Анна Ахматова «Памяти друга»




Скачать 52.41 Kb.
Дата15.07.2016
Размер52.41 Kb.
Конспект

открытого урока литературного чтения, данного в 4 классе

17.04. 2015 г учителем начальных классов Мамонтовой Г.Н.
МКОУ СОШ № 8 Левокумского района Ставропольского края
Тема урока: Анна Ахматова «Памяти друга»
Планируемые результаты.

Предметные УУД:

Научатся анализировать стихотворение, сюжет, средства выразительности, использованные в стихотворении; получат возможность научиться анализировать поэтические образы, воспринимать литературу как вид искусства.


Метапредметные УУД:

Л. . демонстрируют интерес к содержанию и форме произведения.

Р. выбирают способ работы с текстом в зависимости от учебной задачи.



П. читают текст, понимают фактическое содержание, отвечают на вопросы.

К. выражают свои мысли в устной речи, используют доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания.

цитировать произведение; определять точку зрения поэта; сравнивать чередование тишины и ярких проявлений жизни; сравнивать произведении А, Пушкина



работа в парах, группах

Оборудование: ИКТ, муз. заставки «6 симфония П. И. Чайковского, «День Победы», фрагменты видеозаписей о войне, выставка рисунков.

Ход урока.

I. Оргмомент.
II.Орфоэпическая минутка. Лексическая работа.

Топонимика, топонимический, коровья, медвежья, лисья, мерянско-марийский язык, репродукция, роспись, апостолы, композиция.
I I I. Работа в группах. С. 170-172.

- Что было задано на дом?

Отчет групп Научных обществ: «Топонимисты», «Художники», «Поэты».

Слайд2

1 группа

  1. Наше Научное общество топонимистов решило найти объяснение, почему слово МОСКВА с точки зрения наших предков - это река, либо «коровья», либо «медвежья», а не «лисья», не «козья» и не «волчья?»




  1. В Топонимическом словаре Московской области мы нашли объяснение слову «Москва».




  1. Топонимический – это - топос – голос, «онима» - имя, название, т.е. изучение учеными топонимистами названий городов, рек, озер.




  1. Мы выяснили, что согласно одной версии, слово «Москва» происходит из языка коми, в котором МОСК – это корова, ВА – это река, по этой версии МОСКВА – «коровья река».




  1. Исследуя слово «Москва», мы узнали о другой версии, что на мерянско- марийском языке МАСКА – это МЕДВЕДЬ, ВА - река, АВА – мать. Получается, что МОСКВА - это «медведица» или «медвежья» река. Мы изложили две версии. Можете принять любую.

СЛАЙД 3

2 группа

  1. Мы, научное общество Поэтов, поставили задачу определить, какой из двух отрывков А.С. Пушкина «Гонимы вешними лучами» или «Сквозь волнистые туманы…» ПРЕДСТАВЛЯЮТ полную СТРОФУ.




  1. Для этого мы исследовали роман Пушкина «Евгений Онегин».




  1. В главе седьмой мы нашли отрывок из романа «Гонимы вешними лучами» отдельной полной строфой.



  1. Мы списали его и постарались доказать это графически таким образом.




  1. Давайте прочитаем стихотворение и насладимся поэзией великого поэта.



СЛАЙД 4

3 группа
1.Наше научное общество «Художников» заинтересовала репродукция настенной росписи неизвестного испанского художника 12 века «Христос с учениками».
2. Оказывается, 800 лет назад он изобразил её на стене храма, Иисуса Христа с учениками.
3. Наблюдая мы убедились, что картина состоит из трех частей. Центральная – Иисус Христос, а по краям его ученики – апостолы.
4. Мы считаем, что подобные композиции выражают мысль о красоте и порядке в мире. В этой композиции Христос объединяет Бога и людей.
5.Мы думаем, что такие композиции создаются и в наше время, и в будущем, потому что люди всегда будут стремиться к красоте и сохранению мира на земле.

Поисково-исследовательский этап

1. Вступление.

- Мы продолжим поэтическую страницу и познакомимся с новым стихотворением.

- Ребята, какой великий праздник готовится отметить наша страна?

Слайд 5 Песня «Главный праздник» -физминутка

- А что это за праздник Победы?

- А сколько лет со Дня Победы прошло?

- А как правильно написать название праздника?

Слайд

- Ребята, 22 июня 1941 года казалось было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

Такою все дышало тишиною,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось…

(Фрагмент видеозаписи боя)
2. Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

-Да, ребята, сегодня вы будете учиться анализировать стихотворение, сюжет, средства выразительности, использованные в стихотворении; анализировать поэтические образы, воспринимать литературу как вид искусства.

Давно прошли те времена,
Когда была великая война.
Но вспоминают наши деды
В майский праздник
День Победы –
О тяжелых, кровавых боях
И не вернувшихся с фронта друзьях.

- А кто из ваших родственников защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны?

- А вы в семье вспоминаете о них?

- Ребята, у вас есть близкий друг?

- А вот боевые друзья считаются самыми надежными друзьями. И о них помнят даже тогда, когда их нет. И сегодня мы познакомимся со стихотворением А. Ахматовой «Памяти друга».

2.Чтение стихотворения А. Ахматовой «Памяти друга» и его анализ.

- А когда было написано это стихотворение?

- А кто является главным героем этого стихотворения?

- А с помощью какого приема поэтесса создает своего героя? С кем сравнивается весна?

- Как вы понимаете, «хлопочет» у могилы?

- А что значит безымянной?

- Прочитайте хором стихотворение А. Ахматовой и найдите в тексте строчки, которые доказывают, что поэт изобразил весенний и к тому же утренний пейзаж.

- А какой контраст здесь? А мы видим или слышим его? А картина, которую создает поэт, пугающая или торжественная?

- Прочитайте про себя стихотворение и скажите, какие чувства нахлынули на вас, читая его?

4.Дома: Стих. А. Ахматовой «Памяти друга» наизусть.
- Прочитаем стихотворение цепочкой.

- Почему весна изображается коленопреклоненной? Докажите цитатой из текста.

- Кого оплакивает вдова-весна, как вы думаете?

- Ребята, когда началась война, из нашего села ушли на фронт человек. Многие не вернулись. После войны умерли оставшиеся в живых.

Звучит «6 симфония П. И. Чайковского».

Фотомонтаж ветеранов села.
5. Конкурс стихотворений.

- Мы продолжаем конкурс чтецов стихотворений о войне. Кто готов?

6.Конкурс рисунков.

- Каждый из вас выразил по-своему свои чувства в рисунках «Спасибо нашим дедам».

Итог урока.

Самооценка групп


- Закончить наш урок я предлагаю строками из стихотворения
«Благодарим»

От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!


Исполняется песня «День 9 Мая»


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница