению, воспитательной задачи? Главный результат этой работы – возрождение у студентов и школьников интереса к отечественной истории, проявление у них гражданской озабоченности судьбами Отечества и некоторое снижение интереса к выезду из страны на ПМЖ. Но оснований для оптимизма, к сожалению, пока маловато.

В условиях, когда общество представляет собой, мягко говоря, не столько гуманитарную, сколько криминальную среду, ответственность учебных заведений за формирование гражданских позиций студенчества многократно возрастает. Они включают в себя как минимум следующие конкретные направления деятельности:

– воспитание патриотизма – осознанной любви к Украине и украинскому народу, забота о благе своей страны, содействие становлению Украины как правового, демократического, независимого государства. С патриотизмом органически связана гражданская позиция личности, которая зиждется на вере в духовные силы своего народа, в его будущее, на стремлении к труду во имя интересов народа и Родины. Задача гражданско-патриотического воспитания не может быть решена без формирования культуры межэтнических отношений и планетарного сознания, которое основывается на чувствах единой человеческой семьи и уникальности жизни на Земле, на уважении ко всем народам, на признании их прав, интересов и ценностей, на понимании мира как единства и разнообразия всех государств, призванных мирно сосуществовать и сотрудничать во имя идеалов свободы, мира и демократии;

– развитие правосознания как определяющей характеристики гражданской зрелости, как осознания своих прав, свобод, обязанностей, отношения к закону и к государственной власти;

– формирование политической культуры личности, что включает в себя необходимую политическую компетентность, лояльное и в то же время требовательное отношение к государству и органам государственной власти, готовность принимать участие в выработке и принятии решений, влияющих на власть;

– воспитание духовно-этических качеств и культуры поведения личности, ее жизненной и прежде всего трудовой активности, трудолюбия как высшей нравственной ценности, как наиболее значимого проявления гражданской позиции человека, его социальной значимости.

Специфические социальные функции студенчества, его особенная роль в системе общественных отношений позволяют утверждать, что решение этого комплекса задач высшей школой будет способствовать не только интенсификации процесса становления гражданственности всех слоев общества, но и формированию гражданского общества в Украине.

Думается, что при таком подходе нам удастся сохранить у нашей молодежи веру в будущее, вернуть ей уважительное отношение к своей стране и отечественной истории. И тем самым результативно решать задачи формирования истинных патриотов Украины. Именно с этой целью в Народной украинской академии в 2008 г. разработана специальная Программа гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи и студентов, которая представляет собой приложение к Концепции развития Народной украинской академии до 2020 года, включает в себя и теоретико-методологические, и практические вопросы и нацелена на отработку конкретной, целенаправленной и перспективнопланируемой системы становления гражданственности и воспитания патриотизма студентов и школьников, обучающихся в НУА.

Что входит в данную систему?



Во-первых, определение основных приоритетов и направлений деятельности, обеспечивающих последовательное и эффективное решение комплекса задач выдвинутых в Программе.

К числу этих приоритетов относятся:



  • создание в учебном заведении соответствующей культурно-образовательной среды, способствующей формированию у студентов и школьников гражданско-патриотических чувств, воспитанию в них уважения к истории, культуре и традициям своего народа;

  • разработка информационного обеспечения. В том числе создание сайта «Из опыта позитивной деятельности ХГУ «НУА» по гражданско-патриотическому воспитанию учащейся молодежи и студенчества;

  • работа с профессорско-преподавательским составом, с сотрудниками, родителями студентов и школьников с целью превращения их в единомышленников, соратников, активных участников воспитательного процесса. Систематическое ознакомление их не только с содержанием Программы, но и с планами ее реализации, конкретными результатами ее выполнения;

  • регулярная подготовка и издание методических материалов в помощь организаторам работы по гражданско-патриотическому воспитанию; обобщение опыта работы по реализации программы и научный анализ ее эффективности;

  • формирование навыков исследовательской деятельности по освоению национальной культуры, живого интереса к творческому наследию предков через деятельность творческих коллективов и мастерских;

  • ежегодное проведение на базе НУА международных, всеукраинских, межвузовских и внутривузовских конференций, круглых столов, симпозиумов, семинаров проректоров по воспитательной работе, заместителей деканов и заместителей директоров школ, ответственных за эту работу, руководителей студенческого и ученического самоуправления, вузовских и школьных газет, музеев и т. п. с целью обмена опытом работы и формулирования конкретных задач на учебный год;

  • функционирование четко отлаженной системы разноплановых мероприятий, способных в комплексе обеспечить достижение программных целей.

Во-вторых, совокупность мероприятий, реализуемых непосредственно в учебном процессе. В их числе:

  • максимальное использование во всех видах обучения материалов, позволяющих формировать патриотические чувства слушателей, воспитывать в них гордость за свою страну, свой родной край, свою alma mater и свою семью;

  • подготовка методических пособий для преподавателей и студентов, раскрывающих выдающиеся страницы украинской истории, достижения украинских ученых, деятелей литературы и искусства, их вклад в сокровищницу мировой культуры;

  • ежегодное чтение ведущими преподавателями и учителями Актовых лекций, проведение торжественных уроков 1 сентября, посвященных вопросам гражданско-патриотического воспитания;

  • организация тематических взаимопосещений учебных занятий, рецензии по которым должна включать в себя с одной стороны общую оценку их воспитательной направленности, а с другой – оценивать непосредственно гражданско-патриотический аспект занятия;

  • чтение спецкурсов на факультете дополнительных специальностей, в центре довузовской подготовки, в школе молодых преподавателей и т.п.;

  • проведение тренингов, курсов и дополнительных занятий по украинскому и русскому языкам; расширение практики дистанционного изучения украинского языка;

  • включение вопросов гражданско-патриотического воспитания в проблематику работы общеакадемических и кафедральных методических и методологических семинаров;

  • обеспечение всех мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию подборками необходимой периодики, научной, научно-популярной и художественной литературы. Создание специальных фондов во всех библиотеках НУА.

В-третьих, важнейшим элементом системы выступает работа во внеучебное время.

Она включает в себя в качестве координирующего начала деятельность украиноведческого центра им. акад. Д. И. Багалея, центра русской культуры, а также реализацию договоров о совместной деятельности с Французским альянсом, Гёте-центром (Германия), с университетами России, Швеции, Турции, Польши, Латвии.

К этому же разделу Программы относятся:


  • проведение международного социологического исследования «Студент ХХІ века: социальный портрет на фоне общественных трансформаций – украинская интерпретация»;

  • ежегодное проведение международных научных конференций и семинаров по проблемам интеллигенции и образования; а также международных студенческих научных конференций;

  • проведение ежегодных турниров и конкурсов, в частности:

– открытый городской экономико-правовой турнир старшеклассников «Харьковщина – территория успеха»;

– историко-социологический турнир юных Харьковщиноведов «Харьков в названиях улиц и площадей»;

– турнир старшеклассников «Английский с удовольствием»;

– интеллектуальный конкурс, посвященный Татьяниному Дню;

– ежегодный конкурс «История моей семьи», который проводится в НУА с 1993 года по более чем 10 номинациям.

В 2007 году стартовал еще один конкурс – фотографий и видеофильмов по теме «Тот уголок земли родной с названием певучим – Украина».

Программа предусматривает дальнейшее расширение традиционно проводимых на базе НУА семинаров-совещаний студенческого актива харьковских вузов; проректоров и зам. деканов по воспитательной работе; директоров вузовских музеев; редакторов вузовских и школьных многотиражек, руководителей студенческих клубов по интересам.

Значительное воздействие на всех субъектов образовательного процесса оказывает проведение факультетских акций «Георгиевская ленточка» (БУ), «Брось сигарету» (РП), «Взрослые – детям» (СМ), шефская работа в двух детских домах, над школами г. Купянска и шефство студентов ХГУ над младшими школьниками СЭПШ.

Особое место в Программе занимают формы и методы работы студенческого самоуправления и в первую очередь студенческих трудовых отрядов, которые существуют в НУА с 1997 года и численность которых в 2008 году достигла почти 300 человек.

Перечень проводимых в НУА мероприятий, нацеленных на формирование у студентов и школьников нравственности, порядочности, трудолюбия, гражданско-патриотических чувств, может быть многократно продолжен. Но дело не в том, чтобы назвать их как можно больше. Смысл в том, чтобы найти среди них те направления и формы, которые позволят преодолеть пессимизм, депрессию и разочарование молодежи, дать ей видение смысла жизни в любви к Родине, родному дому и родной семье, в готовности самоотверженно трудиться ради их блага.



Литература


  1. Аваков А. Б. Интеллигенция: кризис или трудная миссия // Газета «Время» 24 июля 2008 г., с. 2.

  2. Астахова В. И. Воспитание на традициях: некоторые вопросы методологии и методики // Вчені записки ХГУ „НУА”, т. ХІV; вид-во НУА, Харків, 2008, с. 7–21.

  3. Восхождение к истокам. Опыт реализации комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания студентов // Мин-во образования РФ. – Тула, 2003, 91 с.

  4. Закон Украины «О высшем образовании» № 380 – IV от 26 дек. 2002 г. Освіта України, зб. законів, довідкове видання, Харків, Бурун-книга, 2007, с. 188–260.

  5. Запесоцкий А.С. Какого человека должна сформировать сегодня система образования / Высшее образование в России, 2003, № 3, с. 45–52.

  6. Комплексная целевая программа гражданско-патриотического воспитания студентов и школьников НУА, Харьков, Изд-во НУА, 2008 г., 27 с.

  7. Концепция воспитательной работы в условиях функционирования системы непрерывного образования /

  8. Концепция, стратегические задачи и перспективный план развития Народной украинской академии на период 2006–2020 гг. / Изд-во НУА, 2006 г. – 55 с.

  9. Об образовании Закон Украины от 23.05.1991 г. № 1060 ХІІ // Законы Украины. – К. Право, 1996. – с. 414–433.

  10. Очерки истории Народной украинской академии Изд-во НУА, Харьков, 2006 г., 520 с.

  11. Соціально-економічне становище України за 2007 рік // Український журнал „Економіст”, 2008, № 1, с. 6–11.

  12. Харківська область 2007. Харківська обласна державна адміністрація. Довідник до 75-річчя Харківської області. 27 с.


Резюме

В статье раскрываются сущность, цели, задачи и возможности осуществления гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи и студенчества в сложных условиях системного кризиса в Украине, обосновывается несостоятельность националистических позиций, невозможность их восприятия молодежью, особенно в Харьковском регионе; приводится конкретный опыт ХГУ «НУА» по осуществлению гражданско-патриотического воспитания студентов и школьников в учебном заведении нового типа.



Summary

The article focuses on the essence, objectives, tasks and possibilities of realizing a civil and patriotic upbringing of pupils and students under the conditions of a system crisis in Ukraine ; grounds the unsoundness of nationalistic positions, the impossibility of their apprehension by youth, especially in Kharkov region; describes the experience gained by People's Ukrainian Academy in civil and patrionic upbringing of pupils and students in an educational establishment of a new type.




Каталог: jspui -> bitstream -> 123456789
123456789 -> Задачах: а определение терминов «концепт» и«концепто-сфера»
123456789 -> Моделирование нагрузок при экспериментальном исследовании подшипников
123456789 -> Реферат: Статья посвящена анализу «философии практики»
123456789 -> C. И. Побожий (г. Сумы) музыка в жизни и творчестве в. А. Серова многогранное творчество В. А. Серова принадлежит не только русской, но и украинской культуре
123456789 -> Ресурсное обеспечение экономического развития промышленных регионов в кризисных условиях
123456789 -> Система видеонаблюдения для машиниста шахтного электровоза
123456789 -> Увеличение количества уровней выходного напряжения двухуровневого автономного инвертора напряжения
123456789 -> Расчет емкости конденсаторов гибридного многоуровневого преобразователя частоты на базе четырехуровневого инвертора Афендикова М. Н., студент; Шавёлкин А. А., доц., к т. н
123456789 -> Сборник трудов VIII международной научно-практической конференции-выставки
123456789 -> Главное управление образования, науки и кадров


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница