Асеан в повороте россии на восток




Скачать 134.02 Kb.
Дата10.06.2016
Размер134.02 Kb.
АСЕАН В ПОВОРОТЕ РОССИИ НА ВОСТОК

Е.А. Канаев, А.С. Пятачкова

На фоне проходящих в мире масштабных геополитических перемен поворот России на Восток является безусловным императивом времени. Однако первопричиной этого поворота является не охлаждение отношений России с Западом, а необходимость проводить безотлагательную модернизацию наших сибирских и дальневосточных территорий, которые представляют собой одновременно угрозу безопасности и ресурс развития страны. В полной мере разработать этот ресурс Россия может только в активном сотрудничестве со своими азиатско-тихоокеанскими партнерами, одним из которых является АСЕАН.

Предстоящие два года станут знаковыми для отношений между Россией и Ассоциацией. 2015 г. ознаменует десятилетие с начала проведения российско-асеановских саммитов на уровне глав государств и правительств. В 2016 г. стороны будут отмечать двадцатилетие отношений в формате диалогового партнерства. Также Россия и АСЕАН будут подводить итоги реализации «Всеобъемлющей программы действий по развитию сотрудничества между АСЕАН и РФ на 2005-2015 годы». Это подчеркивает необходимость оценки основных результатов сотрудничества и разработки рекомендаций по его дальнейшему развитию.

Факторы заинтересованности

Заинтересованность РФ в развитии отношений с АСЕАН и входящими в нее странами обусловлена комплексом факторов.

Во-первых, развитие отношений с АСЕАН будет способствовать диверсификации политических и экономических связей России в АТР. При всей важности развития отношений с КНР РФ необходимо проявлять гибкость и развивать взаимодействие с другими региональными игроками. Сотрудничество с КНР, помимо очевидных выгод, может при определенных обстоятельствах нести серьезные риски, в числе которых – монополизация Китаем внешнеэкономических связей ДВФО, «замыкание» российской транспортной системы на Китай, конкуренция российской и китайской транспортных систем при реализации транспортных коридоров Тихий океан – Атлантический океан и ряд других.

Во-вторых, сотрудничество с АСЕАН является для России модернизационным ресурсом в развитии сибирских и дальневосточных территорий. ЮВА – одна из крупных зон экономического роста. В декабре 2015 г. АСЕАН планирует завершить формирование Сообщества АСЕАН. Одной из его целей является повышение конкурентоспособности ЮВА как единого целого в глобальных экономических процессах. В настоящее время АСЕАН проводит реализацию комплекса мероприятий, нацеленных на создание новых «точек роста», повышение собственной инвестиционной привлекательности, использование лучших мировых практик ведения бизнеса, поиск путей оптимизации сотрудничества с партнерами по многосторонним экономическим форматам и инициативам. Этот опыт может и должен быть задействован Россией.

В-третьих, АСЕАН является «движущей силой» ряда форматов и инициатив экономического регионализма, определяя повестку переговоров и конкретные направления сотрудничества. Одна из них – проект Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство (РВЭП). Условием для присоединения к РВЭП является наличие функционирующего или обсуждаемого ЗСТ между кандидатом на вступление и АСЕАН. Россия, рассматривающая свой «поворот в Азию» как безусловный приоритет своей внешней политики, не может оставаться в стороне от форматов многостороннего сотрудничества с участием этих государств.

В-четвертых, развитие отношений с АСЕАН является для России частью евразийского и азиатско-тихоокеанского векторов своей внешней политики. Российские эксперты неоднократно указывали на необходимость экономической, политической и интеллектуальной увязки евразийских проектов с сибирско-дальневосточными инициативами1. По мере углубления украинского кризиса актуальность этой задачи будет возрастать. С этой точки зрения переговоры между ЕАЭС и Вьетнамом о формировании ЗСТ представляют особый интерес, т.к. она может стать потенциальным «мостом» к заключению ЗСТ ЕАЭС-АСЕАН.



Экономическое сотрудничество: системные препятствия

Развивая отношения с АСЕАН, РФ вынуждена принимать во внимание отсутствие того экономического фундамента, который присутствует у других партнеров АСЕАН по диалогу. В результате по ряду параметров сотрудничества в абсолютных цифрах разрыв достигает двузначных величин. Например, в 2013 г2. объем российско-асеановской торговли составил лишь 19,9 млрд. долларов, в то время как торговля АСЕАН с Китаем, Японией и Южной Кореей была на уровне 350,5 млрд., 240,7 млрд. и 134,9 млрд. долларов соответственно. Такое отставание России от этих партнеров Ассоциации обусловлено следующими факторами.

Торговые обмены осложняются неразвитостью транспортной инфраструктуры и логистики РФ. Наращиванию сотрудничества препятствуют ограниченные возможности приема крупнотоннажных контейнеров российских дальневосточных портов, недостаточная пропускная способность Транссибирской магистрали, отсутствие системы мониторинга грузов на всей протяженности их следования. Играет роль и отсутствие прямого авиасообщения между многими городами России, прежде всего – Сибири и Дальнего Востока и стран ЮВА.

Топ-менеджмент крупных российских компаний недостаточно осведомлен о специфике делового законодательства государств АСЕАН и реальных условиях ведения там бизнеса, а также особенностях интеграционных процессов в ЮВА. Это часто ведет к недостаточному пониманию приоритетов отдельных стран ЮВА и того, как использовать в своих интересах асеановские механизмы интеграции.

Между Россией и странами ЮВА (кроме Вьетнама) практически отсутствует трудовая миграция. У России и этих стран недостаточно развита гуманитарная основа развития трудовой миграции – прежде всего, этнические диаспоры, помогающие вновь прибывшим людям адаптироваться к незнакомым условиям.

Для работы существующих механизмов диалогового партнерства России и АСЕАН – Совместного комитета сотрудничества (СКС), Совместного планово-распорядительного комитета (СПРК) и Финансового фонда диалогового партнерства (ФФДП) – характерна забюрократизированность отбора и согласования проектов. Играет роль небольшой размер бюджета ФФДП, а значит – объема средств, выделяемых на финансирование проектов.

В ЮВА по большому счету нет узнаваемых брендов российской продукции и российских ТНК, кроме нескольких занятых в сырьевых секторах.

Эти препятствия носят системный характер, они действуют одновременно и усиливают друг друга. Соответственно, устранить их в сжатые сроки невозможно.



Задачи на перспективу

Расширение российско-асеановского сотрудничества должно осуществляться по двум направлениям: содержательному и институциональному.

В содержательном плане РФ может выстраивать свою политику в ЮВА таким образом, чтобы максимально эффективно откликнуться на запросы, актуальные для отдельных стран ЮВА и АСЕАН как диалоговой площадки, интегрировав и то, и другое с собственными перспективными планами.

В отношениях с отдельными странами возможно и целесообразно наращивание сотрудничества на следующих «флагманских» направлениях.



Атомная и углеводородная энергетика. Развитие диалога в этой сфере отвечает интересам как России, так и стран ЮВА. Россия вывела на новый уровень собственные возможности обеспечения энергетической безопасности АТР, а страны ЮВА испытывают растущую потребность расширить доступ к энергоресурсам на фоне ограниченных собственных запасов. В таких условиях России целесообразно не только расширить поставки энергоресурсов в эти стран, но и построить в одной или нескольких из них нефтеперерабатывающие заводы под нефть марки ВСТО.

Транспортное машиностроение. В ЮВА высока потребность в развитии транспортной инфраструктуры, их заинтересованность в гражданских самолетах, судах, подвижных транспортных составах, а также услугах по строительству железных и автомобильных дорог. Все это могла бы им поставлять Россия.

Развитие медицинских технологий и поставки медицинской техники. Для азиатского юго-востока пандемии (такие, как птичий грипп или атипичная пневмония) будут оставаться актуальной проблемой еще долгие годы. Для снижения ее остроты, страны ЮВА наладили сотрудничество с внерегиональными партнерами в производстве вакцин против птичьего гриппа. Можно обоснованно ожидать продолжения таких многосторонних усилий, в том числе закупок у партнеров необходимой медицинской техники.

В этом контексте важно, что примерно пятая часть малазийских докторов получили образование в России. Они знают, как работать на российском оборудовании и с российскими технологиями. Дальнейшая подготовка специалистов этого профиля – не только из Малайзии, но и из других стран ЮВА – расширяет перспективу поставок в субрегион российской медицинской техники.



Освоение космоса. Страны ЮВА (например, Индонезия, Малайзия и Вьетнам) проявляют интерес к исследованию и использованию космического пространства и в мирных целях и получению соответствующих технологий. Планируемые проекты включают создание и вывод на орбиту телекоммуникационных спутников и спутников дистанционного зондирования Земли, космическое материаловедение строительство космического центра, а также, в случае с Малайзией, вывод космонавтов в открытое пространство. Осознавая ограниченный собственный потенциал, страны ЮВА возлагают особые надежды на сотрудничество с внерегиональными партнерами, в том числе и с Россией.

Параллельно с развитием сотрудничества на этих направлениях положительный стимулирующий эффект могла бы оказать государственная поддержка компаний, работающих в странах АСЕАН. У ряда российских компаний уже наработан портфель предложений, способных вызывать у партнеров из ЮВА живой интерес.

Помимо разработки этих направлений, важно расширить и диверсифицировать институциональную основу для сотрудничества. Своевременным шагом стало бы возобновление такой практики советских времен, как открытие российских культурных, научных и информационных центров при финансировании со стороны российских компаний. Необходимо активизировать работу торговых представительств, создать в ТТП Центр трансферта технологий между Россией и АСЕАН, а также более четко координировать деятельность Деловых советов по взаимоотношениям России с отдельными странами АСЕАН.

В формате диалогового партнерства РФ АСЕАН практические действия целесообразно осуществлять по трем направлениям. Первое – увязка мероприятий, прописанных в Генеральном плане АСЕАН по наращиванию взаимосвязей (2010 г.) и Дорожной карте торгово-экономического сотрудничества России и АСЕАН (2012 г.)3. Второе – сферы, не представленные в этих документах, однако такие, в которых возможно и желательно развивать диалог. Третье – мероприятия, позволяющие привлечь ассоциированные государства к развитию сибирских и дальневосточных территорий РФ.

Генеральный план АСЕАН по наращиванию взаимосвязей (Master Plan on ASEAN Connectivity) выделяет три приоритета – физическую взаимосвязанность (physical connectivity), институциональную взаимосвязанность (institutional connectivity) и человеческую взаимосвязанность (people-to-people connectivity). Анализ положений Генерального Плана и Дорожной Карты позволяет определить ряд основных «точек пересечения».

Физическая взаимосвязанность.


  • Строительство сети скоростных дорог АСЕАН и железной Дороги Куньмин-Сингапур (Генеральный план) и поддержка диалога между отраслевыми организациями России и АСЕАН, взаимном использовании лучших практик в сфере транспорта (Дорожная карта);

  • Формирование интегрированной и «бесшовной» (seamless) мультимодальной транспортной системы, рассчитанной на превращение АСЕАН в транспортный хаб в Восточной Азии (Генеральный план) и исследование возможностей внедрения новых методов транспортной навигации, основанной на последних навигационных системах, а также исследование перспектив внедрения совместных проектов по развитию транспортной инфраструктуры (Дорожная карта);

  • Активизация процесса решения институциональных вопросов в инфраструктурных проектах АСЕАН в сфере энергетики (Генеральный план) и поддержка диалога между отраслевыми организациями России и АСЕАН, взаимное использование лучших практик в сфере энергетики (Дорожная карта).

Институциональная взаимосвязанность.

  • Развитие единого рынка авиационных услуг (Генеральный план) и исследование возможностей обсуждения и подписания Соглашения о воздушных перевозках между Россией и АСЕАН в целях развития воздушного сообщения (Дорожная карта);

  • Активизация развития эффективного и конкурентоспособного сектора логистики, в частности – транспортных, телекоммуникационных и иных услуг, нацеленных на усиление региональной взаимосвязанности (Генеральный план) и разработка рентабельных, безопасных и надежных логистических цепочек между АСЕАН и Россией (Дорожная карта);

Человеческая взаимосвязанность. Здесь перспективна увязка между изучением возможностей введения облегченного визового режима для иностранных туристов, посещающих страны АСЕАН (Генеральный план) и развитием российско-асеановского сотрудничества в сфере туризма (Дорожная карта).

Помимо увязки Генерального плана с Дорожной картой, интересам России отвечала бы разработка других направлений. Прежде всего, это энергетика. Положения Плана АСЕАН по развитию энергетического сотрудничества на 2010-2015 гг. и аналогичного плана на 2016-2020 гг. включают строительство единой энергосистемы АСЕАН и Трансасеановского газопровода4. Его предполагаемая мощность – 17 млрд. кубометров в год, а его протяженность составит порядка 10 тыс. км. Опыт России по строительству собственной газовой инфраструктуры (например, газотранспортной системы Сахалин-Хабаровск-Владивосток) пригодился бы нашим партнерам из ЮВА.

Еще одним перспективным направлением может стать сотрудничество в сфере АПК. Решение проблемы продовольственной безопасности – важный приоритет АСЕАН, зафиксированный в Основах интегрированной системы продовольственной безопасности АСЕАН и Стратегическом плане действий на 2015-2020 гг5. Российско-асеановское сотрудничество могло бы иметь взаимовыгодный характер: стороны могут наладить и впоследствии расширить обмены технологиями в производстве продовольствия и осуществлять обмены готовой продукцией. России это помогло бы смягчить негативные последствия от экономических санкций, распространяющихся на продовольственную и сельскохозяйственную сферы, а для АСЕАН – снизить остроту продовольственной проблемы.

Увязка приоритетов АСЕАН с планами России по развитию Сибири и Дальнего Востока должна отталкиваться от понимания того, что Россия и страны АСЕАН заинтересованы в развитии зон экономического роста с мультиплицирующим эффектом для региона в целом. С этой точки зрения на нынешнем этапе России было бы целесообразно повысить информированность своих партнеров из ЮВА о существующих на Дальнем Востоке возможностях. Своевременным шагом стало бы проведение серии мероприятий по презентации инвестиционного потенциала Дальнего Востока с точки зрения условий функционирования территорий опережающего развития, что особенно актуально после принятия закона о ТОР в декабре 2014 г.

На институциональном направлении необходимыми шагами видятся оптимизация работы нынешних структур диалогового партнерства Россия – АСЕАН, а также освоение новых механизмов общерегионального формата.

Необходима более четкая координация действий между МИД, Минэкономразвития и Минфином для согласования проектов, финансируемых через ФДПП, последовательность и системность их проведения. Актуальной задачей является создание в рамках Делового Совета Россия – АСЕАН при ТПП Центра трансферта технологий, а также усиление координации работы Совета с деятельностью Деловых советов по взаимоотношениям России с отдельными странами АСЕАН.

России целесообразно присоединиться к региональной исследовательской сети ЭРИА (Economic Research Institute for ASEAN and East AsiaERIA), объединяющей 16 исследовательских институтов стран-участниц ВАС (по одному от каждой страны кроме США и РФ) и работает в тесном контакте с Секретариатом АСЕАН. Исследования ЭРИА концентрируются, главным образом, на проблематике экономического сотрудничества в АТР, в основном – между участниками ВАС, и нацелены на выработку рекомендаций по его наращиванию. В системе ЭРИА Россия могла бы быть представлена специалистами из НИУ ВШЭ, имеющими опыт экспертной поддержки работы международных организаций. Это подтверждается деятельностью международной исследовательской группы БРИКС, созданной в 2011 г. и принимавшей участие в подготовке мероприятий этой диалоговой площадки.

Выводы

В современных геополитических условиях активизация азиатско-тихоокеанской политики России – не выбор, которым страна вольна воспользоваться или нет, а насущная необходимость, важнейший фактор ее национального развития и сохранения себя как великой державы XXI века6. Вместе с тем, России необходим качественно новый инструментарий своей политики. Один из его ключевых компонентов – более активная, нежели раньше, координация перспективных планов с партнерами из АТР.



Сотрудничество с АСЕАН является хорошим плацдармом для практического решения этой задачи. Предстоящие два года дадут РФ возможность провести «перезагрузку» своей политики в отношении отдельных стран ЮВА и АСЕАН, по максимуму откликнувшись на «запрос на Россию» со стороны азиатского юго-востока.
Список литературы и источников:

  1. Бордачев Т.В., Канаев Е.А. (2014) Успокоить Запад, уравновесить Восток. Россия в глобальной политике. 3 сентября. // http://www.globalaffairs.ru/number/Uspokoit-Zapad-uravnovesit-Vostok-16929

  2. Дорожная карта торгово-экономического сотрудничества Россия – АСЕАН. Август 2012.

  3. Караганов С., Макаров И. Поворот России к Тихому океану. Ведомости. 28.01.2014. // http://www.vedomosti.ru/opinion/news/21941991/povorot-na-vostok#sel=2:1,7:3;

  4. Караганов С. Вперед к Великому океану. Российская Газета. 26.08.2014. // http://www.rg.ru/2014/08/26/usilenie.html

  5. ASEAN Energy ministers endorse plan on energy connectivity. Thai PBS. 25 September 2014. // http://englishnews.thaipbs.or.th/asean-energy-ministers-endorse-plan-energy-connectivity

  6. ASEAN Integrated Food Security (AIFS) Framework and Strategic Plan of Action on Food Security in the ASEAN Region (SPA-FS) 2015-2020. // http://www.asean.org/images/Community/AEC/AMAF/OtherDocuments/AIFS%20FRAMEWORK%20SPA%20(2015-2020-Endorsed).pdf

  7. ASEAN Plan of Action for Energy Cooperation 2010-2015 (APAEC 2010-2015). // http://aseanenergy.org/media/filemanager/2012/10/11/f/i/file_1.pdf ;

  8. ASEAN Trade by Selected Partner Country/Region, 2013. // http://www.asean.org/images/2015/January/external_trade_statistic/table19_asof04Dec14.pdf

  9. Master Plan on ASEAN Connectivity. // http://www.mfa.go.th/asean/contents/files/asean-media-center-20121203-182010-779067.pdf;

1 Караганов С., Макаров И. Поворот России к Тихому океану. Ведомости. 28.01.2014. // http://www.vedomosti.ru/opinion/news/21941991/povorot-na-vostok#sel=2:1,7:3; Караганов С. Вперед к Великому океану. Российская Газета. 26.08.2014. // http://www.rg.ru/2014/08/26/usilenie.html


2 ASEAN Trade by Selected Partner Country/Region, 2013. // http://www.asean.org/images/2015/January/external_trade_statistic/table19_asof04Dec14.pdf


3 Master Plan on ASEAN Connectivity. // http://www.mfa.go.th/asean/contents/files/asean-media-center-20121203-182010-779067.pdf; Дорожная карта торгово-экономического сотрудничества Россия – АСЕАН. Август 2012.


4 ASEAN Plan of Action for Energy Cooperation 2010-2015 (APAEC 2010-2015). // http://aseanenergy.org/media/filemanager/2012/10/11/f/i/file_1.pdf ; ASEAN Energy ministers endorse plan on energy connectivity. Thai PBS. 25 September 2014. // http://englishnews.thaipbs.or.th/asean-energy-ministers-endorse-plan-energy-connectivity

5 ASEAN Integrated Food Security (AIFS) Framework and Strategic Plan of Action on Food Security in the ASEAN Region (SPA-FS) 2015-2020. // http://www.asean.org/images/Community/AEC/AMAF/OtherDocuments/AIFS%20FRAMEWORK%20SPA%20(2015-2020-Endorsed).pdf

6 Подробнее см.: Бордачев Т.В., Канаев Е.А. (2014) Успокоить Запад, уравновесить Восток. Россия в глобальной политике. 3 сентября. // http://www.globalaffairs.ru/number/Uspokoit-Zapad-uravnovesit-Vostok-16929




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница