Арабова шарофат маматкуловна история таджикского кинематографа второй половины ХХ начала



страница1/12
Дата15.06.2016
Размер2.6 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Академия наук Республики Таджикистан

Институт истории, археологии и этнографии имени Ахмада Дониша

На правах рукописи

АРАБОВА ШАРОФАТ МАМАТКУЛОВНА

ИСТОРИЯ ТАДЖИКСКОГО КИНЕМАТОГРАФА

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ – НАЧАЛА XXI ВЕКА

07.00.02 — отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор,

академик АН РТ Масов Р.М.

Душанбе - 2014

Оглавление
Введение………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Исторические условия развития таджикского кинематографа в середине XX века………………………………………………................................19

§1.1. Условия становления таджикского кинематографа в 1950-е гг......................21

§1.2. Особенности начального периода таджикского игрового кинематографа.....25

Глава 2. Основные направления развития кинематографа в 1960-1970-е гг……………………………………………………......................................................52

§2.1. Таджикский кинематограф в 1960-1968 гг...................………………………..52

§2.2. Игровое кино республики в 1969-1979 гг…………………………………....108

Глава 3. Развитие кинематографа в 1980-2013 гг...............................................131

§3.1. Основные вопросы развития кино в 1980-х гг..……………..........................131

§3.2. Кинематограф суверенного Таджикистана: советское наследие, пути развития, проблемы национального кино…………………………………….........141

§3.3. Развитие таджикского кинематографа в начале XXI века.............................155



Заключение………………………………………………………………………….164

Список использованной литературы……………………………………………171

Список принятых сокращений…………………………………………………...202

Приложения…………………………………………………………………………203

Введение

Актуальность темы исследования. Кино Таджикистана как социально-культурный институт, отражающий идеолого - культурные тенденции в обществе, оказывает огромное влияние на формирование самосознания народа. С распадом СССР и образованием новых независимых государств таджикский игровой кинематограф в 90-х годах ХХ века практически перестал существовать, его место которого прочно заняло малобюджетное документальное кино, развитие которого словно было вызвано необходимостью запечатлеть трагизм межтаджикского конфликта. После окончания гражданской войны в Таджикистане начался процесс постепенного восстановления игрового кинематографа. Однако, учитывая тот факт, что пик развития таджикского киноискусства приходится на советский период, в настоящее время идет поиск перспектив развития таджикского кино. Поскольку определение направлений развития современного таджикского кино невозможно без знания и учета опыта его советского наследия и сложного механизма управления советской кинематографией в целом, мы попытались воссоздать целостную картину эволюции таджикского советского кино во второй половине XX в. и развития кинематографа в первом десятилетии суверенного Таджикистана. Актуальность выбранной темы определяется той возрастающей ролью, которую играет опыт таджикского кинематографа советского периода в становлении кино суверенного таджикского государства, а также необходимостью создания комплексной истории кино Таджикистана. В силу масштабности темы таджикского кинематографа, фокус данного исследования ограничивается развитием именно игрового кино как самого массового вида кинематографа, наиболее полно отражающего идеологические установки советского общества.

Степень научной разработанности темы. Изучение истории таджикского кино началось во второй половине 20 века. Одной из первых работ, посвященных истории таджикского кино явилась брошюра «Киноискусство Советского Таджикистана», опубликованная к Декаде таджикской литературы и искусства в Москве в 1957 г.1 Публикация охватывает развитие таджикского игрового и документального киноискусства с 1929 по 1957 г. Актуальными для данного диссертационного исследования являются сведения о первых четырех кинофильмах студии «Таджикфильм», созданных после ее реорганизации в 1955 г., приведенные в брошюре. Однако данная работа по своему характеру представляет собой популярное издание, основная цель которой - пропаганда таджикского киноискусства. В силу этого в ней отсутствуют научный анализ причин, повлекших восстановление художественного кинопроизводства, а также объективные сведения о состоянии студии в середине 1950-х годов.

Важной для изучения истории становления таджикской художественной кинематографии является работа С. Прошина «Очерк об истории таджикского художественного кино».1 В книге прослеживается эволюционное развитие таджикского кино (включая и документальное) с 1929 по 1959 г., по существу она является первой попыткой воссоздания истории художественного кино республики. Ценность исследования состоит в том, что в нем содержится подробный анализ драматургического построения той или иной игровой картины студии. И представлено зрительское восприятие киноработ. Вместе с тем, в данной книге ощущается необъективность оценки автором острых проблем в истории таджикского кино в силу идеологических причин.

Фундаментальное исследование становления и развития таджикского кинематографа было предпринято А.Ахроровым в монографии «Таджикское кино: 1929-1969»,2 посвященной 40-летию таджикского кинематографа. Монография явилась первым обобщающим искусствоведческим трудом, подытоживающим деятельность киностудии «Таджикфильм» по созданию документально-хроникальных и полнометражных картин, и первой фундаментальной работой в истории таджикского киноведения. В работе содержится комплексный анализ истории становления и развития таджикского кино (документального и игрового), киносети и кинопроката республики и подготовки кинематографических кадров на начальном этапе развития таджикского кинематографа. Однако, исследуя период 1950-1969 гг., представляющий интерес для данного диссертационного исследования, автор монографии придерживается искусствоведческого анализа и ограничивается только разбором игровых картин 50-60-х годов. Вместе с тем в работе отсутствует подробный анализ программных законодательных документов, разработка и утверждение которых, так или иначе обусловили появление кинофильмов определенной проблематики, а также развитие кинодраматургии, кинообразования, кинопроката и фестивальной деятельности в контексте решения идеологических задач советского общества.

Следующему этапу развития таджикского кинематографа посвящена работа А.Ахророва «Таджикское кино: 1969-1974 гг.», в которой исследователь дает киноведческий анализ кинофильмов согласно классификации: историко-революционные, современные, биографические, эпические, телевизионные, а также документальные фильмы киностудии.1 Ценность данной работы заключается в искусствоведческом анализе кинофильмов студии «Таджикфильм», которые в настоящее время считаются утерянными вследствие пожара в фильмотеке студии в 1979 г., что дает основание считать ее важным источником сведений по истории таджикского кино. Однако труд А.Ахророва, представляя собой научно-популярное издание и сборник рецензий на фильмы киностудии, не содержит комплексного исторического анализа развития кинематографа 1969-1974 гг.

Проблема экранизации литературных произведений в таджикском кинематографе исследуется в работах Х.Сабохи «Кинематографическое воплощение произведений С.Айни» и «Грани экранизации (на материале таджикских фильмов 60-70-х гг.)».2 В них впервые исследуется художественная связь литературы и искусства и прослеживается развитие жанра экранизации на примере таджикских кинофильмов. Несмотря на несомненную ценность и новаторство этих работ, автор концентрирует исследование на литературоведческом, семиотическом и эстетическом анализе произведений кино, ограничивая, вместе с тем, анализ исторического контекста произведений.

Монография киноведа и философа С.Рахимова «Развитие таджикского киноискусства в свете решений XXVI съезда КПСС»1 посвящена вопрос самобытности таджикского киноискусства 1970-начала 1980 гг. как явления национальной культуры. Исследование ценно своим подробным сопоставительным анализом образов героев тех или иных таджикских кинофильмов в поисках эволюции черт национального и советского характера. Работа важна тем, что в ней с позиций начала 80-х годов определяются проблемы и перспективы развития таджикского кино, которые, по мнению ученого, неразрывно связаны с глубоким творческим освоением богатейшего культурного наследия таджикского народа. Данная работа посвящена художественно-эстетическому аспекту таджикского кино и является актуальной для настоящего диссертационного исследования, поскольку исследует полемику вокруг вопроса о сущности национального искусства.

Большую ценность для исследования истории таджикского кино представляет сборник статей С.Рахимова «Луч экрана»,2 в который вошла впервые изданная наиболее полная фильмография таджикских кино- и телефильмов с 1929-2003 гг. Автор уделяет внимание освещению состояния киностудии «Таджикфильм» в 1990-х гг. и приводит сравнительные статистические данные накануне и после распада Советского Союза. В сборнике содержатся очерки портретов известных таджикских кинематографистов, а также статьи, преимущественно искусствоведческого характера, об избранных таджикских кинопроизведениях, как советского периода, так и периода суверенитета. Однако в силу того, что данный сборник вышел в начале 2000-х годов, когда практически отсутствовало отечественное художественное кинопроизводство и кинопрокат, в нем отсутствует глубокий всесторонний анализ всех сфер кинематографа: кинообразования, кинопроката и киносети.

С именем киноведа С.Рахимова связано преимущественное обращение к таджикскому кинематографу последнего десятилетия советского периода и периода Суверенитета. Наиболее важными аналитическими публикациями автора являются «О творческой индивидуальности художника», «Два этапа в развитии таджикского кино как феномена национальной культуры», «Таджикское кино периода Независимости», «Закон о кино и перспективы развития таджикской кинематографии», а также англоязычные работы «Современное состояние таджикского кино» («The contemporary state of Tajik cinema»), «Таджикское кино: М.Юсупова и Б.Худойназаров» («The Tajik cinema: Mayram Yusupova and Bakhtier Khudoynazarov»), «Таджикское кино на закате советской эпохи» («Tajik cinema at the end of Soviet Era»).1 Вышеупомянутые публикации дают представление о динамике развития таджикского кинематографа, вопросах его эстетики, проблемах реализации законодательства в данной сфере. Вместе с тем существует необходимость рассмотрения таджикского кино в эволюционном развитии всех его аспектов, так как проблемы современного таджикского кино ясно вытекают, в том числе, из допущенных прежде упущений в его менеджменте.

Некоторые новые тенденции в таджикском кинематографе периода Суверенитета, такие как распространение видеоэстетики и иностранное кинопроизводство в республике, получили освещение в публикации киноведа С.Азизовой «Таджикский кинематограф на рубеже XX и XXI веков».2 Однако автор сосредоточила основное внимание на развитии документального кино, что объясняется отсутствием игрового кинопроизводства на рубеже 1990-2000-х годов.

Эволюции таджикского документального кино 1970-1990-х гг. и перспективам его развития в начале XXI века посвящена монография Ш.Арабовой «Документальное кино в культуре таджиков XX века».1 Несмотря на то, что фокус данной монографии ограничивается документальным кинематографом, ее актуальность для настоящего диссертационного исследования обусловлена анализом проблем, характерных для таджикского кинематографа первого пятилетия XXI века накануне принятия «Закона о кино» и «Программы развития кино».

Киноведческий подход к истории таджикского кинематографа представлен в ряде публикаций, таких как совместный труд Ш.Саидова и Л.Киямовой «Таджикскому кино 50 лет»,2 брошюра С.Джурабаева «Киноискусство Советского Таджикистана»,3 работа С.Азизовой и А.Ахророва «Кино Таджикистана»,4 сборник «Таджикский экран».5 Их авторы, будучи ведущими редакторами и членами Художественного совета киностудии «Таджикфильм», приводят интересные сведения о деятельности киностудии тех лет, интервью с таджикскими кинематографистами, а также собственные воспоминания о становлении таджикского кинематографа. Однако в целом перечисленные работы носят публицистический и юбилейный характер, и создавались, главным образом, с целью пропаганды достижений таджикского кино. В силу того, что авторы преследовали цели популяризации киноискусства, научный анализ феномена таджикского кино не получил должного развития.

Важными для изучения предпосылок развития начального этапа таджикского кинематографа являются сведения, содержащиеся в воспоминаниях кинорежиссера К.Ярматова «Возвращение»6 и теоретика киноискусства Л.Кулешова «50 лет в кино» (соавт. А.Хохлова),7 а также воспоминания С.Братолюбова «На заре советской кинематографии».8 Несмотря на то, что содержание данных работ охватывает ранний период развития кинематографа, что выходит за рамки настоящего исследования, ценные сведения, содержащиеся в них, остаются актуальными для понимания динамики развития таджикского кино к середине ХХ века.

Отдельные аспекты развития таджикского художественного кинематографа могут быть изучены на основе биографических и публицистических работ «Дорога уходит в горы»1 Б.Кимягарова, «Борис Кимягаров» и «Путь таджикского кино»2 С.Мирзошоева, «О времени, о кино»3 Д.Ильябаева, а также коллективного сборника «Из одиночества с любовью».4 Данные публикации, несомненно, содержат дополнительный материал для изучения отечественного кинематографа, однако, в силу своей узкопрофильности, они создают фрагментарную картину развития таджикского кино.

Одним из первых комплексных исследований центральноазиатских кинематографий стала монография казахского киноведа Г.Абикеевой «Нациостроительство в Казахстане и других странах Центральной Азии, и как этот процесс отражается в кинематографе», а также аналитическая публикация «Открытие центральноазиатской идентичности через фильмы» («Opening of Centralasian Identity through films»).5 Отдельные фрагменты данных исследований посвящены анализу избранных фильмов таджикского кино советского периода и периода Суверенитета. Указанные труды важны именно культурологическим, социологическим и гендерным аспектами, а также попыткой постижения специфики центральноазиатского кинематографа в сравнительном контексте. Вместе с тем, в силу масштабности исследования, посвященного кинематографиям пяти республик, в работах не получил развития более глубокий исторический анализ таджикского кинопроцесса.

Становлению таджикской советской кинематографии в контексте многонационального советского кинематографа и основным этапам ее развития посвящены отдельные главы коллективного труда «История советского кино». 1 Изданное в 4-х томах и составленное из аналитических рецензий на кинофильмы студии, исследование представляет обобщенную картину развития отечественного кино. Однако в этих работах недостаточно внимание было уделено программным документам в сфере кинематографии.

Краткие заметки о таджикской кинематографии и персоналиях работников таджикской кинематографии содержатся в «Энциклопедии кино Таджикистана»,2 «Энциклопедическом словаре кино»3 и «Кинословаре».4 Вместе с тем данные публикации носят обзорный энциклопедический и чисто информационный характер и могут быть привлечены к исследованию как дополнительный материал.

Как следует из вышеизложенного, исследователями таджикского кино в разные периоды была проделана огромная работа по данной проблеме. Однако до настоящего времени не было проведено комплексное исследование истории игрового кинематографа Таджикистана 2 пол. ХХ - нач. XXI в., в котором нашли бы отражение не только системное развитие законодательной основы советского государства в области кинематографа и влияние идеологических установок на кинопроизведения тех или иных авторов, но также взаимосвязь таджикской кинопродукции и кинопроката, которые являлись компонентами сложного механизма советского кинематографа, процесс подготовки кадров в области кинообразования республики, меры по развитию кинодраматургии республики и установлению международных профессиональных контактов деятелей таджикского кино. Вместе с тем, ряд исследований советского периода, посвященных таджикскому кинематографу, и несвободных от идеологического пафоса, подтверждают необходимость переоценки тех или иных вопросов 85-летней истории отечественного кино и создания целостной и объективной картины развития таджикского кинематографа.

Объектом исследования является история таджикского игрового кинематографа в контексте многонационального советского киноискусства, принципы управления советским кинопроизводством и влияние на него идеологических установок того времени, а также история восстановления кино суверенного Таджикистана.

Предметом исследования являются изучение исторические условия и тенденции развития таджикского кино советского периода и развитие в 90-х годах ХХ века кинематографа суверенного Таджикистана. Особое внимание уделяется анализу деятельности государственной киностудии «Таджикфильм» с момента возобновления на ней производства художественных фильмов в 1955 г., а также механизмам проведения сценарной политики органами советской власти и процессу подготовки национальных кадров для Таджикской ССР. В работе рассматриваются история создания наиболее важных игровых картин, в которых сконцентрировались основные тенденции развития не только советской кинематографии, но и мирового кино; определяется специфика развития кинопроката и киносети в республике; анализируются факторы и предпосылки восстановления и интеграции кинематографий постсоветского пространства, в том числе Таджикистана.

Цель исследования изучение истории таджикского кинематографа второй половины ХХ – начала ХХI вв.

Исходя из поставленных целей, были определены основные задачи исследования:

- определить факторы и условия становления таджикского кинематографа в 1950-е гг.;

-рассмотреть особенности начального периода истории таджикского игрового кинематографа;

-исследовать развитие таджикского кинематографа в 1960-1968 гг.

-выявить специфические особенности развития отрасли кино в 1969-1979 гг.;

- показать состояние и основные проблемы развития кино в 1980-х гг.;

-проследить процесс восстановления и развития кинематографа суверенного Таджикистана (1991-2013) в контексте опыта советского кино, представить авторское видение перспектив развития таджикского кинематографа в ХХI веке.



Хронологические рамки диссертационной работы охватывают историю таджикского кино 1950-2013 гг. В настоящем исследовании приводится следующая периодизация истории таджикского кинематографа:

-начальный этап развития игрового кино, связанный с восстановлением художественного кинопроизводства на студии «Таджикфильм» и формированием основных жанров таджикской кинематографии (1950-1959 гг.);

-учреждение основного административного механизма регулирования советского кинопроцесса, появление новаторских таджикских кинофильмов (1960-1968 г.), созданных в эстетике «оттепели» и их вытеснение к концу 60-х годов коммерческим кинематографом (1969-1979);

-эволюционное изменение облика таджикского кино в 1980-х гг., связанное с перестроечными реформами;

-таджикский кинематограф 1990-х годов как продолжение инерционного процесса развития, начавшегося в конце 1980-х годов;

- новый этап в развитии кино суверенного Таджикистана (2000-2013 гг.)



Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые в отечественной и зарубежной исторической науке осуществлено комплексное исследование истории таджикского кинематографа второй половины ХХ – первого десятилетия ХХI века. В отличие от предыдущих исследований, в той или иной степени затрагивающих изучаемую нами проблему, в диссертационной работе на прочной источниковой базе прослеживается не только история таджикского кино в широких хронологических рамках, но и рассматриваются те изменения, которые происходили в системе управления таджикской кинематографией в целом в исследуемый период. Кроме того, новизна исследования заключается в том, что:

- Впервые в исторической науке дается обобщенное видение специфики кинематографического процесса в Таджикистане в контексте развития советского и постсоветского кино, хронологически охватывающего вторую половину XX – начало XXI века;

- В процессе исследования был привлечен обширный круг источников, обнаруженных в различных архивах Таджикистана, содержащих документальные материалы по управлению таджикским кинопроизводством 1950-1980-х гг. Введение в широкий научный оборот малоизвестных источников восполняют определенные пробелы в освещении истории таджикского кинематографа.

Кроме того, при исследовании истории таджикского кинематографа был использован комплексный источниковедческий подход: изучены архивные данные, правовые документы, аудиовизуальные источники, труды отечественных и зарубежных исследователей, беседы с лицами, имеющими отношение к исследуемой проблеме.



Методологической основой диссертации стал принцип историзма, который подразумевает подход к изучению истории таджикского кино как к изменяющемуся во времени и развивающемуся в действительности явлению истории отечественной культуры.

В диссертационной работе применялся системный подход к исследованию, позволяющий проследить целостную историю развития традиций таджикского кинематографа в исследуемый хронологический период (вторая половина ХХ века-первое десятилетие ХХI века). Для выделения этапов развития таджикского кинематографа, выявления особенностей его развития использовался сравнительно-исторический метод. Автор использовал общенаучные методы познания (анализ и синтез, аналогия и сравнение, единство теории и практики, необходимость учета общего и особенного) и метод логико-исторической реконструкции.



Источниковая база. Архив Союза кинематографистов Таджикской ССР, является одним из бесценных источников по изучению развития таджикской кинематографии второй половины XX в. Однако ввиду того, что Союз кинематографистов Таджикистана начал функционировать только в 1958 г., начало архивирования данных о таджикском кино относится к этому времени. Вместе с тем источником сведений о начальном этапе таджикского игрового кинематографа для данного диссертационного исследования послужил Архив Министерства культуры Таджикской ССР, в ведомстве которого находилась кинематография республики с 1953 г. Ввиду того, что архив и фильмотека киностудии «Таджикфильм» подверглись пожару в 1979 г., значительная часть архива киностудии 70-х годов отсутствует в фондах Центрального Государственного Архива Республики Таджикистан (ЦГА РТ). 1 Не были также обнаружены в ЦГА РТ архивные документы Союза кинематографистов Таджикской ССР после 1976 г. Данные пробелы были значительно восполнены материалами Архива Института политических исследований ЦК КП Таджикистана (Архив ИПИ ЦК КПТ).2

Для исследования развития таджикской кинематографии в 1990-2000 гг. был привлечен текущий Архив Союза кинематографистов Республики Таджикистан, в том числе содержащийся в нем опубликованный источник правовых документов Конфедерации Союзов кинематографистов 1990-1997 гг.3

К числу бесценных опубликованных источников по истории таджикского игрового кинематографа относится сборник документов «Из истории культурного строительства в Таджикистане»,4 в котором содержатся актуальные материалы 1930-1960 г., в частности, данные о подготовке кинематографических и актерских кадров в республике, о процессе подготовки к Декаде таджикской литературы и искусства в Москве в 1957 г., а также материалы о состоянии Сталинабадской студии в 50-х гг. и становлении таджикской кинодраматургии.

Отдельную группу опубликованных источников составили публикации в журналах «Советский экран», «Искусство кино», англоязычных журналах «Soviet film» и «Cinemaya», а также в интернет-изданиях, посвященные советскому и постсоветскому кинематографу www.kinokultura.com, и публикации в новостных порталах www.gazeta.tj, www.news.tj, www.ozodi.org, www.bbc.co.uk. Необходимо отметить, что вышеупомянутые публикации представляют информационную ценность для настоящего исследования и анализируются с позиций документа.



В качестве источников аудиовизуального характера были привлечены игровые кинофильмы 1955-2009 гг. производства государственной киностудии «Таджикфильм», а также картины 1993-2009 гг. производства независимых студий «Синамо», «Ввысь», «Киносервис». Часть сведений по исследуемой теме была собрана в результате непосредственного общения с таджикскими кинематографистами, критиками, а также зарубежными кинематографистами и исследователями, изучавшими таджикское кино.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Подготовка к реорганизации Сталинабадской студии в студию художественных и хроникальных фильмов велась с 1950 по 1955 гг. Наступление оттепели в таджикском кинематографе совпало с созданием первых игровых фильмов «Дохунда», «Мой друг Наврузов» и «Я встретил девушку», последовавшим за возобновлением художественного кинопроизводства.

  2. В силу необходимости развития национальной кинодраматургии в 1950-1960-х годах к сценарной деятельности были привлечены не только таджикские писатели, но и театральные драматурги. Этим объясняется наличие приемов, заимствованных таджикской кинорежиссурой из театра, а также сюжетов спектаклей, изначально поставленных на таджикской сцене.

  3. Учреждение системы Художественных советов, Сценарно-редакционных коллегий, системы оплаты кинофильмов в советском кинопроизводстве в начале 1960-х ознаменовало собой усиление контроля над выпуском кинофильмов.

  4. Призыв к повсеместному созданию советскими кинематографистами фильмов о современности перекликался с художественным направлением французской «новой волны» и был призван сделать советские кинофильмы конкурентоспособными на мировом рынке.

  5. В 1960-х годах появляется ряд таджикских кинофильмов, неоднозначно изображавших представителей интеллигенции и скептически относившихся к историческому и культурному наследию таджиков. Отсутствие должного внимания к процессам национального самопознания в советских республиках со стороны руководства страны, заложило основы будущих перестроечных настроений, которые вылились в конце 80-х-начале 90-х гг. в процессы самоопределения народов Союза ССР.

  6. Развитие таджикского телевидения на рубеже 1960-70-х годов привело к переориентации таджикского кинематографа на зрелищность и развлекательность, что привело к увеличению кинокомедий, боевиков, истернов, детективов и мелодрам.

  7. Жанр притчи становится основным в таджикском кинематографе 80-х годов, что свидетельствовало о надвигающихся переменах в обществе и поиске ориентаций. В этот период происходит зарождение постмодернизма в таджикском кино.

  8. Доступность и распространение зарубежной видеопродукции оказало влияние на изменение стилистики таджикских кинофильмов на рубеже 1980-1990-х гг. и обусловило появление тенденций натурализма в национальном кино.

  9. В первой половине 1990-х годов таджикский игровой кинематограф вступил в фазу, которая иностранными критиками была названа как «таджикский восход», подразумевая рождение новых кинематографических имен. Работа над созданием художественных картин в годы гражданской войны практически была возможна только в сопроизводстве с иностранными компаниями.

  10. С начала 2000 г. таджикский кинематограф входит в новую фазу, связанную с принятием ряда мер по восстановлению таджикского кинематографа и появлением нового поколения кинематографистов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Практическая ценность данного диссертационного исследования заключается, прежде всего, в обобщении большого фактического материала, который может быть использован при подготовке фундаментальных исследований по всеобщей и отечественной истории, по всеобщей и отечественной истории культуры. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при исследованиях таджикской культуры советской эпохи, культуры независимого Таджикистана. Данное исследование может стать важным подспорьем в научно-исследовательской практике историков, культурологов, искусствоведов. Результаты исследований автора могут быть полезны в практической деятельности при продюсировании таджикского кино. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в вузах Таджикистана и за рубежом при чтении спецкурсов по истории таджикского киноискусства, по развитию аудиовизуальных искусств в Таджикистане.

Апробация результатов исследования. Отдельные разделы диссертационной работы были обсуждены в Отделе истории искусств и в Отделе новейшей истории Института истории, археологии и этнографии АН РТ. Положения диссертации апробированы в виде докладов на Международных конференциях «Dynamics of Central Asia: issues and challenges» (15-16 марта 2013 г., г.Мумбай, Республика Индия) и «Геополитическая динамика Центральной Евразии в начале XXI века: проблемы интеграции, безопасности, межцивилизационного взаимодействия»(2 апреля 2013 г., г.Душанбе, Республика Таджикистан), «Россия и государства Центральной Азии: политические, экономические и гуманитарные аспекты евразийской интеграции» (17 декабря 2013 г., г.Душанбе, Республика Таджикистан). Основное содержание работы нашло отражение в ряде научных публикаций в отечественных и зарубежных журналах, в том числе в изданиях, зарегистрированных в перечне ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка принятых сокращений и приложения.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница