Антиковедение



Скачать 137.33 Kb.
Дата14.08.2016
Размер137.33 Kb.
АНТИКОВЕДЕНИЕ
Эскиз программы минора
НАШ ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП: ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА ТО, ЧТО СТУДЕНТАМ ИЗВЕСТНО ИЛИ О ЧЕМ ОНИ СЛЫШАЛИ – И ОТТАЛКИВАЯСЬ ОТ ЭТОГО ФОНОВОГО ЗНАНИЯ, ПРЕПОДНОСИТЬ ИМ ТО, ЧЕГО ОНИ НЕ ЗНАЮТ
Минор строится как система взаимоувязанных кластеров, каждый из которых включает в себя элементы литературоведения, истории, философии, искусствознания и т.д. Каждый кластер (кроме вводного) назван по имени «корневой» фигуры, вокруг которой выстраивается смысловое единство. Понятие «окрестности» позволяет давать студенту любые, сколь угодно современные формы рецепции античности, вплоть до сегодняшнего дня. Наша задача – показать, что антиковедение это не затхлый шкаф, пропахший нафталином, а мощное орудие для ориентации в современной жизни.
Кластеры:

  1. (Введение) «Курс молодого бойца» 3 Гусейнов Зинченко Жаркая

  2. Одиссей и окрестности 3 Файер Гусейнов

  3. Софокл и окрестности 3 Файер Самохвалова

  4. Платон и окрестности 3 Глухов Алиева, Михайловский

  5. Александр и окрестности 4 Ладынин, Алмазова, Макарова

  6. Цицерон и окрестности 4 Сидорович Алмазова Гусейнов

  7. Фотий и окрестности 4 Иванов, Виноградов, Жаркая


Структура минора :
первые два курса читаются во втором полугодии 2 курса, вторые два -- во втором полугодии 3-го, последние три -- в первых трех модулях 4-го.
Предполагается, что занятия будут вести в общей сложности 14 преподавателей ВШЭ, работающих в Школах истории, филологии и философии
Аннотации
Курс молодого бойца

Г.Ч.Гусейнов, С.А.Зинченко, В.Ю.Жаркая

Категории античной культуры:

Курс должен дать бакалаврам разных специальностей представление о специфике античной (греко-римской) культуры, а также о том, чем обязаны языки и культуры других эпох античности. От полиса, политии и политики до истории, философии и риторики, от театральной архитектуры до агонистики, от категориального аппарата ученого до принципов систематики наук и ремесел (τέχνη, ars) - бакалаврам будет предложен филологически ориентированный взгляд на античность как тип культуры.
Основы художественой культуры античного мира

Курс поможет бакалаврам получить начальные представления как об особенностях античной художественной культуры в целом (по сравнению с художественными культурами Др.Востока), так и о различиях художественно-образной программы памятника в рамках древнегреческой и древнеримской традиции.

Греко-латинская эстетическая, когнитивная и политическая терминология.
На примерах, взятых из античных авторов, предлагается рассмотреть историческую семантику центральных понятий античной философии, истории, риторики в их динамике (форма, идея, материя, θυμός, ψυχή, αἰσθάνομαι κτλ.)


Одиссей и окрестности

В.В.Файер, Г.Ч.Гусейнов


Общие представления об античной мифологии и истории ее изучения. Панорама мифов Троянского цикла с привлечением как текстовых, так и визуальных источников в их противоречивости. Крито-микенская эпоха и представления о ней автора “Илиады” и “Одиссеи”. Гомер как устный сказитель; гомеровский вопрос и теория Пэрри-Лорда. Рецепция гомеровского эпоса: Вергилий как подражатель Гомера и Эдип как “наш ответ” Одиссею. Аллегорические толкования Гомера. Переводы Гнедича, Жуковского и Вересаева и их современная рецепция.
Софокл и окрестности

Самохвалова Н.Е., Файер В.В.


Античный театр — неотъемлемый элемент античной культуры, берущий истоки в загадочных мистериальных ритуалах, затрагивающий все слои общества (в классическую эпоху в театр ходили все граждане полиса, и им даже выплачивались за это деньги), площадка политической и культурной полемики. Античный театр формирует жанровые и сценические каноны, которые затем наследует театр современный. Римская культура наследует сценические и сюжетные каноны театральной постановки, сформированные в Древней Греции (так, Медея в одноименной трагедии Сенеки апеллирует к литературной традиции, как если бы она читала трагедию «Медея» Еврипида), но и вырабатывает собственные формы, жанр и сюжеты.

Век Софокла — это век расцвета классической Греции, век триумфа полисной демократии и победы на персами, век постройки Парфенона и становления большинства литературных жанров. Искусство классической Греции неразрывно связано с ее литературой.

Античная драма не теряет популярности ни в одну из следующих эпох. Средневековые монахи читают и переводят на латынь «Лисистрату» Аристофана (целомудренно заменяя отказ женщин исполнять супружеский долг на отказ готовить мужьям ужин), пишут собственные произведения в духе античных комедиографов. Литература нового времени наследует не только форму, но и сюжеты античных трагедий: так, о Медее после Еврипида и Сенеки пишет Чосер, Корнель, да Силва, Ануй, Улицкая и многие другие.

В рамках курса «Софокл и окрестности» планируется рассказ о самых выдающихся достижениях греческой культуры эпохи Софокла (V века до н.э.), об особенностях функционирования греческой драмы как литературного жанра, об устройстве греческого театра. Затем будут рассмотрены наиболее яркие примеры рецепции греческой драмы в римской и мировой литературе. Особое внимание будет уделено преломлению сюжетов античной драмы в современой литературе (XX-XXIвв.)


Платон и окрестности

(Глухов А.А. – Платон; Михайловский А.В., Алиева О.В. – окрестности)

По словам английского философа Уайтхеда, вся европейская традиция представляет собой заметки на полях произведений Платона. В сочинениях этого мыслителя, от которого нас отделяет две с половиной тысячи лет, были намечены все те проблемы, которые и по сей день определяют содержание философии: диалектика и проблема познания, политика и идеальное государство, этика и обучение добродетели.

Каждая эпоха находит своего Платона. Античные скептики видели в его диалогах изощренную диалектику, бесконечно приближающую к недостижимой истине; средние платоники находили в тех же текстах идеал жизни, посвященной уподоблению божеству. Неоплатоники увидели в Платоне мистически настроенного мыслителя, устремленного к сверхбытийной природе.

Римская культура, стремясь усвоить все высшие проявления греческого духа, обращается к Платону и платонизму. Благодаря переводам Цицерона, Викторина и других латинских писателей эта традиция становится доступна на Западе, в том числе -- такой ключевой фигуре, как Августин.

Иудейские и христианские авторы толкуют Священное Писание, заглядывая в «Тимей» Платона и поздние комментарии к нему. По словам немецкого историка В.Йегера, именно Платон стал союзником христианства в битве, которую оно вело. Платоновская мысль вдохновляла и византийскую мысль, и писателей эпохи Возрождения.

В XX в., парадоксально названным «веком антиплатонизма», именно вокруг Платона разгорается жаркий философский спор между «континентальными» и «аналитическими» философами, спор о свободе и справедливости.

В данном курсе предлагается рассмотреть творчество Платона в широком историко-культурном контексте, предполагающем обращение как к его предшественниками (досократики, Сократ, софисты), так и к наследникам (Академия и др.). Будут рассмотрены современные подходы к пониманию философии Платона. Наконец, мы изучим ключевые пункты античной рецепции Платона (от его «наследников» в Академии до Августина) и развитие самой школы платонизма, задавшей парадигму для всех европейских образовательных структур.

АЛЕКСАНДР И ОКРЕСТНОСТИ

И.А. Ладынин, Н.С. Алмазова, И.В.Макарова

Фигура Александра Великого является одной из самых знаковых в истории и культуре античного мира. Герой, завоевавший едва ли не большую часть известного древним грекам мира, он стоит у истоков той эпохи, когда впервые с гомеровских времен монархия снова вошла в греческие представления о государстве. А необычайно привлекательный образ Александра породил множество реплик в мировой культуре от античности до наших дней.

В курсе «Александр и окрестности» мы обратимся к разными аспектами истории и культуры античности, связанными с Александром и с восприятием его образа в культуре последующих эпох вплоть до современности.

В рамках данного курса мы познакомимся с предпосылками эпохи Александра в предшествующей истории и культуре греческого мира, в первую очередь с взаимодействием монархического и полисного начала в его идеологии и мировоззрении. Мы рассмотрим историю Македонии и Эпира - тех регионов греческой периферии, где дольше всего сохранились архаичные институты монархии, под воздействием которых и формировалась личность Александра. Особое место в нашем разговоре займет эпоха т.н. кризиса греческого полиса в IV веке до н.э., породившая целый ряд философских и политических концепций, которые предлагали планы построения идеального государства или преобразований в греческом обществе (труды Платона, Ксенофонта, Исократа, Аристотеля).

Главным деянием Александра, прославившим его имя, стал Восточный поход, отдавший в его руки обширные земли от Эгейского моря до Индии. Мы познакомимся с самыми общими чертами истории этих регионов и их культуре вплоть до времени Александра. Завоевание Востока привело к возникновению там системы государств, находившихся под властью македонских династий, и к началу на этих территориях активного взаимодействия культур; мы познакомимся с этим процессом, развернувшимся в т.н. эпоху эллинизма, и с новым качеством, приобретенным в это время греческой культурой (в том числе со знаменитой культурой эллинистической Александрии).

При своей жизни Александр был обожествлен, что позволило сделать ему свою власть абсолютной и далее привело к возникновению систем культа эллинистических монархов; мы рассмотрим это явление и его последующую судьбу в эпоху Римской Империи.

Эпоха Александра отразилась во многих произведениях греческих и римских авторов, а также в восходящих к ним мотивах культуры средневековья; мы познакомимся с особенностями этого отражения, с принципами развития античной историографии об Александре и с формированием на основе ее мотивов беллетристического произведения – «Романа об Александре», занявшего важное место в позднеантичной и средневековой культуре. Наконец, мы увидим, какое преломление образ Александра приобрел в культуре Нового времени и современности (в том числе, в произведениях художественной литературы, искусства, кинематографа).

В рамках кластера будет прочитан мини-курс по Аристотелю. В древности его звали “Философом”, а в наше время -  “Отцом наук”, поскольку трудно найти сферу знания, свободную от его влияния. Физика и биология, теология и психология, этика и политика, логика и риторика в той или иной мере не только обязаны ему своим появлением, но до сих пор питаются сюжетами и проблемами из его текстов. Аристотель научил правильному построению мысли, создал научный язык, подарил науке особый литературный жанр (трактат), организовал первую научную лабораторию (Лицей).

Аристотель – исторически значимая фигура как учитель великого полководца и создателя первой империи древности Александра Македонского.  Обращение к его текстам может позволяет лучше понять, хорошим ли учителем был Аристотель, достойным ли учеником был Александр.

Минувший XX век стал Ренессансом аристотелевской философии: Ф. Брентано, М. Хайдеггер, Х.Арендт, Л. Штраусс и др.авторы, обращаясь к Аристотелю, показали, что его философия вне времени. Читать Аристотеля – интересно: он не излагает школьные догмы, а формулирует неожиданные парадоксы. В рамках данного курса мы прикоснемся к основным текстам Аристотеля и попытаемся осознать

- почему “действительное раньше возможного”, а поэзия “научнее” истории;

- совместимы ли понятия “истина” и “дружба”, “справедливость” и “государство”;

- почему настоящий друг должен быть себялюбцем, а дети не могут быть счастливыми;

- почему бог ничего не помнит, ничего не знает и никого не наказывает;

- есть ли душа у растения, насекомого и животного и что это такое.



ЦИЦЕРОН И ОКРЕСТНОСТИ

О.В. Сидорович, Н.С. Алмазова

Имя выдающегося писателя и государственного деятеля древнего Рима Марка Туллия Цицерона, пожалуй, единственное во всемирной истории, которое стало всецело связано с понятием «оратор». Биография этого человека пришлась на перелом в истории римского мира, устои которого ему довелось осмыслить в своем творчестве. А его политическая деятельность оказалась хотя и яркой, но в целом безнадежной попыткой преобразовать и спасти государственный строй римской республики. В чем секрет сильных эмоций, которые этот человек вызывал в своих противниках и той стойкости его славы оратора и государственного мужа, которую он оставил в веках?

В рамках данного курса мы познакомимся с предысторией времени Цицерона, с той эволюцией, которую проделало римское государство от царского периода и до завершения т.н. средней Республики (кон. II до н.э.) или эпохи «наследия Ганнибала». Мы познакомимся с явлением римская civitas, т.е. с той специфической формой античной гражданской общины, которая сложилась на территории Италии; с государственными институтами римской республики и принципами их функционирования; с началом римского права, лежащего в основе правовых систем Европы Нового времени; с этапами развития римского ораторского искусства и с повлиявшими на него факторами; с моральными и социальными категориями римского общества, ставшими константами его эволюции.

Рассматривая биографию Цицерона мы познакомимся с ведущими политическим деятелями Рима I в. до н.э. и с теми общественными силами, которые они представляли. Мы выявим те причины, которые сделали неизбежной тенденцию к персонализации власти в римском государстве в I в. до н.э., выразившуюся в деятельности Мария, Суллы, Помпея, Красса, Цезаря. Мы подробно рассмотрим эпизод выступления Луция Сергия Катилины, и то отражение, которое он получил в речах Цицерона и в свидетельствах античной традиции, мнение о нем в историографии.

Слава Цицерона как одного из выдающихся писателей своего времени основана в первую очередь на его ораторском искусстве. Между тем, это искусство находило применение в чисто практических делах, связанных как с политической деятельностью, так и судебной практикой Рима I в. до н.э. Мы посмотрим, какие сферы жизни Рима этой эпохи отразились в речах Цицерона, каково было развитие римского права к его времени, каковы были принципы римского судопроизводства. В рамках курсах мы затронем и другие произведения Цицерона, в которых проявился его вклад в изучение римского государства и права, в развитие римской философии.

Наконец, мы обратимся к рецепции образа Цицерона последующими эпохами мировой истории; отдельным важным сюжетом в рамках этой темы станет интерпретация деятельности Цезаря в трудах исследователей XIX – ХХI вв.

ФОТИЙ И ОКРЕСТНОСТИ

С.А.Иванов, А.Ю.Виноградов, В.Ю. Жаркая

Практически все, что мы знаем о греческой Античности, известно нам благодаря Византии. Но неправильно представлять себе византийцев в роли простых хранителей, передающих Новой Европе Гомера и Софокла в отличном состоянии. Всю свою тысячелетнюю историю ромеи, как именовали себя жители Восточно-Римской Империи, мучительно рефлексировали о своем античном прошлом: отрекались от него, присягали ему, перелицовывали его. Они твердо знали, что все мыслители и поэты, на трудах которых они учились читать, обречены на вечные мучения в аду, и даже слово «эллины» в средневековом словоупотреблении означало не греков, а «язычников», а позднее и «страшных великанов»; И при всем при этом не существовало в Византии другого ориентира вкуса, красоты, меры, величия, кроме Античности.

Александр Македонский был язычником – и однако нельзя было польстить византийскому императору слаще, чем сравнив его с прославленным завоевателем. Даже не далекую Русь ромеи принесли этот культ Александра: на фронтоне Дмитриевского Собора во Владимире красуется каменный рельеф: македонский царь летит по небу в колеснице, запряженной крылатыми грифонами. Это ли христианство? Тому ли, казалось бы, надо было учить вчерашних язычников – наших предков? Но приверженность традиции оказывалась сильнее религиозного пыла.

До сих пор мы говорили лишь о греческой Античности – но византийцы же недаром называли себя ромеями, то есть, в среднегреческом произношении, - римлянами. Они претендовали на то, что их Империя является именно римской. Однако если арабы и готовы были называть византийцев «ар-Рум», то ни славяне, ни западные европейцы не желали мириться с этой фикцией. Особенное возмущение она стала вызывать, когда у настоящего Рима появились новые хозяева: Каролинги, а потом Оттоны. На наших занятиях мы поговорим о том, что означала для ромеев их «римскость», как они воспринимали римскую историю, в какую сторону развивались их отношения с латынью и с ее носителями – «латинянами».

Патриарх девятого столетия Фотий выбран в качестве символа нашего курса не случайно: благодаря его огромному труду «Библиотеке» мы знаем десятки имен и сюжеты произведений античных авторов, которые безвозвратно погибли. Но при этом довольно странное впечатление возникает, когда читаешь у него пересказы сохранившихся сочинений: как будто оптика другая! Фотию важно в древнегреческой литературе совершенно не то, что нам.

В нашем курсе мы поговорим о том, как античные боги превращались в христианских бесов и святых; как православные богословы-неоплатоники проклинали Платона; как герои Гомеровского эпоса в народном восприятии переносились в средневековую действительность; как из строк Еврипида создавались поэмы о Страстях Господних. Мы объясним, почему в русских летописях рассказывается о том, что кости Платона были крещены, а в Благовещенском соборе Московского Кремля на стенах изображены Гомер, Вергилий, Аристотель, Плутарх. Античность окажется ближе, чем многие думают!

Условная ТАБЛИЦА

Курс, модуль

Название

Преподаватель

Лекции/
семинары

Кредитов

Утверждено?

2к3м

Курс молодого бойца



Г.Ч. Гусейнов

С.А. Зинченко



Лекции

Лекции



1,5
0,5






2к3м

« Курс молодого бойца» 3 кр.

В.Ю. Жаркая

Семинары

1,5




2к4м

Одиссей и окрестности 3 кр.

В.В. Файер Н.Е. Самохвалова

Лекции

Семинары


1,5










Всего 6 кр.




1,5




ИТОГО на 2 к

6




44



















3к 1-2м Платон и окрестности 3 кр.

О.Алиева
















Глухов

Лекции

семинары














Михайловский

семинар, который можно







ИТОГО на 3 к

6







3к 3 м Софокл и окрестности 1.5 кр.


3к 4 м

АЛЕКСАНДР И ОКРЕСТНОСТИ


И.А. Ладынин, Н.С. Алмазова

И.С.Макарова



1.5 кр.




Самохвалова, Г.Ч.Гусейнов В.Файер

Лекции










4 к 1м Цицерон и окрестности 6 кр.

.


О.В. Сидорович, Н.С. Алмазова

Гусейнов



Лекции

Семинары








4к 2м

*Фотий и окрестности”. 6кр.___________________________________________

С.А. Иванов, А.Ю.Виноградов

____________________-

В.Ю.Жаркая


Лекции

_______________Семинары



1,5

________


1,5




ИТОГО на 4 к

12




Каталог: data -> 2016
2016 -> Программа дисциплины «Конструкторско-технологическое обеспечение производства»
2016 -> Арендт Х. О насилии
2016 -> График пересдач экзаменов 2-го модуля 2015-2016 уч г. для студентов магистратуры по направлению
2016 -> По ресурсам неорганической химии и материаловедения
2016 -> Организационные формы и стимулы для эффективного осуществления государственных закупок1 Яковлев Андрей Александрович
2016 -> Симонова Галина Ивановна Curriculum Vitae Личные данные
2016 -> Curriculum Vitae Андрей Александрович Кожанов
2016 -> Историю русского правящего рода в период с конца XI до середины XIII столетия невозможно изложить без регулярного упоминания половцев


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница