Асимметричный ответ высокоточному оружию



Скачать 433.27 Kb.
страница1/3
Дата26.02.2016
Размер433.27 Kb.
  1   2   3
Кренев Г.А.
Асимметричный ответ высокоточному оружию.

Часть 2


(предыдущая часть 1 по адресу http://www.sinor.ru/~bukren13/asimm_otvet_1.doc)


Содержание всей статьи

1. Война на основе высокоточного оружия.

1.1. Разведка и контроль.

1.1.1. Контроль за воздушным пространством и радиоэфиром.

1.1.2. Современные средства разведки наземных войск

1.2. Первая "волна" - удар крылатыми ракетами.

1.2.1. Крылатая ракета AGM-86C/D CALCM

1.2.2. Крылатые ракеты морского базирования "Томахок".

1.2.3. Крылатая тактическая ракета AGM-84H SLAM-ER

1.2.4. Перспективная крылатая ракета AGM-158 JASSM.

1.3. Вторая "волна" - "работа" авиации с использованием высокоточного оружия.

1.3.1. Какие самолеты используются в США в качестве носителя высокоточного оружия

в "полицейских" операциях?

1.3.2. Управляемые авиабомбы (УАБ).

1.3.3. Тактические управляемые ракеты.

1.4. Высокоточное оружие в сухопутной операции.

1.4.1. Пилотируемая армейская авиация.

1.4.2. Беспилотная ударная (боевая) авиация.

1.4.3. Радиоэлектронные системы охраны баз.

1.5. Комментарии.

2. Оборона против высокоточного оружия.

2.1. "Безопасные" средства разведки воздушных целей.

2.2. "Безопасные" средства связи.

2.3. Ложные цели, маскировка, помехи.

2.3.1. Из истории Великой Отечественной войны.

2.3.2. Зарубежный опыт.

2.3.3. Перспективы.

2.4. Зенитные средства огневого поражения высокоточного оружия.

2.4.1. Переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК).

2.4.2. Мобильные ЗРК ближнего действия.

2.4.3. "Народный" ЗРК (НЗРК).

2.5. БЛА-истребитель.

2.6. Борьба с сухопутными войсками на марше и на базах.

1.3. Вторая "волна" - "работа" авиации с использованием высокоточного оружия.
Второй этап. "Работа" авиации с высот более 3,5 км. Вне досягаемости переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), малокалиберной зенитной артиллерии, например, ЗСУ-23-4 "Шилко", некоторых самоходных зенитных ракетно-артиллеристских комплексов, например, 2К22 "Тунгустка".
1.3.1. Какие самолеты используются в США в качестве носителя высокоточного оружия в "полицейских" операциях?
"Старички":
Согласно решению, принятому Конгрессом США, 66 самолетов В-52Н будут состоять на вооружении ВВС США до 2030 г.

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со стреловидным высокорасположенным крылом большого удлинения и стреловидным вертикальным оперением.

Максимальный вес обычных свободнопадающих бомб, который может взять В-52Н, 22680 кг.

В рамках программы СЕМ (Conventional Enhancement Modification - проведена доработка самолета для использования им высокоточного оружия: КР AGM-86С, AGM-142 "Рэптор", AGM-130, малозаметными КР JASSM, управляемых авиабомб (УАБ) проектов JDAM и JSOW.
Размах крыла, м 56,4

Длина самолета, м 49

Высота самолета, м 12,4

Масса, кг

пустого самолета 78600

нормальная взлетная 137000

максимальная взлетная 227000

Максимальная скорость, км/ч 1050

Крейсерская скорость, км/ч 820

Боевой радиус действия, км 6600

Практический потолок, м 17000
F-111 (модификаций E и F) широко применялся в январе-феврале 1991 г. во время операции "Буря в пустыни" в Ираке для нанесения ударов по иракским стратегическим и тактическим целям. Было сброшено более 4500 УАБ, включая GBU-15 и GBU-28. Вооружение состоит из одной 20-мм шестиствольной пушки М61А1 Вулкан с 2028 патронами. Боевая нагрузка 13600 кг на 6 узлах подвески, в том числе: бомбы с лазерным наведением Paveway, УАБ GBU-15, GBU-28 До 12 УР воздух-земля AGM-65 Maveric.

Размах крыла, м

максимальная 19,2

минимальная 9,7

Длина самолета, м 22,4

Высота самолета, м 5,2

Масса, кг

пустого самолета 21880

нормальная взлетная 37566

максимальная взлетная 45360

Максимальная скорость, М

у земли 1,2

на высоте 2,2

Перегоночная дальность, км 4700

Боевой радиус действия, км 2100

Практический потолок, м 18000

Экипаж, чел 2


В локальных конфликтах в качестве носителей высокоточного оружия широко используются штурмовики F/A-18 палубной авиации.

Типовое авиакрыло в настоящее время включает: 36 истребителей-штурмовиков F/A-18С/D "Хорнет". С 2001 года на вооружение (вместо F-14 "Томкэт") поступает самолет F/A-18 "Супер Хорнет" в модификациях Е (одноместный) и F (двухместный) с увеличенными полезной нагрузкой и радиусом действия. Создание истребителя-штурмовика "Супер Хорнет" имеет целью компенсировать те потери, которая понесла палубная авиация со снятием с вооружения штурмовиков А-6Е "Интрудер", поскольку пришедший ему на смену F/A-18С при всех его плюсах уступает "Интрудеру" по таким характеристикам, как радиус действия, боевая нагрузка, всепогодность. На 11 узлах подвески F/A-18E/F может быть размещена боевая нагрузка свыше 8000 кг. Благодаря трем подвесным бакам емкостью 1800 л (у F/A-18С/D 1250 л) радиус действия вырос на 40-50%. Перевооружение самолетами "Супер Хорнет" продлиться как минимум до 2010 года.



F/A-18С/D F/A-18E/F

"Хорнет" "Супер Хорнет"

Размеры, м:

длина 17,07 18,3

высота 4,66 4,88

размах крыла 11,43 11,62

Масса, т:

нормальная взлетная

(вариант истребителя) 16,65

нормальная взлетная

(вариант штурмовика) 22,3

максимальная взлетная 23,54 29,937

максимальная боевая

нагрузка 7,7 8,051

Число узлов подвески 9 11

Скорость полета, км/час:

максимальная на 11 км 1900 1915 (М=1,8)

максимальная на малых

высотах 1470

Практический потолок, км 15,2 15,24

Радиус действия, км

с бомбами 4х450 кг и

2 УР "Сайдвиндер":

на большой высотах 1150/875' 1600/1180'

при переменном профиле

полета 850/680' 1200/940'

на малых высотах 540 740

4 УР AIM-120, 2 УР "Спарроу"

при ведении воздушного боя

на скорости М=1,2 220 480

с двумя ПКР "Гарпун" 1050

перехват воздушной цели

максимальный 1300
' - по данным интернета www.airwar.ru/enc/fighter/f18ef.html www.airwar.ru/enc/fighter/f18c.html
Малозаметный дозвуковой истребитель F-117A, выполненный по технологии "стелс", также широко использовался в последних конфликтах.

Истребитель F-117A представляет собой одноместный двухдвигательный самолет, построенный по схеме "летающее крыло" с V-образным хвостовым оперением.

Специальные формы самолета и радиопоглощающие покрытия позволило снизить эффективную поверхность рассеяния (ЭПР). В итоге ЭПР самолета F-117 при облучении с фронтальных и хвостовых ракурсов снижена до 0,1-0,01 м2, что примерно в 100-200 раз меньше, чем у обычного самолета близких размеров, но с других ракурсов она может достигать 1 м2. Существенно снижена также заметность в видимом и инфракрасном диапазонов.

Несмотря на все эти меры, тем не менее, F-117A в Югославии смогли сбить даже старые армейские российские ЗРК. Ну, а для комплексов С-300 и С-400 F-117A вообще не проблема.

Необычные формы отрицательно сказались на аэродинамику машины. Главные проблемы: плохое аэродинамическое качество при взлете-посадке и крейсерской скорости, а также не обеспечивается приемлемый уровень искусственной устойчивости и управляемости.

Боевая нагрузка - 2270 кг, УР AGM-88 HARM, AGM-65 Maveric, AGM-137, AGM-154, GBU-10, GBU-12, GBU-27 или BLU-109, GBU-30 (31,32) JDAM
Размах крыла, м 13,2

Длина самолета, м 20,1

Высота самолета, м 3,8

Масса, кг

пустого самолета 13400

взлетная масса 23800

Максимальная скорость, км/ч 1040

Крейсерская скорость, км/ч 850

Боевой радиус действия, км 1050

Практический потолок, м 13700


В качестве основных сухопутных "рабочих лошадок" в последних войнах использовались многоцелевые истребители F-16 и F-15E. F-15E - более мощный, несет больше вооружения, как по весу, так и по качеству, оснащен более современной, эффективной аппаратурой.

F-16 - проще, дешевле, легче, но соответственно - более массовый истребитель.


F-15E, имея более внушительную боевую нагрузку, больший радиус действия и современную "солидную" аппаратуру, используется для уничтожения наиболее важных и малоразмерных целей: РЛС, ЗРК, штабов, ПУ УР "земля-земля" и т.п., особенно ночью, когда аппаратура других самолетов не достаточно эффективна.

F-15E имеет малую нагрузку на крыло, двухдвигательную силовую установку и двухкилевое хвостовое оперение.




Вооружение включает в себя: одну 20-мм шестиствольную пушку М61А1 с 940 снарядами. Боевая нагрузка - 7250 кг на 9 внешних подвесках. Возможна установка: УР AGM-65 Maverick, ПРР AGM-88 HARM, УАБ AGM-130, GBU-10 Paveway II, GBU-10 Paveway II, GBU-12, GBU-15, GBU-28, GBU-24 Paveway III и др.

Размах крыла, м 13,05

Длина, м 19,43

Высота, м 5,63

Масса, кг

пустого самолета 14380

нормальная взлетная 28400

максимальная взлетная 36740

Максимальная скорость, км/ч 2650 (М=2,5)

Крейсерская скорость, км/ч 917

Перегоночная дальность, км 4500

Радиус действия, км

с ПТБ, при полете по смешанному профилю 1270

без ПТБ, на предельно малой высоте 600

с ПТБ, на предельно малой высоте 800

Практический потолок, м 18300

Экипаж, чел 2
Самолет F-16 имеет много модификаций. В последних конфликтах использовались модификации в основном C и D, Block 40 и 50.

Самолет выполнен по схеме моноплан со среднерасположенным крылом, имеет один киль и двигатель. Самолет по сравнению с F-15 более легкий, оснащен более слабой аппаратурой и соответственно более дешевый и массовый.



Вооружение: Одна шестиствольная пушка General Electric M61A1 Vulcan (515 снарядов). Боевая нагрузка 5440 кг на 9 узлах подвески. УР AGM-65 Maverick и AGM-88 HARM, УАБ GBU-10, GBU-12, AGM-145A/B JSOW, "Paveway"II/III и др.
Размах крыла, м 9,45

Длина самолета, м 15

Высота самолета, м 5

Масса, кг

пустого самолета 8316

взлетная нормальная 12000

максимальная боевая 17000

Максимальная скорость, М

у земли 1,2

на высоте 2

Перегоночная дальность, км 3900

Боевой радиус действия, км 1000

Практический потолок, м 18000

Экипаж, чел 1


Вначале "добиваются", после удара крылатыми ракетами, аэродромы и средства ПВО - то, что представляет реальную угрозу для авиации. Как только включиться в работу любая РЛС противника, координаты ее сразу засекаются, ставятся помехи и на нее наводиться авиация, которая ракетами, с большого расстояния уничтожает РЛС и прилегающие к ней объекты (ЗРК).

А затем безнаказанно, как в тире, планомерно уничтожаются войска и "вбомбляется в каменный век экономика страны".

Зачем нужно на этом этапе высокоточное оружие? Главное эффективность и быстрота поражения объектов, поставленные на поток. Блицкриг. Затяжная война не приемлема ни с экономической и тем более ни с политической точки зрения. Вызовет большие жертвы - причем с обеих сторон. "Янкиленд" нахлебалась досыта всем этим во время вьетнамской войны.

Применение высокоточного оружие позволило перейти к одновременным действиям небольших групп самолетов по большому количеству объектов. Согласно расчетам американских экспертов, количество самолето-вылетов, необходимое для поражения одних и тех же малоразмерных объектов, сокращается в 4-5 раз по сравнению с применением неуправляемых средств поражения.


1.3.2. Управляемые авиабомбы (УАБ).
Классический пример вьетнамской войны, который приводят, когда говорят о эффективности высокоточного оружия. Восемь самолетов F-4D четырьмя управляемыми бомбами "Уоллай" разрушили с первого вылета мост через реку Ялудзян. Причем удары по нему наносился и ранее, на что было потрачено более 4000 обычных фугасных бомб и неуправляемых ракет (общий вес до 2000 т), около 900 боевых самолетов-вылетов (потери составили 11 самолетов), но он продолжал функционировать.
При равной с управляемой ракетой (УР) массе и отсутствия двигателей и топлива, УАБ могут иметь более мощные боевые части, в том числе и кассетные, сохраняя повышенную точность бомбометания. Так, если у авиационных управляемых ракет отношение массы боевой части к стартовой массе составляет 0,2 - 0,5, то для УАБ оно примерно равно 0,7 - 0,9. Занимают промежуточное место между УР и обычными бомбами по стоимости. Рубежи возможных прицельных сбросов планирующих УАБ с больших высот могут достигать 60-70 км (до 65 км у AGM-62A "Уоллай-2"), что уступает рубежам пуска лишь некоторым тактическим УР. Это делает УАБ основным высокоточным оружием тактической авиации. Если доля использования УАБ во Вьетнаме и в Юго-Восточной Азии не превышала 1%, то в войне 2003 г. в Ираке эта доля составила уже 70%.
Первая планирующая УАБ PC-1400Х ("Фриц X") с радиокомандным управлением была создана еще в фашисткой Германии.
Наиболее простыми и дешевыми оказались УАБ с полуактивной лазерной системой наведения, создаваемые на базе боевых частей штатных фугасных, осколочно-фугасных и кассетных авиабомб и оснащаемые комплектами аппаратуры управления и наведения типа KMU, а также несущими поверхностями. Использование обычных авиабомб в качестве БЧ УАБ позволило сделать этот вид оружия массовым, а модернизацию и эксплуатацию несложной и недорогой.
Конструктивно бомбы, создаваемые по этим программам, практически одинаковы: передний отсек со стандартным лазерным флюгерным координатором цели, блоком наведения, блоком управления с источником питания, рулями и приводом рулей; боевая часть штатной бомбы; хвостовая часть с аэродинамическими поверхностями. Рули, хвостовые аэродинамические поверхности элементов конструкции, сопрягаемые с БЧ, отличаются друг от друга размерами в зависимости от калибра. Все остальные элементы системы комплектов идентичны. УАБ имеет аэродинамическую схему "утка" и общую с обычными авиабомбами систему подвески на носитель. Обнаруженная оператором цель облучается (подсвечивается) лучом лазера с обеспечивающего самолета, самолета-носителя или с наземного пункта. Отраженная от цели лазерная энергия распространяется в пространстве в соответствии с диаграммой обратного рассеивания. После сброса с самолета-носителя, пилот которого осуществляет прицеливание так же, как и при бомбометании неуправляемыми бомбами, УАБ некоторое время летит без захвата лазерного излучения, отраженного от цели, по обычной баллистической траектории. Флюгерный лазерный координатор цели (ФЛКЦ) ориентирует ось чувствительности лазерного приемника излучения по вектору скорости бомбы. После того как отраженная лазерная энергия попадет в поле зрения ФЛКЦ, система управления УАБ отклоняет рули таким образом, чтобы движение бомбы осуществлялось по вектору дальности цели. В этом случае вектор скорости бомбы и направление, с которого приходит отраженное лазерное излучение, должны совпадать. Различные возмущения - турбулентность атмосферы, неточность углового сопровождения обеспечивающим самолетом - приводят к колебаниям УАБ относительно линии дальности и в значительной степени корректируются системой управления.

GBU-10 Mk13/20 GBU-12 GBU-16


Построенные по такому принципу УАБ серии "Пейвуэй-1" (GBU-10, GBU-11 и GBU-12) ограниченно применялись во время войны во Вьетнаме. Простота обслуживания, небольшая стоимость и высокая точность наведения делали данное оружие жизнеспособным. К недостаткам можно отнести большую нижнюю границу высот боевого применения (как правило, бомбометание с горизонтального полета требовало высоты более 1,5 км, с пикирования УАБ применялись с 1,8 - 2,2 км), что объяснялось особенностями метода наведения и необходимостью лазерной подсветки цели, вплоть до момента подрыва БЧ. Это существенно связывало действия носителя, делало его уязвимым для средств ПВО. Кроме того, было сложно обеспечить одновременное наведение нескольких УАБ на расположенные рядом цели, так как относительно большое поле зрения ФЛКЦ приводило к захвату бомбой "чужой" цели и срыву выполнения задачи.

GBU-12
Основные ТТХ управляемых авиационных бомб
Наименование Калибр, Тип БЧ (на Общая Максимальная Система наведения

или обозначение фунты базе какой масса БЧ дальность (точность

УАБ, год (общая бомбы (масса полета, км попадания -

принятия на масса, создана УАБ) ВВ), кг (высота КВО,м)

вооружение кг) м) применения,

(страна)
УАБ на базе штатных авиабомб с ФЛКЦ


GBU-10, 1971 2000 Фугасная 907 12 Лазерная

(США) (1100) (Мк84) (430) (5500-6500) полуактивная

(9)
GBU-11, 1971 2000 Общего 1360 12 То же

(США) (1400) назначения (896) (5000-6000)

(M118)
GBU-12, 1971 500 Фугасная 227 15 Лазерная

(США) (285) (Мк82) (87) (-) полуактивная

(9)
GBU-10 E/B, 2000 Фугасная 907 - То же

1978 (США) (1100) (Мк84) (430) (150-6000)


GBU-12 D/B, 500 Фугасная 227 Около 10 То же

1978 (США) (285) (Мк82) (87) (200-6000)


GBU-16 В/В, 1000 Фугасная 453 14,5 То же

1976 (США) (480) (Мк83) (215) (10)


GBU-17, - Бетонобойная - - То же

1982 (США) (HSM) (10)


GBU-22, 500 Фугасная 227 30 Лазерная

1984 (США) (-) (Мк82) (87) (-) полуактивная с

гиростабилизацией

(9)
GBU-23, 1000 Фугасная 453 30 То же

1983 (США) (500) (Мк83) (215) (9)
GBU-24, 2000 Фугасная 907 19 То же

1984 (США) (-) (Мк84) (430) (9)


Мк13/18, 1000 Фугасная 186 - Лазерная

1979 (493) (МС 1000) (-) (10) полуактивная

(Велико- (около 10)

британия)


AGM-123A 1000 Фугасная 453 - Лазерная

"Скиппер-2", (582 с (Мк83) (215) (30) полуактивная с

1983 (США) РДТТ) гиростабилизацией
Планирующие УАБ и УАБ с ТВКЦ на базе штатных авиабомб
AGM-62 1000 Фугасная 385 25 ТВКЦ

"Уоллай" Мк1, (500) (182) (2000-9000) (5)

мод.0,

1966 (США)


АGМ-62А 2000 То же 907 40 Телевизионно-

"Уоллай-2" (1100) (430) (до 9000) командная

Мк5, мод.4, (5)

1973 (США)


AGM-62A 2000 То же 907 65 То же

"Уоллай-2" (1100) (430) (-)

Мк13, мод.0,

1975 (США)


GBU-8, 2000 Фугасная 907 20 Телевизионная,

1969 (США) (1100) (Мк84) (430) (до 900) самонаведение

(5)
GBU-9, 2000 Фугасная 1360 20 Телевизионная,

1969 (США) (1100) (Мк118) (896) (-) самонаведение

(-)
УАБ модульной конструкции
GBU-15, 2000 Фугасная 907 50 ТВКЦ,

1980 (США) (1140) (Мк84) (430) (150-13000) ТПВКЦ


AGM-130, 2000 Фугасная, 907 37 ТВКЦ, ТПВКЦ

1989 (США) (1352) кассетная (430) (до 15)

(Мк84 у

AGM-130A,



SUU-54 у

AGM-130B)


Частичное устранение этих недостатков оказалось возможным в УАБ серии "Пейвуэй-2" второго поколения: GBU-12 D/B, GBU-16 В/В, GBU-10 E/B, Мк 13/18.

Основное отличие систем наведения этих авиабомб состоит в том, что в ФЛКЦ используется обработка принимаемого лазерного излучения в кодирующем устройстве. Оно синхронизирует работу системы наведения с конкретным целеуказателем. В таком случае исключается наведение УАБ на "чужой" отраженный сигнал лазерного целеуказателя и в процессе групповой атаки нескольких носителей не происходит наведения нескольких УАБ на одну и ту же цель. Кроме того, ФЛКЦ с помощью кодирующего устройства перестает принимать ложные лазерные пятна, создаваемые противником, повышая устойчивость УАБ к оптико-электронному противодействию. Комплекты KMU серии "Пейвуэй-2" имеют складывающееся крыло, что улучшает управляемость бомбы, снижает минимальную высоту сброса, увеличивает максимальную дальность полета и упрощает размещение на носителе. Зарубежные специалисты отмечают повышение точности наведения УАБ этой серии за счет использования в системе наведения более совершенного приемника лазерного луча и микропроцессора.

Вместе с тем были выявлены отдельные недостатки. Низкая облачность и дым затрудняла подсветку целей и не позволяла в ряде случаев эффективно применять УАБ.

AGM-123 GBU-24
Другое направление развития УАБ - создание авиабомбы специальной конструкции, не ориентированной на массовое использование готовых частей и использующей телевизионный координатор цели (ТВКЦ). Первая телеуправляемая бомба AGM-62 "Уоллай-1" была принята на вооружение в 1966 году. ТВКЦ позволял обнаружить цель, захватить ее на автосопровождение, затем происходил сброс бомбы. Дальнейшая связь самолета-носителя с УАБ прекращалась, он мог выполнять любые маневры, а бомба в автономном режиме наводилась на цель.

Впервые американская авиация применила УАБ "Уоллай-1" в 1967 году во Вьетнаме. Точность попадания в цель оказалась очень высокой, во время налета на военный городок бомбы попадали прямо в окна казарм. Было разрушено несколько важных мостов и ханойская электростанция, прикрываемая сильной ПВО.

УАБ "Уоллай" имеет элевонную аэродинамическую схему и осколочно-фугасную боевую часть. ТВКЦ обеспечивает наведение бомбы на оптически контрастные объекты, выбор и идентификация которых производятся оператором.

AGM-62
В последующих модификациях этой УАБ были увеличены масса боевой части и размах крыла, а также повышены аэродинамические качества, что обеспечило дальность ее полета до 65 км (при сбросе с 9000 м на дозвуковой скорости). В отличие от лазерных бомб, у которых движение к цели происходит по крутым, отвесным траекториям, УАБ типа "Уоллай" с развитой аэродинамикой лучше управляются, осуществляют планирующее снижение к цели, поэтому иногда их называют планирующими. Вторая модификация - AGM-62A "Уоллай-2" - была оснащена телевизионно-командной системой наведения, позволяющей экипажу производить бомбометание по целям с известными координатами при отсутствии визуального контакта с ними.

Наведение УАБ осуществляет оператор по радиолинии управления. Источником информации для выработки команд служит телеизображение, которое транслируется с авиабомбы на борт носителя. После сброса УАБ самолет может менять курс, при этом оператор продолжает управлять бомбой вплоть до попадания ее в цель. Ориентируясь по хорошо видимым объектам, он в состоянии наводить УАБ на замаскированные и неконтрастные цели, поскольку при приближении к ним улучшается разрешающая способность системы, а плохая видимость между бомбой и носителем (например, облака) не мешает процессу наведения. Большая дальность планирования AGM-62A дает возможность применять их без захода в зону ПВО цели. Наведение УАБ с другого носителя позволяет паре самолетов сбросить четыре бомбы в одном заходе и выполнять различные тактические приемы.

Следует отметить, что достоинства ТВКЦ использовались не только в УАБ специальной конструкции, но и в созданных (на базе штатных) неуправляемых авиабомбах GBU-8 и GBU-9. Однако возможность оптимизации аэродинамики делает УАБ специальной конструкции совершенно непохожими на авиабомбы с ФЛКЦ как по внешнему виду, так и по боевым качествам. УАБ с большой дальностью планирования и телевизионно-командной системой наведения могут применяться по сильнозащищенным целям, когда носитель не входит в зону действия их зенитных средств, или по групповым объектам с системой ПВО, не допускающей выполнения нескольких заходов на цель.

GBU-8
С 70-х годов в США началось создание управляемых авиабомб модульной конструкции в рамках проекта "Хобос", который предусматривал разработку УАБ, имеющих около 80% одинаковых элементов конструкции и сменных модулей - телевизионной или тепловизионной головки самонаведения (ТВГСН или ТПВГСН соответственно) и различных боевых частей (Мк84 калибра 2000 фунтов, M118 калибра 3000 фунтов и кассетной типа SUU-54 с 1800 поражающими элементами).
В соответствии с программой фирмы "Рокуэлл интернешнл" и "Хьюз" вели работу над УАБ: с крестообразным крылом (первоначально назывался GBU-15(V)CWW) и с плоским раскрывающимся крылом (GBU-15(V)PWW). Первый предназначен для применения с малых и средних высот на дальности до 50 км, второй - с больших высот при дальности планирования до 70 км. Впоследствии варианты получили обозначения GBU-15 и GBU-20 соответственно.

GBU-15
В управляемых бомбах модульной конструкции используются шесть основных элементов: боевая часть, комплект аэродинамических поверхностей, система наведения, система управления, переходник и блок связи. Основным элементом является БЧ, которая представляет собой обычную бомбу Мк84 или бомбовые кассеты SUU-54 либо CBU-75. С помощью переходников на корпус боевой части устанавливаются аэродинамические поверхности, носовой (с аппаратурой системы наведения) и хвостовой (система управления) отсеки. В зависимости от условий боевого применения и типа цели из модулей может быть собран оптимальный вариант боеприпаса, обладающего наибольшей эффективностью.

Типовой является телевизионно-командная, в этом случае бомба по командам с самолета-носителя выводится в зону цели, где начинает работать ТВГСН. Изображение наблюдаемого объекта поступает на индикатор в кабине самолета, и оператор передает на бомбу команды наведения до момента поражения цели. Возможны также захват цели ТВГСН непосредственно под носителем или после участка командного управления и автономный полет УАБ в режиме самонаведения.


Однако бомбометание с этой системой наведения можно проводить только днем при хорошей видимости, а для действий ночью и при неблагоприятных метеоусловиях предусматривается использовать тепловизионную головку самонаведения WGU-10/B, унифицированную с ракетой AGM-65D. В качестве недорогих альтернативных систем рассматривались также TDOA/DME с временным и дальномерным блоками, применяемая на GBU-20, радионавигационная ЛОРАН и спутниковая радионавигационная NAVSTAR. Зарубежные специалисты ищут возможности комплексирования систем различных классов для повышения точности наведения и помехоустойчивости УАБ.

Предполагается использовать в УАБ с блоком, включающего в себя радиолокационный высотомер с доплеровским сужением луча. Этот блок планируется использовать совместно со штатным тепловизионной или телевизионной ГСН для обеспечения режима наведения по рельефу местности. Последний будет реализован путем измерения относительных высот местности, над которой осуществляется пролет УАБ, и их сравнения в режиме реального времени с заложенными в память бортового компьютера данными с последующей коррекцией траектории полета бомбы. По оценкам американских специалистов, это обеспечит КВО не более 3 м.


Одним из путей дальнейшего совершенствования авиабомб модульной конструкции является оснащение GBU-15 с различными БЧ ракетными твердотопливными ускорителями, что позволяет в значительной степени увеличить дальность их планирования на малых и предельно малых высотах. УАБ GBU-15 с двигателем получили обозначение AGM-130A (с БЧ типа Мк84) и AGM-130B (типа SUU-54). Такие авиабомбы отличаются от управляемых ракет "воздух - поверхность" только меньшими значениями тяговооруженности двигателя, но не конструкцией и, по существу, являются ракетами. Развитие УАБ в этом направлении свидетельствует о наличии предела совершенствования бомб, после которого необходимо иметь средства поражения, оснащенные двигателями.

AGM-130
В период с 1992 по 1998 год в США основные работы по совершенствованию УАБ в части использования КРНС NAVSTAR проводились в рамках следующих программ:

- JDAM (Joint Direct Attack Munition). Предусматривающей разработку УАБ на базе бомб Mk.83 и Mk.4, стандартных авиационных бомб других типов (GBU31, -32, -36, -38), а также расширению возможностей УАБ AGM-130, -130A, -130B. Для стабилизации бомбы в полете и обеспечения лучшей управляемости на корпусе бомб дополнительно устанавливаются накладные аэродинамические гребни. Блок "Харрис" должен обеспечить устойчивый прием сигналов КРСН практически в любой точке земли в условиях помех при обеспечении точного (КВО не более 3-5 м) наведения УАБ в случае их прерывания.



GBU-32 JDAM
- JSOW (Joint Stand Off Weapon). По созданию управляемых авиационных кассет нового поколения типа AGM-154A, -154B, -154C, предназначенных для запуска вне зоны действия объектовой ПВО.

Поскольку применение только космической радионавигационной в сочетании с инерциальной системами обеспечивает точность бомбометания в лучшем случае с КВО 10-13 м., что, конечно, неприемлемо, при поражении малоразмерных целей, то применение ГСН остается актуальным.



AGM-154 JSOW
AGM-154 JSOW, разрабатываемая в трех вариантах. Вариант AGM-154A оснащен кассетой с 145 суббоеприпасами BLU-97/B, AGM-154B несет кассету с шестью суббоеприпасами BLU-108/B, а AGM-154C моноблочную БЧ с боеприпасом BLU-111/B. Максимальная боевая нагрузка JSOW составляет 450 килограмм при максимальной дальности до 64 км. Управление AGM-154 будет осуществляться автономно с помощью ИНС/GPS. Точность AGM-154A и -154B сопоставима с точностью WCMD и составляет около 30 м. Моноблочный вариант AGM-154C будет оснащен инфракрасным сенсором. AGM-154 JSOW, использующий для наведения сигналы космической радионавигационной системы NAVSTAR, интегрируются в систему управления оружием через интерфейс MIL-STD-1760. В настоящее время нести JSOW могут F/A-18A/B, C/D, и E/F, AV-8B, F-14A/B и /D, F-16C/D, F-15E, F-117, B-1B и B-52.
Впервые в боевой обстановке AGM-154 использовалась в Ираке 1999 г с борта палубного истребителя-бомбардировщика ВМС США F/A-18, ударом которой был уничтожен комплекс ПВО. Так же ВМС США применили JSOW в ходе агрессии против Югославии. В отличие от ранее примененной в конфликте JDAM, AGM-154 сбрасывается с носителя вне зоны действия ПВО.
Длина, м 4.06

Диаметр, мм 410-560

Размах крыла, м 2,69

Дальность, км

- при пуске с малых высот 24

- при пуске с большой высоты 60-80

- с двигателем 200

Максимальная масса УАБ, кг 1000

Максимальная масса БЧ, кг 450
В целях повышения точностных характеристик бомбометания фирмой "Боинг" в рамках программы FAD (Fleet Advanced Demonstration) ведутся работы по оснащению УАБ новым малогабаритным тепловизионным координатором цели (ТКЦ) "Дамаск". Этот ТКЦ предназначен для обнаружения и распознавания цели и коррекции конечного участка траектории УАБ. Данное устройство, особенностью которого является отсутствие следящего привода, устанавливается в носовой части бомбы. Его основными элементами являются оптическая система и матрица чувствительных элементов, обеспечивающие формирование и преобразование изображение.

Для распознавания цели применяются корреляционно-экстремальные алгоритмы, использующие для своей работы снимки заданных объектов в оптическом или радиолокационном диапазоне, переведенные в цифровой формат. Они могут быть получены в ходе предварительной подготовки полетного задания с разведывательных спутников или ЛА, а также непосредственно во время полета с использованием бортовых обнаружительных устройств (РЛС, ИК-станции переднего обзора и т.п.). В первом случае целеуказание производится до вылета оператором службы наземной подготовки, во втором - от самолетной РЛС или ИК-станции переднего обзора, информация с которых поступает на индикатор тактической обстановки в кабине экипажа. После сброса УАБ ее вывод в заданную область пространства производится с помощью ИСУ, корректируемой по данным КРНС NAVSTAR. Активизация ТКЦ производится на дальности цели около 2 км. Поступающая информация анализируется в течение 1-2 с при скорости смены изображения района цели 30 кадр./с. После обнаружения и идентификации цели выполняется коррекция ее координат и ввод в систему управления уточненных при помощи ТКЦ данных. Далее управление УАБ осуществляется в обычном режиме без использования координатора. Запланированная точность бомбометания при этом составляет менее 3 м. Летные испытания ТКЦ "Дамаск", интегрированного с УАБ, ведутся с 1999 года.

В то же время специалисты ВВС считают, что использование оптоэлектронного координатора не обеспечит заданную вероятность поражения цели при выполнения боевых задач в сложной помеховой обстановке. Поэтому с 1999 года реализуется программа "Хаммерхид", предполагающая оснащение УАБ относительно дешевой РЛС с синтезированной апертуры. Кроме того, рассматривается возможность оснащения их РЛС миллиметрового диапазона и (или) различными вариантами скомплексированных систем (радиолокационных и оптоэлектронных).

УАБ GBU-31, GBU-32 оснащаются новыми бронебойными БЧ BLU-11/B (AUP-3) и J-1000 с повышенной проникающей и поражающей способностью. В целях более эффективного поражения личного состава противника, расположенного в надежно защищенных и заглубленных фортификационных или естественных укрытиях, создана специальная БЧ, получившая обозначение BLU-118/B и называемая "термобарической" (thermobaric). Она представляет собой корпус БЧ BLU-19/B, снаряженный аэрозольным взрывчатым веществом РВХ IH-135, основными поражающими факторами которого являются длительное повышенное давление во фронте ударной волны и высокая температура. В ходе боевых действий в Афганистане проведены испытания десяти демонстрационных образцов БЧ BLU-118/B, результаты которых признаны успешными.


GBU-27 GBU-28


Создание УАБ SDB (Small Diametr Bomb), или I-250, ведется с 1995 года в рамках программы MMTD (Miniaturized Munitions Technology Demonstration). В рамках этой программы отрабатывается технология малогабаритных УАБ массой около 120 кг (калибр 250 фунтов), предназначенных для поражения наземных целей повышенной защищенности. По мнению американских специалистов, применение таких боеприпасов существенно повысит боевую эффективность самолетов благодаря увеличению на борту носителя количества бомб, имеющих полностью автономное наведение, а также в 3-4 раза увеличит количество целей, поражаемых в ходе одного вылета ударного самолета.
Однако, эффективность высокоточного оружия, в том числе УАБ, существенно зависит от естественных (низкая облачность, дым от пожаров и т.д.) и искусственных помех, достоверности разведданных. Так, при проведении операции "Лис пустыни" были ошибочно поражены: крупное зернохранилище, текстильная фабрика, очистные сооружения, жилой массив в городе Басра и др. Командиры авиационных частей, имеющие практический опыт применения УАБ, указывают, что кроме высокоточного оружия надо иметь "высокоточных летчиков". В то же время современные компьютеризированные прицельно-навигационные системы самолета обеспечивают высокую точность поражения неуправляемыми авиабомбами. Так по заявлению зарубежных СМИ, во время проведения операции НАТО "Мертвый глаз" (1995), британские "Ягуары" и голландские F-16 смогли наносить "хирургически точные удары" "глупыми бомбами" по позициям боснийских сербов.
Каталог: ~bukren14


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница