«Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»




Дата29.07.2016
Размер48.7 Kb.
Тема: «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Цели урока: развивать умение анализировать лирическое произведение: соотносить картины природы с настроением лирического героя; учить выразительному чтению; развивать речь, образное мышление; воспитывать эстетические чувства; раскрыть нравственный смысл стихотворения.
Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Давайте вспомним основные этапы жизни А.С.Пушкина. (Дети рассказывают интересные сведения из биографии поэта).

-А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Его родители – отец С.Л.Пушкин и мать – Н.О.Ганнибал – принадлежали к старинным, но обедневшим дворянским родам. Мама происходила из семьи Ганнибалов, выходцев из Эфиопии. Грамоте Пушкина обучила его бабушка – Мария Алексеевна. Воспитывала будущего поэта и привила любовь к фольклору няня Арина Родионовна. В 12 лет Сашу увезли в Царскосельский лицей на обучение.



3. Изучение нового материала.

Учитель. Пушкин много путешествовал. В 1829 году поэт гостил у дяди своего друга в селе Павловском и по дороге из Москвы в Петербург сочинил стихотворение «Зимнее утро».

Первичное чтение.

- Давайте вслушаемся в пушкинские стихи и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт. Учитель читает стихотворение наизусть как образец классической русской поэзии.

После чтения учитель выдерживает небольшую паузу, а затем просит поделиться своими впечатлениями и выясняет, что предположения о веселом настроении героя подтвердились.

- Понравилось ли вам стихотворение? Нарисуйте словами, какие картины вы увидели?



4. Словарно – лексическая работа.

Прочитайте стихотворение самостоятельно, подчеркните непонятные слова.


Нега – наслаждение

Взор – взгляд, в тексте глаза

Вечор – вечер

Нынче – сейчас

Озарена – освещена

Велеть – приказать

Предадимся – отдадимся

Аврора – богиня утренней зари


- К какому роду литературы относится это стихотворение? (Это пейзажная лирика. Поэт описывает зимнее утро.)

- А жанр лирики? (Стихотворение, потому что есть рифмы: чудесный – прелестный и т.д.)



Повторное медленное чтение с анализом системы образов и ключевых слов.

Чтение первой строфы. Словесное рисование.

- Какую картину представили?

- Я увидел комнату, в которой находится поэт и его возлюбленная. Зима. Утро. Пушкин проснулся, смотрит в окно и восхищается увиденным. Настроение чудесное. Это доказывает восклицательное предложение: «Мороз и солнце день чудесный!» Это же чувство подчеркивается эпитетом в форме инверсии «день чудесный». А еще ему хорошо оттого, что рядом любимая, которую он нежно и ласково будит: «Пора, красавица, проснись: /Открой сомкнуты негой взоры/.

- Чувства к «красавице» сливаются у героя с настроением всеобщего ликования.



Чтение второй строфы. Словесное рисование.

- Какую картину представили?

- В комнате сидят двое и ведут беседу о том, каким пасмурным и неприятным был вечер накануне: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…»

- Каким настроением проникнут эта картина?

- Сумрачным, мрачным, тоскливым.

- Найдите и прочитайте слова, которые это доказывают. (Злилась, носилась, желтела, мгла, печальная – эти слова вызывают тоску не только у «печальной» героини, но и у читателя.)

- Эти ощущения дополняются эпитетом «мутном»; эпитетом в форме инверсии «тучи мрачные» и сравнением: «Луна, как бледное пятно». Такая погода гнетуще действует на человека.

- Найдите и прочитайте олицетворения. (Злилась, носилась.)



Чтение третьей строфы. Словесное рисование.

Какую картину увидели?

- Картина зимней природы, залитой солнечным светом, многократно усиливающимся бриллиантовым светом: картина радостная, очень яркая: «Под голубыми небесами…»

- Как в литературе называется прием противопоставления? (Антитеза).

- В третьей строфе стихотворения автор рисует образ «великолепия» русской природы, которую герой наблюдает из окна. Блеск, яркость, красота пейзажа создаются с помощью эпитетов, которые передают характерные контрастные цвета русской зимы: «Под голубыми небесами», «блестя на солнце, снег лежит», «Прозрачный лес один чернеет». Поэт повторяет однокоренные слова «блестя», «блестит», чтобы подчеркнуть праздничность изображенной природы.

Чтение четвертой строфы. Словесное рисование.

- А теперь представили уютную и теплую комнату, наполненную солнечным светом.

- Каким настроением проникнута эта картина?

-Продолжается настроение предыдущей строфы.

- Какие художественные средства использует здесь автор?

- Эпитет, олицетворение, аллитерация.

- «Янтарным блеском озарена» о чем образно говорит автор? (О комнате наполненной солнечным светом.)

- А почему блеск янтарный? (Потому что янтарь – камень желтого цвета, как лучи солнца).

- Как называется это изобразительно-выразительное средство? (Эпитет).

- Какой прием автор использует в сочетании «Веселым треском»? (Эпитет.)

- Прислушайтесь к звучанию четвертой строфы. Какие звуки встречаются в ней чаще всего и что они передают?

- В предложении «Веселым треском трещит затопленная печь» автор использует прием аллитерации [т], [р], [р'] , который создает ощущение тепла, уюта, хорошего настроения.

- Настроение у лирического героя радостное. Однако к концу строфы мы ощущаем, что все же ему не хватает движения, бодрящего простора. Вновь меняющееся настроение передает нетерпеливое восклицание героя: «Но знаешь…». Это настроение порывистого движения и манящего простора продолжает воплощаться в пятой строке.

Чтение пятой строфы. Словесное рисование.

Лирический герой мечтает, как они пустятся в путь: «Скользя по утреннему снегу, / Друг милый, предадимся бегу / Нетерпеливого коня».

Эпитет нетерпеливого коня передает желание прогуляться по утреннему снегу вместе со своей любимой. В последних строках звучит затаенная грусть одиночества, помогают нам это понять эпитеты в форме инверсии поля пустые, леса густые, берег милый.

- Какое настроение хотел передать поэт, назвав свое стихотворение «Зимнее утро»?

- Настроение счастья, блаженства, восторга, которые рождены влюбленностью героя и ассоциируются с чудесным морозным утром. Одновременно чувство любви позволяет герою восхищаться разными, контрастными проявлениями природы, любви к жизни.

5. Обобщающая беседа.

- Герой Пушкина переживает контрастное настроение. С чем это может быть связано?

- В жизни случается и плохое, и хорошее, то люди радуются, то огорчаются.

6. Работа над выразительностью.

- Лирика – выражение чувств поэта. Какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? Каким настроением оно проникнуто? Изменяется оно или нет?

- Прочитайте стихотворение еще раз.

Чтение стихотворение по строфам.

- Как прочитаем первую строфу? (Восторженно, ласково.)

- Как прочитаем вторую строфу? (Тревожно, печально.)

- Как прочитаем третью строфу? (Спокойно, любуясь природой; пауза.)

- Как прочитаем четвертую строфу? (Спокойно, нежась в домашнем тепле и уюте, мечтательно.)

- Как прочитаем пятую строфу? (Продолжая мечтать, с грустью последние три строки.)

7. Итог урока.

- Какое стихотворение прочитали? Кто автор?

- Какие слова и выражения А.С.Пушкина вам особенно понравились? Почему?

- Какие чувства испытывает лирический герой? (Чувства радости и грусти.)



8. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.








База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница